Можно ли посетить байконур

Обновлено: 17.05.2024

Увидеть запуск космического корабля «Союз» на космодроме Байконур в Казахстане можно дважды в год: ракеты стартуют весной и осенью. И попасть на эту экскурсию не так-то просто. Рассказываем, какие документы потребуются, под какую музыку провожают космонавтов, и почему нельзя аплодировать после старта ракеты.

Байконур. Как туда попасть, если вы не "из отрасли"?

Мы покинули вагон скоростного "Тулпара" на маленькой станции Тюратам. Обычная в общем-то станция Ташкенсткой железной дороги, о которой, вместе с соседними Казалинском, Джусалами или Кызылордой, я уже писал когда-то. Вокзальчик второго класса (1906) ничем не выделяется среди десятков таких же, когда-то построенных царскими солдатами в пустой степи, но по ту сторону состава, как и подобает порту, лежат целые горы контейнеров:

А мемориальная доска на стене советской пристройки, ставшей ныне основным вокзалом, извещает, что 12 января 1955 года здесь высадился отряд военных строителей, положивших начало космодрому Байконур. По Тюратаму, впрочем, этого не скажешь - обыкновенный среднеазиатской посёлок (9,5 тыс. жителей) с пылью улиц и шумом базаров. У водонапорки - похожий на "медузу ракеты" воинский мемориал за заборчиком (а никак корова забредёт или верблюд?), а рядом с ним - разобранная юрта:

По магистрали "с востока на запад и с запада на восток" ходит поезд . Но на краю посёлка от магистрали ответвляется другая колея с небольшими платформами и свежим накатом на рельсах. По ней курсирует мотовоз , связующий город с космодромом:

Байконур - название случайное, пришедшие из СМИ, для которых местоположение космодрома обозначили на 300 километров севернее близ аула Байконур под Жезказганом. Ветераны космической отрасли по привычке называют космодром Тюратам, а город, соответственно, Ленинск:

Железная дорога и трасса, а стало быть и посёлок Тюратам, абсолютно свободный к посещению, расположены между городом и космодромом. Космодром раскинулся на 70-90 километров, и в основном это обычная красноватая степь с колючками, сусликами и верблюдами, из марева над которой то и дела выплывают многочисленные "площадки" - стартовые столы, монтажно-испытательные комплексы, городки военных (к коим относился и весь обслуживающий персонал), станции связи, остановочные пункты мотовозов и многое другое. У города же своя доминанта - огромная, но с виду очень какая-то архаичная ТЭЦ с неизменным шлейфом чёрного дыма:

Тюратам лежит от города к северу. У дороги к космодрому - большая мечеть (2011):

У Чингиза Айтматова в его длинном романе о "Буранном полустанке" был сюжет о процессии, шедшей к могиле да упёршейся в забор космодрома. На самом деле - в КПП №1 с неуклюжим памятником, официальное название которого давно забыто, а народное - "Семья ГАИшника":

С запада к Байконуру примыкает ещё один аул Большой Акай, отмеченный маленькой мечетью с ракетоподобным минаретом:

И симпатичным сквериком со скульптурами барсов да верблюдов и миниатюрной репликой монумента на Московской ВДНХ:

Акай отделяет город от аэродрома со звучным названием Крайний - а как ещё называться месту, с которого покидают планету? Сюда, на предпоследнюю ступень, привозят из подмосковного Чкаловского космонавтов, а также всякий персонал, официальную прессу и крупных шишек типа главы "Роскосмоса", директора "Энергии" или даже "первых лиц". Есть с Крайнего и прямой пассажирский рейс в Москву, но довольно дорогой (кажется, 20 тыс. рублей в одну сторону) и неизвестный сервисам поиска авиабилетов. Пассажирским терминалом Крайний обзавёлся в 2012 году, сам функционирует с 1964-го, а вот метеостанция осталась от более старого аэродрома (1955-66) с ласковым названием "Ласточка":

Здесь же и своеобразный "фасад" Байконура для тех, кому не побывать за КПП - монумент "Невесомость". О том, что это официальное название и прототипом был Алексей Леонов, байконурцы хотя бы помнят, а так-то он для всех Рыбак, который поймал во-о-о-о-т такую рыбу! На свадьбу о Рыбака, как о корабельный форштевень, бьют бутылки - отсюда выщерблены на мозаике. А вдалеке - дома с ракетами на торцах:

И белая линия забора, опоясывающего город. В степи забор хорошо заметен, но неизменный атрибут байконурского быта - это Дырки в Заборе, через которые жители аулов ходят в город, а жители города водят гостей, не удосужившихся оформить пропуск. Со стороны Акая дырка буквально в прямой видимости КПП, и прямо при нас сквозь неё проползал человек:

Третья граница города - это Сырдарья, охватывающая бывший Ленинск с востока и юга. За Сырдарьёй - пустыня Кызлкумы, неимоверно древние крепости Джетыасар, к которым в дни запуска нереально найти свободную машину, и чабаны, "которые как в средневековье живут" - так говорили мне о них казахи с "ближнего" берега. За Сырдарьёй до самой границы с Узбекистаном действительно нет городов и крупных аулов, и на том берегу, как из Омска или Семипалатинска в 19 веке или как в современной Монголии, просматриваются настоящие юрты.

Но как легально миновать эти границы? Если вы хотите просто попасть в город, обратитесь заранее в местный "Центр услуг населению", и за 1000 рублей вам сделают гостевой пропуск. С космодромом и тем более запуском всё гораздо сложнее, и хотя цена туров выглядит неадекватной, по своему опыту могу дать совет - покупайте тур! Ибо на любой альтернативный вариант вы потратите столько времени, нервов и сил, что денежные траты покажутся наименьшим из зол. Даже если у вас есть свой информационный вес: турфирмы сами едва выходят в ноль и на рекламу тратиться себе не могут позволить, а "Роскосмос" с блоггерами работает неохотно, предпочитая профессиональных технических фотографов или "звёзд Инстаграмма", которые дадут красивую картинку и не расскажут никому о том, что "король-то голый!". Ещё вариант - покрутиться пару лет среди "популяризаторов космонавтики", найти там себе друзей, и в конце концов какой-нибудь вариант посещения запуска за вменяемую цену обломится. Я же сам прорабатывал пяток вариантов, под конец из них рабочими оказались два - купить тур с очень большой скидкой или поехать в автопробег "Звёздный путь" с петербургским отделением Федерации Космонавтики.

На конец апреля, когда я принимал решение, второй вариант казался интереснее, но первый - надёжнее, и в тоге я поехал на Байконур с фирмой "РокетТрип", специально под меня и собранную мной небольшую группу сделавшей 5-дневную программу вместо стандартной 3-дневной. Расценки у всех турфирм примерно одинаковые (плюс-минус несколько тысяч), так как все они фактически являются посредниками. Дороже и видимо качественнее возит "Вежитель", дешевле - "Астроверты", но когда я спросил последних, бывают ли у них 5-дневные туры, меня просто проигнорировали. Ценообразование меняется год от года, но с 2012-го балансирует на уровне 30-50 тыс. рублей за 3 дня и 60-90 за 5, в обоих случаях без учёта дороги до Байконура. На запуск "Союза МС-09" 6 июня 2018 года звёзды сложились так, что 3-дневный тур был максимально дорог, а 5-дневный максимально дёшев, и я решил не упускать этот шанс.
Каждому гостю режимных объектов выдаётся бейджик:

А напоследок выдают ещё и очень симпатичный значок:

На туристов сверху поглядывают пресса и специалисты. Главный минус тура - даже не цена, а то, что "Роскосмос" слишком уж явно делит гостей Байконура на два сорта, и космонавтов туристам покажут лишь через спины прессы, а взлёт ракеты - за холмом, скрывающим стартовый стол.

И хотя среди туристов немалую часть составляют те же обыватели, приехавшие посмотреть на необычное зрелище, всё же процент интересных людей тут в любом туристическом автобусе будет довольно высок. Именно в автобусе - даже если ты на внедорожнике приехал, по космодрому ездить сподручнее автобусом, так как помимо гида любую группу сопровождает безопасник.

В нашу группу россиян затесалось четверо украинцев. Прилетели в Грузию, по дешёвке купили там подержанную машину, пересекли Азербайджан да переправились через Каспий в Актау. В Казахстане сводолюбивые гости тут же начали задыхаться от тоталитарного режима, тем более что каждый гаишник возился с ними по часу, не вынося разрыва шаблона - граждане одной страны едут по другой стране на машине из третьей страны! В общем, хотя ребята целились на Иссык-Куль, на Байконуре они всё больше склонялись к мысли повернуть, пока не задолбались.

Добрую треть группы составляли европейцы, да не абы кто, а специалисты Европейского космического агентства, того самого, что организовало посадки зондов на далёкий Титан и комету. Эти люди работали над спутниками зондирования Земли, и четыре раза не увидели их запуск с еврокосмодрома во Французской Гвиане. Дело в том, что запуск спутника легче перенести, и потому их часто переносят из-за погоды, а вот пилотируемые пуски не переносят почти никогда, и отчаявшись что-то увидеть на Куру, ребята отправились на Байконур. Европейский интернационал тут был во всей красе: от испанцев до русского латвийца (по совместительству переводчика), пара очаровательных азиаток, араб (или перс). и ни одного сына Африки.

На будущее российской космонавтики европейцы смотрели скептически, но своя вызывала у них, как ни странно, ещё больше пессимизма: наш "Протон", даже потеряв весь рынок, продержится на военных запусках 2-3 раза в год, а вот их "Ариан", если Илон Маск таки и его потеснит, станет просто никому не нужен, и за несколько ЕКА потеряет школу. Поэтому России они предрекали стагнацию, себе - упадок, Китаю - лидерство, а о перспективах США вообще не говорили, лишь упомянув разок, что Америка, если сильно захочет, сможет просто доходчиво попросить Европу не мешаться им в космосе. В основном ЕКАвцы были очень приятные в общении, дружелюбные и заинтересованные люди. Но кое-что казалось дикостью: один паренёк, слушая рассказ экскурсовод про "катастрофу Неделина" на могиле её жертв старательно сдерживал улыбку, а на фразе "самого Неделина опознали по генеральским пуговицам, которых больше ни у кого из погибших не было" и вовсе захохотал в голос. И мне хотелось его спросить, почему - но я понимал, что не смогу задать такой вопрос без угрозы.

А вот легенда байконурских туров - Лайка. Зоозащитница из Нидерландов спасает бродячих собак в Румынии и Бельгии, а по советским собакам-космонавтам натурально фанатеет, особенно, конечно же, по обречённой Лайке. Здесь она не впервые, и всех пегих дворняжек на космодроме знает в лицо:

С туристами, ждущими чуда, разительный контраст являют журналисты и прочие работники прессы. Им это всё давно осточертело, их главное желание - познакомиться с симпатичной туристкой или напиться с друзьями-коллегами. И если "текстовых" журналистов стараются регулярно менять, чтобы яркости впечатлений они не теряли, то съёмочные группы и руководители тут раз за разом одни и те же.

Тем, кто на Байконуре не впервые, особый шик - сделать селфи на фоне взлетающей ракеты, то есть стоя к ней спиной. Но главное - туристов тут реально МНОГО. 2 июня мы застали Байконур тихим сонным городком, живущим как в замедленном кино, но народу становилось всё больше с каждым часом, и 6 июня Байконур напоминал Хургаду или Анталью. Вот это - самое начало цикла запуска, и туристов тут от силы 20% от пика:

В небольшом городке - десяток гостиницы на любой вкус и кошелёк, но туристов как правило селят в "общежитии гостиничного типа". Нам повезло - там случился овербукинг, поэтому нашим домом на Байконуре сделалась гостиницы "Молния". Она принадлежит Центру Хруничева, а стало быть забита до отказа на запусках "Протонов". Но мы ехали на запуск "Союза", а потому застали её полупустой:

Когда состоятся ближайшие запуски космических кораблей?

С 2020 года пилотируемые космические корабли «Союз» стартуют с Байконура всего два раза в год. В 2021 году они состоятся:

  • 9 апреля;
  • точная дата второго еще не определена, скорее всего пуск состоится осенью.

Также в следующем году планируется отправка в космос трех грузовых кораблей серии «Прогресс»:

  • в феврале;
  • в марте;
  • в конце лета или осенью.

По визуальному эффекту взлеты «грузовиков» ничуть не уступают стартам «Союза». Однако многие туристы хотят увидеть космонавтов перед полетом, поэтому запуски пилотируемых кораблей пользуются большим спросом.

Как добраться до Байконура?

Ближайший аэропорт к Байконуру находится в Кызыл-Орде. Туда лучше всего и прилетать – из Казахстана или России (Москвы). Билеты на самолет, как и трансфер до космодрома, можно приобрести самостоятельно или заказать в турфирме. Время в пути от Кызыл-Орды – три часа.

Добраться до Байконура можно и на автомобиле. Однако, чтобы попасть в одноименный город, который расположен рядом с космодромом, нужен пропуск – это закрытый населенный пункт. Разрешение также может оформить только туристическая компания.

А на территорию космодрома въезд разрешен только на авторизованном транспорте турфирмы.

Какие сувениры везти с Байконура?

Кружки, магнитики, макеты космического корабля, космическую еду в тюбиках.

Особый шик – приобрести на память фирменную униформу Байконура. В ней многие иностранцы приходят на запуск «Союза».

Текст: Александр Скрипов
Фото из архива туристической компании «Вежитель»

Сколько стоит

Цены у организаторов варьируются. Например, шестидневный тур (без перелёта) на запуск пилотируемой миссии у RocketTrip стоит 85 000 ₽; у «Вежителя» — 95 000 ₽ (85 000 ₽ — на запуск грузовой ракеты). Есть сокращённые трёхдневные программы: 55 000 ₽ — у RocketTrip; 87 000 ₽ — у «Агентства космического туризма».

Что увидят туристы во время тура?

Туристы размещаются в городе Байконур, как правило, в гостинице «Центральная» – приемлемой по соотношению цена-качество. Есть еще итальянская гостиница, там сутки стоят порядка 340-360 евро за сутки.

В программу тура, кроме самого запуска ракеты, входят:

Как попасть на Байконур?

Байконур - закрытый город на территории Казахстана, огороженный от всего мира забором и кпп. Раньше никто, кроме служащих, даже не знал, где он находится? и тем более, никто даже не мечтал сюда попасть. Сейчас есть несколько способов, причем, как нелегальных, так и вполне законных.

1. Быть рабочим на Байконуре или студентом аэрокосмического вуза (обычно в конце обучения они тут проходят практику). Способ действенный, но слишком долгий по времени:)

2. Оформить пропуск через человека, который тут проживает или работает. Желательно, чтобы вы для него были родственником, хотя бы дальним. Для этого нужно, чтобы он оформил приглашение, которое рассматривается режимной комиссией города. Естественно, вам могут и отказать.

3. Через турагентство. Стоит это удовольствие не дешево, зато есть возможность объединить осмотр города со стартом какого-нибудь космического корабля.

4. Незаконно. Через дыру в заборе в сам город или на стартовые площадки, которые находятся в нескольких десятков километров от города. В сети уже не раз всплывали фотографии смельчаков, одного такого я знаю даже лично. Если поймают, то предстоит долгий разговор с работниками ФСБ.

Могут ли отменить запуск?

Вероятность, что старт космического корабля состоится в назначенное время, достаточно велика и составляет более 90%. Но исключения случаются.

Елена Матвеева сотрудник туристической компании «Вежитель»

«В 2016 году вылет пилотируемого корабля планировался на понедельник. А в субботу сообщили, что старт по техническим причинам переносят на другой день. И это был форс-мажор. Нам пришлось предложить туристам либо вернуть деньги, либо перебронировать поездку на следующий запуск».

А вот незначительные по времени задержки старта случаются, но это бывает крайне редко. Если они укладываются в так называемое «пусковое окно» (корабль должен успеть не только взлететь, но и пристыковаться к МКС), то турфирма, как правило, идет навстречу туристам – продляет проживание в гостинице, договаривается с авиакомпанией о переносе вылета (в том случае, если речь идет о чартерном рейсе).

Где жить и что есть

В самом Байконуре есть несколько гостиниц и общежитий для туристов, командированных работников и высокопоставленных гостей. Организаторы туров часто размещают гостей в «Центральной» на улице Ленина. Европейского уюта от местной инфраструктуры ждать не стоит. Как в «Центральной», так и в других отелях Байконура обстановка скромная, с уклоном в советское прошлое и 90-е годы. Если вы чувствительны к обстановке — перед тем как заказывать тур, поинтересуйтесь, какие варианты размещения возможны, помимо тех, что указаны в программе. Например, одной из лучших гостиниц тут считается «Спутник» — просторные номера с вполне современным ремонтом (также в отеле есть тренажёрный зал, бассейн и очень неплохая кухня). Персонал, обслуживающий запуски, и космонавтов чаще всего селят в «Космонавте», но попасть туда сложно.

На территории Байконура есть несколько десятков ресторанов и кафе.


Гостиница «Центральная». Фото: страница администрации города Байконура во «ВКонтакте»

Можно ли попасть на космодром самостоятельно?

Приехать в одиночку на Байконур на законных основаниях не получится. Разрешение на посещение космодрома выдается Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) только аккредитованным туроператорам. А уже они набирают туристов и организуют поездку. На Байконуре не предусмотрены даже индивидуальные поездки: VIP-туристы попадают на запуск космического корабля в составе общей группы.

Елена Матвеева сотрудник туристической компании «Вежитель»

«Периодически фотографы и блогеры предпринимают попытки нелегально проникнуть на территорию космодрома. Их ловит охрана. Я бы не советовала так делать, поскольку попытка проникнуть на режимный объект является нарушением закона и наказывается штрафом».


Даже VIP-туристы могут попасть на территорию Байконура только в составе туристической группы

Справки и разрешения

За месяц до поездки необходимо заполнить заявку (паспортные данные, место работы и должность), чтобы организаторы оформили все необходимые пропуски.

Жертвы космодрома Байконур. О чем молчали архивы

Секретность космодрома Байконур всегда вызывала массу домыслов. Автор этих строк жил в Ленинске, а потом еще почти 8 лет, когда город сменил название на Байконыр. Также представлю журналиста с большим “космическим” стажем Олега АХМЕТОВА и сотрудника Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Олега УРУСОВА. Опираясь на их исследования, мы расскажем читателям “Каравана” о малоизвестных фактах из истории

космодрома.

Зарождение космодрома

Официально днем рождения космической гавани считается 2 июня 1955 года. Меж тем ее история началась на полгода раньше – морозным вечером 12 января 1955-го, когда на железнодорожном разъезде Тюра-Там высадился первый взвод военных строителей, прибывших из соседнего города Аральска.

Как рассказал “Каравану” Олег Ахметов, первых строителей приютили в своих домах жители разъезда Тюра-Там. Надо сказать, рассматривалось несколько вариантов строительства космодрома, в том числе в Красноярском крае и на Северном Кавказе. Учитывались наличие большой незаселенной территории, близость к экватору и крупным водной и железнодорожной магистралям, солнечные погодные условия. В итоге выбор пал на район разъезда Тюра-Там в Кызылординской области. В июне 1955-го началось строительство объекта № 135 – стартового комплекса, впоследствии известного всему миру, как Гагаринский старт.

Много было слухов, что космодром строили заключенные. Это абсолютная ерунда. Секретное строительство доверили только военным. Кстати, стройка века обошлась стране недорого – военные строители работали исключительно за идею. Зато восстановление Гагаринского старта после взрыва ракеты в сентябре 1983-го влетело в копеечку. Восстанавливали 8 месяцев, трудились в три смены. Почти каждый строитель в месяц получал от полутора до двух тысяч полновесных тогда рублей. Для сравнения: “Жигули” шестой модели стоили пять с половиной тысяч.

Вместе с первым стартом строился жилой городок – 5 мая 1955 года заложили камень первого здания будущего административного центра космодрома. Сегодня этот камень находится в нескольких сотнях метров от места, где был заложен, – он мешал прокладке дороги. Все первые дома были деревянные. До сих пор район, с которого начинался поселок, называют деревянным городком. Чтобы скрыть местонахождение будущего космодрома, его из-за соображений секретности назвали так же, как и поселок в Джезказганской области, – Байконур. Так это название и закрепилось за космодромом. А вот административный центр переименовывали неоднократно: Москва-400, Ташкент-90, Кзылорда-50, поселок Заря, поселок Ленинский, город Ленинск. И наконец – Байконур.

Слава начиналась с аварий ракет

За фантастически короткий срок построили стартовый комплекс и монтажно-испытательный корпус для сборки и испытаний ракеты Р-7 конструкции Сергея Королева. Уже 15 мая 1957 года осуществили ее первый запуск. До сих пор модернизированная королевская “семерка”, известная, как ракетоноситель “Союз-У”, выводит в космос пилотируемые корабли и грузовые “Прогрессы”. Но первый старт Р-7 завершился аварией на 109-й секунде полета. Второй и третий запуски также были неудачными. 9 июня запуск не состоялся вообще: трехкратные попытки запустить двигатели не увенчались успехом из-за заводского дефекта. 12 июля ракета снова взорвалась. Четвертый запуск ракеты Р-7 состоялся 21 августа 1957 года в 18.15. На этот раз ракетоноситель отработал устойчиво, строго по графику произошло отделение головной части ракеты. Но сама головная часть, войдя в атмосферу в запланированном районе падения, разрушилась от тепловых и механических перегрузок. Лишь через неделю, когда обнаружили фрагменты головной части, была обнародована информация об успешном запуске…

А накануне старта первого человека в космос 9 апреля 1961 года Сергей Королев решил показать будущим космонавтам, как стартует боевая ракета Р-9А. Но она взорвалась при запуске. Королев поспешил успокоить Гагарина, что Р-7, на которой он полетит, гораздо надежнее.

Самая крупная авария в истории ракетно-космической техники произошла на Байконуре 24 октября 1960 года. На уже заправленной ракете Р-16 конструкции академика Михаила Янгеля неожиданно сработал дренажный клапан запуска второй ступени. Ракета взорвалась на старте. Загорелось более 200 тонн ракетного топлива. В огне погибли 79 испытателей и маршал Митрофан Неделин, находившийся неподалеку от ракеты. Конструктор Янгель остался жив благодаря случайности – он отошел за бункер покурить. Остался жив и специалист загорского НИИ “Химмаш”, работавший на ракете на высоте более 10 метров. Услышав щелчок дренажного клапана, он понял, что произойдет. Крикнув: “Спасайтесь! Сейчас рванет!” – спрыгнул с огромной высоты и побежал от старта против ветра. В СССР скрыли факт столь ужасной трагедии. Как и то, что маршал Неделин погиб в авиакатастрофе. Вообще день 24 октября стал роковым для космодрома – ровно через три года из-за пожара в ракетной шахте погибли люди. После этого 24 октября не проводятся никакие пусковые или испытательные работы – это до сих пор день траура.

Трагические полеты

Случились и две трагедии в пилотируемой космонавтике СССР. В 1962-м был готов к запуску совершенно новый корабль “Союз”. Но летать он начал только в конце 1966-го. Три первых запуска “Союза” тоже были неудачными. 28 ноября 1966 года беспилотный корабль разрушился при возвращении с орбиты, 14 декабря взорвался на старте из-за неожиданно сработавшей системы аварийного спасения, почти полностью разворотив стартовый комплекс 31-й площадки – “близнеца” Гагаринского старта. Планировали, что третий беспилотный “Союз”, выведенный на орбиту 7 февраля 1967 года, пробудет там более недели, но из-за неполадок летал всего двое суток. А при посадке попал на лед Аральского моря и затонул. В апреле того же года с интервалом в сутки должны были стартовать два “Союза”, произвести стыковку на орбите и переход космонавтов из одного корабля в другой. Командиром основного экипажа стал Владимир Комаров. Не многие знают, что его дублером был Юрий Гагарин. “Союз-1” стартовал 23 апреля 1967 года. Сразу после выхода на орбиту начались проблемы: не раскрылась левая солнечная батарея, не сработали двигатели ориентации. Стало ясно, что необходимо возвращаться. Но при посадке не раскрылся тормозной парашют. Комаров погиб при ударе “Союза” о землю. При этом еще взорвались двигатели мягкой посадки.

Во второй раз космонавты погибли тоже при посадке. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев стартовали 6 июня 1971 года на корабле “Союз-11”. Этот экипаж первым в истории состыковался с первым в мире орбитальным комплексом “Салют-1” и первым проработал на его борту 23 дня. Несчастье случилось 30 июня. Во время отстрела орбитального отсека в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан для выравнивания давления, и весь воздух вытек в вакуум. Когда поисковая группа открыла люк, космонавты были мертвы. Они погибли от удушья.

Есть ли здесь радиация?

Как рассказал “Каравану” бывший военный специалист, а ныне сотрудник Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Олег Урусов, у далеких от этой сферы людей засело мнение, что на космодроме все пропитано радиацией. На самом деле работы с радиоактивными материалами велись лишь на одной площадке космодрома – 94-А, удаленной от города почти на 100 км. Программу запусков спутников с ядерными реакторами настолько засекретили, что лишь к концу 80-х (как всегда, из западной прессы) жители Байконура узнали, что такие аппараты почти 20 лет стартовали с космодрома. Точку в этой эпопее поставила межправительственная казахстанско-российская комиссия, постановившая летом 1999 года захоронить все радиоактивные отходы с площадки 94-А в могильнике Семипалатинского полигона, что и было сделано.

Фокусы с переодеваниями

Но, наверное, главной тайной Байконура всегда была жизнь тех, кто отправляет корабли в космос. В письмах и разговорах категорически запрещалось упоминать место службы и сам объекте – цензура была жесткая. Один лейтенант, не выдержавший разлуки, поселил жену в 78 км от космодрома и ездил к ней на мотоцикле по ночам. Когда об этом стало известно, военный получил три года тюрьмы. Секретность охраняли многочисленные контрольно-пропускные пункты, в том числе в самом городе. Накануне знаменитой стыковки “Союза” и американского “Аполлона” на Байконуре ждали делегацию американского космического агентства – НАСА. Как скрыть, что космодром на деле – военный полигон? Всем офицерам запретили даже на площадках космодрома показываться в военной форме. Контролеров КПП переодели в гаишников, патрули экипировали в гражданку и выдали повязки с надписью “Дружинник”. Военнослужащих срочной службы, необходимых на объектах, предназначенных для показа американцам, одели в черные робы. Якобы гражданские. Но церэушники на дешевый трюк не купились. Говорят, что на одном из объектов к шеренге гражданских специалистов подошел фотограф и, делая снимки, неожиданно спросил у одного из ребят: “Сколько служить осталось?” Тот автоматически отчеканил: “Один год”.

Как вспоминает Олег Урусов, переодевания продолжались почти до конца 80-х во время визитов иностранных делегаций.

Таксист – находка для ЦРУ?

Кстати, попасть в город, который был и остается закрытым и обнесен забором, несложно. Таксисты за дополнительную плату всегда могли провезти через контрольно-пропускные пункты. Так в начале 90-х в редакцию газеты “Байконур” заглянули то ли бельгийские, то ли датские журналисты. Поинтересовались, как попасть на космодром. Их направили в службу режима, ведавшую тогда аккредитацией СМИ. Выяснилось, что иностранцы без всяких разрешений приехали в город. На вопрос удивленных сотрудников службы, как они попали в город, те спокойно ответили: “На такси”.

В 60-е здесь появилось свое телевидение. Но как рассказывать о жизни города, если почти все является секретным? Так первомайские и ноябрьские демонстрации показывали в прямом эфире, а чтобы в кадр не попали люди в военной форме, их вылавливали при входе на площадь. А ракету “Союз” в честь 25-летия космодрома поставили не вертикально, чтобы ее не было видно из проходящих мимо поездов.

Как устроена поездка

До старта туристов возят по местным достопримечательностям и рассказывают историю космонавтики. В обязательной программе — Музей истории космодрома Байконур (тут двигатели, панели управления, скафандры, бортовые костюмы с автографами космонавтов и средства медико-биологической защиты, которые они используют во время работы, куча предметов быта и работы с МКС). Также группы посещают дом, где перед своим полётом жил Юрий Гагарин (всё очень уютно — ковёр на стене, диван, холодильник и радио), проходят по памятным местам города (макет ракеты-носителя «Союз» на пьедестале, огромный памятник Гагарину, монумент «Наука-Космос», мемориал погибшим ракетчикам), приезжают на Центральный рынок с сувенирами на космическую тематику: тарелки, чашки, ложки, календари — и детализированные макеты космических аппаратов. Есть на рынке и просто атрибуты традиционного казахского быта, например одеяла и носки из верблюжьей шерсти.


Когда бронировать поездку и какие документы нужны?

Зато документ нужен только один – паспорт. Подойдет как российский, так и заграничный. Главное – потом взять с собой в поездку именно тот документ, на который ЦЭНКИ будет получать разрешения.

Подготовьте и отправьте в турфирму по электронной почте скан первой страницы паспорта и заявку на тур.

Как выбрать турфирму?

С 2017 года аккредитация для турфирм, желающих организовывать туры на Байконур, стала открытой. И сегодня такие экскурсии предлагает большое количество компаний. На что обратить внимание при выборе, чтобы не нарваться на мошенников?


  • Несомненным плюсом будет, если компания не первый год специализируется на организации путешествий на космодром.
  • Остерегайтесь фирм-однодневок, у которых нет офиса.
  • Изучите сайт компании: обратите внимание на наличие лицензии, насколько полно представлена информация об интересующем вас туре.
  • Почитайте отзывы о проведенных турах.
  • Пообщайтесь по телефону с сотрудниками турфирмы, чтобы понять насколько они в теме предстоящего путешествия, насколько подробные и четкие ответы дают на ваши вопросы.

Антон Зоркин

видел всё своими глазами

В мире давно популярны самостоятельные путешествия, но в случае с путешествием в режимный город-космодром единственный правильный вариант — заказать поездку у одной из туристических компаний, которая организует такие поездки, например RocketTrip, «Вежитель», «Агентство космического туризма» и казахстанский оператор Kito Travel (партнёр нашего розыгрыша тура на Байконур).

Байконур — закрытый город, расположенный на территории космодрома. Эту территорию Россия арендует (пока до 2050 года) у Казахстана. Чтобы попасть сюда, нужно разрешение, и отдельные разрешения необходимы для посещения объектов в городе (даже в некоторые музеи вас просто так не пустят).

Разумеется, отдельный допуск нужен, чтобы наблюдать кульминацию всей поездки — запуск ракеты-носителя, которая выводит в космическое пространство аппараты с экипажем или доставляет грузы к Международной космической станции. Наблюдать можно за запуском и пилотируемой миссии, и грузовой ракеты, стоимость таких туров незначительно варьируется (о ценах — ниже). Но покорителей космоса до старта увидеть не удастся: они находятся в режиме полной изоляции.

Всего на космодроме расположено 15 стартовых комплексов для разного типа ракет-носителей и четыре установки для межконтинентальных баллистических ракет, но эти запуски вам, конечно, не покажут.


Фото: страница RocketTrip во «ВКонтакте»

Схема космодрома Байконур


Стоит ли ехать дикарем в космический городок Байконур и сколько это стоит

Для начала предстоит решить вопрос: "Как въехать?". Городок-то режимный, огорожен бетонной стеной с колючей проволокой по всему периметру. Въезд возможен только через контрольно-пропускные пункты при наличии у вас пропуска.

И запомните: в Байконуре нет ни железнодорожного, ни автовокзала. Добираться надо до станции Торетам, от нее город в зоне видимости.

Вариантов получить заветный временный пропуск на посещение всего два. Первый: попросить родственников или друзей, проживающих там, оформить вам в отделе учетной регистрации и пропусков разрешение на въезд в город на несколько дней. Если у вас нет знакомых или родственников, постоянно проживающих в Байконуре, то тут работает второй вариант: вы обращаетесь в турагентство. Их, аккредитованных для работы в этом направлении, совсем немного, но все они имеют сайты в Интернете. Выбираете любое, обращаетесь по указанным контактам и излагаете суть вопроса.

Будьте готовы к тому, что за каждый пропуск, который членам вашей семьи “устроит” турагентство, придется заплатить от тысячи тенге и выше. Но пропуск нужен только совершеннолетним гражданам.

Лайфхак: турагентствам совершенно невыгодно предоставлять вам только такую услугу, как оформление въездных документов, поэтому, разговаривая с оператором, живо интересуйтесь еще и вопросами размещения в гостиницах, организацией питания и экскурсиями. И уже потом переходите к фразе: “Мне нужен только пропуск”. Почему нам стыдно приглашать туристов в Казахстан

Кстати, в самом Байконуре есть Центр услуг населению, на сайте этой организации в окошке для вопросов вы можете обсудить с местным менеджером по туризму всё, что вас интересует.

Вопрос бытовой, насущный

Где жить и поесть и сколько это будет стоить. Если уж вы въехали в Байконур, то разместиться можно либо в гостинице, либо на съемной квартире.

Отели города плохими не назовешь, они часто занимаются размещением иностранных туристов и, как правило, держат марку.

Так что номер вы получите чистый, кондиционер в нем будет (а это важно, так как летом в Байконуре жарко и дуют ветра), душевая кабина или ванная, горячая вода круглосуточно тоже обеспечены. А также еда в номер, Интернет, телевидение, в общем, почти любой каприз за ваши деньги. Вас не будут беспокоить назойливые жрицы любви, желающие заработать. Персонал практически всех говорит на казахском, русском и английском.

Самое дешевое место в местных гостиницах стоит от 1 700 рублей в сутки.

Именно рублей, ибо существует Байконур в условиях аренды Российской Федерацией, соответственно всё в “деревянных”. Смиритесь с тем, что эта валюта нынче дорога, иначе большинство трат в Байконуре покажутся вам “космическими”.


Съемная квартира в сутки обойдется примерно в тысячу рублей, но хозяин жилья не может вам гарантировать безопасность, отсутствие насекомых за плинтусами и в мебели, а также идеальные коммунальные удобства. Практически весь жилищный фонд Байконура – дома возрастом старше 40 лет. И современные требования к квартирам в них, увы, не предъявишь.

Лайфхак: попросите турагентство разместить вас в любом городском общежитии – в отдельной комнате с санузлом и балконом. Это будет дешевле, чем в гостинице, но так же чисто и удобно, и еще одно преимущество – сможете готовить на общей кухне.

Сэкономите хотя бы на завтраках и ужинах, соорудив себе яичницу или сварив сосисок.

Кстати, о еде. Точек общепита в городе много, они нещадно себя пиарят в соцсетях, поэтому разобраться в том, где вы будете столоваться и сколько вам это будет стоить, вы сможете еще дома. Если не хочется переплачивать в ресторане, смело можете в середине дня заказывать в кафешках сторублевые комплексные обеды или сходить, например, на байконурский рынок. В тамошней пивной подают удивительно вкусный плов, а еще на рынке большой выбор свежей самсы из тандыра – с курицей, бараниной и тыквой.

Что посмотреть

Вы ж, собственно, едете не для того, чтобы поесть шашлыка или пожить недельку в общаге. Вам нужны еще и зрелища.

Сразу разочарую часть читателей – индустрия развлечений практически отсутствует. Ни тебе гей-клубов, ни стриптиза, ни луна-парка. Городской парк есть, но внешне он – “обломок цивилизации”. Остатки советской инфраструктуры.

Предупреждаю: Байконур для интеллектуального туриста, помешанного на космической теме или ностальгирующего по СССР.

Здесь тебе и архитектура середины прошлого века, и зеленые зоны, и памятники советской эпохи. Это, кстати, единственный город на карте Казахстана, где сохранились площадь Ленина, памятник Ленину и улица имени Ленина. И население к этому относится серьезно. Я, например, случайно подслушала диалог молодой мамочки, проходившей у памятника Ильичу с дочкой лет двух. "Байконур притягивает туристов со всего мира" - эксперт о казахстанском космическом туризме

– Мама, моти, тютюо!

– Это не чучело, доченька, это памятник дедушке Ленину!

Лайфхак: для начала пойдите в изумительно богатый на экспонаты и экскурсионные программы музей истории Байконура, расположенный в городском Доме культуры.

Насладитесь морем информации о создании космического городка, покорителях Вселенной, памятных местах. Купите карту города и изучайте памятники, улицы, скверы и здания.


Что, мне кажется, важно и поучительно для руководства казахстанских захолустных городков: Байконур удивительно чистый и зеленый город, несмотря на то что находится в пустыне. Ни помоек с рыскающими по ним собаками, ни грязных луж от утечек канализации. Армия дворников с раннего утра чистит детские площадки, подметает во дворах и даже подбеливает бордюры. Если здесь начнут мыть тротуары с мылом, я не удивлюсь.

И еще. Приехав в город, космодром вы не увидите, если нет договора с турагентством на ваше присутствие, скажем, на запуске космического аппарата.

Дикому туристу на космодром, расположенный в 70 километрах от города, не попасть никак.

Ближайшие запуски 2021 года*

  • 30 июня транспортный грузовой космический корабль «Прогресс МС-17» повезёт на МКС научное оборудование.
  • 5 октября планируется запуск пилотируемого корабля Союз МС-19 с тремя космонавтами на борту. Наиболее опытный член экипажа — 49-летний Антон Шкаплеров: в космосе он провёл 533 суток и 5,5 часов (из них в открытом космосе — 14 часов 28 минут).
  • 28 октября планируется запуск грузового космическогокорабля «Прогресс МС-18».

*Расписание космодрома может меняться, старт ракеты может быть отложен даже в день запланированного ранее запуска; все риски, связанные с переносами дат, обговариваются с организатором.


Антон Шкаплеров, лётчик-космонавт (из интервью National Geographic Россия):

«Когда я первый раз попал в космос, жизненная философия поменялась — изменился масштаб понимания каких-то вещей. Сверху многое кажется не таким уж значительным. Старая фраза, но это так: из космоса видно, что на Земле границ нет».



Олег Сысоев, фотограф, наблюдал запуск пилотируемого корабля «Союз МС-15» в 2019 году:

«Весь город как музей. На улицах и в парках стоят памятники академиков и конструкторов, можно даже без гида гуглить (если обзавестись местной симкартой) названия и имена и получить множество знаний про людей, двигатели, узнать множество фактов из истории космонавтики. Сам Байконур, построенный в голой степи, оставляет необычное впечатление. Он как фрагмент советского прошлого, если говорить о быте, зданиях, атмосфере на улицах, и тут же стоят технологичные и впечатляющие стартовые площадки для ракет. Кстати, в программу туров входит и вывоз огромной ракеты-носителя из монтажно-испытательного корпуса с установкой на стартовом комплексе — это зрелище заслуживает внимания не меньше, чем сам запуск. В день старта вы часть времени проводите с космонавтами, смотрите, как они выходят из гостиницы, где в изоляции провели предыдущие две недели. Потом слушаете, как командир корабля делает рапорт государственной комиссии; дальше вас увозят в степь, где на небольшой площадке ждёте главного события. Сам запуск, обратный отсчёт из динамиков, отделение ступеней занимает всего секунд тридцать из всех пяти дней, но этот момент помнишь всю жизнь».

Можно ли пообщаться с космонавтами?

Туристы встречаются с ними в момент выхода из гостиницы. Космонавты, конечно, машут руками, позируют для фото, но их дружелюбие больше направлено на друзей и родных, для которых в толпе провожающих выделены лучшие места.

И, конечно, запрещено прикасаться к космонавтам или пытаться с ними сфотографироваться.

Как устроены туры на Байконур на запуск ракеты

День космонавтики — отличный повод начать планировать путешествие на космодром, где можно не только увидеть запуск ракеты в космос, но и встретиться с астронавтами перед полётом. Как устроены и сколько стоят такие космические туры, читайте в нашем разборе.


Что происходит в день запуска?

Кульминацией тура на Байконур становятся проводы космического корабля. Старт может быть назначен на любое время – и на раннее утро, и на поздний вечер. Туристы проводят на космодроме практически весь день.


В музее воссоздан пункт управления космическими полетами

Космонавты (и основной экипаж, и дублирующий) выходят из гостиницы за 6 часов до старта под музыку «Трава у дома» – это уже традиция. Затем садятся в автобусы и едут на площадку № 254. Там основной экипаж облачается в скафандры. На эту процедуру пускают только самых близких членов семей и руководство. Затем космонавты выходят на плац и сообщают Госкомиссии о готовности к полету и отправляются на стартовую площадку.

За два часа до старта экипаж занимает свои места в корабле, идет проверка всех систем. И, наконец, происходит сам пуск: ракета яркой вспышкой уходит в небо. Через 528 секунд она доберется до орбиты, а дальше ее ждет стыковка с международной космической станцией.

Елена Матвеева сотрудник туристической компании «Вежитель»

«Мне больше нравятся ночные запуски. Они более зрелищные. Во-первых, на Байконуре мощные прожектора, все прекрасно видно. Во-вторых, возникает очень эффектная картинка: темнота озаряется таким мощным светом, которого не бывает даже днем».

Сразу после пуска некоторые туристы пытаются аплодировать. Однако по традициям космодрома этого делать не стоит. Нужно выждать 528 секунд (это самое опасное время в полете), пока корабль успешно выйдет на орбиту. А потом можно и дать волю восторженным чувствам.

Как добраться до Байконура

Если трансфер не входит в организованный тур, все нюансы переезда к космодрому стоит обговорить с организаторами поездки. Варианта три:


Читайте также: