И посетить поля пустые леса недавно столь густые

Обновлено: 26.04.2024

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

"Зимнее утро" А.С.Пушкин

Напечатано в альманахе "Царское Село" на 1830 год. Написано 3 ноября 1829 г. в с. Павловском.

С.Ю. Жуковский. "Зима". 1915

Нравится Показать список оценивших Сначала старые

Язык. Фольклор. Литература

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Пушкинские места. Путеводитель.
Часть 1. Верхневолжье.
Пушкинские места Твepcкoгo края

В старинном селе Бернове, имеющем многовековую историю, находилось самое крупное и богатое из тверских вульфовских поместий. В годы приезда сюда Пушкина им владел Иван Иванович Вульф, один из сыновей сенатора Ивана Петровича Вульфа, при котором в конце XVIII - начале XIX века строился двухэтажный, с колоннами и мезонином барский дом в стиле ампир, великолепно сохранившийся и до наших дней. В доме этом сейчас помещается музей А. С. Пушкина, и его ежегодно посещают тысячи почитателей великого поэта.

"Господский дом в Бернове стоял на горе задом к саду, впереди его большой двор, окруженный каменною оградою", - пишет в своих "Воспоминаниях" Анна Петровна Керн, подолгу жившая в Бернове в детские и отроческие годы.

Но в доме, стоящем "задом к саду", музей поэта обосновался не сразу. Дом был занят школой-интернатом, а музей решено было открыть пока что в маленьком деревянном одноэтажном
доме, меньше всего походящем снаружи на какой-либо музей вообще. Домик этот тоже примыкал к саду, но не "задом", как старый господский, а, наоборот, фасадом; от его крылечка видны были и каменный дом, и липовые аллеи парка, и круглый, заросший кувшинками пруд, и даже знаменитая горка "Парнас" с могучей сосной на вершине (старая сосна недавно погибла, и на ее месте посажена новая, молодая), где, по преданию, любил гулять Пушкин. Скромный музей этот был открыт летом 1971 года, в день рождения поэта, и сразу же завоевал сердца всех, кто в нем побывал тогда.

Воплотителями этого "изобразительного исследования" были старший научный сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина в Москве Светлана Тихоновна Овчинникова и художник Юрий Леонидович Керцелли, по проекту которого музей был сделан и который отдал ему не только год своей жизни, но и частицу своего сердца.

На фото: Берново. Интерьер музея А.С. Пушкина.

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Прошли годы, и маленький музей переехал в большой каменный дом; сохранились лишь фрагменты прежней экспозиции, но душа этого первенца пушкинских музеев Верхневолжья, надо думать, возродится в его преемнике.
Показать полностью. Год от года не уменьшается число посетителей музея, а популярность его со временем возрастает, равно как возрастает в нем число экспонатов: постепенно находятся вещи из старицких вульфовских усадеб - мебель, столовое серебро, шкатулки и прочее; часть этих вещей получена музеем в дар от потомков Понафидиных, Вульфов.
В экспозиции можно видеть портреты друзей и знакомых Пушкина, тех, кто здесь жил и бывал в пушкинское время, - "тверского приятеля" поэта Алексея Николаевича Вульфа, его сестер Анны и
Евпраксии (Зизи, Зины) Вульф, портрет дочери хозяина дома - Анны Ивановны Вульф (Netty), упоминаемой в переписке Пушкина с Алексеем Вульфом, "нежной, томной" Netty, в которую поэт в октябре 1829 года, по его словам, "вот уже третий день. влюблен".

За Netty сердцем я летаю
В Твери, в Москве -
И R и О позабываю
Для N и W, -

галантно адресовал Пушкин это шутливое четверостишие Анне Ивановне Вульф, неизменно вызывавшей чуть ироничное восхищение и искреннюю симпатию поэта.

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Берново - необыкновенно живописное, очень разнообразное по рельефу и колориту место. Горки, овраги, болотца, укаты; высокие, с золотыми стволами и мощными кронами сосны; неустанно петляющая и то расширяющаяся, то неожиданно собирающаяся едва ли не в ручеек торопливо бегущая речка Тьма, окутанная в сумерки клочьями бело-сизого тумана; таинственные вскрики ночных птиц в темных зарослях берегов; ярко рдеющая у обнаженных корней старых берез земляника.
Показать полностью. А осенью, когда на рыжие листья высоких деревьев ложатся громадные рыхлые комья прежде времени выпавшего снега и с горы, где стоят старый дом, старый парк, через гроздья отчаянно-красной рябины, через пестрые листья дубов и темные сучья как будто от века стоящих здесь лип глядишь вниз на раскинувшееся село, на прекрасную, еще в XVII столетии построенную церковь, на угаданную скорее, чем увиденную, долину Тьмы, - до боли щемящее чувство
сопричастности этой земле, несказанной ее красоте захватывает тебя, и ты просто не можешь не думать, что когда-то глядел на все это так точно и Пушкин.

В вульфовских поместьях Старицкого уезда - в Бернове, Малинниках, Курово-Покровском, Павловском - Пушкин бывал в 1828, 1829, 1830, 1833 годах. Однако в Бернове он надолго
никогда не задерживался - погостит день-другой и уедет в Малинники или Павловское. Отношения его с берновским помещиком Иваном Ивановичем особою теплотою не отличались. Зато в Малинники или Павловское его влекли не только тишина, красота и уединенность этих мест, но и от сердца идущие дружеские чувства к хозяевам - Прасковье Александровне Осиповой и Павлу Ивановичу Вульфу, владельцу скромного Павловского.

Кстати сказать, впервые посетил эти края поэт именно по приглашению Прасковьи Александровны, доверительно-дружеские отношения с которой связывали его еще по Михайловскому. Пушкин принял приглашение Прасковьи Александровны погостить у нее в Малинниках осенью особо тревожного для него 1828 года. Он приезжает сюда 23 октября и уже через несколько дней пишет здесь посвящение "Полтавы", затем завершает работу над седьмой главой "Евгения Онегина" и вскоре заканчивает стихотворение "Анчар", потом пишет "Ответ Катенину", "Ответ А. И. Готовцовой", "Поэт и толпа", "Цветок".

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Приезд в деревню был тогда жизненно необходим поэту, тяготившемуся "духом неволи" официального Петербурга. "Здесь мне очень весело. Прасковью Александровну я люблю
душевно. " - пишет Пушкин в середине ноября из Малинников Дельвигу. А 26 ноября в другом письме Дельвигу повторяет: "Здесь мне очень весело, ибо я деревенскую жизнь очень люблю".

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Много раз бывал Пушкин в Тверской губернии, но большинство специальных его поездок в этот край, куда в конце 1820-х годов поэт, по выражению Т. Г. Цявловской, "перенес свои пенаты", связано с посещением глубоко симпатичного ему семейства Осиповых-Вульф.
Показать полностью.

Дружеские отношения Пушкина с этой семьей зародились еще летом 1817 года, когда поэт первый раз посетил Михайловское и часто бывал у соседей в Тригорском; но подлинное сближение его с ними относится к 1824 году, первому году Михайловской ссылки. Глава семьи Прасковья Александровна с радостью раскрыла для него двери своего дома. Пушкин стал для них всех не просто желанным гостем - он стал для них близким, своим человеком.

Вот почему поэт так охотно принял приглашение Прасковьи Александровны приехать осенью 1828 года пожить в Малинниках. Приехал - и не пожалел. "Глухоманные" Малинники отныне станут любимым местом его уединения, местом необходимейшего поэту отдыха от "жизни мышьей беготни", от суеты и суетности "большого света".

"И Пушкина я так живо вспоминаю, и refrain его

напишет десять лет спустя после гибели поэта дочь П. А. Осиповой Анна Николаевна Вульф (Анета) своей сестре баронессе Евпраксии Николаевне Вревской (Зине Вульф).

От малинниковской усадьбы, по существу, уже ничего не сохранилось. Лишь великолепный парк, спускающийся удаленным от дороги концом своим все к той же Тьме, в густые заросли прибрежных малинников (отсюда, вероятно, и название деревни), свободно раскинулся на том самом месте, где стоял некогда скромный домик Прасковьи Александровны, куда она приглашала гостить своего друга-поэта и где жилось ему так легко, безмятежно.

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Не менее Малинников полюбилась Пушкину усадьба Павла Ивановича Вульфа в Павловском, находившаяся неподалеку от Бернова и в пяти верстах от Малинников. Здесь ему были симпатичны и сам хозяин, участник Отечественной войны 1812 года, очень добрый, гостеприимный, по отзывам современников, человек, неназойливый и неглупый собеседник, к тому же по случаю и стихотворствовавший "с отменным успехом", и в особенности тишина, и покой, и природа.
Показать полностью. К такой именно русской природе поэт с годами становится все более неравнодушен - "другие дни, другие сны":

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи -
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых.

Строки эти невольно всплывают в памяти, когда по тихой лесной дороге, то и дело выныривающей на покрытые иван-да-марьей, ромашками, лютиками небольшие луга и поляны, идешь от Бернова к Павловскому и перед въездом в усадьбу (бывшим въездом в бывшую усадьбу, потому что от усадьбы, в сущности, ничего не уцелело) видишь небольшой прудик, полузаросший ряской, с растущими кое-где по краям серебристыми ветлами и неизменно торчащими вниз головой на воде утками.

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Павловское пришлось по душе Пушкину сразу же, с самого первого взгляда, и всякий раз, бывая в Старицком уезде, поэт не забывал посетить это тихое и уютное местечко, которому суждено было с его "прозрачным" глубокой осенью лесом, зеленеющими "сквозь иней" елями и блестящею "подо льдом" речкою навсегда оставить след в классической русской литературе.
Показать полностью. Но поскольку понятие "след" не очень определенное, поясним сразу: в Павловском Пушкин написал не одно лишь "Зимнее утро", а несколько произведений - и в стихах, и в прозе, - и во многих из них отражены некоторые достоверно-конкретные черты жизни поэта именно в Павловском. Так, за день до "Зимнего утра", 2 ноября 1829 года, здесь было написано и другое замечательное стихотворение - "Зима. Что делать нам в деревне. ", в котором без труда можно узнать собственно павловские приметы.

Обратимся для сравнения к воспоминаниям воспитывавшейся в доме у Павла Ивановича Вульфа дочери умершего к тому времени тверского священника Екатерины Евграфовны Смирновой, замужестве Синицыной.

"Вставал он (Пушкин. - Авт.) по утрам часов в девять - в десять, - вспоминала Синицына, - и прямо в спальне пил кофе, потом выходил в общие комнаты, иногда с книгой в руках, хотя ни
разу не читал стихов. После он обыкновенно или отправлялся к соседним помещикам, или, если оставался дома, играл с Павлом Ивановичем в шахматы. "

Сопоставим с этим кусочком воспоминаний стихотворные строки:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?

Совершенно реальные, конкретные приметы быта Старицкого и соседних ему уездов Тверской губернии, а также доподлинные черты людей, окружавших поэта во время его пребывания в
Павловском, находим мы и в написанном здесь же, оставшемся неоконченным "Романе в письмах". Под первым письмом "Романа" даже подпись стоит: "Село Павловское". Не случайно и упоминание в "Романе" о "500 верстах от Петербурга": такое примерно расстояние отделяло Павловское от столицы.

А знакомое описание деревни из "Романа в письмах"? "Деревня наша очень мила, - пишет Сашеньке приехавшая из Петербурга Лиза. - Старинный дом на горе, сад, озеро, кругом сосновые леса. " Иногда описание это соотносят с образом "Тригорского замка". Но не похоже ли оно скорее всего на само Павловское? Ведь и в Павловском господский дом (остатки фундамента его можно видеть и сегодня) возвышался на "горе", и здесь был "прекрасный сад", и кругом также "сосновые леса", и деревня, примыкавшая к господской усадьбе, "очень мила" и т. д.

"Роман в письмах" буквально насыщен разного рода автобиографичными соответствиями, и роль его в воссоздании биографии и творческой биографии Пушкина этого периода просто неоценима.

Нравится Показать список оценивших

Язык. Фольклор. Литература

Жизнь в деревне всегда привлекала поэта.

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Показать полностью.
Живее творческие сны -

писал он еще в первой главе "Евгения Онегина". Со временем мечта о деревне становилась все более острой ("О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги. "), и воплощала она в себе нечто большее, чем простое желание тишины и покоя. Поэт жаждал уйти от всего, что жестоко мучило и угнетало его в "свете", хотел обрести обстановку, необходимую ему для занятий поэзией в самом общем, широком значении слова.

В Малинниках, Бернове, Павловском, Курово-Покровском -имении сестры П. И. и И. И. Вульфов, Анны Ивановны Понафидиной, куда поэт также не раз приезжал, живя в Павловском или Малинниках, он всегда, постоянно работал. За небольшой относительно срок пребывания в Павловском осенью 1829 года - с 13 октября по первые числа ноября Пушкин, кроме "Романа в письмах", "Зимнего утра" и "Зима. Что делать нам в деревне. ", пишет и большую часть
"Путешествия Онегина", пишет оставшуюся неоконченной поэму "Тазит", начинает работать над знаменитыми "Повестями покойного Ивана Петровича Белкина". Многое написано им в Малинниках. И даже в Бернове и Курово-Покровском, где он останавливался на день-другой, не больше, Пушкин тоже, по воспоминаниям тверских мемуаристов, писал стихи.

"А.С. Пушкин писал свои стихотворения обыкновенно утром, лежа на постели, положив бумагу на подогнутые колени", - вспоминал Н.И. Вульф, сын владельца Бернова Ивана Ивановича Вульфа.

"Имение наше Курово-Покровское, - пишет А.Н. Понафидина, внучка хозяйки имения в пушкинское время А. И. Понафидиной, - имело счастье не однократно видеть в своих стенах гениального поэта. О посещениях Курово-Покровского Пушкиным я знаю из рассказов бабушки (Анны Ивановны Понафидиной, урожденной Вульф. -Авт.) и тетушек.

Пушкин был в Курово-Покровском. Он работал над седьмой главой "Евгения Онегина" в Цветной комнате, выходящей в сад. В ней четыре окна: три на западной стороне и одно на южной. Около
среднего окна стоял стол. У него- то и находился поэт. Это было около полудня. Пушкин всегда писал в предобеденное время. Мой дедушка (П.И. Понафидин. - Авт.) зашел к нему. Пушкин
любил с ним беседовать и сказал шутливо:

Вот, Павел Иванович, не найду рифмы к этой фразе. "

Анализ стихотворения

«Зимнее утро» — контрастное стихотворение. Оно пропитано оптимизмом, радостным предчувствием прекрасного дня и одновременно лиризмом, светлой грустью.

Произведение начинается с энергичной, веселой строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Затем, обращаясь к неназванной красавице, лирический герой торопит ее: проснись, открой глаза навстречу северному рассвету!

Во второй строфе автор рисует совсем другую, невеселую зиму — вчерашний мрачный вечер противопоставляется солнечному утру. Подчеркивая это различие, автор использует олицетворение («вьюга злилась», «тучи мрачные»), эпитеты («под голубыми небесами») и метафору («великолепными коврами <. > снег лежит»).

Противопоставление темного вечера и светлого утра помогает усилить радостное впечатление от солнечного пейзажа: тьма и ненастье остались в прошлом. Но они не исчезли совсем, темные тона все равно присутствуют в красках утра, их просто надо разглядеть, объясняет Н.А. Клиншова в статье «О “Зимнем вечере” и “Зимнем утре” А.С. Пушкина»:

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Мы продолжаем чувствовать неразрывную связь ночи и дня, радости и печали, видим игру света и тени.

В конце стихотворения лирический герой предлагает вспомнить о том, что скрыто под белым снегом:

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

И вновь читатель чувствует: ничто не исчезает безвозвратно. Зимой мы помним и поля, и густые леса. Зима приходит и уходит. У нее есть и мрачная, и радостная сторона, как и у всего остального в мире, ведь природа в поэзии — нередко аллегория человеческой жизни.

Современник-рецензент в журнале «Вестник Европы» называл «Зимнее утро» истинно пушкинским стихотворением, но отмечал, что в нем «наивное близко уже граничит с ридикюльным» (то есть глупым). Сам Пушкин писал однажды по другому поводу, что «поэзия, прости Господи, должна быть глуповата». Однако за внешней простотой его произведений обычно скрывается нечто большее.

Как писал другой великий русский литератор, Андрей Платонов, за сочинениями Пушкина — «как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу — остается нечто еще большее, что пока еще не сказано <. >. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное мнимой чертою».

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

© Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

«Зимнее утро» А.С. Пушкина. Полный текст

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дрем­лешь, друг прелестный —
Пора, кра­са­вица, проснись:
Открой сомкнуты негой [1] взоры
Навстречу север­ной Авроры, [2]
Звез­дою севера явись!

Вечор, ты пом­нишь, вьюга злилась,
На мут­ном небе мгла носилась;
Луна, как блед­ное пятно,
Сквозь тучи мрач­ные желтела,
И ты печаль­ная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голу­быми небесами
Вели­ко­леп­ными коврами,
Бле­стя на солнце, снег лежит;
Про­зрач­ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся ком­ната янтар­ным блеском
Оза­рена. Весе­лым треском
Тре­щит затоп­лен­ная печь.
При­ятно думать у лежанки.
Но зна­ешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую [4] запречь?

Скользя по утрен­нему снегу,
Друг милый, пре­да­димся бегу
Нетер­пе­ли­вого коня
И наве­стим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

При­ме­ча­ния

[1] Удо­воль­ствие, насла­жде­ние, бла­жен­ство, упоение.

[2] Строки «Навстречу север­ной Авроры» нельзя рас­смат­ри­вать вне кон­тек­ста, чтобы пра­вильно понять их смысл. Строки обра­щены к воз­люб­лен­ной лири­че­ского героя, кото­рую он будит утром. Он про­сит ее открыть глаза навстречу север­ной Авроры. Аврора – рим­ская богиня зари. Пуш­кин упо­треб­ляет имя соб­ствен­ное Аврора в зна­че­нии нари­ца­тель­ного слова «заря». Пуш­кин исполь­зует уста­рев­шую форму датель­ного падежа с окон­ча­нием –Ы. Таким обра­зом, лири­че­ский герой про­сит люби­мую открыть глаза и уви­деть зарю.

[3] Воз­люб­лен­ная Пуш­кина так кра­сива, что ее можно срав­нить только со звездой.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

© Copyright: Александр Пушкин Сергеевич, 2015
Свидетельство о публикации №115122108776 На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

А. С. Пушкин - Мороз и солнце

* * *
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом бежит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня -
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

* * *
The frost, the Sun – the day is splendid!
On your eyes slumbers have just landed:
It’s time you woke up, sleepy star,
It’s time you oozed your charming aura,
It’s time you stood up to Aurora
To show that She is under par.

Could you recall a raging blizzard,
As if it’d been an evil wizard
Who made a mess of yesterday,
Blinded the moon by piercing snow –
And you cried hundred times or so…
And now – what a new-born day!

Below the blue-eyed sky, like carpets
Carried from gorgeous eastern markets,
A covering of snow is spread;
The woods are rather black than greenish
With only Christmas tree that’s grinning;
A river tumbles in its bed.

Our hut’s full of an amber glow,
A stove is cheerily crunching straw –
But I am starving for your smile.
So let me take you out for riding!
While in an open sleigh we’re sliding,
I’ll try to make it worth your while.

We’re flying over snowy dazzle,
And you are smiling like a daisy;
Our mare is galloping so fast
That in no time we’ll see a forest,
Which always seems to stand up for us
And which reminds me of my past.

© Copyright: Николай Забелкин, 2013
Свидетельство о публикации №113031505509

Сначала не поняла, в чём отличие. Оказывается, в пении) Очень чувствуется поиск, осуществлявшийся разумом в момент творения. Здесь я тоже посерьёзнела. Напряжённо слежу за наличием-отсутствием артиклей и редукцией гласных в модальном гл. и to be. Это, надо сказать, огромный козырь в переводах, если надо убрать-добавить количество слогов.
Вами проделана колоссальная работа. Скажите, это озвучено за пределами стихиры? просто жаль, если нет. Потому что ОЧЕНЬ ХОРОШО.

And again. yours respectfully.

I take it, now I'm a sleepy star. )
Большое спасибо!

Спасибо, Катя! Да, это когда-то было озвучено за пределами стихиры. Выслушал один интеллигентный ирландец, вежливо похвалил. Вот, собственно, и всё. Хотя и это хорошо.
Спасибо Вам за то, что читаете!
с теплом,
Николай

Ирландца маловато. Я ещё вчера подумала, что всё это вполне можно было бы включить в учебники английского языка нашим детям. Где-нибудь 7-8 класс. Однозначно можно. Это же не только языковое упражнение, это ещё и мощный культурный момент, стирающий границы лингвистического раздела. Но для этого, как и для многого другого, нужны связи. Связи, чтобы вместо публикуемой чуши предложить что-нибудь действительно стоящее.
Чувствую себя как после кораблекрушения на острове, где полно золота. И никого вокруг. )

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Зимнее утро А. Пушкин А. Азалин

А вечером вчера все вьюга злилась.
Как зверь она развылась.
Метель кружила и резвилась.
На мутном небе мгла носилась.
Луна, в отчаянье прорвавшись,
И на короткий миг зазнавшись,
Ночной царицей по небу плыла.
И удивительной она была.
Сквозь тучи мрачные желтела.
А ты печальная сидела.
В окно ты все глядела.
И видела одно:
Как тучи в небе проносились.
Как вьюга не на шутку разозлилась.
Луна была как бледное пятно.
А нынче. погляди в окно:
Как утром все переменилось.
Сама природа удивилась.
Пора, красавица, проснись.
Открой глаза и удивись.

Мороз и солнце:день чудесный!
Где лес темнел громадой бесполезной,
Все сразу стало интересней.
И выглядит торжественней, помпезный!
Морозный день; он так бодрит!
И так о многом говорит.
Взгляни туда в ту даль.
В ту очарованную даль.
Какая красота! Как жаль,
Что ты не видишь эту даль.
Под голубыми небесами
Снег чистый в поле, за лесами
Блестит на солнце серебром.
Великолепнейшим ковром
Всю землю укрывает.
Янтарным блеском озаряет
Снег здешние поля.
Нарядней стала вся земля.
Совсем другое настроение.
И ощущений новых пробуждение.
И дышится легко-легко.
А где-то очень далеко,
Где снег нетронутый лежит,
И воздух по-морозному дрожит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.

Какой морозный день чудесный!
Огонь в печурке нашей тесной,
Где весело трещат дрова,
Приятные он думы навевает,
На ум приходят добрые слова.
Проснись, дружочек мой, пора!
Глянь! Вьюга уж не завывает.
Пора, дружочек мой, пора!
Проснись и дню ты улыбнись.
Взгляни в заоблачную высь.
А за окном шумит уж детвора.
И все плохое все уходит со двора.
И жизнь не кажется такой уж пресной.
Становится и мыслям тесно.
И помечтать так хочется. Ура!
Кобылку хочется запрячь.
И с ней пуститься вскачь.
Скакать по утреннему снегу
Предаться хочется так бегу
Нетерпеливого коня,
Чтоб навестить поля пустые.
Леса недавно столь густые.
И берег, милый для меня.

© Copyright: Евгений Гомзяков, 2021
Свидетельство о публикации №121060805448

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

«Зимнее утро» относится к произведениям поэта, посвященным тихой идиллии деревенской жизни. Поэт всегда с глубоким трепетом относился к русскому народу и русской природе. Любовь к Родине и родному языку была врожденным качеством Пушкина. Он с большим мастерством передавал это чувство в своих произведениях.

Пушкину нравилось жить в деревне, вдали от шумной городской суеты. Он описывает незатейливые будничные радости. Человеку для счастья нужно немного: уютный домик с жарко натопленной печью и присутствие любимой женщины. Особое удовольствие при этом может доставить прогулка на санях. Поэт стремится полюбоваться на столь дорогие ему поля и леса, оценить перемены, произошедшие с ними. Очарование прогулке придает присутствие «друга милого», с которым можно разделить свою радость и восторг.

В стихотворении нет скрытого философского смысла, каких-то недомолвок и иносказаний. Не используя красивых фраз и выражений, Пушкин нарисовал великолепную картину, которая никого не может оставить равнодушным.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Слушать «Зимнее утро» Пушкина

Послушать «Зимнее утро» можно, например, в исполнении Иннокентия Смоктуновского на YouTube (отрывок из фильма «Вновь я посетил. » 1982 года)

«Зимнее утро» Пушкина - полный текст стихотворения, слушать, 3 класс

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». 3 класс, 6 класс. Краткий анализ: настроение, эпитеты, метафоры, олицетворения — средства художественной выразительности. Слушать «Зимнее утро» в исполнении Смоктуновского. Читать полный текст.

Фото «Зимнее утро» Пушкина - полный текст стихотворения, слушать, 3 класс

Depositphotos

«Зимнее утро» — стихотворение А.С. Пушкина, написанное 3 ноября 1829 года. В это время поэт гостил в Павловском — в имении Вульфов в Тверской губернии. Последняя, пятая строфа могла быть написана на несколько дней позже (запись сделана перпендикулярно к тексту первых четырех строф).

«Зимнее утро» — одно из самых известных стихотворений Пушкина. В российских школах его впервые проходят еще в третьем классе, и для большинства «мороз и солнце» навсегда остается главным способом описать погожий зимний день.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом — излюбленным размером Пушкина.

Впервые «Зимнее утро» напечатано в альманахе «Царское село» за 1830 год.

Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Читайте также: