Джердапское ущелье сербия достопримечательности

Обновлено: 05.05.2024

Мы наконец добрались туда, куда долго ехали в прошлой части - до Голубацкой крепости:

Но прежде чем полностью отпустить вас в недра сего грандиозного сооружения, я покажу еще одно интересное место неподалеку.
Это старая каменоломня, красиво вписавшаяся в скалу:

Удивляться не приходится - сцены культовой игры рисовались с балканских пейзажей.

Каменоломня давно заброшена - лазить внутри я бы не советовал - перекрытия сгнили и провалились.

По всей видимости, из этого камня и была в XIV веке построена Голубацкая крепость:

Ранняя история крепости мало изучена. Еще до основания крепости в ее окрестностях находилось римское поселение, иногда называемое «Columbiara». Была ли современная крепость сооружена сербами или венграми, точно не установлено. Православная часовня в одной из башен указывает на то, что по крайней мере основу крепости, или верхний город, соорудил православный представитель знати. Неизвестно также и когда началось сооружение крепости, хотя большинство мнений сходится в том что это был ранний XIV век.

Наиболее драматичным периодом в истории крепости был XV век, когда венгерский король доверил управление крепостью сербским деспотам Лазаревичам и Бранковичам. В 1427 году Голубацем овладел турецкий султан Мурад II. Опасаясь усиления его позиций на Балканах, венгерский король Сигизмунд отправил в 1428 году на освобождение крепости многотысячное войско венгров, валахов, поляков и итальянцев. Осада крепости не увенчалась успехом, во время неё сложил голову прославленный рыцарь Завиша Чёрный.

Глядя на скалы и стены, понимаешь, почему её не смогли тогда отбить у турок.

Единственное место, где можно свободно перемещаться, это остаток стены и низкая башня:

В крепости девять башен, высота которых колеблется от 20 до 25 метров, наиболее древними считаются пять из них. Башни соединяются спускающимися с утёса к реке каменными стенами, ширина которых достигает 280 см.

В 1972 году, из-за строительства Дунайской ГЭС река разлилась и затопила нижние этажи крепости.

Побродить в крепости не получится - её остатки вгрызлись в очень крутой склон, а через стены проходит трасса.

Сербские дальнобойщики проклинают средневековые развалины. У крепости скапливается очередь из большегрузов - перед въездом в бутылочное горлышко нужно пройти и убедиться, что в него уже не влез кто-то другой. После этого, проявляя чудеса ювелирной точности, метр за метром протискиваются через шкуродёр.

К примеру, этот грузовик преодолевал один тоннель в течение 10 минут.

А тоннель тут не один.

Хотя некоторые особе не церемонятся и пролетают их на раз-два:

Для того, чтобы было проще замечать закупоренный большегрузом тоннель, ставят вот такие выпуклые зеркала:

Ну вот и я докатился до самострела.

Из одного тоннеля через грот можно выйти к воде:

Неподалёку от крепости рыбаки оставляют свои лодки, с моторами и скарбом:

Вода в Дунае по весне мутновата - несёт всякую гадость с полей.

А в целом тут очень и очень красиво.

Облазив крепость вдоль и поперёк, отправляемся вглубь Джердапского ущелья.

Конечная точка нашего маршрута - Лепенски-Вир - стоянка мезолитических охотников, обнаруженная на территории Сербии и датированная VI тыс. до н. э.

Великолепная Сербия. Путешествуем по стране: Джердап. Часть 4 - Текия.

В предыдущих частях мы познакомились с жемчужинами национального парка Джердап, к которым несомненно относятся Голубачки град, Босман-Соколовац, Лепенски вир, Доньи Милановац, Ковилово. Но самым главным изумрудом и феноменом Джердапа является Джердапское ущелье и самые впечатляющие виды национального парка расположены на пути Доньи Милановац - Текия.

Джердапское ущелье Джердапское ущелье

Пешеходные тропы начинаются от местечка Пецка Бара, для этого надо проехать по шоссе, идущим вдоль Дуная от города Доньи Милановац в сторону Текия около 20 км, мимо поселков Голубинье и Мало Голубинье. После туннеля на этой дороге, справа по ходу движения увидите небольшой паркинг с питьевым источником и биотуалетами - это и есть Пецка Бара, здесь же и следует оставить машину. Пройдя вперед по шоссе около 500 метров, справа увидите шлагбаум и тропу, уходящую в лес - это место начала пешеходного путешествия.

Круговая тропа Круговая тропа

Круговая тропа, охватывающая самые интересные видиковцы Джердапа - Плоча, Мали Штрабац, Велики Штрабац и Мали Прилаз, растянута на 19 км (самая нижняя точка на высоте 89 м, а самая высокая - Велики Штрабац на высоте 768 м). Без Малого Штрабца протяженность маршрута составит 15 км. Каждая из смотровых площадок уникальна и содержит свои неповторимые ракурсы на окружающие красоты.

Смотровая площадка Плоча Смотровая площадка Плоча

Прохождение непросто для неподготовленного человека, поэтому можно выбрать и небольшой путь только до одной смотровой площадки, самый короткий из них до видиковца Плоча составляет около 3,5 км (в одну сторону) с уклоном тропы 20%.

Информационные табло на пути Информационные табло на пути

Но какой бы из маршрутов вы не выбрали, все усилия будут многократно вознаграждены захватывающими видами Джердапского ущелья и окружающей природы.

Вид со смотровой площадки Плоча Вид со смотровой площадки Плоча

После посещения смотровых площадок следует продолжить путь по шоссе в сторону Текии вдоль живописного берега Дуная. Через пару километров вы увидите интересный монастырь Мракония на румынском берегу Дуная.

Вид на монастырь Мракония Вид на монастырь Мракония

А проехав еще немного, перед вами предстанет грандиозное сооружение - высеченный в скале профиль царя Децебала на румынской стороне. Изваяние, воздвигнутое в честь царя дакийцев в монолитной скале высотой 40 и шириной 25 метров, является самым большим в Европе. Царь Децебал прославился своими частыми набегами на Римскую империю, а в месте расположения монумента - в узком каньоне Дуная, в 105м году потерпел сокрушительное поражение от римского императора Траяна и совершил самоубийство, проткнув себя мечом. Статуя возводилась по заказу румынского бизнесмена уже в наше время, в течение 10 лет и была завершена в 2004 году.

Статуя Децебала Статуя Децебала

Далее следует доехать до поселка Текия, на набережной которого можно арендовать катер и совершить незабываемое водное путешествие по Дунаю.

Вид на Дунай в районе Текии Вид на Дунай в районе Текии

Поездка длится 1,5-2 часа и проходит через живописные ущелья - Велики Казан, Мали Казан, Хайдучка воденица, вы увидите с воды и статую Децебала и монастырь Мракония, а кроме того и Табулу Траяна - рельеф с надписью на латыни, вырезанный на плите в скале 1900 лет назад и ознаменовавшую завершение строительства прибрежной дороги и каменного моста через Дунай в земли дакийцев, который на протяжении тысячи лет был самым длинным мостом в мире. Табулу Траяна можно увидеть только с воды.

Водное путешествие по Дунаю Водное путешествие по Дунаю

Стоимость поездки составляет 1500 динар с чел (при наличии минимум 4х человек) или 6000 динар, если арендовать катер полностью и нет желания ждать, когда наберется необходимое количество желающих.

Текия, вид на Дунай и Румынию Текия, вид на Дунай и Румынию

После водного путешествия по Дунаю, можно доехать до города Кладово. Расстояние Текия - Кладово составляет около 30 км. С областью Кладово связана легенда про астронавтов, искавших здесь Золотое Руно. Кладово - город богатого культурно-исторического наследия со времен Римского царства, известен также своим археологическим музеем и гидроэлектростанцией "Джердап" - самой крупной на Дунае и одной из самых мощных в Европе. Здесь же находятся остатки Траянова моста и форта Диана, сооруженного во 2м веке римлянами и крепость Фетислам, построенная турками в 1524 году.

Напоследок стоит также отметить, что через Национальный парк Джердап проходит 100-километровый участок велотрассы Евровело-6, соединяющую собой французский Сен-Назар на Атлантическом океане и румынскую Константу на Чёрном море.

Великолепная Сербия. Путешествуем по стране: Джердап. Часть 1 - Голубац.

Национальный парк Джердап расположен в северо-восточной части Сербии и занимает площадь более 60 тысяч га на протяжении 100 км по берегу Дуная вдоль границы с Румынией. НП Джердап охватывает узкий, покрытый лесами горный пояс шириной от двух до восьми километров с перепадами высот от 50 до 800 метров. Великолепная природа с ошеломительными пейзажами, уникальная флора и фауна, исторические памятники и достопримечательности, многочисленные возможности для активного отдыха - все это привлекает сюда туристов со всего мира.

Попасть в самый большой Национальный парк Сербии можно несколькими путями, но из Белграда удобнее добираться по джердапскому шоссе М-25. Расстояние от Белграда до Голубца составляет около 130 км. Можно воспользоваться общественным транспортом (автобус с центрального автовокзала Белграда до Голубца идет несколько раз в день, в пути 2,5 часа, стоимость билета туда-обратно около 1500-1600 динар), но намного удобнее воспользоваться арендованным автомобилем.

Крепость Голубачки град Крепость Голубачки град

Город Голубац и его жемчужина - средневековая крепость Голубачки град - главные входные ворота Джердапа. Крепость расположена на берегу Дуная, в месте, где Дунай наиболее широк - 6,5 км (после чего начинается его резкое сужение, переходящее в Джердапскую клиссуру). Крепость была важным военным пограничным сооружением, построенным на основании стратегического значения этого места. Из-за этой позиции Сербия и Венгрия, а в последствии и Османская империя, боролись за владение заставой, контроль над которой позволял и контролировать важные сухопутные и водные пути по Дунаю из Черного моря в Европу. В разное время крепостью владели разные племена и народы - венгры, турки, австрийцы, сербы. В состав Сербии она окончательно перешла в 1867 году. Первые упоминания о крепости встречаются в летописях 1335 года, как о венгерском военном укреплении. Однако существует мнение, что крепость начали сооружать еще в 1м веке угорские племена - предки венгров, а в 3м веке укреплением владели римляни.

Крепость Голубачки град Крепость Голубачки град

Имя Голубачки град на средневековых картах написано на разных языках: Galambas, Galambocz, Colombazo, Columbaz, Columbarum, Giwerdzinlik, Peristerin, Taubersburg, Tawbenstein … и во всех написаниях содержится слово «голубь». Загадка названия объясняется средневековыми легендами, и одна из самых известных - история одного из султанов Османской империи, влюбившегося в прекрасную Голубану. Отказавшаяся от любви и гарема султана, Голубана была наказана и прикована для покаяния к скале, что привело к ее смерти. С тех пор крепость получила название Голубац, а скала, к которой была прикована красавица Голубана, носит название Бабакай (тур. «Покайся»).

Крепость Голубачки град Крепость Голубачки град

Сегодня, после завершения обширной реставрации, крепость Голубачки град, каскадом спускающаяся к водам Дуная, находится в прекрасном состоянии, выглядит очень живописно и открыта для посещения ежедневно в период с 01 апреля по 15 ноября (кроме понедельников). Крепость поделена на 4 зоны, в любую из которых можно купить билет. Стоимость билета в каждую зону от 600 до 1200 динар. Зона 1 включает: дворец и 3 башни, посещение разрешено всем категориям посетителей. Зона 2 включает посещение объектов зоны 1 и дополнительной башни, вход разрешен только совершеннолетним посетителям. Зона 3 включает посещение зон 1 и 2 и дополнительной башни, вход разрешен только совершеннолетним посетителям. Зона 4 включает посещение зон 1,2 ,3 и дополнительной башни, доступно только совершеннолетним посетителям.

Крепость Голубачки град Крепость Голубачки град

На территории комплекса Голубачки град есть паркинг-зона, стоимость парковки включена в стоимость билета. Есть также кафе, сувенирный магазин, регулярно проводятся различные выставки.

После посещения крепости можно продолжить путешествие дальше вглубь Джердапа, а можно остаться в городе, чтобы посетить и другие интересные места в окрестностях Голубца:

Каньон реки Брньичке - один из самых интересных в Сербии, его протяженность составляет 9 км от села Раденка до села Брньица, удаленного на 12 км от Голубца. Каньон впечатляет ущельями и скалами, возвышающимися над ним до 300 метров, многочисленными водопадами (самый большой высотой около 5 метров), родниками и видами нетронутой природы. Здесь же находится и пещера Gaura Vei, одна из редких в этой части парка и представляющая интерес для искателей приключений. Вдоль каньона проходит пешеходная тропа, одна из самых красивых в национальном парке Джердап. Однако особенности специфической конфигурации местности, связанной со множеством препятствий, водопадов, быстрой рекой, делают его малодоступным и требуют специальной подготовки для прохождения маршрута.

Каньон реки Брньичке Каньон реки Брньичке

Средневековый монастырь Тумане - расположен в 10 км от Голубца среди изумительной нетронутой природы, тишину и спокойствие которой нарушает только журчание реки Тумань. Монастырь возведен в сербско-византийском стиле в 14 веке и посвящен Святому архангелу Гавриилу. За свою историю монастырь несколько раз разрушался и восстанавливался вновь. До монастыря можно добраться по дороге Майданпек-Пожаревац. Можно взять в городе напрокат велосипед - такой вид путешествий популярен в Сербии.

На расстоянии около 1 км от монастыря Тумане, в глухом лесу, находится пещера - Затворница Зосима Синаита, в которой долгие годы жил отшельник, посвятивший свою жизнь служению Богу. Возле пещеры есть природный источник в виде небольшого водопада, воде которого приписывают чудотворные целебные свойства. Мощи святого Зосима хранятся в монастыре Тумане.

Монастырь Тумане Монастырь Тумане

Црни Врх (Черная вершина) - самая высокая горная вершина в муниципалитете Голубац и приятная зона отдыха с красивым видом на Национальный парк, Дунай и Румынию, расположена в 7 км к югу от Голубца, недалеко от деревни Снеготин.

Источник Добра вода - расположен в районе села Кленье, в 9ти км от Голубца. Водный источник считается лекарственным для лечения болезней глаз и укрепления здоровья.

Пешеходная тропа Голубац - длиной около 6 км, начало тропы вблизи крепости. Тропа проходит вдоль границы национального парка Джердап, первая часть тропы ведет к смотровой площадке Велика Чука, а вторая - к смотровой площадке Льильар с просторной зоной отдыха со скамейками. Далее тропа продолжается в окружении великолепной природы до Великого источника, откуда открывается третий вид на Велику Чуку и Дунай.

Велика Чука Велика Чука

Традиционные блюда этого региона:

  • Фасоль "градиштанац",
  • Голубацкий судак и рыбацкий котелок,
  • Влашский хлеб и рюмка фруктовой ракии.

Дополнительную информацию, проспекты и карты можно получить в Туристическом инфоцентре города: ул. Царя Лазара 1, Голубац. Инфоцентр открыт по рабочим дням с 07.00 до 21.00 и оказывает следующие услуги: продажа сувениров, предоставление информации и бронирование гостиниц и апартаментов, услуги экскурсоводов, аренда велосипедов.

В следующих частях мы продолжим путешествие по Джердапу. Самое интересное еще впереди!

7 НЕВЕРОЯТНО КРАСИВЫХ МЕСТ В СЕРБИИ, ОТ КОТОРЫХ ЗАХВАТЫВАЕТ ДУХ.

Сербия - жемчужина Балканского региона, страна с богатым историческим наследием, многочисленными культурными достопримечательностями и сказочной природой.

Природа Сербии отличается невероятной красотой, необыкновенными ландшафтами, яркими красками и ошеломительными пейзажами, создающими ощущение неподдельного восторга и гармонии с окружающим миром.

Вот только 7 мест с самыми захватывающими видами из разных районов Сербии.

1.КОЗИЙ КАМЕНЬ, СТАРА ПЛАНИНА.

Высокогорный массив Стара Планина - или Балканская гора, в честь которой был назван Балканский полуостров, в восточной Сербии, с самой высокой вершиной Миджор – 2169 м, находится под снегом почти пять месяцев в году, а его ландшафт составляют бесконечные пейзажи с крутыми склонами и резкими подъемами, невероятной красоты водопадами, каньонами, полянами с лечебными растениями и роскошными густыми лесами.

Нетронутая красота этого района настолько поразительна, что горный курорт Стара Планина заслуженно стоит в ряду самых высококлассных туристических районов не только в Сербии, но и во всем мире.

Смотровая площадка Козий камень находится в 13-ти км от города Пирот. С этого места открывается великолепный вид на 18 км извилистого Завойского озера сине-зеленого цвета, вершины Бабин Зуб и Миджор.

2. ОВЧАРСКО-КАБЛАРСКОЕ УЩЕЛЬЕ.

Овчарско-Кабларское ущелье - еще одна захватывающая достопримечательность, расположенная всего в нескольких километрах от города Чачак и известная как Сербская Святая Гора или Сербский Афон, на которой находится 16 средневековых монастырей. Врезанное между горными массивами Овчара и Каблара, ущелье в глубокой древности не просто стало приютом для беженцев – греческие монахи образовали здесь монашескую республику, которая в годы своего расцвета включала в себя триста обителей, объединенных единым уставом.

Смотровая площадка с вершины Каблара открывает потрясающий вид на реку Западную Мораву, которая буквально извиваясь между горными массивами Овчар и Каблар, создает удивительные природные пейзажи.

3. ЛАЗАРЕВ КАНЬОН.

Лазарев каньон находится в восточной Сербии в 10 км от города Бор и является одним из самых значительных центров биоразнообразия на Балканах. Это самый глубокий и длинный каньон в восточной Сербии, с многочисленными расщелинами и пещерами в диких скалах. Со всех сторон Лазарев каньон защищен скалистыми хребтами и через него протекает река с одноименным названием. Из-за крутизны утесов, он является одним из самых непроходимых каньонов и в тоже время одним из самых красивых мест в стране, которое обязательно нужно посетить каждому туристу.

Лазарев каньон был излюбленным местом убежища хайдуков во время османского нашествия. Турки не рисковали заходить в глубь, ибо знали, что здесь их ждала только смерть. По легенде, в 1371 году после битвы на реке Марица сюда прибыли всадники князя Лазаря, задерживавшиеся на отдых и назвали это место в честь своего правителя.

День третий. София — Сандански


По плану мы хотели остаться в столице Болгарии на две ночи. Погулять по городу, повидаться с друзьями. Но Небесная Канцелярия решила иначе. Прогноз погоды снова был неутешительный и во второй половине дня обещали дождь. Очень хотелось повидаться с друзьями, но мы выбрали дорогу в надежде сбежать от ливня. Решили доехать до самой границы и заночевать в городке Сандански. Болгария все-таки дешевле Греции.

От самой Софии указателей на границу нет. Пограничный переход называется Кулата. Следуйте указателям на этот городок

Половину пути до Санданского мы ехали по шикарному свеженькому автобану. Летишь 150 км/ч и не ощущаешь скорости. Правда, его пока не достроили.

Прелюдия к Джердапу

Выехали мы из Белгада ранним утром, день обещал быть ласково-солнечным. И так оно и было!

Ехали из Белграда недолго, сначала посмотреть Смедерево, ведь город и его крепость находятся совсем рядом с Белградом.

Но не Смедерево было главной целью поездки — хотелось увидеть национальный парк Джердап и особенно знаменитое Джердапское ущелье и Голубацкую крепость. Поверьте, это настоящее must see Сербии.

Матушка природа наградила Сербию от всей души, подарив ей один из самых живописнейших уголков Европы — глубокое скалистое Джердапское ущелье, по которому полноводный Дунай устремляется к Черному морю. И красивейшую крепость Голубац в самом широком месте величественного Дуная.

7 6 6 2 8 13 4 6

Сначала мы заехали в маленький, тихий, ничем не привлекательный, на мой взгляд, городок Голубац, живущий обычной провинциальной жизнью в полной гармонии с самим собой.

2 1 1 2 9

Примечательного в городке только то, что оттуда красиво вдалеке смотрится Голубацкая крепость. И что набережная тянется вдоль Дуная.

5

И еще из городка можно вполне рассмотреть противоположный берег Румынии.

3 2 1 3 1

А на подъезде к крепости Голубац вас встречает сначала старая, заброшенная каменоломня, к которой не советую подходить близко и уж тем более, карабкаться туда,

5

потом турецкий хамам XV века,

отель, памятник балканским воинам.

1

Ориентироваться на территории около крепости легко, везде размещены указатели, не заблудитесь:)

1

А в информационном центре

2

даже есть небольшой музей с демонстрационным залом.

Прелюдия к Джердапу

Когда точно возвели Голубацкую крепость или Голубачки Град — не известно. И не утихают споры по поводу того, кто именно строил крепостное сооружение: сербы или венгры. Зато точно установлено, что до возведения крепости в здешних местах располагалось римское поселение.

3 14

Есть предположение, что древняя крепость Голубац была построена на Дунае в конце XIII- начале XIV века (между городами Голубац и Кладово) и защищала европейский континент от турков. В 1335 году Голубац упоминается как крепость, в которой размещён венгерский гарнизон. Однако, крепость построена на сербском берегу Дуная, то есть логичнее было бы предположить именно её сербское происхождение…с возможным последующим захватом венграми.

Почему такое название, явно сербское — «Голубац» — там жило много голубей? Тут не обошлось без легенды, которая гласит, что жена сербского деспота Джурджа (Георгия Бранковича), византийская принцесса Ирина Кантакузина (ее сербское имя — Ерина), разводила в крепости голубей. Не просто голубей, а почтовых…

Есть и еще одна легенда о названии: якобы жила-была в крепости дивной красоты принцесса по имени Голубана. Влюбился в нее турецкий паша, но принцесса наотрез отказывалась стать частью его гарема. Тогда он взял крепость штурмом и велел приковать принцессу к скале и оставить умирать. Вот в честь гордой красавицы Голубаны, якобы и назвали крепость и город.

Между 1402 и 1410 годами в знак добрых отношений между двумя странами, венгерский король Сигизмунд I передал право на Голубац сербскому деспоту Стефану Лазаревичу.

9

В 1427 году Голубацкую крепость завоевали турки, выбив оттуда сербов, и Сигизмунд I отправил к крепости большое войско, страмясь ее освободить. Однако осада закончилась неудачей для венгров…

В последующие столетия Голубацкая крепость переходила то к одному государству, то к другому. В разное время ею управляли то турки, то болгары, то венгры, то сербы, то австрийцы. С 1867 года Голубацкая крепость была переданы под управление сербскому князю Михаилу Обреновичу.

Крепость как бы «втиснута» в утес, на котором ее создали, и издалека не сразу понимаешь — это творение природы или рук человеческих?

4

Высота башен твердыни составляет 20–25 метров, а толщина крепостных стен достигает трех метров. Голубацкая крепость сохранилась до наших дней почти в первозданном виде. Лишь часть крепостных ходов были затоплены после запуска ГЭС в 60-х годах XX века и поднятия уровня Дуная. Кроме того, в воду наполовину ушла одна из башен.

Увы! Забраться на крепость и насладиться чудесными видами у нас не получилось — не пускают. Крепость находится на реставрации. Нам сказали: «Приезжайте в следующем году…»

День первый. Белград — Джердап — Заечар

После аномально жаркого лета, когда все только и мечтали, что о дожде, синоптики все-таки пообещали дождь. Конечно же в те дни, когда нам надо было ехать. Из Белграда мы выехали довольно поздно, около часа дня, рассчитывая до Заечара добраться до темноты, то есть до 8 вечера. Семь часов на 250 километров, даже с учетом остановок вполне достаточно. Чтобы сократить время, до съезда на Пожаревац ехали по автостраде, оттуда до Джердапского заповедника остается 80 км.

Беруши — лучший друг мотопутешественника. На большой скорости воздух с обтекателя и лобового стекла создает сильный шум. Милан его совсем не выносит, голова потом болит, а я ничего так, после целого дня езды голова шумит, как наутро после хорошего техно-рейва =)))

Чтобы попасть в Джердапский заповедник, от Пожаревца держитесь указателей на Велико Градиште, затем на Голубац

Прошлой осенью началась реконструкция средневековой крепости Голубац, которая находится в самом начале Джердапского ущелья. Было интересно увидеть, насколько продвинулись работы по строительству объездного туннеля и туристического комплекса. В январе работы только начались, были поставлены леса на стенах и башнях крепости, и началась прокладка тоннеля.

В каждый сезон Джердапское ущелье выглядит по-новому. Красивой золотой осени, как в средней полосе России, в Сербии практически не случается. Листва сгорает еще летом и осенью очень быстро опадает. Но зато леса полны дикой ежевикой, которая поспевает к концу августа. Небольшое видео о Джердапе можете посмотреть здесь.

Мы решили остановиться на обед в Доньем Милановце, а перед этим заехать в музей «Лепенский Вир», где сохранена уникальная стоянка человека времен Неолита. Я проехала поворот в музей и пришлось искать удобное место, чтобы безопасно развернуться на узкой петляющей дороге. И вот тут произошло, пожалуй, самое неприятное происшествие за все путешествие. К тому времени я уже изрядно устала и была голодная, так что на всякий случай разворачивалась «пешком», толкая мотоцикл ногами. И все-таки наклонила его сильнее, чем было можно на такой пешеходной скорости, и удержать не смогла. Так мы, я и мотоцикл, оба легли посреди дороги.

Поднять мотоцикл весом больше 100 килограмм мне, конечно, не по силам. Оставалось только ждать, что рано или поздно приедет Милан, сообразив, что-то произошло, или кто-то другой остановится. Место безопасное, длинный прямой отрезок, мотоцикл в его середине, да и другая полоса свободна. Через несколько минут слышу, звук мотора, едет Милан. Увидел меня, удивленно поругал за то, что на ровном месте роняю мотоцикл. Подняли, проверили, все ли цело. К счастью, обошлось без жертв. Только немного погнулись педаль переключения скоростей и ручка сцепления. Если бы сломались, то путешествие можно было бы считать оконченным.

Мы вернулись в музей «Лепенский Вир», где представлены остатки древнего поселения людей, которое датируется 6500–5500 годами до Н. Э. Это не оригинальное место поселения. Из-за строительства Джердапской ГЭС уровень воды в Дунае сильно поднялся. Многие из исторических памятников и сокровищ ущелья были затоплены. Чудом, Лепенский Вир был открыт буквально в последний момент и перенесен на другое место выше нового уровня воды. Крайне интересная история, правда, как часто случается с музеями в Сербии, то, сколько вы услышите, зависит от того, к какому экскурсоводу попадете.


Чтобы попасть в музей, следите за надписями над въездами в тоннели. «Музей 5 км», «Музей 1 км», затем хорошо обозначенный поворот налево и вниз.

Время работы:
Январь — 10.00–15.00
Февраль — не работает
Март — 9.00–17.00
Апрель — 9.00–19.00
Май—Август — 9.00–20.00
Сентябрь — 9.00–19.00
Октябрь — 9.00–18.00
Ноябрь — 9.00–17.00
Декабрь — 10.00–15.00

Цена билета:
Взрослые — 450 динаров
Группы — 300 динаров
Дети до 15 лет — 250 динаров

После музея «Лепенский Вир» быстро доехали до Доньего Милановца. Голодные как волки. Там есть один ресторанчик «Лепенска Рибица», проверенное место, где мы остановились и назаказывали кучу разной еды.

1

Порция чевапов, две порции влашког сыра на гриле, греческий и шопский салаты и бутылка минеральной воды обошлись нам точно в 10 евро на двоих. Мы объелись так, что не были уверены, что сможем двигаться дальше.

Ресторан «Лепенска рибица» в Доньем Милановце найти очень легко. На въезде в городок со стороны Голубаца по главной до поворота направо в горку на отель «Лепенский Вир». Туда не сворачиваете, а едете прямо до конца квартала. Это еще метров 50. С левой стороны на углу улицы находится ресторан

Собравшись с силами и с трудом отлепив себя от места поехали дальше. Вечерело и надо было успеть в Заечар, где нас уже ждали, до темноты. Эти края довольно дикие, неплохая асфальтированная дорога уходит от Дуная вглубь невысоких гор, постоянно петляет и не освещена. После грозы, которая прошла накануне, во многих местах вода нанесла на асфальт гравий с обочины. Мотоцикл по нему скользит, как по льду. Уже на подъезде к Заечару, когда было совсем темно, на серпантине, мы попали на пару крутых поворотов, щедро посыпанных щебнем. Было неприятно, но до дома добрались без происшествий. Нас уже ждали родственники Милана, ужин, на который все еще было сложно смотреть после обеда в Доньем Милановце, и разговоры о том, о сем до поздней ночи.

Как добраться.

Ущелье Джердап начинается в городе Голубац и заканчивается в Кладово. В самом его центре находится город Доньи Милановаца. Если вы решили сюда добираться общественным транспортом, то надо определиться с маршрутом заранее.

Из Белграда до Голубаца, с его крепостью, в день курсируют три автобуса. Время в дороге два с половиной часа, стоимость проезда 4-6 евро. На этих же автобусах можно доехать до Кладово и использовать их в качестве средства своего перемещения вдоль ущелья.

Но всё-таки лучшим вариантом добраться до этих мест будет путешествие на автомобиле. Переночевать здесь также не станет проблемой. О радушии местных жителей, наши туристы давно складывают легенды.

Из Белграда в Салоники. Часть первая. Джердап — Стара Планина

Этим летом мы вдвоем ездили в Грецию. Сперва в Салоники на свадьбу к друзьям, а затем всей компанией приглашенных друзей в кемпинг, который находится на среднем «пальце» Халкидикия — Ситонии. Этот рассказ посвящен нашему путешествию. Часть первая «Туда». Маршрут проходил через заповедники Джердап и Стара Планина. Вторую часть о Греции смотрите в блоге.

Исходные данные: Милан с Honda Afrika Twin 650 кубиков и стажем вождения 5 лет и я на Kawasaki ZZR600 со стажем вождения полтора месяца.

Цель: Попасть в Салоники к субботе 22 августа

Небольшая статистика и расходы на все путешествие

Пройденное расстояние 1957 км.

Средний на маршруте расход топлива на 100 км для каждого мотоцикла вышел около 6 литров.

Расходы на двоих:

На жилье (большую часть времени у друзей ночевали) 90 евро.

Платные дороги (Сербия и Македония) 22 евро.

Еда, мелкие покупки и прочие глупости 162 евро.

Топливо для двух мотоциклов 276 евро.


Итого: 550 евро.

Согласно девизу было решено ехать «полако», то есть в переводе с сербского «неторопливо», проходя в день 250–300 км и заезжая по пути в интересные места. Таким образом маршрут принял следующий вид:

Белград — Джердапский заповедник — Заечар (ночевка у родни) — Стара Планина — София (две ночи у друзей) — Салоники — Македония — Белград

Что посмотреть.

Вторым названием ущелья Джердап является Железные Ворота. Именно в этом месте Дунай изменяет свою ширину с нескольких километров до каких-то 150 метров. Правда здесь великая река берёт своё глубиной, которая достигает в ущелье 90 метров. Кроме этого величие и красоту этому месту добавляют скалистые берега, которые поднимаются ввысь местами до 500 метров. Травелата - гипермаркет туров

Джердабское ущелье.Что посмотреть.

Данный природный феномен не остался без внимания правительств Югославии и Румынии и в 60-х 70-х годах при техническом содействии старшего брата - Советского Союза, здесь были построены две гидроэлектростанции - Джердаб 1 и Джердаб 2. Причём Джердаб 1 является крупнейшей на Дунае и одной из самых крупных в Европе.

Джердабское ущелье.

Перед самым входом в Джердаб находится одна из главных местных достопримечательностей - Голубацкая крепость, названная в честь одноимённого города по соседству с которым она находится. Крепость была построена в 14 веке и её ранняя история на сегодняшний день мало изучена.

Но с учётом того, что со времён Средневековья она не подвергалась никаким перестройкам и сегодня имеет вполне себе достойный вид, хотелось бы пожать мозолистые руки тем парням, которые её построили.

Джердабское ущелье.Что посмотреть.

На территории крепости находится девять башен, которые вполне естественно, соединены стенами. Причём одна из них, которая имеет восьмиугольное основание, была построена турками в 15-м веке после захвата крепости.

В одной из башен когда-то находилась православная часовня. На сегодняшний день Голубацкая крепость считается одной из лучше всех сохранившихся средневековых оборонительных сооружений Европы. А самым главным её плюсом является свободный вход в неё, впрочем как и выход. Level.travel Бронирование туров

Джердабское ущелье.Сербия.

В самом центре национального парка Джердаб, находится город Доньи Милановац с весьма интересной историей. Город был основан в 19-м веке на острове посередине Дуная и назывался Пореч. Но в связи с частыми наводнениями, князь Милан Обренович приказал перенести город на берег реки, а его имя послужило прекрасным поводом переименовать название сего населённого пункта.

Джердабское ущелье.Что посмотреть.

В 1970-м году остров, на котором первоначально находился Пореч, стал краегольным камнем в основание гидроэлектростанции Джердаб 1. Строительство сей электроплотины, вынудило властей города ещё раз изменить границы Доньи Милановаца.

Сегодня отсюда ходит небольшой параходик по самым интересным местам Джердаба. В частности, одной из его остановок на маршруте плавания будет стоянка первобытных людей Лепенски-Вир, которая датируется 6000 лет до нашей эры. intui.travel - трансферы

Джердабское ущелье.Что посмотреть.

В Доньи-Милановаце находится визиторский центр национального парка, в котором можно узанать исчерпывающую информацию о природе парка и его самых интересных местах. К последним относится смотровая площадка, которая сооружена на высоте 768 метров над уровнем моря и находится в самом узком месте ущелья.

Причём посещение данной площадки, можно преподнести для себя любознательных, в увлекательную экскурсию с продолжительностью до 20 километров. Всего же от Доньи Милановаца к площадке ведут восемь маршрутов длиной от 2 км до 20.

Джердабское ущелье.Сербия.

На выходе из Джердаба расположился город Кладово. Сей городок известен в первую очередь своим археологическим музеем, который является филиалом Белградского. Причём создание музея в Кладово напрямую связано со строительством гидроэлектростанций в ущелье.

А всё потому что подъём воды, в связи со строительством оных, затронул весьма важные для археологов места. И чтобы пойти на встречу науке было принято решение: извлечь всё ценное на поверхность и свезти в Кладово.

Джердабское ущелье.Сербия.

Джердабское ущелье.Сербия.

Джердабское ущелье.Сербия.

Путешествуя на машине или без неё вдоль Джердаба, можно увидеть не менее интересный противоположный румынский берег. Из его достопримечательностей можно выделить сорокаметровую скульптуру Децебалу, высеченную на скале.

Вообще касаясь транспорта по национальному парку, можно отметить наличие в нём стокилометрового участка велотрассы Евровело-6, которая соединяет собой французский Сен-Назар на Атлантическом океане и румынскую Константу на берегу Чёрного моря. Поиск дешевых отелей.

Джердабское ущелье.Сербия.

Смедерево, Голубац, Джердапское ущелье

История города Смедерево неразрывно связана с историей Смедеревской крепости. Крепость имеет очень большой размер. Это связано с тем, что в средние века город был самым крупным в Сербии. В середине XV века Смедерево завоевали турки и город оставался под властью Османской империи до начала XIX века.

IMG_0430.JPG

Церковь Святого Георгия на центральной площади Смедерево.

IMG_0431.JPG

Памятник погибшим в первой мировой войне.

IMG_0433.JPG

Крепость Смедерево

IMG_0468.JPG

Ров перед крепостью

IMG_0437.JPG

Внутри крепости

IMG_0439.JPG

Вид на крепость и Дунай со стороны Малого града. Общая площадь крепости составляет почти 11 гектар. Она имеет треугольную форму. С двух сторон стены крепости окружают реки Дуная и Йезава. Кроме этого, Малый град с третьей стороны защищает ров с водой.

Джердапское ущелье. Сербия. Что посмотреть. Отели.

Джердабское ущелье. Сербия.

На границе Сербии и Румынии, там где сходятся горные системы Карпат и Стара Планины, течёт река Дунай. А само место, где она протекает, называется Дунайским ущельем или ущельем Джердап. Хотя последнее является по сути лишь частью первого. Общая длина ущелья составляет 130 километров и оно соединяет Среднедунайскую равнину с Нижнедунайской. Tourex.me - туроператор экскурсионных туров

Джердапское ущелье.

Наиболее интересная часть ущелья со стороны Сербии представляет собой сегодня национальный парк Джердап, площадью примерно в 600 квадратных километров. Его уникальность связана не только с природной составляющей, но также и с богатой историей археологических находок, среди которых остатки древнеримских укреплений и ихнего же моста через Дунай.

Джердабское ущелье.

День второй. Заечар — София


Ночью нас догнал дождь. И хотя к утру он кончился, прогноз погоды был не самый оптимистичный. Позавтракав и посовещавшись на счет особенностей местных гор, бывает, что с одной стороны дождь, а за хребтом солнце, было решено ехать. Действительно, через час мы выбрались на сухой асфальт и погнали в сторону Старой Планины, самой высокой горы Сербии. Дорога постепенно уводила все дальше в глубинку и становилась все более залатанной, но по крайней мере без дыр.

Кто-то в интернете уже шутил на тему сербских сельских дорог — пятьдесят оттенков серого. Так и есть, свежие заплатки более темные поверх старых, светлый и вытертых. Выглядит это примерно так.

В защиту сербских дорог я могу сказать одно. Они есть. Может не самого лучшего качества, но практически до любого населенного пункта можно добраться по асфальту. Забегая вперед, скажу, что эта часть пути, больше похожая на стиральную доску, практически доконала крепление кофра на моем мотоцикле. Вечером, разгружая его, выяснили, что лопнуло одно из креплений металлической рамы, на которую ставится топкейс. Болты от тряски раскрутились и три из четырех потерялись в дороге. Чудом, на одном болте тяжелый кофр доехал до Софии.

Вскоре дорога привела нас в большое село Горна Каменица, в центре которого стоит вот такой указатель.

Надписи сверху вниз: Миджор (самая высокая точка Старой Планины), Сибирь, София, Стамбул и, внезапно, Токио. Ну что ж, Токио, значит едем в Токио =) По дороге заедем на Бабин Зуб, одну из вершин Старой Планины. Заповедник Стара Планина — это один из самых посещаемых горнолыжных курортов Сербии. Дорога, по которой мы ехали, даже летом выглядит довольно недружелюбно, разбитый серпантин, вырубленный в скале, местами посыпан коварным гравием, деревеньки, прилепившиеся на склонах. Только последние несколько километров перед горнолыжкой покрыты новеньким асфальтом, а вдоль обочины установлены трехметровые шесты в красно-желтую полоску. Отметки, на случай сильного снегопада.

Только на смотровой площадке стало светлее, облако уползло вниз по склону и стало видно и саму скалу Бабин Зуб, из-над «планинарским домом» и полицейской станцией.

Даже ненадолго показался один из склонов, где проложена трасса для катаний и канатная дорога. Мы выпили горячего чаю и поспешили вниз. Следующее облако выглядело еще более неприятно и обещало дождь.

Мы хотели спуститься до Калны и найти шахты бывших урановых рудников, которые были закрыты еще до 80х годов, а добыча перенесена в Словению, тогда бывшую еще частью Югославии. Но облако, действительно, оказалось дождевым. Еще на спуске нас накрыл дождь и мы помчались к Пироту и границе.

Дождь все усиливался и усиливался. Мы только ненадолго остановились около водопада Бигар и помчались дальше.

Дорога стала еще хуже. Если раньше она хотя бы была залатана, то на участке от Калны до Темской было много дыр. Они наполнились водой и стало совсем непонятно, насколько может быть глубокой встречная лужа. Под конец разразилась полноценная гроза. Под проливным ливнем мы по пустой полосе неслись к границе с Болгарией. Только навстречу тянулась бесконечная вереница машин и грузовиков с иностранными номерами, в основном австрийскими, немецкими, голландскими. Конец отпуска, турки возвращаются домой. Смешно, конечно, но это в большинстве случаев так. Потом уже на заправках видели много машин с европейскими номерами, но совсем не европейскими пассажирами. Ну да не важно.

Мокрые, как мыши, мы добрались до границы. Любая экстремальная погода, будь то холод или дождь, моментально показывает недостатки экипировки. В нашем случае это была обувь, а у меня еще и мотоштаны. В сапогах хлюпала вода. Казалось бы, длина штанин нормальная, но когда я сажусь на мотоцикл, они задираются, и между краем сапога и краем штанины остается зазор 1 см. Пока сухо и тепло, не проблема, но когда встречная фура обливает с ног до головы водой, то все стекает в левый сапог. Но это тоже решаемо.

Пока мы проходили границу, дождь ушел дальше в Сербию, появилась радуга, но очень быстро окончательно стемнело. До Софии, где нас ждали друзья, оставалось каких-то 60 км и эти километры были самыми сложными. Капли на щитке шлема рассеивают свет фар встречных машин. Не видно ничего, от слова совсем. Светлое марево перед глазами. Освещения нет, шли «по приборам», наощупь, медленно и без происшествий добрались до друзей в Софии и теплого душа =)))

Читайте также: