Место человека в древней греции

Обновлено: 17.05.2024

Философия античности Греции является первоначальной ступенью западноевропейской философии и началом антропологической философии. Так, философия того времени утверждает, что человек не существует сам по себе, а является только частью системы определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос.

Здесь человек - часть космоса и сверхвременного порядка, а его душа – часть космической души. Боги – активно действующие лица. Милетская школа По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее и ее представители не отделяли антропологическую проблематику от общемировоззренческой. Они полностью отрицали какую-либо границу между живым и неживым. Античная философия в лице софистов и Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее акцентировала внимание на человеке, как особом предмете познания. Протагор, лидер софистов, сформулировал основной принцип философствования: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Замечание 1

Три главных элемента концепции софистов:

  • субъективизм и реализм в понимании таких этических феноменов, справделивость, благо и т.д.;
  • центральное лицо в бытие – человек;
  • впервые процесс познания они наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальный характер истины.

Прометей

Итак, остался еще один персонаж, наиболее ключевой для рода людского – это Прометей. Помимо того, что многие считали его создателем человека, благороднейший из титанов является главным покровителем и защитником людей.

Прометей научил людей многим ремеслам. Как писал легендарный драматург Древней Греции – Эсхил : «Все искусства у людей от Прометея». Но, пожалуй, главной его заслугой является то, что он даровал людям огонь. И сразу отмечу, что источником данной легенды является трагедия вышеупомянутого Эсхила – «Прикованный Прометей».

Тогда миром правили боги Олимпа, которые считали, что все блага должны принадлежать только им одним. Люди же в это время прятались в пещерах по ночам, ели сырое мясо и мерзли от холода. Видя все их страдания, Прометей решил пойти против воли Богов. Он похитил для людей божественный огонь, а также научил сохранять его и делать с его помощью многие вещи. С огнем человек изгнал хищников из пещер, стал жарить сырое мясо и готовить пищу, плавить руду и обжигать горшки.

"Прометей несет людям огонь". Автор: Генрих Фюгер. "Прометей несет людям огонь". Автор: Генрих Фюгер.

Удивился Зевс, взглянув однажды на людей, жизнь которых благодаря огню резко изменилась. Разозлился громовержец и приказал своим слугам Силе и Власти схватить Прометея. По воле Зевса, его сын Гефест, должен был приковать титана к скале в далекой стране скифов. Опечалился Бог-кузнец, ибо Прометей был его другом. Но пойти против воли отца не решился, он знал, насколько тот может быть суров.

Приковал Гефест Прометея к скале цепями, а также пробил его грудь металлическим клином, но не издал не единого звука великий титан.

После того как он остался один, стал сетовать Прометей на свою судьбу и на Зевса. Услышали его речи океаниды, и рассказал он им о своих несчастиях и том, что знает, как падет власть Зевса, ведь он провидец.

Дошли эти слухи до самого владыки Олимпа, и решил тот узнать, как можно избежать этого, но не ответил ему Прометей и за это получил новое наказание. Ударом молнии низверг Зевс скалу с Прометеем в далекую бездну. А по прошествии веков поднял его обратно и приказал своему орлу каждый день клевать его печень, которая за ночь вырастала вновь.

"Прометей". Автор: Гюстав Моро. "Прометей". Автор: Гюстав Моро.

В назидание людям, за то что те получили огонь, велел Зевс создать прекрасную девушку Пандору, которая должна была принести людям несчастие. Спустилась она на землю и пленила своей красотой брата Прометея – Эпиметея. А в его доме хранился ящик полный неисчислимых бедствий для человечества, который запрещено было открывать. Но, поддавшись любопытству, Пандора сняла крышку, и все беды обрушились на мир. А когда она его закрыла на дне ящика осталась лишь надежда.

Происхождение людей

Первых людей, по Гесиоду, создал Прометей. Он вылепил людей из земли, а богиня Афина наделила их дыханием, то есть оживила. Однако в Греции были в ходу и другие предания — о происхождении людей от животных или растений. В этих преданиях нашли отражение отголоски древней формы религии — тотемизма.

Дионис

Еще одну версию о происхождении людей излагает Нонн в «Деяниях Диониса»: после того как титаны растерзали Диониса, Зевс в гневе испепелил их молниями и устроил потоп, а уже после потопа из пепла титанов и крови Диониса появились первые люди

Одно из таких преданий — миф о царе Заке, сыне Зевса, который правил на острове Згина. Однажды богиня наслала на Згину мор, и все люди погибли. Зак стал молить о помощи Зевса, и тот создал людей из муравьев. С тех пор народ Згины стал называться «мирмидоняне» — от греческого слова «мирмекс», то есть «муравей».

В поэме «Труды и дни» Гесиод рассказывает о смене веков и поколений людей, но опускает подробности о происхождении человечества. Изучение прочих древнегреческих источников также не дает точного ответа на вопрос, какое именно из перечисленных Гесиодом поколений создал, спасал и поддерживал Прометей.

Прометей вылепил людей

В элегиях Проперция (I в. до н. э.) уточняется, что Прометей смешал глину с водой и вылепил людей, которые «смотрели в небо, подобно богам». Таким образом, титан с самого начала заложил в человека божественный потенциал, ставший причиной дальнейших конфликтов между богами и смертными

Окончание медного века исследователи древнегреческой мифологии уверенно связывают с мифом о потопе, насланным Зевсом и едва не погубившим окончательно людской род. Что же предшествовало потопу, как именно Зевс пытался отомстить людям за обретение огня и почему решил их уничтожить?

Практическая работа "Человек в древнегреческой культуре" 1.Проанализируйте фрагмент древнегреческой трагедии. Как Софокл описывает человека? Какое место занимал человек в мире по представлениям древних греков? Какое древнегреческое высказывание, приведенное в учебнике,отражает эти представления?
Софокл «Антигона». Фрагмент
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
Зверя хищного в дубраве,
Быстрых птиц и рыб, свободных
Обитательниц морей,
Силой мысли побеждая,
Уловляет он, раскинув
Им невидимую сеть.
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал.
Злой недуг он побеждает,
И грядущее предвидит
Многоумный человек.
2.Как вы думаете, Софокл описывает какого-то конкретного человека или его обобщенный образ?
3.Внимательно рассмотрите изображения древнегреческих статуй классического периода. Найдите в параграфе текст об особенностях древнегреческой культуры. Как вы понимаете его?
4. Сравните древнегреческую и египетскую скульптуры. В чем различия в изображении человека и назначении скульптуры?
5. Сопоставьте изученные источники и сделайте общий вывод об отношении древних греков к человеку. Как вы думаете, можно ли говорить о появлении в Древней Греции понятия "личность"?

briochetina

Ответ: Софокл описывает человека как очень сильного, превосходящего в своей силе всех животных, птиц и рыб.

Какое место занимал человек в мире по представлениям древних греков?

Ответ: исходя из его слов можно понять, что человеку отдавалось приоритетное место, так как он считался сильнейшим из сильнейших.

Какое древнегреческое высказывание, приведенное в учебнике, отражает эти представления?

«В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего.»

2.Как вы думаете, Софокл описывает какого-то конкретного человека или его обобщенный образ?

Ответ: думаю, что он говорит о человеке, как о собирательном образе, то есть о человеке в принципе, а не в общем.

3.Внимательно рассмотрите изображения древнегреческих статуй классического периода. Найдите в параграфе текст об особенностях древнегреческой культуры. Как вы понимаете его?

Ответ: древнегреческие статуи особены тем, что динамичны, сделаны из известняка и камня, формы должны были быть совершенны и идеальны.

4. Сравните древнегреческую и египетскую скульптуры. В чем различия в изображении человека и назначении скульптуры?

Ответ: различий предостаточно. В первую очередь, древнегреческие скульптуры более динамичны, в них львиная доля внимания отдана телу, которое было атлетическим у греков. Египтяне считали более важным другое - социальное неравенство, правильное изображение богов и фараонов так, чтобы показать их превосходство над другими.

5. Сопоставьте изученные источники и сделайте общий вывод об отношении древних греков к человеку. Как вы думаете, можно ли говорить о появлении в Древней Греции понятия "личность"?

Да, думаю о появление личности в Древней Греции можно говорить. Это связано с тем, что в Древней Греции много и часто говорили о свободной сущности человека, о его правах и свободах.

Elizabetlove69

Древние греки сначала занимали небольшую территорию, они были смелыми моряками, отважными людьми и постепенно расселились по побережью Средиземного моря в многочисленных колониях.Греческие колонии были основаны и на берегах Чёрного моря.Около современного города Севастополя был основан древнегреческий город и государство Херсонес, на месте современной Керчи — город Пантикапей. Черноморский порт Феодосия тоже основан древнегреческими мореплавателями.Земля Греции — гористая и каменистая, её трудно обрабатывать. Но древние греки были трудолюбивыми и энергичными земледельцами. Однако главными создателями всех богатств были рабы, которые жили в тяжёлых условиях и трудились от зари до зари. Они работали в рудниках, на полях, в ремесленных мастерских, где изготовляли мечи, копья, щиты, одежду, посуду и другие изделия.В Древней Греции не было единого большого государства, она была раздроблена на множество мелких городов-государств. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Всеми государственными делами в Афинах управлял ежегодно избираемый совет, а также сами свободные граждане, которые сходились на Народное собрание. Больше всего древние греки ценили свободу и независимость своего города и государства.Древние греки были одним из самых культурных народов того времени. Замечательные древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые, по преданию, создал поэт Гомер, стали произведениями мировой литературы. До сих пор во всём мире читают легенды и мифы Древней Греции.Греки умели строить прекрасные здания — храмы для своих богов. Очень красивым был храм Парфенон в афинском Акрополе, воздвигнутый в честь богини Афины. В каждом греческом городе обязательно был театр. Комедии Аристофана, трагедии Софокла и Еврипида и сейчас идут в театрах.Особенного мастерства древние греки достигли в скульптуре. Они создавали статуи из бронзы или мрамора, изображающие богов. Боги изображались как красивые, жизнерадостные и сильные люди. Древние греки создали очень высокую культуру, которую заимствовали потом древние римляне, а от них, как эстафета, культурные достижения греков дошли до современных людей. Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Новые вопросы в История

Заполните таблицу. Взаимоотношения Абылай хана с соседними народами и государствами Россия Джунгарское ханство Цинская империя Кыргызский народ срочно … помагите пожалуйста 50 балов ​

как звали человека прямоходящего которого нашли в Китае​

Что было характерно для экономического развития Франции того времени?​

Сочинение на нас напали норманны

ПОМОЖІТЬ ІСТОРІЯ УКРАЇНИ СРОЧНООООООООООО​

За кого князюваннядержаву почали йменувати Руссю​

как звали человека прямоходящего которого нашли в Китае​

Помогите сделать пожалуйста, срочно

Поясніть причини воєнних успіхів арабів​

описать климат, животный и растительный мир в эпоху ледникового периода.​

Гнев Зевса

Существуют разные мнения относительно того, какое из деяний Прометей совершил раньше — обман Зевса на жертвоприношении или кражу огня. По мнению историка религии и этнографа Мирчи Элиаде, сначала было жертвоприношение, за которое Зевс покарал людей, лишив их огня, а уже потом Прометей украл огонь с Олимпа и вернул его людям, за что и был наказан. Имеет, впрочем, право на существование и другая версия, которой придерживалась Аза Тахо-Годи, — дарование огня, а вместе с ним земледелия, искусств и ремесел было первым деянием Прометея, и только потом вставшее на ноги и научившееся обеспечивать себя человечество задумало отмежеваться от богов и установить новый порядок жертвоприношений.

Не имеет значения, однако, в какой последовательности совершались дерзкие деяния против воли Зевса, более важен их результат — произошел разрыв между богами и смертными, Громовержец разгневался и покарал Прометея, а людям отомстил, отправив к ним Пандору, а вместе с ней — беды, которых человечество прежде не ведало. Миф о Пандоре — попытка объяснить существование в мире зла.

Эсхил

По версии Эсхила, титан Прометей дарует огонь людям золотого века, которые по своему развитию немногим отличались от муравьев, и тем самым поднимает их на новый уровень. То, что для Гесиода скорее деградация, Эсхил трактует в совершенно противоположном смысле — как прогресс, идущий во благо людям

10 важнейших памятников Древней Греции

Даже если вам не нравятся экскурсии, типичные туристические маршруты, вы готовы исследовать неизведанные места и достопримечательности, известные в основном местным жителям, отправляясь в Грецию, обязательно включите в свой план поездки 10 самых важных древних памятников, места, которые вы было бы просто жаль не видеть.

Парфенон

Одно из важнейших построек афинского Акрополя, символа современной Греции. Он был основан в 432 году до нашей эры как храм Афины. Это прекрасный образец дорического стиля в архитектуре, и, несмотря на многочисленные повреждения, он по-прежнему впечатляет своими размерами и красотой. Скульптуры, которые служат не только для украшения, но и представляют историю города, являются уникальным элементом.

Статуи тимпанов изображают богов, в том числе покровителя храма Афину, а также мифологическую сцену спора между Афиной и Посейдоном. Хотя Парфенон производит впечатление идеально ровной конструкции, в его планах мало прямых линий - большая часть слегка изогнута. Дело в том, что здесь присутствует оптический обман зрения. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Одеон Герода Аттика в Афинах

Это относительно молодой памятник, датируемый 161 годом, который считается самым красивым древним одеоном, то есть зданием, где проходили художественные представления. К сожалению, увидеть его можно только во время организованных там концертов, потому что он закрыт для туристов ежедневно.

Тем не менее, действительно стоит проверить, не проходит ли поблизости музыкальное мероприятие, так как место проведения действительно впечатляет. Сегодня он больше похож на амфитеатр (у одеонов была крыша), он тоже был частично реконструирован, но не утратил своего характера.

Сокровищница Атрея или Гробница Агамемнона

Неизвестно, кто покоился в одной из самых известных гробниц в мире, но это, безусловно, был кто-то богатый и высокопоставленный, поэтому вскоре после её открытия место было названо в честь легендарного правителя Микен, города, где находится гробница.

Кносский дворец

Другое название его - лабиринт минотавров , потому что именно здесь должно было содержаться это мифическое существо. Это один из важнейших памятников минойской культуры, датируемый примерно 2000 годом до нашей эры. Он был построен из гипсового камня и сланца, а также на деревянных опорах из кедра.

До конца ученым не удалось согласовать окончательную версию того, как оно выглядело в прошлом, но нет сомнений в том, что это было впечатляющее сооружение - одни руины занимают площадь более 17000 м2. Все было оборудовано канализацией. Нижний уровень дворца составляли склады и подсобные помещения, представлявшие собой сеть небольших комнат - именно благодаря им возникают ассоциации с лабиринтом.

Львиные ворота

Главные ворота цитадели в Микенах - единственная такая большая микенская скульптура, сохранившаяся до наших дней. Своим названием он обязан барельефу, помещенному в рельефный треугольник. На нем изображены животные, стоящие по разные стороны колонны. Фигуры без головы, которые могли быть сделаны из другого материала, обычно считаются львами, но некоторые считают, что они представляют грифонов или сфинксов. Скорее всего, символы, изображенные на барельефе, не случайны - этот столбик может символизировать божество.

Театр Эпидавра

Объект был построен около 330 г. до н.э. Впечатляюще большой, самый большой из существующих древних театров, он по сей день имеет зрительный зал, вмещающий 14 000 человек на 55 рядах сидений. Он сохранился на удивление хорошо, потому что был покрыт землей в течение многих лет и не был обнаружен до конца 19 века. Характерной особенностью этого места является акустика, благодаря которой можно услышать каждый звук сцены и оркестра даже с самых дальних рядов.

Храм Гефеста в Афинах

Храм Гефеста и Афины V века до нашей эры был построен в дорическом стиле. До сегодняшнего дня он в идеальном состоянии и окружен великолепной колоннадой; 13 колонн с длинной стороны и 6 колонн с короткой стороны. Объект менее известен и поэтому менее многолюден, чем Парфенон , хотя не отличается от него внешним видом и мастерством.

Мармария в Дельфах

Всемирно известный древнегреческий памятник Дельфы находится в естественном каменном амфитеатре на южных склонах Парнасских гор, достигающих 2457 м. в своей самой высокой точке. Здесь находятся руины древних храмов 7-го и 4-го веков до нашей эры и знаменитый храм Толоса - характерное круглое здание, которое сегодня является одним из самых узнаваемых мест в Греции. Его остатки представляют собой три дорических колонны и фрагмент балки. Вокруг разместили остатки остальных колонн.

Евпалинов туннель

Подземный акведук с острова Самос был построен в 6 веке. Это очень интересное место, и в то же время необычное, потому что это один из немногих памятников среди многочисленных храмовых и дворцовых руин. Его длина чуть более километра, высота 1,7 м, есть траншея для прокладки труб. Только его часть доступна для осмотра достопримечательностей.

Туннель был проложен в 529-524 гг. до н. э. для снабжения водой в те времена столицы тирана Поликрата. Построил его, согласно Геродоту, инженер Евпалиний из Мегары. Туннель действовал до 20 века.

Башня Ветров в Афинах

Артефакт, помимо эстетического удовольствия, вызывает неподдельное восхищение человеческим гением древней цивилизации. Сооружение представляет собой настоящую метеостанцию, которую греки эффективно использовали несколько веков, с научно-исследовательской целью. Точные науки в сочетание с абсолютным язычеством создают непередаваемую атмосферу альтернативной реальности.

Жми большой палец вверх, если интересно, делись с друзьями, если полезно и подписывайся на наш канал FACT FINDER , а также присоединяйся в наши сообщества: В ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ,

Кто создал человека? / Мифы Древней Греции

Пожалуй, начну с ответа на последний вопрос: сколько было веков, или поколений человеческого рода? Пять. Первое – люди золотого века. Они были созданы абсолютно счастливыми, и не знали ни бед, ни горестей, ни изнурительного труда, даже старость была им неведома. А смерть, которая рано или поздно за ними приходила была похожа на тихий, спокойный сон.

Все им давал мир в изобилии, стоило только протянуть руку. Земля была плодоносна, стада многочисленны, а хищники не беспокоили их.

"Золотой век". Автор: Лукас Кранах Старший. "Золотой век". Автор: Лукас Кранах Старший.

Но исчезло это поколение, когда был свергнут Кронос. Тем не менее, Зевс не изгнал их в подземное царство, а стали они по его воле духами-покровителями новых поколений людей. Кстати, эта легенда основывается еще на одном произведении древнегреческого поэта Гесиода – «Труды и дни», где проскальзывает идея о постепенной порче новых поколений. Новое всегда видится хуже старого.

Второй век людей был серебряный. И как вы уже могли догадаться человек того поколения жил хуже поколения золотого. Ни силы, ни разума, не было у них. А потому жили они в горе и несчастье. И за неповиновение Зевс уничтожил их род на земле, и изгнал их в подземное царство.

Третье поколение создал сам Зевс. И это был медный век. Не похож он был ни на золотой, ни на серебряный. Из древка копья создал громовержец человека. И были люди могучи и свирепы, войну и кровь возлюбили они прежде всего. Опасался их Зевс, и после того, как они сами друг друга уничтожили, отправил их в самую глубокую часть подземного царства Аида, чтобы никто не слышал и не знал их имен.

Люди четвертого века были героями или полубогами , потому что происходили от богов и богинь. Многие из них погибли в ужасных битвах. Именно к этому роду принадлежат всем известные герои Троянской войны. Возлюбил это поколение Зевс больше прежних и даровал уцелевшим блаженную жизнь людей золотого века.

Для взятия Трои греки соорудили коня, внутри которого (по одной версии) сидело 50 лучших воинов Греции. Для взятия Трои греки соорудили коня, внутри которого (по одной версии) сидело 50 лучших воинов Греции.

Пятое поколение – люди железного века и появились они после Троянской войны. Это поколение и до сих пор продолжается на Земле. Его не обошли стороной ни горести, ни печали, ни изнурительный труд. Однако, кроме невзгод, боги посылают человеку и добро, но его крайне мало. Еще древние греки описывали данное поколение в мрачных тонах. Люди не ценят правды, не чтят родителей, не верят в дружбу. Богини Совесть и Правосудие больше не покровительствуют человеку.

Данное настроение впервые среди древнегреческих авторов встречается у Гесиода. Но и оно является лишь отголоском, прежде всего, шумеро-вавилонского влияния.

Кстати, по этой теме у меня есть видео на ютуб. Приятного просмотра!

Ящик Пандоры

Зевс приказал Гефесту вылепить из глины и воды женщину (как бы в насмешку над Прометеем, который именно так создал первых людей). Боги одарили ее внешней красотой, а Зевс вложил в грудь красавицы хитрость, коварство и заносчивость, после чего нарек ее Пандорой — «Одаренной всеми». Пандору отдали в жены Эпиметею, младшему брату Прометея. В отличие от великого титана, его брат не отличался ни умом, ни силой. На прощание Зевс вручил ей сосуд и приказал ни в коем случае не открывать его. Однако Пандора не удержалась от соблазна, приоткрыла крышку сосуда, и оттуда вылетели и распространились по земле беды, болезни и страдания.

Миф о Пандоре можно трактовать как осуждение злой женской природы в противовес благородной мужской. Возникновение подобных идей было необходимым условием перехода от матриархата к патриархату. То же самое символическое содержание, по сути, имеет библейская легенда о грехопадении из-за любопытства Евы. Еще один вариант трактовки этого мифа — человечеству приходится расплачиваться за благодеяния, которые приближают его к богам.

Жюль Лефевр. Пандора. 1872. Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес

Жюль Лефевр. Пандора. 1872. Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес

Пандора

Излагая миф о Пандоре, Гесиод впервые выразил в поэтической форме идею о несоответствии внешнего облика и внутреннего содержания, которая в будущем стала одним из ведущих мотивов в западноевропейской культуре и искусстве

Ящик Пандоры стал символом тайного знания, обретение которого может принести скорее вред, чем пользу.

Социальная структура Древней Греции

В период архаики Греция состояла из многих независимых государств,которые сами греки называли полисами (городами-государствами). Полис включал в себя город и прилегающие территории.Обычно территория полиса не превышала 250 кв.км.Крупнейший из них - Афины (2500 кв.км).Греки считали,что каждый город-государство должен быть небольшим по размеру и населению.Даже в самых крупных городах жило не более нескольких тысяч человек.


Социальная структура.

Греческое общество всегда состояло из двух основных слоёв: Свободные люди и рабы.Рабы принадлежали свободным людям.их использовали в качестве прислуги и рабочей силы,они не имели законных прав.Кто-то из них были военнопленными,другие же были куплены в дальних странах у работорговцев.Некоторые из них трудились вместе со своими хозяевами и были полноправными членами семьи,а другие были весьма искусными ремесленниками и даже получали плату за свои труды.Но в большинстве случаев рабы жили в довольно плохих условиях и к ним относились как к скоту.

Древнегреческие рабы за работой. Древнегреческие рабы за работой.

В Афинах,по мере развития общества,среди свободных людей (именно мужчин) сложилось две социальных группы : граждане и метеки.Гражданин был свободным человеком,рождённым от родителей,являющихся коренными афинянами.Граждане - самая большая и привилегированная общественная группа.Только они могла участвовать в правлении полисом.Только они могли стать выборными должностными лицами,участвовать и осуществлять правосудие.

Собрание афинских граждан. Собрание афинских граждан.

Метек - переселенец - был рожден за пределами Афин.Он мог поселится в городе для торговли или занятия каким-либо ремеслом.Многие метеки были очень богаты.Они платили налоги и,если понадобится,служили в армии.но никогда не могли стать гражданами,следовательно,не имели права голоса на общественных собраниях.Также переселенцы не могли владеть домами/землей и вести дела в суде без посредника.

Большая часть метеков была торговцами. Большая часть метеков была торговцами.

Человек,принадлежавший к одной социальной группе,редко мог попасть в другую.Эта строгая социальная система ужесточилась из-за принятого в 451 гг. до н.э. в Афинах закона,который определил,кто может быть гражданином.Свое положение могли изменить только рабы.Как я уже писал выше,иногда рабам платили за их работу.Однако,только самые способные и трудолюбивые получали такой заработок,что могли выкупить свою свободу.Однако,даже будучи свободным,бывший раб никогда не мог стать гражданином или метеком.Все социальные разграничения относились ТОЛЬКО к мужчинам.Женщины социальный и правовой статус от своих мужей или родственников-мужчин.Им не разрешалось принимать участие в общественной жизни.

Всё,что оставалась женщинам - это заниматься хозяйством и домашними делами. Всё,что оставалась женщинам - это заниматься хозяйством и домашними делами.

На этом моя статья подошла к концу.Если вам понравилось - оцените ее и подпишитесь на канал,чтобы не пропустить выход новых статей.Всем хорошего дня :-)

Философы Древней Греции о человеке

Сократ изучает внутренний мир человека, уделяя внимание его душе и добродетелям. Именно им впервые сформулирован и обоснован принцип этического рационализма: «добродетель есть знание». Так, он считает, что человек, который познал справедливость и добро не станет поступать несправедливо и неправильно. Главная цель человека – всегда стремиться к совершенствованию на нравственном уровне, основываясь на познании истины. Эта задача сводится к познанию своей нравственной сущности и познанию самого себя. Мыслитель четко преследовал цель реализации нравственного пафоса своей философии. Смерть философа, его решение отказаться от жизни ради утверждения справедливости, апофеоз его нравственной философии.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Демокрит

Демокрит - представитель материалистического монизма в учении о человеке. Философ определяет человека, состоящего из атомов, как часть природы. Также он утверждает, что даже душа человека состоит из атомов, именно поэтому, с гибелью тела, она тоже уничтожается. Однако, не смотря на то, что такой взгляд на душу человека материалистический, концепция мыслителя носит деликатный характер. Целью жизни он ставит ничто иное, как счастье. Однако счастье по Демокриту – это не эгоизм и телесное наслаждение, а радостное и хорошее расположение духа – эвтюмия. Главным условием эвтюмии является мера, в соблюдении которой помогает разум. Демокрит утверждал, что только ребенку модно желать чрезмерно, но не мужественному человеку . Мужественным можно считать человека, который сильнее своих страстей.

Платон

Платон, в отличии от Демокрита, стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Человек представляет собой противоположность тела и души, являющихся независимыми. Но именно душа – причина, по которой человек становится человеком. Тело же, напротив, враждебная ей материя. Поэтому от качества и состояния души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус.

Аристотель

Аристотель в своем философском учении рассматривает человека как существо общественное, политическое, государственное. Мыслитель считает, что то, что отличает человека и от «сверхчеловека», и от животного – его социальная природа. Он говорит:

«тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

Человек, согласно концепции Аристотеля, — это общественное животное, обладающее разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, которые отличают его от животного.

2. Проблема человека в философии Древней Греции

Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса имеет здесь человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т. е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.

Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом. Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором, следующий: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»[359]. В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента. Во-первых, на их релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д. Во-вторых, они вводят человека в бытие как главное действующее лицо. Наконец, они впервые процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальный характер истины.

Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.

Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, – это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов же состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. В отличие от такого вульгарно-материалистического взгляда на душу человека, его этическая концепция носит более деликатный характер. Цель жизни, по нему, – счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье – это прежде всего радостное и хорошее расположение духа – эвтюмия. Важнейшее условие ее – мера, соблюсти которую помогает человеку разум. Как утверждал Демокрит, «желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу», мужественным же человеком является тот, кто сильнее своих страстей.

В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело – это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое[360]. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»[361]. Еще один отличительный признак человека – его разумность, «человек и есть в первую очередь ум»[362]. Таким образом, человек, по Аристотелю, – это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность – две основные характеристики, отличающие его от животного.

К этому следует добавить, что Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности. Добрые качества и благие намерения остаются необнаруженными и не дают результата в том случае, когда человек спит или как-то иначе бездействует, «подобно тому как на олимпийских состязаниях: венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует в состязании».[363]

В плане соотношения общества и личности позиция Аристотеля примыкает к методологическому коллективизму, т. е. он признает приоритет социального целого над индивидом. «Первичным по природе, – пишет он, – является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части»[364]. Однако он выступает за экономический индивидуализм, являясь сторонником частной собственности, и этический индивидуализм, утверждая, что прежде всего «следует любить больше всего самого себя». Хотя такое себялюбие не исключает самопожертвования ради других и отечества, более того, составляет его нравственную основу. Другими словами, здесь мы сталкиваемся с концепцией нравственного, или, как позже будет сказано, разумного эгоизма.

Новая сторона философского антропологизма обнаруживается в эпоху разложения древнегреческого общества. На первый план выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным укладом, утратой экзистенциальных ценностей и смысла жизни людей. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуально-терапевтическая функция философии, т. е. та функция, которую в наше время В. Франкл назвал логотерапевтической. Особенно ярко она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. В плане соотношения индивида и общества Эпикур стоит на позициях методологического и социально-этического индивидуализма. Исходный пункт рассмотрения общества и человека – это индивид. Социум – это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага.

В заключение отметим, что древнегреческая философская антропология, как и древневосточная, несет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Но философия человека в Древней Греции является более разнородной по своим школам, направлениям и позициям. Одно из основных отличий ее от восточной философии состоит также в том, что человек тут в большей степени открыт миру и занимает более активную позицию по отношению к обществу и его изменению. А типичным способом мышления и психики является экстравертивная ориентация индивида, связанная со стремлением к его объективизации. Кроме того, в философском антропологизме здесь более, чем в восточной философии, обнаруживается принцип рационализма.

Так же как древневосточная философия человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философская антропология является началом и источником западноевропейской традиции в философии человека.

Жертвоприношение в Меконе

Это первый эпизод «Теогонии», где упоминается Прометей. Фабула мифа проста: по какой-то причине, которую Гесиод опускает, люди решили мирно размежеваться с богами и договориться, какую часть жертвенного животного отдавать богам, а какую оставлять себе на пропитание. Прометей, участвующий в разделе туши, покрыл кости жиром, а мясо и потроха — дурно пахнущей шкурой и желудком, после чего предложил Зевсу выбрать часть, которая отныне будет причитаться богам. Зевс обманулся и выбрал кости с жиром вместо мяса и потрохов. Отсюда, согласно Гесиоду, пошел обычай приносить в жертву богам именно кости.

Миф в символической форме описывает коренное изменение питания древних людей, которое, собственно, и стало главной причиной последующего развития цивилизации. Научившись создавать медные наконечники для стрел и копий, люди стали активно добывать пропитание на охоте и есть больше белка, необходимого для развития мозга. Как и огонь, мясо быка здесь становится олицетворением знаний, которые помогли людям выжить в суровом древнем мире.

Люди и боги в древнегреческих мифах

Отношения богов и людей в древнегреческих мифах никак не назовешь простыми. С одной стороны, боги создают смертных и всячески помогают им, с другой — периодически гневаются на них и насылают всякие напасти. Через все мифы о происхождении и гибели человечества красной нитью проходит противостояние как между людьми, так и между богами.

Девкалионов потоп

Зевсу надоело наблюдать за человечеством, погрязшим в грехах, но, прежде чем обрушить на людей свою кару, Громовержец решил сам убедиться, так ли ужасно положение дел. Он принял вид мирного странника и явился к сыновьям царя Ликаона. Во время трапезы во дворце братья подали Зевсу суп из человечины. Зевс, разумеется, немедленно распознал, чем его потчуют, превратил братьев-каннибалов в волков, а на землю обрушил невиданное количество воды, чтобы утопить весь нечестивый людской род.

«Зевсу не нужно было могучее и гордое человечество» (Мирча Элиаде)

Прометей к тому моменту уже не мог помочь людям — он был прикован к скале на Кавказе. Но ему удалось предупредить о потопе своего сына Девкалиона, когда тот приходил к месту его заточения. Девкалион построил ковчег, на котором и спасся вместе с женой Пиррой.

Как же Девкалиону с Пиррой удалось возродить человечество? Выйдя на берег на горе Парнас, они стали молиться Зевсу, и тот послал им богиню Фемиду. Она посоветовала Девкалиону и Пирре «бросать кости праматери через голову». Они догадались, что под костями праматери-земли подразумеваются камни, и стали бросать их через голову. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, — женщины. Так был возрожден человеческий род. Впоследствии у Девкалиона и Пирры родились и свои сыновья, одним из которых был Эллин, прародитель всех греков.

Миф о Девкалионе и Пирре отражает древнейшее убеждение греков, что люди произошли из камней. Собственно, их возрождение происходит примерно так же, как и создание, за одним маленьким исключением — «новые» люди сотворены не богами, а такими же людьми, пусть и с помощью богов. Особенно символично, что человечество вновь возвращается к жизни благодаря Прометею — через его сына.

Читайте также: