В чем поехать в паломничество

Обновлено: 04.05.2024

Православное паломничество – часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Как подготовиться к поездке?

Прежде чем отправляться в паломническую поездку необходимо получить благословение священника своего прихода или духовного отца. В прежнее время, наши предки подготавливали себя к паломничеству строгим постом и молитвой. Пост действительно может принести большую пользу, если вы посоветуетесь об этом со своим духовным отцом и получите его благословение. В целом же никаких особых приготовлений не нужно. Главное, постарайтесь соответствующим образом настроиться на встречу со святыней.

Прежде чем ехать в монастырь, желательно заранее ознакомиться с его историей и современным состоянием.

Какие документы нужно взять?

В поездку необходимо обязательно взять документы: паспорт, медицинский полис, удостоверение пенсионера (инвалида)

Какая должна быть форма одежды на территории монастыря (храма)?

-Форма одежды для женщин — как для храма — юбки, платки. Мужчинам не следует надевать шорты, а женщинам брюки, короткие юбки, открытые платья, блузки, майки и т.д. Женщинам нельзя входить в православную обитель с непокрытой головой.

Что с собой взять в паломническую поездку?

Как вести себя на территории монастыря (храма)?

-Войдя в храм, следует поклониться местночтимым святыням – чудотворным иконам, святым мощам угодников Божиих. Помолившись, можно приложиться к святыням, но нельзя целовать лик на иконах. У Спасителя принято прикладываться к руке, на иконе Божией Матери и святых целуют или руку, или край одеяния, или просто уголок иконы. Если иконы с мощевиком, принято приложиться к святым мощам. Если за вами стоит очередь людей, также желающих приложиться к чудотворной иконе и святой раке, не стойте возле нее очень долго. Подходить к иконам и ставить свечи лучше либо перед началом службы, либо после её окончания. Не забывайте перед входом в храм выключать свои мобильные телефоны. Не фотографируйте во время богослужений и не снимайте монахов. Не пользуйтесь в храмах фотовспышкой. Не нарушайте общественный порядок и чистоту, с уважением относитесь к братии и сотрудникам монастыря, нежелательно вступать в праздные разговоры с насельниками монастыря.

Как обратиться к священнику?

Как ставить свечу?

Как прикладываться к мощам святых?

Как проводить время поездки?

Но вот, что уж точно следует иметь, так это терпение и смирение.
Помните: Вы едете в святые места — это без искушений не бывает! И верный способ избавиться от проблем – молитва.

Время после паломнической поездки

Будем хранить молитвенную память о посещенной святыне. Во время поездки, когда мы прикладывались к мощам, молились святому вместе с братией или сестрами монастыря, состоялась наша встреча с человеком, который вошел в радость Царствия Небесного. Как бывает, когда мы познакомились с кем-то живым, мы поддерживаем с ним потом общение, ходим в гости, намечаем совместные дела, так же и в отношении святого можно сказать, что он теперь наш небесный друг и заступник, и что мы продлеваем нашу встречу с ним в вечность, где, надеемся, будем с Господом и с ним. Паломничества ценны именно тем, что обогащают нашу жизнь встречами с гражданами Небесного Иерусалима — города, к которому и наши сердца подлинно стремятся.

Что все это означает практически? Это означает, прежде всего, что мы будем молиться этому святому, перед мощами которого мы преклонили колени, во всю предстоящую жизнь, памятуя о поездке к нему в гости — в обитель, где он подвизался. Тогда, есть надежда, что время, проведенное в паломничестве, будет для нас духовным приобретением, ценность которого переоценить невозможно.

Едем в поездку!

Что взять с собой:

  • благочестивую одежду;
  • удобную обувь на низком каблуке;
  • предметы личной гигиены, аптечку;
  • бутылочки для Святой воды из целебных источников;
  • предметы личной гигиены;
  • паспорт и полис медицинского страхования;
  • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге;
  • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
  • на паломнике должен быть нательный крест.

«Поболтать в дороге – не грех. »

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

1. МОЛИТЕСЬ . Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ . «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

«Мясо - в сумку, сигареты – в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще "с головой"». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу. »

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

- Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

- Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

  • воздержитесь от суеты;
  • сдержите осуждение ближнего;
  • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры;
  • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

5 причин, почему в паломничество лучше ехать с группой

Фото из личного архива Фото из личного архива

Зачем мы отправляемся в паломничество?

Все верующие люди знают, что паломничества совершают, чтобы прикоснуться к той или иной святыне, помолиться около неё. В русской традиции, изначально, паломничеством называли только посещение Иерусалима для поклонения Гробу Господню. Путешественники привозили со Святой земли пальмовые ветви - символ встречи со Христом, поэтому их стали называть паломниками. Позднее, паломничеством стали называть любые путешествия по святым местам.

Моя первая паломническая поездка состоялась двадцать лет назад в Дивеево, к преподобному Серафиму. Ездила я с мужем и детьми в составе небольшой группы, которую возглавляла настоятельница Иверского монастыря игуменья Иоанна.

Хорошо помню как приехали ночью, нас пометили в монастырской гостинице. Отнеслись как к дорогим гостям. Выспались, стали строить планы на день, но, предварительно решили спросить у игуменьи Иоанны как долго мы пробудем в монастыре. Получили неожиданный ответ: «Как Бог даст». Я испытала не просто удивление, я открыла для себя новое измерение, где оказывается, возможно общение с Богом. Конечно же, побыли на литургии, приложились к мощам преподобного Серафима, искупались в источнике, нам провели подробную экскурсию по монастырю. О чем просить Господа, я тогда ещё не знала. Со здоровьем, вроде, у семьи было все в порядке. Но ощутила сильное желание стать воцерковленным человеком, захотелось так же, как сестры, обращаться к Богу, доверять Ему. Оказалось, что это не так просто. И этому надо учиться.

Спасибо беседам матушки Иоанны. Она провела с нами громадную просветительскую работу. И небольшой частью этой работы, я хотела бы поделиться. Это интервью брала моя младшая дочь Юля для храмовой газеты, уже несколько лет спустя после нашей совместной поездки. Юлю я буду в интервью называть корреспондентом:

Кор.: Матушка, хотелось бы поговорить с Вами о путешествии к святым местам, о паломничестве. Вы сами часто совершаете паломнические поездки?

Игуменья: Конечно, и помногу раз. Мы регулярно ездим с сестрами в Дивеево, Оптину пустынь, в Троице-Сергиеву Лавру, в монастырь Тихона Задонского, недавно вернулась с Украины, где я периодически бываю. Ведь я жила в монастыре в Золотоноше, это 150 км от Киева. Всегда посещаю Почаевскую Лавру. Очень скорблю о политических разногласиях между Украиной и Россией. Мы же люди православные. Меня в монастырях Украины замечательно принимают, их православные святыни это и наши святыни. В Дивеево, в Троице-Сергеевой Лавре также слышится украинская речь. Это невозможно разделить.

Кор.: А Вы помните свою первую паломническую поездку?

Игуменья: Конечно. Мне было 17 лет, я закончила школу, мы жили в Сталинграде (ныне Волгограде), я тогда общалась с одной монахиней, матушкой Феодосией, и была очень к ней привязана. Она собиралась посетить Черниговский монастырь, где в свое время постригалась. Я стала просить ее взять меня с собой, но она не хотела: «Я помолиться еду, а вам, молодым, нужны впечатления». Но все-таки упросила. Это был 1957 год. Приехали в Троицкий монастырь, он рядом с Черниговым. Как постояла я на службе, так и поняла, что судьба моя уже решена. Потом заехали в Чернигов, приложились к мощам преподобного Феодосия Черниговского. И получила такую благодать тогда, что через всю жизнь пронесла любовь к этому святому. А из Чернигова мы поехали в Киево-Печерскую Лавру, там мне из храма выходить не хотелось. Необыкновенное впечатление на меня произвели пещеры. Тогда усилилось мое желание посвятить свою жизнь Богу. А через год, это был уже 1958 год, мы уже с мамой поехали в Киев, потом в Почаев, к Почаевской иконе Божией Матери. Переехали туда, чтобы поступить в этот монастырь. Но начались хрущевские гонения, и жизнь моя продолжалась тогда в миру, но совсем другим образом, в церкви, там я и пела в церковном хоре.

Кор.: Матушка, Вы только что вернулись из поездки на теплоходе до Волгограда. Какие впечатления Вы привезли?

Игуменья: Акция Волга Православная проводится администрацией нашей области совместно с епархией каждое лето. До этого плавали до Нижнего Новгорода, а еще раньше и до Валаама. В Волгоград поехали ветераны Великой Отечественной войны, хотя и молодежи было много. Эти поездки всегда интересны. Читаются богословские лекции, живо и понятно для всех, устраиваются достойные концерты. Мне нравится, как поют наши семинаристы. Волгоград - это город моего детства. Зашла в храм, куда мы ходили с мамой, посмотрела с благодарностью на школу, в которой училась. Был поход на Мамаев Курган. Почтили память погибших воинов. Считаю это важным и для самих ветеранов, так и для молодежи. Должна быть преемственность поколений.

Кор.: А эту поездку можно считать паломнической?

Игуменья: Можно. Мы бывали в храмах, молились.

Кор.: Матушка, а в чем состоит суть паломничества?

Игуменья: Паломничество всегда связано с молитвой, посещением богослужений и приобщением к святыням. Паломничество духовно обогащает, появляется желание снова жить, радоваться милости Божией. Когда человек с молитвой и открытым сердцем приходит к святыне, Господь своей благодатью всегда касается души человека. Вот у нас в монастыре работают рабочие. А наши сестры собрались в Дивеево. Так рабочие попросились поехать тоже. Они искупались в источнике, приложились к мощам преподобного Серафима, побыли на богослужении. Приехали радостные. Говорят: «И жить стало веселей». Господь вознаграждает труд паломника, дает утешение. Ведь у человека бывают вопросы, которые его мучают, а около святыни эти вопросы разрешаются. Это происходит или во время проповеди, а иногда в мыслях: внутри себя человек получает ответ.

Кор.: Скажите, что значит быть идеальным паломником? И если паломник нерадивый, есть ли для него польза?

Игуменья: Слово «идеальный» я бы заменила на слово серьезный. Так вот, серьезный паломник всегда тщательно готовится к поездке, молится, находит необходимую информацию о святыне. Он же едет не из любопытства. Всегда у верующего есть тяга прикоснуться к святыне. Это не уничтожимо. Когда я была в Иерусалиме, меня привлекла иудейская пустыня. Мы спускались к Иерихону, я увидела скалы и как-то почувствовала, что они являются вечными свидетелями тех времен, когда по этой земле ходил наш Спаситель. Я так погрузилась в эту атмосферу, что меня уже не разделяли тысячелетия. Нерадивый паломник беспечен, но и его труд Господь тоже вознаграждает потому, что и малый труд вознаграждается.

Советы паломникам

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

  • посоветоваться с духовным наставником;
  • взять на себя обеты, поститься;
  • иметь нательный крест;
  • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»);
  • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вы не знаете имени священника, то скажите просто - "батюшка". Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, "отец Олег". Фамилии в церкви не употребляются.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить "Владыко". Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

К монаху имеющему постриг, обращаются "отец", к послушнику - "брат", к схимнику, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например, "отец схиархимандрит".

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

К наместнику обращаются "отец наместник" или с употреблением его имени - "отец Павел". К благочинному: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней "мать игуменья". В обращение к монахиням говорят "мать Серафима", к послушницам "сестра".

Летние паломничества – с кем ехать, что брать и чего опасаться


Сегодняшние реалии ставят перед нами вопрос: что является собственно паломничеством, а что — просто путешествием по святым местам? На мой взгляд, такую границу провести достаточно сложно, потому что порою человек отправляется в это самое путешествие по святым местам, не отдавая себе до конца отчета в том, куда он едет, с какой целью, каковы должны быть результаты этого путешествия, а происходит самое настоящее прикосновение его сердца к святыне.

Когда человек собирается в паломническую поездку, он должен прежде всего понять для себя, какова ее цель. Почему ему недостаточно просто обращаться к этому святому дома? Зачем ему ехать, чтобы помолиться у чудотворной иконы, если можно просто прийти в храм, где есть репродукция или список с нее?

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Кто-то предпринимает такое путешествие потому, что на святом месте с большей силой будет действовать благодать Божия, что там она какая-то другая по качеству.

Безусловно, это заблуждение, потому что благодать Божия в любом месте одна и та же, и мера ее присутствия определяется лишь тем, насколько мы ее способны воспринять. И если это единственный мотив поездки, то человеку вряд ли стоит в нее отправляться.

Другое дело, что в этих поездках с нами могут происходить некие внутренние изменения, которые позволяют душе вместить эту Божественную благодать. Мы оставляем свои обычные дела, что для современного человека бывает зачастую непросто, тратим время, испытываем в пути хотя бы какой-то минимальный дискомфорт, то есть паломничество, даже в нынешних условиях, — это некий труд. И Господь даже за этот совершенно ничтожный труд зачастую одаривает нас возможностью ощутить Свое присутствие и дает силы что-то в себе изменить.

Уход от повседневных дел хотя бы в какой-то степени высвобождает человека от тех пут, которыми он обычно связан. В Священном Писании сказано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11), вот в паломничестве это упразднение как раз и происходит, и тогда душа человеческая становится более открытой для действия Божественной благодати.

Но есть и еще один мотив, побуждающий нас совершать паломничества. Это некое не нуждающееся в объяснении действие любви в сердце человека. Вот читает, допустим, кто-то о преподобном Серафиме Саровском, и у него возникает непосредственное отношение к преподобному, и уже хочется просто поехать туда, где прошла его земная жизнь, где он подвизался, общался с людьми, молился.

Это движение любви по отношению к святому, естественно, не просто вызывает ответное движение, а позволяет любви святого к нам каким-то образом подействовать на нашу жизнь, проявиться в ней. И именно это побуждение, эта потребность являются более важными, чем все остальное.

Что оставить дома и куда никогда не ездить?

Паломники часто совершают одни и те же распространенные ошибки. Одна из основных — попытка увезти с собой в путь всё, что мы должны на время оставить. Нужно дистанцироваться от телефона, от деловой почты, от домашних забот и постараться сосредоточиться.

Вторая распространенная ошибка заключается в том, что знакомые люди, отправившись в поездку вместе, всю дорогу о чем-то разговаривают, что-то вспоминают, шутят вместо того, чтобы углубиться в себя. В таких случаях этот их небольшой подвиг может остаться бесплодным. Если человек приближается к святыне, необходимо благоговение, а смех и развлечения с ним, мягко говоря, не вполне совместимы.

Виноградов Сергей Арсеньевич - К преподобному. 1917 г.

Виноградов Сергей Арсеньевич – К преподобному. 1917 г.

Самое лучшее, наверное – это взять с собой книгу по теме паломничества или просто какое-то духовное чтение, которое определенным образом душу человека может настроить. Зачастую в паломнических автобусах показывают фильмы о различных святынях, прибегают к совместной молитве. Но, на мой взгляд, человек прежде всего сам должен потрудиться и собрать себя.

Безусловно, необходимо обращать внимание и на внешние факторы. Нужно постараться выбрать паломническую службу, способную предоставить нормальный по техническим характеристикам автобус, а в качестве гида – человека, во-первых, верующего и благочестивого; во-вторых, коммуникабельного; в-третьих, действительно знающего материал, которым он должен поделиться.

А бывает и так: в обитель приезжает автобус с паломниками, 90 процентов из которых – женщины. Их встречает некий иеромонах этой обители, который строит всех в одну шеренгу и заявляет: «Кто делал аборт – шаг вперед», – а затем накладывает епитимию, отлучая от Причащения. Он совершенно не задается вопросом, каялись эти женщины когда-либо в этом грехе, несли ли епитимию, живут ли они вообще церковной жизнью. Поскольку данное действие – не исповедь, у него просто нет права подобного рода епитимии кому-то давать. Однако при этом все равно разрешить их от нее может только правящий архиерей, поэтому им всем придется записываться к нему на прием в епархиальном управлении и объяснять ситуацию.

Бывают случаи, когда точно так же, всем автобусом, людей ведут на так называемую отчитку, не разбирая, есть ли среди них действительно бесноватые и все ли хотят, чтобы над ними был прочитан этот чин изгнания бесов. А порой за это еще и требуют дополнительные деньги.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

У нас в епархии больше десяти лет владыка Лонгин из года в год предостерегает и прихожан, и священников, чтобы ни в коем случае сами не ездили и никого не отправляли в такие места, потому что там происходят вещи, к Церкви никакого отношения не имеющие. Это не церковная жизнь и не паломничество, а некая параллельная область – псевдопаломничество и псевдоцерковность. Но все равно находятся люди, которые, слыша, не хотят слышать и едут. А потом приходят в храм и с сокрушением рассказывают, какое душевное повреждение получили.

Ведь тот же чин изгнания нечистых духов совершается только священником, получившим благословение правящего архиерея конкретной епархии, и только в том случае, когда для этого действительно есть «духовные показания». Ведь мы же не станем делать хирургическую операцию «на всякий случай»? А почему тогда со своей душой позволяем так обращаться.

Нужно быть внимательным на стадии планирования поездки, чтобы избежать таких неожиданностей. Любая нормальная паломническая служба должна предоставить программу: куда едут люди, что они посетят, сколько времени на это уйдет, где будет ночлег. И если вдруг происходит что-то странное, чего в программе не было, то я рекомендую всем, кто таким образом был обманут и введен в заблуждение, об этом сообщать в епархиальное управление того региона, где они живут. Но гораздо лучше во избежание подобных ситуаций отправляться по святым местам только с теми паломническими службами, которые принадлежат либо епархии, либо какому-то конкретному храму, а не с теми, происхождение которых неизвестно.

Уговаривать или нет?

Некоторые люди пытаются убедить нецерковных близких поехать в паломническую поездку, рассчитывая на то, что произойдет как раз то чудо, о котором мы говорили, – чудо обретения веры. В каких-то случаях это действительно стоит делать, а в каких-то нет.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Если есть хотя бы маленькая надежда на то, что что-то изменится в жизни близкого после посещения святых мест, наверное, к этому средству все-таки стоит прибегнуть. И положиться на Бога. Ведь мы имеем пример расслабленного, который был исцелен по вере своих четверых друзей. И порой точно так же мы кого-то везем в паломническую поездку, и по вере нашей происходит прикосновение благодати к его сердцу. Но в случаях, когда человек активно противится и когда ему это в принципе неинтересно, не стоит такого рода усилия предпринимать.

Не растерять полученное

Вообще, я глубоко убежден в том, что паломничество должно быть составной частью церковной жизни человека, а не чем-то отдельным. Мы можем наблюдать порой, как люди несколько раз в год ездят в паломнические поездки, в них исповедуются, причащаются, читают Евангелие и порой чувствуют какие-то изменения в себе, но когда возвращаются, начинают опять жить такой жизнью, как будто Церкви в принципе нет. Это совершенно неверно.

Христианину, который отправляется в паломничество, обязательно нужно помнить о том, что главная его цель — постараться прикоснуться сердцем к святыне и ощутить тот духовный жар, которым это, обычно холодное, сердце может наполниться и согреться. И, ощутив это прикосновение, очень важно не отступить назад, не забыть испытанное, но постараться увезти с собой тот дар, который ты в этой поездке получил. Иначе это не только не принесет никакого плода, но даже обратится в осуждение, потому что тебе было дано, но тобой не востребовано.

Летние паломничества – с кем ехать, что брать и чего опасаться


Сегодняшние реалии ставят перед нами вопрос: что является собственно паломничеством, а что — просто путешествием по святым местам? На мой взгляд, такую границу провести достаточно сложно, потому что порою человек отправляется в это самое путешествие по святым местам, не отдавая себе до конца отчета в том, куда он едет, с какой целью, каковы должны быть результаты этого путешествия, а происходит самое настоящее прикосновение его сердца к святыне.

Когда человек собирается в паломническую поездку, он должен прежде всего понять для себя, какова ее цель. Почему ему недостаточно просто обращаться к этому святому дома? Зачем ему ехать, чтобы помолиться у чудотворной иконы, если можно просто прийти в храм, где есть репродукция или список с нее?

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Кто-то предпринимает такое путешествие потому, что на святом месте с большей силой будет действовать благодать Божия, что там она какая-то другая по качеству.

Безусловно, это заблуждение, потому что благодать Божия в любом месте одна и та же, и мера ее присутствия определяется лишь тем, насколько мы ее способны воспринять. И если это единственный мотив поездки, то человеку вряд ли стоит в нее отправляться.

Другое дело, что в этих поездках с нами могут происходить некие внутренние изменения, которые позволяют душе вместить эту Божественную благодать. Мы оставляем свои обычные дела, что для современного человека бывает зачастую непросто, тратим время, испытываем в пути хотя бы какой-то минимальный дискомфорт, то есть паломничество, даже в нынешних условиях, — это некий труд. И Господь даже за этот совершенно ничтожный труд зачастую одаривает нас возможностью ощутить Свое присутствие и дает силы что-то в себе изменить.

Уход от повседневных дел хотя бы в какой-то степени высвобождает человека от тех пут, которыми он обычно связан. В Священном Писании сказано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11), вот в паломничестве это упразднение как раз и происходит, и тогда душа человеческая становится более открытой для действия Божественной благодати.

Но есть и еще один мотив, побуждающий нас совершать паломничества. Это некое не нуждающееся в объяснении действие любви в сердце человека. Вот читает, допустим, кто-то о преподобном Серафиме Саровском, и у него возникает непосредственное отношение к преподобному, и уже хочется просто поехать туда, где прошла его земная жизнь, где он подвизался, общался с людьми, молился.

Это движение любви по отношению к святому, естественно, не просто вызывает ответное движение, а позволяет любви святого к нам каким-то образом подействовать на нашу жизнь, проявиться в ней. И именно это побуждение, эта потребность являются более важными, чем все остальное.

Что оставить дома и куда никогда не ездить?

Паломники часто совершают одни и те же распространенные ошибки. Одна из основных — попытка увезти с собой в путь всё, что мы должны на время оставить. Нужно дистанцироваться от телефона, от деловой почты, от домашних забот и постараться сосредоточиться.

Вторая распространенная ошибка заключается в том, что знакомые люди, отправившись в поездку вместе, всю дорогу о чем-то разговаривают, что-то вспоминают, шутят вместо того, чтобы углубиться в себя. В таких случаях этот их небольшой подвиг может остаться бесплодным. Если человек приближается к святыне, необходимо благоговение, а смех и развлечения с ним, мягко говоря, не вполне совместимы.

Виноградов Сергей Арсеньевич - К преподобному. 1917 г.

Виноградов Сергей Арсеньевич – К преподобному. 1917 г.

Самое лучшее, наверное – это взять с собой книгу по теме паломничества или просто какое-то духовное чтение, которое определенным образом душу человека может настроить. Зачастую в паломнических автобусах показывают фильмы о различных святынях, прибегают к совместной молитве. Но, на мой взгляд, человек прежде всего сам должен потрудиться и собрать себя.

Безусловно, необходимо обращать внимание и на внешние факторы. Нужно постараться выбрать паломническую службу, способную предоставить нормальный по техническим характеристикам автобус, а в качестве гида – человека, во-первых, верующего и благочестивого; во-вторых, коммуникабельного; в-третьих, действительно знающего материал, которым он должен поделиться.

А бывает и так: в обитель приезжает автобус с паломниками, 90 процентов из которых – женщины. Их встречает некий иеромонах этой обители, который строит всех в одну шеренгу и заявляет: «Кто делал аборт – шаг вперед», – а затем накладывает епитимию, отлучая от Причащения. Он совершенно не задается вопросом, каялись эти женщины когда-либо в этом грехе, несли ли епитимию, живут ли они вообще церковной жизнью. Поскольку данное действие – не исповедь, у него просто нет права подобного рода епитимии кому-то давать. Однако при этом все равно разрешить их от нее может только правящий архиерей, поэтому им всем придется записываться к нему на прием в епархиальном управлении и объяснять ситуацию.

Бывают случаи, когда точно так же, всем автобусом, людей ведут на так называемую отчитку, не разбирая, есть ли среди них действительно бесноватые и все ли хотят, чтобы над ними был прочитан этот чин изгнания бесов. А порой за это еще и требуют дополнительные деньги.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

У нас в епархии больше десяти лет владыка Лонгин из года в год предостерегает и прихожан, и священников, чтобы ни в коем случае сами не ездили и никого не отправляли в такие места, потому что там происходят вещи, к Церкви никакого отношения не имеющие. Это не церковная жизнь и не паломничество, а некая параллельная область – псевдопаломничество и псевдоцерковность. Но все равно находятся люди, которые, слыша, не хотят слышать и едут. А потом приходят в храм и с сокрушением рассказывают, какое душевное повреждение получили.

Ведь тот же чин изгнания нечистых духов совершается только священником, получившим благословение правящего архиерея конкретной епархии, и только в том случае, когда для этого действительно есть «духовные показания». Ведь мы же не станем делать хирургическую операцию «на всякий случай»? А почему тогда со своей душой позволяем так обращаться.

Нужно быть внимательным на стадии планирования поездки, чтобы избежать таких неожиданностей. Любая нормальная паломническая служба должна предоставить программу: куда едут люди, что они посетят, сколько времени на это уйдет, где будет ночлег. И если вдруг происходит что-то странное, чего в программе не было, то я рекомендую всем, кто таким образом был обманут и введен в заблуждение, об этом сообщать в епархиальное управление того региона, где они живут. Но гораздо лучше во избежание подобных ситуаций отправляться по святым местам только с теми паломническими службами, которые принадлежат либо епархии, либо какому-то конкретному храму, а не с теми, происхождение которых неизвестно.

Уговаривать или нет?

Некоторые люди пытаются убедить нецерковных близких поехать в паломническую поездку, рассчитывая на то, что произойдет как раз то чудо, о котором мы говорили, – чудо обретения веры. В каких-то случаях это действительно стоит делать, а в каких-то нет.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Если есть хотя бы маленькая надежда на то, что что-то изменится в жизни близкого после посещения святых мест, наверное, к этому средству все-таки стоит прибегнуть. И положиться на Бога. Ведь мы имеем пример расслабленного, который был исцелен по вере своих четверых друзей. И порой точно так же мы кого-то везем в паломническую поездку, и по вере нашей происходит прикосновение благодати к его сердцу. Но в случаях, когда человек активно противится и когда ему это в принципе неинтересно, не стоит такого рода усилия предпринимать.

Не растерять полученное

Вообще, я глубоко убежден в том, что паломничество должно быть составной частью церковной жизни человека, а не чем-то отдельным. Мы можем наблюдать порой, как люди несколько раз в год ездят в паломнические поездки, в них исповедуются, причащаются, читают Евангелие и порой чувствуют какие-то изменения в себе, но когда возвращаются, начинают опять жить такой жизнью, как будто Церкви в принципе нет. Это совершенно неверно.

Христианину, который отправляется в паломничество, обязательно нужно помнить о том, что главная его цель — постараться прикоснуться сердцем к святыне и ощутить тот духовный жар, которым это, обычно холодное, сердце может наполниться и согреться. И, ощутив это прикосновение, очень важно не отступить назад, не забыть испытанное, но постараться увезти с собой тот дар, который ты в этой поездке получил. Иначе это не только не принесет никакого плода, но даже обратится в осуждение, потому что тебе было дано, но тобой не востребовано.

Паломничество с группой

1. Стоимость

В большинстве случаев, если поездка не однодневная и предполагает посещение нескольких мест (на дальних расстояниях), то ехать с группой дешевле. Просчитывая стоимость маршрутов, оказывалось, что на проезд в одиночку тратится большая сумма. Да и добираться до назначенного места нередко нужно несколькими видами транспорта. В моем случае, для нашей группы, организатор всегда находил комфортабельный автобус.

2. Программа паломнической поездки

В одиночку сложно разработать маршрут так, чтобы утром побывать на богослужении в одном городе (монастыре), вечером в другом, а по пути посетить еще несколько святынь (или окунуться в целебном источнике, побыть на молебне). Иногда это физически невозможно, приходится сидеть по несколько часов в ожидании транспорта, либо еще искать и место для ночевки.

Повезло, если приехал в знакомую обитель и поселился в паломнической гостинице. А ведь случается, когда в праздничные и выходные дни все номера заполнены, место для одного человека предварительно не бронируют, а только для групп. Тогда приходиться искать комнату или квартиру рядом с монастырем (храмом). Опять же это будет дороже, хлопотно, и не всегда удачно.

4. Экскурсии

С экскурсиями тоже возникают проблемы. Не во всех храмах и монастырях есть экскурсоводы. Организатор паломнической поездки либо сам рассказывает о святынях, либо находит человека, который проведет экскурсию. Если у вас и есть возможность оплатить индивидуальную экскурсию, то всегда ли найдется там человек, который сможет её провести?

Случалось, что некоторые монастыри мы посещали проездом в позднее время. Нам открывали церковную лавку, чтобы мы приобрели иконы на память, церковную утварь и книги, подали записки на требы. Увидев наш интерес к посещаемому месту и святыням, нам организовывали экскурсии, несмотря на поздний час.

Паломническая поездка с группой – это новые знакомства, общение, дружественная атмосфера. Часто с группами ездят священники. Паломники могут задать вопросы, получить наставления, послушать проповеди. Дорога проходит с молитвой – читаются утренние и вечерние молитвы, акафисты, каноны. В автобусе включают духовные песнопения и фильмы.

Паломнические поездки включают не только посещение святынь, но и осмотр достопримечательностей. Организатор предварительно оговаривает время для совместных экскурсий и личного распоряжения. В летнее время предусмотрены остановки для отдыха на природе.

Когда и куда стоит поехать в одиночку?

Причина поездки в одиночку – желание побыть в тишине, самому с собой. В таких случаях переезды из города в город – не лучший вариант. Для этого выбирают знакомый храм или монастырь, и там находят уединение. Желательно знать заранее, каким транспортом добираться, где остановиться, покушать и т.д.

Вторая причина – дольше побыть в полюбившемся местечке. По правилам в монастырях паломники живут 2-3 дня, а если больше, то берут благословение на послушание (трудничество).

*Трудничество – это физическая помощь монастырю. Работа дается каждому по силам – потрудиться на кухне, помочь по хозяйству, в летнее время прополоть или полить клумбы, в зимнее – почистить снег на монастырском дворе и т.д.

В комментариях можете задать интересующие вас вопросы или поделиться своим опытом. Если понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

Читайте также: