Как поехать в монголию на авто

Обновлено: 19.04.2024

Любая страна имеет свои особенности. Они могут проявляться буквально во всём. И чем сильнее разница между природой, ландшафтом, климатом, образом жизни местных жителей с теми, которые существуют в России, тем больше впечатлений. Много необычного можно увидеть, почувствовать на себе и в Монголии. Она совсем рядом, если принимать во внимание регионы южной Сибири. Для живущих в европейской части, конечно, — это далеко. Но сегодня расстояние в несколько тысяч километров преодолеть не сложно.

  1. Этап 1. От Новосибирска до Бийска
  2. Этап 2. По Горному Алтаю до границы
  3. Этап 3. На месте — первые впечатления
  4. Отношение монголов к путешественникам из России

Как поехать в Монголию? Инструкция для авто путешественников

Прямых границы с Россией несколько. Можно заезжать через Алтай, Тыву, Иркутскую область или Бурятию.

В летний сезон на Алтайском и Бурятском направлении очереди. Придется потратить несколько часов на переход, но можно попасть в пустое окно, как было у нас.

В Монголии безвизовый въезд по загранпаспорту. На границе проходишь стандартную процедуру досмотра и оформления.

С оформлением автомобиля относительно просто. На досмотре нужно достать и показать большую часть вещей. Но без фанатизма, никто машины не вытряхивает.

Монгольские пограничники лояльны к туристам. Частично из-за языкового барьера, им проще пропустить, чем пытаться объяснить.

На границе оплачивается экологический сбор. Сумма не большая и принимают только в местных тугриках.

Водительское удостоверение подойдет российское, нового образца.

Потребуется свидетельство о регистрации ТС. Страховка на авто не обязательная. Хотя полицейские или пограничники могут попросить оформить, но по факту это добровольно.

В стране в обиходе наличка. Берут только местные тугрики. Пластиковые карты виза/мастеркард принимают редко. Картой можно расплатится в крупных ресторанах или гостиницах. На крупных автозаправках.

Внутри страны свои банковские карты, иностранцу такая не нужна.

Деньги можно обменять в банках крупных поселений или у менял.

Снимать наличку с российской банковской карты возможно в некоторых банкоматах. Большинство из них заточены на местные карты.

Местная сотовая связь хорошая. Есть несколько операторов, более качественный считается Unitel. Иностранцу легко купить несколько симкарт в любом салоне связи.

Список запрещенного к ввозу:

Нельзя ввозить видеозаписи порнографического содержания. Свежие мясопродукты, живых птиц, диких животных, сырую кожу, шерсть и различные меха.

С недавних пор запрет на металлоискатели во избежание несанкционированных раскопок. Нельзя перевозить публикации, фильмы, любые рисунки и отчеты, направленные против устройства жизни в Монголии. Но по факту никто это не проверяет.

Цена на топливо выше на 20-30%. При этом качество ниже, чем в России.

Дизельное топливо продается на всех АЗС, наравне с бензином, а АИ-98 придется поискать, дефицит. Так же мало газовых заправок, газ менее популярен.

На границе провоз топлива в канистрах не контролируется. Хотя завозить в страну запрещено.

Полиции на дорогах практически нет. Если и встречаются, то с удовольствием тормозят автотуристов наравне с местными.

Штрафы невысокие, но если нарушили, не посмотрят, что вы турист и попросят оплатить на месте. Никаких поблажек приезжим нет.

Машин на дорогах мало, поэтому можно ехать спокойно. Но встречающиеся местные водители водят опасно, едут по центру дороги и не умеют переключать ближний свет фар.

Самая высокая концентрация транспорта в столице, Улан-Баторе. Там бесконечные пробки и всегда кто-то сигналит, но при этом аварий не встречал.

Навигацией пользовался OsmAnd и Maps.Me. Но лучше купить местные бумажные карты в магазине, они отображают все степные дороги.

Появилось много асфальтированных дорог в крупных городах и между ними. На периферии тотальное бездорожье. Много каменистых направлений, пригодится крепкая А/Т резина.

Основные продукты в обиходе – мясо и кисломолочка. Все натурально, но с непривычным привкусом. Цена примерно такая же, как в России.

Придорожных кафе и ресторанчиков мало, преимущественно в крупных городах. На трассе кафе встречали всего пару раз.

Со стороны местного населения к туристам отношение лояльное, если надо помогут и угостят. Хотя к русским относятся с некоторым пренебрежением. Больше любят европейских туристов, они щедрые.

Гостиницы хорошего качества только в Улан-Баторе. В остальных городах жилье низкого качества. Можно бронировать через Букинг.

P.S. Информация актуальна на начало 2020

Подписывайтесь на мой Дзен канал , будет продолжение. И отмечайте понравилась статья или нет.

Этап 3. На месте — первые впечатления

Открывающиеся картины можно назвать однообразными. Это, в основном, безлесые горы. Но все равно красиво. Обычно первую остановку путешественники делают на берегу озера Толбо-Нуур. Кажется, в Монголии оно одно из самых больших.

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 10

Озеро Дерген-Муул

Потом будут высокогорное плато с разноцветными хребтами, озеро Хаар-Ус, город Ховд. Дорога тянется по каменистой степи. Кое-где видны какие-то колючие растения, а еще маленькие цветы. Что удивляет, — большие стада овец, коз, верблюдов, яков. Здесь же можно увидеть сайгаков. Иногда они пасутся вместе с домашними животными, иногда просто бегут куда-то. От машин не убегают. Знают, что вреда им никто не принесет.

На пути можно сделать остановку у озера Дерген Нуур. Вода в нем соленая. Такое ощущение, что концентрация соли выше, чем в морской воде. Местность довольно интересная. К берегам озера примыкают дюны. Здесь начинается самый большой песчаный массив Монголии Монгол Элс. Он тянется более чем на двести километров с Юго-востока на Северо-запад.

Путешествие в Монголию. НИЧаВо. Руководство для автотуриста

Заканчивая рассказ о Монголии, решено сделать выжимку — Н аиболее И нтересные ЧА стые ВО просы. Постараюсь заранее ответить на вопросы, которые возникали, возникают и будут возникать у тех, кто собирался, собирается или будет собираться в Монголию :)

— Что нужно для такой же поездки в Монголию?

Нужно желание, загранпаспорт, от 2 недель до 1 месяца свободного времени и исправная крепкая машина.

— Что там с таможней?

С таможней всё нормально. Запрещён провоз оружия с боеприпасами (охотники, убедитесь что нигде не завалялась пара патронов…), наркоты и прочих запрещённых к вывозу вещей. Обратно, из Монголии, запрещён провоз мяса, рыбы , шкур и прочих артефактов живой природы.
У каждого погранперехода свой график работы. Например, мелкий переходик в Мондах работает без выходных. А знатный переход в Ташанте в воскресенье отдыхает.
Мелкие переходы пропускают только граждан России и Монголии. Для граждан третьих стран проход через Ташанту и через Кяхту.
Переходить границу лучше сразу после обеда, об этом вы в курсе из предыдущей записи :)

— Как у них с заправками?

Таможенные правила ограничивают провоз топлива в канистрах десятью литрами. Но везти его больше нет никакого смысла. С заправками всё нормально. В каждом посёлке (кроме самых горных и отдалённых тупиков) есть заправка с бензином и ДТ. Бензин 92 повсеместно кроме дальних аулов (там только 80й), поближе к цивилизации есть и 95.

Правила заправки везде одинаковы. Заправщик подходит сам, вставляет пистолет и заправляет сколько нужно (обычно мы "до полного"). Потом расчёт, деньги — заправщику.

Топливо вполне приличное, проблем ни разу не возникало. В эту поездку мы хапнули г*на лишь в Иркутской области, в славном городе Тулуне… Цена — около 2000 тугриков за литр. (курс смотрите по ходу дела)

В этом году уже нигде мы не встретили знаменитых монгольских колонок, работающих без электричества. Эта страница истории уходит в прошлое, и электронные китайские агрегаты пришли на смену автономной бензокачке :)

— Как в Монголии с едой?

Об этом была отдельная тема. Вкратце: всё очень вкусно, есть нужно только горячие блюда, остальное — на свой страх и риск :)

Для тех кто ездит и ест автономно, может пригодиться следующая инфа. Во всех посёлках, как грибы после дождя, наросли продуктовые магазины (Хунсний Дэлгур).

В них куча китайского фуфла, конфет, лимонада, чокопаев и тп. Есть мука, соль, сахар и всякие дошираки. Монгольской тушёнки почти нет, молока тоже. Чистая вода тоже есть далеко не везде — какой дурак будет покупать воду? То ли дело кока-кола…
Но зато в последнее время появился хлеб.

— Где вы ночуете?

Можно ночевать в гостиницах. Их легко найти в центре городков, это либо HOTEL, либо ЗОЧИД БУУДАЛ. Туда мы заезжаем по мере необходимости ради горячего душа. Кстати, с душем там тоже бывают сложности, дрессировка ихнего душа требует особого терпения и выдержки…
Можно ночевать в юртингах. Они обычно раскиданы по самым туристическим местам. Ночевать в хорошей юрте очень клёво. Об этом подробно рассказано здесь.

Юртинги обычно ставятся в начале туристического сезона, и сворачиваются в конце августа.

Можно ночевать в палатке, но… Но есть одно сильное "но", это ветер. Его силу и настойчивость хорошо иллюстрирует направление роста этих многовековых лиственниц.

Ветер налетает внезапно, и чаще всего — ночью, что совершенно вразрез нашим русским привычкам и представлениям. Ночёвка в палатке превращается в тягостное пережидание бури под хлопнье тента и сонные мысли "как бы не сорвало… как бы не сорвало…"
Поэтому большую часть ночей мы проводим в машине на автомобильном спальнике . Здесь тихо, тепло и надёжно.

Ещё один плюс машины — независимость от рельефа. С помощью лопаты машина за 10 минут выставляется ровно на любом склоне , и можно спать.
Спим мы на спальнике, о котором вы уже в курсе . Конструкция проверена ночами и дорогами. Для желающих я делаю такие вещи на заказ.

— Как отношения с местными жителями? Как решаете вопросы безопасности? Не страшно вот так, в одну машину… ?

Местные жители очень хорошие, мы это здесь обсуждали неоднократно :)

Здесь, как и везде, работают два простых правила:
1. Чем дальше от города, тем лучше люди.
2. Водка зло.
В городах вы можете столкнуться с миром наживы и чистогана. Вас, как неместных туристов, могут облапошить и пытаться обобрать как липку. Это черты любого азиатского (да и не только…) урбанизма.
В степи всё иначе. Наверняка вы помните случай с лопатой. В Монголии ещё существует культ путника. Человеку в дороге, гостю нужно помогать, делается это легко и от души :)
Иными словами, "вопросов безопасности" не возникало в принципе. Был один неприятный момент , но единственный раз за 6 лет.

-Как вы там общаетесь?

Старое поколение монголов и жители приграничных районов мало-мальски говорят и понимают русский. Особенно те, кто учились в России, а их немало.
Молодое поколение в школах поголовно учит английский. И чем ближе к Улан-Батору, тем больше иностранных туристов и всё больше в ходу английский.

-Где в Монголии деньги менять?

При въезде, в приграничных посёлках и городах. На таможне в Ташанте открылось окошко Хаан Банка :)
Можно обменять рубли в БаянУльгие. Самый выгодный курс в обменнике напротив стадиона. В Мурене около базара много банков.
А дальше с обменом могут быть проблемы. Валюту в банках можно будет обменять только в аймачных центрах, и скорее всего только доллары. Доллары же можно обменять и в гостиницах.
Поэтому рассчитывать на рубли не стоит, меняйте тугрики с запасом, на обратном пути обменяете назад. Ну а в качестве резерва — баксы.

— Связь там есть?

Сотовые вышки есть в каждом более-менее крупном посёлке. Правда, покрытие — чуть больше чем сам посёлок.
Роуминг дорогой, деньги жрёт со страшной силой! :)

Поэтому лучше сразу купить симку одного из двух основны местных операторов: Unitel или MobiCom
Будет гораааздо дешевле. И покупать надо в офисах компаний, а не в ларьках.

— У меня обычный внедорожник, я могу на нём поехать? Или нужен проходимец как у вас?

Как говорилось в самом начале, нужна просто технически исправная и конструктивно крепкая машина. Портальные мосты и суперколёса там не нужны. Мы едем в Монголию на Лапокрузере только потому что нет третьей машины для таких поездок :) А так, крузера на МТ резине вполне достаточно.
Кстати, о резине. Главное требование — чтоб была крепкая. Идеально подходит гражданская МТшка типа гудрича-купера, или суровая АТ. Например, нынешний Дик Чепек для Монголии идеален.

— А если сломаюсь?

В посёлках есть специальные места, Дугуй Засвар. Это шиномонтаж с СТО в одном лице. Монгольские дороги регулярно требуют жертв, развалившиеся машины заезжают на Дугуй Засвар, и там сварщики-виртуозы засваривают всё что отвалится :)

— Когда лучше ехать в Монголию?

Письменный ответ на этот вопрос дал генеральный штаб Советского Союза

Но лучше всего ехать летом. Что касается запада и севера Монголии, лето здесь начинается в середине июня и заканчивается в середине августа.

— Как вам пустыня Гоби? Как УланБатор, понравился?

Никак. :)
В УланБаторе мы не были и не будем.
В Гоби мы ещё не доехали, но интересно посмотреть. Там вот только рыбы нет…

— Кстати, как рыбалка? Что ловится?

В горах на западе хариус, на севере и востоке хариус с ленком. В озёрах живёт осман, а в Хубсугуле — налим.
Местами водится исчезающий таймень. Подробности в БЖ, ищущий да отыщет :)

"- Монголы не рыбачат и рыбу не едят…"

А земля плоская и лежит на трёх китах, ага. Такое же древнее заблуждение.
Да, в монгольских верованиях рыбы и птицы считаются существами, принадлежащими духам. А брать то, что духам принадлежит, вредно для здоровья.
Но времена изменились, сила веры снизилась. А на её место пришла новая религия дензнаков.
Монголы рыбу ловят, едят сами и, что самое досадное, продают китайцам. А этот рынок бездонен.
Поэтому такое зрелище стало попадаться всё чаще и чаще.

— А есть что-нибудь в Монголии, что вам не нравится?

В Монголии катастрофически растёт количество мусора. Это просто ппц.
Охваченные диким капитализмом и необременённые мыслями о хрупкости чистоты своей земли, монголы засирают природу с огромной скоростью.
Это хорошо видно в течение последних 7 лет. Если вначале мы встречали следы наших туристов (консервная банка, сигаретная пачка, упаковка от блесны.), то сейчас Монголия покрывается ровным слоем упаковок из местных магазинов. Банки, бутылки и вездесущщий пластик, пластик, пластик… Иной раз, делая фото, приходится выбрать не просто ракурс… приходится выбирать такой ракурс, чтобы в кадр не попал мусор. Иногда удаётся, иногда нет. Взгляните внимательно на портрет монгольской пары на мотоцикле , в правый дальний край дороги… И так почти везде.

Я думаю, они спохватятся когда западные туристы станут брезговать сюда ездить. Ведь европейская природа гораздо чище от мусора. По крайней мере, надеюсь на это.
А пока стали появляться подобные плакаты.

Забавно читать. Хочется ответить: "Не сорите СВОЮ землю!"

Но надежда есть. И она не беспочвенна.
У монголов в крови бережное отношение к природе. Это видно по лесу. Очертания нынешнего леса на 90% совпадают с зелёными пятнами на Генштабе. А на 10% он выходит за эти границы молодой порослью :)

Последний наш ночлег был в степи среди нескольких ивовых кустов. И что любопытно, хвороста не было. Нижние сухие ветки кустов были тщательно срублены и увезены на дрова.
При острейшем дефиците дров никому в голову не пришло срубить эти деревья. Никто не подрубил их, чтоб они засохли, и потом увезти их на дрова. Монголы взяли только то, что можно взять. А не хватит — и ладно, можно топить и кизяком, он не кончается никогда :)

Напоследок короткий словарь обиходных надписей для монгольского путешественника:

Дугуй Засвар — шиномонтажный и сварочно-авторемонтный комплекс широкого профиля :)
Хунсний Дэлгур — продукты
Бараны Дэлгур — хозтовары
Хунс Бараны Дэлгур — универмаг :)
Гуанз, Цайны Газар — кафешка
Эмийн Сан — аптека
Зочид Буудал — гостиница
Гэр Камп — юртинг
Театр — театр :)

И наконец, Избранное . Самые смешные вопросы:

"- А дорого в Монголии отдыхать?"

"- А чего так медленно ехали? Люди ездят туда и возвращаются гораздо быстрее!"

"- А почему машину не моете?"

и наконец, вопрос-победитель. Задан на одном из форумов, причём на полном серьёзе:

"- Как решались вопросы безопасности? Вдруг лихие монголы организуют вооруженный налет на джип с целью захвата авто или ограбления путешественников? Или на медведя напоритесь. Места то дикие, надеюсь брали с собой хотябы гладкоствольное оружие, вопросов на границе не возникло? Как осуществлялась охрана лагеря и патрулирование ночной стоянки, распределением ночных дежурств среди участников или установкой датчиков тревоги по периметру лагеря?"

Поездка в Монголию на машине: советы и дороги

Отчет о путешествии на машине из России в Монголию (Улан-Батор). Монгольские дороги, достопримечательности, традиции и полезные советы туристам.

Как на машине поехать в Монголию. Инструкция для авто путешественников


Рассказываю как на своей машине проехать по Монголии. Как подготовить машину и застраховать. Нужна ли виза и какие документы. Загранпаспорт или российский. Погранпереходы с Россией через Алтай, Тыву, Забайкалье и Бурятию.


Полный размер

Какую сотовую связь подключить. Про полицию и местных водителей. Про питание и проживание. Какие закладывать расходы. Что запрещено и разрешено. Полезные советы и рекомендации путешественникам.

P.S. Друзья, текстовая заметка я обязательно опубликую позже. Пока прошу посмотреть видео.

Советы путешественникам в Монголии

Проехав по маршруту Кяхта-Улан-Батор, мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые можно было бы избежать. Поделимся опытом и советами о Монголии.

Достопримечательности Монголии

На самом деле, достопримечательностей встречается большое количество, но поскольку мы ехали с маленьким ребенком, решили посетить лишь некоторые из них. Первым был памятник металлургам вблизи Дархана:

Памятник металлургам

Монгольское Овоо

Очень часто мы встречали насыпи из камней, палок, хадагов.

Насыпь из камней в Монголии

Хадаги

Монгольские молитвенники — места, где соединяется земля и небо. Считается, что духи наших предков могут не только услышать нас, но и помочь через такие места. Чтобы помолиться, нужно преподнести духам чашку молока. Делается это особым движением, чашка направляется от груди к небу и молоко выплескивается на камни. Если же с собой ничего нет, то можно просто обойти "Овоо" три раза вокруг по часовой стрелке и положить камушек, поднятый с земли на насыпь.

Буддийский монастырь "Аглаг"

Примерно за сто километров до Улан-Батора находится монастырь "Аглаг" — очень красивое место, в которое мы просто не могли не заехать. Чтобы его посетить, нам пришлось свернуть с главной дороги направо и ехать по грунтовой дороге около десяти километров. Заплатив по 5000 тугриков за билет на одного человека (примерно 120 рублей), мы подъехали к подножию монастыря, оставили машину на парковке и продолжили путь пешком.

Буддийский монастырь Аглаг

Монастырь Аглаг

Виды буддийского монастыря "Аглаг"

В отличии от других монастырей и священных мест Монголии, обход монастыря нужно делать против часовой стрелки. Для начала мы поднялись на вершину и посетили храм. На первом этаже храма находится молитвенник. На втором этаже было уже гораздо интереснее, но, к сожалению, нельзя было вести фотосъемку. Там выставлена экспозиция чучел мифических существ, драконов и различных "темных", чертей, гарпий и так далее.

Слева от монастыря дорога уходит на вершину горы. Гуляя по тропинке, можно увидеть различные наскальные гравировки, святые места для обретения мужской и женской силы, святые места, помогающие зачатию, скалы в виде животных, а также молитвенник на вершине горы.

Окрестности монгольского монастыря

Пещеры в Монголии

Горы Монголии

Ходить следует очень осторожно, тропинки узкие, ноги регулярно проскальзывают, но это не портит впечатление от общего вида картины.

Где остановиться отдохнуть?

На этот вопрос дать ответ уже сложнее, поскольку мы нигде не останавливались и проехали весь путь менее чем за один день. Но если вам действительно нужно отдохнуть, можно заехать в любое поселение и найти там дешевый ночлег.

Кстати, как я уже говорила выше, монголы — очень традиционный народ. Если ваша дорога выпала в ночь или к вечеру, то вы можете зайти в любую юрту, и никто не посмеет вас выгнать, даже наоборот, накормят, напоят и спать уложат. Но не стоит этим злоупотреблять.

Город в Монголии

Как поехать в монголию на авто

ВАЗ-2106 почти без пробега выставили на продажу за 3,8 млн рублей

ВАЗ-2106 почти без пробега выставили на продажу за 3,8 млн рублей

Iso Rivolta GTZ — современная классика

Iso Rivolta GTZ — современная классика

В Саудовской Аравии показали самый большой в мире болид F1, сделанный из Lego

В Саудовской Аравии показали самый большой в мире болид F1, сделанный из Lego

Приколы на автомобильную тематику

Приколы на автомобильную тематику

Принципиальный водитель преподал урок автомобилистке на «Шкоде»

Принципиальный водитель преподал урок автомобилистке на «Шкоде»

В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги

В Петрозаводске водитель сбил женщину, а потом заботливо помог ей подняться на ноги

Компания Volkswagen почти создала Porsche Panamera еще в 60-х годах

Компания Volkswagen почти создала Porsche Panamera еще в 60-х годах

Bentley Dominator — первый в мире ультра-роскошный внедорожник

Bentley Dominator — первый в мире ультра-роскошный внедорожник

«Снежный крейсер» — американский вездеход для Антарктиды

«Снежный крейсер» — американский вездеход для Антарктиды

Лихач на BMW снес двух девушек на пешеходном переходе в Петербурге

Лихач на BMW снес двух девушек на пешеходном переходе в Петербурге

В Японию завезли новую Lada Niva Travel, там за нее просят более двух миллионов рублей

В Японию завезли новую Lada Niva Travel, там за нее просят более двух миллионов рублей

Покупка Lamborghini за однодолларовые купюры: процесс оказался очень сложным

Покупка Lamborghini за однодолларовые купюры: процесс оказался очень сложным

Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев

Пьяный водитель повредил два автомобиля и получил тумаков от их владельцев

Jaguar XJ220 1993 года продали с аукциона за рекордную сумму

Jaguar XJ220 1993 года продали с аукциона за рекордную сумму

Авария дня. Смертельное ДТП с автобусом в Крыму

Авария дня. Смертельное ДТП с автобусом в Крыму

Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов

Nobe 500 — крошечный электрический пикап с симпатичным внешним видом 1950-х годов

5 любопытных фактов о всяком разном

Самые глупые поворотники на свете: задние фонари Mini указывают неверный путь

Самые глупые поворотники на свете: задние фонари Mini указывают неверный путь

Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику

Герой дня: водитель подставил свой автомобиль и не позволил уехать пьяному дальнобойщику

Этап 1. От Новосибирска до Бийска

Официально начинается он в большой сибирском городе Новосибирске, но раньше так называли только путь от города Бийска (Алтайский край) до Ташанты. Это населенный пункт рядом с границей двух стран – России и Монголии. Путешествие может занять от нескольких дней, до недель. Вопрос только в том, сколькими днями вы располагаете. Посетить Монголию достаточно просто, имея предварительную информацию.

Важно! Раз уж речь идет о путешествии из разных российских уголков, то лучше начинать отсчет от Новосибирска. Правда, кто-то из путешественников, готовясь к поездке и выезжая из западной части страны, прокладывая маршрут, воспользуется картой, попробует сократить путь. В таком случае он будет ориентироваться на более короткий маршрут.

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 3

Не доезжая до Новосибирска, примерно на середине между Омском и этим большим городом многие сокращают путь, чтобы проехать сразу через Алтайский край до города Барнаула. Не надо так поступать. Уже через несколько десятков километров можно убедиться в том, и в самом деле самые интересные приключения начинаются после слов «я знаю короткую дорогу». Лучше спокойно доехать до Новосибирска, пересечь по мосту или по плотине ГЭС Обь и свернуть вправо. Водосброс Новосибирской ГЭС

Примерно через минут двадцать – тридцать (всё зависит от интенсивности движения автомобилей) будет город Бердск. Пройдет менее часа, и позади останется город Искитим, и начнется долгий путь на Юг.

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 4

Искитим с высоты птичьего полёта

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 5

До Барнаула, точнее, до Ново-Алтайска (город Барнаул на левом берегу Оби) доехать можно менее чем за два часа. Если захочется пообедать, то проблем с этим не будет. Нет затруднений и с заправкой машины. Такая же обстановка после поворота в Ново-Алтайске в сторону Бийска. До этого города также можно доехать менее чем за два часа. Правда, если окажешься здесь в пятницу в послеобеденное время в пятницу или в воскресенье, поездка затянется. Трасса М-52 в районе Бийска

Дело в том, что в пятницу полоса дороги по направлению к Бийску превратится в сплошную пробку. Это связано с тем, что желающие отдохнуть как раз в это время направляются в горы или в курортный город Белокуриха. В воскресенье все эти тысячи автомобилей едут обратно.

Этап 2. По Горному Алтаю до границы

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 6

Но вот, наконец, и город Бийск. Для грузовых автомобилей здесь существует объездная дорога. Сворачивать на неё не надо. Поездка через город займет всего минут двадцать. Это с учетом въезда и выезда после моста через реку Бию на самой окраине. А дальше начнется тот самый Чуйский тракт, о котором немного рассказывается в кинофильме «Живет такой парень». Коммунальный мост в Бийске

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 7

Хотя расстояние от Бийска до монгольской границы нельзя назвать большим (особенно по сибирским меркам), ехать придется долго. Вначале, правда, все будет, как обычно, но потом начнутся подъемы, спуски, повороты. Однако поездка не покажется особо долгой. Почему? Потому что дорога идет через особенные места. Порой она тянется буквально в нескольких метрах от бурлящей, как огромный ручей, реки Катуни. Потом потянутся горы. Особенно интересен Семинский перевал. А еще дорогу вдоль реки Чуя. Река Катунь

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 8

Наконец, вот приграничная зона. Большое село Кош-Агач, а далее только Ташанта, пограничная зона шириной двадцать километров, и Монголия. Однако здесь может возникнуть трудность. Пропускной пункт работает только до восемнадцати часов. В выходные, вообще, не работает. Важное условие – пересечь границу можно только на автомобиле. Путешествующие автостопом дожидаются попутных машин.

Важно! Для того, чтобы пересечь границу необходимо иметь приглашение из Монголии. Оно может быть, как от турфирмы, так и от человека. Правда, этот документ требуют только на пропускном монгольском пункте. Еще там требуют показать наличные деньги. Обычно, когда человек показывает пятьсот долларов, монгольские пограничники фотографируют его с купюрами в руке, и пропускают в страну.

При пересечении российской границы затруднений не возникает. Пограничники проверяют паспорта, машины с российскими номерами осматривают бегло. Но если едут иностранцы, особенно немцы, проверят все, что можно.

Монгольские пограничники процедуры повторяют. Российским гражданам виза не нужна. Об условиях для въезда в страну было сказано выше. После того, как все закончено, разрешают ехать.
Монголия.

Предисловие

На протяжение последних десяти лет я достаточно часто посещаю Улан-Батор, но проехать до него на машине выдалось в первый раз. Мы очень тщательно готовились к нашему мини-путешествию, ведь хотелось не просто добраться до места назначения, но и посетить достопримечательности, которые встретятся на пути, а также получить эстетическое удовольствие и немного окунуться в культуру монгольского народа.

Отношение монголов к путешественникам из России

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 11

Дорога в Монголии часто и в самом деле просто направление. О том, что здесь движется автотранспорт, говорят лишь следы колес. Хотя иной раз транспортный поток бывает интенсивным (по монгольским меркам) «проезжая» часть не разбита, как это бывает на российских проселках. Почва часто каменистая, а дождей много не бывает.
Местное население к путешественникам относится хорошо. Многие монголы знают русский язык. Правда, среди молодежи таких меньше. Проще всего общаться с такими, кому за сорок. Среди них встречают часто те, кто учился в России. Но и те, кто иной раз по-русски толком ничего не знают, также, если надо, стремятся помочь руссо-туристо, попавшим в затруднительное положение.

К примеру, едут какие-нибудь путешественники на автомобиле, и случается у них поломка. Проезжающие мимо монголы останавливаются, интересуются, что случилось. Если надо, запчасть нужную бесплатно дадут. Могут и автомобиль отбуксировать, даже если не по пути, туда, где его отремонтируют.

Развивается и придорожный сервис. Где-нибудь среди степи, рядом с накатанной дорогой стоят юрты. Здесь же и просто навесы устроены. В юртах, под навесами, под открытым небом металлические кровати с матрасами. Устал путник, остановился, лег отдохнуть. Никто ему и слова не скажет. Может хоть несколько суток спать. Если поесть захочет, объяснит. Его поймут. Тут же принесут на большом блюде приготовленную еду. Всегда приносят мясо. Еда здесь только свежая. Потому что проблем с мясом нет, что касается стоимости, то все раза в два – три дешевле, чем у нас дома.

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле 12

Конечно, есть в Монголии большие (по их меркам) города, есть населенные пункты поменьше, но многие живут в юртах, среди степи. Говорят, в Монголии, если нет у человека тысячи голов скота, то считается он бедняком. Насчет тысячи, пожалуй, преувеличение. Но стада у местных жителей и в самом деле просто огромные.

Только не надо думать, что монголы, живущие в степи, полностью оторваны от цивилизации. Кроме верблюдов и лошадей для передвижения у них и мотоциклы есть, и автомобили. У юрты обычно антенна-тарелка установлена. Это чтобы телесигнал принимать. Здесь же и солнечные батареи стоят. Чуть поодаль маленькая электростанция с двигателем, работающим на бензине, установлена. Кстати, если в пути затруднения возникают, если остановиться надо на ночь, а удалось добраться только до одинокой юрты, хозяева путника с радостью примут. Накормят, о жизни расскажут, используя десяток русских слов, на ночлег оставят.

Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Николай Дунец

Журналист. Стаж в СМИ 34 года. Член "Союза Журналистов России". Выигрывал конкурс "Золотое перо" (проводится союзом). Туризм для меня - возможность узнать новые грани жизни, познакомиться с культурой разных стран. Проверить себя на стойкость, хотя сам живу в Сибири. Любимые направления - страны Юго-Восточной Азии.

Автопутешествия и приключения: Монголия


Читая на Дроме отчёты других людей о своих путешествиях на авто, увидел фотографии Монголии, и удивительно своеобразные и красивые места не оставили никаких шансов другим маршрутам. Решено было ехать в Монголию. Началась подготовка к поездке. Длинными, зимними вечерами на смене и дома, я перечитывал отчеты людей, которые ездили в Монголию. Выбирая из их поездок самые красивые, интересные места и распечатав карту Монголию на листе формата А4, я наносил приблизительно эти точки на карту.

16.10.2020 22709 113

Из Липецка в Тыву через западную Монголию


Истории этой уже два года, но от этого она не менее интересна. Наверное, это одна из самых эпичных и захватывающих поездок из нашей коллекции.

10.09.2020 7090 37

Путешествие в Монголию 2015 на Renault Duster. Первый опыт


Первое моё автомобильное путешествие с элементами бездорожья в другой стране. Годом ранее мы почти тем же составом съездили в Горный Алтай. Выработалось некоторое понимание, что требуется для такого рода путешествий. В особенности — навигация в условиях отсутствия мобильной связи.

27.07.2020 13088 53

Путешествие в Монголию — 2019. К снежникам горы Цаст-Уул


К этому путешествию я готовился около года. Шаманил машину (в этом году больше косметически), готовил фототехнику (моторизованную рельсу, аккумуляторы) и маршрут. В прошлом путешествии два года назад мне с избытком хватило пустынь. Хотелось куда-то в горы, чтобы в перспективе поснимать метеорный поток Персеиды в ночь с 12-13 августа. Хархираа — близко, и достаточно высоко. Начал искать инфу.

30.04.2020 17631 130

Екатеринбург — Монголия — Владивосток 16000 км в одного на Ланосе. Июль 2019 г.

Маршрут: Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Улан-Батор — Владивосток


Вообще, идея ехать именно во Владик зародилась у меня в голове еще незадолго до эпичной поездки в Таджикистан в 2017 году. Но раньше времени я старался об этом особо не думать. Ведь было непонятно, получится ли вообще вывезти хотя бы Среднеазиатское путешествие при не сильно большом опыте дальних поездок и не очень новой машине. Но в итоге все получилось. Не без приключений, конечно, но за ними мы, в принципе, и поехали. Само собой, впечатлений была масса, и по возвращении домой стало понятно, что и Владик в принципе реален.

17.03.2020 9357 51

Хан Соболь: шесть всадников экономкласса на недомаршрутке. Экспедиция в Монголию


После недолгих раздумий целью на май 2019 года была единогласно выбрана Монголия. Маршрут на первый взгляд простой: Новосибирск — Иркутск — Улан-Удэ — Улан-Батор (обратный — той же дорогой). Но подготовка заняла достаточно много сил и времени.

05.03.2020 11080 63


Монголия — страна, в которой вожделеют побывать тысячи туристов со всей земли. Монголия — это своеобразная Мекка в мире путешественников. Чем же она так привлекает и почему мы туда поехали? До прошлого лета я так же, возможно, как и вы, искренне не понимал, что там делать и зачем мне нужны монгольские степи, когда у меня совсем под боком есть казахстанские. Безусловно, я понимал и тогда, что степи могут быть очень разнообразными и непохожими друг на друга. Разная растительность, климат, почвы, ландшафт — всё это определяет внешний вид локации и ваше восприятие.

18.02.2020 6400 21

Хабаровск — Халхин-гол (июнь 2019 г.)


Мысль посетить Монголию, а именно места боёв в районе реки Халхин-гол, зрела давно в связи с тем, что мой дед принимал в них участие, за что был награжден монгольской медалью. Окончательно мысль сформировалась к апрелю 2019 года, и только тогда началась более-менее осознанная подготовка к путешествию в виде поиска информации в интернете о местах и особенностях пересечения границы на автомобиле, предполагаемых местах ночёвок, фиксирования координат «целей», скачивания оффлайн-карт и т.д. и т.п. Ехать решили вдвоем с двоюродным братом на моём Сузуки Эскудо.

05.02.2020 5694 49

Мотопоход вокруг озера Хубсугул в Монголии


Почему именно вокруг озера Хубсугул? Год назад мы уже были в Монголии, прошли вдоль восточного берега Хубсугула. Суровая природа и чистейшее озеро пленили наши сердца. К тому же остался неразгаданным западный берег, где, говорят, нет дорог, много бродов и перевалы. Значит, мы обязательно должны там оказаться!

24.01.2020 16596 41

Новосибирск — Горный Алтай — Монголия — Бурятия — Байкал — Иркутск — Новосибирск (июль-август, 2019)


В обездвиженном УАЗике, аккурат в самом центре Монголии, я сидел и лихорадочно размышлял: «Что произошло?» Нет, неприятного волнения по поводу открывшейся перспективы остаться без помощи, связи, вне дороги и цивилизации, в трёх тысячах километрах от дома, не было. Вернее, оно ещё не успело прийти… Минуты потянулись медленно, как слизь улитки. С заднего сиденья охнула жена: «Я этого и боялась»…

В Монголию на машине. Путешествие по Монголии на машине. Планируем поездку в Монголию на своей машине. Туры на автомобилях по Монголии.


Автомобиль в Монголии это основное и часто единственное средство передвижения для туристов. В Монголии лишь 5% автомобильных дорог с твердым покрытием, остальные почти сплошь грунтовые. Поэтому для путешествий по стране мы предлагаем только внедорожники. Для подготовленных внедорожников в Монголии практически нет преград, что привлекает поклонников отдыха на колесах. Юрты кочевников, древние памятники и монастыри - все это вы можете увидеть при путешествии на машине.

По вашему желанию мы составим вам автомобильный тур. Просто укажите количество человек, продолжительность тура, ваши пожелания и наши менеджеры предложат вам оптимальный вариант. Вы можете просто арендовать у нас автомобиль с водителем и двигаться самостоятельно по выбранному Вами маршруту. Наши сотрудники помогут Вам забронировать ночлег при путешествии по Монголии (турбазы, ночевка у кочевников, гостиницы в Улан-Баторе и населенных пунктах)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
АВТОМОБИЛИ, НА ЧЕМ ЕХАТЬ

Для путешествий по стране (особенно длительные туры) как правило туристы выбирают (а мы им настоятельно рекомендуем) российские УАЗы. Крайне не прихотливые машины, достаточно легкие в обслуживании и ремонте. Японские, корейские джипы по уровню комфорта конечно не сравнить с УАЗами, но. они зачастую не выдерживают дальней дороги (неоднократно доказано на практике). Отремонтировать же иностранный джип можно только в условиях ремонтных мастерских в Улан-Баторе.

ДОРОГИ
ПОДГОТОВКА АВТОМАШИНЫ К МОНГОЛИИ
СВЯЗЬ, ИНТЕРНЕТ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ, КАРТЫ, НАВИГАТОРЫ ДЛЯ МОНГОЛИИ
  • Туристические карты, автомобильный карты можно приобрести у нас. Карты Монголии, магазин.
АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ

Если вы опасаетесь ехать на своей машине по маршруту, то вы всегда можете оставить свою машину в Улан-Баторе (на платной стоянке, в гараже гостиницы) и арендовав местную машину, путешествовать на ней.

В Монголии невозможно арендовать автомобиль без водителя. Так, как в стране отсутствует такой вид сервиса. Но в путешествие по Монголии можно найти водителя со знанием русского языка. Однако в настоящее время это уже редкость. Молодежь редко учит русский язык. В дальней дороге вы всегда можете положиться на помощь нашего водителя. Вы можете в нашей компании просто арендовать машину с водителем и путешествовать по стране по своему маршруту.

Из плюсов - путешествие не такое утомительное, водитель знает дороги.

Из минусов - в вашем путешествии присутствует посторонний человек - водитель (гид, переводчик или сопровождающий).

Граница Россия - Монголия

Свой путь мы начали с приграничного города Кяхта, где мы находились целую неделю до отъезда в Улан-Батор. Собрав вещи и сложив сумки в машину, выдвинулись в путь.

Кяхта, Бурятия

Город Кяхта в Бурятии

Маршрут Кяхта - Улан-Батор начинается с пересечения государственной границы. К сожалению, отлично отозваться о работе наших служб невозможно, поскольку порядок прохождения часто меняется, и не всегда можно угадать, как будет в этот раз. Плюс ко всему работают они медленно.

Подъехав к международному автомобильному пункту пропуска "Кяхта", мы с радостью обнаружили практически полное отсутствие очереди и достаточно быстро заехали на территорию МАППа. Отстояв около часа в очереди из трех машин, наконец смогли подъехать к месту досмотра и пройти к сотрудникам таможенной службы для заполнения всей необходимой документации.

Тут нас ожидал сюрприз — оказывается, как только машина заехала на территорию пункта пропуска, нужно было незамедлительно подойти к сотрудникам таможни для оформления документов, потому что в этот день день они досматривали машины "пачками", по три-четыре штуки. Поборов свое недоумение и достаточно быстро заполнив все формы, мы вынесли из машины все вещи для проведения досмотра. Эта процедура прошла легко и быстро.

Следующим пунктом для пересечения границы является прохождение паспортного контроля. Здесь все обошлось без каких-либо эксцессов, пограничники проверили документы, задали несколько уточняющих вопросов нашему ребенку, проставили штампы и отпустили, пожелав счастливого пути.

Прохождение монгольского пункта пропуска оказалось еще быстрее и легче. Для начала нас отправили на прохождение паспортного контроля. Тут стоит отметить, что большинство сотрудников говорят по-русски или по-английски, так что вопросов с недопониманием не возникало. Далее довольно продолжительное время нам пришлось ждать сотрудника таможенной службы. Оказалось, что в тот день он работал один на все направления.

Как только нам проставили все необходимые печати в документах, мы со спокойной душой выехали за пределы пункта пропуска и оказались в стране бескрайних степей и родине Чингисхана — Монголии.

Поля в Монголии

Природа Монголии

Такая природа встречала нас в Монголии

Где перекусить по дороге?

Ответ на этот вопрос дать достаточно легко — практически везде. Вам даже не нужны отзывы и рекомендации. На подъезде к городам и поселкам стоят юрты с вывесками "бууз, хуушуур" и так далее. Можно зайти в любую из них и отведать монгольские национальные блюда, а также выпить монгольский соленый чай с молоком.

Уже внутри поселений можно найти заведения, где меню более обширное. По-монгольски они называются "Цайны газар". Тут можно заказать как первые блюда, так и вторые.

Мы останавливались покушать в небольшой юрте перед Дарханом, заказывали буузы и хуушууры. Буквально за двадцать минут заказ был готов, и мы отведали свежие и очень вкусные национальные блюда.

Монгольская кухня

Дорога Алтан-Булаг - Улан-Батор

После пересечения государственной границы путешественник попадает в приграничный город Монголии Алтан-Булаг. Здесь можно обменять деньги, перекусить и пополнить запасы продуктов. Мы решили не останавливаться и продолжить путь на Улан-Батор.

Расстояние между двумя городами составляет 350 километров. По пути встречаются города Сухэ-Батор и Дархан, а также несколько поселков.

Дорога в Монголии

Качество дорог оставляет желать лучшего

Дорога на всем маршруте узкая, двухполосная, большое количество разбитых дорог. Ремонт автотрассы проходит по принципу "А давайте на федеральной трассе ямы песком засыпем?". Больше всего нам понравилось, как проходил ремонт дороги за Дарханом — сотрудники ремонтной службы вручную красили дорожную разметку, хотя дороги как таковой там не было, одни ямы. Они, кстати, такие, что даже если вы едете на внедорожнике, нужно быть начеку.

Трасса в Монголии

Если не обращать внимание на качество дорожного покрытия, то путь очень интересный и насыщенный. По пути вам могут встретиться стада баранов, коз, яков или коров. Стоит заметить, что стада таких размеров вы скорее всего не встречали. Тысячи голов скота и один пастух на лошади или на мотоцикле.

Стадо скота в Монголии

Стадо в Монголии

Стадо скота

Такие стада пасутся в степях

Если повезет, можно встретить караван верблюдов. Если раньше вы не встречали этих зверей, то они оставят вам бурю эмоций. Нам к сожалению, в этот раз не повезло.

Монголы — кочевой народ, и проезжая по бескрайним степям, можно часто встретить одинокие юрты. Треть населения Монголии ведет кочевой образ жизни. Не стоит думать, что это бедные люди или отшельники, это отнюдь не так.

Юрта в Монголии

Во-первых, они всегда в курсе всех новостей, ведь современная юрта — это юрта с телевидением и доступом к интернету. Во-вторых, один баран стоит дорого, а у них их тысячи. В-третьих, монголы очень традиционны, и такой образ жизни — это, скорее, привычка.

В пригороде Улан-Батора качество автомобильных дорог уже гораздо лучше, в самом городе они расширяются до трех-четырех полос, но это не спасает от пробок в час-пик. Заехав в Улан-Батор, можно ехать до центра в течение нескольких часов. Мы приехали около шести вечера и добрались до дома только спустя два часа.

Улан-Батор

Городской пейхаж Улан-Батора

Читайте также: