Праздник в древнем риме когда хозяева и рабы менялись местами

Обновлено: 02.07.2024

В благословенных средиземноморских краях зима бывает очень противная, и древние с удовольствием разнообразили ее праздниками. И греки, и римляне отмечали зимнее солнцестояние, причем первые — сравнительно скромно, а вторые — с большим размахом.

Анакреонт о зимнем месяце посидеоне:

Глянул Посидеон на двор,
В грозных тучах таится дождь,
И гудит зимней бури вой
Тяжко-громным раскатом.

(Пер. Г. Церетели)

Греки берегли силы для четырех разных чествований бога вина Диониса, проходивших между январем и началом апреля. Но на месяц посидеон (декабрь—январь) приходились Алои (Ἁλῶα) — праздник молотьбы, в глубокой древности переехавший с осени на зиму поближе к солнцевороту и соединившийся с торжеством, приуроченным к еще одному важному событию в жизни древнего грека — обрезке виноградной лозы. Во время Алой, посвященных покровительнице земледелия Деметре и Дионису, полагалось есть выпечку и пить вино, избегая красных продуктов: мяса, гранатов, барабульки (у этой рыбки чешуя неподобающего цвета). В застольях принимали участие только женщины, которым разрешалось ни в чем себе не отказывать — ни в выпивке, ни в сквернословии.

Банкетный зал украшали глиняными гениталиями, а на стол подавали хлебы и пироги в виде репродуктивных органов.

На праздник приходили и почтенные домохозяйки, и гетеры, и уличные девицы, которые в обычной жизни практически не встречались друг с другом. И в отличие от серьезных Элевсинских мистерий, важнейшего афинского торжества, тоже связанного с культом Деметры, во время Алой участницы искренне веселились и в кои-то веки наслаждались застольем, а не готовкой.


Надо признать, есть в Алоях что-то от восьмимартовских посиделок в женском коллективе. То ли дело древнеримские сатурналии — «лучший праздник года», по словам поэта Катулла, причем для всех, где и подарки, и обжорство, и пьянство. В строгие времена Республики его отмечали один день, в конце республиканского периода римской истории — два, при императоре Августе — три, при Калигуле — пять, а после дело дошло до семи: с 17 по 23 декабря. На это время закрывались школы и начинали работать специальные рынки с подарками — свечками и глиняными фигурками.

Одна из самых важных примет сатурналий — возможность играть в азартные игры, которые были категорически запрещены в остальное время. Зато в праздничные дни в кости, бабки и т. д. резались все от мала до велика. Детям денег, конечно, не давали, и они играли на орехи. О многих деталях сатурналий мы знаем благодаря поэту Марциалу. В «Эпиграммах» он нарисовал картину праздников:

Что же, однако, Сатурн, мне в дни эти делать хмельные,
В дни, что за небо тебе собственный сын уступил?
Иль мне о Фивах писать, о Трое, о мрачных Микенах?
«Ты на орехи играй», — скажешь. Орехов мне жаль.

(XIV, 1. Пер. Ф.А. Петровского)

Уже мальчик орехи бросил с грустью:
Вновь учиться зовет крикун наставник;
И, в обманные кости проигравшись,
Извлеченный из тайного притона,
Охмелевший игрок эдила* молит.

(V, 84. Пер. Ф.А. Петровского)
* эдилы допускали азартные игры в общественных местах только в праздник Сатурналий.

Удивительно, но еще в XVI веке оксфордским студентам дозволялось играть на деньги только трижды в год: в День Всех Святых, в Рождество (как раз неделя сатурналий) и на Сретение. Почтенная традиция! Впрочем, с 2004 года Рождество в Англии — единственный день, когда букмекеры не принимают ставки.


А что же подарки? Все тот же Марциал в «Эпиграммах» отвел всю четырнадцатую книгу под короткие описания даров, вручаемых на сатурналии. Чего там только нет: книги и погремушки, собаки и сено, зубочистки и шляпы, игральные кости и пеналы, золотые шпильки и кровяная колбаса, фонари и чесалки для спины. Всего Марциал перечисляет 223 предмета, среди которых есть и дорогие, привезенные из самой Индии вещи (элитные подарки), и самые простые, доступные даже рабу.

На сатурналии одаривали только мужчин, а женщин — в дни мартовского фестиваля матроналий. Исследователи Марциала подозревают, что первые четыре книги «Эпиграмм» сами запросто могли служить подарками на сатурналии — их тексты адресованы мужчинам и полны шутками вроде этой:

Невии я написал. Нет ответа. Не даст она, значит.
Но ведь наверно прочла, что я писал. Значит, даст.

(II, 9. Пер. Ф.А. Петровского)

А вот пятая книга предназначена другим читателям, не таким испорченным:

Вам, матронам, и юношам, и девам,
Мы страницы вот эти посвящаем.
Ты же, тянет кого к бесстыдным шуткам
И кому по душе их непристойность,
Ты игривых прочти четыре книжки.

(V, 2. Пер. Ф.А. Петровского)

Один из самых популярных видов сувениров в дни сатурналий назывался sigilla — это были простенькие глиняные фигурки птиц, животных, людей. Из письма философа-стоика Луция Аннея Сенеки мы знаем, что ребенок хозяев мог дарить такие игрушки детям домашних рабов. В этом письме автор иронизирует по поводу собственного возраста и рассказывает следующий эпизод: «Поворачиваюсь к дверям. „А это кто, — спрашиваю, — такой дряхлый? Правильно сделали, что поместили его в сенях: ведь он уже смотрит за двери. Откуда ты его взял? Какая тебе радость выносить чужого мертвеца?“ А тот в ответ: „Ты что, не узнал меня? Ведь я — Фелицион, это мне ты всегда дарил кукол на сатурналии; я сын управляющего Филосита, твой любимец“. — „Ясное дело, — говорю я, — он бредит! Это он-то еще малышом стал моим любимцем? Впрочем, очень может быть: ведь у него как раз выпадают зубы“» («Нравственные письма к Луцилию», XII, 3. Пер. С.А. Ошерова).

«Он применил рвотное: поэтому он ел и пил безбоязненно и с удовольствием, очень богато и великолепно».

(Att., XIII, 52. Пер. В.О. Горенштейна)

Римляне вообще считали рвоту зимой здоровым и полезным занятием, так что в сатурналии напиваться до полусмерти было, можно сказать, обязательным требованием. Энциклопедист Плиний Старший писал, что в первой половине I века в Риме распространилась мода пить на пустой желудок (Naturalis Historia, XIV, 143–144). По его словам, корни этой традиции следует искать на Востоке — в Парфии. Некоторые современные исследователи считают, что варварский обычай пришелся ко двору как раз в сатурналии, когда дозволялось вести себя диким образом и даже, о ужас, не носить тогу (вместо нее надевали более удобную одежду под названием synthesis).

В лучшие дни года мир выворачивался наизнанку дважды: рабы и хозяева не только вместе садились за стол — у них появлялся еще и шутовской повелитель — Saturnalicius princeps, предводитель застолья и веселья. Словом, это был настоящий карнавал.

Оказавшиеся на чужбине римляне старались отмечать сатурналии: нам известны как свидетельства аристократов из высококультурных Афин, так и записка раба из дикарской Британии. Вот этот удивительный документ, найденный в пограничной крепости Виндоланда:


Один раб просит другого купить редиски для праздника (этот овощ, помимо того что был сравнительно дешевым и широко доступным, еще и считался неплохим рвотным).

Сенека, человек умеренный, не любил декабрьские излишества:

«Больше стойкости в том, чтобы оставаться трезвым, когда весь народ перепился до рвоты, больше умеренности в том, чтобы, не смешиваясь со всеми, не выделяться и не составлять исключения и делать то же самое, что все, но иначе.

Ведь праздничный день можно провести, и не предаваясь роскоши» («Нравственные письма к Луцилию», XVIII, 4. Пер. С.А. Ошерова). Примерно об этом две тысячи лет спустя и нам в канун Нового года толкуют благонамеренные. Кому-то будет по душе такой совет, а кому-то все равно нужно напиться и выкричаться: “Io Saturnalia!”

Образ Сатурна

Как и многие другие представители древнеримского пантеона, Сатурн был “списан” с греческого бога. Вот только Кронос, в отличие от своего римского “коллеги” отличался большей жестокостью и нетерпимостью. Кроме того, в греческих преданиях рассказывается, что Кронос был низвергнут в Тартар. Сатурн же у римлян считался одним из самых уважаемых божеств. Более того, мифы говорят, что именно Сатурн был вторым правителем Рима.

Облик бога ясно указывает на мудрость и суровость этого бога. На многочисленных скульптурах, сохранившихся до нашего времени, он изображён высоким пожилым мужчиной с длинными волосами и бородой.

Иногда за спиной Сатурна можно увидеть крылья. Несмотря на почтенный возраст, всё во внешности бога говорит о его силе воли, могуществе и решимости. Это образ опытного правителя, мудрого царя, что превыше всего ставит справедливость.

Римляне считали Сатурна одним из самых лучших правителей, что существовали в мифах или наяву. Все люди для этого бога равны. Он покровительствует земледельцам, является воплощением сил плодородия и власти. На изображениях он часто держит в руках косу или серп, что указывает на его прямую связь с сельскими работами, которым он покровительствует.

Нечасто можно встретить скульптуры Сатурна, на которых он пожирает младенцев. Основой такой трактовки образа стала всё та же связь с Кроносом, который, согласно преданиям, поедал своих детей, чтобы никто из них не сверг его с царского престола.

Джованни Франческо Романелли - Хронос похищает Эроса1740

На изображениях встречаются самые разные образы Сатурна
Художник Джованни Франческо Романелли

5. Как выглядели древние римляне и сколько жили?

Как же выглядели древние римляне?

Как же выглядели древние римляне?

Многие ученые работали над геномом римлян, пытаясь выяснить, как они выглядели на самом деле. Учитывая, что они завоевали полмира и построили империю, их геном постоянно менялся, в него с завидной регулярностью вливалась новая кровь, причем массово. Однако сохранились данные о некоторых римлянах, чьи современники описали их внешность. Например, о Сулле пишут, что у него было светло-голубые глаза, об Августе, что у него были вьющиеся рыжие волосы и нос с горбинкой, причем он был невысокого роста. Нерон обладал похожим оттенком волос, тоже был невысок, зато у него была толстая шея и живот и очень худые ноги.

Все же ученым удалось выстроить определенный генотип, который был характерен для жителей Древнего Рима:
• средний рост;
• оттенок глаз от серого до черного;
• нос крупный, с горбинкой;
• цвет кожи от розового до оливкового;
• лоб низкий и широкий;
• телосложение крупное;
Историки утверждают, что средняя продолжительность жизни составляла 20-30 лет. Но, с большей долей вероятности, такую цифру дают средние значения. Ведь младенческая смертность и гибель матери при родах, вовсе не были редкостью в те времена. Однако римлянин, доживший до зрелого возраста, вполне доживал и до средних современных показателей, а не умирал от старости в 30.

2. Суровые спортивные развлечения

Гладиаторские бои часто проходили с участием хищных животных.

Гладиаторские бои часто проходили с участием хищных животных.

Гладиаторские бои, как весьма суровое развлечение для одних и способ заработка для других, широко представляется в фильмах и других источниках, рассказывающих о Древним Риме. Но далеко не всегда на арену боя выходили рабы. Да, в большинстве своем это были плебеи: преступники и бедняки, которые таким образом хотели разбогатеть или прославиться. Среди них были и женщины.

Гладиаторские бои не всегда имели смертельный исход, чаще всего дело заканчивалось ранением. Этот вид спорта вовсе не был самым популярным в Риме, азартны зрители обожали гонки на колесницах. В Колизей помещалось 50 тысяч человек, а в специальный цирк для гонок 250 тысяч. Если на арену Колизея выходили рабы, то те, кто управлял колесницами, имели огромный успех и заработок. Так, к примеру, Гай Аппулей – колесничий из Древнего Рима, до сих пор считается самым высокооплачиваемым спортсменом, даже в перерасчете на современные деньги.

Правда ли, что древние римляне много ели и воевали: Мифы, навязанные кинематографом

Отписаться можно в любой момент.



Голливудские (и не только) фильмы прочно закрепили в сознании обывателя некий собирательный образ о Древнем Риме и людях, живущих в ту эпоху. Полуобнаженные гладиаторы с идеальными торсами и загаром, праздный образ жизни и бои, рабовладельческий строй и бесконечная война – это, пожалуй, лишь малая часть того, что укоренилось в сознании современников как исторические данные о Древнем Риме. Что из этого правда, а что нет?

4. Рука, поднятая как у нацистов

Именно эта картина стала поводом считать этот жест римским.

Именно эта картина стала поводом считать этот жест римским.

Здесь вообще все крайне запутано. Есть мнение, что это приветствие – рука, поднятая вверх с ладонью, повернутой вниз, использовалось именно в Риме и именно на римлян ссылаются как на первоисточник нацистского приветствия. Но никаких подтверждающих этот факт исторических документов нет. На картине французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев» (1789 год) используется именно такая форма приветствия к высшему по чину. Но нет никаких доводов в пользу того, что это признанная форма, как сейчас «отдать честь», приложив руку к фуражке, а не просто художественный вымысел, который использовал живописец потому что «я художник, я так вижу».

Но миф укоренился, в том числе и благодаря фильмам, хотя сейчас это для всех нацистское приветствие, а не римский салют, даже если он и был таковым на самом деле.

6. Вомитории

Римлян часто обвиняют в обжорстве.

Римлян часто обвиняют в обжорстве.

Еще одним мифом, которым окружают римлян – это их страсть к шумным застольям. Нет никаких данных, опровергающих это, а с другой стороны, а кто не любит отпраздновать за накрытым столом, тем более, когда есть повод? Персов победили, например, в очередной раз.

Но, якобы римляне настолько знали толк в застольях и ели всегда как в последний раз, что у них к залам пристраивались специальные «рвотные комнаты». Мол, перепил и переел господин, отправился в вомиторию, привел себя в надлежащий вид – и празднует, ест, пьет дальше. Удобно.

У римлян на самом деле были помещения с таким названием, но это скорее было некое фойе, веранда, куда выходили гости отдохнуть, подышать свежим воздухом. Ну, и кто знает, возможно, освободить, таким образом, желудок тоже.

Символы и атрибуты Венецианского карнавала

Официальный статус венецианского праздника карнавал получил несколько позднее, в 1296 году. Удивительным образом это торжество стало победой над стереотипами и предрассудками Средневековья, что было нетипично для европейских стран того времени.

Девушки на карнавале в Венеции / © Sabine Rabenberger / Pixabay

Девушки на карнавале в Венеции / © Sabine Rabenberger / Pixabay

В XV веке в Италии появляются мастера особого класса, которых называли “маскерери”. Именно они занимались изготовлением масок для Венецианского карнавала. Их помощниками были молодые подмастерья, что делали слепки лиц для будущей маски.

Маски для карнавала в Венеции можно купить в подобной лавке / © Anke Schofeld / Pixabay

Маски для карнавала в Венеции можно купить в подобной лавке / © Anke Schofeld / Pixabay

Как вы понимаете, некоторые жители Венеции не хотели расставаться с маской и после карнавала, а сам праздник нередко становился прекрасным временем для совершения преступлений.

Несмотря на это, популярности торжество не теряет и сегодня. Популярными образами остаются герои “Комедии дель арте”, Пьеро, Коломбина, Арлекин. А начало карнавала неизменно связано с пролётом праздничной голубки над площадью Сан-Марко.

Современные веянья в моде карнавала / © Ruth Archer / Pixabay

Современные веянья в моде карнавала / © Ruth Archer / Pixabay

3. Жесты большим пальцем

Толпа просит сложить оружие.

Толпа просит сложить оружие.

Часто в кино мелькают правители, которые решают исход гладиаторского боя одним движением большого пальца. «Палец вниз» означало сложить оружие, прекратить сражение. Часто это делалось для того чтобы спасти бойца, ведь для того чтобы стать успешным гладиатором им приходилось много и долго тренироваться и раскидываться бойцами никто бы не стал, даже несмотря на то, что они рабы.

Главным требованием к гладиатору была выносливость, ведь большая часть боев была именно проверкой на стойкость. Тот, кто выдыхался раньше или был сильнее ранен и считался проигравшим. Если гладиатор был смертельно ранен, то его добивали, ударив по голове, об этом свидетельствуют найденные останки.

10. Калигула и его конь

Конь Калигулы, пожалуй, самый известный в истории.

Конь Калигулы, пожалуй, самый известный в истории.

Император Калигула вообще был весьма неординарной личностью. Якобы, он сделал своих сестер любовницам, казнил заключенных, скидывая их на съедение диким животным, говорил с луной и сделал своего коня сенатором. Ну а что, вдруг он был самым умным существом в его окружении?!

Он стал императором в 25 лет, и начало его правления было наполнено весьма положительными решениями. Так, он отменил налоги, некоторые игры, объявил амнистию для тех заключенных, которые были посажены под стражу прежним императором. Но счастье длилось недолго, у него начались проблемы с психикой, как писали о нем в источниках тех лет «мозговая лихорадка». Он убил некоторых подчиненных, жене повезло больше – ее он просто выгнал, потом решил, что он бог и завел себе храм.

На самом деле он не назначал коня своим консулом, возможно, угрожал этим подчиненным, мол, вот, даже животное будет продуктивнее в этой роли. Но лошадь свою, безусловно, любил.

9. Самая крупная империя

Древний Рим всегда привлекал своим величием и самобытностью.

Древний Рим всегда привлекал своим величием и самобытностью.

Современники часто ошибаются, полагая, что Римская империя была самой крупной, благо это мнение всегда подкрепляется фильмами, демонстрирующими величие и воинственность римлян. Но она лишь на 28 месте в мире, а когда империя римлян была в самом расцвете, в ней проживало чуть больше 10% населения. Британская и Монгольская империи были намного крупнее.

Несмотря на рабовладельческий строй, имущественное расслоение населения было куда менее выражено, чем сейчас. Любая работа достойно оплачивалась, не допускалось существенного разрыва. Возможно, именно в этом было Римское величие?

7. Рабы и плебеи

Ручным трудом римлянам удалось построить, то, чем мир восхищается до сих пор.

Ручным трудом римлянам удалось построить, то, чем мир восхищается до сих пор.

Для современных людей плебей – это оскорбление, приравнивание к низшей категории. Но в Древнем Риме так называли все население, всех, кто не причислялся к патрициям. Плебеи долго боролись за свои права и, когда у них это получилось, существовавший порядок рухнул.

В Древнем Риме был праздник, во время которого рабы и их хозяева менялись местами. Праздник сатурналии позволял продемонстрировать обеим сторонам, что нет в мире ничего вечного, все меняется. Рабов в этот день кормили лучшей едой, а их работу выполняли рабовладельцы.

Возможно, именно этот праздник был причиной того, что римляне относились к рабам не как к своей вещи или собственности, как это было во всей истории, а как хороший начальник к своим подчиненным. За хороший труд их поощряли, им полагались премии и послабления. Во всех фильмах на боевых кораблях на вёслах трудятся рабы, тогда как на самом деле к войне и воинской службе могли привлекаться только вольные граждане. Это не означало, что рабов игнорировали и не брали на войну. Их могли освободить перед этим, требуя как плату – доблесть и отвагу в бою.

Жизнь раба ничем особым не отличалась от жизни иных жителей, они также посещали мероприятия, общались друг с другом и вели праздный образ жизни. Поначалу они должны были носить специальные ошейники с именем их владельца. Но это решение было быстро отменено, якобы для того, чтобы рабы не знали о том, что их так много, ведь так не далеко и до бунта.

Праздник Сатурналии в Древнем Риме: как зарождалась культура карнавала

С XIX века ученые бились над вопросом, откуда родом культура карнавальных праздников. Многие считают, что нашли ответ в древнеримских Сатурналиях. По характеру проведения и традициям этот фестиваль ролей действительно напоминает маскарад. Некоторые историки даже считают, что знаменитые Венецианские карнавалы взяли за основу традиции Сатурналий.

Венеция, Италия Венеция, Италия

Отголоски Сатурналий в наше время

С приходом христианства значение Сатурналий начало ослабевать, стали появляться иные ценности и святые покровители.

В Древнем Риме к периоду расцвету культа Сатурна праздник в честь него длился двенадцать дней, каждый из которых соответствовал определённому месяцу года. Считалось, что дни Сатурналий являются началом нового годового цикла.

Никола Пуссен – Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года

Никола Пуссен
«Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года»

Римляне верили, что в это время на землю возвращаются души умерших предков, которых необходимо задобрить. Символами Сатурналий являлись восковые свечи, которые зажигали по вечерам и фигурки из теста. Праздник этот являлся периодом обновления и возрождения, временем, когда нужно было строить новые планы и загадывать желания, что непременно должны были исполниться.

Традиции Сатурналий

По преданию, подробно описанному древнегреческим мифографом Диодором Сицилийским, Сатурн — одно из мирских имен верховного бога Кроноса, отца Зевса. Задолго до основания Рима тот путешествовал по миру, пробуя себя в роли царей разных стран. Этим историк объясняет многочисленные легенды о таинственном исчезновении правителя во времена расцвета древнейших государств.

Сказания гласят, что Кронос под именем Сатурна создал райское место в одной из западных стран (так называемый Золотой век Древнего Рима). При его правлении на земле царствовали покой и порядок, не велось войн, а сельское хозяйство процветало

Во времена расцвета Римской империи в обществе существовала строгая иерархия. Низшую ступень занимали рабы, которые в большинстве своём являлись бесправными слугами. Однако в году был день, когда знатные господа и их рабы менялись местами. Это праздник Сатурналии.

Как несложно догадаться, торжество посвящалось Сатурну, богу земледелия, покровителю простолюдинов. С Сатурналиями было связано немало интересных обычаев и, что примечательно, некоторые традиции живы по сей день, однако название праздника и его суть изменились. Что же особенного было в Сатурналиях?

1. Тоги далеко не единственная одежда

Вряд ли в куске ткани могло быть очень удобно.

Вряд ли в куске ткани могло быть очень удобно.

В любом фильме про Древний Рим практически все актеры (конечно же, подкаченные красавцы) ходят в тогах. Да, с одной стороны так проще для создателей фильма и зрителю сразу становится понятно, что речь о Древнем Риме, а не о чем-то еще. В общем, колоритно, то, что нужно для фильма. Но если смотреть с практической стороны, то сами римляне были видимо вовсе не в восторге от такой непрактичной одежды, к тому же их существовало огромное множество. Взять хотя бы то обстоятельство, что именно по одежде, тоге в том числе, можно было определить социальный статус человека. Включая цвет, плотность материала и других деталей.

Тоги носили только мужчины и в честь какого-то случая, в раннем периоде они были простыми, затем стали разнообразнее. Пурпурный цвет тоги мог надеть только император. В обычной жизни древние римляне носили свободные рубахи по типу туник. Льняные или шерстяные, в зависимости от времени года. А у солдат и вовсе были куртки из кожи. К концу римского правления стали востребованы брюки, хотя поначалу считалось, что это одежда для низших слов, но практичность взяла вверх.

История праздника

Древнеримский историк Тит Ливий приписывает их авторство Квинту Клелию и Титу Ларцию. Во время их консульства в V в. до н. э. были учреждены празднества в честь царя царей Сатурна — божества доримского периода, покровителя аграриев и бога плодородия.

Отмечали Сатурналии во второй половине декабря, начиная с 17 числа. Длились торжества в разные времена до семи дней. На весь период города «замирали»: магазины закрывались, учеников школ распускали по домам, суды не судили, преступников не казнили, а провинившихся рабов и господ запрещалось наказывать.

Сатурналии, Антуан Франсуа Калле Сатурналии, Антуан Франсуа Калле

Первоначально это был крестьянский праздник — гуляния в честь окончания жатвы. Проводились один день, но очень быстро стали популярными среди всех сословий.

Тит Ливий пишет, что через 10 лет после первых Сатурналий срок их празднования увеличился до недели. В I веке до н. э. Октавиан Август сократил время фестиваля до трех дней, но сменивший его Калигула вновь утвердил 5-дневное празднование. Его последователь Тиберий Клавдий продолжил традицию предшественника.

После принятия императором Константином католического христианства в 312 году вышел официальный указ о запрете Сатурналий как языческого, губительного для душ крестьян праздника. Но фестиваль продолжали отмечать ежегодно вплоть до конца эпохи Республики.

Традиции Сатурналий

Сатурналии включали череду ритуалов, которые жрецы должны были соблюдать точно и в соответствии со строгой очередностью. Первым этапом становилось разрезание пут на статуе Сатурна и поднесение ему даров. В качестве жертвы римляне использовали мясо, вино, мёд.

На Сатурналии нередко забивали козла, священное животное Сатурна. Позднее этот ритуал породил изречение “козёл отпущения”, что изначально использовалось как именование жертвенного животного, а позднее стало использоваться в переносном смысле.

Когда путы со статуи бога падали на землю, жрецы восклицали: «Ио, Сатурналии!». Это восклицание призывало народ к веселью и празднованию. Удивительным образом привычная жизнь менялась во время Сатурналий. На этот период приостанавливались военные действия и казни преступников, не разрешалось выносить смертные приговоры, поощрялись азартные игры (даже на государственном уровне).

В древнеримских преданиях Сатурн является воплощением свободы и независимости, и именно поэтому особые привилегии в Сатурналии получали рабы. Они могли почувствовать себя совершенно свободным, наслаждаясь пиршеством и повелевая своими хозяевами.

Лоуренс Альма-Тадема «Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»

Лоуренс Альма-Тадема
«Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»

Во время Сатурналий у невольников начиналась прекрасная жизнь, та, о которой они мечтали. Им позволялось надевать шапки, что в Древнем Риме было разрешено лишь свободным гражданам или освобождённым рабам. Они с удовольствием проводили время в игорных домах, могли забыть о будничных хлопотах и погрузиться в атмосферу веселья. Чтобы угодить Сатурну, знать переодевалась в одежду своих рабов, отдавая тем свои дорогие наряды.

Бог поощрял тех, кто не стыдился прислуживать своим невольникам во время его празднеств. Римляне верили, что после Сатурналий Сатурн щедро вознаградит их за проведенные обряды и некоторые неудобства, что довелось испытать.

Мне показались очень интересными заметки о Сатурналиях, написанные исследователем Джеймсом Джорджем Фрэзером. Он указывает, что во время древнеримского праздника роли и перевоплощения значили так много, что каждый дом напоминал миниатюрное государство. В нём “правители” менялись с “подданными” местами, создавая необыкновенные отношения.

Рабы могли примерить на себя образ императора, судьи или консула, отдавая приказы, повелевая и принимая решения. Пусть даже один день в году, но Сатурналии, как мне кажется, помогали лучше понять друг друга разным слоям древнеримского общества. Не исключено, что, познав тяжкий труд своих невольников, в дальнейшем хозяева лояльнее относились к ним.

Римская мозаика, изображающая женщину и двух прислуживающих ей рабынь.

Женщина и две её рабыни на Римской мозаике

11. Нерон, скрипка и горящий Рим

Еще одна легенда, не имеющая основания.

Еще одна легенда, не имеющая основания.

Считается, что Нерон, в то время как Рим охватил великий пожар, взобрался на высокую городскую стену, плакал и читал стихи о падении Трои. Другие историки дополнили этот эпизод, мол, правитель был одет в театральные одежды и играл на музыкальном инструменте.

Да, историки, занимающиеся изучением личности Нерона, утверждают, что характер у него был, мягко говоря, не сахар. Он замечен в инцесте (что, в принципе не редкость для римлян), убийствах, был жесток к животным, агрессивен. Но не настолько равнодушен к собственному народу, чтобы играть на скрипке во время пожара, в котором гибнут его соплеменники.

Однако это Шекспир написал о том, что Нерон играл на лютне, глядя на город, объятый пламенем. А затем Джордж Даниэль превратил лютню в скрипку, и написал, дескать, пусть Нерон сыграет на скрипке, когда будут хоронить Рим.

По некоторым данным Нерон и вовсе поджег Рим сам, однако в этот момент его вовсе не было на месте правления, он находился в Антиуме – городе, в котором родился. Услышав о том, что начался пожар в складах, где хранились горючие товары, он незамедлительно вернулся в Рим. В поджоге обвинили сектантов, называющих себя христианами, виновных наказали и распяли.

Чем интереснее для современников тема, тем быстрее она обрастает легендами, мифами и небылицами. А уж создатели фильмов, озабоченные зрелищностью, а не исторической справедливостью и точностью, вносят в это свою огромную лепту. Мифами и догадками полна и библейская легенда о Содоме и Гоморре, которых давно считают символами греха . Так ли оно было на самом деле?

Первые карнавалы в Венеции

Однако времена менялись, и распространение христианства в Италии значительно преобразило праздник. Теперь уже он не посвящался божествам, однако отменять его церковь не стала.

Но когда же Венецианский карнавал впервые прошёл в том формате, что нам известен? На этот вопрос исследователи не дают точного ответа. Существует лишь несколько версий, каждая из которых вполне может быть истиной:

  • первая гипотеза говорит о том, что в 1094 году Венеция получила кварталы в Константинополе, заключив успешный договор с Византией. Не исключено, что столь значимое событие горожане отметили ярким праздником;
  • вторая теория рассказывает, что венецианцы могли провести карнавал в 988 году, когда успешно завершили выступление против пиратов, захвативших венецианских девушек;
  • третья версия склоняется к тому, что карнавал мог стать празднованием победы Венецианской республики над патриархом Ульрико. В таком случае произошло это в 1162 году.

Появление праздника

История рабства в Древнем Риме насчитывает много столетий, однако каждый год 17 декабря привычный уклад жизни рабов резко менялся. Неслучайно бога Сатурна называли покровителем рабов и нищих.

В день праздника, в честь него названного Сатурналиями, можно было увидеть необыкновенные картины. В богатых домах знатные люди прислуживали своим рабам и слугам, которые пировали, прославляя имя Сатурна.

Историю Сатурналий можно узнать из записей древнеримского историка Тита Ливиуса. Он отмечает, что первые празднования Сатурналий начали проводиться около V века до нашей эры. Они были посвящены силам плодородия и покровителю сельского хозяйства Сатурну. Особенно распространено торжество было в деревенской местности, ведь для крестьян Сатурн являлся главным защитником и помощником.

Популярность Сатурналий постепенно росла. Со временем из однодневного праздника это торжество превратилось в настоящий фестиваль, что продолжался несколько суток.

Сатурналии, 1783, Антуан-Франсуа Калле.

Праздник Сатурналии в Древнем Риме отмечался в конце года.
Картина художника Антуан-Франсуа Калле.

Сатурн — бог-правитель Рима

О Сатурне римляне рассказывали немало преданий. Один из самых известных мифов рассказывает, что юный бог вынужден был сбежать от своего отца Коэлуса.

Как оказалось в дальнейшем, Янус был абсолютно прав. Период его правления и власти Сатурна, что стал верным последователем и соратником, называют “золотым веком” Древнего Рима.

Сатурн являлся божеством процветания и достатка, а также мудрости. Благодаря ему римляне научились выращивать виноград и другие ценные культуры, Сатурн рассказал людям о правилах земледелия, научил их жизненным премудростям.

Более того, при Сатурне, как гласят легенды, народ Рима стал цивилизованным и образованным. Просвещённый бог не мог допустить, чтобы его подданные были невежественными и дикими людьми.

Древние римляне считали, что каждый бог нуждается в подношениях. Если задобрить бога, то можно заручиться его поддержкой, что поможет достичь желаемого. Храмы Сатурна народ посещал практически каждый день, оставляя подношения своему великому богу.

Яркий праздник сатурналий ежегодно проводился в Древнем Риме. Он длился целую неделю, начиная с 17 декабря. На время торжеств общественная деятельность приостанавливалась, школы временно закрывались, чтобы учащиеся могли повеселиться вместе со своими семьями. Атмосфера свободы и веселья царила повсюду.

Из-за интересного обычая, соблюдавшегося многие века во время сатурналий, Сатурна называли богом рабов. Поскольку божественный покровитель считал всех людей равными, на сатурналии было принято отпускать на волю рабов. Если хозяева не могли это сделать, то следовало поменяться с рабами местами.

В это время тяжёлую работу выполняли хозяева, а для прислуги накрывали пышный праздничный стол. Рабы могли надевать одежду хозяев, разговаривать с ними на равных и даже отдавать приказы. Римляне верили, что Сатурн благоволит к тем, кто соблюдает эту необычную традицию.

Храм Сатурна, возведённый в V веке до нашей эры, можно назвать хранилищем всех богатств государства. Именно там находилось всё золото и серебро Римской империи.Там выделялись средства на общественные нужды и гладиаторские бои. Согласно поверьям, Сатурн оберегал богатства, ведь сам являлся божеством процветания и благополучия.

Храм Сатурна и Храм Веспасиана, Рим, 1860-е годы.

Храм Сатурна и Храм Веспасиана, Рим, 1860-е годы.

8. Карфаген и соль

Разрушенный город.

Разрушенный город.

Рим разрушил Карфаген после длительной войны, тогда победители получили в рабство более 50 тысячи солдат. Миф гласит о том, что римляне хотели не просто стереть с лица земли город, но и сделать землю бесплодной, тогда эта территория будет по-настоящему мертвой. Для этого они засыпали огромную территорию солью.

Ученые не нашли никаких доказательств того, что земли Карфагена были «убиты» солью, никаких лишних минералов обнаружено не было. К тому же, версия кажется слишком сказочной, учитывая, что в Древнем Риме соль была очень ценной, и тратить ее на уничтожение города, который можно было просто сжечь, по-меньшей мере, странно.

Соль использовалась как средство для консервации и хранения продуктов и очень высоко ценилась. Женщины применяли соль, а за ее неимением, пот гладиаторов как средство для молодости и красоты. Еще пот бойца считался мощным афродизиаком.

Сатурналии - древнеримский праздник, когда рабы превращались в хозяев и наоборот

С 17 по 23 декабря* в течение почти недели в Древнем Риме праздновали Сатурналии – развеселый и сытный древнеримский карнавал.

Изначально посвященный окончанию сельскохозяйственного года и жертвоприношению Сатурну, праздник с течением времени превратился в целую неделю чревоугодия и шутовской смены социальных ролей в обществе. Как никто, его ждали рабы - в эту неделю им позволялось быть "свободными".

Сатурналии начинались с жертвы богу в его храме, а затем выплескивались на улицы, завершаясь в домах горожан. В эти дни все угнетенные имели право на что-либо им недоступное.

Например, школьники освобождались от занятий, а судебные решения о наказаниях откладывались до окончания праздника.

Римский пир. Роберто Бомпиани (XIX век) Римский пир. Роберто Бомпиани (XIX век)

В Сатурналии рабы могли не работать и есть за одним столом с хозяевами, а в некоторых семьях господа шутливо прислуживали им. Речь здесь, конечно, идет о семейных рабах, которые входили в familia.

  • Familia/фамилия - сообщество родственников, близких и рабов, над которым власть осуществлял один человек. Pater familias - отец фамилии единолично решал судьбы её членов.

Впрочем, рабы, занятые на сельскохозяйственных работах, а также в мастерских или каком-то производстве, тоже получали выходные и небольшой подарочек.

Везде раздавались поздравления Io Saturnalia , все ходили нарядные, в приподнятом настроении - ведь старый год заканчивался, а в новом можно было ожидать только самого хорошего.

На улицах обеспеченные горожане раздавали деньги бедным, дарили подарки знакомым, веселились. Поскольку для римлян Сатурн ассоциировался с золотым веком равенства и благоденствия, то подобное уравнивание в правах (пусть и на неделю) как бы возвращало участников в то время.

Даже любители азартных игр получали в дни Сатурналий индульгенцию на свое противоправное деяние. Ведь весь остальной год им приходилось прятаться - например, в дальних помещениях харчевен или гостиниц, чтобы сыграть во что-нибудь на деньги. А в праздничную неделю этим можно было заниматься открыто и сколько угодно.

Древнеримские игровые кубики и фишки из кости Древнеримские игровые кубики и фишки из кости

Древнеримский бог Сатурн

Один из древнейших римских богов - Сатурн - всегда изображался мужчиной сильно в возрасте, с покрытой головой, держащим в руке какой-либо символ земледелия, например, серп, реже – рог изобилия.

Он прибыл в Италию из Греции и научил древних римлян земледелию, садоводству, виноградарству. Именно он способствовал плодородию земли, а значит, от его благосклонности зависел весь человеческий род.

Изваяние Сатурна в его храме** весь год стояло в "оковах" – его ноги были оплетены шерстяными лентами, чтобы благоденствие и процветание не покидало страну – и лишь на неделю "вериги" снимались, давая волю покровителю праздника.

Сатурн (или Кронос). Настенная роспись из Дома Диоскуров в Помпеях. Сейчас в Неапольском археологическом музее Сатурн (или Кронос). Настенная роспись из Дома Диоскуров в Помпеях. Сейчас в Неапольском археологическом музее

Ученые считают, что память о Сатурналиях оказала огромное влияние на христианское Рождество.

* Даты немного условные.

** Мы уже рассказывали о храме Сатурна в Риме . Именно там начинались Сатурналии.

Кстати, о подарках. Конец Сатурналий знаменовался отдельным праздником. Впрочем, о нем вас ждет рассказ чуть позже.

Благодарим вас за интерес к нашим материалам. Если статья вам понравилась - поставьте, пожалуйста, лайк. Если хотите её дополнить или обсудить - добро пожаловать в комментарии. А если хотите и в будущем следить за нашими публикациями - подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены" . Спасибо за ваше внимание!

Истоки Венецианского карнавала

Венецианский карнавал можно по праву назвать самым ярким и загадочным праздником Европы. Я думаю, каждому человеку хотя бы раз в жизни хотелось отбросить все предрассудки и скрыть своё лицо под маской, изменившись до неузнаваемости. Это волнует и очаровывает.

Вероятно, именно поэтому традиции Венецианского карнавала живут уже много веков, а праздник не теряет популярности и в наши дни. Грандиозное торжество каждый год превращает Венецию в своего рода театральные подмостки, куда мечтают приехать сотни тысяч туристов. Кто-то ценит свободу и азарт карнавала, кто-то стремится ощутить особую магию этого праздника.

Адриен Моро «Маскарад в XVII Век», 1887 год

Адриен Моро «Маскарад в XVII Век», 1887 год

История Венецианского карнавала намного более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Меня немало поразил тот факт, что подобные обычаи зародились ещё в Древнем Риме, когда проводились ежегодные сатурналии, празднества, посвящённые богу земледелия Сатурну. Эти торжества были связаны с уборкой урожая и временем зимнего солнцестояния.

Геннадий Спирин «Венецианский карнавал»

Геннадий Спирин «Венецианский карнавал»

Читайте также: