Невский проспект интересные факты и места

Обновлено: 16.05.2024

Невский проспект – одна самых древних и известных улиц Санкт-Петербурга. Протяженность главной артерии города составляет почти четыре с половиной километра – она пересекает реки Фонтанку, Мойку и канал Грибоедова. На самой узнаваемой улице Северной столицы практически нет современных построек, а каждое древнее здание хранит в себе огромное количество уникальных историй. Именно поэтому магистраль пользуется огромной популярностью у туристов и гостей. Считается, что зачастую знакомство с Петербургом начинается именно здесь. Рассказываем о достопримечательностях Невского проспекта, интересных фактах, а также о том, как до него добраться.

Интересные факты

Невский проспект всего на несколько лет моложе самого Петербурга. Первый его участок от Мойки до Фонтанки был проложен ещё в 1710-1715 годы. А позже проспект протянулся до Адмиралтейства. В наши дни наибольшая ширина проспекта достигла 60 метров – таким его можно наблюдать у Гостиного двора. А самая узкая часть городской артерии находится у реки Мойки — 25 метров.

Согласно статистике, на Невский проспект выходят 240 фасадов зданий. А по его тротуарам ежедневно проходят порядка двух миллионов человек. Тогда и неудивительно, но Невский – самая тёплая часть городской черты. По сведениям метеорологов, средняя температура на проспекте гораздо выше, чем в среднем по Петербургу. В летние месяцы эта разница почти не заметна, поскольку составляет всего 2-3 градуса. А вот зимой на Невском теплее на целых 10-12 градусов.

Петербург и непосредственно самая узнаваемая его улица оставила след в творчестве Николая Васильевича Гоголя. В тридцатых-сороковых годах девятнадцатого века писатель создал здесь целый цикл "Петербургских повестей", одна из которых получила название «Невский проспект». Повесть начинается с громкой фразы: "Нет ничего лучше Невского проспекта".

Неофициально нечетная сторона Невского проспекта называется «теневой», а противоположная солнечной. Поэтому чётная сторона пользуется большой популярностью у любителей прогуляться по золотистыми лучами.

Достопримечательности

Невский проспект по праву считается хранителем памяти. На улице, которая протянулась от Адмиралтейства до Александрово-Невской Лавры, можно увидеть большое количество архитектурных шедевров. Невский проспект и его окрестности украшают лучшие памятники, храмы, дворцы и мосты Петербурга. Так, гуляя по нему, можно встретить постаменты Александру Невскому, Екатерине II, М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли.

Самой узнаваемой его точкой традиционно считается Казанский собор. Многие туристы спешат на проспект, чтобы здесь эффектные кадры именно здесь.

Также во время променада по Невскому можно поближе познакомиться со Строгановским дворцом, Гостиным двором, Аничковым мостом, Пассажем и Екатерининским садом.

Как добраться до Невского проспекта

Ближайшие станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Маяковская, Владимирская и Достоевская.

Здания

Закономерно, что главная улица Санкт-Петербурга активно застраивалась. В XVIII столетии здесь строила свои дворцы и дома знать города, а уже в XIX, с расцветом капитализма, Невский проспект заполнили здания разнообразных банков, успешных торговых фирм и правлений акционерных обществ.


Фото: Сергей Дегтярев 8

Теплота

Если вы замерзли — бегом на Невский проспект, ведь он считается самым теплым местом во всем городе. Так, температура летом здесь выше в среднем на 2-3 градуса, чем в пригороде, а зимой разница может доходить до 10-12 градусов!

Невский проспект — история: от создания до современности

Невский проспект, связывающий площади — Дворцовую и Александра Невского, является самым сердцем Санкт-Петербурга, его главной магистралью, знаменитой во всем мире. Протяженность Невского составляет 4,5 км.

Заложенный в 1710 году Петром Великим проспект всего на 7 лет младше славного города на Неве. Спустя 2 года после основания Невского, в 1712-м государь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Невский проспект стал главной магистралью столицы Российской империи.

Петербуржцы гордятся Невским проспектом, искренне обожая его. Но многие ли знают его историю? О том, как складывалась судьба великой улицы Северной столицы и пойдет речь дальше, в мельчайших и интереснейших подробностях.

Невский проспект — история: от начала до современности

Температура

Самой тёплой улицей Петербурга считается Невский проспект. Температура на нём на пару градусов выше, чем в других местах.

Такое явление связано с несколькими причинами. Среди них плотная застройка (большинство домов стоят вплотную друг к другу), которая спасает горожан от сильного ветра, а также с большим потоком транспорта и пешеходов.



Фото: Instagram / @paveldemichev

Старо-Невский проспект

В народе участок от площади Восстания до Александро-Невской лавры называют Старо-Невским проспектом. Сейчас такое имя встречается нечасто.

В XVIII веке в Петербурге планировали перенести часть Невского проспекта на место, где сейчас располагаются Гончарная и Тележная улицы. Поэтому в планах этот участок назывался Новой першпективной улицей, а старый – Старо-Невским проспектом.

Путь магистрали изменён не был, но такое имя сохранилось в памяти петербуржцев. Оно дожило и до наших дней, но употребляется лишь неофициально.



Фото: Instagram / @europe_dreamer, @tsh.spb

Начало Невского проспекта

Необходимость в прокладке проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. В то время к нему с юга из Москвы и Великого Новгорода можно было подъехать по Новгородской дороге, сегодня это трасса от Лиговского проспекта до Таврического сада. Невский проспект планировался как главные въездные южные ворота в Петербург.

Далее дорога в районе Кирочной улицы разделялась на несколько дорог, одна из них пролегала вдоль Невы, и вела на запад к Фонтанке, также приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как свободное пространство было необходимо для крепости. Этой дорогой пользовались для подвоза продовольствия к Адмиралтейству. Но ее часто размывало. И надежной ее было трудно назвать. А ведь именно эта часть дороги Новгородского тракта связывала Адмиралтейство, построенного в 1704 году, с центральной Россией.

В начале будущего Невского проспекта, между Адмиралтейским лугом и Мойкой располагалась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи. В 1705 году здесь построили Морской рынок, где торговали продуктами, мясом, рыбой, а также дровами и сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку шла Большая Морская улица.

Рядом с рынком, на набережной Мойки стоял дом адмирала Корнелия Крюйса, который руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых именитых жилых зданий на Невском проспекте. Дальнейшая судьба дома Крюйса неизвестна.

Также причиной закладки Невского проспекта явились победы русской армии в Северной войне — под Полтавой и взятие Выборга. Пётр I понял, что шведы к городу на Неве уже близко не подойдут, и начал обдумывать план по переносу столицы из Москвы в Санкт-Петербург.

Город, образованный вокруг крепости и верфи, начал готовиться к приёму царского двора и к своему статусу. Так, в 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Сразу же появилась необходимость в этом месте создавать удобный въезд в Петербург с юга.

Начали прокладывать "першпективу" по наикратчайшему пути от Адмиралтейства до Новгородского тракта. На карте Петербурга виден прямой угол между Невским и Лиговским проспектами. По версии краеведа Петра Николаевича Столпянского, именно в этом месте река Фонтанка была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Так было определено направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой.

В 1712 году во время строительства монастыря также прокладывалась дорога. Когда в 1718 завершили строительство дороги, ее стали величать по названию монастыря — "Невской першпективной дорогой". Первое упоминание об этой дороге можно найти в исторических летописях, где говорится о дороге к Невскому монастырю. Независимая прокладка двух дорог объясняет излом в районе площади Восстания.

При прокладке Большой першпективной дороги возникли большие сложности с грунтом. Местность была болотистой. В зыбкий грунт строителя забивали стойки, поперёк них связками крепили брёвна от днищ барок, по которым настилали доски. Процесс возведения Невской першпективной дороги был сложнее. Неоднократно прокладывались гати, которые также укрепляли днищами барж.

Поначалу Большая першпектива вяло застраивалась, поскольку государь планировал сделать центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более успешной. Местность вокруг нее отводилась под земли служителям монастыря и рабочему населению.

Часто можно услышать историю о том, что Невский планировали сделать вытянутым и прямым, как стрела. Якобы, две эти дороги начали прокладывать одновременно с двух сторон. Они должны были соединиться на Новгородском тракте. Но нерадивые строители, мол, не рассчитали, вот, и вышел изгиб, где государь, говорили, приказал их высечь. Однако миф далек от реальности, два отрезка будущего Невского проспекта строились в разное время и до 1738 назывались по-разному: одна — Большой першпективой, другая – Невской першпективой.

Возведением дороги Петербургу удалось перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и Кривушей образовалась Переведенская слобода, где жили рабочие, приехавшие сюда из разных уголков. К 1712 на углу Большой першпективной дороги возвели небольшую деревянную церковь Рождества Богородицы. Это был первый храм на Невском проспекте.

Большая першпективная дорога стала соединяться с другими округами Петербурга. Через некоторое время ее скорректировали в пределах Адмиралтейского луга, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, на котором незадолго возвели башню со шпилем. Однако она все ещё представляла собой узкую просеку среди болота. По мнению Столпянского пленные шведы, привезенные из Москвы, вскорости превратили её в удобное шоссе. Их работа увенчалась посадкой четырёх рядов берёз.

С тех пор на Большой першпективе началось строительство мостов. В 1715 году был возведен первый мост через Фонтанку, через год построили мосты через Мойку и Кривушу.

На содержание магистрали уходило много денег, поэтому проезд был платным. Размер платы казался непомерным. Однако все средства реально уходили на поддержание дороги, которую ежегодно укрепляли заново: за год к весне днища барж погружались в болотистый грунт, приходились укладывать новые. Не только деньгами путешественники могли расплачиваться за проезд, но и стройматериалом, булыжником, которым в 1720-х годах и удалось вымостить дорогу.

По случаю переноса мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь в 1724 году генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал блестящий подарок Большой першпективе. На ней вечером зажглись первые фонари, которые были установлены через каждые 106 м. и заправлялись конопляным маслом. Под фонарями установили лавочки.

Императрица Анна Иоанновна много сделала для развития Петербурга и Большой першпективы. В знак этого и для торжественной встречи царицы в 1731 году на дороге у Мойки возвели триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Они возводились по проекту российского архитектора Ивана Кузьмича Коробова. Их назвали Адмиралтейскими.

В 1733-1737 годах была возведена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Своей величавой колокольней, увенчанной высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства, она стала главной высотной доминантой Большой першпективной дороги. Церковь строилась во имя чтимого списка Казанской иконы Божией Матери, который был перенесен за день до ее освящения. В будущем здесь возведут грандиозный Казанский собор.

Вот, как описывают Невский проспект очевидцы того времени, например, Карл Рейнхольд Берк в своих "Путевых заметках о России":

"Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи - где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар. На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой".

Морской рынок возле Адмиралтейства со своей торговлей сеном и дровами представлял опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому его перенесли подальше и от Адмиралтейства и от першпективы на участок между Мойкой и Большой Морской улицей в новое здание, построенного по проекту Георга Иоганна Маттарнови.

Это подтверждает историк К. В. Малиновский в своей книге "Санкт-Петербург XVIII века", цитируя указ Сената от 24 апреля 1735 года:

"имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать".

Некоторые историки склонны думать, что перевод рынка произошел после пожаров 1736 - 1737 годов. Тогда, сгорела большая часть застройки вокруг Адмиралтейства, включая здание рынка. Как бы там ни было, после ужасных пожаров в 1737 году Анна Иоанновна издает указ:

". за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать".

В 1738 году городская комиссия дала названия 17 главным магистралям Петербурга, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Так стал называться участок трассы в Адмиралтейской части, до Мойки. Через год Невской Проспективной улицей стали называть уже и дорогу до современной площади Восстания. Вскоре это название распространилось на весь участок дороги от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. И становится абсолютно очевидным тот факт, что имя проспекту было дано в честь монастыря, а не Невы.

Модный квартал

За последние несколько лет на участке Невского от Суворовского проспекта в сторону площади Александра Невского открылись бутики известных домов высокой моды.

Например, там можно встретить магазины Valentino, Louis Vuitton, Dior. Теперь эта часть Невского проспекта соперничает с ДЛТ и универмагом «У Красного моста» за покупателей премиум-товаров.



Фото: Instagram / @tat.tiana

Невский проспект — история: от создания до современности

Невский проспект, связывающий площади — Дворцовую и Александра Невского, является самым сердцем Санкт-Петербурга, его главной магистралью, знаменитой во всем мире. Протяженность Невского составляет 4,5 км.

Заложенный в 1710 году Петром Великим проспект всего на 7 лет младше славного города на Неве. Спустя 2 года после основания Невского, в 1712-м государь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Невский проспект стал главной магистралью столицы Российской империи.

Петербуржцы гордятся Невским проспектом, искренне обожая его. Но многие ли знают его историю? О том, как складывалась судьба великой улицы Северной столицы и пойдет речь дальше, в мельчайших и интереснейших подробностях.

Невский проспект — история: от начала до современности

Гуляем по «солнечной» стороне

Прогуливаться по Невскому проспекту лучше с левой стороны с нечетной нумерацией зданий, так как она является «солнечной». Другая же сторона считается «теневой».

Благоустройство

Сразу после создания будущего Невского проспекта его начали активно благоустраивать: обсадили березами, образовав аллею. Деревья своевременно подстригали, а вскоре саму дорогу умостили камнем. В 1723 году магистраль стала первой в стране, получившей уличное освещение: вдоль нее установили масляные фонари, под которыми спустя некоторое время поставили и скамейки, чтобы прохожие имели возможность отдохнуть.

12 интересных фактов о главном проспекте Северной столицы


До обретения знаменитого названия этот старинный проспект, который и по сей день соединяет Главное Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой, знали как «першпективную» дорогу к Невскому монастырю.

«Першпективой» (устаревшая форма слова «перспектива») в XVIII столетии называли в нашей стране городские виды и главные улицы. Существует и другое название — «прешпект» (проспект).

Далее проспект успел сменить несколько очень схожих названий: его именовали Большой першпективной дорогой, Большой Невской першпективой и просто Невской першпективой. Старой Невской Першпективной улицей называли отрезок дороги от площади Восстания до Александро-Невской лавры.

Начало Невского проспекта

Необходимость в прокладке проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. В то время к нему с юга из Москвы и Великого Новгорода можно было подъехать по Новгородской дороге, сегодня это трасса от Лиговского проспекта до Таврического сада. Невский проспект планировался как главные въездные южные ворота в Петербург.

Далее дорога в районе Кирочной улицы разделялась на несколько дорог, одна из них пролегала вдоль Невы, и вела на запад к Фонтанке, также приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как свободное пространство было необходимо для крепости. Этой дорогой пользовались для подвоза продовольствия к Адмиралтейству. Но ее часто размывало. И надежной ее было трудно назвать. А ведь именно эта часть дороги Новгородского тракта связывала Адмиралтейство, построенного в 1704 году, с центральной Россией.

В начале будущего Невского проспекта, между Адмиралтейским лугом и Мойкой располагалась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи. В 1705 году здесь построили Морской рынок, где торговали продуктами, мясом, рыбой, а также дровами и сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку шла Большая Морская улица.

Рядом с рынком, на набережной Мойки стоял дом адмирала Корнелия Крюйса, который руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых именитых жилых зданий на Невском проспекте. Дальнейшая судьба дома Крюйса неизвестна.

Также причиной закладки Невского проспекта явились победы русской армии в Северной войне — под Полтавой и взятие Выборга. Пётр I понял, что шведы к городу на Неве уже близко не подойдут, и начал обдумывать план по переносу столицы из Москвы в Санкт-Петербург.

Город, образованный вокруг крепости и верфи, начал готовиться к приёму царского двора и к своему статусу. Так, в 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Сразу же появилась необходимость в этом месте создавать удобный въезд в Петербург с юга.

Начали прокладывать "першпективу" по наикратчайшему пути от Адмиралтейства до Новгородского тракта. На карте Петербурга виден прямой угол между Невским и Лиговским проспектами. По версии краеведа Петра Николаевича Столпянского, именно в этом месте река Фонтанка была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Так было определено направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой.

В 1712 году во время строительства монастыря также прокладывалась дорога. Когда в 1718 завершили строительство дороги, ее стали величать по названию монастыря — "Невской першпективной дорогой". Первое упоминание об этой дороге можно найти в исторических летописях, где говорится о дороге к Невскому монастырю. Независимая прокладка двух дорог объясняет излом в районе площади Восстания.

При прокладке Большой першпективной дороги возникли большие сложности с грунтом. Местность была болотистой. В зыбкий грунт строителя забивали стойки, поперёк них связками крепили брёвна от днищ барок, по которым настилали доски. Процесс возведения Невской першпективной дороги был сложнее. Неоднократно прокладывались гати, которые также укрепляли днищами барж.

Поначалу Большая першпектива вяло застраивалась, поскольку государь планировал сделать центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более успешной. Местность вокруг нее отводилась под земли служителям монастыря и рабочему населению.

Часто можно услышать историю о том, что Невский планировали сделать вытянутым и прямым, как стрела. Якобы, две эти дороги начали прокладывать одновременно с двух сторон. Они должны были соединиться на Новгородском тракте. Но нерадивые строители, мол, не рассчитали, вот, и вышел изгиб, где государь, говорили, приказал их высечь. Однако миф далек от реальности, два отрезка будущего Невского проспекта строились в разное время и до 1738 назывались по-разному: одна — Большой першпективой, другая – Невской першпективой.

Возведением дороги Петербургу удалось перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и Кривушей образовалась Переведенская слобода, где жили рабочие, приехавшие сюда из разных уголков. К 1712 на углу Большой першпективной дороги возвели небольшую деревянную церковь Рождества Богородицы. Это был первый храм на Невском проспекте.

Большая першпективная дорога стала соединяться с другими округами Петербурга. Через некоторое время ее скорректировали в пределах Адмиралтейского луга, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, на котором незадолго возвели башню со шпилем. Однако она все ещё представляла собой узкую просеку среди болота. По мнению Столпянского пленные шведы, привезенные из Москвы, вскорости превратили её в удобное шоссе. Их работа увенчалась посадкой четырёх рядов берёз.

С тех пор на Большой першпективе началось строительство мостов. В 1715 году был возведен первый мост через Фонтанку, через год построили мосты через Мойку и Кривушу.

На содержание магистрали уходило много денег, поэтому проезд был платным. Размер платы казался непомерным. Однако все средства реально уходили на поддержание дороги, которую ежегодно укрепляли заново: за год к весне днища барж погружались в болотистый грунт, приходились укладывать новые. Не только деньгами путешественники могли расплачиваться за проезд, но и стройматериалом, булыжником, которым в 1720-х годах и удалось вымостить дорогу.

По случаю переноса мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь в 1724 году генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал блестящий подарок Большой першпективе. На ней вечером зажглись первые фонари, которые были установлены через каждые 106 м. и заправлялись конопляным маслом. Под фонарями установили лавочки.

Императрица Анна Иоанновна много сделала для развития Петербурга и Большой першпективы. В знак этого и для торжественной встречи царицы в 1731 году на дороге у Мойки возвели триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Они возводились по проекту российского архитектора Ивана Кузьмича Коробова. Их назвали Адмиралтейскими.

В 1733-1737 годах была возведена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Своей величавой колокольней, увенчанной высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства, она стала главной высотной доминантой Большой першпективной дороги. Церковь строилась во имя чтимого списка Казанской иконы Божией Матери, который был перенесен за день до ее освящения. В будущем здесь возведут грандиозный Казанский собор.

Вот, как описывают Невский проспект очевидцы того времени, например, Карл Рейнхольд Берк в своих "Путевых заметках о России":

"Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи - где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар. На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой".

Морской рынок возле Адмиралтейства со своей торговлей сеном и дровами представлял опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому его перенесли подальше и от Адмиралтейства и от першпективы на участок между Мойкой и Большой Морской улицей в новое здание, построенного по проекту Георга Иоганна Маттарнови.

Это подтверждает историк К. В. Малиновский в своей книге "Санкт-Петербург XVIII века", цитируя указ Сената от 24 апреля 1735 года:

"имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать".

Некоторые историки склонны думать, что перевод рынка произошел после пожаров 1736 - 1737 годов. Тогда, сгорела большая часть застройки вокруг Адмиралтейства, включая здание рынка. Как бы там ни было, после ужасных пожаров в 1737 году Анна Иоанновна издает указ:

". за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать".

В 1738 году городская комиссия дала названия 17 главным магистралям Петербурга, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Так стал называться участок трассы в Адмиралтейской части, до Мойки. Через год Невской Проспективной улицей стали называть уже и дорогу до современной площади Восстания. Вскоре это название распространилось на весь участок дороги от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. И становится абсолютно очевидным тот факт, что имя проспекту было дано в честь монастыря, а не Невы.

Смена названия в XX веке

В честь первой годовщины Октябрьской революции в 1918 году главную дорогу Северной столицы стали называть «проспектом 25-го Октября». Так улица именовалась немного больше четверти века до того момента, когда в блокадном Ленинграде приняли решение вернуть проспекту его историческое название. Так, с 13 января 1944 года магистраль получила привычное нам именование.

Количество прохожих

Статистика гласит, что по главному проспекту города каждый день проходит приблизительно 2 миллиона человек.

Ширина

Главная дорога Санкт-Петербурга меняет свою ширину на разных участках. К примеру, самый широкий отрезок магистрали у Гостиного двора — 60 м, тогда как самый узкий у набережной реки Мойки — 25 м.


Фото: Konovaltsev N. 11

Топ-7 достопримечательностей Невского проспекта

Главная улица Санкт-Петербурга - Невский проспект - место, где сосредоточено много достопримечательностей города. Он начинается с Дворцовой площади и заканчивается возле Александро-Невской лавры. Сегодня мы поговорим об интересных местах, расположенных на Невском проспекте.

Невский проспект Невский проспект

1. Строгановский дворец

Мечтая о большом каменном дворце, барон С. Г. Строганов в 1742 году купил деревянный дом, находившийся на Невском проспекте. Для возведения особняка на месте деревянного дома барон обратился к архитектору Б. Растрелли.

Строительство дворца длилось в течение двух лет. В 1754 году, в честь окончания строительных работ и новоселья Строганова, состоялся торжественный прием, который посетила императрица Елизавета Петровна.

Спустя время хозяевами дворца были сыновья С. Г. Строганова - Александр Сергеевич и Павел Сергеевич, внесшие изменения во внутреннем и внешнем убранстве особняка.

В конце XVIII века в результате пожара здание было почти полностью уничтожено, не пострадал только бальный зал. Впоследствии дворец был заново отстроен. В нем устраивали балы, маскарады и другие торжественные мероприятия. Здесь были размещены большие собрания живописи и скульптуры.

После революции дворец национализировали. В разное время в нем располагались историко-бытовой музей и Академия сельского хозяйства. Сейчас дворец входит в состав Русского музея.

2. Казанский собор

Один из символов Санкт-Петербурга - Казанский собор - был возведен в 1811 году по проекту А.Н. Воронихина в стиле ампир с полукруглой колоннадой, выходящей на Невский проспект. Строительство храма длилось десять лет.

Казанский собор является памятником русской воинской славы. Здесь находится могила полководца М. И. Кутузова, а также военные трофеи.

С 1932 по 1991 годы в здании собора располагался музей Истории религии и атеизма.

В 2000 году собору был присвоен статус кафедрального. Здесь находится икона Божией Матери Казанской.

3. Дом Зингера

Шестиэтажное здание с башней со стеклянным глобусом было построено в 1904 году по проекту П. Ю. Сюзора в стиле модерн для компании "Зингер". В технологии его строительства были впервые применены металлический каркас и атриумы - внутренние дворы под стеклянной крышей.

До 1917 года здание было в собственности компании "Зингер".

В 1920-1930-е годы в здании располагались различные издательства, а с 1938 года по сей день в нем находится знаменитый книжный магазин под названием "Дом книги".

С 2000-х годов в Доме Зингера также располагается офис "ВКонтакте".

На крыше здания находится смотровая площадка, с которой открываются виды на Невский проспект, Казанский собор, Канал Грибоедова и другие достопримечательности города.

4. Большой Гостиный двор

Памятник истории и архитектуры XVIII века Гостиный двор был возведен по проекту Ж. Б. Валлена-Деламота в 1785 году в стиле классицизм. Строительство продолжалось в течение двадцати четырех лет.

В годы Второй мировой войны здание Гостиного двора сильно пострадало и было отреставрировано с 1945 по 1948 годы.

В настоящее время здесь располагается большой универмаг. В комплексе Гостиного двора находятся храм и музей "Истории купечества Санкт-Петербурга и России". Гостиный двор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

5. Аничков мост

Арочный мост через Фонтанку с четырьмя скульптурами укротителей коней был построен в 1841 году по проекту И. Ф. Буттаца и А. Х. Редера.

Свое название мост получил в честь подполковника М. О. Аничкова, под руководством которого была построена Аничкова слобода.

В том же 1841 году на мосту были установлены скульптуры "Укрощение коня человеком" работы П. К. Клодта.

Во время Второй мировой войны скульптуры были зарыты и заново установлены на мосту в 1945 году.

В разное время мост неоднократно реконструировался.

6. Елисеевский магазин

Здание было возведено в 1903 году для торгового товарищества "Братья Елисеевы" в стиле модерн. Его фасад украшают скульптуры работы А. Г. Адамсона.

В течение многих лет здесь располагался магазин колониальных товаров, в котором продавались различные деликатесы, а в советское время находился Гастроном № 1.

В период блокады с 1942 по 1943 годы в здании проводились спектакли Театра музыкальной комедии.

В 2010 году здание Елисеевского магазина было включено в перечень особо охраняемых объектов, а в 2012 году после реставрации магазин снова открылся и работает по сей день.

7. Базилика святой Екатерины Александрийской

Католический храм святой Екатерины Александрийской был построен в 1783 году по проекту Д. Трезини в стиле барокко.

В нем были захоронены многие известные люди.

Прихожанами храма в свое время были З. А. Волконская, И. С. Гагарин и другие.

В советский период храм был закрыт. И только в 1990-е годы началось его возрождение.

В настоящее время в храме проходят богослужения, концерты.

Санкт-Петербург - один из красивых городов мира, кладезь шедевров мировой архитектуры. Невский проспект как центр города является этому ярким примером. Здесь находится много красивых зданий, имеющих свой неповторимый облик и свою историю.

Понравилась статья? Буду благодарна за ваши лайки. Чтобы не пропустить новые, интересные публикации, заходите и подписывайтесь на канал Travel&Sights.

Изгиб

Путь прокладывали через болота и лес из двух концов одновременно — от Александро-Невской лавры и от Главного Адмиралтейства, вследствие чего и образовался изгиб проспекта возле современной площади Восстания в месте встречи двух дорог.


Фото: Yan Bogomolov 6

Солнечная сторона

С давних пор Невский неофициально делится на две части по тому, как на него светит солнце. Теневая сторона проспекта находится справа, то есть там, где у зданий нечётные номера (Казанский собор, Аничков дворец, Гостиный двор).

Поговаривают, что дворяне предпочитали именно нечётную сторону, потому что загар считался чертой, присущей крестьянам. Но иногда солнце (когда появляется в Петербурге), частично освещает и другую сторону.



Фото: Instagram / @gosha_ogurtsov, @zon1982olya

Известная песня группы «Сплин»

Ни для кого не секрет, что Невский часто упоминается в книгах, стихах, песнях и картинах. Многие знают посвященную улице песню группы «Сплин» и строчку из нее: «Мы похоронены на Невском проспекте». По словам самого автора, данный образ был создан для того, чтобы показать, насколько петербуржцы привязаны к своему городу и его главной магистрали.

О группе «Сплин» и других знаменитых исполнителях города читайте в материале «Музыкальные группы Санкт-Петербурга, ставшие легендами».

Старые имена

За трёхвековую историю Невского проспекта у него было несколько названий. Дорога, которая должна была стать удобный въездом в город, сначала состояла из нескольких разных участков. У каждого было своё, но неофициальное название.

Первое имя, утверждённое в документах, – Невская проспективная улица. Позднее, к концу XVIII века, оно превратилось в самую известную форму – Невский проспект.

Такое название меняли лишь однажды, в советские годы. В честь первой годовщины Октябрьской революции Невский превратился в проспект 25-го Октября. Имя продержалось больше двух с половиной десятилетий. Историческое название вернули в начале 1944 года, в самом конце блокады Ленинграда.


Причина появления

А возник Невский проспект из-за необходимости соединить быстро развивающийся город с ведущим в центр России так называемым Новгородским трактом.

Чем интересен Невский проспект в Санкт-Петербурге

Невский проспект является самой главной и оживленной улицей Северной столицы. Длинная и широкая центральная городская магистраль поражает своей величественной изящностью и великолепием архитектуры. Особенно интересен этот проспект своей историей возникновения, а также некоторыми фактами и легендами . Сделала небольшую информационную подборку об этой улице города.

Невский проспект, апрель 2018 г. (фото автора) Невский проспект, апрель 2018 г. (фото автора)

1. Наименование Невский проспект утвердили в 1783 г., но связано оно не с рекой Невой, а с Александро-Невской лаврой (в свою очередь собор назван по имени святого князя Александра Невского, который участвовал в сражении со шведскими захватчиками в 1240 г. За победу в этой битве его прозвали Невский). Приказ соединить Адмиралтейство и Новгородскую дорогу (где сейчас проходит Лиговский проспект) издали в 1719 году. Пленные шведы на месте будущего проспекта прорубили просеку через лес. За её прямизну она получила название Большая першпективная и должна была выходить к собору Александро-Невского монастыря. Постепенно просеку застраивали деревянными и каменными домами.

Ленинград. Невский проспект. Аничков мост (Из моего набора открыток: фото Б. Круцко, Издательство "Планета" Москва, 1972 г.) Ленинград. Невский проспект. Аничков мост (Из моего набора открыток: фото Б. Круцко, Издательство "Планета" Москва, 1972 г.)

2. Невский проспект имеет излом у площади Восстания и напрямую к монастырю он не выходит . Объясняется это легендой, что строительство дороги от Адмиралтейства до Новгородского тракта вели пленные, а от монастыря до тракта монахи. Потом обнаружилось, что монахи допустили ошибку при расчетах, и эти дороги не могут соединиться. Действительно дорогу к Александро-Невской лавре проложили монахи, но на несколько лет раньше, чем стали строить Большую першпективу. Её хотели проложить по направлению к нынешней Гончарной улице, но старая монастырская дорога была гораздо удобнее. Эта часть проспекта так и называется неофициально- Старо-Невский .

3 . В 1918 г. после прихода советской власти Невский получил другое имя- проспект 25- го Октября . Это название дали главной улице города в честь первой годовщине Октябрьской революции. Но 13 января 1944 г. в блокадном Ленинграде решили возвратить историческое название.

4 . 15 января 1930 г. в Ленинграде на перекрестке проспектов 25-го Октября и Володарского (Литейного) установили первый светофор в СССР.

5 . Нечетная-правая сторона проспекта, неофициально ещё называется "теневой" , так как на ней более прохладнее, чем на чётной -"солнечной" . В зимнее время проспект является самым теплым местом в Санкт-Петербурге. Температурная разница на нем по сравнению с другими частями города составляет в среднем 4-5 градуса по Цельсию.

Уличное освещение

Впервые наружное освещение в Петербурге появилось именно на Невском проспекте. Масляные фонари начали устанавливать в 1723 году. Спустя почти век на их месте по проекту инженера Петра Базена стали устанавливать чугунные торшеры.

Позднее масляные фонари стали заменять на газовые. Электрическое освещение на Невском появилось в 1883 году – на участке между началом проспектом до Фонтанки.

Совсем недавно, в конце 2019 года, Невский полностью перевели на светодиодное освещение. Проспект стал первым в Петербурге, где обычные лампы заменили на энергосберегающие.

Улица как символ Петербурга: главные факты про Невский проспект


В конце главной улицы Петербурга есть модный квартал, а в прошлом она называлась в честь даты Октябрьской революции. Есть и другие интересные факты, связанные с Невским проспектом.

Пешеходный Невский

На главной улице города нет ни одного участка, предназначенного исключительно для пешеходов. Но несколько раз в году Невский частично перекрывают по каким-нибудь важным событиям.

Например, в честь новогодних гуляний или праздника выпускников «Алые паруса» начало проспекта полностью освобождают от машин, поэтому людям разрешают выходить на проезжую часть. Весь Невский перекрывают реже, такое происходит 9 мая, когда на проспекте проходит акция «Бессмертный полк» и когда по нему проезжает колонна ретро-автомобилей с ветеранами.

Изгиб

Невский проспект – не прямая линия. Она искривляется в районе площади Восстания и Суворовского проспекта и больше уходит на юг.

Главную улицу Петербурга строили одновременно с двух сторон, от Адмиралтейства и от Александро-Невской лавры. Работы, которые вели пленные шведы и монахи, не были полностью согласованы, поэтому в результате и получился «кривой» проспект.

Кстати, рядом с местом, где располагается излом, на площади Восстания, в 1980-х годах установили обелиск «Город-герой Ленинград». Его в народе зовут «штыком в горле Невского проспекта».


Невский проспект Санкт-Петербург: достопримечательности, факты, как добраться

Невский проспект – одна самых древних и известных улиц Санкт-Петербурга. Протяженность главной артерии города составляет почти четыре с половиной километра – она пересекает реки Фонтанку, Мойку и канал Грибоедова. На самой узнаваемой улице Северной столицы практически нет современных построек, а каждое древнее здание хранит в себе огромное количество уникальных историй. Именно поэтому магистраль пользуется огромной популярностью у туристов и гостей. Считается, что зачастую знакомство с Петербургом начинается именно здесь. Рассказываем о достопримечательностях Невского проспекта, интересных фактах, а также о том, как до него добраться.

Интересные факты

Невский проспект всего на несколько лет моложе самого Петербурга. Первый его участок от Мойки до Фонтанки был проложен ещё в 1710-1715 годы. А позже проспект протянулся до Адмиралтейства. В наши дни наибольшая ширина проспекта достигла 60 метров – таким его можно наблюдать у Гостиного двора. А самая узкая часть городской артерии находится у реки Мойки — 25 метров.

Согласно статистике, на Невский проспект выходят 240 фасадов зданий. А по его тротуарам ежедневно проходят порядка двух миллионов человек. Тогда и неудивительно, но Невский – самая тёплая часть городской черты. По сведениям метеорологов, средняя температура на проспекте гораздо выше, чем в среднем по Петербургу. В летние месяцы эта разница почти не заметна, поскольку составляет всего 2-3 градуса. А вот зимой на Невском теплее на целых 10-12 градусов.

Петербург и непосредственно самая узнаваемая его улица оставила след в творчестве Николая Васильевича Гоголя. В тридцатых-сороковых годах девятнадцатого века писатель создал здесь целый цикл "Петербургских повестей", одна из которых получила название «Невский проспект». Повесть начинается с громкой фразы: "Нет ничего лучше Невского проспекта".

Неофициально нечетная сторона Невского проспекта называется «теневой», а противоположная солнечной. Поэтому чётная сторона пользуется большой популярностью у любителей прогуляться по золотистыми лучами.

Достопримечательности

Невский проспект по праву считается хранителем памяти. На улице, которая протянулась от Адмиралтейства до Александрово-Невской Лавры, можно увидеть большое количество архитектурных шедевров. Невский проспект и его окрестности украшают лучшие памятники, храмы, дворцы и мосты Петербурга. Так, гуляя по нему, можно встретить постаменты Александру Невскому, Екатерине II, М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли.

Самой узнаваемой его точкой традиционно считается Казанский собор. Многие туристы спешат на проспект, чтобы здесь эффектные кадры именно здесь.

Также во время променада по Невскому можно поближе познакомиться со Строгановским дворцом, Гостиным двором, Аничковым мостом, Пассажем и Екатерининским садом.

Как добраться до Невского проспекта

Ближайшие станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Маяковская, Владимирская и Достоевская.

Современное название

Нынешнее название проспекту дала в 1781 году Александро-Невская лавра, которая в свою очередь носит имя великого князя Александра Невского, являющегося национальным героем.

Читайте также: