Место казахстана в международном сопоставлении стран мира урок 5

Обновлено: 18.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятие о месте Казахстана в мировом хозяйстве, показать его значение в мире.в, используя стратегии критического мышления и ИКТ.

Просмотр содержимого документа
««Место Казахстана в мировом хозяйстве» 10 класс»

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №4»


Открытый урок

«Место Казахстана в мировом хозяйстве»

Учитель географии: Сарыбаева Айнур Канатовна

Тема: «Место Казахстана в мировом хозяйстве»

Цель: Сформировать понятие о месте Казахстана в мировом хозяйстве, показать его значение в мире.

1) Развитие познавательной активности учащихся.

2) Расширение кругозора учащихся.

3) Развить умения учащихся принимать решения самостоятельно и группой.

Организация: групповая работа.

Форма проведения: открытый урок

Содержание урока:

1. Организационный момент.(2 мин.)

2. Презентация учащихся (опережающее д.з.) (8 мин.)

3. Изучение нового материала. (10 мин.)

4. Физминутка. (1 мин.)

5. Закрепление новой темы в виде игры (20 мин.)

«Интеллектуальное казино».

6. Подведение итогов. (2 мин.)

7. Рефлексия (2 мин.)

Организационный момент.

Презентация учащихся (опережающее д.з.) (8 мин.)

А сейчас давайте послушаем, учащихся которые приготовили презентацию опережающее д.з. по теме : « Место Казахстана в мировом хозяйстве».

Изучение нового материала. (10 мин.)

После распада СССР нарушились традиционные хозяйственные связи. Остановка многих предприятий привели страну к безработице. Уменьшение темпов производства в год достигало 15-20%. Казахстан оказался на 92 месте.

1997 году экономика страны вновь стала подниматься, начали возрождаться промышленные центры, составляющие мощную базу ведущих отраслей экономики.



Доля нефтяной промышленности Казахстана составляет – 85%.

Казахстан занимает 2-место в СНГ по добыче нефти.

По запасам находится на 11-месте в мире.

В стране разведано более 220 месторождений нефти и газа.



По добыче угля Казахстан находится в первой десятке стран – мировых производителей угля.

В 2000 г. в стране добыто около 75 млн. т. угля.

Это составляет 2 % мировой добычи угля.


Основа черной металлургии составляет Костанайский железнорудный бассейн. Здесь находится 85% разведанных запасов железных руд Казахстана.

По производству стали на 11 месте в мире



В Казахстане достаточно мощных энергетических источников, лишь южной области вынуждены получать электроэнергию из-за рубежа.



По запасам марганцевых руд Казахстан занимает третье место после ЮАР и Украины, а его добыче – седьмое место в мире.



В Казахстане 28 крупных предприятии цветной металлургии, которые производят 70 элементов входящих в таблицу Менделеева. Из 23 редких элементов в мире Казахстан дает 17 (по производству бериллия, осмия, рения находится в первой пятерке мира).



Страна располагает огромными месторождениями сырья для химической промышленности. По качеству и объемам запасав сырья Каратауский фосфоритный бассейн относится к крупнейшим месторождениям мира (США, Тунис, Марокко)

16% промышленной продукции дает отрасль машиностроения, которая сосредоточена на 379 предприятия. По сравнению с развитыми странами, машиностроение значительно отстает.



Агропромышленный комплекс. Растениеводство считается крупной и важной отрасли аграрного сектора РК.

70% ВВП приходится на растениеводства.

По экспорту зерновых РК входит в первую десятку мира. Основные отрасли животноводства: овцеводство и КРС.


Первое автомобильное предприятие возникло 1925 году.

В период с 1991 по 2000 г. количество грузовых автомобилей сократилось на 50%, количество легкового транспорта увеличилось на 20%.




Велико значение железного транспорта для экономики Казахстана.

Общая протяженность железных дорог около 14 тыс. км.



Морской транспорт. Крупнейший в Республике морской торговый порт находится в Актау. Он обеспечивает транспортировку грузов в Иран, Азербайджан, Россию, Туркменистан.


1913 году один из первых нефтепроводов протяженностью 154 км. был Доссор – Ракуша и Каспий. 1935 году Атырау – Орск (710 км.).

Транспортировка газа началась 60 годы в ЗК. Через этот регион проходят четыре линии газопроводной системы Центральной Азии.

А ЮКО берет газ в Бухарской области (Узбекистан).

Интересное по миру:

Рекордсмен по производству электроэнергии на душу населения в мире является Норвегия.

За всю историю человечество на земле было добыта 130 тыс. тон золота. Крупнейшие: ЮАР, Австралия, США.

Самый крупный аэропорт в мире Хитроу в Лондоне

Продукция Шымкентского завода по изготовлению станков пресс – автоматов экспортируется в 40 стран мира.

4. Физминутка. (1 мин.) А теперь немножко отдохнем видео (Слайд 13).

5. Закрепление новой темы в виде игры (20 мин.)

Правила игры: необходимо закончить пословицу. Ответ должен быть на 3-х языках. За каждый перевод по 1 баллу.

Готовы? Тогда начинаем нашу игру.

Знает всякий: стар и молод,

Что на карте точка – … (Город, қала, city)

Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он больщим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

(Остров, арал, island)

Я широка, я глубока,

Я отражаю облака,

Держу я путь издалека –

(Река, өзен, river)

Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век

Даже самым жарким летом

На её вершине снег!

(Гора, тау, mountain )

Там, где много вьюг.

(Юг, оңтүстік, south)

Кругом вода, а с питьем беда.

7. Лежал, лежал, да и в речку побежал. (Снег, қар, snow )

8. За окном стоит стеной

Лес, но только водяной. (Дождь, жаңбыр, rain)

9. Эти суперводоёмы

Все на глобусе найдём мы,

Потому что в целом мире

Их немного - лишь четыре! (океан, мұхит, ocean )

10. Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном. (карта, карта, map )

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 2-тура.

- 2 участника, которые набрали наименьшее количество баллов выбывают из игры.

3-Тур "Мозговой штурм"

Правила игры: Игроки по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей. При правильном ответе игрок получает балл в соответствии с ценой, при неправильном — ход переходит к другому участнику.

Материки и океаны:

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 3-го тура.

- 2 участника, которые набрали наименьшее количество баллов, выбывают из игры.

4-Тур "Живой вопрос"

Правила игры: Участники отвечают на видео вопросы. За правильный ответ 5 баллов.

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 4-тура.

- 1 участник, который набрал наименьшее количество баллов, выбывает из игры.

Правила игры: 2 оставшихся игрока отвечают на вопросы. За 30 секунд надо ответить

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 5-тура.

- 1 участник, который набрал наименьшее количество баллов выбывает из игры.

Вывод. Подведение итогов урока.

Пока учащиеся заполняют лист самоконтроля, жюри подсчитывает жетоны заработанные командами во время игры. (играет музыка шум прибоя)

Жюри объявляет итоги:

а) I-место заняла команда _______________

Открытый урок истории Казахстана Тема:«Казахстан и его место в мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

16 декабря мы отмечаем День Независимый Казахстан. Казахстан - молодое независимое государство. Со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок истории Казахстана Тема:«Казахстан и его место в мире»»

Тема урока: «Казахстан и его место в мире»

Цель урока: Определить роль и место страны в мировом сообществе.

Задачи:

Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране, ее место в мире, проектирование своего будущего и государства.
Воспитательная: Воспитание сознания причастности и ответственности к судьбе своей страны, патриотизма и самостоятельности суждений.
Развивающая: Развитие умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.

Тип урока: Применение знаний, умений, навыков учащихся.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: использование ИКТ, демонстрационный материал, высказывания.

Ход урока 1. Организация начало урока. Вступительное слово учителя. Психологический настрой

16 декабря мы отмечаем День Независимый Казахстан. Казахстан - молодое независимое государство. Со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего. В Казахстане вместо бывшей социально-экономической системы формируется новая демократическая общественная система. Благодаря политической стабильности внутри страны, признанию и поддержке мирового сообщества Казахстан, несмотря на трудности, переживаемые страной, укрепил свою независимость.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Н. А. Назарбаева «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце»

Разминка:

1.Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

2.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

3.Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

4.Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.

Озвучиваем и раскрываем понятия.

Учитель: Представьте, что вы участники молодежного форума. В течение недели вы общались с молодыми людьми из разных стран, подружились, но многие мало знают о вашей стране.

Задание: Как и о чем вы расскажете, о своей стране (в своем выступлении вы должны охарактеризовать географическое, экономическое, политическое и культурное развитие страны)

Учитель: В начале урока мы сказали, что в Казахстане со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего.

Работа в группах: Обсудите в группах и выберите 5 наиболее значимых на ваш взгляд событий и обоснуйте ваш выбор.

Значимые события, произошедшие в Казахстане за

24 лет независимости

Обретение суверенитета и независимости.

Принятие стратегии развития «Казахстан-2030»

Принятие Конституций независимого Казахстана.

Вступление Казахстана в ООН.

Принятие символов независимого Казахстана.

Введение национальной валюты.

Первые всенародные выборы

Принятие «Закона о языках».

Закрытие Семипалатинского ядерного полигона.

Перенос столицы в г.Акмола

Сегодня в разговорах, на страницах печати мы слышим слово «кризис». Весь мир переживает такое явление, как экономический кризис. С распадом в 1991 году развалилась административно-командная система и плановая экономика. При этой системе экономика страны постоянно переживала кризисы. В связи с переходом к рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом.

Вопрос: В чем его сущность? Как вы понимаете это слово, что такое кризис?

Экономический кризис характеризуется падением производства, происходящим в значительных масштабах.

Дефицит, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.).

Учитель: В обществе циркулируют разные мнения о роли кризиса. Н. А. Назарбаев придерживается мнения: «Преодоления кризиса — это возможность обновления. Для Казахстана это возможность дальнейшего совершенствования и укрепления молодого государства. Кризис — не только негативное явление в экономике, но и шанс, который следует использовать с наибольшим коэффициентом полезного действия. Целеустремленный, не боящийся труда человек и во время кризиса может сделать не только для себя, но и для окружающих».

Немало политологов рисовали Казахстану печальную судьбу и в целом ставили под сомнением жизнеспособность нашей страны. Экономический кризис 1996 года охватил все страны СНГ. Международные политологи поспешили заявить о скором социально-экономическом крахе общества. Они даже говорили, что через 10–15 лет 20% граждан РК будут неграмотными. Нынешняя реальность такова: в Казахстане 95–97% населении яот 5 до 24 лет охвачены образовательными программами, около 95% населения получили образование, утверждена программа «Болашақ»

Учитель: Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное- это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес-это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в 21 веке. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона РК от 16 декабря 1991 года: «Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права».

Просмотр фильма «Казахстан сердце Евразии»

Вывод: Благодаря правильному определению основных направлений своей внешней политики Казахстан занял достойное место в международной политике. Перспективы развития Казахстана всесторонне и четко определены в Стратегии развития «Казахстан-2030“. Залогом того, что задачи, указанные в ней, будут выполнены, являются успехом современного Казахстана.

Учитель: Давайте представим, что наша страна — это море. Море состоит из миллионов капелек. Капельки это граждане страны, молодое поколение. От каждого из вас зависит будущее нашего Казахстана. Слово «будущее» и слово «буду» взаимосвязаны. А какой вы вклад принести в развитие Казахстана.

Задание: Поделитесь мнением, как вы представляете свое будущее.

Учитель: И так, мы представили свою страну и обозначили ее место в мире. Обсудили проблемы в переходный период. А теперь давайте помечтаем, какой будет наша страна к 2050 году, какой мы хотим видеть ее.


Блиц-опрос «Будущее Казахстана зависит от…..»

Примерные ответы учащихся:

1. Будущее Казахстана зависит от каждого человека, живущего в этой стране.

2. Я, ты, он, она - вместе дружная семья.

3. Каждый должен любить свою Родину.

4. От продолжающихся демократических процессов.

5. От инициативы Президента и Правительства, от творческой работы

6. От сбалансированной внешней политики государства.

7. От развитой экономики и продуманной социальной политики.

Итог: Все проблемы решаемы, надо только приложить свою волю, желание и труд. Сегодня, как никогда актуальны для нас слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».

Рефлексия: Итак, обратимся к тому, с чего мы начали урок. Достигли ли результатов? Что вам дал этот урок? Какой основной вывод сделал каждый из вас для себя? Над чем заставил задуматься?

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.

Д/з: написать сочинение-размышление на тему «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце».

Источники:

Учебник — История Казахстана, 11 класс, авторы: Т.Турлыгул, С.Жолдасбаев. Алматы: издательство «Мектеп»;
История Казахстана: преподавание в школах и Вузах.

«Место Казахстана в мировом хозяйстве» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятие о месте Казахстана в мировом хозяйстве, показать его значение в мире.в, используя стратегии критического мышления и ИКТ.

Просмотр содержимого документа
««Место Казахстана в мировом хозяйстве» 10 класс»

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №4»


Открытый урок

«Место Казахстана в мировом хозяйстве»

Учитель географии: Сарыбаева Айнур Канатовна

Тема: «Место Казахстана в мировом хозяйстве»

Цель: Сформировать понятие о месте Казахстана в мировом хозяйстве, показать его значение в мире.

1) Развитие познавательной активности учащихся.

2) Расширение кругозора учащихся.

3) Развить умения учащихся принимать решения самостоятельно и группой.

Организация: групповая работа.

Форма проведения: открытый урок

Содержание урока:

1. Организационный момент.(2 мин.)

2. Презентация учащихся (опережающее д.з.) (8 мин.)

3. Изучение нового материала. (10 мин.)

4. Физминутка. (1 мин.)

5. Закрепление новой темы в виде игры (20 мин.)

«Интеллектуальное казино».

6. Подведение итогов. (2 мин.)

7. Рефлексия (2 мин.)

Организационный момент.

Презентация учащихся (опережающее д.з.) (8 мин.)

А сейчас давайте послушаем, учащихся которые приготовили презентацию опережающее д.з. по теме : « Место Казахстана в мировом хозяйстве».

Изучение нового материала. (10 мин.)

После распада СССР нарушились традиционные хозяйственные связи. Остановка многих предприятий привели страну к безработице. Уменьшение темпов производства в год достигало 15-20%. Казахстан оказался на 92 месте.

1997 году экономика страны вновь стала подниматься, начали возрождаться промышленные центры, составляющие мощную базу ведущих отраслей экономики.



Доля нефтяной промышленности Казахстана составляет – 85%.

Казахстан занимает 2-место в СНГ по добыче нефти.

По запасам находится на 11-месте в мире.

В стране разведано более 220 месторождений нефти и газа.



По добыче угля Казахстан находится в первой десятке стран – мировых производителей угля.

В 2000 г. в стране добыто около 75 млн. т. угля.

Это составляет 2 % мировой добычи угля.


Основа черной металлургии составляет Костанайский железнорудный бассейн. Здесь находится 85% разведанных запасов железных руд Казахстана.

По производству стали на 11 месте в мире



В Казахстане достаточно мощных энергетических источников, лишь южной области вынуждены получать электроэнергию из-за рубежа.



По запасам марганцевых руд Казахстан занимает третье место после ЮАР и Украины, а его добыче – седьмое место в мире.



В Казахстане 28 крупных предприятии цветной металлургии, которые производят 70 элементов входящих в таблицу Менделеева. Из 23 редких элементов в мире Казахстан дает 17 (по производству бериллия, осмия, рения находится в первой пятерке мира).



Страна располагает огромными месторождениями сырья для химической промышленности. По качеству и объемам запасав сырья Каратауский фосфоритный бассейн относится к крупнейшим месторождениям мира (США, Тунис, Марокко)

16% промышленной продукции дает отрасль машиностроения, которая сосредоточена на 379 предприятия. По сравнению с развитыми странами, машиностроение значительно отстает.



Агропромышленный комплекс. Растениеводство считается крупной и важной отрасли аграрного сектора РК.

70% ВВП приходится на растениеводства.

По экспорту зерновых РК входит в первую десятку мира. Основные отрасли животноводства: овцеводство и КРС.


Первое автомобильное предприятие возникло 1925 году.

В период с 1991 по 2000 г. количество грузовых автомобилей сократилось на 50%, количество легкового транспорта увеличилось на 20%.




Велико значение железного транспорта для экономики Казахстана.

Общая протяженность железных дорог около 14 тыс. км.



Морской транспорт. Крупнейший в Республике морской торговый порт находится в Актау. Он обеспечивает транспортировку грузов в Иран, Азербайджан, Россию, Туркменистан.


1913 году один из первых нефтепроводов протяженностью 154 км. был Доссор – Ракуша и Каспий. 1935 году Атырау – Орск (710 км.).

Транспортировка газа началась 60 годы в ЗК. Через этот регион проходят четыре линии газопроводной системы Центральной Азии.

А ЮКО берет газ в Бухарской области (Узбекистан).

Интересное по миру:

Рекордсмен по производству электроэнергии на душу населения в мире является Норвегия.

За всю историю человечество на земле было добыта 130 тыс. тон золота. Крупнейшие: ЮАР, Австралия, США.

Самый крупный аэропорт в мире Хитроу в Лондоне

Продукция Шымкентского завода по изготовлению станков пресс – автоматов экспортируется в 40 стран мира.

4. Физминутка. (1 мин.) А теперь немножко отдохнем видео (Слайд 13).

5. Закрепление новой темы в виде игры (20 мин.)

Правила игры: необходимо закончить пословицу. Ответ должен быть на 3-х языках. За каждый перевод по 1 баллу.

Готовы? Тогда начинаем нашу игру.

Знает всякий: стар и молод,

Что на карте точка – … (Город, қала, city)

Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он больщим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

(Остров, арал, island)

Я широка, я глубока,

Я отражаю облака,

Держу я путь издалека –

(Река, өзен, river)

Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век

Даже самым жарким летом

На её вершине снег!

(Гора, тау, mountain )

Там, где много вьюг.

(Юг, оңтүстік, south)

Кругом вода, а с питьем беда.

7. Лежал, лежал, да и в речку побежал. (Снег, қар, snow )

8. За окном стоит стеной

Лес, но только водяной. (Дождь, жаңбыр, rain)

9. Эти суперводоёмы

Все на глобусе найдём мы,

Потому что в целом мире

Их немного - лишь четыре! (океан, мұхит, ocean )

10. Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном. (карта, карта, map )

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 2-тура.

- 2 участника, которые набрали наименьшее количество баллов выбывают из игры.

3-Тур "Мозговой штурм"

Правила игры: Игроки по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей. При правильном ответе игрок получает балл в соответствии с ценой, при неправильном — ход переходит к другому участнику.

Материки и океаны:

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 3-го тура.

- 2 участника, которые набрали наименьшее количество баллов, выбывают из игры.

4-Тур "Живой вопрос"

Правила игры: Участники отвечают на видео вопросы. За правильный ответ 5 баллов.

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 4-тура.

- 1 участник, который набрал наименьшее количество баллов, выбывает из игры.

Правила игры: 2 оставшихся игрока отвечают на вопросы. За 30 секунд надо ответить

- Подведение итогов, жюри объявляет результаты 5-тура.

- 1 участник, который набрал наименьшее количество баллов выбывает из игры.

Вывод. Подведение итогов урока.

Пока учащиеся заполняют лист самоконтроля, жюри подсчитывает жетоны заработанные командами во время игры. (играет музыка шум прибоя)

Жюри объявляет итоги:

а) I-место заняла команда _______________

Читайте также: