Может ли православный посетить стену плача

Обновлено: 18.05.2024

Поскольку паломнические поездки по святым местам Иерусалима пользуются устойчивым и давним спросом, их программы максимально отлажены, подстроены под запросы верующих и позволяют отрешиться от всех земных забот. В зависимости от расписания церковных праздников и состава группы некоторые элементы иерусалимской программы могут изменяться, сохраняя при этом посещение главных святынь. Для русских богомольцев первым пунктом обычно идёт визит в представительство Русской православной церкви в Израиле — Русскую духовную миссию, где их благословляют на совершение паломничества.

Традиционно участники туров обходят религиозные достопримечательности, связанные с последними земными днями Иисуса Христа. Также обязательно посещение Св. Елеонской горы, где сосредоточено сразу несколько сакральных мест: могилы пророков (Аггея, Малахия и Захария), Гефсиманский сад, гробница Богородицы, русский монастырь Марии Магдалины, церковь Всех наций и церковь Отче наш.

В Старом городе Иерусалима паломники посещают Храмовую гору, Стену Плача, дом Иоакима и Анны (место рождения Девы Марии) и Преторию — место заточения Иисуса.

Остальные ответы думаю власти не запрещают

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

Из ответа священника:

К к кому хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: «Оставляется дом ваш пуст». Но если Бог там не проявляет Своего присутствия и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую. Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Вот не понимаю людей, если Вы верите, верьте до конца, знайте Библию, заповеди наизусть! Ходите как положенно в церковь. Если Вы этого не делаете, зачем напоказ выставлять:" ой, я так сильно верю, хожу в церковь на Пасху". От веры, когда ты ничего не знаешь, ничего не делаешь, нет толка. Я не верю в Бога. Я не хожу в храм, я не держу пост, но я знаю Библию, я знаю правила, я знаю 4 молитвы наизусть. Так верующий человек просто обязан знать и ещё ко всему ещё хотя-бы пару молитв.

" Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе." (Иоанна 4:20-23)

Стоит ли православным плакать у Стены Плача?

Иерусалим

Есть в Иерусалиме великое и страшное место – Храмовая гора. Когда-то здесь возвышался, удивляя весь мир, храм Соломона, теперь сверкает золотом купол Наскальной мечети.
Храмовая гора (она же гора Мориа) находится в юго-восточной части Старого Города, примыкая к его внешней стене. Это святое и памятное для христиан место является одновременно местом поклонения иудеев и третьей по значимости святыней ислама (после Мекки и Медины).

Пыльные камни площади, вечный город Иерусалим внизу. Взгляд с горы упирается в древнее еврейское кладбище, занимающее часть долины Иосафата, где Бог будет судить народы. Внизу слева – огромная площадь, разбивающаяся о Стену Плача. Это западная подпорная стенка горы, на которой стояли когда-то иудейские Первый и Второй храмы, разрушенные сначала вавилонским царем Навуходоносором, а затем римским императором Титом.

По преданию, на только что созданной Богом земле на это место упал первый луч света. Под куполом Наскальной мечети находится Краеугольный камень, который является как бы фундаментом Вселенной. Согласно Библии, здесь был создан первый человек Адам и здесь принес первую жертву Богу Ной после Потопа. Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа. На этот камень позже возложил Авраам сына Исаака, готовясь по призыву Всевышнего принести его в жертву. На него же поставил царь Давид Ковчег Завета, здесь же располагалось Святая Святых Второго храма при царе Соломоне.

Святой царь Давид, создатель единого Царства Израильского и строитель Иерусалима, перенес в свою новую столицу Ковчег Завета и хотел возвести храм, но Господь сказал ему:

«…ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицеем Моим» (1Пар. 22, 8).

Тогда Давид организовал добычу камня для будущего строительства.

Первый Иерусалимский храм был воздвигнут сыном Давида – царем Соломоном. Пригодились захваченные его отцом в войнах и полученные в качестве дани и даров драгоценные металлы, золотые и серебряные сосуды, ливанские кедры и кипарисы. Строительство продолжалось 7 лет и закончилось в 950 году до н. э. Больше трех с половиной веков простоял храм Соломона, став поистине центром жизни евреев, вызывая восхищение у чужестранцев. Многое произошло за эти века – распалось Израильское царство, Иерусалим не раз захватывали язычники, они безжалостно грабили храм, который, впрочем, неизменно восстанавливался. В 597 году до н. э. царь Навуходоносор уничтожил часть утвари и вывез из святилища все ценности. А через 11 лет храм был полностью разрушен вавилонянами.

После возвращения из вавилонского плена евреям по указу персидского царя Кира разрешили восстановить храм. В 516 году до н. э. он был уже освящен. Второй храм оказался скромнее своего предшественника, да и Ковчег Завета был безвозвратно утерян, на его месте находилась лишь мраморная плита.

В 167 году греческий царь Антиох IV, завоевавший Иудею, осквернил храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса. Но вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея выгнало из страны захватчиков и очистило святое место от скверны.

Другой завоеватель Иерусалима, Ирод Великий, решил перестроить и реконструировать Второй храм, в чем преуспел. Площадь Храмовой горы была удвоена за счет строительства двух мощных поддерживающих стен: южной (длиной 280 м) и западной (длиной 485 м) из камней весом до 100 тонн.

Стена плача

Православные не плачут
До наших дней сохранилась одна из подпорных стен, построенных при царе Ироде. Она известна как Стена Плача. В растрескавшиеся от времени швы между каменными блоками евреи и подражающие им туристы кладут записки с просьбами к Богу. К Стене Плача ведет проход через КПП, где досматривают сумки и где еврейские служители предложат вам надеть кипу и заставят снять нательный крестик, что можно считать отречением от Христа. Так что ответ на вопрос: « Стоит ли православным плакать у Стены Плача? » – один: «Не стоит». Со стороны верующих иудеев записки Богу – это форма молитвы. На этот счет есть канонические нормы в Апостольских правилах:

«Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

При дверях
Спустя три века после разрушения Второго храма римский император Флавий Юлиан начал работы по его восстановлению. Есть мнение, что этот гонитель христиан хотел таким образом дискредитировать слова Христа: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2). Но едва начавшуюся стройку объял пожар, а сам император-язычник скоро погиб. Еще через 300 лет Палестину захватил Арабский халифат. С третьим храмом у православных христиан связано пророчество о последних временах. Построенный на месте разрушенной мечети Аль-Акса храм станет местом, где будет коронован антихрист.

Для справки:
Храмовая гора открыта для посещения зимой с 7.30 до 10.30 и с 12.30 до 13.30, летом с 8.00 до 11.00 и с 13.15 до 15.00.
В пятницу и в мусульманские праздники вход разрешен только мусульманам. Посещение Наскального купола и мечети Аль-Акса для «неверных» запрещены.
На КПП у входа все обязаны сдать Библии охранникам: мусульмане не разрешают пронос Книги на гору. В конце экскурсии Библии возвращают

Правила посещения горы
Одежда должна быть скромной, нельзя курить, фотографировать в помещениях, при входе необходимо снимать обувь, женщинам и мужчинам запрещено касаться друг друга, даже супругам.

2 комментария:

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина протоиерей Борис Балашов:
Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет закладывать записку в Стену Плача? Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: «Здесь был Вася!» — сунуть в щель какого-нибудь памятника старины. Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?
Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет. Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа неуверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие. В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В этот храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37–38). Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной Плача — плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.
Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: «Оставляется дом ваш пуст». Но если Бог там не проявляет Своего присутствия и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую. Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.
Иерусалимский храм разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены Плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.
Поэтому если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся

Спасибо, Вам отец Борис за подробное описание стены плача! А подскажите пожалуйста где следует побывать православным христианам на святой земле в Иерусалиме? Мы будем там с двумя детьми.

От Иерусалима земного к Небесному. Часть 2


– Когда в Новом Завете говорится о Писании, речь идет о Завете Ветхом, поскольку Новый Завет еще только составлялся. Когда в Евангелии говорится о храме, речь идет не о храме Гроба Господня, как считают сегодня многие паломники (его не было еще тогда!), а об Иерусалимском храме, который стоял на Храмовой горе.

Иерусалим. Литография Луиса Хаге по рисункам Дэвида Робертса

Иерусалим. Литография Луиса Хаге по рисункам Дэвида Робертса

Епископ Порфирий (Успенский)

Епископ Порфирий (Успенский) Так что для первых учеников Спасителя Ветхий Завет и всё, что было связано с ним на Святой Земле, – это была та реальность, в которой они жили. Поэтому, когда мы хотим посмотреть на Святую Землю теми глазами, которыми смотрели ученики Господа, мы должны хоть в какой-то мере иметь багаж, который был у них, и в первую очередь знание Священного Писания. Знание Ветхого Завета позволяет нам лучше понять Новый Завет как таковой и то, что с ним связано на Святой Земле.

– Святые места, которые мы посещаем, это действительно в точности те самые места евангельских событий? Как их идентифицируют?

Архимандрит Антонин (Капустин)

Архимандрит Антонин (Капустин) – Стремиться к точности – свойство человеческой натуры. Если вы откроете протестантские журналы о Святой Земле, там сказано: «Голгофа и место Вознесения находятся не там, где считают православные и католики, но мы вам точно покажем, где». Независимо от конфессии, человеку интересно знать, «где же это было». И архимандрит Порфирий (Успенский), живший на Святой Земле в 40-е годы XIX века, при описании споров между православными и католиками о месте Преображения Господня вопрошает: «Неужели на одном аршине земли была видна слава Спасителя?! Вся Фаворская гора священна!» Так что, с одной стороны, интересно знать, где именно произошло Преображение вплоть до аршина земли, но с другой – в точности мы этого не знаем. И русское духовенство на Святой Земле это ничуть не смущало.

Архимандрит Антонин (Капустин) устраивает Горненский монастырь вблизи Иерусалима на месте града Иудина, где жили родители Иоанна Предтечи, куда пришла Матерь Божия. Его оспаривает его преемник архимандрит Леонид (Сенцов) и покупает на полпути из Иерусалима в Хеврон другой участок, «Бейт-Захар», со временем утерянный (сейчас там устроена израильская военная база).

Кесария Палестинская

Кесария Палестинская

Мы знаем местонахождение основных городов. Иерусалим находится именно там, где он находился в евангельское время. То же можно сказать о многих больших раскопках, которые проводились в XIX–XX столетиях, например о Кесарии. Это город к северу от нынешнего Тель-Авива, неподалеку от международного израильского аэропорта «Бен-Гурион». Паломники редко посещают Кесарию. А ведь именно отсюда апостолы и Матерь Божия отправлялись в свои путешествия. Здесь находился основной международный порт иродовой, а потом римской и византийской Палестины. Апостол Павел в Кесарии провел два года, будучи заключенным в тюрьму. В Кесарии находился дворец Понтия Пилата. Так что это место было непосредственно связано с евангельскими событиями и с последующей церковной историей на Святой Земле. Первенствующая кафедра на Святой Земле – Иерусалим, Иерусалимский архиерей является патриархом, Иерусалимский Патриархат – один из пяти древнейших в Православной Церкви. Но до Халкидонского собора (V век) главная кафедра находилась в Кесарии, и Иерусалимский епископ подчинялся Кесарийскому митрополиту. Почему? Это был реальный центр области. Немало удивительных людей византийского времени жило в этих местах. Отсюда происходил византийский историк Прокопий, автор «Церковной истории» Евсевий был Кесарийским архиереем.

Как идентифицируют святые места? Есть два способа. Первый – местное предание. Когда это предание восходит ко времени события, можно сказать, что оно надежно. Если оно новое, то есть сомнения. Что значит «новое»? В XII веке на Святой Земле правили крестоносцы, которые расспрашивали местное население о том, где что находилось. Естественно, информация местных жителей, не имеющих отношения к тому, что было в I веке, «отредактирована» их собственной, мусульманской традицией. Францисканские археологи, проводившие раскопки мест ранних иудео-христианских собраний, исходили из того, что если христиане продолжают собираться в Капернауме в первые века, то возможно, это место восходит к апостольскому времени. Нередко бывало, что византийский христианский храм, как в Назарете или Табхе, строился на месте иудео-христианской синагоги евангельской эпохи.

Интерьер базилики в Табхе

Интерьер базилики в Табхе

Византийская мозаика в базилике в Табхе

Византийская мозаика в базилике в Табхе

Второй способ – научное исследование. Этому методу следовала императрица Елена, мать императора Константина. Но мы знаем, что зачастую у одного ученого одна концепция, у другого – другая, и можно представить, что в IV веке ситуация была не лучше. Поэтому необходимо сочетать живую традицию с научными исследованиями. Тогда понимаешь, что Крестный путь в Иерусалиме имел этот вектор, но расположение улиц и места домов были иными, потому что план нынешнего Иерусалима мало походит на план Иерусалима евангельского.

В 70 году был разрушен Иерусалимский храм. Последняя его перестройка до разрушения относится ко времени Ирода Великого (который называется, как и многие правители, Великим за свою колоссальную строительную деятельность, а вовсе не за моральные качества). От иродовой перестройки сохранилась часть западной стены, в народной традиции – «Стена плача», которая примерно с XVII столетия воспринимается как главная иудейская святыня Иерусалима. Для православных «Стена плача» интересна тем, что это одно из немногих рукотворных мест в Иерусалиме, которые видел Своими глазами Господь.

По сохранившейся стене храма можно судить о масштабах города евангельского времени: если стена построена из таких гигантских многотонных камней, сколь величественным был Иерусалим!

– Действительно, «Стена плача» сегодня представляет интерес и для иудеев, и для христиан. Не вступает ли, на ваш взгляд, в противоречие с нашей верой посещение тех святых мест, которые сейчас принадлежат иудеям или мусульманам?

– Это серьезный вопрос, на который однозначного ответа нет. Для нас было бы замечательно, чтобы вся Святая Земля была исключительно православным местом. Точно так же многие иудеи предпочли бы, чтобы там никого не было, кроме них. И мусульмане – тоже. Вспоминаю слова нашего водителя-мусульманина: «Ты представляешь, что они затеяли?! Синагогу в Старом городе строить!» Переспрашиваю: «Так там же евреи живут?!» А он: «Пусть строят, где хотят, хоть в Америке, но ведь Иерусалим – наше святое мусульманское место!»

На Святой Земле всегда жили разные народы, исповедовавшие разные веры. Святая Земля была мостом, который связывал сверхдержавы древности – Египет, Сирию, Месопотамию. Через этот узкий перешеек шли толпы переселенцев, кто-то здесь задерживался. Поэтому невозможны были ни мирная обстановка, ни мононациональное государство. Вот мы и сталкиваемся с ситуацией, что те места, которые для нас важны, нередко принадлежат инославным или представителям других религий, которые их тоже почитают как свои святые места или даже устроили в них свои дома молитвы. Как нам к этому относиться? Пожалуй, самым ярким для меня примером является место, которое я очень люблю, – гробницы праотцев в Хевроне.

Царь Ирод построил еще в I веке гигантский «τέμενος» над местом погребения праотцев. Именно там похоронены Авраам, Исаак, Иаков, их жены. Рядом археологи раскопали ту часть Хеврона, где был город во времена Авраама: можно подойти к вратам, опереться на камень, на который опирался Авраам, отряхивая пыль со своих сандалий, когда почти четыре тысячелетия назад входил в Хеврон. Это самое начало не просто библейской истории, а единобожия на историческом этапе. В византийское время там стоял храм, при крестоносцах тоже. И в XIX столетии туда заходили русские паломники. Сейчас Хеврон – место радикального исламского города и сурового иудейского поселения. Махпела, гробница праотцев, поделена между иудеями и мусульманами. Стоит ли посещать ее? Несомненно. Но можно ли привести в Хеврон группу паломников? Технически это мало реально.

Место Иерусалимского храма – Храмовая гора – сегодня является важнейшей мусульманской святыней в Иерусалиме. Туда нельзя попасть ни с каким предметом, который используется при общественном христианском или иудейском богослужении. Ты можешь идти туда с нательным крестом, но с большим крестом туда не попасть. Ни иконы, ни Библию, ни Тору туда не пронести, потому что мусульмане боятся, что будет отслужен молебен или совершена иудейская молитва. Значит ли это, что нам туда не нужно идти? Ведь это место храма, где был Господь! Когда мы читаем в Библии о храме, который построил Соломон, то это храм, который стоял на Храмовой горе. Когда мы говорим, что храм был разрушен и древние евреи уведены в вавилонский плен, речь об этом же храме. Когда через 70 лет после вавилонского плена евреи вернулись на Святую Землю и восстановили храм, речь идет снова об этом храме. И Святая святых находилась там, и Введение Божией Матери во храм, и события Сретения тоже происходили там, и храмовая «завеса раздрася» во время Распятия Господа именно в Иерусалимском храме на Храмовой горе. Так что, на мой взгляд, посетить Храмовую гору стоит.

Русские паломники на Храмовой горе. Фото из книги А.А. Дмитриевского «Праздники Святой Земли» (М.; СПб., 2013. С. 63)

Русские паломники на Храмовой горе. Фото из книги А.А. Дмитриевского «Праздники Святой Земли» (М.; СПб., 2013. С. 63)

Немало святых для нас мест принадлежат католикам. Старые гефсиманские оливковые деревья находятся на католической территории. Тем не менее мы посещаем это место, ведь там молился и был арестован Господь, оттуда Он начал Свой Крестный путь.

Советы паломникам по Святым местам

– Вы много лет водите паломников по Святой Земле. Что бы вы посоветовали посетить из того, что обычно остается за рамками программ паломнических агентств?

– Пока человек живет в Иерусалиме, ему есть смысл посетить то, что находится недалеко от Иерусалима: заехать в лавру Саввы Освященного, посетить монастыри в ущелье Вади-Кельт, раскопки монастыря Евфимия Великого – учителя преподобного Саввы, обители Харитона Исповедника, Григория Хозевита, монастырь Мартирия, патриарха Иерусалимского.

Стоит погулять и по природным заповедникам: Эйн-Геди на берегах Мертвого моря – настоящий оазис в пустыне, связанный с библейскими событиями (там скрывался от царя Саула Давид, бывал Соломон), Неот Кедумим – заповедник библейских растений, Иерусалимский зоопарк библейских животных, природный заповедник Баниас на Голанах (место исповедания апостола Петра, здесь находятся истоки Иордана и можно увидеть зайчиков – «шафанов», которые упоминаются в псалмах).

Олени на склоне горы Кармель. Фото: Итамар Гринберг

Олени на склоне горы Кармель. Фото: Итамар Гринберг

Природный заповедник Хула (Парк «Агмон а-Хула»)

Природный заповедник Хула (Парк «Агмон а-Хула»)

Посетите и музеи: в самом Иерусалиме «Башню Давида» вблизи Яффских ворот – музей истории Иерусалима, простой, но хорошо сделанный; из него замечательный вид и на весь Старый город, и на западный Иерусалим. Музей Израиля интересен своей археологической экспозицией. Всё, что выкопано на Святой Земле во второй половине XX века, по большей части представлено там, в том числе христианские находки. Археологические находки первой половины XX века выставлены в Музее Рокфеллера вблизи Старого города. За пределами Иерусалима по пути в Иерихон не пропустите Музей мозаик, где собраны мозаики из Иудеи, Самарии и Газы.

Из археологических раскопок я бы советовал посмотреть те, что ведутся израильским христианским археологом Яной Чехановец на парковке Гевати в Иерусалиме, где представлены все пласты истории города от библейских до римских времен, византийского и раннеарабского периода. А из мест, уже раскопанных, – Кесарию, Иерихон, Кумран, Иппос и Скифополь. Иерихон (помните выражение «трубить, как труба иерихонская»?) – древнейший город на Ближнем Востоке, где впервые перешли к земледельческому образу жизни. Он был разрушен древними евреями после перехода через Иордан. В Кумране в середине XX века была найдена древнейшая библиотека евангельского времени, «рукописи Мертвого моря», датируемые II веком до н.э. – I веком н.э. В кодексах представлены тексты ветхозаветные и «кумранские», связанные с общиной ессеев (к которой на каком-то этапе принадлежал Иоанн Креститель). Сегодня «рукописи Мертвого моря» хранятся в одном из иерусалимских музеев, около «Музея Израиля», а пещеры, где рукописи были найдены, доступны для обозрения.

Из галилейских мест значителен византийский город Иппос, на иврите – Сусита, раскопанный в XX столетии. Этот греческий языческий город, один из городов евангельского Десятиградия, находился в стране Гадаринской. Возможно, оттуда происходили люди, державшие свиней, в которых вселились бесы. До нашего времени сохранился акрополь и несколько византийских храмов. Епископ Иппоса Палестинского участвовал в I Вселенском Соборе. Ты входишь в городские ворота, идешь по дороге и видишь то, что видел этот епископ, направляясь на Собор, проходивший в присутствии Константина Великого. Сохранились основания престолов византийских храмов, некоторые из них с ковчежцами для мощей. Несколько лет назад был раскопан античный театр на склоне холма. На закате замечателен вид оттуда на Фаворскую гору и всё Галилейское озеро. Стоит посетить также и Скифополис, или Бейт-Шеан, один из крупнейших археологических парков в Израиле, древнееврейский, а затем языческий античный и, позже, византийский христианский город. На стенах этого города был некогда повешен царь Саул, и Давид приходил его снимать.


Скифополис, или Бейт-Шеан

Скифополис, или Бейт-Шеан

И совершенно замечательно во время паломничества обращать внимание не только на рукотворные места, но и на нерукотворные: когда мы оказываемся в Иудейской пустыне, вблизи места Крещения Господня или на берегу Галилейского озера, мы видим то, что видел Господь и Его ученики. Галилейское озеро не изменилось, две тысячи лет – небольшой срок. Холмы вокруг – это те холмы, которые тогда уже были, и голубое небо – это то небо, которое видели Господь и Его ученики.

Очень удивляет многих паломников и меня потрясло в свое время: Святая Земля –небольшая провинциальная страна, масштаб Святой Земли – масштаб Московской области. При этом все евангельские события произошли именно здесь. Царь мира родился в таких простых, невеликих местах!

– Отец Александр, что Святая Земля, жизнь на Святой Земле для вас?

– Когда я впервые оказался на Святой Земле в 1993 году, меня поразило, что те города, которые я воспринимал по Священному Писанию как места древних, давно минувших событий, – это реальные города, где люди живут и сегодня. Ты едешь по Галилейской дороге в сторону Фавора и видишь указатель на селение Наин. И понимаешь, что вот так же Господь шел по этой дороге и так же под горой находилось селение, через которое пролегал Его путь. Пусть сейчас это селение мусульманское, но всё равно жизнь продолжается. На Святой Земле уживаются самые разные люди. Когда ты спускаешься из Иерусалима в сторону Мертвого моря, едешь через бедуинские деревни, с левой стороны от дороги находится израильское поселение, где половина жителей – франкоязычные евреи. Позади виднеется колокольня русского православного монастыря, рядом с которым высится колокольня лютеранской церкви. А в стороне – Иерусалимский университет, первую лекцию в котором прочел Альберт Эйнштейн. Так что на одном клочке земли соседствуют бедуины, русская церковь, франкоговорящие евреи, немцы, израильские ученые. Все эти люди живут вместе, и удивительно не то, что в такой ситуации есть конфликты, а то, что столь разные общины в принципе могут более-менее мирно жить.

Иерусалим земной

Иерусалим земной

Однажды я ехал в гости к друзьям, которые живут в старом городе, опаздывал и объяснял им по телефону, что сейчас проезжаю мимо Гефсимании, припаркуюсь на Сионской горе и скоро приду. Это действительно было изложением моего маршрута. Потом я положил трубку и подумал: невероятно, здесь Господь молился перед Своими страданиями, здесь возвышались стены Иерусалима… Вот уже более десяти лет я на Святой Земле, но ощущение радости не проходит!

– Что бы вы пожелали паломникам, которые собираются на Святую Землю?

– Пусть паломничество, которое мы совершаем в Иерусалим земной, станет частью паломничества, которое все мы совершаем в Иерусалим Небесный.

Иерусалим Небесный

Иерусалим Небесный

П усть оно будет не просто посещением новой страны, замечательной, солнечной и интересной, но частью нашего пути к Господу.

С диаконом Александром Занемонцем
беседовала Александра Никифорова
Фото диакона Александра Занемонца, Александры Никифоровой, а также из открытых интернет-источников.

Стену Плача в Иерусалиме перед Песахом очистят от записок, а летом укрепят кладку

В Израиле полным ходом идет подготовка к встрече праздника Песах (иудейской Пасхи), знаменующего исход библейских евреев из Египта под предводительством Моисея. В Иерусалиме раввин Стены Плача ("Котель Маарави") Шмуэль Рабинович с помощниками начали очищать святыню от записок, оставляемых верующими между камнями. Как сообщило сегодня местное радио, им нужно успеть до начала Шаббата (еврейской священной Субботы), поскольку в этом году Песах начинается в первый день еврейской недели, то есть в субботу вечером, сообщает ИТАР-ТАСС.

Эта процедура проводится перед Песахом раз в два года для того, чтобы освободить место для новых прошений, оставляемых в щелях каменной кладки десятками тысяч паломников. Считается, что такой клочок бумаги с мольбами к Всевышнему обладает особой значимостью, поэтому собранные записки нельзя выбрасывать. Их захоронят на ближайшем кладбище.

Сама Западная стена (Стена Плача) разрушенного римлянами храма, по мнению Рабиновича, нуждается в срочном ремонте. Раввин отмечает, что, хотя каменные блоки крепки, как и 2 тыс. лет назад, время и стихия серьезно разрушили соединительный раствор, поэтому есть вероятность выпадения камней из кладки.

Последний раз эти стены ремонтировались еще в ХIХ веке, однако в Управлении древностей не видят непосредственной угрозы разрушения "Котель Маарави" и подчеркивают, что повреждение кладки не угрожает посетителям. Тем не менее, летом здесь предполагается провести реставрационные работы.

В связи с этим муфтий Иерусалима Мухаммед Хусейн уже выразил протест. По его словам, главная еврейская святыня является частью исторического комплекса мечети Аль-Акса, принадлежащего мусульманам, и любые израильские акции в этой зоне будут рассматриваться палестинцами как проявление агрессии. Год назад попытки израильтян построить в районе Западной стены новый пешеходный мост на Храмовую гору вызвали бурный протест в исламском мире и привели к беспорядкам в Восточном Иерусалиме.

У Стены плача от австрийских епископов потребовали снять кресты

В Израиле случился дипломатический скандал: раввин Стены плача Шмуэль Рабинович заявил, что не пропустит делегацию австрийских епископов к еврейской святыне до тех пор, пока они не снимут кресты. Епископы отказались, и были вынуждены смотреть на Стену плача издалека, а запланированная ранее встреча австрийской делегации священнослужителей с раввином Стены плача Шмуэлем Рабиновичем была отменена.

Делегация австрийских епископов отправилась в Израиль, чтобы принять участие в теологической конференции в Назарете. Епископы также посетили Вифлеем и Мемориальный комплекс памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем».

Именно во время осмотра еврейских святынь австрийской делегацией, сопровождаемой новым послом Австрии в Израиле Михелем Ранди, произошел неприятный инцидент.

«Попросить у епископов снят кресты — это все равно, что потребовать от раввинов сбрить бороды. Это вовсе не обязательно», — корректно выразил свое возмущение представитель Австрии и добавил, что, несмотря ни на что, епископы довольны своим израильским визитом.

В свою очередь, Раввин Стены плача Шмуэль Рабинович заявил о своем возмущении, вызванном облачением австрийских церковнослужителей: «В таком виде подходить к Стене плача просто недопустимо. Я им сказал, что Папа Римский, подходя к Стене, спрятал крест. Стена плача открыта для исповедующих все религии, но это не дает им право оскорблять чувства евреев. Это то же самое, как если бы еврей зашел в церковь в талесе и филактериях».

Не всё свято, что со Святой Земли

«Руссо туристо облико морале», – сказал в свое время герой «Бриллиантовой руки», характеризуя моральный облик русского туриста. Времена поменялись, облик тоже, и сейчас наши соотечественники свободно разъезжают по всему миру.



Разъезжают и привозят многочисленные сувениры. И если сувенирного Будду или Хотея (божок богатства и удачи) возьмут еще, слава Богу, не все, то вот с сувенирами из Иерусалима всё гораздо сложнее. «Ведь это же со Святой Земли», – говорят они и уверенно привозят с собой красные нитки, всевозможные обереги и явно оккультные талисманы. Однако же не всё то свято, что географически находится на Святой Земле.

«Красная нить»

Это, пожалуй, самый распространённый артефакт, который привозят из Израиля. Да и не только из него – многие носят нашу, «отечественную» ниточку. Уже писал об этом, но всё же надо вкратце повторить.

Красная нить не имеет никакого отношения к христианству. Это каббалистический символ. А каббала – это эзотерическое теософское учение, своими корнями восходящее к иудаизму, постепенно выродившееся в набор оккультных практик и магических обрядов. Вспомните евангельское вопрошание к Спасителю: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» ( Мк. 11, 28 ). Те, кто носят красную нить и ожидают от нее чудодейственного эффекта, обращаются за помощью к самым что ни на есть настоящим бесовским силам.

Обычно людям, заходящим в храм с красной ниткой (именно «заходящим», так как прихожане знают, что это такое), всегда говорю, что они носят на руке маленького чертенка, а не помощь и защиту. Ведь если нить – это каббалистический символ, то и ношение ее – это часть каббалистического ритуала.

Кстати, к таинствам не допускаю с красной нитью. Сначала снимаем и выбрасываем, потом каемся в этом и только после этого поговорим об участии человека в таинствах Церкви.

Плакать у Стены Плача?

Многие подают записку у Стены Плача в Иерусалиме. Стена Плача – это то, что осталось от величественного Иерусалимского храма, под своды которого ступил Сам Господь. Для евреев это один из национальных символов, место скорби и молитвы. Возникает вопрос: можно ли молиться у Стены Плача или оставлять в ней свои записки?

Сразу скажу, что я не против самого посещения этого места. Это одно из древнейших мест в Иерусалиме, и православный христианин вполне может там побывать и посмотреть на часть древней истории. Тем более, Спаситель был в Иерусалимском храме!

«Православному запрещено молиться с иноверцами»

Что касается молитвы, то православному запрещено молиться с иноверцами. Поэтому если Вам предложат одеть кипу и что-то ритмично почитать у Стены, то делать этого не надо.

Теперь о записках. На мой взгляд, подача записок – это тоже форма молитвы, а как уже было сказано выше, молиться с иноверцами мы не можем. Для многих подача записок – это всего лишь ритуал, своего рода место, где можно «загадать желание». От этого вообще нет никакого смысла.

Подведем итог: плакать у Стены Плача православному не надо, равно как и подавать туда записки. И совет: если хотите, подайте записку о здравии и упокоении в православный храм. Там священник помолится за Вас на богослужении и, быть может, Господь исполнит Вашу просьбу.

«Рука Мариам»

У этого амулета есть много названий и множество форм. Его называют «Рукой Мариам» или «Рукой Фатимы», «Божией рукой» или «Божией ладонью», а по-арабски «хамса». Изображают его тоже по-разному, даже с попыткой замаскироваться под православие – например, с иконой в центре.

Но как бы эта вещь ни называлась, она всё равно остается именно амулетом, «защищающим» от сглаза и порчи. Напомню, что православные люди не верят ни в то, ни в другое. И даже если махнуть на это рукой, то ладонь всё равно однозначно остается иудейским и мусульманским символом, а никак не христианским.

Такого рода «сувениры» люди привозят со Святой Земли, вешают у себя дома, с удовольствием носят. Через некоторое время начинают жаловаться в храме: «Батюшка, что-то в жизни не то». А как может быть «то», если сами пустили в нее бесов?

Наверное, неисчерпаема эта тема, равно как и неисчерпаемо количество современных суеверий и странных традиций. Совершенно отдельной темой являются «сувениры» с Востока, откуда люди привозят огромное количество идолов и прочего. Но об этом в следующий раз.

Стена Плача

Не предосудительно ли православному христианину подходить к остаткам храмового комплекса в Иерусалиме, называемым Стеной плача, прикасаться к ним, молится рядом, оставлять в расщелинах записки.
Не вижу препятствий в том, чтобы проявлять туристический интерес к Стене Плача, равно к античным капищам Рима, мечетям, или католическим базиликам, если только они не будут искушением в вере.
Что же касается религиозного почитания, то здесь следует выделить ряд ключевых моментов.
Во-первых, для христиан, стена на западном склоне Храмовой Горы ни какая вовсе не стена плача, ибо с разрушением Храма ни чего не потеряли. Наш храм – это Тело Христово, разрушенный две тысячи лет назад и в три дня воздвигнутый (Ин. 2:19), бессмертный организм, членами которого становимся через Крещение и в таинстве святого Причастия.
В тоже время, стена эта служит напоминанием о Храме построенном и посвященном Единому Истинному Богу. Напрашивается вопрос: если почитаем Ветхий Завет, и даже используем его тексты в литургических богослужениях, то не надлежало ли нам чтить его зримые атрибуты?
Исповедовать Ветхий Завет по-иудейски, значит отрицать продолжение библейской истории во Христе, исповедать Ветхозаветное Писание по-христиански значит видеть во Христе его исполнение. Таково же должно быть наше отношение к Храму, а равно и другим библейским артефактам, например Мамврийскому дубу, а тем паче, земле, предметам и сооружениям непосредственно связанные с земной жизнью Спасителя, к числу которых, в числе прочих, относится и Храм, о нём же сказано Христом: «дом Мой» (Мф. 21:13). Но уже тогда он перестал быть домом молитвы, но вертепом разбойников, о чём засвидетельствовал сам Господь.
Что же теперь? Теперь, полагаю, нам позволительно, а быть может и необходимо почитать оставленную Божьим проведением стену как место некогда особой благодати Божьей, но не можем видеть в разрушенном Храме – храм, то есть место посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. И не только потому, что он разрушен и осквернен, ибо и православные церкви подвергались осквернению, а потому что: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
Какова разница между разрушенной, поруганной в годы лихолетья православной церковью и разрушенным Храмом Иерусалима? Та же, что между спящим человеком и трупом. И хотя тело даже мёртвого человека все же есть храм Божий, и потому почитается, но лишь с тем, что вернётся в него дух и оживит тело.
Благодать Божья, покинувшая Храм, не газ и не электромагнитные волны… Храм молитвой живёт, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Посему порушенные православные церкви, в которых прекратилась литургическая жизнь как бы уснули, но не оторвались от источника жизни в людях сохранивших веру и в предназначении своем: быть местом поклонения Истинному и Единому Богу. Литургическая жизнь в иерусалимском Храме, если бы и была возможна ныне, то только как если бы языческое капище освятили, что было повсеместно в первые века, и дали жизнь тому, что не имело жизни, ибо иудеи, тем, что не приняли Христа, не только не вошли в лоно Нового Завета, но и отреклись от веры времён Ирода и Соломона, Авраама и Моисея.
Для чего же «предназначен» ныне Храм сей, если восстановлен будет? Для того чтобы воссел в нём антихрист и все народы поклонились ему (2 Фес. 2:4), (Откр. 13:8).
Впрочем, «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Не следует спешить к Храмовой Горе с тем, чтобы молиться, но и не следует отказываться от молитвы, где бы человек не находился. Пусть будет так, как Бог на душу положит и если останки Стены напомнили человеку о Христе и побудили его на молитву, не вижу в той молитве ни чего недостойного. Вместе с тем, вкладывать прошения в Стену есть обычай иудейский, а отчасти соседствует с языческими и магическими представлениями, чего следует избегать.

А.Н. Миронов. 2014 г.

© Copyright: Андрей Николаевич Миронов, 2014
Свидетельство о публикации №214081701228

Грех ли класть записку в стену плача в Иерусалиме?

Добрый день! Это совершенно бессмысленное занятие: мы имеем возможность обращаться к Богу в молитве напрямую, записки - вещь ненужная и лишняя. Это иудейская традиция, связанная с тем, что иудеи могли совершать богослужения только в Иерусалимском Храме. Храм был разрушен, от него осталась западная стена - стена плача - и вот иудеи приходят туда. Для православного же человека это, повторюсь, совершенно бессмысленно. Не пренебрегайте молитвами и обращайтесь к Богу через них.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Читайте также: