На каком месте экономика азербайджана

Обновлено: 04.05.2024

Экономическая история Азербайджана - это исторический обзор развития экономики Азербайджана с начала 20 века до современной экономики Азербайджанской Республики .

Сравнил экономики и военный потенциал Армении и Азербайджана

Разразившийся конфликт Армении и Азербайджана во многом определяется уровнем экономик и военным потенциалом двух стран. Судя по риторике Азербайджанских властей они решили силой завершить Карабахский конфликт.

Давайте сравним эконики и военные силы двух стран.

коллаж автора коллаж автора

Экономика Армении

В Армении проживают 3 млн. человек.

В прошлом 2019 году экономика Армении выросла на немыслимы для нас 7,5%. Основой такого бурного экономического роста стала борьба с коррупцией и вывода экономики из тени.

Основные макропараметры экономики ВВП в 2019 году

  • ВВП - 13,44 млрд. долл.
  • По паритету покупательной способности - 33,43 млрд. долл.
  • Подушевой ВВП - 4,5 тыс. долл.
  • Государственный долг - 50% ВВП

Вот динамика развития ВВП в последние годы

Экономика Азербайджана

Главным локомотивом экономик страны являются нефть и газ. В этом году Азербайджан стал основным поставщиком газа в Турцию. Россия здесь только на 5-м месте, несмотря на 2 потока - Голубой и Турецкий. И я думаю это не случайно. Турция перенаправила свои потоки в Азербайджан, помогая партнеру.

В Азербайджане проживает 10 млн. чел., что в 3 с лишним раза больше, чем в Армении.

Вот основные показатели экономики страны в 2019 году:

  • ВВП - 47,1 млрд. долл. ( в Армении 13,4 млрд. долл.)
  • ВВП по ППС - 187,3 млрд. долл. (в Армении 33,43 млрд. долл.)
  • ВВП на душу населения - 4,8 тыс. долл. (в Армении 4,5 тыс. долл.)
  • Государственный долг - 18,6% от ВВП (в Армении - 50%)

Видно, что размер экономики Азербайджана в 3-4 раза больше экономики Армении. И связано это с тем, что население больше в такой же пропорции.

Сравнение военных потенциалов Армении и Азербайджана

Здесь счет тоже не пользу Армении

Численность вооруженных сил Армении составляет - 45 тыс. чел.

Численность вооруженных сил Азербайджана составляет - 131 тыс. чел.

Видно, что Армении проигрывает по всем статьям.

ИТОГО

Можно ли считать Азербайджан безусловным фаворитом в текущем конфликте. По формальным признакам да. Но перевес в технике и численности не всегда является залогом успеха. Немаловажным фактором является и боевой дух, который армянам не занимать.

Судя по воинственным заявлениям двух лидеров стран, каждый из них готов биться до победного конца. Что выйдет на практике покажет время.

В любом случае гибнут люди и в одночасье конфликт не закончится. Конфликт Палестины и Израиля длится не одно десятилетие. Карабахская рана еще долго будет кровоточить на Кавказе и точно не ограничится нынешним конфликтом. Т.к. в подобном конфликте нет решения, который устроит обе стороны.

Желаю всем мирного неба и добрых соседей.

Если вам интересна тема экономики и финансов - подпишитесь на Канал. Здесь Вы всегда найдете интересные материалы. Также можно подписаться на канал в Яндекс Мессенджере ( здесь ) и получать онлайн уведомления о новых публикациях.

Экономика Армении и Азербайджана в 2020 году

В последние годы постоянно возникают множество споров между представителями Армении и Азербайджана о состоянии экономик двух соседних республик, уровне жизни населения.

Экономические и социальные показатели выглядят следующим образом:

Объем ВВП (2019) Армения 13.67 млрд. $; Азербайджан 48,05 млрд. $
ВВП на душу населения (2019) Армения 4732 $; Азербайджан 5880 $

Армения: средняя з/пл. 378 $.; мин. з/пл. 153,1 $; мин. пенсия 58,5 $
Азербайджан: средняя з/пл. 375 $; мин. з/пл. 106,5 $; мин. пенсия 135,5 $

Стоимость Продуктов питания в январе 2020 г. (в долл.):

Армения: хлеб - 0,48; молоко 1 литр - 0,85; мясо говядина вырезка - 5,97; яйца 12 шт. - 1,76; сыр местный - 4,19; картофель - 0,48.

Азербайджан: хлеб - 0,32; молоко 1 литр - 0,95; мясо говядина вырезка - 6,77; яйца 12 шт. - 1,23; сыр местный - 3,39; картофель - 0,58.

Данные цифры показывают примерно одинаковый уровень социально-экономического развития двух стран с учетом официальной численности населения в Азербайджане 10 млн., в Армении 2,9 млн. человек. Разница в численности примерно уравновешивает и разницу в объеме ВВП Азербайджана превышающий Армянский почти в 3,5 раза. В опубликованном глобальном индексе голода (GHI) за 2019 год среди стран мира Азербайджан занял 29-е, а Армения 30-е место. Данные показатели считаются очень низкими. Руководителям двух стран необходимо прекратить противостояние, и реально заняться улучшением условий жизни своих граждан.

Годы Независимости

С момента обретения страной независимости в 1991 году Азербайджанская Республика проводит независимую политику в области экономики. После распада Советского Союза экономика Азербайджана была серьезно повреждена. Уровень бедности достиг 49% в 2001 году. Позже валовой национальный доход (ВНД) Азербайджана составлял 7350 долларов на душу населения (2013 год), ВВП на душу населения - 7912,5 долларов (2013 год), а уровень бедности снизился до 5% в 2013 году.

Разработка углеводородных ресурсов сыграла решающую роль в экономическом развитии Азербайджана. Ряд соглашений с иностранными компаниями и иностранные инвестиции также внесли свой вклад в экономику государства. Переход к рыночной экономике путем проведения соответствующих реформ также был одной из основных целей экономической политики.

Первый период экономического развития Азербайджана (1991-1995 гг.) Можно охарактеризовать как период экономического спада. Период после 1996 года можно охарактеризовать как период динамичного экономического развития.

Азербайджан имел широкую экономическую основу, которая до 1991 года развивалась в разных направлениях. Независимость привела к экономическому спаду в Азербайджане. До 1996 года сокращение ВВП было вызвано многими факторами. Ситуация в Армении усугубила экономический спад.

В 1994 году был подписан один из важных нефтяных контрактов между Азербайджаном и 13 крупными нефтяными компаниями, представляющими 8 стран мира. Это соглашение вошло в историю как «Контракт века».

В том же году президенты США , Турции , Азербайджана, Грузии , Казахстана и Туркменистана подписали межгосударственное соглашение о строительстве экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан .

В 1996 году в Баку был подписан контракт между BP , Statoil , LUKAgip, Elf Aquitaine (Франция) (ныне TOTAL ), OIEC (Иран) (ныне NICO ), TPAO и SOCAR на перспективную структуру газоконденсатного месторождения Шах Дениз .

В 1999 году сдан в эксплуатацию нефтепровод Баку-Супса . Трубопровод был построен в рамках контракта на разработку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли. Нефтегазовый сектор способствовал процветанию других сфер экономики. Были приняты новые реформы и меры для достижения макроэкономической и финансовой стабильности. За эти годы Азербайджан присоединился к различным международным институтам ( МВФ , Всемирный банк , ЕБРР , Исламский банк развития, Азиатский банк развития ). Уровень бедности снизился с 68% в 1995 году до 29% в 2005 году в связи с экономическим ростом.

В 2005 году правительство приняло решение о переоценке маната из расчета 5 000 манатов за 1 новый манат (AZN). В 2005–2010 годах среднегодовые темпы роста «нефтяного» ВВП более чем в 3,5 раза превышают прирост «ненефтяного» ВВП. Доля нефтяного сектора в ВВП страны за этот период выросла с 39 до 60%. Банковские кредиты и меры стимулирования правительства способствовали быстрому росту ненефтяных отраслей. Значительный рост в строительной отрасли и сфере услуг привел к тому, что в 2010 году ненефтяной сектор экономики Азербайджана по темпам роста обогнал нефтяную промышленность.

В период с 2004 по 2018 год был реализован ряд программ социально-экономического развития регионов, направленных на диверсификацию экономики.

Экономика Азербайджана удивит мир в 2021 году - АКТУАЛЬНО

Экономика Азербайджана удивит мир в 2021 году

Минувший год был непростым для азербайджанской экономики. Пандемия, война, негативное воздействие от мировых экономических процессов. Тем не менее, правильность экономической политики и устойчивость экономической системы Азербайджана еще раз заявили о себе.

Президент Ильхам Алиев: Именно в 2021 году азербайджанский народ и весь мир увидят, что наши намерения находят отражение в жизни, что наши планы претворяются в жизнь

Президент Ильхам Алиев: Именно в 2021 году азербайджанский народ и весь мир увидят, что наши намерения находят отражение в жизни, что наши планы претворяются в жизнь

Показатели международных рейтингов это результаты без подробностей. А вот что совершенно очевидно стало серьезным прорывом Азербайджана в 2020 году, это завершение Южного газового коридора и поступление первого азербайджанского газа на европейский рынок. Как заявил, выступая на совещании по итогам года, Президент Ильхам Алиев, завершение ЮГК - наше историческое достижение. Инициатором Южного газового коридора был Баку, основную финансовую нагрузку тоже взяла на себя азербайджанская сторона. "Мы заново составили энергетическую карту Евразии. Мы построили три связанных между собой газопровода протяженностью 3500 километров. Сдали в эксплуатацию проект "Шахдениз-2", и европейские потребители уже получают азербайджанский газ. Это выгодно и им, и нам. В то же время успешно велись работы и по другим проектам. Уверен, что разработка этих проектов принесет нам дополнительные дивиденды - как экономические, так и политические. Не хочу забегать вперед. Но в то же время в ближайшие дни мы станем свидетелями новых прекрасных событий в энергетической сфере. В нужное время будет сообщено и об этом. Новый проект в значительной степени усилит наш потенциал", - заинтриговал глава государства.

По мнению экспертов, несмотря на сокращение экономики в минувшем году на 4 процента, ожидается, что в текущем году экономический рост в Азербайджане составит 3,4 процента ВВП. Для такого оптимизма есть основания. Так, рост в ненефтяной промышленности Азербайджана в 2020 году составил более 11 процентов. А в качестве основного драйвера развития ненефтяного сектора и экономики в целом в 2021 году специалисты рассматривают масштабные проекты, связанные с восстановлением освобожденных в результате 44-дневной войны территорий.

Те мысли, что прозвучали в выступлении Президента Ильхама Алиева на совещании по итогам 2020 года, показали, что у руководства страны есть четкое понимание того, что экономика Азербайджана имеет существенный потенциал для прироста, для перехода на устойчивую и опережающую траекторию технико-экономического развития, сказал в беседе с Day.Az доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета Эльшад Мамедов.


Те замечания, которые высказал соответствующим структурам глава государства, свидетельствуют о том, что с точки зрения управления государственными компаниями в последние годы были допущены серьезные ошибки. Считаю, что совершенствование управленческой деятельности государственных компаний является одним из направлений экономических и институциональных реформ, которые осуществляются в последние годы в нашей стране.

Вместе с тем надо отметить, что социальная направленность реформ дает свои позитивные результаты. Достаточно значимые социальные преобразования, которые осуществлялись в течение последних лет, привели, с одной стороны, к улучшению социального климата, с другой - через рост расходов, связанных с социалкой, мы получили повышенную покупательную способность, а значит, и расширение внутреннего рынка сбыта, что крайне необходимо для экономического роста.

Месседжи Президента Ильхама Алиева, год 2021-й - ОБ ИТОГАХ И БУДУЩИХ ПЛАНАХ

Месседжи Президента Ильхама Алиева, год 2021-й - ОБ ИТОГАХ И БУДУЩИХ ПЛАНАХ

Институциональные преобразования, которые в течение последних лет реализуются в Азербайджане, дают хорошие результаты. Наряду с этим, определенный эффект чувствуется и в плане кадровых решений.

В ближайшее время мы можем стать свидетелями наращивания инвестиционной активности, и главными стимулами тут должны стать работы по восстановлению инфраструктуры освобожденных от оккупации территорий.

Считаю, что рост инвестиций должен касаться не только государственных капитальных вложений, но и частного сектора, для чего в стране необходимо сформировать институт внутреннего кредита, который может стать основой инвестиционного бума. На мой взгляд, именно мягкая целевая кредитная эмиссия должна стать основой экономического роста. Осуществляемые в стране институциональные, социально-экономические преобразования должны получить свое продолжение и в денежно-кредитной политике.

Внутри Советского Союза

В течение 1920-1939 гг. Формирование экономической структуры страны продолжалось медленными темпами. Основными отраслями экономики были нефтегазовая, химическая, легкая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка.

В первые годы после Второй мировой войны все отрасли экономики были адаптированы к требованиям мирного времени. В 1948 году промышленность республики произвела продукции больше, чем в довоенные годы. В 1950 году производство промышленных товаров увеличилось на 39% по сравнению с 1940 годом. В 1950-х и 1960-х годах было усилено развитие промышленности Азербайджана, улучшились региональные и отраслевые структуры. По сравнению с 1940 годом производство промышленной продукции увеличилось в 5,5 раза. С 1941 по 1970-е годы построено и введено в эксплуатацию 146 крупных промышленных объектов, что составило 60% всех построек. Для промышленности Азербайджана были построены и введены в эксплуатацию такие крупные предприятия, как завод по производству труб, синтеза алюминия и каучука в Сумгайыте , Гянджинский алюминиевый завод, Дашкесанский завод по очистке руды, Мингечаурская гидроэлектростанция и др. Тем самым была заложена основа для развития таких отраслей, как тяжелая промышленность, энергетика, химия, нефтехимия , нефтепереработка , черная и цветная металлургия, приборостроение и электротехника.

За эти годы была проделана большая работа в направлении выгодного размещения промышленных секторов и объектов в стране, развития регионов с низким уровнем жизни, повышения уровня использования трудовых ресурсов в малых и средних предприятиях. города.

Азербайджанская экономика растет быстрее международных прогнозов - ИНТЕРВЬЮ

Темпы экономического роста в Азербайджане в первом полугодии 2021 года превысили прогнозы международных организаций.

Об этом сказал в интервью Trend исполнительный директор Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджана, доктор экономических наук, профессор Вюсал Гасымлы.

По его словам, основными приоритетами Государственного бюджета Азербайджана являются восстановление освобожденных от оккупации территорий, развитие армии, рост экономики и социального благосостояния населения, в том числе удовлетворение потребностей семей шехидов и участников войны. Социальные расходы Госбюджета Азербайджана в первом полугодии 2021 года составили 44,1 процента от фактических расходов и превысили 5,111 миллиарда манатов.

"Текущие расходы превысили показатель прошлого года на 2,6 процента, или 127,3 миллиона манатов. Сюда также входят оплата труда, стипендии и социальные пособия, расходы на лекарства и продукты питания в соответствии с экономической классификацией. Социальные выплаты в Азербайджане за последние три года выросли более чем на 60 процентов.

В этот период минимальная пенсия в Азербайджане выросла на 82 процента, средняя пенсия - на 60 процентов, среднее пособие - на 100 процентов, размер адресной соцпомощи - на 72 процента. При прожиточном минимуме в 196 манатов средняя пенсия составляет 360 манатов, а минимальная заработная плата - 250 манатов", - сказал Гасымлы.

Он отметил, что темпы роста ненефтяного сектора экономики Азербайджана в первом полугодии 2021 года на фоне других стран превысили прогнозы Международного валютного фонда (МВФ).

"К началу июля рост экономики Азербайджана достиг 2,1 процента, при этом рост ненефтяного сектора составил 5,1 процента. Кроме того, рост в ненефтяной промышленности составил 16,6 процента, в растениеводстве - 8,9 процента, в животноводстве - 2,4 процента, в секторе информационных и коммуникационных услуг - 5,5 процента, в розничной торговле - 1,7 процента.

В январе - июне 2021 года экспорт Азербайджана достиг 8,8 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,1 миллиарда долларов, или на 15 процентов", - сказал он.

Директор Центра подчеркнул, что во внешнеторговом обороте Азербайджана образовалось положительное сальдо в размере 3,4 миллиарда долларов. По его мнению, ненефтяной сектор становится основным драйвером обеспечения доходов Государственного бюджета Азербайджана.

"В первом полугодии 2021 года в госбюджет поступило в 4,7 раза больше средств, чем прогнозировалось. В указанный период ненефтяной экспорт Азербайджана составил более 1,162 миллиарда долларов. По сравнению с первым полугодием 2020 года этот показатель увеличился на 248 миллионов долларов, или на 27 процентов.

В январе - июне текущего года экспорт овощей и фруктов составил более 306 миллионов долларов, пластмасс и изделий из них - почти 180 миллионов долларов, хлопка - 123 миллиона долларов, алюминия и изделий из него - 61 миллион долларов, черных металлов и изделий из них - 53 миллиона долларов, на долю химической промышленности пришлось порядка 36 миллионов долларов, экспорт электроэнергии составил 33 миллиона долларов, сахара - свыше 19 миллионов долларов, экспорт напитков (алкогольные и безалкогольные) - 6,8 миллиона долларов.

Таким образом, в январе - июне нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года экспорт сахара увеличился в 2,5 раза, черных металлов и изделий из них - в 2,4 раза, хлопковой пряжи - в 2,4 раза, хлопкового волокна - в 2,1 раза, пластмасс и изделий из них - на 84 процента, алюминия и изделий из него - на 49 процентов, напитков - на 4 процента", - сказал Гасымлы.

Профессор отметил, что в первом полугодии в госбюджет по линии ненефтяного сектора поступило более трех миллиардов манатов, что на 9,5 процента больше, чем годом ранее. Отсюда следует, что налоговые поступления от этого сектора в два раза превышают темпы его роста.

"В первом полугодии из Государственного нефтяного фонда Азербайджана в госбюджет поступило почти 4,7 миллиарда манатов, что на 1,4 миллиарда манатов (23 процента) меньше, чем прогнозировалось. Рост доходов по линии ненефтяного сектора компенсировал сокращение этих поступлений.

Кроме того, росту поступлений в госбюджет способствовало проведение реформ в области госуправления, в том числе совершенствование налогового и таможенного администрирования, борьба с теневой экономикой.

В госбюджет по линии Государственной налоговой службы Азербайджана поступило на 24,4 процента, по линии Государственного таможенного комитета - на 14,6 процента, по другим структурам - в 4,7 раза больше средств, чем прогнозировалось. Объем поступлений в госбюджет от доходов с аренды и приватизации государственного имущества в первом полугодии соответственно в 1,6 и 56,3 раза превысили показатели за аналогичный период 2020 года", - добавил Вюсал Гасымлы.

Он сообщил, что в финансово-банковском секторе Азербайджана после кризиса, вызванного коронавирусной пандемией (COVID-19), продолжается стабилизация, а ликвидность и достаточность капитала находятся на высоком уровне. С начала года кредитные вложения выросли на 3,3 процента, депозиты - на 7,7 процента, вклады населения - на 5,3 процента, а чистые внешние активы банков - на 10,3 процента.

Основными направлениями денежно-кредитной политики страны в текущем году являются стабильность национальной валюты и цен, эффективность монетарной политики, обеспечение стабильности финансового сектора и поддержка возрождения экономики в постпандемийный период с использованием регулятивных льгот. На данный момент основная задача заключается в расширении финансирования экономики из различных источников, а точнее, в увеличении ее капиталовложений.

Гасымлы заявил, что сохранение стабильности маната и низкая инфляция, с одной стороны, не позволяют превратить растущие номинальные доходы населения в инфляционную "приманку", с другой - создают предпосылки для экономического роста. Несмотря на волатильность курса всех валют региона, включая турецкую лиру, российский рубль, иранский риал и грузинский лари, курс азербайджанского маната остается стабильным.

"В основе стабильности нашей национальной валюты лежат такие фундаментальные основы, как профицит сводного бюджета и платежного баланса, а также шестикратное превышение стратегических валютных резервов над внешним долгом.

Несмотря на то, что сводный бюджет 2021 года прогнозируется с дефицитом в размере 7,335 миллиарда манатов, за первые шесть месяцев текущего года фактически образовался профицит в 2,576 миллиарда манатов. Общее сальдо платежного баланса в первом квартале достигло 326 миллионов долларов.

Хотя с ростом мировых цен возникло давление импортной инфляции, стабильность цен в Азербайджане поддерживается за счет использования обменного курса, денежной массы и процентных ставок", - сказал Гасымлы.

"Наша страна продемонстрировала рост на пять процентов по сравнению с 2019 годом и заняла первое место. Общий показатель составил 86,02 процента", - заключил профессор Вюсал Гасымлы.

Содержание

Азербайджан лидирует в мировом рейтинге среди стран СНГ

Азербайджан лидирует в мировом рейтинге среди стран СНГ

Азербайджан занял 37-ю позицию в рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2016-2017 годы, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), говорится в опубливанном в среду докладе. Исследования охватили 138 стран.

Об этом сообщает Day.Az со ссылкой на Trend.

В прошлогоднем отчете Азербайджана занимал 40-ю позицию.

Как и в предыдущем отчете, Азербайджан занимает самую высокую позицию среди стран СНГ. Затем следуют Россия (43 место) и Казахстан (53 место).

Индекс конкурентоспособности Азербайджана в рейтинге составляет 4,6 по шкале, где 7 баллов - максимум.

"Несмотря на падение цен на нефть, которые оказали влияние на макроэкономическую среду Азербайджана и России, обе страны незначительно улучшили свои показатели. Этого удалось добиться, в основном, за счет лучшего и более широкого охвата образования и реформ, что позволило улучшить бизнес-среду и эффективность рынка товаров", - говорится в отчете.

В соответствии с рейтингом, Азербайджан занял третье место по числу процедур, необходимых для начала бизнеса, девятое - по времени, которое необходимо для начала бизнеса, 18 место - по вовлеченности женщин на рынке труда, 39 место - по макроэкономической среде, 36 место - по защите инвесторов, 33 место - по использованию интернета среди населения, 44 место - по инновациям, 41 место - по уровню госдолга и т.д.

Что касается других стран постсоветского пространства, то Грузия заняла 59 место в рейтинге, Таджикистан - 77 место, Армения - 79 место, Украина - 85 место, Молдова - 100 место, Кыргызстан - 111 место.

Лидерами рейтинга являются Швейцария, Сингапур, США, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг, Финляндия. Замыкают рейтинг Чад, Мавритания и Йемен.

Рейтинги ВЭФ основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний, обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с национальными партнерами - ведущими исследовательскими институтами и компаниями, специализирующимися на вопросах конкурентоспособности и экономического развития в странах, анализируемых в отчёте.

В режиме ожидания «восстановления экономики Азербайджана» наша аналитика, все еще актуально

Госкомстат Азербайджана опубликовал итоги развития экономики первого полугодия 2021 года - общий рост ВВП страны составил 2,1%, что уже сравнительно неплохо. И хотя торможение, вызванное пандемией и падением цен на нефть, не преодолено как в самом углеводородном секторе (спад 4,7% по отчетному периоду), так и в сфере промышленного производства товаров, включая аграрной, тем не менее, за счёт активизации строительства и производства стройматериалов общий прирост ненефтяного сегмента составил 5,1%.

Это, пожалуй, наиболее важная из новостей статистики, позволяющая с осторожным оптимизмом говорить о системных изменениях в отдельном сегменте азербайджанской экономики и начале проявления "эффекта восстановления" - увеличении доли строительства в ВВП страны.


о системных изменениях можно говорить с осторожным оптимизмом

Сравним показатели текущего и 2018 годов. В целом, если в 2018 году в структуре ВВП Азербайджана на долю промышленности приходилось почти 40%, то в 2021-м она доросла до 44%. Однако это как раз скорее последствия снижения доли "нефтянки" и заполнения образовавшегося вакуума проектами из ряда производств "новой индустриализации", включая с/х экспорт из новых агропарков.

Со строительством несколько сложнее и перспективнее. Если в 2018 году данный сектор составлял 5,1% экономики страны, то в 2021-м - добрался до 7,96%. И это при том, что длительный период падения отрасли, растянутый на несколько лет, вызванный валютным кризисом и сокращением девелоперских проектов на рынке недвижимости в Баку к 2018 году, оценивался около минус 9%.

Рассмотрим детализацию прироста в производстве стройматериалов более подробно:

- объем выпуска цемента в отчетном периоде составил 1 млн 702 тыс. тонн, на 8,4% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Кстати, это позволило законтрактировать экспорт цемента в Грузию. ADY Express планирует ежемесячно транспортировать 15 тысяч тонн цемента, производимого Holcim Azerbaijan;

- строительный гипс - 12,3 тыс. тонн (рост на 33,7%);

- строительные блоки и кирпичи из цемента – 37 тыс. тонн (рост на 76,2%);

- готовая бетонная смесь – 1 млн 230,1 тыс. тонн (рост 41,6%);

- строительная известь – 17,5 тыс. тонн (рост на 29,6%),

- производство кирпича – 276,1 тыс. кубометров (рост на 16,8%);

- обработанного мрамора, травертина, алебастра и изделий из них – 18,601 тыс. тонн (рост на 83,1%);

- сборных конструкций из бетона - 36,7 тыс. кубометров (рост в 2,1 раза).

Такого импульса в выпуске стройматериалов не наблюдалось уже многие годы.


наблюдается импульс в производстве стройматериалов

Теперь поговорим о том, что вызывает тревогу

Первое - это продолжающийся спад капвложений в основные фонды: в первом полугодии он оценен в 7,6%. Это тревожный сигнал, учитывая, что в 2020 году спад капвложений в Азербайджане составил 8,3%, а сама тенденция отмечена в предыдущие годы. Инвестиции в Азербайджан, конечно, приходят, но уже меньше, чем в тучные нефтяные годы, и это объективная тенденция. Хотя национальные инвесторы все больше усиливают свои позиции, происходит обратный возврат в Азербайджан ранее выведенных капиталов, но они пока не могут стать полноценным локомотивом роста экономики. Требуются годы кропотливой работы по конкретным проектам, включая средние и малые сегменты бизнеса.

Второе, что бросается в глаза при анализе статистики, это сокращение долей ВВП в сферах транспорта, аграрного производства и торговли - в сравнении с 2018 годом в диапазоне от 0,4% до более 1% (сельское и лесное хозяйства, рыбоводство). Конечно, удар пандемии можно сравнить с войной. Что, собственно, так и рассматривается многими экономистами. Но очевидно, что требуются нестандартные решения для исправления ситуации и вывода этих секторов на маршруты уверенного развития. Тем более сейчас есть опасность, что увеличивающаяся стоимость нефти снова может увести внимание от ненефтяной экономики. Однако времени остаётся все меньше - не более 10-15 лет для запрыгивания в последний вагон декарбонизированной, "зелёной экономики". Нужно успеть зафиксировать и продвинуть как качественные бренды за рубежами Азербайджана, допустим, в сфере производства аграрной экопродукции, а также в "зелёной" нефтехимии, на базе возобновляемой энергетики - в производстве полимеров с нулевым выбросом, строительного текстиля, других интересных проектах. А также осуществить максимально полные циклы импортозамещения. В данном случае строительный сектор - наиболее подходящий плацдарм.


времени все меньше и меньше: остается 10-15 лет, чтобы запрыгнуть в последний вагон уходящего "поезда зеленой энергетики"

Идея сформировать Азербайджанскую строительную корпорацию как раз нащупала именно такой сценарий. Рассмотрим один из примеров смежных цепочек промышленных линий: расширение линейки производства стройматериалов (включая готовые строительные блоки для модулей типовой застройки), далее - строительного текстиля и асфальтобетонных покрытий для строительства автомагистралей; создание производства линейки коммунальных трубопроводов и запорной арматуры для реновации сферы ЖКХ и нового строительства на освобожденных территориях; создание производства широкой номенклатуры LED панелей для городского и частного освещения (подобный проект обсуждал Ильхам Алиев с главой Signify, ранее известной как Phillips Lighting, в феврале 2021 года); максимально возможная локализация сборки коммунальной и частично строительной техники, здесь идёт переход на автопром. Одним словом, такой или аналогичный комплексный подход мог бы стать национальным приоритетом.

Собственно для этого есть все основания. Скажем, на фоне падения объемов сборки автомобилей в 2020-2021 годах в Азербайджане резко возросло производство тракторов различных видов - в 2,8 раза больше показателя первого полугодия 2020 года.

Таким образом, "эффект восстановления" очевидно станет генератором роста не только строительной индустрии, но и всего объема неуглеводородной части экономики Азербайджана.

Экономика Азербайджана в период Азербайджанской Демократической Республики

Правительство Азербайджанской Демократической Республики с 1918 по 1920 год проделало большую работу по восстановлению экономики Азербайджана, которая пришла в упадок после свержения царизма .

В 1919 году государственный бюджет Азербайджана составлял 665 миллионов манатов . Основная его часть пополнилась за счет продажи нефти и взимания налога на прибыль, который тогда составлял 30%. Другими источниками налоговых поступлений были акцизы на продажу вина, табака и масла.

Созданные в те годы таможенные службы внесли в казну 100 миллионов манатов. 15 миллионов манатов поступили от пошлин на свободную торговлю , грузовые и пассажирские перевозки. В те годы Азербайджан был более аграрной страной, ориентированной в основном на животноводство . За этот период поголовье крупного рогатого скота достигло 1 миллиона голов, лошадей - 150 тысяч голов, буйволов - 300 тысяч голов, верблюдов - 12 тысяч голов, баранов и коз - 1,5 миллиона голов. В торгово-экономических отношениях республики был распространен бартер : нефть давалась в обмен на импортные товары.

За товары военного назначения, телефоны, автомобили, 100 локомотивов , 2 тысячи цистерн, 5 тысяч закрытых вагонов, продукты питания Америки , Франции , Италии и других стран Азербайджан оплачивал в основном нефтью, хлопком , шерстью, шелком и кожей.

После революции в России экспорт азербайджанской нефти значительно сократился. Из-за закрытия северного рынка в 1919 году из 3,6 млн. Тонн добытой нефти было экспортировано только 600 тыс. Тонн. Экспорт нефти в Европу стал возможен только после восстановления нефтепровода Баку-Батуми в 1919 году и строительства железной дороги Баку-Джульфа.

Как в рейтинге Doing Business сфальсифицировали показатели Азербайджана главное на этот час

Всемирный банк приостановил публикацию своего традиционного ежегодного отчета Doing Business, в котором оценивается состояние бизнес-среды в различных странах, и заявил, что он не будет составляться в будущем. Как сообщает haqqın.az, это связано с тем, что в показатели некоторых стран, в том числе и Азербайджана, вмешались менеджеры Всемирного банка. Выяснилось, что рейтинг Азербайджана на 2020 год сознательно был занижен.


По данным Forbes, причиной скандала стало расследование, проведенное американской юридической фирмой WilmerHale. Оно было опубликовано 15 сентября. Отмечается, что эту фирму для проведения расследования нанял Международный банк реконструкции и развития, входящий в группу Всемирного банка. Причиной послужили подозрения, что менеджеры банка редактировали рейтинг Doing Business, который является одним из важнейших индикаторов реформ, особенно в развивающихся странах.

Детективы компании проанализировали около 5 миллионов документов, в том числе внутреннюю переписку сотрудников банка, и собрали устные заявления. Пришли к выводу - сотрудники Всемирного банка искусственно изменили показатели Китая, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Азербайджана на 2018 и 2020 годы (как в положительном, так и негативном ключе - ред.).


В исследовании упоминаются имена нынешней главы Международного валютного фонда Кристалины Георгиевой и бывшего президента Всемирного банка Джим Ён Кима.

Согласно исследованию, руководство Всемирного банка различными способами оказывало давление на команду, готовящую отчет «Ведение бизнеса», чтобы поднять рейтинг Китая. Причина - ожидалось, что Китай будет играть важную роль в увеличении капитала Всемирного банка.


глава МВФ Кристалина Георгиева

После публикации отчета за 2018 год Георгиева встретилась с одним из менеджеров Doing Business в нерабочее время. Прощаясь, она сказала, что это был «очень необычный год», и поблагодарила менеджера «за решение проблемы Китая».

Что касается Саудовской Аравии, отмечается в расследовании, то бывший директор по экономике развития ВБ и советник Кристалины Георгиевой Симеон Дьянков поручил команде Doing Business изменить данные так, чтобы страна сместила Иорданию с первого места в списке государств, которые достигли наилучших результатов по улучшению показателей в Doing Business-2020. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменения в данных по ОАЭ, поскольку страны имели схожие налоговые системы. При этом изменения на общий рейтинг Эмиратов не повлияли.

Также в расследовании говорится, что отчет Doing Business по Азербайджану на 2020 год, по поручению Симеона Дьянкова, не учитывает три реформы, осуществленные страной.

Симеон Дьянков - болгарский экономист, один из авторов концепции отчета Doing Business, в 2017-2019 годах был топ-менеджером Всемирного банка.


а это тот самый Симеон Дьянков

Сотрудники ВБ рассказали детективам WilmerHale, что Дьянков враждебно настроен по отношению к Азербайджану и не верил в правдивость данных по этой стране. Сам же он заявил, что решение «заморозить» признание некоторых реформ в Азербайджане, несмотря на возражения команды Doing Business, по его мнению, соответствовало некоему «Узбекистанскому протоколу» (Uzbekistan Protocol) — «неписаному правилу, которое позволяло воздерживаться от подозрительных реформ».

Члены команды Doing Business заявили, что не знают об «Узбекистанском протоколе» как об утвержденном методологическом принципе. Менеджер Doing Business отметил, что данные по Узбекистану в прошлом рейтинге были «заморожены» коллективным решением с участием регионального директора, вице-президента по региону, исполнительного директора и других, а не единоличным решением руководства, как в случае с Азербайджаном. Дьянков лично дал указание не признавать реформы Азербайджана.

В прошлом году Узбекистан занял 69-е место из 190 стран в отчете Doing Business и поднялся на 7 позиций по сравнению с 2019 годом.

В отчете Doing Business-2019 Азербайджан поднялся на 32 пункта и занял 25-е место среди 190 стран. В отчете за 2020 год рейтинг Азербайджана значительно опустился - до 35-го места. (Как выясняется, в результате предвзятости Симеона Дьянкова)

Экономика Азербайджана сжалась, чтобы выпрямиться итоги с haqqin.az

Как сообщает Госкомстат, спад ВВП Азербайджана в 2020 году составил 4,3% и уменьшился до 72,5 млрд манатов. Спад после уверенного роста в последние годы, в принципе, был ожидаем. И причины его ясны – это невиданные по масштабам ограничения в связи с COVID-19 и снижение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, а также ее стоимости.

О непредвиденных миллиардах манатов, выделенных государством в течение прошлого года непосредственно на борьбу с пандемией коронавируса и вызванными ею последствиями, мы много и подробно писали. Изобиловали подобными фактами и заявления главы государства, правительства, в том числе доклады министерств экономики и труда и социальной защиты населения. Многие из приведенных ими цифр и фактов мы запомнили наизусть, что, думается, дает основание не возвращаться к этой теме повторно. А рассмотреть вопрос о том, какое влияние оказала на экономику нефть.


Какова же реальная ситуация в азербайджанской экономике? Пора подводить итоги

Не первый год нефть составляет значительную долю экономического пирога Азербайджана и превышает половину общего экспорта страны. Правда, принимаемые правительством меры по диверсификации экономики начали менять структуру этого пирога – страна с каждым годом все меньше зависит от нефтяного фактора. Да, зависимость от нефтяного фактора снижается, но он остается, и долго еще будет оставаться ведущей сферой, даже незначительные колебания в которой заметно сказываются на экономике в целом. И лучше всех слов это доказывает статистика. В том числе и статистика Государственного таможенного комитета.

Спад нефтяного ВВП Азербайджана в 2020 году составил 7%, что чуть ли не вдвое превышает темпы снижения экономики страны в целом. Но особый урон нанесен в результате снижения экспорта нефти, сказался весенний обвал цен вплоть до отрицательной зоны и последовавшие меры по сокращению ее добычи в рамках соглашения ОПЕК+. Экспорт задекларированной нефти (декларация предоставляется после осуществления реальной продажи, а не в момент прокачки нефти по трубопроводу) в 2020 году составил немногим более 29,23 млн тонн. В количественном выражении экспорт нефти по сравнению с показателем 2019 года сократился на 5,9%, а в денежном выражении спад составил более трети - 36,8%.

В общем же стоимость экспортированной за год нефти составила более 9,36 млрд долларов. И, несмотря на такой спад, доля нефти в общей структуре экспорта в прошлом году составила 68,15%. Причина – экспорт снизился и в ненефтяном секторе. Хотя и не так значительно, как в нефтяном секторе - спад в ненефтяном секторе составил всего 2,6%. Правда, при этом сильно возросли доходы от экспорта газа.

В целом, как сообщает Госкомтаможни, в прошлом году внешнеторговый оборот Азербайджана составил более 24,47 млрд долларов, что меньше на 26,5% по сравнению с 2019 годом. При этом экспорт составил более 13,74 млрд долларов (спад на 30%), импорт – более 10,73 млрд долларов (спад на 21,5%). И нетрудно подсчитать, что положительное сальдо страны во внешней торговле составило чуть меньше 4 млрд долларов, что на 49,6% меньше показателя предыдущего года.

Да, как бы сильно не пострадала экономика страны в прошлом году, мы больше продали товаров за рубеж, чем купили их из других стран. Причем в структуре экспорта основной объем, а именно 86,53%, пришелся на продукцию нефтегазового сектора. И как бы правительство не старалось диверсифицировать экономику страны, такая структура, видимо, сохранится надолго. Во-первых, ситуация с пандемией в связи с массовой вакцинацией должна постепенно смягчаться, что снимет многие ограничения. А следовательно, возрастет потребность в нефти и, разумеется, ее цена пойдет вверх. А во-вторых, с пуском южного газового коридора с каждым годом будут расти доходы страны от экспорта газа. Так что не исключено даже, что доля нефтегазового сектора в общем экспорте страны будет расти.


Нефтяные доходы еще долгие годы будут основным источником доходной части азербайджанского бюджета

А что касается возможного роста доли нефтегазового сектора, в условиях уже диверсифицированной экономики это не так уж страшно. Наоборот, пусть доходы, в том числе и экспортные, от этого сектора растут. Мы научились аккумулировать сверхдоходы в Нефтяном фонде и умело использовать их в трудные дни. И не случайно Минэкономики прогнозирует рост ВВП Азербайджана в 2021 году на 1,9%, а в 2022 году до 3,4%, что ниже оценки Всемирного банка. Экономическая активность в стране выиграет не только от стабилизации добычи и цен на нефть, но и от инвестиций и расходов на восстановление освобожденных от оккупации территорий. И все потери окупятся с лихвой.

Читайте также: