Место погребения иоанна богослова в эфесе

Обновлено: 06.05.2024

Храмы, освященные в честь Иоанна Богослова, посвящены любимому ученику Иисуса Христа — апостолу-евангелисту Иоанну, называемому также апостолом Иоанном Богословом .

Слово «апостол» происходит из древнегреческого языка и в переводе на русский означает «посол, посланник». По христианской традиции апостолами называют учеников Иисуса Христа, которые стали Его посланниками ко всему человечеству и должны были познакомить людей с Евангелием — рассказать народам о Христе и о пути, которым предлагается следовать человеку, чтобы приблизиться к Богу.

Имя «Иоанн» происходит из иврита и в приблизительном переводе на русский язык означает «Милость Божья» или «Дар Божий».

Апостол Иоанн Богослов происходил из народа Израиля. Он родился приблизительно в 1-11 гг. н.э. в Палестине, в семье галилейского рыбака Зеведея [1] . Последний также считается отцом еще одного из апостолов (брата ап. Иоанна) — апостола Иакова старшего ( Иаков Зеведеев ). Жену Зеведея — мать апостолов Иоанна и Иакова, звали Саломия [2] . Считается, что она приходилась родной дочерью Иосифу Обручнику — мужу Девы Марии. Следовательно, Зеведей являлся зятем Иосифа. Саломия входила в число жен из ближнего окружения Иисуса Христа и «служила Ему своим имуществом» (принимала активное участие в финансировании общины апостолов). Она присутствовала при Его распятии и положении во гроб, является одной из жен-мироносиц, приходивших ко гробу, чтобы подготовить в погребению тело Спасителя. Она также является второй из людей (после Марии Магдалины), кто был удостоен увидеть воскресшего Христа.

Родители ап. Иоанна Богослова жили вблизи Тивериадского (Генисаретского) озера. Несмотря на простой род занятий (ловля рыбы), семья Зеведея была довольно зажиточной, о чем свидетельствует упоминание в Евангелие о наличии у него работников и о знакомстве Иоанна с одним из первосвященников Израиля.

Иоанн-сын Зеведея впервые встретился с Иисусом Христом, когда тот посещал другого святого Иоанна — Крестителя, чтобы креститься. То есть знакомство будущего апостола с Христом случилось примерно в те самые дни, когда состоялось Крещение Господа в водах реки Иордан. Возможно, что Иоанн Зеведеев находился там непосредственно в сам момент Крещения. При первой встрече Иоанна с Христом присутствовал также его (Иоанна) друг Андрей, которого мы знаем как св. апостола Андрея Первозванного.

Вскоре после первой состоялась вторая встреча братьев Зеведеевых с Христом. Именно к ним Он обратился тогда с загадочными словами: Я сделаю вас ловцами человеков . (Мф. 4: 19). И оба брата, оставив сети, улов и всю свою прежнюю жизнь пошли за Иисусом. Известно, что Зеведей охотно позволил своим сыновьям Иоанну и Иакову следовать за Спасителем (сделаться учениками Иисуса Христа).

За открытость души к Богу, горячий, порывистый нрав, а также за способность произносить очень убедительные речи, поражающие умы и сердца слушателей, подобно молнии и грому, Иисус Христос называл братьев Иакова и Иоанна «сынами грома» — Боанергес [3] .

Только троих — апостола Петра и апостола Иоанна с братом, Христос сделал свидетелями своего Преображения на горе Фавор.

Иоанн был единственным, кто остался в Гефсиманском саду, когда Христа взяли под стражу и все другие апостолы в страхе разбежались. Он последовал за уводимым стражниками Христом во двор первосвященника, надеясь, что представится возможность заступиться за своего Учителя, помочь ему.

Во время казни на кресте, Иисус Христос именно ап. Иоанна попросил позаботиться о своей матери — Деве Марии (Богородице). Когда происходила казнь, вокруг горы Голгофы, на которой были установлены кресты, собралась группа людей. Среди присутствовавших там женщин, стояла Богородица, неподалеку от них находился ап. Иоанн. Взглянув с креста на мать и любимого своего ученика Иоанна Богослова, Иисус Христос сказал, обращаясь к ним,: «Жено, се Сын твой», а ученику: «се мати твоя». Он знал, что скоро вынужден будет покинуть ее, поэтому поручил заботу о ней Иоанну. Далее Богородица до самого Успения [4] жила в доме ап. Иоанна в Иерусалиме. Он относился к ней как к матери, а она к нему как к сыну. Данный эпизод считается не просто усыновлением Божьей Матерью апостола Иоанна, но и моментом усыновления ею в лице Иоанна всего человечества.

Апостол Иоанн — первый из апостолов, кто увидел, что во Гробе нет тела Христа, а только лежат пелены, в которые оно было завернуто. Пустое ложе с лежащими на нем пеленами, Иоанн Богослов наблюдал через отверстие входа пещеры, не решаясь войти внутрь гробницы. Только после того, как в нее вступил апостол Петр, Иоанн тоже решился войти туда. Осмотрев гробницу, Иоанн сразу уверовал в то, что Спаситель воскрес, почувствовав это всей душой, тогда как Петр сначала сомневался в Воскресении.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий (не из Библии). В частности предание сообщает, что после Успения Божьей Матери, ап. Иоанн, взяв с собой своего ученика Прохора [5] , отправился проповедовать христианство на полуостров Малая Азия, где основным центром его пребывания сделался город Эфес. Св. Иоанн не только занимался проповеднической деятельностью, но и трудился ради зарабатывания средств на жизнь. Например, из его жития известно, что в Эфесе Иоанн вместе с Прохором некоторое время работали в общественной бане: Иоанн должен был топить печь, а Прохор таскать воду.

В 80-е гг. I века н.э., при императоре Домициане [6] (по другой версии дело было еще при Нероне), апостол был сослан на остров Патмос, для работы в каменоломнях. На острове Иоанн прожил ряд лет, также продолжая рассказывать людям о Христе. Предположительно, именно на Патмосе апостолом было получено от Бога откровение о конце света, и была написана книга Апокалипсис.

После длительной ссылки ап. Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где примерно между 85 и 95 годами нашей эры написал Евангелие . Апостол постоянно обращался к христианам с призывом любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн горячо проповедует любовь к Богу и ближним. В силу такой направленности проповеди Иоанна Богослова его часто именуют «апостолом любви».

Конечно же, жизнь апостола была наполнена разнообразными чудесами, свершившимися по его молитвам. В том числе ему приписывается несколько случаев воскрешения мертвых.

Скончался ап. Иоанн около 101 г. н.э. в Эфесе. Иоанн являлся самым юным из апостолов. И из всех апостолов, входивших в близкое окружение Христа, он прожил самую большую жизнь, почив мирной смертью, а не мученической. Гробница Иоанна Богослова находится в Турции, в городе Сельчук , в 2,5 километрахот Эфеса .

Существует предание, что «через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Присутствовавший при этом событии его ученик Прохор вспомнил тогда сказанные апостолу Петру слова Иисуса Христа об Иоанне, смысл которых раньше не мог понять: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» ( Ин. 21:22 ). После обнаружения пустой могилы Иоанна Богослова Прохор и присутствующие там христиане решили, что Иисус Христос вознес своего любимого ученика на Небо вместе с телом. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола, чего были удостоены лишь Богородица и ветхозаветные пророки Илия и Енох [7] .

Еще одним свидетельством возможного бессмертия ап. Иоанна считается следующее событие, о котором повествует предание. За проповедь христианства римские власти приговорили его к смертной казни: апостол должен был выпить полную чашу яда. Однако яд на него не подействовал. После этого и было принято решение о его пожизненной высылке на Патмос.

День преставления апостола Иоанна Богослова ко Господу (день смерти апостола) отмечается церковью 9 октября. Дата упоминается в известном стихотворении поэтессы Марины Цветаевой, для которой было важен символизм сочетания собственного дня рождения с днем памяти апостола:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Всего же День Иоанна Богослова отмечается Православной Церковью дважды в году: 9 октября по новому стилю — в день кончины святого апостола, и 21 мая — в день, когда на его могиле на протяжении многих столетий происходили чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля, когда празднуется Собор всех двенадцати апостолов.

Образ Иоанна Богослова особенно часто встречается на парусах православного храма, где он изображается вместе с орлом [8] , и на Царских вратах. Встречаются и другие иконы с этим святым. В зависимости от сюжета иконы, он предстает то в виде молодого человека, то как старец. Нередко рядом с ним пишется образ Прохора.

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна , 1-го , 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Апостол Иоанн Богослов всегда почитался на Руси. Кроме того, что он являлся апостолом, привлекала верующих в его личности то, что он взял на себя попечение о матери своего Учителя, его сыновняя забота о Богородице. Разве не так должен поступать настоящий друг, который действительно любит своего друга? Людям казалось близкой и понятной такая чисто человеческая история из жизни двух ближайших сподвижников Христа, самых близких к нему людей — Его матери и Его друга. Популярность апостола, как святого, была традиционно высокой, и храмы в его честь были довольно распространены в русских княжествах.

ort_palomnik

Во время одной из наших весенних поездок по Эгейскому региону мы посетили базилику св. Иоанна, находящуюся в Сельчуке, неподалеку от древнего Эфеса.




Природа так щедро украсила эти частицы истории, что назвать их руинами просто язык не поворачивается.


Св. Иоанн – самый молодой и самый любимый ученик Иисуса умер в Эфесе предположительно в 100 г.н.э. Единственный из апостолов, умерший не мученической смертью. Именно его Христос на кресте попросил заботиться о Деве Марии (гл.19 Евангелия от Иоанна):
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Вместе с Девой Марией Иоанн прибыл в Эфес, где стал распространять христианство.

Когда же настал его час уйти в мир иной, апостол был погребен на холме Аясулук в могиле крестообразной формы. Позже на месте его могилы была возведена базилика по приказу императора Юстиниана (527-565).

В 7-8 вв. н.э. из-за набегов арабов базилику обнесли крепостными стенами. Для их возведения использовался в основном уже бывший в употреблении строительный материал из Эфеса и храма Артемиды.



У ворот базилики - целый луг.


Там же - цветет опунция.




По сторонам дороги - яркие коврики карпобротуса.


Исходя из плана, базилика имела 6 куполов, расположенных крестообразно, самый большой купол был устроен над могилой апостола.
Своей планировкой Базилика св.Иоанна походила на Церковь Святых Апостолов в Константинополе (последняя была уничтожена в 1461 г., и на ее месте сейчас находится одна из самых больших и известных мечетей Стамбула - мечеть Фатих).
В интернете нашелся такой макет:



Розы-красавицы

Последние документальные сведения о базилике в неразрушенном состоянии датируются ок. 1350 г. Детальный анализ во время раскопок показал, что церковь подверглась разрушительному действию землетрясения. Однако расположенная рядом мечеть Иса Бея, строительство которой было завершено в 1375 г., находится в отличном состоянии. Т.о., был сделан вывод, что базилика была разрушена землетрясением 1361-го г. (до того, как начала строиться мечеть Иса Бея). Впрочем, церковь разрушалась несколько раз и ранее и впоследствии восстанавливалась.





Природа как будто сама возложила цветы к стенам храма.

Первые раскопки на месте базилики были проведены греческим археологом Г.А.Сотериу в 1921-22 гг. Он успел раскопать апсиду, место захоронения св.Иоанна и северный трансепт. После того, как турецкие войска отвоевали Эгейское побережье в 1922 г., эти раскопки были остановлены. Некоторые обнаруженные тогда мелкие находки затерялись и так и не были впоследствии найдены.
Раскопки были продолжены уже в 1926 г. Австрийским Археологическим Институтом.






Территория базилики вместе с окружающими ее стенами простирается на 500 м в длину (с севера на юг) и на 180 м в ширину (с запада на восток).





На древних плитах умостилась малюсенькая кошечка.


В одном месте под стеной были обнаружены остатки мозаики:


Непосредственное место захоронения апостола Иоанна.



Во время раскопок обнаружилось, что могила пуста. По легенде, прах с могилы Апостола Иоанна обладал целебными свойствами, и паломники, держащие свой путь в Иерусалим, останавливались здесь и уносили частицу праха с собой. Еще одна легенда гласит, что могила «дышит», т.е. поднимается и опускается.

У мрамора на этих колоннах своеобразный узор. Такой мрамор добывается на острове Мармара в Мраморном море) В честь него и были названы и море, и остров.





Местный дракон обозревает окрестности:


.

. И если щит - пусть будет из цветов.



А тут цветы добрались до самого верха:



Еще одна парочка уселась на стене:


Здесь располагался баптистерий:




Поглядим на крепость на вершине холма. Она относится уже к сельчукскому периоду.


Самый первый Эфес был основан на вершине холма Аясулук – на месте нынешней крепости. В 560 г.до н.э. лидийский царь Крез переселил город ближе к храму Артемиды (сейчас он находится на уровне 4-5 м под землей). А тот Эфес, который в настоящее время посещается туристами, уже третий по счету и основан он был Лисимахом – военачальником Александра Македонского.




С базилики открывается вид на окрестные дома и мечеть Иса бея.



Пару слов об этой мечети. Как уже было ранее сказано, строительство ее было завершено в 1375 г. Иса Бей, именем которого названа мечеть, был не только правителем, но и ученым. Известно имя архитектора – Али, сын Дамаскина. Мечеть отличается от прочих мечетей сельджукского и османского периодов – она построена по образцу мечети Омейядов в Дамаске, а также мечетей Харрана и Диярбакыра.

Еще немного местной флоры и стен:






А напротив базилики, через дорогу, свили гнездо аисты.



. От посещения базилики остались очень сильные эмоции. Абсолютно не было ощущения разрушенного места. Было чувство, что она была такой всегда - украшенной цветами, открытой небу. Чувство того, что базилика жива.

filaretuos


9 октября Православная Церковь чтит Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Говоря проще, День земной кончины этого святого.
А событие это одно из самых загадочных в Священном Предании.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Итак, известно, что апостол Иоанн Богослов был погребён (если можем так сказать) в городе Ефесе.

Ефес, это бывший город недалеко от современного города Турции , Измир. Этот город основан за 500 лет до Рождества Христова, но в 15 веке он был разрушен до основания и сегодня это крупнейший центр античной культуры.
Ефес, это крепость и она была построена во времена, когда на ефесян нападали арабы.
На территории крепости располагается храм-усыпальница святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Здесь он скончался в самом начале II века. Храм был построен лишь в VI веке, при императоре Юстиниане.
В городе находится и Дом Богородицы и Пещера Семи отроков Ефеских. И конечно храм Святого апостола Иоанна Богослова.


Святой Иоанн прибыл в Эфес, жил в этом городе и начал писать Евангелие в старой церкви, здесь же он и умер. Археологические находки, обнаруженные здесь, показали, что в этом месте находились его могила и ещё пять других могил, имеющих форму креста, некоторые археологи считают, что такое расположение могил было осуществлено по желанию апостола Иоанна. Однако сделать окончательный вывод достаточно сложно, так как большая часть найденных здесь артефактов была тайно вывезена в Грецию, Австрию и другие страны. Начиная с ранних периодов христианства, эта церковь служила местом поклонения многих паломников. Однако в более поздний период церковь разрушилась из-за неблагоприятных климатических условий. По указу Юлиана церковь была вновь отстроена, и вокруг были построены колонны. Церковь была двухэтажной с 6 большими и 5 малыми куполами, 110 м длиной. Купола были мозаичными и украшены фресковой росписью. Во время раскопок было обнаружено довольно большое количество монет, датируемых I столетием. Из этого следует, что могила апостола Иоанна и церковь его имени были местом постоянного паломничества.


Когда-то здесь был огромный религиозный центр. Для строительства храма использовались плиты и колонны храма Артемиды Ефесской. (Храм Артемиды никто специально не разрушал, он сам рухнул в IV веке в результате землетрясения и лежал уже полтора столетия в руинах.)
О масштабах храма в честь Апостола Иоанна Богослова говорит хотя бы тот факт, что эта церковь (вернее, собор) имел в длину 130 метров. (Для сравнения Храм Христа Спасителя в Москве – 85 метров в ширину и в длину.)

Вот как описывает этот древний храм один современный русский поломник побывавший в Ефесе:

Я поднимаюсь на вершину холма по небольшой мощёной улице, обсаженной пальмами. Это здесь, под этим синим безоблачным небом впервые прозвучала фраза «в начале было Слово». Между тем из турецких домов доносится запах жареной пищи. Пожилые турки равнодушно покуривают за столиками кальяны. Черноволосые мальчишки шумно играют в какие-то свои игры. Заметив меня, один из них подбегает, предлагая купить открытки с видом Эфеса. Я подхожу к небольшой крепостной стене из белого камня. Там, за ней, уже могила Апостола Любви. Но перед воротами вижу окошко кассы, и за вход внутрь нужно заплатить 5 турецких лир. Пройдя последнее мытарство, переступаю заветный порог и попадаю на роскошное плато — огромную площадку, украшенную многочисленными колоннами. Это остатки великолепного христианского храма, воздвигнутого в VI веке над могилой апостола византийским императором Юстинианом. Солнце палит нещадно, и в каждом камне — седая древность. Сворачиваю направо и вижу уже знакомую по фотографиям каменную плиту с надписью «Святой Иоанн». Всё. Я достиг желаемого.

Осмотревшись, пока ещё не обращаю на себя никакого внимания. Прямо у моих ног — старая металлическая решётка, прикрывающая небольшое углубление. Приподнять её невозможно, на ней замок. Стараюсь просунуть туда правую руку, чтобы потрогать могилу апостола изнутри. Затем, достав Евангелие, требник и акафист Иоанну Богослову, начинаю облачаться в священнические одежды. И вот здесь-то сразу же появляется турецкий полицейский. Он не подходит ко мне, но, глядя на меня, всё время звонит кому-то по мобильному телефону и что-то говорит на своём языке. Я стараюсь не обращать на него внимания и продолжаю облачаться. Сейчас начнётся служба — молебен с акафистом великому апостолу и чтением первой и последней глав из его Евангелия. От палящего зноя и присутствия полицейского я даже не вполне осознаю окружающую действительность. Кажется, что всё это во сне и не со мной. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!» — звучат первые вступительные слова молитвы.


Вот фотография того самого места, на котором был погребен Апостол Иоанн Богослов.
С этой могилой связано одно совершенно удивительное чудо
Как известно, мы несколько раз в году празднуем память св. Иоанна Богослова. И вот день его памяти 21 мая (по новому стилю) установлен в честь того, что в этот день… из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже есть ложками (были популярны специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну») – во здравие души и тела.
В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников, больных, калек со всего мира. Они приходили, чтобы прикоснуться к святой гробнице и вкусить священного праха. Об этом пишут многие очевидцы тех времен. Встречаем упоминание об этом и у нашего русского паломника игумна Даниила. Он посетил Святую Землю и Ефес в 1104–1107 годах.
Игумен Даниил пишет: «…Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней…».

Здесь же, на месте раскопанного древнего храма, сохранилась удивительная и трогательная подробность древнего храма – солея.
Сегодня солея – это дорожка, параллельная алтарю. В середине солеи – амвон, место, на котором диакон произносит ектении, читает Евангелие.
В древности храм был устроен несколько иначе. Амвоном называлось возвышение посреди храма. От амвона к алтарю вела огороженная брусьями или лентами дорожка – солея. По ней свободно и проходил на амвон, даже через переполненный храм, диакон, неся в руках Евангелие.
И вот здесь как раз сохранилась эта мощная солея, ведущая от алтаря к амвону.

Давайте мысленно перенесемся в прошлое на полторы тысячи лет и окажемся в византийском храме как раз в тот момент службы, когда все готовятся слушать Евангелие. Что мы увидим.
На полу и на скамьях сидят люди. Они не встают ни на чтение фрагмента из Ветхого Завета, ни на Апостольское чтение. …Но вот люди заволновались. Апостольское чтение заканчивается, и диакон всех призывает подняться, потому что сейчас будет возглашаться Евангелие, а через него Сам Господь Христос обратится к нам.
И в самом алтаре все приходит в движение… Священнослужители встают, зажигаются свечи, звенят цепочки кадил, с престола берется недавно положенное на него Евангелие. Еще минута-две – и из алтаря показывается процессия: служители с кадилами, свечами, опахалами… за всеми – старший диакон в роскошных одеждах. В его руках богато украшенное золотом и самоцветами Евангелие. Бывает, что Евангелие такое огромное и тяжелое, что его несут несколько человек.
Человеческое море приходит в движение. Все стремятся попасть как можно ближе к солее – помосту, который ведет от алтаря до середины храма. Самые благочестивые – уже у солеи. Они тянут руки за брусья ограждения, пытаясь коснуться Святого Евангелия или хотя бы достать до диакона. Родители поднимают маленьких детей, чтобы и те коснулись святыни. «Толпы народа напирают с обеих сторон, стараясь дотронуться до Священной Книги губами или руками, а кругом бушует людское море», так сообщает автор шестого столетия об этом.
Но вот диакон на амвоне. Евангелие положено на специальный столик и раскрыто. На секунды оно скрывается за ароматными клубами кадильного дыма, которым окаждают Святую Книгу. Устанавливается тишина. Епископ из алтаря призывает мир и благодать на верующих и благословляет диакона на чтение того самого евангелия, который написал апостол и Евангелист Иоанн Богослов , который и погребён в этом самом храме.

Святыни Малой Азии: Эфес

Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Юрий Кисель

Святыни Малой Азии: Эфес

Храм Иоанна Богослова

Когда мы произносим название древнего Эфеса, первая ассоциация – знаменитый античный город с храмом Артемиды, одним из семи чудес света. Да, языческую богиню плодородия особо чтили в этом городе: нигде, пожалуй, не было столько разврата, как здесь. Но все начало меняться в середине первого века, когда в город на берегу Эгейского моря пришел Апостол Павел с проповедью. И сейчас все мы, конечно, знаем «Послание к Ефесянам» и помним знаменитый эпизод из «Деяний», описывающий конфликт ремесленников, изготовлявших статуэтки Артемиды, с христианским проповедником: «бизнес» греческих мастеров оказался под угрозой.

19.jpg

Но постепенно город становился христианским, и вот уже из колонн и плит рухнувшего храма Артемиды возводится 130-метровый собор, освященный в честь Иоанна Богослова.


Колонна в центре снимка – все, что осталось от храма Артемиды Эфесской

9.jpg

Правда, собор воздвигли уже в шестом веке, а любимый ученик Христов пришел сюда, разумеется, в первом. Здесь он проповедовал, за что был арестован и сослан на остров Патмос, где удостоился удивительных откровений и написал Апокалипсис. После длительной ссылки, уже в преклонных летах, Иоанн Богослов вернулся в Эфес, где между 85 и 95 годами создал свое Евангелие. В этом городе сын Зевведея почил в глубокой старости, хотя, как мы знаем, существует и предание о том, что Апостол любви был взят Господом на Небо.


Уже с древних времен христиане почитали место в Эфесе, где, как считается, был погребен Иоанн Богослов. Сюда решили совершить свое паломничество и мы

Я не знаю, почему, но именно поездка к гробнице Евангелиста Иоанна оказалась самой искусительной для нашей группы. Сначала внезапно разболелась одна из наших спутниц – ранний выезд из отеля в Памуккале пришлось отложить более, чем на час. Затем, уже в пути, стало плохо еще одному нашему брату. Пришлось сделать остановку. Затем, как водится, перекус. А так как путь был весьма неблизким, то приехали на место мы только к обеду. Оказавшись на месте погребения Апостола Иоанна Богослова, мы с изумлением узнали, что сегодня здесь служил Божественную литургию Патриарх Константинопольский Варфоломей, ибо на календаре было 8 мая – греки именно в этот день празднуют память Евангелиста (русская Церковь – 21 мая). Представляете нашу досаду? У нас теоретически был шанс помолиться вместе с главой Вселенского Патриархата!


В момент, когда мы приехали, музейщики еще не успели убрать из «Литургического зала» столы

Но ничего не поделаешь. Пришлось молиться самим: очень тихо пропели «Христос Воскресе», потому что это, как водится, было запрещено – здесь музейный комплекс, и исключение сделали только для архипастыря. Наше негромкое пение едва не привело к скандалу: музейные работники начали делать замечания. Поэтому, коротко помолившись вслух, мы припали к окошечку, проделанному внутрь гробницы. А кое-кто даже попытался исследовать здешнюю пыль, памятуя о чудесном появлении праха, который раньше поднимался из могилы в день памяти Иоанна Богослова.


Наши предки благоговейно собирали пыль с гробницы Евангелиста в специальные коробочки и даже вкушали ее, молясь об исцелении души и тела. Это очень известное церковное предание

10.jpg



Пока мы изучали пыль, останки древнего храма (между прочим, второго по величине после Святой Софии в Византии), вглядывались в темноту могилы через окошечко, подошел музейный смотритель. Из тех, кто возмутился нашей молитве. Он, видя наш интерес к сему месту, предложил … нелегально открыть гробницу Иоанна Богослова. Возможность на полминуты спуститься вниз он оценил в 10 долларов с человека. Со словами «Да Бог с ними, деньгами!», к входу в гробницу решительно двинулась одна из паломниц. За ней потянулись еще несколько человек. Озираясь, не видит ли начальство, старик-турок снял большой навесной замок и начал запускать нас парами в гробницу. Склеп оказался очень узким, замусоренным, затянутым паутиной. Наши друзья с благоговением стряхивали с нас пыль и соринки, когда мы снова оказались наверху .


Пока одни лобызали священное место.


. другие решили исследовать его изнутри

Находясь у могилы Апостола любви, мы молились о наших родных и, конечно, о стяжании христианской любви и мира в наших семьях и общине.

13.jpg


А так выглядел храм до разрушения

Потом немного подобревшие турки угостили нас на прощание холодной водой (день был очень знойный), мы двинулись к выходу. И тут произошло нечто неординарное. Дело в том, что в храм Иоанна Богослова поднимались не все. Одна наша паломница, неутомимая путешественница, не рискнула подниматься на холм по жаре, из-за проблем со здоровьем. Нашла большой камень у входа в музейный комплекс, присела на него и стала ждать нас. Грустила: возможно, единственный раз в Эфесе – и нет никакой возможности припасть к могиле Евангелиста. «Господи, у меня даже молитвослова с собой нет, помолиться – и то не могу! » – сокрушалась Л.В. про себя. Через некоторое время решила открыть сумку: проверить, на месте ли загранпаспорта. Видит – какая-то бумажка. Скомкала ее, подумав, что это чек, и уже собиралась бросить в урну. Но на всякий случай решила посмотреть, что это такое. Развернула и не поверила своим глазам: листок с тропарем Иоанну Богослову! Знаете, такой небольшой листочек, который обычно вкладывается в упаковки софринских иконок. Л.В. просто затрясло: она точно знала, что не клала эту бумажку с молитвой в сумку. Взволнованная, она рассказывала нам эту историю и показала листок! Конечно, мы прочитали тропарь вслух, а потом еще раз, даже несмотря на то, что назревал скандал с музейщиками. Конфликтовать не хотелось, но и не прочитать эту молитву мы не могли, коль скоро сам Иоанн Богослов явил нам ее!

6.jpg


Апостоле Христу Богу возлюбленне,
ускори избавити люди безответныя,
приемлет тя припадающа. Иже падша на перси приемый.
Егоже моли, Богослове,
и належащую мглу языков разгнати,
прося нам мира и велия милости


Так утешил нас Апостол любви за те малые искушения, что пришлось претерпеть.

Дом Пресвятой Богородицы

И еще одна встреча, которую наши паломники ждали в Эфесе. Это – так называемый Дом Пресвятой Богородицы, где Она якобы жила и преставилась. Звучит необычно, да? Я, например, раньше и не знала про существование такого места. Ведь не далее, как зимой, мы были в Иерусалиме, в храме Успения на горе Сион, где находился дом Иоанна Богослова и где закончился земной путь Девы Марии. А недалеко от Гефсиманского сада есть усыпальница рода Давидова, где погребли сначала родителей Пресвятой Девы, потом Иосифа Обручника, а в назначенный час положили Ее тело. И хоть вскоре ученики Христовы обнаружили в гробнице лишь погребальные пелены, – Христос воскресил Свою Мать и забрал в Свои небесные селения, – кувуклия эта, как и Гроб Господень, до сих пор остается местом особого почитания Царицы Небесной.

3.jpg


В монастыре есть мемориальный уголок, посвященный Анне Катерине Эммерик


Католики решили искать дом. Были созданы исследовательские группы, совершались поездки в Эфес. В книге, которую мы приобрели в Турции, рассказывается, что летом 1891 года поиски увенчались успехом. Французские монахи во время очередной экспедиции чудесным образом нашли место, совпадающее с описанием Эммерик: местные крестьяне показали им источник с чистой питьевой водой, рядом с которым находилось «запущенное место для богослужения с разрушенной кровлей и стенами».

На старом фундаменте братья-христиане построили церковь. Сейчас здесь находится небольшой католический монастырь, где живут несколько монахинь. Сюда приезжает множество туристов и паломников: заходят в маленький храм, ставят свечи, пьют воду из источника…

14.jpg


Монастырь чист, ухожен. В тени деревьев можно отдохнуть от палящего зноя

15.jpg


Вот он, небольшой монастырский храм

7.jpg


Алтарь

8.jpg


Внутри можно спокойно помолиться.

5.jpg


Правда, смущает множество ленточек, завязываемых «на счастье». Мы тоже не упустили такую возможность (шутка)

Как я уже отметила, Православная Церковь скептически относится к версии нахождения Дома Богородицы в Эфесе. Однако для нас была ценна уже сама возможность спокойно помолиться на территории христианского монастыря, не опасаясь одергиваний и замечаний, которых и так за эту поездку было достаточно. Жила здесь Богородица или нет, но мы верим, что Она слышит искренние молитвы, возносимые к Ней в этом месте.

4.jpg



Семь эфесских отроков

Завершая рассказ об Эфесе, упомяну еще одно примечательное место в городе. Это остатки древней пещеры, которую отождествляют с тем самым местом, где на 200 лет уснули семь эфесских отроков. Вспомним житие.

20.jpg


Икона семи Эфесских отроков

250 год. Жестокий император-язычник Деций решил истребить всех христиан в Эфесе. Последователей Христа хватали на улицах и площадях, устраивая кровавые расправы. Наблюдая за этим, сын префекта города Максимилиан и шесть его друзей скорбели о погибших и молились. Такое поведение не осталось незамеченным, и юношей, даже несмотря на статус их родителей, тоже решили убить.

На допросе у императора отроки открыто исповедали свою веру. «Мы знаем Бога, слава Которого наполняет небо и землю, и приносим Ему тайную жертву исповеданием веры и постоянной молитвой!» – такие слова вложил автор жития в уста Максимилиана.

Разъяренный Деций дал упрямцам несколько дней на размышление. А они вышли из города, спрятались в пещере, горячо там молились и готовились к новой встрече с тираном. Лишь самый младший из них, Иамвлих, время от времени спускался в город за пищей для себя и братии. Вернувшийся через некоторое время в город император приказал доставить юношей к себе: он решил во что бы то ни стало заставить их принести жертву языческим богам. Зная это, эфесские отроки усилили молитву, и Господь явил к ним Свое милосердие: юноши мирно почили. Убедившись в смерти своих врагов, Деций приказал замуровать вход в пещеру.

Прошло два столетия. Христианство стало официальной религией Римской империи, и гонения прекратились. Однако юность Церкви проходила в борьбе со всевозможными ересями. Так, в правление императора Феодосия Младшего (ок. 446 года) возникла ересь, отрицающая воскресение мертвых. Благочестивый царь пытался бороться с этим, молился Богу, но противостоять ереси не мог. И в дело вмешался сам Господь. Адатий, владелец земли, на которой находилась пещера семи отроков, решил построить на этом месте загон для скота. Добывая камни для строительства, он раскопал вход в пещеру – и тотчас семь юношей ожили, как если бы уснули накануне.
Ничего не подозревавшие, они отправились в город и были поражены произошедшим переменам: улицы стали совсем другими, а, главное, на домах появились изображения креста. В свою очередь, жители Эфесса были поражены необычным видом юношей, а также деньгами, на которые юноши хотели купить хлеба: такие монеты были в ходу два века назад. После долгих расспросов правда открылась. О случившемся узнал даже император Феодосий, который тут же поспешил Эфес и поприветствовал юношей. Возможно, он понял, что это был ответ на его молитвы к Богу. Ересь была побеждена.

17.jpg

А отроки уснули вновь – на этот раз, до всеобщего Воскрешения. По их просьбе святых юношей положили в той же самой пещере. Только теперь к ней не прекращалось паломничество. Остался этот подвиг исповедничества в истории Церкви: мы вспоминаем святых отроков 17 августа, в Успенский пост.


Сейчас пещера находится в запустении, однако турецкие власти огородили ее, чтобы вандалы не разрушили хотя бы то, что осталось

18.jpg

16.jpg


Вспомнив историю Эфесских отроков, пропев им величание, помолившись, мы простились с этим местом…

… На этом, пожалуй, завершу свой рассказ о паломничестве в Турцию. Минула слава Константинополя, Каппадокии, Эфеса. Но Господь остался Тем же, освящая каждую пядь созданной Им земли. И я благодарю Его за эту возможность соприкоснуться с юношеским периодом развития нашей Церкви. Ведь только одно перечисление святых, которым мы поклонились и которых вспомнили, чего стоит: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Георгий Победоносец, Иоанн Русский, Апостол Филипп, Апостол Иоанн Богослов, Николай Чудотворец и другие! А Айя-София, которую мы вряд ли сможем забыть? А места, связанные с Божией Матерью? В паломничестве мы вспоминали слова нашего духовника, сказанного перед поездкой: «Каждое такое путешествие – вклад в золотой фонд вашей души! » И это воистину так. Слава Богу за всё!

Тайна Святого Иоанна - Эфес

Базилика святого Иоанна. После античного Эфеса, о котором рассказывала здесь – одна из важных достопримечательностей Сельчука. Есть еще, конечно, Дом Пресвятой Богородицы – место, которое сами турки считают своеобразной христианской Меккой, а посетивших его называют hoca (ходжа), что означает «учитель, просветленный».

Кстати, я, например, не знала, что Ходжа Насреддин – турецкий персонаж. В советском детстве книжка про него воспринималась совсем не экзотично. Я даже попыталась поспорить с Муратом о том, что Насреддин – не турок. На что мне был предъявлен дорожный указатель и памятник, когда мы проезжали провинцию Конья. А потом еще и захоронение. С этим не поспоришь.

– Ваша Богородица, – твердо сказал Мурат, – а Ходжу Насреддина уж пожалуйста оставьте нам.

Но, если, пардон за каламбур, покопаться, так и Богородица похоронена совсем не факт, что в Сельчуке. Но пока мы этот вопрос пристально рассматривать не будем, а перейдем к любимому ученику Иисуса – Апостолу Иоанну. Был он самым молодым, но очень преданным. И ему доверил Иисус свою мать Деву Марию. После распятия Христа, где-то в середине I века, Иоанн и Мария, скрываясь от преследований Рима, прибыли в Эфес. Иоанн принялся проповедовать новую веру, а Мария поселилась на Соловьиной горе, там где сейчас стоит Дом Пресвятой Богородицы.

Апостол Иоанн, прозванный Богословом – автор текстов Евангелия и Откровения (Апокалипсиса). Он единственный из всех учеников Христа умер своей смертью, и произошло это именно в Эфесе.

А сейчас – легенда. Иисус загодя явился к нему с вестью, что забирает к себе. Иоанн не спорил, мало того – попросил собственных учеников похоронить его заживо. Его положили спящего в могилу в форме креста, сооруженную на холме Аясулук. А когда, спустя какое-то время, могилу открыли, тела в ней уже не было.

В IV веке над могилой Иоанна Богослова возвели мартирий – одно из самых ранних сооружений подобного типа на территории Турции. Позже он был преобразован в базилику, которая пострадала от землетрясения. Но два века спустя, в 527-565 годах император Юстиниан I строит на месте захоронения Апостола огромную каменную базилику, известную как Базилика Святого Иоанна. Она быстро становится одной из крупнейших церквей христианского мира, привлекая большое количество паломников.

Следующее разрушение святыня претерпевает в результате страшного землетрясения, случившегося в середине 1300 годов. Но совсем стереть с лица земли этот памятник византийской архитектуры природе не удалось. До наших дней дошли внушительные руины, позволяющие судить о масштабности строения. Ее длина – 130 метров, а ширина – 40. Если здание восстановить, оно бы стало седьмым в мире по величине христианским храмом.

Есть прекрасно выполненный макет базилики, который позволяет увидеть и шесть куполов, увенчивающих ее, и нефы, и амвон, и синтрон, и дивные колонны в ионийском стиле из мрамора, привезенного с островов Мраморного моря. Материал стен – кирпич, облицованный мрамором.

Читайте также: