Другие места умирающая инта красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

Обновлено: 17.05.2024

Итак, после долгого перерыва продолжаем путешествие по Республике Коми. Перед отъездом на юг я успел выложить рассказ о железной дороге в Северной Коми, теперь же покажу два её основных города - Инту и Воркуту.

Забытая богом Инта, затерявшаяся в тайге чуть-чуть не доезжая Полярного круга, стала для меня самым настоящим открытием. Я знал о ней только то, что это умирающий город при угольных шахтах, основанный в 1942 году как центр Инталага, а спустя десять лет получивший городской статус. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва, но ныне из 6 шахт действует лишь одна, а население сократилось вдвое - с 60 до 30 тысяч человек. В общем, думаю, любой на моём месте представил бы мрачную дыру с заброшенными домами и спившимися людьми.
И тем поразительнее оказалось то, что Инта - очень красивый, необычный и даже уютный город, где смешались деревянный модерн, конструктивизм, сталинский стиль, неоготика и оригинальная позднесоветская архитектура - впечатляющий коктейль для города, которому чуть больше полувека. Да еще и на Крайнем Севере.

Так как информации о красотах Инты в интернете исчезающе мало, пост будет очень большой, за что заранее извиняюсь.

Как уже говорилось в прошлой части, вокзал находится довольно далеко (то ли 9, то ли 17 километров) от города - в посёлке Верхняя Инта. Поезд встречают таксисты, и где-то раз в полтора часа ходит ПАЗик. Путь до центра - около получаса, сначала через чахлый лесок, а затем по заброшенной промзоне. На километры тянутся какие-то трубопроводы, ржавые конструкции, заброшенные здания и целые шахты, которые здесь (в отличие от Воркуты) даже не ликвидируют. Вот эта шахта со звездой на копре - один из символов Инты, встречает на въезде в живую часть города.

А парадный въезд в Инту выглядит так:

Пожарное депо в крайне характерном для Инты стиле, балансирующем на грани сталианса, хрущовского минимализма и модерна:

Улица выходит на главную площадь, к здоровенной каменной арке с прилепившимися к краям бревенчатыми домами:

Здания напротив - слева (если стоять к арке спиной):

Перед вторым домом - памятник Кирову, а фронтон увенчан вот такой штукой - явный отсыл к конькам северных изб:

В сущности, вся Инта - это одна главная улица, кажется Кирова, на которую нанизана почти вся жилая часть города. Есть и несколько параллельных улиц, и пара десятков перпенидкулярных - но в общем город имеет чёткую ось. Где-то четверть его застройки сосредоточены левее (если стоять к арке спиной) площади, три четверти - правее. Я же с начала и вовсе пошёл за арку:

Отсюда хорошо видна главная достопримечательность Инты, её доминанта - Башня. Водонапорка, об истории которой я расскажу позже. На переднем плане - опять же характернейший для Инты дом: большинство позднесоветских зданий построены из жёлтого кирпича с краснокирпичными узорами.

Как например вот этот дворец спорта за аркой:

Кадр снят с параллельной Кирова Полярной улицы. Её перспектива с Башней на западе (правее кадра выше) показана на вводном кадре, в другую же сторону вид вот такой, а в перспективе две трубы местной ТЭЦ:

За берёзами - впечатляющий сталинский ансамбль. Здания поражают своей обшарпанностью - на Крайнем Севере штукатурка слезает очень быстро, а поновлять её удаётся далеко не всегда. В 6 утра на улицах было пугающе безлюдно, и в этой части Инта производила именно то впечатление, которого я ожидал - умирающего шахтёрского города.

Здесь было легко почувствовать себя сталкером - хотя почти все окрестные дома обитаемы:

Интинский дворик. Обратите внимание на глухие "рёбра" многоэтажки - подозреваю, они прикрывают подъезды от ветров:

Чуть дальше - мостик, плотина и коптящая угольной сажей ТЭЦ. В облике последней явные черты конструтивизма - если бы я не знал, что Инта основана после войны, подумал бы - 1920-е годы:

Вид вдоль речки Инта. За рекой начинаются пустыри, мёртвые промзоны и вообще малонаселенная местность:

Отсюда я пошёл обратно к улице Кирова, к огромному городскому ДК с краснокирпичным силуэтом шахты на задней стене:

Фасад на улице Кирова и отражающееся в стекле мутное Солнце:

А вокруг. Такого я здесь увидеть никак не ожидал!

Восточная часть улицы Кирова застроена самым натуральным деревянным модерном! Опять же, если бы я не знал истории Инты, я бы ломал голову над возрастом этих зданий - непохожи ни на советские, ни на дореволюционные.

Как я уже отмечал в прошлых постах, Республика Коми очень богата нетривиальным советским деревянным зодчеством, это едва ли не самая яркая "фишка" её архитектуры. Но ансамбль Инты - настоящий апофеоз.

А в сущности обыкновенные сталинские бараки - просто украшенные в северном духе. Обычный дворик в Старой Инте:

Есть тут и миниатюрные сталинки - например, местная ГИБДД. Учитывая, что с Большой земли сюда не ведёт не только автодорога, но и даже зимник - работы у них явно немного.

А здесь над входом надпись "Христос - Путь, Истина и Жизнь". Какие-нибудь баптисты или адвентисты седьмого дня. Церковь в Инте тоже есть, но за пределами основной части города, и я к ней уже не дошёл. Но как символично - построить храм там, куда дойдёт не всякий!

Здесь улица как-то очень резко обрывается, открывая вид на коптящую ТЭЦ:

И далёкую промзону с колоссальными копрами угольных шахт:

Надо заметить, что хотя Инта встретила меня пугающим безлюдием, в 7 утра как по команде народ появился на улицах, и город-призрак сделался на удивление оживленным и даже шумным. Перейти улицу Кирова в некоторых местах было непросто - приходилось ждать аж по полминуты-минуте! Люди были одеты в основном если не хорошо, то прилично, откровенные пьяницы и деклассированные элементы попадались - но не доминировали. Скажем так: во многих городках Средней России контингент гораздо хуже.

Я же вернулся на площадь и пошёл по главной улице на запад:

Сталинка на параллельной улице - близко к ней подойти я так и не удосужился:

Хотя "классический" сталианс в Инте тоже очень достоин, и основная его часть концентрируется как раз в этом районе:

Вот только обшарпанность столь феерична, что скорее удивляет, чем удручает:

Есть здесь и свой "мост влюбленных" - подвесной и насквозь ржавый, но с замками на перилах. С моста хороший вид:

В этой части города, меж двух площадей, доминирует Башня - всего-навсего водонапорка, построенная в 1953-54 годах:

В это время в Инталаге среди прочих отбывал наказание шпион (реальный или мнимый - судить не берусь) Артур Густав Тамвелиус, швед по национальности. К началу 1950-х он занимал должность лагерного архитектора-художника, и когда ему в руки попали чертежи водонапорки для нообразованного города, он буквально за три дня переделал первоначальный проект. Если бы не Тамвелиус, город вполне мог бы выглядеть так, но проект башни каким-то чудом оказался принят, а затем Тамвелиус построил ещё несколько зданий, создав неповторимый стиль Инты:

Не знаю, Тамвелиусу ли принадлежит "деревянный модерн", но вот Новый город безусловно навеян его Башней. Граница Старой и Новой Инты - вот эта огромная площадь. Вид назад:

И вперёд - улица Кирова превращается в арбат, или, как здесь говорят, бродвей:

За бродвеем - еще одна площадь:

Где среди снегов стоит Ленин и небольшой Дом Советов:

И в целом Новый город занимает больше половины Инты, а живёт тут наверное процентов восемьдесят её населения. Его облик столь же прост, сколь и узнаваем - золотистый кирпич и узоры из красного кирпича. Но таким простейшим методом можно получить удивительное разнообразием форм!

Где-то здесь затерялся и местный Центр национальных культур:

В общем, удивительно самобытный и цельный в архитектурном отношении городок, где при этом ни на секунду нельзя забыть о том, что ты на Крайнем Севере. Если бы не экономический упадок и заброшенные промзоны, Инта была бы по-настоящему уютной - соразмерная человеку, со старой и новой частями, с удивительно тёплым обликом зданий, в основном (кроме сталинок) не нуждающихся в покраске - и это в городе, почти целиком застроенном в позднесоветское время.
Но всё же это Крайний Север - улицы на окраине обрываются прямо в тундру:

Ещё удивительнее то, что к середине дня, когда распогодилось и стало людно, Инта совершенно не выглядела умирающей. То есть, объективно здесь без всякой иронии всё плохо и будет только хуже, и никакой надежды - но взгляду гостя, приехавшего на несколько часов, это почти не заметно. К тому же, сейчас в Инту пришли газовики, строящие трубу на Ямал, и таким образом в городе возникло довольно много рабочих мест. Многие бывшие шахтёры с обанкротившихся шахт, кто не спился и не уехал, пошли на стройку механиками и разнорабочими, и как мне кажется, для старых работяг, чьи жизни сломала Третья Смута, это важно не только с материальной, но и с моральной точки зрения.

Вот такой вот необычный город. Впрочем, интинские впечатления поблекли, когда я увидел Воркуту. О ней и пойдёт речь в следующих частях.

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми. ". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Колорит.
Воркута. Архитектура.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.

Другие места умирающая инта красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

Наталия Буцкая


Наталия Буцкая ответила Владимиру

Нравится Показать список оценивших

Владимир Иванов

Наталия, что перспектив нема

Нравится Показать список оценивших

Наталия Буцкая


Наталия Буцкая ответила Владимиру

Нравится Показать список оценивших

Не оценили красоту нашего города и национального парка в натуре.

Нравится Показать список оценивших

Галина Галкина

Виктория, и города, с новыми светильниками и оградкой

Нравится Показать список оценивших

Екатерина Макарова

Кто сказал , что наш город умирает ? Таких городов как наш много по России .Наша Инта лучше всех .

Нравится Показать список оценивших

Дианчик Кобзева


Дианчик Кобзева

Что есть интересного в Инте

О проблемах Инты вкратце рассказал, хочется уже перейти к приятной части и рассказать, чем интересен этот молодой город.

Краеведческий музей / музей политических репрессий

В музее подробно рассказывается лагерная история Инты. Здесь много документов, фотографий, и без помощи экскурсовода разобраться во всём этом будет непросто. Так что берите экскурсию. На крышу, к сожалению, не пускают из-за требований пожарной безопасности.

Арктический резидент создаст в Инте 150 новых рабочих мест

В Инте работает министр экономического развития России Максим Решетников. В ходе визита он познакомился с арктическими резидентами Коми – заводами железобетонных изделий, карбидов и ферросплавов.

Фото "Пятого канала" (Инта).

Глава Коми Владимир Уйба в обращении рассказал, что 13 августа вместе с министром экономического развития России Максимом Решетниковым посетил Инту. Там делегация ознакомилась с арктическими резидентами.

IMG_0422.JPG

Первым стал завод по производству железобетонных изделий. Предприятие планирует создать линейку для выпуска любых нужных на рынке товаров – для замены шпал на Северном широтном ходе, прокладки трасс для газовиков и нефтяников. Будет создано 150 новых рабочих мест.

IMG_0395.JPG

Второй точкой стал завод карбидов и ферросплавов, который тоже включен в реестр арктических резидентов. В первые три года он будет выпускать по 9 тыс. тонн карбида кальция в год, в будущем – до 35 тыс. тонн в год. Выпуск ферросплавов обозначен в 50 тыс. тонн в год, плюс минеральные удобрения.

IMG_0613.JPG

IMG_0543.JPG

IMG_0571.JPG

IMG_0570.JPG

- Мы попросили разработать упрощенный порядок получения займов от Фонда развития моногородов и предусмотреть именно целевое назначение займов. Это позволит активнее предприятия получать средства на свое развитие. Надеемся на содействие Минэка в предоставлении средств на поддержку ООО «Интинское», - отметил глава Коми.

Напомним, «Интинское» - бывшее ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» , которое занимается разведением оленей и глубокой переработкой мяса.

Почему город умирает

Инта – классический пример моногорода. Она полностью зависит от угольных шахт, на которых работают жители, а градообразующее предприятие "Интауголь" признано банкротом. Перезапустить добычу угля вряд ли получится. Проблема была в том, что "Интауголь" добывала уголь низкого качества, на который сейчас нет спроса.

В 1992 году в Инте было 60 тысяч жителей. К 2020 году их осталось 24 000. Многие переезжают в Сыктывкар. У меня там живёт друг, и он рассказывает, что Сыктывкар сейчас активно строится, чтобы вместить всех желающих.

Особенность Инты: она не связана с федеральными автомобильными дорогами. Можно ездить на машине внутри города, но в тот же Сыктывкар на ней будет не уехать. Это напоминает фильм "Шоу Трумана", в котором герой Джима Керри никак не мог выехать из своего городка.

Но вообще из Инты выехать на машине возможно: по зимнику или по железной дороге в специальном вагоне.

Умирающая Инта: красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

В 2018 году мы с друзьями были в походе на Северном Урале, который закончился в городе Инта. Там мы провели несколько дней перед отъездом обратно в Петербург. Этих дней хватило, чтобы познакомиться с городом и составить о нём какое-то впечатление.

О самом походе я уже подробно писал в формате путевого дневника. Ссылку вы на него вы найдёте в конце. А вот об Инте написать забыл. Но на днях я готовился ко дню рождения Ленина, искал фотографии с его памятниками и нашёл в закромах Яндекс.Диска пыльную папку с фото из Инты.

Ленин в Инте.

Ленин в Инте.

Не претендуя на объективность и экспертность, хочу рассказать, какой я увидел Инту летом 2018 года и почему называю её умирающей.

История города

Отмывшись после похода, мы пошли знакомиться с городом. Лучшее место для этого – краеведческий музей. В Инте он находится в старой водонапорной башне.

Водонапорная башня в Инте ➡

Водонапорная башня в Инте ➡

Водонапорная башня в Инте ➡

Специально ради нас в выходной день вызвали экскурсовода, и эта милейшая женщина рассказала нам об истории города. Но прошло уже почти 3 года, так что помню я мало.

Запомнил одно: здесь были лагеря, и почти всё в Инте построили заключённые. Не только дома, но и шахты, дороги, каналы. Когда их освобождали, они оставались здесь жить. Почти у каждого современного интинца кто-то в семье был узником ГУЛАГа.

Не удивительно, что краеведческий музей Инты также является и музеем политических репрессий.

Глава Минэкономразвития России планирует посетить Воркуту и Инту

Об этом стало известно на совещании у министра экономического развития России Максима Решетникова, где обсуждалось развитие Воркуты и Инты.

В совещании, состоявшемся 29 марта по видеосвязи, приняли участие представители Минвостокразвития России, Минтруда России, Минэнерго России, правительства Коми, Фонда развития моногородов и АО «Северсталь Менеджмент».

Воркута и Инта – угледобывающие моногорода Коми. В 2019 году градообразующее предприятие Инты признано несостоятельным (банкротом), сейчас оно находится в стадии ликвидации, планируются работы по консервации последней шахты предприятия – «Интинская». Градообразующее предприятие Воркуты планирует завершить отработку месторождений в 2037 году.

– Чтобы сохранить эти города и обеспечить их стабильное будущее, власти республики активно работают над изменением экономической основы их развития. Роль угледобычи в дальнейшей судьбе Воркуты и Инты остаётся стратегически важной, но перспективы отрасли должны связываться не только с ростом объёмов добычи коксующихся и энергетических углей, но и с существенным увеличением глубины обогащения углей и с созданием углехимических производств, – сообщает в пресс-релизе администрации главы Коми.

Разведанные запасы каменных углей Печорского бассейна оцениваются в 7,2 млрд тонн. Кондиционные прогнозные ресурсы бассейна составляют 175,7 млрд тонн, из них более четверти – категории Р1.

Печорский угольный бассейн содержит всю гамму углей, обеспечивающих возможность развития сырьевой базы коксохимии, энергетики и нетрадиционных направлений их использования. Коксующиеся угли добываются в настоящее время подземным способом на Воркутском и Воргашорском месторождениях, открытым способом – на Юньягинском разрезе.

Стратегической задачей развития Печорского угольного бассейна является развитие мощностей добычи угля на уровне 10-12 млн тонн в год — как за счёт модернизации действующих шахт, так и за счёт строительства новых угледобывающих производств, что соответствует Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года и программе развития угольной промышленности России до 2035 года.

«Несмотря на снижение спроса на энергетические марки угля в России, мировой спрос на них остается достаточно высоким. Одной из задач, обозначенной в Стратегии развития Арктической зоны России, является обеспечение перевозок в акватории Северного морского пути. В этом смысле Коми обладает значительной сырьевой базой энергетических углей для поставок на внутренний и внешний рынки. Одним из таких резервов является Сейдинское месторождение энергетических углей», - отметил Владимир Уйба.

Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников выразил желание посетить Воркуту и Инту в июне этого года, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией в моногородах.

Касательно темы ликвидации АО «Интауголь» Максим Решетников предложил проработать вопрос о включении Инты в программу по ликвидации горных выработок, для этого требуется внести в федеральное законодательство необходимые изменения. Министр экономического развития Российской Федерации попросил генерального директора Фонда развития моногородов Ирину Макиеву посмотреть, какие есть возможности по созданию дополнительных производств на территории Инты.

Участники совещания договорились в течение трёх недель представить в Минэкономразвития России свои предложения по выработке дальнейшей стратегии развития угледобывающих моногородов Коми.

История города

Отмывшись после похода, мы пошли знакомиться с городом. Лучшее место для этого – краеведческий музей. В Инте он находится в старой водонапорной башне.

Водонапорная башня в Инте ➡

Водонапорная башня в Инте ➡

Водонапорная башня в Инте ➡

Специально ради нас в выходной день вызвали экскурсовода, и эта милейшая женщина рассказала нам об истории города. Но прошло уже почти 3 года, так что помню я мало.

Запомнил одно: здесь были лагеря, и почти всё в Инте построили заключённые. Не только дома, но и шахты, дороги, каналы. Когда их освобождали, они оставались здесь жить. Почти у каждого современного интинца кто-то в семье был узником ГУЛАГа.

Не удивительно, что краеведческий музей Инты также является и музеем политических репрессий.

Что есть интересного в Инте

О проблемах Инты вкратце рассказал, хочется уже перейти к приятной части и рассказать, чем интересен этот молодой город.

Краеведческий музей / музей политических репрессий

В музее подробно рассказывается лагерная история Инты. Здесь много документов, фотографий, и без помощи экскурсовода разобраться во всём этом будет непросто. Так что берите экскурсию. На крышу, к сожалению, не пускают из-за требований пожарной безопасности.

Что есть интересного в Инте

О проблемах Инты вкратце рассказал, хочется уже перейти к приятной части и рассказать, чем интересен этот молодой город.

Краеведческий музей / музей политических репрессий

В музее подробно рассказывается лагерная история Инты. Здесь много документов, фотографий, и без помощи экскурсовода разобраться во всём этом будет непросто. Так что берите экскурсию. На крышу, к сожалению, не пускают из-за требований пожарной безопасности.

Музей находится внутри водонапорной башни ➡

Так выглядит вход ➡

Внутри можно немного подняться по винтовой лестнице. Но не до конца ➡

Музей находится внутри водонапорной башни ➡

Водонапорная башня – главная достопримечательность и символ Инты. Её проект был разработан местным заключённым Артуром Тамвелиусом. Он же потом спроектировал и несколько городских домов. О них ниже.

Много домов в плачевном состоянии. И вдвойне жаль, потому что видно, насколько они раньше были красивыми. Особенно выделяется здание поликлиники, построенной тем же Тамвелиусом. Листайте галерею:

Поликлиника ➡


Поликлиника ➡

Как видите, дома очень интересные. Жаль только, что разрушаются. В Инте есть дома с более простой архитектурой, но и у них своя изюминка: они украшены национальными узорами, причём, каждый дом – своими. Даже разные подъезды отмечены различными узорами. Листайте галерею:

Жилые дома в Инте ➡

Жилые дома в Инте ➡

Жилые дома в Инте ➡

Жилые дома в Инте ➡

Набережная

Через город проходит река Большая Инта, и на её берегу есть смотровая площадка. Отсюда открывается вид на безымянный мост, водопады под ним и собственно саму реку. Ничего особенного, но постоять там вечером было приятно.

Набережная реки Большая Инта ➡

Набережная реки Большая Инта ➡

Набережная реки Большая Инта.

Набережная реки Большая Инта ➡

Рядом с этой смотровой площадкой есть интересная "наскальная живопись": сцена добычи угля, выполненная кирпичом на кирпичной стене:

И как обычно под крышей можно увидеть национальный орнамент.

И как обычно под крышей можно увидеть национальный орнамент.

Интинский парк культуры и отдыха – это остров, получившийся искусственно. Здесь река делала живописный, но не практичный изгиб. Поэтому женщины-заключённые прорыли канал, сокративший путь по реке.

Прорытый канал отметил красным пунктиром. И чтобы два раза не вставать: 1) розовым цветом отметил водонапорную башню/музей; 2) синим цветом отметил смотровую площадку на реке, о которой писал выше

Прорытый канал отметил красным пунктиром. И чтобы два раза не вставать: 1) розовым цветом отметил водонапорную башню/музей; 2) синим цветом отметил смотровую площадку на реке, о которой писал выше

Звучит не очень сложно, на деле это был адский труд. Зимой земля замерзает до каменного состояния, а летом тебя атакуют комариные тучи. Что больше всего удивляет во всей этой истории: зачем, а главное, нафига нужен был этот канал?! Выгода от него мизерная!

Он не выглядит надёжным, но вроде как и не аварийный ➡

Вот этот канал прорыли женщины-заключённые ➡

Да, и про комаров. Их в Инте много, а в парке ещё больше. Не знаю, зависит ли это от времени года. Мы были в июле, и идти в парк без репеллента я бы не рискнул.

Вокзал

В отличии от многих других зданий в Инте, здание вокзала очень опрятное. Возможно, оно на балансе не города, а РЖД. А может причина в том, что оно не в Инте.

Вокзал в Инте. Точнее, в посёлке Верхняя Инта

Вокзал в Инте. Точнее, в посёлке Верхняя Инта

Вокзал находится в посёлке Верхняя Инта. Из большой Инты туда надо ехать на такси. Если не ошибаюсь, то это занимает минут 20 и стоит 400 рублей.

Разные виды города

У меня осталось еще несколько интересных фотографий, которые я не знаю к какому разделу отнести. Поэтому просто собрал их в одну галерею. Вот они:

Самая странная православная церковь, которую я видел ➡

Просторная площадь Ленина. Если у вас боязнь открытых пространств, то вам тут не понравится ➡

Бронзовый памятник Кирову был установлен в 1960 году. Это подарок Инте от блокадного Ленинграда за отгруженные эшелоны с углём ➡

Самая странная православная церковь, которую я видел ➡

Умирающая Инта: красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

В 2018 году мы с друзьями были в походе на Северном Урале, который закончился в городе Инта. Там мы провели несколько дней перед отъездом обратно в Петербург. Этих дней хватило, чтобы познакомиться с городом и составить о нём какое-то впечатление.

О самом походе я уже подробно писал в формате путевого дневника. Ссылку вы на него вы найдёте в конце. А вот об Инте написать забыл. Но на днях я готовился ко дню рождения Ленина, искал фотографии с его памятниками и нашёл в закромах Яндекс.Диска пыльную папку с фото из Инты.

Ленин в Инте.

Ленин в Инте.

Не претендуя на объективность и экспертность, хочу рассказать, какой я увидел Инту летом 2018 года и почему называю её умирающей.

Почему город умирает

Инта – классический пример моногорода. Она полностью зависит от угольных шахт, на которых работают жители, а градообразующее предприятие "Интауголь" признано банкротом. Перезапустить добычу угля вряд ли получится. Проблема была в том, что "Интауголь" добывала уголь низкого качества, на который сейчас нет спроса.

В 1992 году в Инте было 60 тысяч жителей. К 2020 году их осталось 24 000. Многие переезжают в Сыктывкар. У меня там живёт друг, и он рассказывает, что Сыктывкар сейчас активно строится, чтобы вместить всех желающих.

Особенность Инты: она не связана с федеральными автомобильными дорогами. Можно ездить на машине внутри города, но в тот же Сыктывкар на ней будет не уехать. Это напоминает фильм "Шоу Трумана", в котором герой Джима Керри никак не мог выехать из своего городка.

Но вообще из Инты выехать на машине возможно: по зимнику или по железной дороге в специальном вагоне.

Почему город умирает

Инта – классический пример моногорода. Она полностью зависит от угольных шахт, на которых работают жители, а градообразующее предприятие "Интауголь" признано банкротом. Перезапустить добычу угля вряд ли получится. Проблема была в том, что "Интауголь" добывала уголь низкого качества, на который сейчас нет спроса.

В 1992 году в Инте было 60 тысяч жителей. К 2020 году их осталось 24 000. Многие переезжают в Сыктывкар. У меня там живёт друг, и он рассказывает, что Сыктывкар сейчас активно строится, чтобы вместить всех желающих.

Особенность Инты: она не связана с федеральными автомобильными дорогами. Можно ездить на машине внутри города, но в тот же Сыктывкар на ней будет не уехать. Это напоминает фильм "Шоу Трумана", в котором герой Джима Керри никак не мог выехать из своего городка.

Но вообще из Инты выехать на машине возможно: по зимнику или по железной дороге в специальном вагоне.

Умирающая Инта: красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

В 2018 году мы с друзьями были в походе на Северном Урале, который закончился в городе Инта. Там мы провели несколько дней перед отъездом обратно в Петербург. Этих дней хватило, чтобы познакомиться с городом и составить о нём какое-то впечатление.

О самом походе я уже подробно писал в формате путевого дневника. Ссылку вы на него вы найдёте в конце. А вот об Инте написать забыл. Но на днях я готовился ко дню рождения Ленина, искал фотографии с его памятниками и нашёл в закромах Яндекс.Диска пыльную папку с фото из Инты.

Ленин в Инте.

Ленин в Инте.

Не претендуя на объективность и экспертность, хочу рассказать, какой я увидел Инту летом 2018 года и почему называю её умирающей.

Будущее Инты

Жизнь в Коми вообще не сахар, а в Инте и подавно. Иногда кажется, что местные сделаны из более прочного материала, который не прокусывается комарами, не поддаётся зимним морозам и летней жаре. Эти несгибаемые люди продолжают жить в умирающем городе, ходить на субботники и надеяться на лучшее.


Я не нашёл никаких внятных планов по развитию этого региона. Говорят о каком-то "регулируемом сжатии", подключении Инты к строящейся ж/д магистрали "Северный широтный ход", создании в регионе центра полярных исследований. Но насколько мне известно, пока это всё только разговоры.

Как я уже писал выше, в Инте мы оказались после завершения похода в заповеднике Югыд-Ва и сплава по реке Косью. Это было очень увлекательное приключение, и о нём я написал в формате путевого дневника. Почитать можно здесь:

Отремонтированные дороги, глэмпинг и скайраннинг: каким видят будущее туризма в Коми

Рост интереса к внутреннему тризму подталкивает власти к развитию инфраструктуры на местах и разработке проектов для привлечения путешественников. В регионе главная инициатива – это туристско-рекреационный кластер «Девственные леса Коми». Он предполагает укрепление материально базы на плато Маньпупунер в Троицко-Печорском районе и базе Желанное в Инте, создание горнолыжного комплекса в Вуктыле. Что еще могут построить в Коми для путешественников, обсудили на заседании правительства 20 августа.

В начале заседания врио главы Коми Владимир Уйба подчеркнул, что в настоящее время растет интерес к внутреннему туризму, особенно в условиях пандемии, когда зарубежные направления отдыха недоступны. Коми в этом плане «очень перспективный регион», где есть возможности для развития этно-, экологического, природного, оздоровительного, спортивного видов путешествий.

BOB_2064-1.jpg

Министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов рассказал, что в регионе уже наметили перспективные направления развития внутреннего туризма. Выделили пять туристско-рекреационных кластеров. Это «Арктический» с центрами в Воркуте и Инте, «Сереговский», связанный с медицинским туризмом вокруг санатория «Серегово», «Сыктывкарский» с культурно-познавательными направлениями, «Печорский» для водного и культурно-познавательного туризма вдоль реки Печоры и «Уральский».

BOB_1985.jpg

Последний кластер обладает большими перспективами на скорую реализацию. Второе его название – «Девственные леса Коми». Этот туристско-рекреационный кластер формируется на основе одноименного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда входят территории Национального парка «Югыд ва» и Печоро-Илычского заповедника. Также в кластер войдут территории Инты, Вуктыла и Троицо-Печорска. Этот проект уже вошел в топ-30 Всероссийского конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России и теперь претендует на вхождение в топ-10. Если победа будет одержана, то республика получит большое финансирование. Это позволит создать качественную инфраструктуру для комфортных путешествий к «легким Европы».

BOB_2008.jpg

У кластера будут три зоны. Первая – «Плато Маньпупунер» (Троицко-Печорский район). Она включает в себя строительство визит-центра в поселке Якша, где находится лосеферма, вертолетной площадки, 10 модульных отелей в формате мини-гостиниц (на 5 номеров каждая), бутик-отеля в этническом стиле на 50 номеров, обустройство троп и ремонт дороги из Троицко-Печорска в Якшу, green-ресторан с уклоном на сезонные местные продукты. Вторая – «Желанное» (Интинский район). Это обустройство дороги до базы «Желанное», экологических маршрутов – для треккинга, скайраннинга, площадок для медитаций, строительство глэмпингового комплекса на 50 мест, реконструкция кварцевой штольни как объекта туристского показа. Третья зона – «Горнолыжная» (Вуктыл) с размещением горнолыжного комплекса и гостиницы с лечебно-оздоровительными и медицинскими услугами.

- Совмещая направления экотуризма и оздоровительный отдых, республика может предложить возможность качественной реабилитации тем людям, которые переболели коронавирусной инфекцией, - отметил министр.

Общий бюджет проекта «Девственные леса Коми» – 3 млрд рублей от федерального бюджета, примерно такой же объем средств планирует выделить бизнес, который заработает на территории кластера.

BOB_2059-2.jpg

Реализация проекта даст значительный эффект для республики к 2025 году. Это увеличение турпотока на территорию кластера до 10 тыс. человек, увеличение количества туроператоров до 20, запуск регулярных туров на плато Маньпупунер, развитие инфраструктуры, рост доходов Вуктыла, Инты и Троицко-Печорска до 2 млрд рублей.

Отвечая на вопросы участников заседания, Сергей Емельянов отметил, что строительство новых объектов не затронет заповедные территории, а для обеспечения безопасности туристов еще на этапе разработки проекта привлекут сотрудников МЧС по Коми.

Другие места умирающая инта красивый город с печальной историей и непонятными перспективами

--> FISHKINET

Инта, город шахтерской славы

Инта, город шахтерской славы

Еще крутые истории!

  • Популярные профессии, которые исчезли благодаря появлению машин
  • Как в древности поступали с постаревшими рабами?
  • Татуировки, за каждой из которых стоит история


Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Предел жизни человека: на сколько лет рассчитан наш организм и какие факторы на это влияют

Предел жизни человека: на сколько лет рассчитан наш организм и какие факторы на это влияют

Мужчина в инвалидной коляске защитил своего мопса от стаи бродячих собак

Мужчина в инвалидной коляске защитил своего мопса от стаи бродячих собак

Костюм для митингов: впечатляющая презентанция бронеткани

Костюм для митингов: впечатляющая презентанция бронеткани

Пес расстроился из-за покупки хозяином телёнка

Пес расстроился из-за покупки хозяином телёнка

Как стать актером

Как стать актером

Как сейчас выглядит компьютерный магазин из фильма "Бумер"

Как сейчас выглядит компьютерный магазин из фильма "Бумер"

Классификация автомобилей

Классификация автомобилей

Трейлер мультфильма "Семейка Аддамс: Горящий тур" (2021)

Трейлер мультфильма "Семейка Аддамс: Горящий тур" (2021)

В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги

В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги

Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев

Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев

Фанат заказал модель болида Формулы-1 McLaren 1976 года, которую видел в детстве

Фанат заказал модель болида Формулы-1 McLaren 1976 года, которую видел в детстве

Рация в пачке сигарет из фильма "Бриллиантовая рука"

Рация в пачке сигарет из фильма "Бриллиантовая рука"

"Мы падаем!": в Сети появилось видео с моментом попадания молнии в самолет под Краснодаром

"Мы падаем!": в Сети появилось видео с моментом попадания молнии в самолет под Краснодаром

Пьяный пассажир вытолкнул проводницу из вагона

Пьяный пассажир вытолкнул проводницу из вагона

Трейлер фильма "Кошачьи миры Луиса Уэйна" (2021)

Трейлер фильма "Кошачьи миры Луиса Уэйна" (2021)

Семантически верный вандализм

Семантически верный вандализм

Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения

Причины липкости листьев комнатных растений и профилактические меры для ее предупреждения

Зажигательная свадьба чуть не закончилась трагедией

Зажигательная свадьба чуть не закончилась трагедией

Водитель автобуса пожалел о том, что подъехал близко к слону

Водитель автобуса пожалел о том, что подъехал близко к слону

Дэйв Батиста приютил щенка, над которым жестоко издевались

Дэйв Батиста приютил щенка, над которым жестоко издевались

 17 работ российского фотографа, снимающего старые дачи

17 работ российского фотографа, снимающего старые дачи

Украинский хоккеист показал темнокожему сопернику банан, и был удален с площадки до конца матча

Украинский хоккеист показал темнокожему сопернику банан, и был удален с площадки до конца матча

"Какая солидарность? С мерзавцами?": Гарик Мартиросян - о комиках после ситуации с Мирзализаде

"Какая солидарность? С мерзавцами?": Гарик Мартиросян - о комиках после ситуации с Мирзализаде

В Москве мужчина нёсся на моноколесе по дороге со скоростью около 60 км/ч

В Москве мужчина нёсся на моноколесе по дороге со скоростью около 60 км/ч

В Монако проходит крупнейшая и самая престижная выставка яхт в мире

В Монако проходит крупнейшая и самая престижная выставка яхт в мире

В Пермском крае грузовик обрушил пешеходный мост

В Пермском крае грузовик обрушил пешеходный мост

Как правильно сделать макияж в домашних условиях — инструкция с пошаговыми фото

Как правильно сделать макияж в домашних условиях — инструкция с пошаговыми фото

Татуировки, за каждой из которых стоит история

Татуировки, за каждой из которых стоит история

Дурацкая шутка омрачила праздник девушки

Дурацкая шутка омрачила праздник девушки

10 неожиданных фактов о Микеланджело

10 неожиданных фактов о Микеланджело

Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику

Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику

В Саудовской Аравии показали самый большой в мире болид F1, сделанный из Lego

В Саудовской Аравии показали самый большой в мире болид F1, сделанный из Lego

 Как правильно закаливать организм

Как правильно закаливать организм

Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания

Мигрант выманил у пенсионерки полмиллиона рублей и разрыдался после задержания

Знакомьтесь: внучка Фрэнка Синатры, которая пошла по стопам знаменитого деда

Знакомьтесь: внучка Фрэнка Синатры, которая пошла по стопам знаменитого деда

История города

Отмывшись после похода, мы пошли знакомиться с городом. Лучшее место для этого – краеведческий музей. В Инте он находится в старой водонапорной башне.

Водонапорная башня в Инте ➡

Водонапорная башня в Инте ➡

Водонапорная башня в Инте ➡

Специально ради нас в выходной день вызвали экскурсовода, и эта милейшая женщина рассказала нам об истории города. Но прошло уже почти 3 года, так что помню я мало.

Запомнил одно: здесь были лагеря, и почти всё в Инте построили заключённые. Не только дома, но и шахты, дороги, каналы. Когда их освобождали, они оставались здесь жить. Почти у каждого современного интинца кто-то в семье был узником ГУЛАГа.

Не удивительно, что краеведческий музей Инты также является и музеем политических репрессий.

Читайте также: