Вертолеты летят во вьетнам

Обновлено: 03.07.2024

В Ханое состоялся демонстрационный полет двух современных российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2. Впервые знаменитые российские вертолеты пролетели в небе над столицей Вьетнама. Ми-171А2 — считается лучшим в мире многоцелевым вертолетом среднего класса. После полета во Вьетнаме вертолеты примут участие в серии демонстрационных полетов других странах Юго-Восточной Азии.

Zing (Вьетнам): российские вертолеты взмыли в небо над Ханоем

16 ноября в Ханое состоялся демонстрационный полет двух современных российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2, что привлекло внимание общественности.

Ми-171А2 взмыл в небо над Ханоем

16 ноября в аэропорту Зялам (Ханой) состоялся демонстрационный полет двух современных российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 (разработка холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации «Ростех»). Впервые знаменитые российские вертолеты пролетели в небе над столицей. В этот день в Ханое погода была довольно хорошей, температура составляла около 28 градусов по Цельсию, дул легкий ветерок.

Лучший многоцелевой вертолет среднего класса

Контекст

Ракетный эсминец

Китайское беспилотное чудо

Российский вертолет упал на Шпицбергене

Гроза вертолетов и пехоты врага

Ми-171А2 — наиболее современный вариант вертолетов Ми-8/Ми-17/Ми-171. Он считается лучшим в мире многоцелевым вертолетом среднего класса, если говорить о совокупности критериев. Ми-171А2 — последняя усовершенствованная версия вертолета Ми-8/17/171, крейсерская и максимальная скорость которого на 10% мощнее, а максимальная нагрузка на 25% выше по сравнению со старым поколением. Вертолеты могут эффективно использоваться как днем, так и ночью, на разных высотах в суровых погодных условиях, а также на воде. Ми-171A2 имеет цифровую систему управления KBO-17, построенную по принципу «стеклянной кабины», включая навигационную систему самолета и идеальную систему отображения данных. Эти новые вертолеты оснащены газотурбинными двигателями ВК-2500PS-03 мощностью 2500 лошадиных сил в взлетом режиме и до 2800 лошадиных сил в чрезвычайном режиме. Вертолет оснащен цельнометаллической конструкцией фюзеляжа. Бесшарнирная втулка несущего винта обеспечивает высокий уровень управляемости и существенное снижение эксплуатационных расходов.

Легкий многоцелевой вертолет «Ансат»

«Ансат» — легкий, универсальный вертолет, разработанный на Казанском вертолетном заводе. Характеризуется своей универсальностью. «Ансат» может использоваться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться для наблюдения, поисково-спасательных, противопожарных и медико-эвакуационных работ. Успешно были проведены испытания на значительной высоте с максимальной взлетной массой («Ансат» может работать на больших высотах до 3500 метров). «Ансат» может использоваться, как вертолет медицинской службы и для транспортировки пациентов в отдаленных районах со сложной транспортной доступностью. Версия медицинского вертолета «Ансат» также обеспечивает возможность проведения реанимации, интенсивной терапии и мониторинга основных функций организма пострадавшего во время его доставки в госпиталь. Максимальная взлетная масса машины составляет 3,6 тонн, максимальная полезная нагрузка в транспортном отсеке оставляет 1,3 тонн, крейсерская скорость вертолета составляет 260 км/ч, максимальная скорость — 275 км/ч, максимальная дальность полета при полной заправке составляет 520 километров.

После демонстрационного полета во Вьетнаме вертолеты примут участие в серии демонстрационных полетов других странах Юго-Восточной Азии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне

Без преувеличения, «вертушки» стали одним из символов войны во Вьетнаме. Они проделали огромную боевую и транспортную работу. Но показали себя вертолёты ещё в ходе Корейской войны.


Битва за Корейский полуостров

Эксперименты с винтокрылыми машинами как боевым и транспортным средством начались ещё до Второй мировой. Вперёд вырвались США, чему немало способствовала война в Корее, где вертолёты стали незаменимы. В частности, при переброске войск и эвакуации раненых. Исходы многих боёв были решены быстрой доставкой массы войск в район боевых действий. До Корейской войны из 100 тяжелораненых потери достигали 80-90 человек, вертолёты переменили соотношение к такому же количеству выживших. Сотни пилотов, сбитых советскими асами, были спасены при помощи вертолётов, залетавших, бывало, на территорию противника на 150-200 километров.

Пентагон сделал выводы и заказал американскому военно-промышленному комплексу самые разные типы вертолётов, что весьма выручило во Вьетнаме.

Летающий «индеец»

«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне

Настоящей рабочей лошадкой Вьетнамской войны стал БЕЛЛ UH-1 «Ирокез». Среднее нахождение пехотинца США в бою во Вьетнаме – 240 дней в году. Обеспечить войскам боевую поддержку, эвакуацию и поставки питания и боеприпасов в условиях джунглей могли только вертолёты. Их количество наращивалось охотно и активно. Одних «Ирокезов» в 1965 году было три сотни и поток винтокрылов нарастал. К началу семидесятых США сосредоточили во Вьетнаме больше вертолётов, чем их было на вооружении во всех странах мира. Царил UH-1, их насчитывалось 2500 штук. Есть данные, что за время Вьетнамской войны все типы американских вертолётов сделали 36 млн вылетов, налёт составил 13,5 млн часов. Огнём с земли повредили 31 тысячу «вертушек» и только 10% (3,5 тысячи) из которых сбили. Это уникальное соотношение потерь к числу боевых вылетов — 1:18 тысячам. А морская пехота США понесла самые большие одновременные потери вертолётов от миномётного обстрела двух наземных авиабаз 28 октября 1965 года – семнадцать UH-1E. Стоит отметить, что первоначально морская пехота использовала невооружённые вертолёты – в целях поиска и спасения. Но военные условия вынудили морпехов поставить на «вертушки» пулемёты М-60 и блоки НАР. Маринсы сначала вооружали «вертушки» неподвижными пулемётами, но с 1967 года стали использовать турели ТАТ-101.

В ходе войны изменилась пропорция вооружённые/транспортные вертолёты во время боевых действий. Изначально она была 1:5, но в ходе боёв стали применять 1: 3.


Интересно, что огромные потребности в винтокрылой технике во Вьетнаме серьёзно подорвали экспортные возможности американских корпораций. В итоге они уступили мировой рынок французскому вертолёту «Алуэтт».

Тактику использования диктует реальность

Сначала вертолёты использовались разрозненно, на низовом уровне (взвод, рота), затем решили создать специализированную дивизию. Лоббистом аэромобильных войск стал генерал-лейтенант Хоуц. Ещё в 1962 г. он выдвинул концепт дивизии, использующей вертолёты вместо наземной техники, включая танки. Инициативу поддержал министр обороны Макнамара. С середины февраля 1963 года стартовало формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. В штате – 15,954 тыс. военнослужащих, 459 вертолетов и самолётов, считая ракетный батальон из 39 вертолётов UH-1B, оснащённых НУР. С уровня роты или батареи штабные подразделения располагали двумя «Ирокезами» для транспортировки офицеров. Главную ударную силу дивизии составляли два штурмовых вертолётных батальона, каждый располагал дюжиной вооружённых UH-1B и шестью десятками транспортных UH-1D. Всего в дивизии по штату было 137 ударных вертолётов и 138 транспортников.

Осенью 1963 года на учениях отработали действия аэромобильных войск. В 1965 году закончилось формирование дивизии, она называться 1-й аэромобильной, но штатно всё осталось в прежних параметрах. Во Вьетнаме её первые подразделения появились 28 августа 1965 года, переброска закончилась до конца сентября. Бои показали, что концепция аэромобильных сил себя полностью оправдала.

Впрочем, вертолёты использовались и в одиночку, и в составе небольших групп – это зависело от тактических задач. Часто «вертушка» становилась единственной и последней надеждой на спасение атакованных вьетконговцами американских солдат, поэтому пилоты пренебрегали ограничениями по грузоподъёмности, предпочитая принцип «влезай, сколько уместится». Перегруженные вертолёты, бывало, бились, но риск был маленький, и им пренебрегали. Серьёзным недостатком было отсутствие бронирования, но все попытки оснастить вертолёты броней закончились плачевно – лётные характеристики стремительно ухудшались, исключая использование вертолёта.

Активно применялись эскадрильи «воздушной кавалерии». Эскадрилья формировалась из трёх взводов: разведывательного, огневой поддержки и транс¬портного. В первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, во втором — UH-1 В, третий использовал UH-1 D. Нередко разведывательные и ударные вертолёты действовали совместно. Порой разведчики провоцировали по себе огонь с земли, затем выявленные огневые точки подавлялись ударными винтокрылами.


По первоначальному замыслу, каждой пехотной американской или южновьетнамской бригаде придавалась вертолётная рота. На практике к дивизии прикомандировывали вертолётный батальон,

Во Вьетнаме была хроническая нехватка вертолётчиков, укомплектованность в 90% считалась исключительно высокой. Пилот «Ирокеза» должен был проводить в воздухе не больше 150 часов в месяц, показатель в 190 — 200 часов был обычной практикой.

Остаётся добавить, что в самой последней операции вьетнамской войны – эвакуации из Сайгона – также принимали участие вертолёты, взлетавшие, в частности, с крыши посольства США.

Триумф палубной авиации в небе Вьетнама

Вопросы о применении палубной авиации США во Вьетнаме (с ответами).

Число авианосцев, принимавших участие в боевых действиях? (Ответ — 17 авианосцев).

Число боевых походов авианосных ударных группировок к берегам Вьетнама? (Ответ — 66 боевых походов).

Общее количество суток, проведенное авианосцами на позиции “Янки”? (Ответ — 9178 суток).

Что такое позиция “Янки”? (Ответ — район боевого маневрирования американских АУГ у побережья Вьетнама, известен также как “Тонкинский яхт-клуб”).

Какой из авианосцев внес наибольший вклад в победу над противником?(Ответ — наибольший вклад внес атомный АВ “Энтерпрайз”, совершивший шесть боевых походов. За то время его авиакрыло выполнило 39 тыс. вылетов и сбросило на головы вьетнамцев 30 тыс. тонн боеприпасов).

Значение палубной авиации во Вьетнаме? (Ответ — ключевой элемент флота, способный самостоятельно решать любой круг задач, в том числе стратегического характера).

Что скрывается за аббревиатурой TF 77?

77-ое оперативное соединение (Task Force 77) — бывш. обозначение авианосного ударного соединения в составе Седьмого флота США (зона ответственности флота — вся западная часть Тихого океана и восточная часть Индийского океана). В отличие от отечественной практики, где каждый военный корабль постоянно входит в состав определенного флота или флотилии, американский Седьмой флот существует только на бумаге: любой корабль, пересекший 180-й меридиан западной долготы, автоматически включается в его состав. Если речь идет об авианосной ударной группировке, то командир АУГ назначается на должность командующего Седьмым флотом.

Стремясь увековечить память о подвигах корабельной авиации, американцы после войны наспех переименовали 77-ое оперативное соединение в гвардейское 70-е. Чтобы ни у кого не возникало ассоциаций с героями, бросавшими бомбы на Ханой.

Но это все общие замечания. Каковы были детали?

Позволю себе процитировать факты и отрывки из главы “Участие ВМС США в войне во Вьетнаме” (автор В. Доценко), в которых описываются подробности организации и боевой работы 77-го оперативного соединения.

Корабли 77-го оперативного соединения, 1965 г.

К решению задач по уничтожению наземных военных и промышленных объектов ДРВ американцы привлекли значительные силы флота. В составе 77-го оперативного соединения постоянно находилось от 1 до 5 авианосцев с мощным охранением, в составе которого действовало до 5 ракетных крейсеров, до 15 эскадренных миноносцев и фрегатов.

Несмотря на отсутствие противодействия на море, американское командование осуществляло полный комплекс мер по организации всех видов обороны АУГ. Ближний ордер охранения, состоял из крейсеров, эсминцев и фрегатов, которые сопровождали авианосец на удалении 20 — 30 каб. В воздухе круглосуточно патрулировали самолеты ДРЛО, истребители прикрытия дежурили либо в воздухе, либо на катапультах в полной готовности. ПЛО возлагалась на специально организованную противолодочную поисково-ударную группу, в т.ч. самолеты базовой патрульной авиации «Орион» и «Нептун», патрулировавшие в ближней и дальней зонах.

Средний срок нахождения авианосцев в составе 7-го флота оставлял 175—250 суток, в том числе 5—6 выходов в зону боевых действий максимальной продолжительностью до 50 суток. Время нахождения авианосцев в районе боевого маневрирования составляло 108—136 суток, на переходы затрачивалось в среднем до 45 суток, на стоянки в базах — до 60 суток. На текущий ремонт и боевую подготовку уходило в среднем от 170 до 210 суток. Переход авианосцев от западного побережья США в операционную зону 7-го флота занимал 14 суток, а от восточного — вдвое больше.

При нахождении в районе боевого маневрирования каждый авианосец непрерывно участвовал в боевых действиях на протяжении одной — двух недель, после чего сутки предоставлялись для отдыха личного состава и ремонта авиационной техники. При нахождении в районе 3 авианосцев, один из них, как правило, находился в резерве, с двух других самолеты действовали в среднем по 12 часов в сутки.

Район боевого маневрирования («Янки») сил 77-го оперативного соединения с февраля 1965 г. по январь 1973 г. находился в Тонкинском заливе. Его размеры составляли 140x160 миль, а удаление границ от береговой черты достигало 40 — 80 миль (дальняя кромка — на 100 — 120 миль). Каждая из авианосных ударных групп имела свой подрайон. В пределах этого района назначались точки пополнения запасов, где постоянно находилась одна из групп соединения обслуживания, или так называемый «плавучий тыл». Американская авиация действовала на удалениях 200 — 650 км от центра района боевого маневрирования (фронт ударов достигал 400 — 650 км).

Состав авиации 77-го оперативного соединения оценивается следующим образом: при наличии на позиции 2 авианосцев в боевых действиях могли принимать участие 152 — 166 самолетов (в том числе 86 — 96 штурмовиков, 48 истребителей); при 3 — 240 — 250 (в том числе 130—150 штурмовиков, 72 — 84 истребителя); при 4 — 312 — 324 (в том числе 166—184 штурмовика, 96 истребителей). На изменение численности авиакрыла значительное влияние оказывала вьетнамская система ПВО.

Всего за период войны авианесущие корабли 77-го оперативного соединения лишились 860 самолетов (основная причина — боевые потери).

Палубная авиация использовалась с высоким напряжением. В 1966 г. с 1 авианосца выполняли в среднем 111 самолето-вылетов в сутки, с 2 — 178. В 1969 г. эти цифры составили 178 и 311, а в 1972 г.— 132 и 233 соответственно. При этом боевое напряженное авиации составляло: для штурмовиков — 1,2—1,3 самолето-вылета в сутки; для истребителей — 0,5—0,9; для самолетов РЭБ — 1,43—1,7; для самолетов ДРЛО — 1,25—1,5; для самолетов-разведчиков — 0,58—0,83.

От себя отмечу, что в приведенных выше цифрах имеется логическое несоответствие. При наличие на позиции двух ударных авианосцев (86-96 штурмовиков, 48 истребителей) и указанной интенсивности боевого применения (1,2-1,3 вылета в сутки для штурмовиков, 0,5-0,9 для истребителей) никак невозможно получить суточную норму 200-300 боевых вылетов. Действиями самолетов РЭБ, ДРЛО и разведчиков можно пренебречь в расчете, ввиду их относительно малой численности.

В общем, указанное среднее (!) число самолетовылетов (178 с одного АВ в сутки, и более 300 с двух АВ) вызывает большое недоверие.

Немалую роль играло появление новых типов авиатехники. К моменту начала войны (1965 г.) на вооружение ВМС было принято два новых самолета, которые значительно расширили область применения палубной авиации. Речь идет о самолете дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 “Хокай” (сменившего на боевом посту устаревший самолет ДРЛО Е-1 “Трэкер”) и всепогодного штурмовика А-6 “Интрудер”, который, несмотря на вялые ЛТХ обладал важным преимуществом: он был способен действовать в темное время суток.

Штурмовик оснащался прицельно-навигационной системой DIANE, в составе двух радиолокаторов. Поисковый радар обеспечивал сопровождение и атаку наземных целей в любых метеоусловиях. Вторая (навигационная) РЛС служила для автоматического сопровождения точечных целей и картографирования местности.

Его одной авиационной разработкой в ходе Вьетнамской войны был легкий палубный штурмовик А-7 “Корсар II”. Созданный на основе и внешне мало отличимый от истребителя F-8 “Крусейдер”, новый штурмовик вдове превосходил радиусу действия и массе боевой нагрузки устаревший А-4 “Скайхок”.

Боевой порядок палубной авиации ВМС США при нанесении ударов по наземным целям

Мощные боевые корабли, самые современные самолеты, продуманные меры по организации обороны и нападения в любых условиях. Изощренные тактики при атаке наземных целей. Высокоточное оружие класса “воздух-поверхность”.

Американский план нападения на Вьетнам имел 100 преимуществ, и всего один недостаток. Он полетел к чертям.

Как мы уже знаем, палубная авиация — уникальный инструмент флота, способный решать задачи стратегического характера. Перед тем, как принять данное утверждение за истину, позвольте узнать размеры Вьетнама. (Ответ — площадь Вьетнама составляет 2% от площади Российской Федерации).

Когда американцы празднуют день победы над Вьетнамом? (Ответ — никогда; война была проиграна).

Тогда каким же образом связаны заявления о “стратегическом характере” авианосных группировок и позорный проигрыш в локальной войне? (Ответ — никаким. Два десятка АУГов ничего не смогли сделать со страной, размером с Томскую область).

Совокупивши бездну с высотой,
Триумф побед с позором поражений…

Что ж, продолжим наше знакомство с малоизвестными фактами о вьетнамской войне.

Кто и откуда наносил основные удары по Вьетнаму? (Ответ — основная часть американской тактической авиации была размещена на авиабазах Корат, Такли, Удон Тани и Убон на территории близлежащего Тайланда).

Какие авиабазы использовались непосредственно на территории Вьетнама? (Ответ — наиболее известными были международный аэропорт Сайгона (Тан Сон Нат) и военный аэродром Камрань, впоследствии переданный СССР и превращенный в советский форпост в Юго-Восточной Азии).

Откуда совершали вылеты стратегические бомбардировщики Б-52? (Ответ — часть стратегов была размещена на авиабазе У-Тапао в Тайланде, другая часть действовала с базы на о. Гуам).

Основной тип ударного самолета, выполнивший 75% ударных заданий в начальный период войны? (Ответ — F-105 “Тандерчиф”).

Элементы бортового радиоэлектронного оборудования истребителя-бомбардировщика "Тандерчиф" (начало 60-х гг.)

Благодаря высоким ЛТХ и исключительным возможностям их бортового электронного комплекса (NASARR), способного наводить самолет на цель в любых условиях и осуществлять полет на сверхмалой высоте, автоматически различая особенности рельефа, определяя наклонную дальность до выбранной точки и сигнализируя о препятствиях по курсу, “Тандрчифы” применялись для атак на наиболее важные и хорошо защищенные цели. Среди них — главная нефтебаза в пригороде Ханоя, металлургический завод в Тайнгуене, ж/д мост через Красную реку на границе с Китаем, аэродром Катби, где проводилась сборка доставленных из СССР вертолётов, главное "логово МиГов" — авиабаза Фукйен.

Об интенсивности применения и роли ВВС США в войне во Вьетнаме красноречиво свидетельствуют потери: 2197 не вернувшихся самолетов.

Военно-воздушные силы вынесли на себе основную тяжесть воздушных сражений и выполнили 2/3 вылетов в той войне. В абсолютных значения — около миллиона самолето-вылетов, в два раза больше, чем сделали авиакрылья всех АУГ за шестьдесят шесть боевых походов к побережью Вьетнама.

Фанаты палубной авиации справедливо заметят, что данная структура все-таки внесла заметный вклад в войну. При этом им самим не смешно от того, что:

а) 17 авианосцев “продули” войну с крошечной прибрежной страной;

б) оказалось, что даже в войне с крошечной прибрежной страной пришлось всецело полагаться на классические военно-воздушных силы.

Таков закономерный финал эпопеи с палубной авиацией и попытками флота заявить о себе в небе над сушей.

В статье были использованы материалы из книги В.Д. Доценко “Флоты в локальных конфликта второй половины ХХ века”.

«Фантом» против МиГа: противостояние во вьетнамском небе

«Фантом» против МиГа: противостояние во вьетнамском небе

Война в небе Вьетнама стала одним из наиболее драматичных и масштабных воздушных столкновений после 1945 года. Началась она как партизанское движение в 1957 году, но с 1964 до 1975 года приобрела черты полномасштабного вооруженного конфликта. С двух противоборствующих сторон в ней принимали участие самолеты различных типов. Но в то же время основное воздушное противоборство разгорелось между двумя типами самолетов. Более того, исход схваток между этими боевыми машинами определил и сам ход войны.

У американских сил основным был самолет-истребитель F-4 «Фантом II». Это тяжелый двухместный двухдвигательный самолет с нормальной взлетной массой более 20 т, который был построен в 1958 году. Изначально он был создан с целью обеспечения противовоздушной обороны авианосных соединений США. К началу 1960-х годов эта воздушная машина успела завоевать несколько мировых скоростных рекордов, и была самым популярным боевым американским самолетом. Среди достоинств «Фантома» необходимо отметить летные характеристики, которые были выдающимися для того времени: истребитель мог развивать скорость порядка 2260 км/ч, подниматься на высоту до 16,5-17,9 км, при этом дальность полета без подвесных баков составляла 2380 км. Кроме того, на самолете была установлена достаточно мощная обзорно-прицельная бортовая радиолокационная станция, всепогодные всеракурсные управляемые ракеты средней дальности AIM-7 «Спэрроу» (4 ракеты), и ракеты малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» (4 единицы).

В войну американские военно-воздушные силы вступили с палубными самолетами-истребителями F-4B, а позже в конфликт были вовлечены и палубные модернизированные самолеты F-4J. Также у американских военных были на вооружении и истребители F-4C, которые в ходе войны были дополнены усовершенствованными самолетами F-4D. А в конце войны ВВС Соединенных Штатов получили на вооружение наиболее совершенную версию истребителя — «Фантом» F-4E.

Таким образом, вполне очевидно, что эти два боевых самолета совершенно разные, и создавались они для решения совершенно разных задач.

На первом этапе войны американская авиация наносила с воздуха массированные удары. В тот период на «Фантомы» было возложено большое количество различных задач: они не только охраняли как истребители бомбардировщики, но и наносили непосредственные удары по вражеским позициям. Морские самолеты F-4B в основном использовались для оказания эскорта палубных штурмовиков — «Скайхоков» и «Скайрейдеров», а также для охраны американской системы ПВО от возможных ударов китайской и вьетнамской авиации.

До прихода советских военных именно американские истребители, бесспорно, владели воздушным пространством Вьетнама. Военно-воздушные силы Вьетнама были подготовлены и вооружены гораздо хуже. На вооружении у них имелись китайские копии советских МиГ-17 (25 дозвуковых истребителей), несколько советских МиГ-15 и бомбардировщики Ил-28, поэтому говорить о каком-либо серьезном воздушном противостоянии не приходилось. В то же время благодаря советским и китайским специалистам вьетнамские летчики сумели получить уникальную тактику ведения боя в воздухе.

Так, МиГ-17 шли на сверхмалой высоте и были недоступны для обнаружения системой противовоздушной обороны американцев. Когда появлялся противник, они, благодаря своей маневренности и легкости, просто выныривали из-под американских истребителей и расстреливали их. И даже при условии значительного численного превосходства американских боевых машин подобная тактика приносила неплохие результаты, так как американская авиация начала нести существенные потери.

Первая встреча в воздухе американских «Фантомов» и вьетнамских МиГ-17 состоялась 2 апреля 1965 года, но столкновение оказалось безрезультатным. Первый настоящий бой между противниками состоялся через неделю. По версии американцев, их истребитель был атакован четырьмя вьетнамскими МиГами. Один МиГ был сбит ракетой, но другой вьетнамский самолет сбил американскую машину, в результате чего экипаж ВВС США погиб. Согласно версии Вьетнама, восемь американских F-4B вторглись в воздушнее пространство над территориальными водами КНР. Вполне возможно предположить, что американцы намеренно провоцировали китайскую сторону начать решительные действия, чтобы «поставить их на место» и заставить быть более осторожными в своей поддержке Вьетнама. Но, несмотря на то, что американцам удалось повредить один из МиГов, другой «Фантом» ошибочно выпустил ракету по F-4B, отправив его на дно залива.

Подобные воздушные бои происходили довольно часто. 12 мая был сбит один Миг-17, 4 июня атаке подверглись три «Фантома», 17 июня 4 МиГа сбили два F-4B, а F-4B, стартовавший с палубы авианосца «Мидуэй», сбил МиГ-17, 10 июля F-4C сбил два МиГ-17.

Те американские воздушные машины, которые применялись для сопровождения, загружались бомбами. В то же время вьетнамские самолеты предпочитали держаться на малой высоте, где они были незаметны для американских бортовых РЛС. При внезапной атаке «Фантомов» вьетнамские летчики заставляли их скидывать бомбовый груз, а затем расстреливали на короткой дистанции из пушек. Зачастую американские истребители не успевали вступить в противостояние с МиГами, ввиду того, что находились на значительно большей высоте. Все это заставило американских летчиков изменить тактику: они снизили группы прикрытия до малых высот, где без проблем обнаруживали истребители противника, и благодаря более высокой скорости, настигали его и поражали ракетами. Иногда преимущество переходило к вьетнамским летчикам, которые на большой скорости сближались с противником на расстояние менее 1 км, где американские «Фантомы» со своим ракетным вооружением были беспомощны.

В скором времени американцы вновь усовершенствовали тактику: несколько их истребителей принимали ближний бой, а другие быстро набирали высоту и атаковали МиГи ракетами. Вьетнамцы в подобных боях потеряли 6 истребителей, и вынуждены были перейти к ранее проверенной тактике одноразовых атак из засады.

Подобные воздушные противостояния в дальнейшем стали вполне обычным явлением. Но до тех пор, пока не появились МиГ-21 и не началось массовое использование ракетных зенитных комплексов С-75, американские истребители чувствовали себя в небе Вьетнама достаточно свободно, не воспринимая МиГ-17 в качестве серьезных соперников.

МиГ-17 в значительной степени уступал американским «Фантомам» в маневренности и скорости, поэтому активный бой мог вести только очень короткое время. В связи с этим советское руководство приняло решение о переброске во Вьетнам сверхзвуковых МиГ-21 в версиях 21ПФ-В и 21Ф-13. Эти истребители были способны воевать при любых погодных условиях, были оснащены ракетами Р-3С и радиолокационным прицелом. Таким образом, с февраля 1966 года основными противниками американских «Фантомов» стали МиГ-21.

Американское командование по-прежнему возлагало большие надежды на истребители F-4, будучи уверенным в том, что совершенная бортовая радиолокационная станция, мощное вооружение, а также высокие разгонные и скоростные характеристики вместе с новыми тактическими приемами смогут обеспечить превосходство над противником. Однако в ходе столкновений с более легкими истребителями противника американские военно-воздушные силы терпели поражение за поражением. Только за май-декабрь 1966 года в ходе воздушных боев американская авиация потеряла 47 самолетов, уничтожив всего 12 боевых машин противника. Сказывалась большая нагрузка на крыло и значительно меньшие угловые скорости разворота «Фантомов», ограничения по допустимым углам атаки, эксплуатационной перегрузке и худшая управляемость американского истребителя. Кроме того, среди недостатков «Фантома» были неудовлетворительные штопорные характеристики. Существовал значительный риск попасть в плоский штопор, из которого летчик средней квалификации практически не мог выйти. Только до 1971 года из-за этой особенности американские ВВС потеряли около 80 самолетов.

Также и американская бортовая РЛС, с одной стороны, имела большую дальность обнаружения и захвата, но с другой — обладала низкой защищенностью от помех. В кабине было слишком много приборов и переключателей. Среди достоинств американского истребителя необходимо отметить хорошие разгонные характеристики (до скорости 600-1100 км/ч он разгонялся за 20 секунд, в то время как МиГ-21ПФ — за 27 секунд), лучший обзор из кабины, высокая скороподъемность, наличие второго члена экипажа, отслеживавшего обстановку и вовремя предупреждавшего об опасности.

Были свои недостатки и у МиГ-21. Он обладал достаточно малой дальностью радиолокационного прицела (10-12 км), ему требовалось больше времени на полный цикл обзора бортовой РЛС, из кабины был недостаточный обзор, а отметка цели на индикаторе в кабине плохо воспринималась. Чтобы переключить режим вооружения, летчику требовалось снимать с рычагов управления самолетом одну руку. Двигатель при определенных режимах работы очень сильно дымил, что позволяло противнику без особых усилий обнаружить его на расстоянии до 30 км.

Первый бой между F-4 и МиГ-21 состоялся в конце апреля 1966 года, но он был безрезультатным. А уже через три дня американский истребитель сбил МиГ.

Как правило, МиГ-21 проводили атаки на сверхзвуковой скорости, выполняя пуск ракет и быстро удаляясь. Подобная тактика требовала высокой квалификации офицеров наземного наведения и летчиков, и американцы не могли противостоять ей. Кроме того, практиковались и совместные действия МиГ-17 и МиГ-21.

Необходимо отметить, что после появления новых МиГов американское командование начало довольно широко привлекать «Фантомы» к сопровождению ударных самолетов, и отказаться от оснащения самолетов эскорта бомбовым вооружением.

В 1967 году американским военным удалось несколько повысить тактическую и пилотажную подготовку летчиков. В состав боевых эскадрилий ВВС начали поступать модернизированные самолеты F-4D. Благодаря качественному усилению истребительной авиации США вьетнамским летчикам удалось сбить всего 15 американских самолетов. Но со временем вьетнамская авиация вновь увеличила свою эффективность, и в первой половине 1968 году она уничтожила уже 25 боевых машин противника.

В общей сложности, за период с апреля 1965 до ноября 1968 года было сбито 27 самолетов F-4 «Фантом» и 20 МиГ-21.

В мае 1968 года между противостоящими сторонами начались переговоры, результатом которых стало прекращение бомбардировок. Эта пауза дала возможность обеим сторонам качественно усилить свои истребительные группировки. На вооружение американской авиации начали поступать F-4E, которые имели улучшение маневренные характеристики, новую бортовую радиолокационную станцию и встроенное пушечное вооружение. Авианосцы США также получили модернизированные палубные истребители F-4J. В то же время, Советский Союз передал вьетнамским ВВС истребители МиГ-21ПМФ, оснащенные подвесным пушечным контейнером ГП-9, а немного позже — и самолеты МиГ-21МФЛ и МиГ-212ШФ с встроенной пушкой ГШ-23. Помимо этого, вьетнамская авиация пополнилась и за счет китайских союзников, которые предоставили Вьетнаму 44 истребителя-копии МиГ-19.

Американцы, которые ранее убедились в невозможности добиться превосходства над соперником в короткие сроки, основные свои усилия сосредоточили на повышении квалификации своих летчиков. Были организованы специальные курсы, в ходе которых отрабатывались воздушные бои с эскадрильями истребителей «Нортроп» F-5, имитировавшими МиГ-21. А уже в июне 1971 года Соединенные Штаты возобновили налеты на Вьетнам.

Весной 1972 года вьетнамские войска начали массированное и довольно успешное наступление на юге, что заставило американцев усилить бомбардировки на севере для оказания влияния на парижские переговоры. Состав авиации США был увеличен до тысячи боевых самолетов, после чего проведена широкомасштабная воздушная операция «Фридом Трэйн». Результатом ее стало нанесение более 40 мощных, хорошо спланированных бомбовых ударов. В то же время столкновения между МиГами и «Фантомами» практически прекратились.

Летом того же года интенсивность боев пошла на спад, и воздушные бои приобрели эпизодический характер.

Таким образом, итогом воздушного наступления, которое было предпринято американскими ВВС весной-летом 1972 года, стало значительное сокращение боевых машин с обеих сторон. У американской стороны осталось всего 360 тактических истребителей ВВС и 96 истребителей ВМС, а у вьетнамских войск — только 187 истребителей МиГ различных модификаций, причем в рабочем состоянии находилась всего 71 машина.

В декабре 1972 года американцы предприняли попытку провести последнюю широкомасштабную воздушную операцию «Лайнбэкер-2», чтобы склонить ход переговоров в Париже на свою сторону. В ходе операции планировалось нанести массированные удары по военным объектам Вьетнама и разрушить инфраструктуру. Но операция провалилась. Почти за две недели операции было уничтожено 7 американских истребителей, в том числе, 4 «Фантома», и всего 3 МиГ-21.

В общей сложности, за 1972 год между противниками состоялось около 200 воздушных боев, в результате которых было сбито 54 вьетнамских истребителя, среди которых 36 — МиГ-21, а 90 американских самолетов, из которых 74 — «Фантомы».

В конце января 1973 года Соединенные Штаты Америки объявили о выводе своих войск с территории Вьетнама, признав фактически свое поражение в войне.

Необходимо отметить, что соперничество американских «Фантомов» и МиГ-21 в небе Вьетнама завершилось поражением американского истребителя. За весь период войны американские летчики сумели сбить всего 54 самолета МиГ-21, а «двадцать первым» за то же время — удалось уничтожить более 100 «Фантомов». Более того, потеря американской машины, как правило, сопровождалась гибелью членов экипажа, а сам истребитель обходился американскому народу в значительную сумму, что в несколько раз превышала стоимость МиГа.

Вьетнамская война оказала большое влияние на военное авиастроение не только в Советском Союзе, но и в Соединенных Штатах Америки. Американцы довольно остро отреагировали на поражение своего истребителя, и принялись за создание высокоманевренного истребителя четвертого поколения F-15 «Игл» и F-16 «Фридом Файтер», которые должны были превзойти МиГи в маневренном бою. В то же время самолет F-4 повлиял на умы советских, а позже и российских авиатеоретиков, что нашло свое выражение в усовершенствовании истребителей третьего поколения.

Да и вообще опыт вьетнамской войны пошел на пользу СССР. Все оборонные предприятия и конструкторские бюро были загружены работой.

По признанию вьетнамских, советских и даже американских летчиков, МиГ-21 стал лучшим самолетом в период войны во Вьетнаме. Некоторые эксперты даже уверены в том, что если бы на вооружении вьетнамской авиации МиГ-21 не появились, то американцы эту войну, вполне очевидно, выиграли бы.

После завершения вьетнамской войны истребители «Фантом» и МиГ-21 еще не раз сходились в воздушном бою. Это происходило и над Суэцким каналом, и над Синаем, над Сирией и дельтой Нила, в Ливане, а также в период ирано-иракского конфликта.

Сам МиГ-21 стал основой для почти двух десятков модификаций. Позже он применялся в многочисленных конфликтах по всему миру и стал одним из наиболее массовых. Только на вооружении советской армии находилось 14 тысяч боевых воздушных машин.

МиГ-21 был принят на вооружение в 49 странах мира и занял достойное место в истории современной авиации.

Показательные полеты новейших российских вертолетов Ми-171А2 и Ансат во Вьетнаме

«Вертолеты России» представили новейший вертолет Ансат и модификацию Ми-8/17 – Ми-171А2 во время демонстрационного тура по странам Юго-Восточной Азии. Об этом сообщили в пресс-службе компании, входящей в Госкорпорацию «Ростех».

На мероприятии будущие покупатели и нынешние эксплуатанты могли узнать напрямую у производителя о всех конкурентных преимуществах новых машин.

«Я уверен, что демотур наших вертолетов станет отправной точкой для вывода на новый уровень отношений России и Вьетнама в авиационной сфере», - сказал индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский подчеркнул, что гражданской вертолетной техники переживает сейчас регионах Юго-Восточной Азии подъем, и Вьетнам может быть заинтересован в приобретении гражданской продукции.

Более 100 вертолетов Ми8/17 и более 20 ударных вертолетов Ми-24 стоит сейчас на вооружении армии Вьетнама.

Ансат – легкий вертолет, конструкция которого позволяет использовать машину и для транспортировки грузов и для перевозки людей.

Ми-171А2 – модификация Ми-8/17. Предполагается, что он будет выпускаться в транспортной, пассажирской и VIP-версиях.

Вертолеты во Вьетнаме


Вьетнамскую войну нередко называют войной вертолётов. Насколько корректно такое название, понять несложно. На мой взгляд, война вертолетов это когда они применяются не одной стороной, а воюют как противники. Безусловно, благодаря помощи СССР, у Вьетконга в известный момент появились вертолеты, но сравнивать их применение и роль в войне с тем, что делалось американцами и Южным Вьетнамом – просто несерьёзно.


Начали их применять там не американцы. До их появления, активно использовали вертолеты французы, ещё во времена Индокитая. Впрочем, так же как и катера, а ведь именно и вертолеты и катера для многих стали неким символом американской же войны во Вьетнаме - благодаря в основном фильму Ф. Копполы "Апокалипсис нашего врепени".

Но спектр задач этих перспективных машин расширялся именно по ходу расширения их применения в войнах того периода.



Что касается конкретно того нередко встречающегося заблуждения, что боевые вертолёты Штатов во Вьетнаме были в основном конструкции и производства Сикорского, то здесь необходимы лишь небольшие пояснения, с возвращением в историческую реальность.




США использовали тогда огромное по советским и российским меркам количество типов геликоптеров практически всех на тот момент фирм-производителей. Применять их начали ещё в ходе Второй мировой, затем очень активно в корейской войне. Некоторые из них и в самом деле были разработки И.И. Сикорского.

Но это не были именно боевые машины, подобные белловской «Хью Кобре» - подобных ей тогда вообще не было. Это не были даже аналоги «Хьюи» («Ирокеза»), в одном из своих вариантов бывшего также машиной огневой поддержки. Это были совсем другие «индейцы». Они появились в Индокитае гораздо раньше более "прославленных" СМИ и фильмами машин Белл Текстрон, вместе с с машинами других фирм, однако играли иные роли


.

Вертолеты летят во вьетнам

Советские зенитки против американских вертолетов во Вьетнаме. ШОКИРУЮЩИЕ факты (2021)


В небе Вьетнама было сбито 404 "Кобры" из 1133 закупленных Министерством обороны США до 1975 года. Причем 125 из них были потеряны из-за аварий, но правда в том, что 72 из них были подбиты и просто не дотянули до своей базы. Это на самом деле были чудовищные потери.

Интересно, что если стрелять в лопасть несущего винта "Кобры", то попасть в него вероятность 0,38%, таким образом из той же "Шилки" (вот про "Шилку") надо выпустить по вертолету 263 снаряда, чтобы хотя бы один попал в лопасть. Известен только один случай, когда таким образом была сбита "Кобра", попаданием даже по балансирующему винту - 28 января 1970 года, вертолет из состава 9-го кавалерийского полка.

Против "Кобр" весьма были эффективны зенитные установки ЗПУ-4 (образца 1949 года) из 4-х пулеметов Владимирова. Патрон 14,5-мм, стреляет со скорость 40 выстрелов в секунду.

Так вот, американцы захватив ЗПУ-4, опытным путем установили, что разворот установки на 180 градусов требует 8 секунд.

После этого, первым на разведку местности и установления направления стволов зениток, отправлялся легкий вертолет LH-6. С противоположной стороны направления стволов, зенитки атаковали "Кобры" с подскока и расстреливали ЗПУ-4. Управляемые ракеты TOW по ним не пускали, по двум причинам. Во-первых такая ракета дороже ЗПУ-4, а во-вторых всё время полета управляемой ракеты вертолет должен быть неподвижен и направлять её в цель.

Читайте также: