Место для зрелищ в древнем риме

Обновлено: 06.05.2024

Праздники Древнего Рима своими корнями уходят в греческие, так как эллины были ближайшими соседями древних римлян. Однако, несмотря на влияние эллинской культуры, в Др.Риме заметно изменяются содержание и формы праздника. Здесь уже не всеобщее массовое действо, а чаще всего зрелища, в котором было четкое разделение на участников и зрителей.

Метаморфоза, происшедшая с древнеримскими праздниками, не случайна. Достаточно вспомнить политическую обстановку в Римской империи, обстановку жесткой классовой борьбы между паразитирующей бюрократической верхушкой и обнищавшими жителями. Империя держалась на силе, и в этих условиях нужно было во что бы то ни стало отвлечь народ от политики, от классовой борьбы.

Следует отметить, что римские зрелища сочетали в себе феерию и натурализм, влияющие на гармоничноевоспитание воина.

Одним из ярких триумфов было устроено по случаю одержания победы под Македонией 167г. до н.э. (Эмилию Павлу). Триумф проходил 3 дня:

  1. Демонстрация места триумфа (на носилках)
  2. Показ захваченного оружия и золота
  3. Подчеркивание положение рабов, которых захватили.

Так же с тех времен появилось такое понятие, как Овация – из названия малого триумфа.

Особенно ярко в Римской Империи проходили гладиаторские бои. Первые гладиаторские бои провел Юлий Цезарь в память о своем отце, а потом 2-ые в честь дочери. Гладиаторские бои считались кровавыми играми на кону которых стояла человеческая жизнь. В рамках гладиаторских боев проводились Бестиарии – бои со зверем, навмахии – морские сражения, групповые бои по 30 гладиаторов (Фракийцы, Сомниты, Андрбаты).

Существовали школы гладиаторов, учителем в которых был Ланиста – гладиатор, победитель. Гладиатор, победивший игры не завоевывал свободу, он был обязан стать учителем, чтобы отдать свой опыт ученикам. В этот преиод он становиться приближенным императора. Но свободным как таковым так и не становился, он раньше умирал от ранений.

Учеников же называли деревяшками, так как обучались они на оружии из дерева.

Нужно заметить, что в зрелищах Др.Рима большого совершенства достигла сценическая техника, расширились выразительные средства. (вершиной зрелищных построек до сих пор считается Колизей).

В целом изменение характера праздников В Др.Риме соответствовало измененному пониманию досуга и наметившийся тенденции к его деградации. Досуг из обществееной становиться личной ценностью. Все чаще предполагается отчуждение от общества, а не слияние с ним, как было у древних греков.

Римские зрелища и представления времен Империи являются показателем культуры рабовладельческого строя.

Как развлекались в Древнем Риме.

Это были огромные ипподромы, где устраивали гонки на колесницах.

Самый известный ипподром Древнего Рима – это Большой цирк, который находился между холмами Палатин и Авентин. Вот мое видео об этом цирке:

Развлечения в Колизее

При императоре Домициане, внуке Веспасиана, в амфитеатре построили подземный этаж – гипогей с двухуровневой системой клеток и тоннелей, где содержались дикие животные и гладиаторы, помещения для раненых и умерших. Участники битвы и декорации поднимались на арену подъемными механизмами. Через скрытые люки в деревянном полу на арену неожиданно выпускали диких животных, что чрезвычайно нравилось толпе зрителей.

Ревущая толпа умоляла императора освободить самого храброго гладиатора. Если гладиатору вручался деревянный меч, то он становился свободным человеком и навсегда освобождался от сражений.

Утренние игры – бои с животными. Толпу зрителей в Колизее развлекали бестиарии – гладиаторы, обученные биться с дикими животными: носорогами и львами, леопардами, слонами и крокодилами, страусами и жирафами, дикими лошадями и зебрами, тиграми и медведями. Часто без оружия к битве с дикими животными приговаривали преступников и военнопленных.

Бои с животными

Вечерние игры – бои гладиаторов. Битвы между гладиаторами готовили тщательно. Соревнующихся подбирали по весу, росту, опыту, боевому навыку и стилю борьбы. Здесь бились рабы и военные, пленники и преступники. Через «Ворота Триумфа» гладиаторы выходили на арену, через эти же ворота возвращались выигравшие сражение.

Победителей награждали медалями, записывая в очередном бою победу. Бывший воин, закончивший участвовать в битвах, получал пожизненную пенсию. Проигравших уносили через «Ворота Либитины», названные в честь богини смерти.

Зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, нередко бросали на арену, если их поведение не нравилось правителю. Император Коммод сам участвовал в гладиаторских боях: жестокому правителю ничего не угрожало на арене, битвы подстраивались так, чтобы император побеждал, убивая противников под восхищенный рев толпы.

Здесь лилась кровь

За 400 лет гладиаторских боев, проведенных на арене Колизея, убито 500 000 человек и 1 миллион диких животных, так что в Северной Африке исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты. Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 405 году, к тому времени Колизей обветшал, а бои обходились дорого. Император Гонорий ввел запрет еще и потому, что они противоречили идеям христианства – религии империи. Инсценировка охоты на диких зверей продолжалась до 523 года.

Арена Колизея покрыта досками, которые при необходимости быстро убирались, чтобы организовать битвы с животными или морские сражения. Корабельные битвы устраивали в честь великих морских побед. Арену специально затапливали на один метр водой, которая поступала в амфитеатр по специальным каналам.

Места для военных представлений

Также существовали места, где устраивали военные представления на кораблях. Для этого был создан огромный водный резервуар в районе Трастевере, а также иногда отгораживали часть Тибра для таких спектаклей.

Навмахии - военные представления на кораблях Навмахии - военные представления на кораблях

Развлечения в древнем Риме

Первая часть этой статьи оказалась немножко не для слабонервных, однако не все развлечения в Древнем Риме были столь ужасны.

Театр

Римский театр наследовал традиции древнегреческого, но во многом утратил тот серьёзный просветительский характер и пафос, которым обладал греческий театр. Кроме трагедий и комедий, в римском театре было множество более простых и низких жанров, а профессия актёра, увы, не была столь уважаемой. Чаще всего актёрами были рабы или вольноотпущенники.

В числе жанров римской сцены можно было найти сомимы – выступления фокусников и акробатов, мимы – маленькие балаганные сценки с тычками и оплеухами, пантомимы – танцевальные представления без слов, ателланы – короткие и подчас грубые фарсы (предшественники средневековой европейской комедии дель арте); комические бытовые сценки – сатуры, включавшие в себя и слова, и пение, и танцы с музыкой; насмешливые и язвительные песни – фесценнины, практиковались в римском театре и поэтические игры.

Посещение театра было для римлян бесплатным; конечно, для свободных римлян – рабы в театры не допускались.

Кстати, немало римских театров сохранилось до наших дней - в Арле (Франция), в Мериде и Картахене (Испания), в Вероне (Италия) и в иных местах, где некогда царил Рим. Освобождённые из-под земли в ходе раскопок, сегодня они принимают зрителей на театральных фестивалях и других представлениях.

Спортивные игры

Наверное, вы уже заметили, что разнообразные соревнования римляне очень любили, и конечно же, в Древнем Риме регулярно проходили те или иные спортивные игры, на которых практиковались состязания атлетов, фехтование, борьба, бег, прыжки, кулачные бои.

Капитолийские игры, посвящённые Юпитеру, были римской калькой с древнегреческих Олимпийских игр и включали в себя как атлетические соревнования, так и, на более поздних этапах, состязания певцов и музыкантов. Из древних инициационных обрядов выросли Троянские игры (lusus Troiae) – конные выступления юношей из благородных семей.

Гонки на колесницах (ludi circenses) происходили на специальных ипподромах и были особенно любимы публикой. Фанаты, болеющие за разные команды, могли устроить беспорядки, если их не устраивали результаты. Победители гонок получали богатство и популярность.

Триумф

Эта специальная торжественная церемония присуждалась как награда в тех случаях, если победа оказалась сокрушительной и погибло великое множество врагов. Полководца, возвращавшегося с войны с победой, выходил встречать весь Рим. Это было грандиознейшее шоу.

Триумфатор въезжал в город на позолоченной колеснице, пышно разнаряженный, в окружении членов своей семьи. Специальный раб держал у него над головой лавровый венок и одновременно шептал ему на ухо: «Memento mori» («помни о смерти») – чтобы тот не очень-то зазнавался. Следом ехали верхом командиры и соратники, затем соотечественники, освобожденные из вражеского плена, а после – солдаты при полном параде, во всё горло распевающие как хвалебные, так и насмешливые песни в адрес триумфатора.

Триумфальная колесница. Источник: ancient.eu Триумфальная колесница. Источник: ancient.eu

Но самой интересной частью шествия была захваченная военная добыча – оружие, золото и серебро, статуи и картины, драгоценная утварь, ткани и прочие сокровища, разукрашенный жертвенный скот; здесь же брели знатные пленники – цари и полководцы со своими семьями и приближёнными (многие из них чуть позже станут частью других зрелищ, если вы читали первую часть статьи, то вы помните). Порой трофеев было так много, что их въезд в город затягивался на два-три дня. Было на что посмотреть.

Барельеф изображающий триумф Марка Аврелия. Капитолийский музей Рима. Источник: ancient.eu Барельеф изображающий триумф Марка Аврелия. Капитолийский музей Рима. Источник: ancient.eu

Процессию сопровождали артисты – мимы, фокусники, акробаты и жонглёры изо всех сил увеселяли толпу.

Интересно, кстати, что все эти развлечения в Древнем Риме не были шоу-бизнесом: их посещение было бесплатным, мало того, организаторы игр и представлений были обязаны за свой счёт обеспечить зрителей также праздничным угощением и напитками. Хлеб и зрелища. Что променяли на эти вещи граждане Древнего Рима, теперь уже сложно сказать.

Колизей – история и яркая жизнь знаменитого древнего амфитеатра в Риме

Колизей в Риме

Колизей (с латинского языка «громадный, колоссальный») или амфитеатр Флавиев, сохранившийся до нынешнего времени и расположенный в центре Рима, в 3 км от самого маленького государства – Ватикана. Колизей – самая большая арена за историю человечества, знаменитая достопримечательность в мире, памятник архитектуры древнего Рима.

Амфитеатр – центр жестоких увеселительных зрелищ Древнего Рима, на арене которого убиты сотни тысяч людей и животных. Место, где песок молча впитывал литры крови, где даже корабли участвовали в сражениях. Здесь в едином порыве воздух разрезался возгласами десятков тысяч зрителей: на потеху толпе и патрициям устраивались гладиаторские бои и звериная травля.

Стадионы в Древнем Риме

На стадионах проводили соревнования атлетов: бег, прыжки, метание диска, в общем, что-то похожее на летние Олимпийские игры. Под площадью Навона можно посмотреть руины стадиона императора Домициана. Об этой площади и стадионе я рассказываю в этом видео:

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Для строительства потребовалось 100 тысяч кубометров натурального камня, для внешней стены – 45. Камни вытесывали и скрепляли стальными скобами, на изготовление которых ушло 300 тонн металла.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Так выглядел Колизей, рисунок

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Колизей в разрезе

Места для зрителей

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Одеоны в Древнем Риме

Были еще и одеоны – это залы, где проводились музыкальные соревнования по пению и игре на различных инструментах. Одну из колонн одеона Домициана можно увидеть рядом с площадью Навона.

Колонна одеона Домициана рядом с площадью Навона Колонна одеона Домициана рядом с площадью Навона

А это дворец Массимо-алле-Колонне. Видите его фасад украшают колонны?! Они тоже из одеона Домициана.

Дворец Массимо-алле-Колонне в Риме Дворец Массимо-алле-Колонне в Риме

Римские амфитеатры

Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphithéâtre) — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши.

До настоящего времени в различных странах сохранилось множество этих построек - даже мне удалось повидать их штук шесть или семь.

Первым увиденным мной из достаточно прилично сохранившихся амфитеатров стал амфитеатр в Мирах Ликийских, что на территории современной Турции (Демре), в 2003 году.
Построен он был, как и подавляющее большинство римских амфитеатров, во II веке н.э.


Особенность строения в том, что оно использует рельеф местности - трибуны вырублены в скале, к которой примыкает строение.
Считается, что такой тип строений более присущ греческому влиянию, ибо римский тип амфитеатров подразумевал отдельно стоящие трибуны - впрочем, в дальнейшем мы увидим, что римляне не чурались эклектики ;)

Более подробно об этом строении пишет vladimirdar :
Его диаметр около 110 метров и вместить он мог до 10 тыс. человек (по некоторым данным и до 15 тыс. чел.). Всего в амфитеатре Миры 35 рядов – 29 нижних и 6 верхних, разделенных диазомой (полукруглым проходом между рядами античного театра).

Обычно этот амфитеатр в Мире называют греко-римским. Он полукруглой формы как греческие. В римских амфитеатрах архитекторы обычно делали дальние ряды немного выше, чтобы зрителям было хорошо видно сцену, здесь же, как и во всех подобных строениях Малой Азии римского периода этого не наблюдается. Также здесь нет принятого в римских амфитеатрах разделения зрительских мест «для богатых » и простых граждан. Таким образом, этот исторический памятник скорее греческий, чем римский по своей стилистике. Очевидно в Мире не приветствовалось кичиться своим богатством и властью, нежели, к примеру, в римской столице. Сцена и часть зрительских мест-ступеней высечены в скальном массиве. Этот театр был публичным центром древнего ликийского города Мира. Здесь проходили не только театральные постановки, но и жертвоприношения, публичные суды, казни. Есть некоторые сведения, что здесь проходили гладиаторские бои и даже подобие имитации морских сражений с наполнением сцены водой.

Однако Мироликийский амфитеатр не был первым, который мне удалось посетить - за пару лет до него я, конечно, не смог обойти своим вниманием единственный античный театр Крыма, нынешней России и всех стран бывшего СССР - древнегреческий театр в Херсонесе Таврическом, когда-то занимавшем часть территории современного Севастополя.

Поскольку до нашего времени этот театр дошел со значительными потерями, и потому мой список амфитеатров открыл не он ;)

Книга Е. Крикуна «Архитектурные памятники Крыма», выпущенная в 1977 г. симферопольским издательством «Таврия», несмотря на то, что это было единственное сооружение данного типа на территории страны, уделяет этому театру всего несколько строк:

По склону балки в скале вырубили восемь секторов зрительских мест - театрона с рядами каменных скамеек.
Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек, между секторами проходили лестницы.
Несколько ступеней одной из лестниц центрального сектора театрона сохранились до настоящего времени.

Херсонесский театр неоднократно перестраивался; значительные изменения коснулись его в I в. н.э., когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, травля диких зверей, что потребовало защиты зрителей. Орхестра расширилась, вместо первого ряда зрительских мест был сооружен высокий барьер с металлической решеткой. Таким образом, театр мог быть и местом для традиционных представлений, и цирком. На театральном участке были найдены фрагменты надписей в честь организаторов и победителей музыкально-литературных состязаний и алтари, посвященные Немезиде, - богине справедливости, покровительнице гладиаторов, актеров и атлетов.
Херсонесский театр просуществовал до IV в. н.э. Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку.
В VI веке на его месте возвели крупный храм.

Сам амфитеатр был реконструирован археологами в конце XX века, однако выглядит он довольно новодельно, на мой взгляд, и потому я тогда даже не стал фотографироваться на его фоне, предпочтя проскений с сохранившейся колонной ;))

Следующим римским амфитеатром, который я посетил, стал Амфитеатр в бывшем древнеримском городе Тарракон (Tarraco) - нынешняя Таррагона, Испания

Процитирую одну из статей об этом амфитеатре:
Римский амфитеатр появился в Таррагоне в 1—2 в. н. э. и был расположен поблизости от форума этой провинциальной столицы. Амфитеатр размерами 130 на 102 м вмещал до 15 тыс. зрителей. Находился он почти у самого моря, и во 2 в. здесь проходили гладиаторские бои. До наших дней дошли остатки большой надписи, которая датируется периодом правления Элагабалуса (3 в. н. э.), расположенной на подиуме.

В 259 г., во время преследования христиан императором Валерианом, городской епископ Фруктуус и его деканы, Аугуриус и Эвлогиус, были сожжены заживо в этом амфитеатре.

Но после того, как христианство стало официальной религией в империи, театр потерял свои оригинальные функции.
В последующие годы часть камней, из которых он был сложен, была использована для того, чтобы построить базилику в память о трёх сожжённых мучениках. Их могилы в арене театра были раскопаны, а к церкви пристроили специальные погребальные мавзолеи, куда поместили останки.

Остатки этих могил и сейчас еще видны:

Как вы можете заметить, при постройке этого амфитеатра также был использован рельеф местности - часть зрительских мест была вырублена в склоне.

. другая же часть сложена из необработанного камня на растворе:

При строительстве использовалось несколько различных технологий - как обработка скального монолита, так и каменная кладка, причём как необработанным, так и обработанным камнем.

Использовался даже римский бетон - в одной из залитых бетоном ступеней для зрителей сохранился обломок деревянного опорного столба, использовавшегося, по-видимому, для установки навеса от солнца:

Не мог я не увидеть, конечно, и самый раскрученный из всех амфитеатров - Амфитеатр Флавиев в Риме (Италия).

Вряд ли найдётся человек, не слыхавший об этом самом крупном и знаменитом амфитеатре, известном больше под названием Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный).

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.
Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом.

Еще один римский амфитеатр мне довелось увидеть в Помпеях, в которых сохранилось аж 2 театра и один амфитеатр.

Я посетил самый старый из сохранившихся римских каменных театров - Большой театр (но не московский, а помпейский ;)):

В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.


1 — Треугольный форум; 2 — Большой театр; 3 — Малый театр (Одеон); 4 — храм Изиды; 5 — портик театра, позже казарма гладиаторов

Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).

При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуналия.

Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра.

Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.

Еще одной из архитектурных особенностей этого театра является отделка некоторых зрительских мест драгоценным мрамором:

Видимо, места первого класса ;))

Амфитеатр в набатейской Петре - один из самых загадочных в моей коллекции амфитеатров ;).
Даже сведения о количестве мест в нём противоречивы:

Греческая культура имела большое влияние на набатейцев, о чем свидетельствует амфитеатр на 8000 мест неподалеку от Эль-Хазне.
Есть театры и в окрестностях Петра, но меньшего размера.
Высеченные в скале широкие скамьи составляют обширный зрительный зал с очень хорошей акустикой.

Во II веке Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. Опять потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась гортанными криками, клятвами и божбой котловина, окруженная скалами розового и красного цвета. И опять мимо высеченных в скалах гробниц потянулись колонны закованных в цепи рабов.

Римляне построили еще два рынка, и их стало в Петре три; в пологом склоне скалы они вырубили амфитеатр, и проезжие купцы могли любоваться спектаклем или гладиаторскими боями.

После разрушительного землетрясения в IV в. н.э. город был оставлен своими жителями.

И, наконец, амфитеатр в Памфилийском Сиде, Турция

Строение возведено во 2 веке н. э. на месте еще более древнего эллинского театра. Здесь выступали актеры и гладиаторы, сражавшиеся между собой или с дикими хищниками. За ними наблюдали 16 тыс. зрителей, но до наших дней дошел только первый этаж трибун, опирающихся на мощные арки, второй ярус не уцелел. Однако и в нынешнем виде сооружение производит весьма сильное впечатление.

22 сохранившихся ряда зрительских мест плавно спускаются к орхестре, круглой площадке в центре, огражденной крепкой стеной для защиты от диких зверей. Внутреннее пространство можно было заполнить водой и устраивать в бассейне морские сражения. Артисты выступали на подиуме перед трехэтажной скеной, аналогом современных кулис. Там находились комнаты, где переодевались актеры и гладиаторы, в подвале — клетки для животных.

В силу ряда обстоятельств внутрь это огромного амфитеатра, крупнейшего в Турции, я не пошел ;)

Говорит ли такое количество сохранившихся в разных странах амфитеатров за реальность античной истории, или все эти грандиозные строения могли быть подделаны какими-то мифическими реорганизаторами истории - судить вам, я так свой вывод уже давно сделал ;)

Колизей сегодня

Колизей – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, достопримечательность Италии и одно из семи новых чудес света, за которое в 2007 году проголосовали 90 миллионов человек. Проведена частичная реставрация здания, но ритм города наносит вред сооружению, которому 2000 лет. С внешней стены осталось из 80 только 30 входов. В 2013 году начались работы по реставрации Колизея. Амфитеатр почистили и облагородили, потратив 25 млн. евро. Планируется потратить 20млн. евро на обустройство арены.

Реставрация

Миллиардер Диего Делла Вале для восстановления Колизея планирует вложить 33 млн. долларов, чтобы почистить мрамор, восстановить арки, построить туристический центр и кафе. Министр культуры Италии планирует сделать Колизей со сценой 1800-х годов, которая накроет открытые подземные тоннели.

С января 2016 года Колизей принимает туристов, желание которых увидеть древний монумент не зависит от сезона. Проводятся экскурсии об античном времени. Развалины Колизея и сегодня впечатляют своим величием. В Колизее выступали Пол Маккартни, Элтон Джон, Стивен Тайлер. Летом здесь проводятся концерты.

Ночная подсветка

Сооружение особенно красиво ночью, благодаря подсветкам. Колизей, где погибло столько животных и людей сегодня – символ движения против смертной казни. Колизей меняет свет подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.

Время работы, билеты, экскурсии

Колизей открыт ежедневно с 10:30 до 19:15. В праздничные дни график может меняться. Для посещения необходима онлайн-резервация на определенное время.
Существует более 10 типов билетов, стоимостью от 16 евро, смотрите подробную инструкцию по покупке.
Индивидуальные экскурсии на русском языке по Колизею, Римскому Форуму и Палатинскому могут проводить только лицензированные гиды. Продолжительность экскурсий от 2 до 4 часов.

Запустение и разрушения

После падения Римской империи Колизей постепенно начал разрушаться. Здесь обосновались ремесленные мастерские и торговые лавки, овощехранилище. Предприимчивые люди пытались приспособить помещение под суконную фабрику с жильем на верхних ярусах и рабочим местом на арене.

Стены амфитеатра

Колизей пережил три сильнейших землетрясения и разрушительный пожар. Средневековые римляне организовали здесь мусорную свалку и каменоломню. Из камня травертина и мрамора, добытого из стен амфитеатра, строили церкви, мосты, дома аристократов и даже здание канцелярии Римского папы. Могущественная римская семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Зрелища Древнего Рима

Древний Рим зрелища фото

Празднование событий римскими гражданами

Где проходили массовые зрелища Древнего Рима

Умение вести войну в спокойное время проявлялась у древних римлян в организации развлечений. Греческие комедии и театральные представления казались им скучными. Народ жаждал кровопролитных зрелищ, ценой победы в которых часто была жизнь.

цирксус максимус рим

Амфитеатр Циркус Максимус Древнего Рима


Здание находилось между холмами Палатин и Авентин, называемом в древности месте долина Муции. На арене амфитеатра могли соревноваться сразу до 12 колесниц. Подобное сооружение являлось самым большим в Римской империи. По его прототипу строился Колизей Рима и несколько других сооружений.

фото гладиаторов +в древнем риме

фото гладиаторов +в древнем риме

В 46 г. до н.э. в честь победы Цезаря на Африканском континенте, в Циркусе устроили театральное представление. В нем приняли участие 600 всадников, 1000 пехотинцев и 40 слонов. Целью мероприятия стало воссоздание реальных событий захвата территорий.

Сегодня Циркус включен в состав архитектурного ансамбля Римского Колизея.

праздники зрелища древнего рима фото

Современная инсценировка праздника Древнего Рима

Праздники и зрелища древнего Рима

Путешествие сквозь время

14 лет Римом правил деспотичный Нерон, ради власти убивший мать, прославившийся произволом. Отношения правителя с народом обострил великий пожар Рима, опустошивший 4 из 14 кварталов города и нанесший огромный ущерб еще 7.Поползли слухи, что пожар совершен по приказу царя, который желал построить дворец в центре города, занятого домами и лавками.

Дворец – Золотой дом Нерона – на склонах трех римских холмов на территории 120 га император заложил там, где рассчитывал. Рядом по прихоти Нерона создали искусственный пруд с соленой водой. Среди садов Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую высотой 37 метров в образе Колосса Родосского.

Золотой дом Нерона

Окончания строительства правитель не дождался. Потерявшие веру в императора римляне, на стороне которых оказалась армия и Сенат, подняли восстание, которое Нерон не смог остановить. В 68 году царь покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.

Спасение амфитеатра

От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV, освятивший древний амфитеатр в память о ранних христианах, погибших здесь мученической смертью. Тогда же на стене Колизея появился крест, выбитый в камне, а в центре арены установили алтари. Реставрация амфитеатра началась с середины XVIII века. Колизей восстанавливали столько же времени, сколько потребовалось для строительства.

Таким Колизей достался потомкам в 21 веке

По традиции на Страстную пятницу в 9 часов вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» в память о страданиях крестного пути Иисуса Христа. Возглавляемое Папой богослужение в виде факельного шествия состоит из 14 стояний – эпизодов земной жизни последнего дня Христа от осуждения на смерть до погребения. Во время каждого стояния произносится молитва.

Место для зрелищ в древнем риме

Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что театры в Риме основал «римский грек» Ливии Андроник, который, выступая с чтением греческих трагедий Еврипида, стал приспосабливать их к римским нравам.

В 146 г. до н. э. римский консул Муммий, после разгрома цветущего Коринфа, построил в Риме первый деревянный театр. Почти сто лет спустя, в 55 г. до н. э. другой завоеватель — Помпеи — пришел в восторг от греческого театра в Митилене и приказал, скопировав план театра, создать по этому же образцу каменный театр в Риме — богато украшенное сооружение, рассчитанное на 40 тыс. человек.

Театр Помпея считается одним из первых, где использован бетон с темно-красным, оттенком. Это свидетельствует о том, что в середине — конце I в. до н. э. римские строители стали вводить в бетон пуццолановую добавку такого цвета.

Противоположная от сцены часть театра была наклонной и полукруглой, в виде сферически расходившихся зрительных рядов. Большое внимание при строительстве театров уделялось расположению входов, расстоянию между креслами и главное — акустическим характеристикам зала. Для этого, как уже говорилось, в стены замуровывались керамические и терракотовые сосуды, типа труб диаметром до одного метра и высотой до 1,7 м. Зачастую они маскировались на сцене и были направлены своими раструбами в зрительный зал с тем, чтобы усиливать голоса актеров. О подобных «громкоговорителях»-голосниках писал еще Витрувий.

В Риме было построено три цирка. Самый древний из них — Большой цирк — «Циркус максимус», был рассчитан на 250 тыс. зрителей. Кроме него был цирк Нерона и Максенция. Однако древние римские цирки не были похожи на современные и являлись скорее продолжением греческих ипподромов, предназначенных для состязаний на колесницах. Первоначально столбы, статуи и декоративные сооружения делили арену цирка на две части. Для безопасности зрителей их места обыкновенно ^отделялись от арены рвом. «Циркус максимус» в Риме имел очень большую длину арены — около 550 м и ширину примерно 90 м, недаром Траян обещал разместить в нем весь Рим. Он даже стал чеканить монету с изображением этого цирка.

Бетон в цирках применяли не только для устройства оснований, фундаментов и высоких стен, но особое место отводили ему при строительстве сводов, предназначенных в качестве перекрытий для многочисленных проходов и служебных помещений. При этом в цирках встречаются самые разнообразные конструкции сводчатых бетонных каркасов: в виде кирпичных арок, решеток, двойных и одинарных настилов из кирпича.

Другим видом античных зрелищных сооружений с овальной ареной, вокруг которой уступами располагались места для зрителей, были амфитеатры. Для того чтобы лучше узнать, из каких строительных материалов возводились подобные сооружения и какую роль играл в них бетон, познакомимся поближе с одним из самых знаменитых амфитеатров — римским Колизеем.

В 80 г. н. э. римский император Тит из династии Флавиев торжественно открыл одно из самых замечательных сооружений Древнего Рима — Колизей, который и сегодня поражает нас своим величием и красотой. Предполагают, что и название его произошло от латинского «colosseum» — колоссальный.

Колизей, или как его называют иначе амфитеатр Флавиев, был предназначен для больших зрелищных представлений. Вначале в нем даже устраивались так называемые «навмахии», т. е. морские сражения, где разыгрывались настоящие битвы с участием военных кораблей. С этой целью арена могла за короткое время превратиться в озеро.

Сюда и стекался римский народ, требовавший хлеба и зрелищ. Здесь сражались между собой или с дикими зверями гладиаторы, здесь гибли многие тысячи первых христиан, которых отдавали на растерзание диким животным.

Что же в дальнейшем стало с Колизеем? В Средние века он был своеобразным замком аристократических семейств. Впоследствии в нем обитали различные религиозные братства, устроившие на арене церковь, а под отдельными аркадами — часовни. Были даже планы со стороны Ватикана превратить Колизей в суконную фабрику. В 1714 г. папа Климент XI устроил в нем селитряный завод, главным сырьем для которого были навоз и различные отбросы.

Однако Колизей разрушался не только от небрежности и варварского обращения с ним. В 217 г., как предполагают историки архитектуры, он был сильно поврежден, по-видимому метеоритом, вызвавшим большой пожар и разрушения. Значительные повреждения были причинены ему землетрясениями 442 и 486 гг. Но особенно он пострадал от землетрясения 1349 г. С этого времени, по-видимому, Колизей превращается в ту руину, которую он представляет сейчас.

Колизей представляет собой в плане громадный эллипс с внутренними размерами по осям 55 X 87,5 м, наружными 157 X 186 м и высотой 47 м. Вмещал он, если верить разным источникам, от 50 до 90 тыс. человек, хотя большинство исследователей называют цифру 50 тысяч. Его центральную часть составляет овальная арена, окруженная ровной полосой мест для зрителей. Проходы между столбами, расположенными по радиусу, открываются наружу 80 монументальными арками, которые образуют 80 входов в амфитеатр — примерно по 600 человек на вход.

Общая высота здания, массивность верхней стены диктовали необходимость достаточно мощной конструкции нижележащих этажей, откуда вполне понятным становится выбор для них таких конструкций, как арка, а материала — бетон.

Бетон к тому времени применялся уже более 200 лет. К моменту строительства Колизея существовало уже несколько отработанных или, как бы сказали сегодня,— апробированных технологических способов приготовления и укладки бетонной смеси. Они довольно подробно описаны раньше. Подчеркнем лишь отдельные особенности строительства Колизея. В частности, послойный метод укладки раствора с крупными камнями размером до 12—18 см.

В конструктивных элементах Колизея встречается три вида бетона: для фундамента, приготавливаемого на щебне из высокопрочного сорта лавы; для стен на щебне из травертина, туфа и кирпичного боя и особо легкий из пемзы, предназначенный для сводов, которые не несут большой нагрузки. В общем объеме применяемых строительных материалов бетон наряду с природным камнем занимал одно из первых мест. .

Ставки на кровь

В Колизее проводились гладиаторские бои – сражения, травля и казнь диких животных. Первые гладиаторские битвы, продолжавшиеся 100 дней, проводились в честь победы императора Тита в Иудее.

Зрелища на арене

Во время торжества убито 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году в честь победы императора Траяна в Дакии на арене Колизея провели игры с участием 10000 гладиаторов и 11000 диких животных длительностью 123 дня.

Амфитеатры в Древнем Риме

И наконец, в амфитеатрах, в частности в Колизее, проводились следующие развлечения для народа.

В первой половине дня – охота за дикими животными (venationes) . В представлениях участвовали тигры, львы и другие животные. При чем не всегда это были хищники. Для римлян главной задачей была зрелищность, поэтому часто использовали таких экзотических животных, как страусы. В ходе раскопок археологи нашли кости и по ним смогли определить, какие животные выступали на арене амфитеатра.

Venationes - охота за дикими животными Venationes - охота за дикими животными

Представления были очень красочные и с богатыми декорациями. Был даже специальный человек, который руководил всем спектаклем, так называемый режиссер.

"На обед" в Колизее устраивали публичные казни рабов. Римских граждан никогда не казнили ради зрелищ, только рабов. Их могли отдать на растерзание хищникам на глазах у зрителей или заживо сжечь.

А еще в Колизее устраивали представление «Полет Икара». Помните миф из древнегреческой мифологии об отце и сыне, Дедале и Икаре?

Дедал, который построил дворец Минотавра на Крите, сделал крылья для себя и для своего сына, чтобы улететь с острова и освободиться от царя Миноса. Предупреждал Дедал, чтобы Икар не поднимался высоко к солнцу. Но он не послушался своего отца, приблизился к палящим лучам, солнце растопило воск, на котором держались перья, и Икар упал на скалы и разбился.

Так вот в память об этом мифе в Колизее устраивали следующее представление. Устанавливали два деревянных шеста, на них натягивали трос. И по этому канату запускали раба. В это время поджигали шесты, и раб разбивался на глазах у зрителей.

И, наконец, во второй половине дня устраивали гладиаторские бои (munera). Это были самые ожидаемые представления римлян. В литературе описывается следующий случай:

Собрались зрители в театре смотреть премьеру, и тут пронесся слух, что в другой части города сейчас будут биться гладиаторы. Все зрители дружной гурьбой побежали смотреть гладиаторские бои, и театральная премьера сорвалась.

Гладиаторы сражались друг с другом, но необязательно до смерти. Последние исследования говорят, что убийства во время представлений были, но не в таких массовых количествах, как это показывают в фильмах или как об этом написано в старых учебниках по истории Древнего Рима.

Театры в Древнем Риме

В них показывали трагедии и комедии. В Риме прекрасно сохранился театр Марцеллы I века до н.э.

Театр Марцеллы I века до н.э. Театр Марцеллы I века до н.э.

В ресторане Da Pancrazio, который находится по адресу: Piazza del Biscione, 92, можно увидеть колонны театра Гнея Помпея. А в национальном музее Рима - Крипта Бальби есть театр Бальбо.

Читайте также: