Как поехать вожатым в лагерь

Обновлено: 19.05.2024

Подбирая лагерь, мы не обращаем внимания на самое важное — на тех людей, которые находятся с детьми 24 часа в сутки. А ведь среди них могут быть самые разные люди. Виктор Медведев делится личным опытом работы в детских лагерях и рассказывает о вожатых, среди которых могут быть даже судимые люди.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Если вы «постарше», то наверняка помните, что такое пионерский лагерь. Лично я — нет, так как родился в 94-м году. Но для того чтобы моё доверие к вам не было подорвано в самом начале, скажу, что учился я в педагогическом университете, параллельно работал в детских лагерях Якутии, Новосибирска и Краснодарского края. Начал вожатым, завершил карьеру методистом — занимался созданием образовательных программ и подбором персонала. Всё, о чём я буду говорить — это опыт, который был виден моими глазами, потроган руками и осмыслен мозгами. Предупреждаю: я не стал бы писать целую статью ради констатации хорошего — позитивные моменты лагеря расскажут сами.

Что такое детский лагерь

Начнём с простейшего, вдруг вы ещё ни разу не отправляли ребёнка в лагерь. Обычно они называются так: детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия, всероссийский или федеральный детский центр, детский оздоровительный лагерь или база. Сейчас появляются современные частные лагеря, именуемые английскими словами, в основе которых лежит слово «camp» — то есть лагерь в переводе с английского.

Детский лагерь — это такая форма отдыха детей, основанная на принципах коллективного взаимодействия. Зачастую, они располагаются за пределами города в экологически чистом пространстве. Это хорошо и полезно. Отдыхающие формируются в отряды по возрастам, за каждым из которых закрепляется два-три вожатых. Программа смены наполнена развлекательным и около-образовательным содержанием: кружки, квесты, коллективно-творческие дела, вечерние программы, спортивные соревнования, интеллектуальные битвы и так далее.

Что нужно знать о вожатых

По сути, вожатые выполняют три основные функции:

  1. Аниматорская. Это развлечение и всё, что с ним связано. Вожатый должен гореть всем сердцем и душой, быть весёлым и улыбчивым, выступать на сцене и вне сцены, кричать кричалки, песни петь.
  2. Воспитательная. Любой человек так или иначе способствует воспитанию ребёнка. Вожатый — это авторитет, всегда находящийся с детьми. Он является образцом для подражания.
  3. Сохранение здоровья. Как минимум, должны вернуть ребёнка в исходном состоянии

Скажу сразу: вожатые удивляются, когда об этом узнают. Зачастую они едут в лагерь ради развлечения и особой атмосферы. Нет, друзья, не ради денег.

За четыре года я устал от фразы «работа за идею», но так оно и есть

Величайшая проблема современных детских лагерей — кадровый потенциал. Профессиональная непригодность вожатых, методистов, да и всех людей, которые в нём работают. Деньги маленькие, а капитализм в умах крепчает. Умные студенты начинают ценить себя и, как следствие, ищут достойное поле для заработка и самореализации.

Расскажу одну историю. Я работал методистом учебно-методического центра одного из крупнейших детских центров России, в состав которого входят два детских лагеря круглогодичного действия. Основная задача состояла в подборе вожатых, их обучении и контроле работы на местах. По закону, человек, работающий с детьми, обязан иметь справку об отсутствии судимости. Разговариваю, значит, с директором одного из лагерей о том, что трудновато найти полсотни хороших вожатых во время зимней сессии. На что я получил просто космический ответ. Связан он только с одним вожатым, но суть в мышлении и безответственности директора.

Директор посоветовал поставить на отряд парня, который, по его словам, всего лишь однажды был судим условно на два года

За воровство. Я возмутился, но директор убеждён, что человек просто оступился. А как считаете вы?

Совет родителям

Выбирая детский лагерь, обратите особое внимание на вожатых. Потому что большая часть, влияющая на формирование детей, так красиво описанная в образовательной программе смены, завязана именно на них.

Базовое

У всех лагерей, вне зависимости от специфики, существует несколько схожих требований к вожатым. Сведем их к трем пунктам.

Возраст. Работать вожатым берут с 18 лет. Было бы глупо отрицать исключения, однако в большинстве случаев для работы в лагере нужно быть совершеннолетним. Далее это требование может дополняться в зависимости от особенностей каждого лагеря. Кто-то берет на работу только молодых вожатых, кто-то – постарше.

Например: с точки зрения возраста для нашего лагеря наиболее важен жизненный опыт. Мы с радостью примем в команду человека, как 18, так и 99 лет, если тот имеет сильное и обоснованное желание работать с детьми.

Здоровье. Проходить проверку и медицинский осмотр, а также сдавать анализы, обязан каждый вожатый. Вам также предстоит пройти их перед началом смены. Убедитесь, что со здоровьем все в порядке перед тем, как поступать в Школу вожатых. Это также касается психологического здоровья.

Например: в Нити Ариадны мы обеспечиваем медицинский осмотр и получение санитарной книжки всем, кто прошел Школу вожатых и едет работать на наши смены.

Судимость. Тут все просто: если у Вас есть судимость, Вас, скорее всего, не возьмут работать в детский лагерь.

«Своего рода тюрьмы»: 4 истории о суровой жизни в летнем лагере

Первая любовь, командные игры, вечерние свечки, песни под гитару у костра и незабываемая королевская ночь — к сожалению, не у всех воспоминания о детских лагерях оказываются такими. Мы собрали истории читателей, которые вспоминают поездки в лагерь с ужасом.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Тревога, одиночество и детская жестокость в лагере попал на свою первую разборку

Я ездил в обычные летние лагеря Алтайского края, куда родители отправляют детей, чтобы не думать, как их развлекать. Они назывались «Березка» и «Чайка». Если в «Березку» я поехал с одноклассником и до других детей нам не было дела, то в «Чайке» состав был разный, в основном ребята из неблагополучных семей.

В «Березке» я понял, как устроено общественное изгнание: один парень к концу сезона съел что-то не то и, извините за подробности, измазал кровать. Бедняга подвергся жесткому остракизму! Он провел остаток сезона в беседке около домика, рыдая. Помню, приходил к нему, чтобы поболтать и поддержать. На последнем костре он сидел поодаль от всех и ревел. Никогда не забуду его лицо в свете огромного костра.

В «Чайке» я научился плести из бисера, прочитал уйму комиксов про Дональда Дака, встретился с гопничеством и даже попал на свою первую и последнюю стрелку.

На одном из вечерних представлений я не выдержал и стукнул дурака, намеренно загораживающего мне вид, а тот вызвал меня на дуэль. Я совсем не переживал, а некоторые ребята даже встали на мою сторону, что меня очень удивило. Мы сошлись на дорожке лагеря, постояли друг напротив друга и после рукопожатий разошлись. Видимо, обидчик понял, что был неправ и получил леща по заслугам. Желаю всем таких разборок.

Больше всего мне не нравилась шпана вокруг. Тогда мы все были маленькими, но эта черта, видимо, проявляется рано. В лагерях я впервые понял, что жестокость детей — атомная бомба. Взять хотя бы тот случай с парнишкой в беседке: все бойкотировали его до конца сезона, издевались и смеялись над ним.

Сейчас кажется, что тогдашний детский лагерь — это демоверсия армии. Запомнилось одиночество, тоска по родителям и какое-то состояние постоянной тревоги: казалось, что в лагере небезопасно. Единственное, как на меня повлияли лагеря, — больше не хотелось в такие места.

С другой стороны, были и веселые добрые моменты. В конце сезона участники занятий по бисероплетению организовали выставку для других ребят. Или «Зарница», когда ощущаешь себя в центре схватки, а вокруг будто туман войны. Или купания в озере и страшилки от вожатых по вечерам.

Жуткие истории, рейды вожатых и бесплатный детский труд Вадим Никольский научился прятать еду

В детстве я несколько раз ездил в детский лагерь «Сигнал» от РЖД во Владимирской области. Так решили родители, и мне, честно говоря, не очень нравилось. Лагерь был старый, все скрипело, минимум ремонта, старая баня, неработающий бассейн, разваливающееся здание дискотеки. Сейчас лагерь закрылся, и территория заброшена.

В лагере были своеобразные кружки: рисование, вышивание, лепка. Еще уроки выживания в лесу, но редко. Иногда устраивали соревнования по поиску флага. Его прятали даже в лесу на территории лагеря, где змеи не редкость. Естественно, после пары встреч со змеями я приобрел множество фобий. Вот вам и развлечения.

Еще ходил жуткий слух, что по ночам на территории лагеря бродят черти и поздно ходить на улице в одиночку не стоит. Что не менее жутко, я много раз замечал следы копыт, хотя животных в лагере не было.

Больше всего меня раздражали вожатые, которые под предлогом заботы о здоровье отбирали сухарики, чипсы и прочую «вредную еду», которую привозили родители. Вожатые постоянно проводили рейды, а мы прятали лакомства кто куда горазд. Через пару смен я понял, что лучшее место — трусы. Даже если и там найдут, вряд ли станут лакомиться моими запасами.

Хороших лагерных историй не припомню. Мы с ребятами толком не дружили, в обычное время все были словно чужими. Зато сплачивались на соревнованиях, например по сбору листвы или шишек. Повзрослев, я понял, что это мы так бесплатно убирались и лагерь экономил.

На мой взгляд, в России тяжело найти хороший лагерь. Все, что есть, — слаборазвитые, с устаревшей и скучной концепцией. А образовательные лагеря нередко ставят высокий ценник за плохие услуги.

Детское разочарование, туалет на улице и отсутствие приватности считает лагерь школой жизни

Попав в лагерь, я понял, что кино и жизнь — разные вещи.

Особенно меня бесили вопросы гигиены. Черт возьми, на дворе 2000-е, а умывальник на улице. Его заполняют водой, и надо нажимать на палку, чтобы вода лилась. Она разбрызгивается во все стороны, а на руки не попадает.

Туалет — деревянная постройка с дырками в полу. Он бесил даже больше умывальника. В туалете не было перегородок между дырками, а за стеной — женский. Я окончательно убедился, что мне нравится ходить в приличный туалет. Чему еще я научился? Тому, что в душ не стоит надевать тряпочные тапки.

Дико раздражало, что нельзя было просто так пойти поиграть в футбол. Какой-то гений расположил футбольное поле детского лагеря за территорией лагеря, а за территорию выходить нельзя.

Есть и хорошие воспоминания. Мне очень нравился последний день — и радостный, и грустный одновременно. Большой костер, подарки со сладостями, разговоры по душам до утра. Можно признаться девочке, что она тебе понравилась, ведь ты, скорее всего, больше никогда ее не увидишь. Хотя я не решался на такие разговоры даже в финальную ночь.

Своего ребенка я бы отправил в лагерь. Это интересный опыт — как жить в общежитии. Лагерь учит общаться, учит самостоятельности, умению находить решения, справляться с разными жизненными ситуациями.

Буллинг, избиения и тоска по дому никогда не отправит ребенка в летний лагерь

Ездила в детские лагеря всего два раза: в «Лазурный» в Нижегородской области и в «Орленок». Поездки выпадали на лето. Путевки получала от дома детского творчества, ходила там на пару кружков.

Лагерь научил быстро есть и дальше бежать заниматься своими делами. Узнала о разных видах костров и о том, как складывать для них поленья. Там я поняла, что не везде живется так же хорошо, как дома.

Лагеря для детей — своеобразные тюрьмы, где каждый сам за себя. Ты либо становишься жертвой буллинга, либо дружишь с теми, кто по ночам мажет зубной пастой других.

В «Орленке» часто приходилось дежурить в столовой и обслуживать не только ребят из других отрядов, но и представителей «Молодой гвардии», приехавших в лагерь. Они не убирали за собой посуду. Мы решили оставить им записку с просьбой убирать за собой, добавив, что дети не рабы. В ответ нам написали пару ласковых. Потом мы сообщили об этом куда нужно и получили записку с извинениями.

Когда я была в лагере, меня били по лицу, лепили жвачку на волосы, пришивали нитками к кровати. Одного мальчика из отряда избили так, что пришлось положить в изолятор. Для своего ребенка я такого не хочу.

Образование. Рассказываем, как выбрать школу, вуз, онлайн-курс или стажировку. Как научиться новому — чтобы повысить свою ценность на рынке труда, сменить профессию или просто для удовольствия

Тэги: дети, учеба Иллюстраторка — Настя Сорокоумова


Аня Иванешкина Были в детских лагерях? Поделитесь своим самым ярким воспоминанием:


Детские лагеря заложили основу для моей враждебности к людям, необъяснимой тревожности и конфликтности. Нет ничего хуже, чем отправлять ребенка в лагерь против его воли

Отредактировано

PP, о, вы прямо мой лагерный опыт описали – такое ощущение, что мы с вами в одном отряде рыдали. В 11 лет я была достаточно самостоятельной, суровый быт меня тоже не смущал (хотя нахрена мне в жизни опыт пользования туалетом типа «кузнечик»?), но весь этот кабздец в виде других людей, с которыми надо общаться, дружить и подстраиваться под их гопницкие интересы, мне не подходил.
За тупую музыку три лайка бы поставила. Песней моего отряда выбрали “It’s My Life” Dr. Alban, а на музыкальный конкурс мы, девочки, должны были выучить нечто, начинавшееся со слов
«Все ушли и даже мама,
Серый дождь идет с утра,
У меня сегодня замуж
Вышла старшая сестра».
Помню мотив, на который нужно было петь, помню частично слова (почти три десятка лет спустя), но самого шедевра, на счастье, никогда не слышала.
Второй раз ездила в качестве вожатой 20 лет назад (очень нужны были деньги, а в 18 лет я не умела еще их зарабатывать), было чуть сноснее. Но как было жалко малышей шести-семи лет, которых родители на целое лето оставили в сомнительных бытовых условиях на раздолбаев-подростков на берегу Финского залива в темном лесу. Всё что угодно могло произойти. Из пользы и развития для детей там было только то, что они не мозолили глаза родителям дома. Каждый вечер и утро они рыдали всем отрядом, а я их утешала. Своего ребенка в такую клоаку точно не отправлю ни за что.


Я ездил в пионерлагеря в советское время дважды, и мне не понравилось :) Первый раз после первого класса, лет 7 мне было, родители уехали вдвоём отдохнуть, а меня отправили на одну смену в июле в пионерлагерь. Тот лагерь был, как я теперь понимаю, очень хорошим, в сосновом бору, там были кружки, что-то я выжигал и клеил, и добрые воспитатели с маминой работы, нас поили Тархуном и кормили мороженым, и вообще все было очень мило, но я просто был еще маленьким, и очень хотел домой, к маме, или к бабушке в деревню. Написал родителям письмо, печатными буквами :), чтобы меня забрали, они как раз через две недели приехали с отдыха и меня забрали. Причём это было лето, наверное, 1980 или 81 года, очень жаркое, леса везде горели, и отцу пришлось помогать тушить лес рядом с лагерем, когда они за мной приехали :) А второй раз был лет в 12..13, уже в сознательном возрасте. Это был суровый пролетарский лагерь, от какого-то завода, и там было трудно :) Ночные атаки с зубной пастой, дежурство у ворот в парадной пионерской форме в дождь и ветер, протекающая казарма, холодные макароны и разучивание песни «Гайдару салют».. Там я был с лучшим другом, и вдвоём было не так тоскливо, а то один я, будучи интровертом, мог бы и сбежать оттуда, но приехал я со вшами и простуженным ;) Вшей вывели, и больше меня в лагерь, к счастью, не посылали, пока не послали на картошку в университете, но это уже другая история :)


Ездила в лагерь в 1987 году. Тверская область, лагерь на р. Тверца. Сейчас он по-моему называется Радуга, а ранее он был от х/б комбината и назывался каким-то тверским названием. Я тогда занималась конькобежным спортом. И это был спортивный лагерь со всеми вытекающими отсюда последствиями. С нами в лагере также были гимнастки, лыжники и еще кто-то.
У нас царила дедовщина и без лагеря во взаимоотношениях. А тут она расцвела пышным цветом. Травля тех, кто был соперницами, делили мальчиков. Просто травля, из-за того, что кто-то кому-то не нравится. Воровство конфет из тумбочек, мазание зубной пастой по ночам и в тихий час, пришивание нитками к кровати. Кстати, условия были более чем спартанские. Туалет нормальный был в корпусе, но ходить днем туда было нельзя. Только рядом с корпусом, деревянный туалет с дырками. Между ними ограждений не было.
Кстати, находится в корпусе днем тоже было нельзя. Только во время тихого часа. Для вещей был индивидуальный шкафчик у каждого. И наши тренеры следили, чтобы там не было лишних вещей. Все вещи были в чемоданной. И чтобы тебе ее открыли нужно было сильно обосновать для чего тебе нужна вещь. Однажды мы вернулись с тренировки, а наша тренер вышла на крыльцо корпуса с ворохом вещей в руках и бросила все это в песок перед крыльцом. Это она в наше отсутствие проверила шкафчики и на свой взгляд решила какие вещи у нас лишние. Я помню из песка выковыривала свою кофту спортивную с красными манжетами. А кто-то более интимные вещи, например трусы.
Тренировки были утром и во второй половине дня. По субботам кросс через рощу, который давался очень тяжело. Пить воду не давали. За нарушение наказывали.
Одна девочка у нас не выдержала и сбежала. Ее сняли уже с электрички. За это наших воспитателей по головке , как говорится, не погладили. Девочку забрали родители. И больше она у нас не появилась.
По вечерам можно было или пойти на дискотеку, или играть в волейбол. Выбора не было.
Мама ко мне приехала один раз. До лагеря трудно добраться без своего авто. Сначала нужно было ехать на электричке, потом пешком до деревни, а потом тебя через реку перевозил на другую сторону, где лагерь, глухонемой лодочник за 50 копеек.
Были конечно и конкурсы интересные, и линейки, и рисование стенгазеты. На линейки выдавали рубашку и шорты, которые всегда были мне не по росту и я была погожа на Гавроша в пилотке и галстуке.
Вообще для лагерей нужен определенный склад характера. Интровертам там явно тяжело даже при нормальных отношениях. Конечно может это и полезно для закалки характера. Но для меня этот опыт был тяжелым, хоть возможно и полезным.

Выбор лагеря

Я очень грубо поделю лагеря на несколько подгрупп и после опишу особенности работы в каждом из них:

а)с хорошим финансированием, жесткими мерами наказания в случае нарушения дисциплины (например: курения, распития алкогольных напитков, систематическое нарушение распорядка дня), отличными з/п (15-17 тыс.руб), свежим питанием (т.е. волос/таракана в супе не встретите), новой инфраструкторой. Примером могут выступать лагеря от крупных компаний, лагеря федерального уровня, лагеря с громким именем и многолетней репутацией.

б)с плохим финансированием или очень жадным директором. Ярким примером может быть большая часть лагерей Краснодарского края в Анапе. Зарплаты в 2000-4000 тысячи, рассыпающиеся корпуса, отсутствие реквизита и канцелярии, ощущение, что САНПиН не заглядывал туда со времен СССР.

б)представленный десятком туристических фирм, для семей со средним/высоким достатком семей, хорошая инфраструктура, еда, условия проживания, отсутствие строгих правил и их соблюдения (популярные направления: Болгария, Мальта)

Сразу решите для себя, какие цели от этой работы вы преследуете (одни из основных):

  1. Получить профессиональный опыт;
  2. Просто получить опыт работы с детьми (то есть не важны условия/зарплата/место);
  3. Желание поработать за границей.

Как стать вожатым в летнем лагере?

Об успехах и трудностях работы с детьми рассказала Мария Митина, руководитель пресс-службы СПО «Добро» .

Логотип педагогического отряда «Добро» Логотип педагогического отряда «Добро»

Когда ты решила стать вожатой?

Несмотря на то, что я проводила каждую зиму и лето в лагерях, гораздо больше в этом плане на меня повлияла история нашей семьи: мои бабушка с дедушкой познакомились в детском лагере «Орленок», когда работали вожатыми.

О школе вожатых мне рассказал мой куратор. Я решила попробовать, и «Добро» меня затянуло.

Сейчас я работаю не только вожатой, но и культоргом — организовываю детские мероприятия в лагерях.

Как проходит обучение будущих вожатых? Где студенты проходят практику?

Обучение в школе вожатых проходит каждое воскресенье с февраля по конец апреля. После десяти воскресений мы проводим выезд с учениками, на котором организуем различные мероприятия.

В мае ученики уже сдают экзамены, а практика у них проходит либо на фестивале «УМКА», празднике для детей и работников Московского Политеха, либо непосредственно на смене в лагере.

Бойцом педагогического отряда можно стать, только отработав смену, до этого ты являешься «кандидатом».

Коллектив педагогического отряда «Добро» Коллектив педагогического отряда «Добро»

В итоге проходят обучение до конца и едут на свою первую смену все ученики школы вожатых?

Обычно до конца школы вожатых доходит около 50-60% учеников. Мы честно рассказываем, что эта работа — большая ответственность, и остаются с нами только те, кто по-настоящему готов стать вожатым.

Очень тяжело объединить совершенно разных детей и найти с ними общий язык.

Какие психологические аспекты нужно учитывать при общении?

Каждому ребенку ты должен уделить внимание за смену. Главная задача вожатого — это раскрыть ребенка, дать почувствовать, что он особенный и значимый в отряде.

У меня нет определенной тактики работы с детьми. Я понимаю, как работать с тем или иным ребенком после того, как пообщаюсь с ним.

Коллектив педагогического отряда «Добро» Коллектив педагогического отряда «Добро»

Часто ли происходят конфликты между детьми? Как приходится разрешать такие ситуации?

Конечно, без конфликтов не обходится. Причины и ситуации бывают разные. Самое главное — объяснить детям, что прийти к компромиссу должны обе стороны. Мы вместе сидим и разговариваем, пока не дойдем до сути проблемы.

В разговоре со старшими детьми просто направляем их разговор в нужное русло, с младшими — подробно объясняем, что такое хорошо и что такое плохо.

Вожатый должен стать детям близким другом. Какими качествами нужно обладать, чтобы стать им?

В работе вожатым необходимы доброта и дружелюбие. Если ты хороший человек, дети это почувствуют и будут к тебе тянуться.

Многие говорят, что стать вожатым может не каждый. Я с этим не согласна, потому что главное в этой работе — искреннее желание принести радость детям и подарить им незабываемую смену.

Вожатым может стать каждый, кто хочет работать с детьми. Не сомневайтесь в себе, и все получится!

Как стать вожатым?

Все просто: сначала — горячо захотеть им стать, затем прийти в школу вожатых «Добро», после обучения поехать на свою первую смену и сделать детей самыми-самыми счастливыми.

И в заключение

Берегите киндеров, с которыми работаете, заботьтесь о них, как о своих, дарите любовь, следите за тем, что и как доносите в их светлые головы. What goes around comes around.

Вожатые для пионерских лагерей. Кто они и как их готовили к работе

«Если у вас дети не плачут в конце смены на «прощальном костре»– значит, вы плохо работали всю смену. Лично пройду и проверю каждый отряд!» - так говорила ЛёльПална, методист воспитательной работы, в начале смены. И потом действительно проверяла. Отчего же дети должны были плакать? От нежелания расставаться! За 21 день, а ровно столько длилась смена в лагере, мы должны были сдружить незнакомых друг с другом детей. Как думаете – удавалось нам это? Еще как! Если честно, мы и сами плакали вместе с детьми.

Артек. Здесь я еще пионерка. и даже не знаю. что сама когда-то стану вожатой. Артек. Здесь я еще пионерка. и даже не знаю. что сама когда-то стану вожатой.

Я расскажу о своем опыте «превращения» в вожатую. Не знаю, как по всей стране, но в нашем пединституте путь начинался на втором курсе. Вторые курсы разных факультетов по очереди вывозили на турбазу или в пансионат за городом. На неделю студенты превращались в «детей». Каждая группа – это отряд, который выбирал себе название, рисовал эмблему, оформлял отрядное место. В общем, делал все то, что потом происходило в пионерлагере. Вожатыми у них были старшекурсники. И вся лагерная смена проживалась в ускоренном режиме.

День первый – «ОргПериод» . Он соответствовал первым трем дням в лагере. Задача – всех перезнакомить и самим «распознать» каждого ребенка. Весь день мы заучивали игры на знакомство, речёвки, придумывали забавное «представление» отряда. Вечером – КТД. Коллективно-Творческое Дело . Называлось «Знакомство». Каждая группа выходила на сцену и за 10-15 минут рассказывала в стихах-песнях-сценках о своем отряде.

День второй – «Игровой» . Весь день мы переходили от «станции» к «станции». Они располагались в любом подходящем закоулке коридоров, в холлах на этажах. На каждой мы учили и записывали игры. Подвижные игры; на открытом воздухе; в помещении на случай дождя; с мячом или другими приспособлениями. А вы думаете – почему по всей стране дети знали одни и те же игры? Сами научились? Нет, это полезный багаж лагерей. В своих городах потом «лагерные» дети учили этим играм тех, кто в лагере не бывал.

Дальше шли «Песенный», «Танцевальный», «Театральный» дни. Каждый из них заканчивался КТД соответствующей тематики. Шестой день – «Прощальный». На нем подводились итоги «смены», студенты сдавали зачеты по педагогической практике и все отправлялись назад в город. В мае нас распределяли по лагерям и сменам. Отработать надо было 2 смены после второго курса (младшие отряды) и после третьего (старшие отряды). Я заканчивала исторический факультет и на нашем факультете была еще практика после четвертого курса – нас отправляли работать старшими вожатыми. Эта должность предполагала обязанности заместителя начальника лагеря по воспитательной работе.

Мать ругалась и говорила – «Ты домой собираешься приезжать? Летом на даче и на огороде полно работы, а ты отлыниваешь!» Но вожатство так затягивает, что и после пятого курса мы, истфаковцы, делали «дембельский аккорд» - уезжали на две смены в лагерь на Юге, рядом с «Орленком». Ну, не все конечно…. Туда еще надо было постараться попасть! Брали не каждого.

Надо сказать, что в лагере каждый вожатый вел «Дневник педагогических наблюдений» . Да-да! Все что с вами случалось – драки, самоволки, влюбленности и т.д. – все это заботливо записано и может даже хранится в архивах. Потому что за этот «Дневник» ставилась оценка, а сам «документ» сдавался на кафедру воспитательной работы.

Как стать вожатым

Конкретный перечень ваших действий сводится к короткому списку: выбрать лагерь, попасть в Школу вожатых, начать работать. Тем не менее, имея желание работать с детьми, нужно учитывать требования, которые эта профессия предъявляет к вожатым.

Дополнительное

Решение работать вожатым – важный поворот в жизни. Это благородная цель, к которой стоит стремиться, если вы горите этим. Лишь четкое адекватное понимание и осознание своей цели гарантирует шанс на ее достижение. Поезд тронется лишь когда цель увидит сам человек. Поэтому первый и самый главный шаг - определение существующей на данный момент ситуации, очень четко и правдиво.

Вы должны иметь очень четкую картинку желаемого. Понимать, что из себя представляет место, в котором вы хотите работать. И все это необходимо подкрепить осознанием сроков и своего свободного времени.

Если со всем этим проблем нет, то остается одно – действовать! Многие не начинают действовать и их мечта порастает мхом. Найдите подходящий Вам лагерь, изучите его и запишитесь в Школу!

Инструкция: как стать вожатым

Ещё несколько месяцев и наступит лето, во время которого тысячи мальчишек и девчонок отправятся на свои лагерные смены. А вместе с ними и вожатые, воспитатели, аниматоры, руководители групп (разновидность и делегирование обязанностей ежегодно растет). С нами поделилась своими знаниями опытная вожатая Гульнара Хакимова.

Тринадцать лет в данной сфере деятельности (как ребенок, а потом вожатый) и вот уже мои дети из прошлого спрашивают меня, как я когда-то задавала вопрос своим: как поехать вожатым в лагерь ? Что для этого нужно ? Где искать ?

Чтобы статья вожатым: Сперва-наперво нужно пройти школу вожатых.

Ниже привожу ссылки на школы вожатых, которые по моему мнению лучшие в Москве, достаточно перспективные, незаурядные (!! важно, чтобы это не был пересказ учебника Макаренко), с последующим трудоустройством (при успешном прохождении курса). Обучение полностью бесплатное (так и должно быть). Подчеркиваю этот факт, т.к. до сих пор сохранились агентства, ведущие данные курсы платно.

Личностное

У каждого лагеря есть свои собственные требования к вожатым. Они основываются на программе лагеря, ценностях организации и ее миссии, личном видении команды руководителей смен.

Требованием может быть любовь к спорту, знание иностранного языка, педагогическое образование или опыт. Кстати, чтобы быть вожатым далеко не всегда обязательно быть педагогом по образованию. Школа вожатых как раз и существует для того, чтобы дать педагогические навыки, необходимые для работы в лагере. Однако некоторые лагеря все же требуют, чтобы соискатели имели педагогический опыт уже на момент поступления в Школу.

Рассмотрим, какими могут быть требования к вожатому, на примере Нити Ариадны:

  • На момент лета 2020 Вам исполнится 18 лет (верхний возрастной порог не ограничен).
  • Вы располагаете достаточным количеством времени.
  • Вы учитесь или работаете, у Вас есть дело, которым вы увлечены.
  • Вы осознаете, почему хотите работать с детьми и какой опыт (идеи) будете передавать.
  • Вы уверены в себе, не боитесь ошибаться. Критика стимулирует Ваше развитие, не разрушая самооценку.
  • Вы обучаемы, работоспособны и креативны.

Таким образом, личностные требования к вожатому могут быть совершенно разными. Все зависит от лагеря. Чтобы наверняка попасть под требования лагеря, необходимо понимать, в каком именно месте вам хочется работать. О видах детских лагерей и их специфике мы уже писали в отдельной статье, найти ее можно на нашем сайте в разделе «Блог».

Школьное

Попасть в Школу вожатых можно, записавшись и пройдя собеседования. Бывает и так, что собеседование не требуется. Здесь все снова зависит от лагеря.

Например: раньше для поступления в нашу Школу требовалось пройти собеседование. Последние два года мы практикуем формат неформальных вечеринок, на которых знакомимся с будущими вожатыми в комфортной обстановке.

Пройдя собеседование, Вы попадете в Школу. Вот, к чему нужно быть готовым:

Программа. В нее входит все, чем необходимо овладеть будущему вожатому лагеря. Сюда входит педагогика и дополнительные знания, в зависимости от специфики.

Например: в нашу программу еще входят психологией, тренинг личностного роста, основы геймдизайна.

Встречи. Редко встретишь Школы, которые предполагают заочное обучение. Будьте готовы посвящать время для посещения занятий.

Например: наша программа подразумевает 1 встречу в неделю для Школы, а также еще по 1 встрече в неделю весной на каждую смену, на которую едет вожатый.

Домашняя работа. Иногда и она есть. У нас например :)

Практика. Школа предлагает освоение навыков на практике. У нас часть занятий – это проектная работа по направлениям, создание тестовых игр и отрядных концепций.

Трудоустройство. Пройти Школу значит осилить сложный путь. Не делайте это зря :)

Ссылки, которые от ветят на вопрос как стать вожатым и их хочется порекомендовать:

5 мест, где научат быть вожатым в Москве

Вожатый — это супермен и дядя Стёпа в одном лице. О том, кто вообще может стать вожатым и что для этого нужно, рассказывает начальник управления организации работы с вожатыми Мосгортура Сергей Лапшин.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу


Кто может стать вожатым

  • студент или выпускник вуза, не моложе 18 лет из любого региона России;
  • тот, кто прошёл специализированный курс подготовки;
  • тот, кто сдал все положенные зачёты и тесты по итогам программы подготовки;
  • человек с лидерскими качествами, ответственный, стрессоустойчивый, общительный и с хорошо развитой фантазией.
Как стать вожатым
  • выбрать школу вожатых, в которой вы будете учиться;
  • пройти собеседование или вступительный тест;
  • пройти обучение;
  • успешно сдать зачёт или экзамен по итогам обучения;
  • выбрать лагерь;
  • собрать все необходимые документы для работы в этом лагере.


Обычно нужны документы: копия паспорта, студенческий билет (для студентов), ИНН, СНИЛС, справка об отсутствии судимости и медицинская книжка.

Хорошо, если у вас есть документы, подтверждающие ваши навыки (документы о присвоении квалификации, документы о дополнительном образовании, грамоты, награды, сертификаты).

1. Центральная школа московских вожатых

Школу открыла самая крупная компания-организатор детского отдыха Мосгортур. Ежегодно подготовку в Школе проходят около 4000 вожатых.
Все желающие стать «московскими вожатыми» при поступлении в Центральную школу московских вожатых проходят личное собеседование, демонстрируют уровень общих знаний и пишут эссе. Каждый вожатый проходит 2 обязательных ступени и 1 специальную, по желанию и на выбор: основной курс, программную специализацию и профильное обучение.
Занятия в Центральной школе московских вожатых для первых групп начинаются уже 22 октября. Зачисление в школу — по результатам собеседования.

2. Школа вожатых педагогического отряда «Атмосфера»

Занятия в этой школе начинаются весной. Но уже отрыт предварительный набор. Все желающие пройти подготовку в ШВ «Атмосфера» могут подать заявку на сайте.

В эту Школу принимают только студентов. Занятия начнутся весной, но записаться можно уже сейчас. Заявки принимаются до 1 апреля.

Это одна из старейших вожатских школ Москвы. Сейчас «Сообщество вожатых детского движения Москвы» — это несколько педагогических отрядов, которые объединились для сохранения добрых традиций Детского движения Москвы. Занятия начнутся весной.

5. Школа вожатых Детско-молодёжного общественного объединения «Зелёная Волна»

Эта Школа — отличный вариант для жителей Зеленограда. Здесь проводится набор в помощники вожатого для детей 11-14 лет и 15-17.

Если нет опыта, а хочется

Совесть не дает спокойно смотреть на вышеизложенное?

jalta-1

Главное

Важно понимать серьезность своего выбора стать вожатым. Чтобы осознать свою готовность работать с детьми, задайте себе несколько простых вопросов: Почему вы решили стать вожатым? За что вы любите детей? Умеете ли вы общаться с детьми, понимаете ли их?

Читайте также: