О какой форме активного отдыха идет речь относится к малым формам активного отдыха

Обновлено: 04.07.2024

Организация занятий активного отдыха начинается прежде всего с подготовки помещений. Для этого необхо­димо открыть форточки или окна и тщательно проветрить помещение. Учащиеся могут выполнять упражнения в по­ложении сидя и стоя за партой, а также стоя между партами или чередуя различные исходные положения.

Сигнал к началу проведения упражнения дает учитель. Если он объявляет: «Физкультминутка» — школьники пре­кращают свои занятия и готовятся к выполнению упраж­нений. В какой момент проводить на уроке физкультми­нутку, в каждом отдельном случае решает учитель. Как пра­вило, это делается во второй половине урока после завершения какого-нибудь задания. В первом и втором классах физкультминутки проводят 3—4 раза в день, лучше на каждом уроке между 15-й и 20-й минутами. В третьем классе она проводится 2—3 раза в день после 20 минут ра­боты, начиная со второго урока. В четвертом классе обычно бывает достаточно проводить такие упражнения 2 раза в, день на последних двух уроках. Для более старшего возраста это физкультурное мероприятие проводится по мере необходимости.

Со второй половины учебной недели во время уроков рекомендуется проводить физкультпаузы. Их необходимо выполнять и в режиме работы групп продленного дня после 30-й и 40-й минут выполнения домашних заданий, а также дома при подготовке к урокам следующего дня.

Физкультминутки и физкультпаузы не должны мешать ведению урока, у учащихся выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения. В то же время такие упражнения увлекают детей, вызывают у них положительные эмоции. Для того чтобы школьники не только понимали значение малых форм активного отдыха, но и хорошо, старательно их выполняли, необходимо проводить разъяснительную работу. Так, в начале учебного года учитель проводит с детьми краткую беседу, разъясняя значение упражнений для сохранения их здоровья и работоспособности.

Разучивание комплексов упражнений лучше проводить после уроков или на классном часе. Эти формы активного отдыха рекомендуется сначала проводить учителю, а затем его место занимает физкультурный организатор (физорг) или заранее подготовленный ученик. Выполнение одного комплекса упражнений физкультминутки или физкультпаузы осуществляется на протяжении двух недель или 10 дней, после чего вводится новый комплекс упражнений.

Все малые формы активного отдыха могут быть исполь­зованы на уроках любой направленности, за исключением тех, где нет статической нагрузки и ребенок может активно передвигаться, а также для различных возрастных групп — от дошкольников до старшеклассников и дальше в возрастном диапазоне.

Составление и проведение комплексов упражнений

Физкультурные минутки и физкультурные паузы, как любые другие формы физического воспитания, проводятся по определенной схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической нагрузки и чередо­вания работы отдельных мышечных групп. Комплексы со­стоят из простых упражнений для крупных групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. Дозировка выполнения каждого упражнения от 4 до 10 раз. Темп выполнения — средний.

Начинать комплекс лучше с упражнений на потягива­ния, а заканчивать следует успокаивающими или упражне­ниями на укрепление правильной осанки, концентрацию внимания. Упражнения, входящие в комплекс, по своей структуре должны отличаться от привычного положения тела и движений, выполняемых при учебной работе. Это усиливает двигательную активность организма и вовлекает в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. При выборе упражнений предпочтение отдается наклонам назад и в стороны. Обязательно включаются упражнения для мышц ног типа приседаний, ходьбы на месте, поднимания согнутых ног, простейших прыжков и др. В зависимости от нагрузки на уроке полезны упражнения для мышц кисти рук, шеи, испытывающих большее напряжение. Здесь по­дойдут упражнения на расслабление этих групп мышц, разгибательные движения в среднем темпе. В некоторых слу­чаях полезно применить и более интенсивные движения, например 10—12 приседаний, до 10—15 подскоков, бег на месте в течение 30—40 секунд. Это дает возможность как бы встряхнуть весь организм, интенсивно воздействовать на большинство его функций и систем.

Упражнения, входящие в комплекс, рекомендуется проводить поточно — одно за другим, без остановок, при этом упражнения сопровождаются счетом, речитативом, звуками на вдохе и выдохе или специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности физкультминутки и физ­культурной паузы целесообразно использовать комплексы упражнений танцевально-ритмической гимнастики и ритмические мини-танцы. Очень важно при подборе музыки учитывать возраст занимающихся, четкий ритм и умерен­ный темп произведений.

Простейшие примеры построения комплексов общеразвивающих упражнений для физкультминуток общего воздействия.

Комплекс упражнений № 1

· Упражнение на выпрямление туловища с движением рук и дыхательными упражнениями типа потягивания.

· Упражнение для рук (растирание и встряхивание кис­тей, поднимание и опускание рук).

· Упражнение для туловища (наклоны, повороты тулови­ща).

· Упражнение для ног (приседание, поднимание и опус­кание ног).

· Упражнение на внимание и координацию движений (асимметричные движения руками).

Комплекс упражнений № 2

· Упражнение на потягивание.

· Комбинированное упражнение для мыши рук и плече­вого пояса.

· Комбинированное упражнение для мышц туловища и ног.

· Упражнение на растягивание и расслабление мышц, ко­торые несут основную нагрузку в учебном процессе.

· Упражнение на укрепление правильной осанки.

Комплекс упражнений 3 (короткий)

· Упражнение на потягивание.

· Упражнение для туловища (спины, шеи).

· Упражнение для ног.

Примеры комплексов упражнений малых форм активного отдыха

Упражнения общего воздействия

Физкультурная минутка

И. п. — сидя за партой.

Две сороки-белобоки Дружно делали уроки. Мы писали и считали И от этого устали. Встали по-порядку, Сделали зарядку. Крылья расправляли, По комнате летали. Приседали столько раз, Сколько пальчиков у нас. Головою повертели, Снова за уроки сели. Два хлопка перед собой, два хлопка о колени (2 раза). Сжимание и разжимание пальцев в кулак (2 раза). Потряхивание кистями рук. Встать из-за парт в проход. Руки вверх — потянуться. Руки вниз. Повороты направо-налево, руки в стороны. Приседания — 5 раз. Повороты головы направо-налево. Сесть за парту.

Физкультурная пауза

И. п. — стоя между партами.

Построение

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягивание

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Наклоны

Раз прогнулся, два нагнулся,

Зашагал, и по порядку

Начал делать он зарядку.

«Царь Горох» (упражнения для мышц шеи и туловища)

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солньппко хватался.

«Дровосек»

Чтобы лучше мне шагать,

Я для вас, ребятки,

Раскраснелся, как редис.

Выпады

Иван-наревич — вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом —

И Змей Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два —

Еще выпад — три-четыре —

Прыжки

Вот лягушка на дорожке —

У нее озябли ножки.

Чтобы ей помочь быстрей,

Мы попрыгаем за ней.

Будем вместе с ней играть,

Чтобы ей царевной стать.

«Потопаем»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Еще разок попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Физкультурная мини-пауза

И. п. — стоя в проходе между партами.

Прокрутить вверх


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.

Малые формы активного отдыха дошкольников.
консультация на тему

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

ВложениеРазмер
pamyatka_2.docx 21.59 КБ

«Малые формы активного отдыха дошкольников»
консультация

тема: «Малые формы активного отдыха дошкольников» автор : старший воспитатель Торопова Юлия Рюрьевна Консультация для воспитателей Санкт-Петербургское государственое казенное учреждение здравоохранения «Психоневрологический дом ребёнка №9»

Виды малых форм активного отдыха: физкультурные минутки (ФМ); физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП); физкультурные мини - паузы (ФМП).

Цель малых форм активного отдыха В короткие сроки обеспечить срочный активный отдых детей Восстановить работоспособность, внимание Снять умственное и мышечное утомление Повысить эмоциональный уровень

Основные отличия упражнений малых форм активного отдыха продолжительность воздействия; направленность воздействия; ожидаемый эффект от воздействия; формы проведения; место в режиме дня.

Продолжительность воздействия ФМ 1,5-3 минуты ФП 6-10 минут ФМП 20-30 секунд (до 1 минуты)

Направленность воздействия упражнений общего воздействия; при утомлении плечевого пояса, шеи, рук; на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук; при утомлении глаз; способствующие повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера; направленные на активизацию внимания; содействующие формированию и укреплению осанки; направленные на расслабление мышц; дыхательные.

Ожидаемый эффект от воздействия ФМ – снятие утомления с конкретной группы мышц, активизация внимания, мобилизация нервной системы на определенную работу; ФП – всё выше перечисленное + некоторое снижение умственного утомления, улучшение памяти и внимания; ФМП – снятие напряжения с отдельных мышечных групп, усиление кровообращения в них.

Формы проведения Физкультурные минутки: физические упражнения на крупные группы мышц, элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальцев рук, плечевого пояса и др. Физкультурные паузы: комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическая гимнастика, ритмические танцы. Физкультурные мини - паузы: упражнения типа потягиваний, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны в стороны, назад, элементы самомассажа рук, спины, головы, глаз, дыхательная гимнастика.

Место в режиме дня Физкультурные минутки: во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; при монотонной работе, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. Физкультурные паузы: при переключении с одной деятельности на другую, в перерывах между различными видами непосредственно образовательной деятельности. Физкультурные мини - паузы: во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; в тех случаях, когда на мелкие и крупные мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера (лепка, рисование, штриховка…)

Комплекс дыхательных упражнений для детей . И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). 2. Петушок Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг . И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.) 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). 1. Часики Часики вперед идут, За собою нас ведут.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 3. Насос Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. И.п. – (о. с.) 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). 4. Светофор Самый главный на дороге, Не бывает с ним тревоги. И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе. 1 – поднимание рук в стороны (вдох); 2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

Комплекс дыхательных упражнений для детей 5. Ёжик Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – (о. с.) 1 – поворот головы вправо, короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево, выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) 6. Дыхание Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – (о. с.) 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

Предварительный просмотр:

Малые формы активного отдыха дошкольников.

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики или ритмического танца.

Физкультурные мини - паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.

Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке..

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. Важно научить ребенка носовому дыханию.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения, на прогулке.

Комплекс дыхательных упражнений для детей

Часики вперед идут,
За собою нас ведут.


И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.


И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.)
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.

1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.


И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

И.п. – (о. с.)
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Методическая разработка проведения консультации для родителей по теме «Малые формы активного отдыха дошкольников».

Елена Гаманчук
Методическая разработка проведения консультации для родителей по теме «Малые формы активного отдыха дошкольников».

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ, физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т. д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики или ритмического танца.

Физкультурные мини - паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз или элементы самомассажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).

Все упражнения малых форм активного отдыхаможно разделить по направленности и воздействию на организм:

o группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной) организма ребенка;

o комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;

o группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;

o группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;

o группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);

o группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;

o комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;

o упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)

Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

3. одежда не должна стеснять движений;

4. не заниматься сразу после приема пищи;

5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. Важно научить ребенка носовому дыханию.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения, на прогулке.

Комплекс дыхательных упражнений для детей

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И. п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.)

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги.

И. п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.

1 – поднимание рук в стороны (вдох);

2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

Публикации по теме:

«Зимние развлечения»

«Зимние развлечения» Зима – отличное время года для организации активного отдыха детей и возможность от души принять участие в разнообразных играх и забавах.

Взаимодействие педагогов детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и о его психологическом благополучии. Актуальной задачей.

Организация активного отдыха детей и родителей в соответствии с ФГОС

Проблема воспитания здорового ребёнка была и остаётся актуальной в нашем обществе. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. В работу родители вовлекаются поэтапно.

На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду.

Чаще всего это происходит путем анкетирования.

Второй – подразумевает составления перспективного плана и плана работы с родителями.

На третьем - знакомят родителей с данными о состоянии детей и мероприятиях по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.

На четвертом – устанавливаются партнерские отношения с целью организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам двигательной активности детей, используются следующие формы работы:

-Совместный досуг с родителями по обучению играм, в которые можно играть вместе дома «Вместе весело шагать…»

-Проведение мастер-класса для родителей «Волшебная дорожка» по изготовлению массажных ковриков.

-Распространение среди родителей буклетов по интересующей теме «Дома-тоже весело», «Поиграй со мной, мама», «Папа, мама, я- здоровая семья» и др.

-Участие детей и родителей в летних и зимних спартакиадах ДОУ.

-Совместные физкультурно-оздоровительные праздники и развлечения.

-Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.

- Создание в ДОУ «Древо спортивных достижений»

Содержание мероприятий активного отдыха мы выстраиваем в соответствии:

• состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;

• содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;

• временем года, погодными и климатическими условиями;

Формы организации активного отдыха

- дошкольный туризм (прогулки – походы, экскурсии, путешествия, занятия в кружках);

- малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)

Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.

• активизизация каждого участника;

• широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;

Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Подбираются упражнения, освоенные детьми в процессе образовательной деятельности. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением.

Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение, способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка.

Активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности,развивает основные физические качеств: выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность,воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.

Физкультурные досуги и праздники

- наиболее эффективные формы активного отдыха дошкольников.

Основные отличия физкультурного досуга и праздника:

- физ. досуг проводится 1-2 раза в месяц, праздник – 1-2 раза в год;

- физ. досуг предназначается 1-2 группам детского сада, праздник – детям всего дош. учреждения (для других садов -2 и более);

- длительность досуга –длительность НОД, праздника – 1 час (не более – 90 мин);

- досуг проводится в обычной обстановке, в помещении или на участке, с обычными атрибутами, праздник – на воздухе: на участке, на стадионе, на лесной поляне, в парке;

В последнее время получили распространение спартакиады детей дошкольного возраста, малые олимпийские игры. Анализ наблюдений показал, что увлекаться проведение таких массовых мероприятий не всегда целесообразно с дошкольниками, т. к. отрицательно сказывается на здоровье детей, наступает переутомление еще не окрепшей нервной системы ребенка.

Дни здоровья, неделя здоровья

Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.

Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристские походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

В дни каникул создаются оптимальные условия для ежедневной, самостоятельной двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

Цель проведения Дня здоровья, Недели здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

День здоровья проводиться со второй младшей группы.

Проводиться не реже одного раза в квартал.

В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, трудовой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Неделя здоровья (каникулы)

Следующей формой активного отдыха является – каникулы или неделя здоровья как сейчас принято называть.

Неделя здоровья в соответствии с ФГОС может проводится в рамках тематической недели.

Содержание таких недель состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности.

Проводятся 2-3 раза в год: в начале января, летом (третий раз может быть в конце марта).

Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Дошкольный туризм

Эту форму активного отдыха мы как – то еще совсем неуверенно внедряем в педагогическую деятельность в силу разных причин: в основном по причине безопасности, сложности в организации.

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.

Виды дошкольного туризма:

Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории детского сада или Микрорайона в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристический поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом познания, физического развития, выполнения общественно – полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно –туристских нормативов, содержательного отдыха.

Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Через серию мероприятий образовательной деятельности дети должны узнать, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. На практических занятиях дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, пользоваться компасом и маршрутной картой.

Наиболее приемлемыми являются учебно – тренировочные походы.

Исходя из содержания всех видов туристской подготовки, к основным средствам туризма в работе с дошкольниками относятся:

• физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

• специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;

• подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

Походы осуществляются регулярно, начиная со 2 младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. К проведению походов воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане. Нередко приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

Все родители прекрасно понимают, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать. ДОУ ежедневно взаимодействует с семьей, поэтому имеет возможность оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников.

Организация активного отдыха детей и родителей в соответствии с ФГОС

1. Антонова, А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. // Дош. воспитание. - 1986. - №4. - С. 12-14.

2. Аркин Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольников. // Дош. воспитание. - 2008. - №1. - С. 11-16.

3. Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. // Дош. воспитание. - 2009. - №9. - С. 6-11.

4. Бочарова, Н. И. В поход всей семьёй// Ребёнок в детском саду. - 2007. -№3. - С. 83 - 89.

5. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высшей пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 208с.

6. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ. - 2003. - 96с.

7. Глазырина Л. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. - 2001. - 156 с.

8. Гранильщиков, Ю. В. Семейный туризм. - М. : Профиздат. - 1983. - 112 с.

9. Евсеева Н. Физкультурный досуг. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 123-125.

Публикации по теме:

Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Доклад. Организация образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (модель с детьми младшего.

Консультация для родителей «Организация отдыха детей в летний период» Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий ребёнку, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную.

Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Консультация «Организация игровых образовательных ситуаций (ИОС) в соответствии с ФГОС ДО» «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Б. Шоу Рекомендации по подготовке и проведению игровых образовательных ситуаций.

Организация активного отдыха дошкольников СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Физкультурный досуг в детском саду 1.1. Младший и средний дошкольный возраст 1.2. Старший дошкольный возраст 2.

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» В документе «Основы государственной политики в области экологического.

Памятка для родителей «Организация безопасного летнего отдыха» Задача родителей надлежащим образом обеспечить защиту своего ребенка дома и в местах отдыха. Помните, что с 10-00 и до 17-00.

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных.

Советы родителям по воспитанию детей «Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке» Советы родителям по воспитанию детей «Организация активного отдыха детей c родителями на прогулке» Для организации активного отдыха детей.

Консультация для родителей «Организация семейного летнего отдыха ребенка» Независимо от возраста ребенка, семейный отдых - это всегда возможность ощутить единство семьи, лучше узнать своего ребенка, показать ему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Малые формы активного отдыха

Информацию можно использовать в разных формах работы в детском саду.


презентация "Малые формы активного отдыха дошкольников"

В презентации систематизирован материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качестве примера привед.


Консультация для воспитателей «Малые формы активного отдыха дошкольников»

физкультурные минутки (ФМ);физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП);физкультурные мини - паузы (ФМП).


Применение малых форм активного отдыха

В данной статье предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования подвижных игр и физкультминуток, которые выступают как.


Малые формы активного отдыха

МАЛЫЕ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОТДЫХА На современном уровне развития и компьютеризации учебно-воспитательного процесса все актуальнее становится проблема повышения уровня работоспособности детей, с одной .


«Малые формы активного отдыха дошкольников»

Презентация для воспитателей.


Методическая разработка проведения консультации для воспитателей "Малые формы активного отдыха дошкольников"

В данной методической разработке представлен материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качес.

Тема: «Малые формы активного отдыха дошкольников» Выполнила: воспитатель Гаманчук Елена Викторовна Консультация для воспитателей Государственное бюджетное. - презентация

1 тема: «Малые формы активного отдыха дошкольников» Выполнила: воспитатель Гаманчук Елена Викторовна Консультация для воспитателей Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

2 Виды малых форм активного отдыха: физкультурные минутки (ФМ); физкультурные паузы (ФП) или физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП); динамические переменки (ДП); физкультурные мини - паузы (ФМП). физкультурные мини - паузы (ФМП).

3 Цель малых форм активного отдыха В короткие сроки обеспечитьсрочный активный отдых детей детей Восстановитьработоспособность,вниманиеСнятьумственное и мышечное утомлениеПовыситьэмоциональныйуровень

4 Основные отличия упражнений малых форм активного отдыха продолжительность воздействия; направленность воздействия; направленность воздействия; ожидаемый эффект от воздействия; ожидаемый эффект от воздействия; формы проведения; формы проведения; место в режиме дня. место в режиме дня.

5 Продолжительность воздействия ФМ 1,5-3минуты ФП 6-10минут ФМП 20-30секунд (до 1 минуты)

6 Направленность воздействия упражнений общего воздействия; при утомлении плечевого пояса, шеи, рук; на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук; кистей и пальцев рук; при утомлении глаз; способствующие повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера; направленные на активизацию внимания; содействующие формированию и укреплению осанки; направленные на расслабление мышц; дыхательные. дыхательные.

7 Ожидаемый эффект от воздействия ФМ – снятие утомления с конкретной группы мышц, активизация внимания, мобилизация нервной системы на определенную работу; ФП – всё выше перечисленное + некоторое снижение умственного утомления, улучшение памяти и внимания; ФМП – снятие напряжения с отдельных мышечных групп, усиление кровообращения в них.

8 Формы проведения Физкультурные минутки: физические упражнения на крупные группы мышц, элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальцев рук, плечевого пояса и др. физические упражнения на крупные группы мышц, элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальцев рук, плечевого пояса и др. Физкультурные паузы: комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическая гимнастика, ритмические танцы. комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическая гимнастика, ритмические танцы. Физкультурные мини - паузы: упражнения типа потягиваний, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны в стороны, назад, элементы самомассажа рук, спины, головы, глаз, дыхательная гимнастика. упражнения типа потягиваний, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны в стороны, назад, элементы самомассажа рук, спины, головы, глаз, дыхательная гимнастика.

9 Место в режиме дня Физкультурные минутки: во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; при монотонной работе, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; при монотонной работе, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. Физкультурные паузы: при переключении с одной деятельности на другую, при переключении с одной деятельности на другую, в перерывах между различными видами непосредственно образовательной деятельности. в перерывах между различными видами непосредственно образовательной деятельности. Физкультурные мини - паузы: во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; в тех случаях, когда на мелкие и крупные мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера (лепка, рисование, штриховка…) во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; в тех случаях, когда на мелкие и крупные мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера (лепка, рисование, штриховка…)

10 Дыхательные упражнения могут выполняться в и.п. лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении; или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне о С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

11 Комплекс дыхательных упражнений для детей. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). 2. Петушок Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.) 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). 1. Часики Часики вперед идут, За собою нас ведут.

12 Комплекс дыхательных упражнений для детей 3. Насос Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. И.п. – (о. с.) 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). 4. Светофор Самый главный на дороге, Не бывает с ним тревоги. И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе. 1 – поднимание рук в стороны (вдох); 2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

13 Комплекс дыхательных упражнений для детей 5. Ёжик Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – (о. с.) 1 – поворот головы вправо, короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево, выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) 6. Дыхание Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – (о. с.) 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

Читайте также: