В каком городе можно посетить музей скрипок страдивари

Обновлено: 17.05.2024

история
Во время своей смерти в 1883 году Энрико Черути, плодовитый и успешный итальянский певец и музыкант в своих собственных правах, передал предметы из своей мастерской Мишелине, вдове его сына Паоло. В то время Мишелина вышла замуж во второй раз за Джованни Баттиста Черани, который также был близким другом Энрико Черути. Черани был торговцем инструментами и коллекционером, который позже подарил различные музыкальные инструменты и модели, принадлежавшие великим кримонским исполнителям скрипок, в том числе Антонио Страдивари, в город Кремона в 1893 году, и, таким образом, был создан музей Страдивари (на итальянском языке: museo Stradivari). Позже музей пополнился неоценимой коллекцией графа Игнасио Алессандро Козио из Салабуэ, итальянского графа, известного как первый великий знаток и коллекционер скрипок своего времени. Дотошные записи Козио о почти каждом инструменте, который проходил через его руки, внесли огромный вклад в совокупность знаний, касающихся итальянского скрипичного искусства.




В 1893 году Джованни Баттиста Черани подарил муниципалитету Кремона различные музыкальные инструменты и модели, принадлежавшие великим создателям скрипичных скрипок, включая Антонио Страдивари. Таким образом, был создан Страдиварский музей, который позже пополнился бесценной коллекцией Игнацио Алессандро Козио, графа Салабу, который приобрел то, что осталось от лаборатории Страдивари, став таким образом одним из первых итальянских экспертов в истории создания скрипки. Великолепная коллекция деревянных моделей, документов и ремесленного оборудования для создания струнных инструментов Козио была приобретена в 1920 году скрипачом Джузеппе Фиориниофом из Болоньи для создания итальянской школы изготовления скрипки; однако, не сумев этого сделать, через десять лет он решил передать всю коллекцию в гражданский музей Кремоны.

Таким образом, муниципальная администрация создала «Сала Страдивариана» внутри Палаццо Аффайтати, где были выставлены все предметы из коллекции Салабуэ-Фиорини. После краткой передачи во Дворец искусств и Государственный архив коллекция была помещена в Гражданский музей и разделена на три комнаты: первая иллюстрировала конструкцию альта-альта в соответствии с классической школой Кремоны; во второй комнате были представлены инструменты итальянских мастеров XIX-XX веков; последняя комната содержала шестнадцать экспонентов с более чем 700 объектами.

разрушающий
Тридцатые годы двадцатого века представляют собой решающее время для Кремоны, и не только для изготовления скрипки.
Фашистский режим осуществляет процесс обновления городов, который глубоко разрушает структуру исторического центра, вставляя ряд зданий, представляющих современную культуру, которые хотели быть успешными, мощными и прочными в роящейся ткани древних архитектурных свидетельств. Роберто Фариначчи (1892-1945) является главным пропагандистом этого проекта, а строительство Палаццо дель Арте (1942-1946), в котором сейчас находится Музей Виолино, является его последним актом.

Пространство, которое занимает здание, на самом деле является результатом предыдущего разрушения (1924 г.) церкви Сант-Анджело, одной из старейших в городе, управляемой сначала бенедиктинцами, затем наблюдательными францисканцами до 1810 г., а сегодня вспомнили в топониме площади за зданием. За этим первым разрушением следует разрушение соседнего монастыря и зданий, расположенных на нем, которые были определены как нездоровые (1936-1939).

Цель этой работы по потрошениям состоит в том, чтобы получить монументальную область, которая закрывает маршрут древнего кардо максимума города и может принимать различные рынки.

Эта городская пустота затем ограничивается на севере строительством (1938 г.) штаб-квартиры Il Regime Fascista, журнала, управляемого Фариначчи, с его типографией, офисами и квартирами. Пространство, таким образом, с постановкой «подиум» (1940) берет имя «Пьяцца Гульельмо Маркони» в честь итальянского лауреата Нобелевской премии, умершего в 1937 году.
В начале 1940-х годов, на южной стороне, Палаццо дель Арте видит свет.

Здание сочетает в себе далекое средиземноморское вдохновение с эхом миланской современности (хотя и смутное упоминание о Палаццо делла Триеннале Джованни Музио). Структура включает в себя два крыла, первоначально состоявших из двух дворов и соединенных аркадами на колоннах диафрагмы, открытого пространства, касающегося массивного центрального тела, предназначенного для больших событий, которое сегодня превратилось в Аудиторию.
Он подходит для сухого определения объемов, строгого распределения внутренних пространств и для мудрого, оригинального и утонченного использования кирпича, который покрывает здание и оживляет поверхность на эпидермальном уровне, создавая уникальные хроматические и материальные эффекты. Кирпич и мрамор также преобладают внутри, сочетая цвет терракоты с твердостью камня.

Благодаря этому Кремона обогащается элементом, который несет в себе корни, чуждые местной культуре, и результаты национальных дебатов, привитых, опосредованных творчеством Коккии и фильтрами, навязанными строительными комиссиями, в городском контексте с который он создает диалог с удивительным эффектом: те из инородного тела, которое установлено своими силами и в то же время со своим собственным интеллектом в исторической ткани. И это все еще обладает, несмотря на престижное, новое место назначения, которое возвращает его к оригинальной выставочной функции, это интригующее очарование незаконченного.

Изготовление
Палаццо дель Арте должно было быть готово к весне 1943 года, чтобы принять празднования третьего столетия смерти Монтеверди, школы изготовления скрипки и четвертого издания «Премии Кремоны». Но события ускоряются, а художественный конкурс не проводится.

Временно предназначенный для военной необходимости, в 1946 году муниципалитет подтвердил свою собственность.

В течение десятилетий ему были назначены разные роли, несмотря на постоянные тщетные притязания творческого мира Кремоны на выставочную площадку. Роли, которые превратили его в «контейнер», способный принимать многочисленные художественные выставки и ярмарки, «дневные и вечерние танцевальные развлечения», спортивные залы и спортивные встречи, всевозможные собрания и конференции, офисы учреждений, комитетов и ассоциаций всех видов. театральные, музыкальные и кинематографические шоу, благотворительные инициативы и т. д.

И скрипка делает? Он всегда присутствовал в истории здания. Здесь проводятся Международная выставка изготовления скрипки 1949 года и несколько биеннале между 60-ми и 70-ми годами. Здесь Международная школа скрипичного мастерства переехала летом 1956 года и оставалась там до 1974 года, когда она переехала в Палаццо Раймонди. Прикрепленный Музей создания скрипки остается там до 1975 года, когда он переехал в Palazzo Affaitati.

Но мы не можем забывать о Музее естественной истории, который был открыт в 1958 году и размещался здесь до 1995 года, а также об отделке, который с 1960 года обогатил школьное предложение в области образования.

Когда площадь Пьяцца Маркони используется в качестве автобусной станции (до 1987 года), в некоторых залах здания размещаются билетные кассы и кафе. Рынок оживляет пространство вокруг него на протяжении десятилетий, вплоть до 1999 года. С 2005 по 2007 год в здании размещаются депозиты и лаборатории археологов, участвовавших во впечатляющей раскопочной кампании, в ходе которой были обнаружены останки роскошного римского Дома эпохи Августана, чьи драгоценные находки хранятся сегодня в Археологическом музее Сан-Лоренцо.

То, что было названо «Дворцом беспорядков» из-за смежных функций, которые возникли после первой гипотезы о возвращении в музей в качестве Музея футбола, сегодня празднует выдающееся мастерство кримонской и мировой скрипки как Museo del Violino.

Архитектура Аудитория поддерживает акустические требования, принимая, в глобальном контексте, рельеф с сильным запоминающимся характером. Изобилие его пластичности упоминает о выразительной и плавной архитектуре, которая развивается без перерыва с мягкостью суставов, в которой все соединяется и восстанавливается, в дискурсивном единстве, между спокойствием и решающими объемными акцентами, аспектами и намерениями, разработанными для представления движений музыкальной композиции в трехмерном виде.

Экспонаты
Коллекции в музее скрипки организованы в 10 залах:

Другие достопримечательности
В задней части музея, в том месте, где первоначально находился актовый зал Палаццо дель Арте, был спроектирован и построен 464-местный зал имени предпринимателя Джованни Арведи, созданный архитекторами Джорджо Пало, Микеле Бьянки и инженером-акустиком Ясухисой. Toyota. Солисты и камерные оркестры выступают на небольшой эллиптической сцене площадью 85 м2, расположенной в середине зала.

Кроме того, Политехническим институтом Милана и Университетом Павии были созданы две научно-исследовательские лаборатории для научных исследований в области скрипки и диагностических исследований.

Где можно увидеть скрипку Страдивари

Итальянский город Кремона на севере Италии, в котором родился и создавал свои творения великий мастер, еще со времен эпохи возрождения считается мировой столицей скрипичного производства. Помимо Страдивари здесь создавал свои шедевры скрипичные мастера Андреа Гуарньиери, Никола Амати и Франческо Руджери. О вековых музыкальных традициях Кремоны говорят многие факты. Здесь родился Клаудио Монтеверди, создатель первой оперы в 1607 году, здесь находится Академия скрипичного исполнительского искусства имени Вальтера Стауффера. На сегодняшний день здесь работают больше 180 скрипичных мастерских. Здесь находится международная школа по изготовлению струнных музыкальных инструментов и проходит крупнейшая музыкальная выставка Cremona Musica International Exhibitions and Festival.

Весь этот музыкальный капитал лег в основу создания в Кремоне Музея Скрипки. Музей расположен в Доме Искусства (Palazzo dell’Arte), который был полностью отреставрирован Фондом Арведи. Скрипичное наследие музея уникально во всем мире: здесь хранятся ценные струнные инструменты величайших мастеров классической эпохи, инструменты периода поздних кремонских и итальянских традиций, образцы победителей конкурсов по изготовлению скрипок, проводимых с 1976 года Институтом струнных инструментов и в последнее время фондом Страдивари. Так же в музее находятся ценные реликвии из мастерской Антонио Страдивари (рисунки, модели, формы, инструменты), которые, к счастью, сохранились и были подарены городу Кремоне в 1933 году скрипичным мастером Джузеппе Фьорини.

Экспозиция нового музея так же рассказывает о происхождении и истории скрипки, о системах строения струнных инструментов и их технических и акустических особенностях, о судьбах самых важных семей кремонских скрипичных мастеров и о распространении кремонской скрипки по всему миру.

Скрипка Антонио Страдивари — мифы и легенды идеального звука

Скрипка Страдивари известна во всем мире как легендарный инструмент. Играть на нем — мечта каждого музыканта, и только лучшим музыкантам посчастливилось приблизиться к одному из 450 существующих на сегодняшний день инструментов.
Создателем этих уникальных музыкальных инструментов был Антонио Страдивари , скрипач, живший в итальянском городе Кремоне между 1644 и 1737 годами. Он прославился созданием струнных музыкальных инструментов — альтов, скрипок, виолончелей, арф и гитар, обрабатывая их специальной техникой, тайну которой мы до сих пор не знаем во всех подробностях, и которую после него никому не удалось воспроизвести.

Самая знаменитая скрипка Страдивари

Среди всех скрипок, созданных Антонио Страдивари, самой ценной считается «Мессия». Говорят, что при жизни Страдивари она была его любимицей и находилась при нем всегда. Особенность ее в том, что, несмотря на свои 300 лет, скрипка сохранилась практически идеальной и кажется, что только вчера вышла из под рук мастера. За всю свою историю инструмент оставался практически нетронутым, на нем мало играли и в течении всего времени с момента своего создания он существовал как «коллекционный предмет».

Страдивари создал эту скрипку в 1716 году, название «Мессия» она получила только спустя 150 лет. После смерти маэстро скрипка сначала переходила по наследству, а затем за ней стали охотиться коллекционеры. Так, она попала в руки Луиджи Таризио. Это был известный торговец и коллекционер, который стремился купить лучшие струнные инструменты в Лондоне и в Париже. Об этой скрипке он говорил, что «ею можно восхищаться только стоя перед ней на коленях». Однажды, знаменитый французский скрипач тех времен Жан Дельфин Алард, не выдержав, высказался другу коллекционеру : «Ваша скрипка как иудейский Мессия — все ее ждут, а она не появляется».

Последними владельцами скрипки была семья Хиллов. Приобретя «Мессия» в 1904 году они подарили ее музею Ашмола в Оксфорде (Великобритания) в 1939-м и с тех пор она находится там. Главными условиями передачи скрипки музею была обязанность демонстрировать инструмент в качестве наглядного пособия для скрипичных мастеров, никогда на ней не играть и не передавать в другие руки.

Интересные факты о создании скрипок Страдивари

Для создания своих инструментов скрипичный мастер Страдивари использовал ель из Валь-ди-Фьемме для верхней деки и балканский клен для создания нижней деки, грифов и остальных деревянных частей. Ученым удалось установить, что древесина растений, выросших в период с 1645 по 1717 год, была особенно подходящей для изготовления инструментов, так как более низкие температуры и атмосферные осадки, характерные тому историческому периоду, способствовали меньшему фотосинтезу растений, что выражалось в идеальной прочности и компактности древесины.
Легенда также гласит, что у Страдивари был весьма оригинальный способ выбора подходящего дерева. Он перекатывал бревна, слушая их натуральное звучание. Целью его было добиться, с помощью своих созданий, акустического звучания, сходного человеческому голосу.

Какую тайну хранят волшебные скрипки Страдивари?

Антонио Страдивари – выдающийся мастер по производству скрипок, которого знает большое число людей. Его творения сейчас оцениваются в огромных шестизначных суммах, за обладание ими ведётся противостояние между музеями, коллекционерами, а иногда и музыкантами. Так в чём же секрет такой популярности? Почему скрипки Страдивари так ценятся во всём мире, а сам он приобрёл из-за них вечную славу? Попробуем развеять мрак незнания, окружающий этот вопрос…

Будущий великий мастер начал интересоваться скрипичным делом еще в юности, когда ему исполнилось тринадцать. Первая его скрипка была создана в 1666 году, то есть, в возрасте двадцати двух лет. Но модель её не принадлежала самому мастеру, она была скопирована с существующей. Поэтому ещё целых тридцать лет он искал собственную, неповторимую скрипичную конструкцию. И наконец-то нашёл…

Конечно, всю свою последующую жизнь он не останавливался на достигнутом, искал новые варианты, дополнял, в чём-то менял свою модель, но основа осталась неизменной. Так в чём же состояла главная техническая её особенность? Дело в том, что в отличие от других скрипок, творение Страдивари имело более удлинённую форму, а также внутри множество неровностей и даже изломов. Именно они и создавали тот самый неповторимый звук скрипки.

А теперь поговорим непосредственно именно о версиях учёных про тайну волшебного звучания. Приведем самые распространённые из них. К примеру, одни считали, что секрет изготовления в том, что художник вымачивал дерево для скрипок в морской воде, а также покрывал специальным лаком, в общем, эти версии строятся чисто на биохимической основе, как и еще одна, которая является самой интересной из них. Так вот, в 2001 году было высказано предположение, что особенное звучание скрипок принадлежит заслуге смеси, защищающей инструмент от жука-древоточца, но после смерти мастера эта проблема была решена на его родине другим путём, а это вещество забыто. Так что можно сказать, что великий Страдивари унёс секрет с собой в могилу.

А есть по этому поводу даже довольно мифические версии, родившиеся еще во время существования самого мастера. К примеру, его современники считали, что он продал душу дьяволу. В общем, за всё время было высказано множество версий, одни – самые абсурдные, другие – сделанные учеными, после различных опытов, но пока ни одна не звучит реалистичней другой.

Своими учениками Страдивари выбрал двух своих единственных сыновей, больше он не обучал никого. После его смерти, они изготовляли собственные скрипки по данной им модели, однако даже частично им не удалось передать то неповторимое звучание оригиналов. Так что, скорее всего свой секрет мастер не передал никому, даже сыновьям…

За всю свою жизнь Страдивари изготовил примерно 2500 инструментов, до нашего времени сохранилось около 650, но они и до сих пор не теряют своей удивительной способности, подаренной им маэстро.

Итак, можно сказать, что секрет скрипок великого мастера, к сожалению или же к счастью сейчас ещё не раскрыт, существует множество самых разных теорий, ну а какой из них верить, решать вам… Лично мы предпочитаем верить в магию скромного волшебника, бывшего всего лишь человеком. И имя ему – Антонио Страдивари.

«Миф Страдивари» — выставка с таким названием проходила в Музее музыки в 2017-18 годах. Она знакомила с пятнадцатью старинными струнно-смычковыми инструментами. Часть из них входит в состав Государственной коллекции.

Феномен инструментов работы итальянского мастера Антонио Страдивари хорошо известен. Когда хотят подчеркнуть редкие, ценные и совершенные качества, нередко добавляют «как скрипка Страдивари». В то время как мастера и музыканты-исполнители уже более 300 лет пытаются разгадать тайны кремонского мастера, тайны, благодаря которым его струнные инструменты стали эталонными.

«Большой Музей» представляет пять инструментов — участников выставки и рассказывает, чем они примечательны.

Скрипка

Антонио Страдивари

Кремона, Италия, 1671


Скрипка (детская 3/4)
Страдивари Антонио (мастер) (1644?-1737)
Италия, г. Кремона
(ок.)1670

Скрипка 1671 года — раннее произведение Антонио Страдивари. В ней прослеживается влияние известного скрипичного мастера Николо Амати. Страдивари изготовил инструмент по модели, придуманной наставником.

Инструмент оформлен скромно. При этом он гармоничен и изящен. Размеры этой скрипки меньше обычных — предполагают, что Страдивари предназначал её исполнителю с небольшими руками.

В конце 1920-х годов скрипка была приобретена королевой Бельгии Елизаветой. В 1937 году в Бельгии был основан конкурс (скрипачей, пианистов и композиторов) под патронатом королевы Бельгии Елизаветы, которая сама была прекрасной скрипачкой – ученицей великого Эжена Изаи. Именем прославленного учителя королевы Бельгии Елизаветы и был назван конкурс. Победа на первом конкурсе была присуждена Д. Ф. Ойстраху, что и положило начало многолетней дружбе музыканта и королевы Бельгии, о чем свидетельствует их переписка. Согласно завещанию королевы скрипка была передана Ойстраху. В музей инструмент поступил в 1976 году из семьи музыканта.

Также эта скрипка — кинозвезда: она снималась в фильме «Визит к Минотавру», сюжет которого связан с похищением редкого инструмента.

Скрипка

Антонио Страдивари

Кремона, Италия, 1707


Скрипка
Страдивари Антонио (мастер) (1644?-1737)
Италия, г. Кремона
1707

Созданная Антонио Страдивари в так называемый «золотой» период скрипка наглядно демонстрирует совершенный стиль мастера.

Использованные для нее материалы — ель с равномерным годовым слоем и, в особенности, роскошный клен — говорят о том, что Страдивари получил заказ от богатого клиента.

В Москве скрипка появилась в 60-х годах ХIХ века. Она была приобретена известным московским коллекционером П.В. Зубовым, долго была концертным инструментом известного скрипача Станислава Барцевича.

Поступила в Госколлекцию в год ее основания. В разное время она звучала в руках многих выдающихся исполнителей, среди которых Лев Цейтлин, Соломон Безродный, Дмитрий Цыганов, Борис Фишман, Мирон Полякин, Борис Гольдштейн, Леонид Коган, Валентин Жук, Ирина Бочкова, Олег Крыса, Андрей Корсаков, Нана Яшвили, Максим Федотов.

Альт

Антонио Страдивари

Кремона, Италия, 1715


Альт
Страдивари Антонио (мастер) (1644?-1737)
Италия, г. Кремона
1715

В мире известно всего около десятка альтов работы кремонского мастера Антонио Страдивари. Инструмент из Государственной коллекции — гордость собрания.

В 1830-х годах альт принадлежал директору императорских театров в Петербурге, известному меломану, графу Михаилу Юрьевичу Виельгорскому. От него инструмент перешел к Анри Вьетану. Тот, в свою очередь, уступил его генералу Волкову. Наследники Волкова предлагали альт берлинскому банкиру Мендельсону, но сделка не состоялась, и инструмент остался в России. В 1908 году альт купил коллекционер Р. Живаго. В 1919 году инструмент поступил в Государственную коллекцию. На альте играли Владимир Бакалейников, Рудольф Баршай.

Скрипка

Антонио Страдивари

Кремона, Италия, 1723


Скрипка
Страдивари Антонио (мастер) (1644?-1737)
Италия, г. Кремона
1723

С 1980-х годов эту скрипку «золотого» периода работы Антонио Страдивари называют «Скрипкой Венявского» в честь выдающегося польского скрипача и композитора, одного из первых профессоров Петербургской консерватории. Так ее называло руководство фонда и музыканты, желавшие взять экспонат № 55 в аренду.

Скрипка была приобретена одной из великих княгинь для известного скрипача К.Н. Пушилова, ученика Генрика Венявского, в 1870-х годах. В Госколлекцию была передана в 1921 году после смерти одного из владельцев, члена берлинского квартета К. Клингера, профессора Московской консерватории И.В. Рывкинда.

«Скрипка Венявского» — один из лучших по звучанию инструментов в коллекции. Он имеет высокую сопрановую настройку, за счет чего его голос кажется особенно ярким и полетным. За эти качества музыканты полюбили скрипку. На ней в разное время играли Лея Любошиц, Соломон Безродный, Самуил Фурер, Дмитрий Цыганов, Михаил Фихтенгольц, Юлиан Ситковецкий, Валерий Климов, Семен Снитковский, Виктор Третьяков, Олег Каган, Владимир Иванов, Александр Винницкий, Григорий Жислин, Вадим Репин, Павел Милюков.

Скрипка

Антонио Страдивари

Кремона, Италия, 1736


Скрипка
Страдивари Антонио (мастер) (1644?-1737)
Италия, г. Кремона
1736

Чрезвычайно ценная и редкая скрипка: это один из четырех инструментов, которые Страдивари изготовил в возрасте 92 лет. По сравнению с более ранними произведениями она кажется тяжеловесной, а ее форма и очертания — не такими изящными, даже грубоватыми.

В Россию попала в первой половине XIX века благодаря князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему: он, первый русский автор монографии о мастерах смычковых, купил инструмент в Италии. Находилась скрипка у Юсуповых вплоть до вынужденного отъезда из России последнего представителя этой фамилии в 1917 году. Долгое время предполагалось, что инструмент был вывезен за границу. Пропажа обнаружилась после преобразования дворца Юсуповых на Мойке в музей. Скрипку нашли в одном из подвалов дворца. В 1919 году она поступила в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов.

На инструменте играли Лев Цейтлин, Борис Симский, Дмитрий Цыганов, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Спиваков, Илья Калер, Дмитрий Коган.

Странствий не страшились, голос не теряли

В России немало старинных музыкальных инструментов, но немногие из нас видели их вблизи. Разумеется, не считая музыкантов, которые нередко играют на скрипках или виолончелях из легендарной Госколлекции, и пылких поклонников. Редкий шанс приобщиться к секретам миниатюрных особей отряда струнных широкому зрителю дала выставка «Миф Страдивари» в Музее музыки.

Изящные и хрупкие скрипки подвешены в витринах на тонкой леске, позволяя себя рассмотреть со всех сторон. С помощью итальянских коллег Центральный музей музыкальной культуры собрал вместе произведения самых знаменитых скрипичных мастеров Италии. Не только профессиональному музыканту ласкают слух эти фамилии: Амати, Гварнери, Страдивари. Последний прочно держится в первой десятке прославленных на весь мир уроженцев Апеннинского полуострова.


Директор Музея скрипки, президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини

Выставка признана событием года для Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки и Музея скрипки (Италия). 15 шедевров – столько старинных струнных сразу еще никогда не показывали ни в России, ни во всей Восточной Европе и Азии, отметил директор Музея скрипки, президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини.


Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки Михаил Брызгалов

По словам директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры Михаила Брызгалова, в июне прошлого года в составе Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ в музей были переданы «несомненные сокровища». Из их числа несколько струнных на выставке, где возраст экспонатов достигает 500 лет. Готовить проект было нелегко: многие инструменты по сей день «работают», ездят на гастроли, звучат в руках музыкантов в России и во всем мире. Музейщики ломали голову, как подгадать даты, когда раритетные инструменты свободны.


Главный хранитель Музея Скрипки, куратор выставки «Миф Страдивари» с итальянской стороны Фаусто Каччиатори.

Собранные воедино экспонаты двух музеев – это работы Андреа и Николо Амати, Джузеппе Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари, Санто Серафино, других итальянцев. А параллельно – вехи давней традиции скрипичного дела в древней Кремоне. Там и сегодня создают музыкальные инструменты: на 72 тысячи жителей города приходится свыше 150 мастерских по изготовлению струнных.

Небольшая Кремона уникальна: в ней, единственной на карте мира, уже в течение пяти веков из поколения в поколение передаются традиции создания скрипок. Именно здесь в XV–XVI вв. Андреа Амати «построил» свою первую скрипку, а спустя 150 лет Антонио Страдивари довел его метод до совершенства. В 2012 году кремонская традиция изготовления скрипок была включена в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Раздел «Мастерская скрипичного мастера»

Избранный главным героем проекта Страдивари слыл легендой еще при жизни. Вышедшие из его рук скрипки считаются эталонными, сотни людей пытаются разгадать его секреты. В разделе «Мастерская скрипичного мастера» приоткрыли завесу тайны. Оказывается, путь к созданию шедевра лежит через сложнейшие процессы: многогранные таланты необходимо сочетать с эрудицией, не теряя преданности своей профессии.

Страдивари, проживший очень долго, до 93-х лет, был уважаемым гражданином Кремоны. Но в городе были и жители, которые боялись его, считая колдуном. Кроме скрипок, он изготовлял гитары, альты, виолончели, даже арфы – по некоторым оценкам, общим числом минимум 1100 инструментов. До наших дней дошло около 650 его работ. Самые выдающиеся произведения созданы в период расцвета мастера (1698–1725), который принято называть «золотым». Но был пик и у этого этапа – «супер-Страдивари». Однако свои секреты кудесник не передал никому, даже сыновьям.

Маэстро был с почетом похоронен в 1737 году в базилике Сан Доменико. Теперь в центре Кремоны высится музей Страдивари. Сменяются эпохи, а цена его творений по-прежнему очень высока – теперь счет идет на миллионы евро.

Межмузейный проект объединил поистине бесценные инструменты XVI–XIX веков. Вот пример, как при малом числе экспонатов выставка может стать выдающимся событием: здесь десять шедевров из Госколлекции музыкальных инструментов и пять – специально привезенных из Музея скрипки в Кремоне. У каждого, помимо физических параметров и качества исполнения, своя история; совокупность всех факторов, от имени мастера и вплоть до перечня тех, кто на этом инструменте играл, делают его уникальным. Например, самая старая на выставке скрипка создана в 1566 году по заказу короля Франции Карла IX. Об августейшем владельце сообщают «лилейные» гербы рода Валуа, расположенные на нижней деке инструмента из Кремоны – работы легендарного Андреа Амати. Основатель знаменитой династии скрипичных мастеров был дедом Николо Амати, учителя Страдивари.


Параллельно с историей создания скрипок выставка показывает этапы производства, объясняет принципы проектирования и сборки инструментов. В Россию впервые привезены хранящиеся в Кремоне чертежи скрипичных мастеров, их рукописи. Раритетные автографы из мастерских Страдивари и Энрико Черути соседствуют со старинными столярными инструментами, тоже прибывшими из Италии.

Очень ценная скрипка кремонской школы из собрания Музея Глинки, в нем – старейшая, создана в 1628 году Антонио и Джироламо Амати, сыновьями Андреа Амати. Работы этих мастеров всегда изысканны и элегантны, завитки на головках их скрипок и очертания эфов – образец совершенства. Имена владельцев мастерской четким почерком нанесены на этикет – аналог авторского клейма внутри корпуса инструмента. Извините за невольный каламбур, но в залах стоит внимательно рассмотреть не только экспонаты, но и этикетки, прочитать пояснения с подробным рассказом о каждом «персонаже» – его судьбе и индивидуальном характере.


Московский Амати 1628 года считают уникальным по сохранности образцом классического скрипичного мастерства. Под стать благородному облику и тембр скрипки: светлый, очень мягкий, ровный во всех регистрах. В России она известна с 1870-х, принадлежала одаренному скрипачу-любителю Пестелю, а в XX веке на ней играл Даниил Карпиловский – солист квартета имени Страдивари.


Альт Андреа Гварнери, 17 век

В Госколлекции музыкальных инструментов хранятся не только скрипки. Одной из лучших работ Андреа Гварнери считают альт XVII века, конфискованный в 1919 году у герцога Мекленбург-Стрелицкого. Великолепен экземпляр 1715 года – один из 10-ти сохранившихся в мире альтов Страдивари; по мнению экспертов, он мог бы возглавить список самых певучих альтов мира. Инструмент послужил Рудольфу Баршаю и еще многим исполнителям, но и сегодня готов демонстрировать свой глубокий, яркий голос.


Скрипка Страдивари 1671


Скрипка Страдивари 1707

А вот и «золотой Страдивари» – инструмент 1707 года рождения. Роскошное дерево клена с широким муаром на нижней деке, гармонирующий со всеми деталями завиток изысканного рисунка убедили исследователей, что эта скрипка изготовлена по «спецзаказу» за баснословную сумму. В необычайно красивой, но и характерной для мастера скрипке воплотилось недостижимое даже спустя три столетия совершенство авторского стиля, отмечают в музее. В Москве скрипка оказалась в 1860-х годах в коллекции известного собирателя Василия Зубова. Концертировал с ней Станислав Барцевич, а в 1919 году инструмент попал в Госколлекцию, откуда выдавался Леониду Когану, Максиму Федотову, Льву Цейтлину, да и теперь он в игровом состоянии.


Скрипка Страдивари 1723

В Москве же находится один из ценнейших «супер-Страдивари» 1723 года рождения. С легкой руки советских исполнителей в 1980-е он получил прозвище «скрипка Венявского». В реальности инструмент был куплен в 1870-х одной из великих княгинь для Константина Пушилова – ученика Венявского, после смерти скрипача не раз сменил владельца, попал к профессору Московской консерватории Иосифу Рывкинду, а когда в 1921 году умер и он – в Госколлекцию. Сегодня «супер-скрипка» ценится не только за имя автора, но и за тембр с высокой сопрановой настройкой, феноменальную яркость и «полетность» звука.


Скрипка, мастер Санто Серафин, Венеция

Немало звезд держали в руках скрипку Санто Серафина, венецианского последователя Амати. Созданный в 1749 году инструмент, вероятно, одно из предсмертных творений мастера. В Госколлекции он с 1920 года, а недавно при поддержке Международного фонда Антонио Страдивари прошел «курс лечения» в Кремоне. Там над ним колдовали знаменитые скрипичные реставраторы Брюс Карлсон и Бернард Нойманн.


Скрипка детская, мастер Дж. Б. Черути 1802

Наверное, самый «молодой» и крошечный экспонат привезен из Италии. Изящная детская скрипка создана в 1802 году кремонцем Джованни Баттистой Черути в стиле барокко. Как у всех ее собратьев, верхняя дека выполнена из древесины ели, а нижняя – из клена; на выставке узнаешь, что бывают медиальный, тангенциальный и прочие методы распила… Термины убеждают: в изготовлении инструментов как нигде много технологических нюансов, скрытых от непосвященных, а само это ремесло, переходящее в искусство, соприкасается с различными сферами научного знания.

Сколько стоит скрипка Страдивари

Постоянные научные открытия и легенды, переходящие из поколения в поколение, подтверждают неугасимый интерес к творениям великого мастера. Цена работ Страдивари составляет немалые миллионы американских долларов. Одним из таких инструментов является альт “McDonald”, стоимостью 45 миллионов долларов, названный так в честь своего первого покупателя, одноименного барона. Известной считается так же одна из самых дорогих скрипок Страдивари — скрипка “Lady Blunt” , проданная на аукционе в 2011 году за 15,9 миллионов долларов или виолончель “Duport” , названная в честь виолончелиста Жан-Пьера Дюпорта. Эта виолончель связана так же с еще одной легендой: после того как ее владелец в 1812 году разрешил Наполеону Бонапарту на ней поиграть, император, весьма небрежно обратившись с инструментом, оставил на нем вмятину от шпоры своего сапога. Стоимость виолончели на сегодняшний день составляет около 20 миллионов долларов.

Музей струнных инструментов ("Museo del violino") в Кремоне

Старинный итальянский городок Кремона — это один из уникальных населённых пунктов региона Ломбардия. Очевидно, что самой яркой и значимой страницей истории Кремоны, конечно же, принято считать деятельность знаменитых мастеров скрипичного дела своего времени, создавших не только безупречно звучащие по сей день инструменты, но и заложивших основы развития скрипичного дела на долгие века вперёд. Страдивари, Гварнери, Амати. При упоминании этих знаменитых фамилий сердце пылает гордостью у каждого настоящего итальянца.

Нынешнее поколение итальянцев свято чтит память о великих мастерах-соотечественниках и именно поэтому, в Кремоне создан прекрасный музей скрипичного дела «Museo del violino».

История музея началась в тот момент, когда известный итальянский художник эпохи раннего барокко, скульптор и архитектор Giovanni Battista Crespi (Черано) преподнёс городу шикарный подарок в виде коллекции лекал и всевозможных музыкальных инструментов, принадлежавших местным скрипичным мастерам, в том числе и самому Страдивари. Было это в 1893 году.

В последующие периоды коллекция расширялась за счёт подарков обеспеченных меценатов, почитающих искусство изготовления прекрасных музыкальных инструментов. Долгие годы коллекция располагалась в, так называемом, «старом музее Страдивари».

Новый музей струнных музыкальных инструментов «Museo del violino» открыт в Кремоне совсем недавно, в 2013 году. Он располагается в красивом здании «Palazzo dell'Arte», построенном в 1941 году и перед открытием музея масштабно реконструированным. Современные технологии, применённые при ремонте здания музея позволяют красочно иллюстрировать весь процесс «рождения» скрипки, визуализировать детали инструментов в формате 3D, что достигается посредством современнейших мультимедийных устройств.

«Музей скрипки» стал популярным благодаря огромной коллекции струнных музыкальных инструментов, включающей в себя не только скрипки, но и альты, виолончели, контрабасы, изготовленные начиная с шестнадцатого века до сегодняшних дней. Особый интерес вызывают произведения гениев скрипичного дела Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Андреа Амати.





«Museo del violino» - это одно из немногих мест в Италии, где так широко представлены экспонаты, связанные с деятельностью скрипичных мастеров прошлого и настоящего. Всего на сегодняшний день в мире насчитывается около шестисот инструментов, изготовленных великим Мастером, есть его инструменты и здесь, хранятся тут и личные вещи Антонио Страдивари, оригиналы документов той поры, используемые в работе инструменты и приспособления, материалы, которые использовались для обработки деталей инструментов, сохранившиеся эскизы и чертежи, в общем всё то, что получилось сохранить для истории.

Специалисты музея проводят очень скрупулёзную работу по исследованию технологических тонкостей и акустических характеристик инструментов величайших творцов. Кроме постоянных экспонатов в «Музее скрипки» проводятся периодические выставки, в том числе инструментов из всевозможных частных собраний. Одним из ценнейших экспонатов музея считается скрипка, которая когда-то принадлежала знаменитому американскому промышленнику Генри Форду.

Сегодня этот музей - это своеобразный дом музыки. В специальной аудитории периодически проводятся концерты классической музыки, здесь великолепная акустика и звук инструментов звучит просто божественно.


По этой причине городские власти приняли решение перекрыть на целый месяц автомобильное и местами велосипедное движение в районах, прилегающих к концертному залу Джованни Арведи, где будут производиться записи. А мэр города Джанлука Гамберетти лично попросил горожан как можно меньше издавать внезапные и ненужные звуки, заранее поблагодарив их за понимание.

Наслаждаться тишиной и звуками прекрасных инструментов жители Кремоны будут до 9 февраля.

Подобные посты
«Маэстро-чародей. Беседы с Геннадием Рождественским»

В Конференц-зале Московской консерватории представили книгу известного французского кинорежиссера, скрипача и литератора Бруно Монсенжона «Маэстро-чародей. Беседы с Геннадием Рождественским». 40 лет знакомства с дирижером – в письме и на экране. Кроме презентации книги на пресс-конференции был представлен и показ некоторых фрагментов документального фильма о Геннадии Рождественском. История ХХ века – история жизни и творчества […]

Казахстанец победил на конкурсе пианистов в Лидсе
Ближневосточная Академия классической музыки открылась в Дубае

В Дубае открылась Ближневосточная академия классической музыки (БАКМ) — масштабный образовательный проект, организованный Европейским фондом поддержки культуры (ЕФПК) в сотрудничестве с компанией SAMIT Event. В составе Академии множество известных исполнителей и педагогов высших музыкальных заведений со всего мира, которые проведут занятия и открытые мастер-классы для молодых музыкантов, приехавших в Дубай. Площадкой Академии стал роскошный […]

Где можно услышать скрипку Страдивари

Кроме представленной постоянной экспозиции дорогих экспонатов знаменитых скрипичных мастеров, в музее постоянно проводятся многочисленные музыкальные инициативы. Здесь, в уникальном концертном зале Аудиториума Джованни Арведи, проходят концерты, на которых лучшие музыканты города играют на коллекционных инструментах музея.

Аудиториум Джованни Арведи заслуживает особого внимания: это настоящее чудо акустической инженерии. Концертный зал, рассчитанный на 450 мест, поражает уникальным «эмоциональным» дизайном. Но главным новшеством аудиториума является акустика зрительного зала, спроектированного при содействии японского инженера и специалиста по акустике Ясухиза Тойота. Она достигла такого уровня совершенства, что позволяет использовать зал в качестве студии звукозаписи.

Секрет создания скрипок Страдивари

Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме « f » отверстий на верхней деке.

Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.

Читайте также: