Игора курорт кто владелец

Обновлено: 06.07.2024

Банк ВТБ стал совладельцем автодрома «Игора Драйв» под Петербургом

Банк ВТБ стал владельцем 15%-й доли в компании, развивающей комплекс «Игора Драйв», говорится на сайте автодрома.

Согласно ЕГРЮЛ, у Владимира Васильева в ООО «Игора Драйв» теперь остались Доли остальных совладельцев автодрома не изменились. У ООО «Арконн», за которым СПАРК видит совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука и его сына Бориса, — А находятся у ООО «Акцепт», которое принадлежит бизнесмену Михаилу Шеломову — дальнему родственнику Владимира Путина.

Строительство комплекса «Игора Драйв» было завершено в конце 2019 года. Автор проекта — немецкий архитектор Герман Тильке, создатель всех современных автодромов «Формулы-1» начиная с 1988 года. Инфраструктура «Игоры Драйв» позволяет проводить гонки ведущих международных и российских серий. В 2020 году комплекс уже принял этап Кубка мира по бахам (ралли-рейдам), Российскую серию кольцевых гонок. На конец августа этого года запланирован этап Российской Дрифт Серии.

Автодром расположен на площади 100 гектаров в 54 км от Санкт-Петербурга и включает 10 профессиональных трасс: для шоссейно-кольцевых гонок, дрифта, ралли-кросса, мотокросса, эндурокросса, картинга, супермото- и парных гонок, трассу для испытаний внедорожников, трассу и центр контраварийной подготовки.

«Игора Драйв» круче, чем Сочи?

До первых гонок на этот вопрос нельзя однозначно ответить. На бумаге конфигурации «Маньи-Кура» и городской трассы в Валенсии казались шикарными – но гонки на них часто вылечивали бессоницу. Но в любом случае, превзойти по унылости трассу в Сочи будет трудно. Она не бросает вызова, не поощряет обгоны, а из-за ограничений, накладываемых олимпийскими объектами, как-то изменить ее невозможно.


«Игора» выглядит техничной, и на ней просматривается минимум два места для обгонов: первый поворот и, возможно, 13-й. В отличие от плоского «Сочи Автодрома», на «Игоре» есть некоторый перепад высот на третьем секторе (17 м). А еще в плюс качеству гонок пойдет фактор питерской погоды: шанс увидеть дождевую гонку тут гораздо выше.

«Игора Драйв» потенциально способна привлечь куда больше зрителей, чем «Сочи Автодром»: питерская агломерация куда больше и платежеспособнее сочинской, на «Сапсане» из Москвы до Петербурга можно добраться за 4 часа. И совсем рядом – Финляндия с легионами гоночных фанатов. Они способны превратить питерский этап практически в Гран-при Финляндии.

В вопросах удобства для болельщиков все сложнее. «Сочи Автодром» – фактически городская трасса: совсем рядом есть ж/д вокзал и автостанция, с отелями тоже проблем нет. «Игора» же расположена в 54 км от Питера – без личного автомобиля уже не очень удобно, и даже с ним добираться надо примерно час. Прямо рядом с трассой есть отели и коттеджи горнолыжного курорта «Игора», который находится прямо напротив автодрома – но всех болельщиков они точно не вместят. Вероятно, основной части зрителей придется останавливаться в городе.



«Игора Драйв» тоже очень живописна, но это не главная ее особенность. Такого ландшафта [как в Сочи] там, конечно, нет. Нет таких высоких гор. Но особенность питерской трассы в конфигурации, в перепадах высот, в возможности большого количества обгонов. Что касается достопримечательностей, трек находится недалеко от Санкт-Петербурга – вся красота там», – сравнил две трассы Герман Тильке в интервью ТАСС.

Изначально трасса не подходила для «Формулы-1», но ее доработали

Архитектором «Игоры Драйв» стал Герман Тильке – творец всех современных автодромов, входящих в календарь гонок Гран-при. Изначально проект был более скромным: предполагалось получение лицензии FIA Grade 2, с которой нельзя претендовать на проведение гонок «Формулы-1». Но минувшей зимой в ФИА убедили доработать проект до высшей категории – в частности, модифицировать зоны вылета, установить поглощающие энергию отбойники TecPro и построить большую постоянную трибуну на 5000 зрителей.

По заверениям организаторов, автодром сможет вместить до 50 тысяч болельщиков – окончательно работы еще не завершены. Большая часть фанов будет смотреть гонки по-европейски, в зонах свободного размещения – то есть, не на сиденьях, а на земле.


При строительстве «Игора Драйв» решили не ограничиваться трассой для шоссейно-кольцевых гонок. В итоге получился целый мультидром: кроме главного трека есть еще 9 трасс для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок, а также центр контраварийной подготовки. Особенно удалась трасса для ралли-кросса: интересная и с перепадом высот в 20 метров. Еще на всех площадках установлено искусственное освещение – то есть, можно проводить ночные гонки.

Трассу постарались выделить в визуальном плане. На «Игоре» есть архитектурно интересное здание автоклуба – вполне тянет на главную особую примету трассы, как комплекс «Крыло» у «Сильверстоуна» или колесо обозрения на «Сузуке». А рядом с главной прямой есть здоровенный шар, на котором проецируется реклама – он смотрится как минимум стильно.

«Я побывал на не менее чем 30 трассах. И этот проект – один из лучших», – так отозвался об «Игоре» Ренкен. Это не стандартные дифирамбы от президента ФИА Жана Тодта, представителей ДТМ или некоторых наших СМИ – критично настроенный журналист редко кого-то хвалит.

Владельцам «Игоры Драйв» местные жители – что пыль дорожная

Когда бояре развлекаются, холопы обязаны смиренно терпеть их причуды, и оглушительные гонки под окнами – в том числе

Уникальный гоночный комплекс «Игора Драйв» – это 10 профессиональных трасс, расположенных на четырёх участках: трасса для шоссейно-кольцевых гонок, картинга, дрифта, парных гонок, ралли-кросса, мотокросса и другие. Счастливы гонщики и болельщики. Но возвели комплекс на возвышенности без естественной или искусственной шумоизоляции.

Едва летом 2020 года на гоночном комплексе практически мирового значения стали проходить тренировки, заезды и соревнования, жители находящихся вокруг 48 жилых и дачных массивов стали жаловаться на изнурительный, невыносимый, раздражающий шум воя и рёва моторов во время тренировок и заездов на автодроме.

На обращения дачников, руководство «Игоры Драйв» принесло извинения, попросив отнестись с пониманием к работе комплекса, и сообщило, что профессиональный авто и мотоспорт неизбежно связан с повышенным уровнем шума. К тому же при проектировании комплекса якобы была пройдена экспертиза, подтвердившая, что планируемая деятельность в дневное и ночное время суток не будет оказывать негативного акустического воздействия, превышающего установленные законом допустимые уровни воздействия шума на окружающую среду и население.

Но местные жители не перестают твердить, что автодром превратил их жизнь в ад. По некоторым оценкам, речь идёт о 100-150 тысячах человек. Чтобы обмениваться мнениями, искать пути решения и найти компромисс с владельцами и топ-менеджментом гоночного комплекса активисты даже зарегистрировали в соцсети ВК группу «Игора Драйв! Прими меры». Сегодня в этом сообществе, созданном жительницей Валентиной Фадеевой, уже насчитывается 875 участников.

Вслед за ураганом пришла «цивилизация»

Раньше на месте «Игоры» рос вековой еловый бор. В 2004 году тишину прервал рёв грузовиков, которые стали раскатывать проселочные и лесные дороги в районе посёлка «пл. 69 км» (его ещё называют «ВнииЗемМаш»). Началось строительство горнолыжного курорта на землях гослесфонда, которые никому не известное ранее ООО «Озон» взяло в аренду.

По данным «Налог.ру», учредителями этой компании значились ООО «Арконн» и ООО «Релакс», в свою очередь у них участниками были юридические и физические лица. В том числе Елена Клявина, Татьяна и Юрий Ковальчуки (крупнейший акционер АБ «Россия») и Светлана Кривоногих.

Вскоре произошло волшебство – несколько тысяч гектаров с лесом были выведены из земель гослесфонда и переведены в земли поселений. По свидетельствам некоторых областных чиновников, указания давались из Москвы, а сроки для перевода обозначены достаточно короткие. И работа «закипела» в авральном режиме.

Торжественное открытие первой очереди горнолыжного курорта состоялось 28 января 2006 года. А накануне ночью «Игору» посетили президент Владимир Путин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полпред президента в СЗФО Илья Клебанов. Высокие гости первыми опробовали горный склон, прокатившись на лыжах.

Курорт быстро стал популярным, понравился не только любителям зимних видов спорта и других видов отдыха, но и окрестным дачникам. Управляла «Игорой» компания «Гора», принадлежащая Александру Гоголю, выходцу с Украины. А вот сам оригинальный проект курорта, включая строительство, реализовывался юридическими лицами бывшего спортсмена Дмитрия Новикова.

Одним из подрядчиков был Владимир Васильев, руководитель корпорации «Русь», начинавший в 90-х свою коммерческую деятельность со строительства срубов. Его фирма построила многие коттеджи на «Игоре».

Полицейский Главк собирается выслать волонтера ДНР Ирину Воронцову в Киев как гражданку Украины – последствия очевидны

Полицейский Главк собирается выслать волонтера ДНР Ирину Воронцову в Киев как гражданку Украины – последствия очевидны

Под предлогом санитарных чисток лес принялись вырубать предприимчивые бизнесмены, торгующими древесиной. Не растерялись при этом и курортные владельцы, взяв в аренду или выкупив соседние территории. Сначала вроде собирались построить аквапарк, но потом планы изменились. И появился автодром. А затем и группа в соцсети ВК «Игора Драйв! Прими меры».

В наше время, когда все в суете, заботах, «вертятся, как белки в колесе», всем не до чего, а тут еще и пандемия, людей сплотила общая цель – борьба с шумом. В том числе в планах – провести независимую экспертизу, деньги на которую собрали всем миром. В ближайшее время начнётся новый гоночный сезон, и активисты готовы официально зафиксировать превышение шумовой нагрузки.

Поддержал группу и Дмитрий Грызлов, уже публично заявивший, что развитие спорта и инфраструктуры района – это замечательно, но надо и жителям пойти навстречу, сделав надлежащую шумозащиту. «Цивилизация будет, если руководство гоночного комплекса «Игора Драйв» позаботится о жителях окружающих посёлков и садоводств, обеспечит соблюдение их конституционных прав на благоприятную окружающую среду», – убеждены участники группы.

За кого шумит курорт…

Чтобы во всём досконально и объективно разобраться, необходимо понять, кто не слишком прислушивается к возмущению сотен тысяч окрестных жителей.

Мажоритарием ООО «Акцепт» выступает Михаил Шеломов, которого СМИ называют двоюродным племянником Владимира Путина, его младший партнёр Дмитрий Мансуров – член Совета директоров «АБ Россия» и генеральный директор АБР «Менеджмент». Что касается ООО «Арконн», то о составе участников уже упоминалось выше.

Заметим, что кроме Владимира Васильева, который является не только предпринимателем, но и известным раллийным пилотом, никто из его деловых партнёров по ООО «Игора Драйв» к автогонкам не имеет никакого отношения. Похоже, именно этот человек убедил остальных, что автодром здесь построить выгоднее, чем аквапарк. А заодно и обозначил партнёрам высокое политическое значение такого проекта – престиж страны, развитие автоспорта, привлечение внимания со стороны иностранных спортивных организаций.

Безусловно Васильев обладает энергией, напором и хваткой, столь необходимыми для превращения автодрома в объект, как минимум, национального значения. Не потому ли он получил карт-бланш руководителя проекта, фактически стал всем управлять? Ведь помимо участия Владимира Васильева в ООО «Игора Драйв», принадлежащая ему корпорация «Русь» заработала на строительстве гоночного комплекса, к тому же у пилота появилась возможность тренироваться по выходным на своём же автодроме.

А ещё он – заядлый охотник, совладелец охотничьих угодий неподалеку от «Игоры», в Приозерском районе. Вместе с Николаем Шамаловым, совладельцем АБ «Россия» и петербургским представителем «Siemens Medical Solutions», Васильев основал «Приозерско-Мельниковское общество охоты и рыбной ловли». Пресса пишет, что как раз благодаря увлечению охотой автогонщик познакомился и подружился с Владимиром Якуниным, бывшим замминистра транспорта, экс-президентом ОАО «РЖД», ныне чрезвычайным и полномочным послом РФ. Этот контакт позволил Васильеву не только заполучить хорошие подряды по железнодорожной части, но и вовлечь чету Якуниных в совместный бизнес по организации охоты и разведению уток в Приозерском районе – ООО «Настоящая Охота» и ООО «Золотая Утка».

С августа телезрители Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут смотреть региональные программы более высокого качества в цифровом формате. Всего в цифре пока вещает 10 телеканалов, в том числе 5 предоставляют региональный контент.

Губернатор против дикого?

По некоторым оценкам, строительство автодрома обошлось в 11 млрд рублей. Не обошлось без эксцессов. Компания-генподрядчик Владимира Васильева привлекла к производству работ фирму из Татарстана, а та завезла на «Игору» азиатов-гастарбайтеров, которые в результате остались без денег. Скандал с кинутыми рабочими получил громкую огласку.

Кстати, архитектор из Германии Герман Тильке, занимавшийся проектом гоночного комплекса, хотел убрать перепады высот на трассах. Однако это поубавило бы интереса у гонщиков. А перепады высот приводят к тому, что звук распространяется гораздо дальше, это означает – надо устанавливать шестиметровые стены между автодромом и населёнными пунктами вместо шумозащитных экранов. Получается – на порядок дороже.

Головной боли жителям соседнего поселка Сосново добавляет и производственная деятельность корпорации «Русь». На площадках, которые расположились прямо под соседскими окнами, целыми днями шумят станки и техника при разгрузке-погрузке. На жалобы приехал специалист из Роспотребнадзора для замера шума, уведомив «Русь» о дате проверки. И застал полную тишину. Примерно та же история повторилась и с визитом Роспотребнадзора на автодром, а внеплановую проверку не согласовала областная прокуратура.

Алексей Греджев, председатель ДНП «Свердловец», которое находится в нескольких километрах от гоночной трассы, присутствовал при замерах и после их проведения написал в группе ВК «Игора Драйв! Прими меры», что сотрудники Роспотребнадзора якобы получали от кого-то инструкции по телефону и тестировали уровень шума в перерывах между заездами.

В общем, сначала аврально строили, потом стали проектировать, подгоняя под возведённый объект. А Владимир Васильев, победно завершив этап, уже умчался в другие дали – реализовывать следующий «звёздный» замысел в Республику Карелию, где так же участвует и Юрий Ковальчук.

Вот многочисленных жители окрестных посёлков и задумываются, неспроста ли так вышло с шумом? Может, их специально выдавливают из этих привлекательных мест? К примеру, в Сосново, не где-то на окраинах шумели, а в самом центре, на тех улицах, где ликвидность недвижимости выше. Люди, устав от шума, через какое-то время начинали продавать свои дома с земельными участками по бросовой цене. И затем, когда заинтересованные покупатели, приобретали недвижимость задарма, источники шума вдруг исчезали бесследно. Капитализм в России – дикий. Всякое возможно…

Впрочем, активисты обращаются с предложением к бизнесмену Владимиру Васильеву доказать, что это неправда, будто шумозащиту на автодроме не устанавливают намеренно. Что легче – взять и сделать звукоизоляцию, определив шумовую нагрузку с учётом нестандартного проекта «Игоры Драйв» или не делать и увеличивать социальную напряженность в районе?

Пока же люди ищут поддержку в лице губернатора Александра Дрозденко. Хотя его тёплые взаимоотношения с акционерами АБ «Россия» общеизвестны. Но жители Приозерского района не оставляют надежд – грядёт не только очередной гоночный сезон, но и сентябрь, когда главным мерилом доверия к областной власти станет уже не шумозащита, а бюллетени избирателей. Их здесь немало…

ВТБ стал совладельцем центра автоспорта "Игора Драйв"


Банк ВТБ стал владельцем 15% доли в компании, реализующей проект "Игора Драйв" под Петербургом.

Почему и для чего бизнес должен быть социально ответственным? Какие стимулы нужны, чтобы повышать социальную ответственность бизнеса?

– Социальная ответственность бизнеса – это показатель здоровой экономики государства. На уровне внутрикорпоративной социальной ответственности это создание рабочих мест, повышение эффективности работы компании за счет достойных условий труда и мотивации персонала, а эффективность работы компании, в свою очередь, ведет к увеличению объема выплаты налогов в бюджет и развитию экономики как на региональном, так и на общегосударственном уровне. Внешняя социальная ответственность как вклад бизнеса в развитие социально значимых проектов необходима для повышения уровня жизни общества в целом, поддержки социально незащищенных категорий граждан. Такая поддержка работает и на репутацию компании, повышает доверие к бренду. Если же рассматривать социальную ответственность как ответственность перед потребителем, она необходима для повышения качества услуг, конкурентоспособности, обеспечения нормального функционирования рынка.

Для повышения социальной ответственности бизнеса необходимо дальнейшее развитие диалога и партнерства между государством и бизнесом, развитие законодательства в сфере КСО, а также расширение финансовых инструментов стимулирования КСО (налоговые льготы и т. д.).

Что для вас входит в понятие "социальная ответственность бизнеса"?

– Говоря о социальной ответственности бизнеса, нужно разделять внутрикорпоративную социальную ответственность и внешнюю. К внутрикорпоративной мы относим обеспечение достойных условий труда для наших сотрудников, стабильную выплату заработной платы, соцпакет (дотации на питание, корпоративный транспорт и мобильная связь, ДМС). Внешняя социальная ответственность – это различные социальные проекты, спонсорство, благотворительность. Также одной из ключевых составляющих внешней социальной ответственности является ответственность перед потребителем товаров и услуг (предоставление качественного продукта). Пожалуй, для курорта "Игора", как для туристического объекта, эта составляющая является важнейшей.

Становится ли деловое сообщество Петербурга, Ленинградской области и России в целом более социально ответственным? Если да, то как это проявляется?

– Да, в целом за последние годы не только в Ленинградской области, но и на общероссийском уровне возросла социальная ответственность бизнеса. Компании ведут более осознанную социальную политику, понимая, что в конечном счете это приносит выгоду и самой компании в плане доверия потребителей к бренду, повышения привлекательности компании как работодателя, повышения ее статуса на рынке. Социальная ответственность, будь это крупные спонсорские проекты корпораций, социальное предпринимательство или же просто, на первичном уровне, выполнение работодателем всех обязательств перед своим персоналом, – это вклад компании в развитие рынка и общества, той среды, в которой мы все работаем, укрепление экономики страны.

Трек недостаточно длинный

По сравнению с первоначальным проектом, трасса изменилась не только в плане доработок до уровня «Формулы-1». Ее протяженность сократилась почти на 700 метров – с 4764 до более скромных 4086 метров (длина большинства современных трасс «Ф-1» – более 5000 метров). Это произошло за счет укорачивания и упрощения третьего сектора. Сразу несколько быстрых и техничных поворотов заменили на более простую связку, явно копирующую последние виражи испанского автодрома «Моторленд Арагон». Его тоже проектировал Тильке.

Вот первоначальный проект:


Вот актуальная конфигурация:


А вот «Моторленд Арагон». Кстати, «Игора Драйв» похожа на него не только последней связкой.


Тем не менее, именно последний, «слепой» поворот в интервью Motorsport расхвалил чемпион ДТМ Рене Раст: «Он находится на подъеме и при этом медленный. Риск возникновения пробуксовки будет гораздо выше, чем обычно – этот момент нужно будет контролировать очень тщательно. С учетом износа шин, к концу гонки покрышкам здесь будет очень тяжело и не всем удастся избежать ошибок. Так что, не удивлюсь, если однажды в последнем повороте решится судьба победы».

Скромная длина трассы сама по себе не станет препятствием для «Формулы-1». «Интерлагос» (4309 м), «Ред Булл Ринг» (4326 м) и «Хунгароринг» (4381 м) ненамного длиннее «Игоры», а городская трасса Монте-Карло вообще всего 3337 м длиной. В любом случае, возможность со временем удлинить трассу и переделать третий сектор есть: предназначенную под изначальный вариант часть земельного участка не застроили.

Еще из минусов – при строительстве трассы не удалось избежать неприятных инцидентов. В мае 2019-го в ходе работ по строительству трибун обрушились строительные конструкции, в результате чего пострадало семеро рабочих.

Гендиректор курорта "Игора" Константин Лях о социальной ответственности и росте турпотока

Автодром принадлежит друзьям Владимира Путина


Проект «Игора Драйв» на удивление слабо пиарили по ходу строительства, зато вовсю включились ближе к его завершению. Например, в новостях «Первого», «Пятого канала», «РЕН ТВ» вышли большие сюжеты о новой трассе. Все эти каналы входят в «Национальную Медиа Группу» бизнесмена Юрия Ковальчука – одного из учредителей знаменитого кооператива «Озеро» и друга Владимира Путина. Состояние Ковальчука в 2019 году Forbes оценил в 1,3 млрд долларов. Именно он является одним из главных инвесторов автодрома: по данным ЕГРЮЛ, его компании «Арконн» в ООО «Игора Драйв» принадлежит 25%.

Другие совладельцы: ООО «Акцепт», принадлежащая родственнику президента России Михаилу Шеломову (50%), владелец строительного холдинга «Русь» и гонщик Владимир Васильев (15%), а также Владимир Колбин (10%) – по данным «Ведомостей», так зовут сына друга детства Путина и частного инвестора Петра Колбина.


Еще в 2017 году Business FM оценивал стоимость «Игоры Драйв» в 11 млрд рублей. Однако итоговую сумму представители трассы не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.

Корпорация "кошелек Путина"

В Ленинградской области, неподалеку от горнолыжного курорта "Игора", где по данным агентства Reuters справляли свадьбу дочь Владимира Путина Катерина Тихонова и бизнесмен Кирилл Шамалов, есть территория, застроенная несколькими десятками коттеджей и домов. Все они принадлежат некоммерческому партнерству с незамысловатым названием "Корпоративный поселок". В новом расследовании антикоррупционного проекта "Муниципальный сканер" утверждается, что конечными собственниками поселка являются братья Ковальчуки, давние друзья и бизнес-партнеры Владимира Путина, младший из которых, Юрий, является совладельцем банка "Россия", а старший, Михаил, занимается наукой и является президентом Курчатовского института.

Реальное назначение "Корпоративного поселка", утверждают авторы расследования, полностью соответствует своему названию: здесь, если верить данным Росреестра, живут многие известные и не очень люди, представляющие бизнес-интересы братьев Ковальчуков в самых разных сферах, а также высокопоставленные чиновники и представители силовых структур, инкорпорированные туда, как считает "Муниципальный сканер", для защиты интересов Ковальчуков.

"Муниципальный сканер" не первый год активно ищет с помощью открытых источников имущество людей, входящих в ближний круг Путина: "королей госзаказа" Аркадия и Бориса Ротенбергов, "кошелька Путина" Петра Колбина, Геннадия Тимченко, Николая Шамалова и других. В 2017 году благодаря расследованиям "Сканера" удалось узнать, например, что в собственность Ковальчуков фактически перешла крымская вилла бывшего украинского президента Виктора Януковича, а также выйти на след роскошной яхты, четвертой в парке морских и речных судов, которыми, вероятно, пользуется российский президент. Чем же интересен для понимания масштабов бизнес-империи друзей Путина сравнительно скромный "Корпоративный поселок" в Ленинградской области? О новом расследовании рассказывает один из его авторов Михаил Маглов:

​– Горнолыжный курорт "Игора" уже не раз попадал в поле зрения журналистов, политических активистов, которые ищут активы ближайшего окружения Владимира Путина. Что нового удалось узнать о нем вам?

– С помощью спутниковых снимков нам удалось обнаружить, что рядом с курортом "Игора" примерно с 2013 года начал расти коттеджный поселок с основательными домами. Мы решили изучить, что же это за поселок, учитывая, что обычные дачные кооперативы находятся немного в другой стороне от горнолыжного курорта. Решили посмотреть, кто является владельцами этой недвижимости, и выяснили, что застройкой этого поселка занималось некоммерческое партнерство, которое так и называется – "Корпоративный поселок". Принадлежит оно одному из сотрудников компании "АБР Менеджмент". "АБР Менеджмент" – это компания Банка России, которая занимается управлением разными проектами братьев Ковальчуков. Мы стали внимательно изучать информацию и обнаружили, что это действительно по сути корпоративный поселок сотрудников Ковальчуков и их бизнес-партнеров, людей, которые входят в их зону влияния.

Мы обнаружили, что собственники в этом поселке делятся на несколько видов. Первые – это, скорее, "ближние партнеры" Ковальчуков. Среди них, например, Таймураз Боллоев, выходец из пивоваренного завода "Балтика", который давно входит в группу Ковальчуков. В 2009–11 годах он возглавлял "Олимпстрой", но как только появились уголовные дела в связи с хищениями денег на сочинской Олимпиаде, Боллоев был оттуда выведен.

Вторая категория – это члены семей топ-менеджмента "Газпрома" (структуры Юрия Ковальчука, в том числе банк "Россия", известны тем, что на очень выгодных условиях приобрели несколько самых прибыльных активов газовой монополии, например страховую компанию "Согаз" и пенсионный фонд "Газфонд". – Прим. РС). В "Корпоративном поселке" владеет домом Сергей Фокин, сын Георгия Фокина, директора компании "Газпромтрансгаз Санкт-Петербург". Сергей Фокин был трудоустроен, как выяснилось, в Министерство обороны, и именно вместе с Сергеем Фокиным Владимир Путин спускался в том самом батискафе на дно Черного моря в целях изучения подводной жизни.



Путин спускается на дно Черного моря в батискафе вместе с Сергеем Фокиным

Также среди "газпромовских" обладателей недвижимости в поселке есть Анастасия Левченкова, которая является дочерью Михаила Левченкова, директора "Газпром инвеста".

Еще одна группа людей, являющихся собственниками домов и участков в этом поселке, это непосредственно сотрудники "АБР Менеджмента", на которых оформляются некоторые активы. Среди них, например, Павел Зайцев. Павла Зайцева мы знаем из предыдущего нашего расследования, когда мы выяснили, что так называемое "крымское Межигорье", вилла бывшего украинского президента Януковича на мысе Айя, была продана семьей Януковичей компаниям, которые принадлежат ему и им же управляются. Правда, принадлежат они Зайцеву абсолютно номинально. Более того, этот человек является также соучредителем некоммерческого партнерства "Возрождение морских традиций", а именно этому партнерству, как мы тоже выяснили ранее, принадлежит яхта "Шеллест" стоимостью 1,5 миллиарда рублей. Судя по общедоступным фотографиям, "Шеллест" часто швартуется вместе с яхтой "Олимпия", которую еще Борис Немцов в своем докладе обозначал как "яхту Путина".



Яхта модели 46Steel постройки итальянской верфи Sanlorenzo – такая же, как яхта "Шеллест", предположительно, используемая в числе прочих Владимиром Путиным

Еще один немаловажный житель этого поселка – это семья Клебановых. Это непосредственно Илья Клебанов, многолетний представитель Путина в Северо-Западном округе, а позже – председатель совета директоров "Совкомфлота", которому формально и принадлежит яхта "Олимпия". Рядом с ним живет его племянник Андрей Клебанов, резидент Великобритании, который именно там и ведет свой непосредственный бизнес. Что нас удивило, так это то, что в этом поселке есть люди, которые были связаны с Ковальчуками, но были инкорпорированы не только в "Газпром", но и в силовые структуры.



Татьяна Яковлева

Например, Дмитрий Ялов, бывший руководитель проектов Фонда Ковальчуков "Центр стратегических разработок" и бывший заместитель начальника отдела Аппарата Правительства РФ, который сейчас является вице-губернатором Ленинградской области. Или Татьяна Яковлева, которая является помощником прокурора Санкт-Петербурга. Или Павел Алексеевич Волгин, полный тезка руководителя Службы охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны.

Также среди обладателей недвижимости и участков в "Корпоративном поселке" есть сотрудники полномочного представительства президента в Северо-Западном федеральном округе. В общем, это группа людей, непосредственно связанных с бизнесом Ковальчуков, обслуживающих их или являющихся их представителями в разных ведомствах.

– Я бы не назвал это кооперативом "Озеро", потому что из кооператива "Озеро" все вышли в миллиардеры, а здесь скорее все-таки речь идет о сотрудниках, которые непосредственно работают именно на эту финансовую группу. За прошедший год имена Ковальчуков и этих людей всплывали не раз – в расследованиях телеканала "Дождь", в расследованиях Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, в расследованиях РБК, в расследованиях "Собеседника". Если собрать воедино всю эту картину, мы увидим, что это фактически один большой "кошелек": на разных людей, как рядовых, так и не очень, записаны компании, которым принадлежат определенные активы. Мы их можем перечислить. Во-первых, собственно, это сам курорт "Игора". Во-вторых, это вилла на мысе Айя, которая, по нашим сведениям, строится именно для использования Владимиром Путиным.



Недостроенная вилла Виктора Януковича на мысе Айя в Крыму

В-третьих, это земля для постройки рядом с официальной резиденцией Путина "Ужин" на Валдае. Это так называемая резиденция у "дачи Винтера" в Карелии. Это "дом рыбака" в Лахдепохья, в Карелии, еще одна предполагаемая резиденция Путина, про которую рассказывал телеканал "Дождь". А также яхты, другая недвижимость и так далее. Это очень разветвленная и сложная структура, но по сути в ней участвуют одни и те же люди. Мы видим, что абсолютно разные источники при разных расследованиях сообщают о том, что те или иные активы используются Владимиром Путиным. Судя по всему, эта структура Ковальчуков, "АБР Менеджмент", и непосредственно ее сотрудники являются по сути одним "кошельком" Владимира Путина. Это очень важные люди. И это отчасти подтверждается тем, что правительство недавно разрешило госкомпаниям скрывать информацию о поставщиках, получающих госконтракты. В связи с западными санкциями власти хотят тем самым обезопасить некоторых своих партнеров, убрав госконтракты из общественного пространства. Эта мера коснется Министерства обороны, Службы внешней разведки, ФСБ – это еще можно понять, но среди прочего ей смогут также воспользоваться такие компании, как банк "Россия", "АБР Менеджмент", ключевые менеджеры братьев Ковальчуков. Это люди, которые держат деньги.

– В уходящем году "Муниципальный сканер" опубликовал несколько расследований об активах ближайшего круга российского президента. Можно ли говорить о том, что мы уже примерно представляем себе всю картину, начиная от имущества, принадлежащего через посредников самому Путину, и кончая его окружением, вплоть до второго-третьего ряда?

На самом деле мы еще даже не видим всю вершину этого айсберга

– Я думаю, на самом деле мы еще даже не видим всю вершину этого айсберга. В большинстве случаев мы видим российские юридические лица и те активы, которые всплывают просто с помощью поиска в "Гугле". В этих схемах на данный момент очень мало видно, как используются офшоры. Только за последние годы были большие утечки: "Панамские бумаги", "Райские бумаги", всплывали определенные фамилии. Использование "номинальщиков" и в том числе офшорных схем, несмотря на заявления о деофшоризации экономики, – это обычная практика этих людей. Если мы говорим про группу Ковальчуков, то использование, например, кипрских компаний нам пока попадается не так часто. Мы только идем по этому пути. Я думаю, еще очень рано говорить о том, что мы видим всю структуру. Наверное, со временем она всплывет, и в 2018 году, очевидно, мы узнаем намного больше, тем более что, как мы видим, западные страны идут к раскрытию конечных бенефициаров компаний. Это значит, что в течение года-полутора европейские страны в обязательном порядке будут добиваться раскрытия конечных бенефициаров и использование ныне существующих схем для того, чтобы спрятать активы, уже будет не так эффективно. Надо будет менять эти схемы, а те, которые используются на данный момент, так или иначе всплывут на поверхность. Я думаю, мы увидим еще большее количество фамилий как из прошлого Владимира Путина, всех его напарников по борьбе, однокурсников, одногруппников, так и фамилий всех этих "номинальщиков", людей, которые их обслуживают. Этот список будет только расширяться, потому что вся западная экономика идет к тому, что необходима прозрачность – а свое будущее эти люди связывают непосредственно с Западом и обойтись без западных компаний и западных схем сокрытия информации они не могут.

Друзья Путина под Питером построили трассу для «Формулы-1». Обошлась в миллиарды и уже лучше Сочи

Владимир Путин

Владимир Путин Владимир Васильев Сочи Автодром Герман Тильке Ралли-кросс чемпионат мира MotoGP Гран-при России

Первые гонки пройдут в 2020 году.

Перед Гран-при России в «Формуле-1» рванула медийная бомба: британский таблоид Daily Mail сообщил, что с 2021 года Гран-при России могут перенести из Сочи в Санкт-Петербург на новую трассу «Игора Драйв». Информацию подтвердил и работающий несколько десятков лет в «Формуле-1» журналист Дитер Ренкен: по его данным, на территории Олимпийского парка планируется строительство концертного зала, что сократит протяженность «Сочи Автодрома» до 2 км.


Перенос гонки в Питер быстро опровергли зампредседателя правительства РФ Дмитрий Козак и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но «Игора Драйв» уже захватила повестку: всем стало интересно, что за трассу построили под Питером. Раньше в России было лишь две трассы мирового уровня – «Сочи Автодром» и «Москоу Рейсвей». Теперь появилась еще одна.

В "Игоре Драйв" устроят интерактивный театр в формат drive-in

"Банк ВТБ традиционно поддерживает автомобильный спорт. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с командой "Камаз-Мастер", являемся титульным спонсором российского этапа FORMULA 1 в Сочи. Сотрудничество с "Игора Драйв" стало логичным продолжением этого направления продвижения бренда ВТБ", — сказано в распространённом пресс-службой банка комментарии старшего вице-президента Виктора Лукьянова.

Комплекс авто- и мотоспорта "Игора Драйв" расположен на Приозерском шоссе около деревни Новожилово. Стройка завершилась в 2019 году, автор проекта комплекса — создатель автодромов "Формулы-1" Герман Тильке.

Не исключено, что в будущем трасса под Петербургом заберёт у Сочи гонку российского этапа "Формулы-1".

По данным СМИ, "Игору Драйв" построили на деньги компаний, связанных с Юрием Ковальчуком и Михаилом Шеломовым.

Первые гонки на «Игоре» пройдут уже в 2020-м


В следующем году на «Игоре» уже точно пройдет этап немецкой кузовной серии ДТМ. Контракт заключен на три сезона с возможностью продления еще на два. Первая гонка пройдет в последний уик-энд мая, в период белых ночей. Владимир Васильев заявил, что в 2020-м трасса примет этапы еще двух международных чемпионатов – возможно, одним из них станет женская Серия W (гонки поддержки ДТМ). А на 2021-й запланировано уже пять таких уик-эндов.

«Формулу-1», по словам Васильева, пока ждать не стоит: «Мы не проводили никаких переговоров с «Формулой-1», слухи – это слухи. Во-первых, сейчас «Формула-1» приезжает в Сочи. Руководство серии не хочет проводить две гонки в России – вот почему мы еще не начали ничего обсуждать. Во-вторых, мы не хотим стартовать с высшего уровня – нужно двигаться постепенно, а потом ускориться, чтобы заработать максимум очков. Я бы сказал так: если «Формула-1» захочет с нами пообщаться, то мы готовы к переговорам».

Вероятно, переговоры последуют: в ФИА и «Либерти Медиа» вполне могут перенести Гран-при России с пресного «Сочи Автодрома» на потенциально более успешную «Игору».

Других серьезных чемпионатов на самом деле остается не так много – и даже с лицензией Grade 1 не все из них реально заполучить. Например, американская «формульная» серия «Индикар» в Россию точно не поедет. Как и в «НАСКАР», ее руководство осознанно концентрируется на Америке: в плане логистики это дешево и удобно, а главным спонсорам чемпионата выход на внешние рынки не нужен.


«Формула Е» предпочитает городские заезды – и кстати, ведет переговоры о гонке в Петербурге. Но не на «Игоре», а по центральным улицам города. А в свете недавнего ухода SMP Racing из чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) появление марафонской гонки в России кажется маловероятным.

Самое вкусное из оставшегося – MotoGP. Для проведения такой гонки нужна отдельная лицензия от Международной мотоциклетной федерации, но ее требования не сильно отличаются от требований ФИА. В основном они касаются качества дорожного полотна и зон вылета – они должны быть достаточно широкими, а еще для мотогонщиков гравийные ловушки предпочтительнее асфальта.

Этап MotoGP стал бы для России прорывом: мотогонок такого уровня в нашей стране еще не проводилось. Вопрос в том, сколько это будет стоить и окупится ли впоследствии. В отличие от «Ф-1», MotoGP в России не так популярна: все знают, кто такой Михаэль Шумахер, а вот про Валентино Росси или тем более Джакомо Агостини слышали немногие. Вариант мотогонок попроще – Мировой Супербайк, который уже приезжал на «Москоу Рейсвей».


На «Игоре» почти точно будет этап чемпионата мира по ралли-кроссу World RX – иначе зачем было строить такой мощный ралли-кроссовый трек. По данным Motorsport, уже в этом году на трассе пройдут тесты с участием машин WRX. Из сильных европейских серий еще можно выделить Blancpain GT (гонки спорткаров категории GT3) и WTCR (мировой туринг) – возможно, говоря о международных сериях, Васильев имел ввиду эти чемпионаты.


В любом случае, появление «Игоры Драйв» – это большой шаг вперед для русского автоспорта. Не так давно в стране не было ни одной приличной трассы – а теперь их три. «Сочи Автодром» принимает «Ф-1», но его мало кто любит. «Москоу Рейсвей» после мощного старта растерял международные гонки вместе с посещаемостью и превратился в трассу для внутреннего пользования. Теперь будет интересно следить, удастся ли в Питере создать реально мировой гоночный центр и точку притяжения для фанатов. Если получится – это уже будет космос.

Какие мероприятия, программы, проекты, которые можно назвать проявлениями социальной ответственности, есть у "Игоры"?

– Как я уже сказал, социальная ответственность бизнеса – многоуровневое понятие. На уровне внутрикорпоративной социальной ответственности курорт "Игора", кроме указанных ранее, обеспечивает для сотрудников скидки на отдых на курорте, обучение, повышение квалификации, специальные программы для детей сотрудников.

Если говорить о социальной ответственности курорта как туристического объекта, мы постоянно работаем над повышением качества услуг, инвестируем в развитие инфраструктуры. Так, в ноябре 2017 года отель курорта претерпел масштабную реновацию: было увеличено количество номеров категории люкс, полностью обновлены номерной фонд и зона ресепшена, лобби-бар; новые дизайнерские решения в интерьере придали отелю более современный, стильный облик. Сейчас мы планируем обновление и других объектов курорта.

Что касается расширения спектра услуг, перед началом зимнего сезона – 2017/2018 мы обновили горнолыжную инфраструктуру, изменили один из склонов – сделали более интересный профиль для тех наших гостей, которые хорошо владеют горными лыжами. Кроме того, мы модернизировали склон для новичков, и обучаться азам горнолыжного спорта стало еще комфортнее. В прошедшем зимнем сезоне мы также расширили предложения по ски-пассам. Большой популярностью пользовались детские школы фигурного катания и хоккея в нашем Ледовом дворце.

Все эти меры привели к значительному росту турпотока на курорт "Игора".

Поскольку курорт "Игора" – всесезонный, многое сделано и в преддверии летнего сезона. В частности, впервые на нашем курорте мы запустили в конце мая оздоровительные туры, включающие проживание по спецтарифу, питание и спа-программу, разработанную нашими специалистами. Это уникальное предложение, по качеству не уступающее европейскому продукту, а по цене оно гораздо дешевле, чем на зарубежных и отечественных курортах.

В качестве примеров социальной ответственности курорта "Игора" также можно назвать бесплатные зрелищные интересные мероприятия, партнером которых выступает наш курорт. В 2018 году мы уже провели ряд крупных мероприятий. Так, в январе совместно с Российской Федерацией скоростного спуска на коньках курорт "Игора" организовал этап Кубка мира по скоростному спуску на коньках RIDERS CUP, где, помимо спортивных заездов, была насыщенная программа для зрителей. В конце марта, в дни школьных каникул, специально для наших маленьких гостей на курорте прошел "Праздник науки" – масштабное научно-познавательное интерактивное шоу c увлекательными экспериментами и площадками (передвижной планетарий, световое шоу, создание роботов, костюмированные игры, детективный квест и многое другое). Совсем недавно, в начале июля, курорт "Игора" уже второй год подряд выступил партнером одного из крупнейших автомобильных фестивалей России – Tsunami Picnic, который собрал более 13 тыс. зрителей. Для всех поклонников автомобильной культуры это была возможность посмотреть выставку автомобилей, яркое дрифт-шоу и трюки стантрайдеров, пообщаться со звездами авто- и мотоспорта и просто отдохнуть на нашем курорте в формате загородного пикника. Также в нашем Ледовом дворце мы регулярно проводим бесплатные мастер-классы по фигурному катанию с участием заслуженного советского и российского тренера по фигурному катанию, семикратной чемпионки СССР Тамары Николаевны Москвиной и ее учеников.

Когда бояре развлекаются, холопы обязаны смиренно терпеть их причуды, и оглушительные гонки под окнами – в том числе

Читайте также: