Трансфер технологий в сша

Обновлено: 06.07.2024

«Треугольник успеха инноваций» состоит из бизнес-среды, регулятивной среды и политики, применяемой государством для развития инновационной среды. Первые два фактора мы рассмотрели в прошлой статье. Но они касаются экономики страны в целом, помогают понять, как устроена предпринимательская деятельность, за что приходится платить компаниям, как они могут получить налоговые льготы.

Сегодня мы рассмотрим те методы, которые федеральное правительство США и муниципальные власти страны применяют для развития непосредственно инноваций, для повышения эффективности коммерциализации изобретений и технологий, принятия технологий и привлечения инвестиций из других стран, развития коллаборации между бизнесом и учёной средой.

image


Калифорнийский технологический институт

Политика, применяемая для развития инновационной среды

Исследования и технологии

Поддержка исследований в университетах и исследовательских институтов

Американская система поддержки научных исследований основана на двух фундаментальных аспектах:

  • Поддержка исследований, относящихся к миссии государства — оборона, здоровье — через федеральные лаборатории.
  • Поддержка всех остальных исследований преимущественно через финансирование университетов.

Федеральные лаборатории

Система федеральных лабораторий в США имеет разветвлённую сеть во всех штатах. Одна часть лабораторий работает непосредственно под руководством государственных органов, а другая отдана частным операторам. Крупнейшие лаборатории основаны Министерствами Обороны, Энергетики и Здравоохранения.

Огромную роль в инновационной системе играет «Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США» (DAPRA), хотя оно не относится к федеральным лабораториям. Оно работает с различными проектами, значимыми для обороны.



National Bio and Agro-Defence Facility, лаборатория в Канзасе

Университетские исследования

Министерство обороны, Министерство энергетики, Национальные институты здоровья поддерживают университетские исследования для достижения собственных целей. С другой стороны, Национальный научный фонд США отвечает за развитие науки и технологий в стране через предоставление временных грантов предпринимателям, исследователям, исследовательским центрам на работы различного характера, а не на конкретные исследования. Часть средств идут на дорогое научное оборудование и средства обслуживания в «центрах коллективного пользования», которые нужны учёным и инженерам, но слишком дороги для отдельных исследователей или локальной группы. Тем не менее, финансирование университетских исследований относительно процента ВВП в США остаётся позади многих стран, в первую очередь Дании, Ирландии, Австралии, Кореи и Норвегии. На графике ниже — процент ВВП, который государства тратили на университетские исследования в 2000-2011 годах.


Система трансфера технологий

До 1980-х годов трансфер технологий из университетов и федеральных лабораторий на коммерческий рынок не имел системного характера, системной поддержки именно со стороны федеральных властей. Конечно, Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет уже работали с промышленностью и создавали технологии для рынка. Но это было обусловлено скорее их политикой, в том числе работающими технопарками и плотной связью между учёной средой и бизнесом.

В 1980 году Конгресс принял закон Стивенсона-Уайдлера «О технологической инновации», который потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферу частному сектору. Так федеральное правительство решило развить взаимодействие между бизнесом и лабораториями, на которые государство уже тратит средства. А закон Бэя-Доула, принятый в том же году, дал возможность университетам самостоятельно зарабатывать на результатах своих исследований. До того момента вузы, получавшие финансирование от государства, не могли распоряжаться результатами изысканий. Этот закон The Economist назвал самым удачным во второй половине XX века, а The Wall Street Journal включила в тройку самых эффективных мер по развитию инноваций.

Поддержка исследований, проводимых предприятиями

В США коммерческую деятельность в основном ведут частные компании, созданные для получения прибыли. Власти в основном не оказывают поддержку НИОКР в фирмах напрямую, только если исследования не связаны с одной из миссий государства — например, с оборонной промышленностью.

Тем не менее, федеральное правительство поддерживает ряд политических мер, помогающих создавать инновации в компаниях. В 1981 году Конгресс установил налоговый кредит фирмам для стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в размере 20%. В 1984 была запущена «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research), на которую федеральные агентства были обязаны выделять долю своих НИОКР-бюджетов на исследования малого бизнеса.

Система движения знаний

Инновационные кластеры

В 1977 году итальянский учёный Дж. Бекаттини ввёл термин «промышленный район»: это «локальная система с активным соразмещением людей и первичной отрасли, состоящая из небольших независимых фирм, специализирующихся на различных этапах единого производственного процесса». «Маршаллианские промышленные районы», по мнению учёного, представляют собой естественно или исторически ограниченные территории, характеризующиеся присутствием и взаимопроникновением сообщества людей, и производственным аппаратом.

В 1990-е годы профессор Гарвардской бизнес-школы популяризовал понятие кластера: «кластер – это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга». Кластеры создают основу для притока инвестиций в малый бизнес, дают возможность предпринимателям использовать процессы диверсификации.

Эффективность кластерного развития показывают такие районы, как Кремниевая долина и Исследовательский треугольник Северной Каролины, о которых мы говорили в статье Технопарки России и мира. Тем не менее, федеральное правительство США сыграло незначительную роль в развитии инновационных кластеров. Вместо него этим занимаются регионы, разрабатывая соответствующие программы поддержки.


Система коллаборации в промышленности (с академическими и исследовательскими институтами)

Университеты — Массачусетский технологический, Калифорнийский технологический, Стэнфордский — активно работают с бизнесом. Но на каждый из таких вузов приходится десяток, в котором с инновациями работают гораздо менее эффективно. В лучших университетах годами складывалось взаимодействие и между бизнесом, и между студентами и профессорами. Свою роль играет отсутствие строгой иерархии: не нужно быть дважды профессором, чтобы создать новую технологию и получить поддержку в её коммерциализации.

В коллаборации между университетами и бизнесом участвуют такие организации, как сеть «Инженерных исследовательских центров» (Engineering Research Centers), открытая Национальным научным фондом, и «Промышленный/Университетский кооперативный исследовательский центр» (Industry/University Cooperative Research Center, I/UCRC).

Приобретение зарубежных технологий и экспорт американских

Министерство торговли США работает со штатами, пытаясь повысить их инвестиционную привлекательность и привлечь инвестиции в рамках программы «Выбирай США» (Select USA). А комитет по иностранным инвестициям США следит за приобретением иностранными компаниями американских технологий, чтобы выявить как экономический эффект от них, так и отсутствие угрозы национальной безопасности.

Человеческий капитал

Система высшего образования

Часть университетов и колледжей управляются штатами, часть управляются и финансируются за счёт платного обучения и благотворительных пожертвований. Одни студенты могут позволить себе платить за обучение, другие получают от университетов финансовую помощь. Штаты снижают субсидии на образование. С этим связывают то, что США отстают от многих других стран по показателям зачисленных в высшие учебные заведения студентов.

Федеральное правительство несильно озабочено выпуском студентов определённых специальностей, в основном оно оставляет их выбор на волю рынка. Но это ведёт к нехватке специалистов в области науки, технологий и математики. Для исправления этой проблемы государство может использовать массивную программу онлайн-курсов.

Тренинг навыков, повышение квалификации

В США ранее работодатели играли активную роль в обучении сотрудников новым навыкам, повышению квалификации. Сейчас в стране нет единой национальной системы — работодатели последние тридцать лет экономят на этом. Отдельные программы действуют на уровне штатов.

В Висконсине и Джорджии действуют программы обучения молодёжи. В некоторых штатах в высших школах есть «карьерные академии». В Мичигане на конкурсной основе выдают гранты и оказывают техническую поддержку стартапам, выросшим в 25 индустриальных альянсах.

В Пенсильвании Индустриальная партнёрская программа с бюджетом в 15 млн американских долларов призвана обеспечить совместную работу нанимателей и рабочих в одном кластере, чтобы бороться с кадровым голодом в отрасли. В некоторых штатах работодатели могут экономить на налогах, если тратят средства на повышение квалификации работников. Например, на Род-Айленде фирмы могут 50% потраченных на обучение сотрудников средств потратить на погашение корпоративных налогов.

Основным компонентом системы обучения навыкам в США является Community College или «муниципальный колледж» – вид колледжей, созданный для того, чтобы сделать высшее образование более доступным для населения США. Такие колледжи отличаются невысокой стоимостью обучения и удобным местоположением — в городах. Учащимся удобно работать, следить за семьёй.


Миграционная политика

Соединённые штаты Америки более других стран полагаются на высококвалифицированных мигрантов для поддержки инновационной системы. По меньшей мере семь исследований изучили роль мигрантов в запуске новых компаний: они являются ключевыми участниками процесса в от 15% до 26% новых компаний в высокотехнологичном секторе США за последние двадцать лет. Они открыли 40% основанных в Калифорнии и Нью-Джерси фирм в период с 1995 по 2005 годы.

Федеральные власти США поощряют миграцию с помощью предоставления постоянного места жительства и временной рабочей визы, за которую платит работодатель. В стране продолжают работать над тем, чтобы облегчить мигрантам путь к гражданству.

CNN: США оказались на грани дефолта, который может ввергнуть в кризис весь мир

США всё ближе к дефолту из-за того, что республиканцы по-прежнему отказываются одобрять увеличение потолка государственного долга страны, сообщает CNN. Однако телеканал предупреждает, что дефолт по госдолгу будет иметь «немыслимые» последствия не только в США, но и во всём мире.

CNN: США оказались на грани дефолта, который может ввергнуть в кризис весь мир

Соединённые Штаты «движутся к обрыву» из-за того, что республиканцам и демократам в сенате не удалось договориться об увеличении потолка государственного долга страны, чтобы избежать дефолта. Как отмечает CNN, в случае неудачи последствия будут ощущаться не только в США, но и далеко за пределами страны.

Как отмечается на сайте телеканала, что, так как американское правительство тратит больше, чем получает в виде доходов, дефолт по долгам заставит его прекратить платить зарплаты военным, остановить пенсионные выплаты и отменить другие льготы.

Если США не смогут выплачивать проценты по своим долгам, возрастут ставки, по которым они берут деньги в долг. Это означает, что также вырастут ставки по ипотечным кредитам, автокредиты и проценты по кредитным картам. Вероятно, миллионы американцев потеряют работу, а экономическое восстановление после пандемии коронавируса значительно замедлится.

Кроме того, поскольку «стабильность госдолга США является основой мировой экономики», дефолт может ввергнуть в кризис весь остальной мир, предупреждает CNN.

Именно «немыслимый характер последствий», которыми грозит отказ конгресса увеличить потолок государственного долга, является причиной того, что враждующие политики в Вашингтоне, «стиснув зубы», как правило, в последний момент голосуют за повышение потолка госдолга. Однако в этот раз ситуация иная.

Дело в том, что республиканцы отказываются сотрудничать, так как полагают, что демократы и президент Джо Байден проводят «бесконтрольную политику расходов», которая приведёт к росту государственного долга, составляющего на данный момент почти $29 трлн.

Однако подобную позицию телеканал называет «лицемерной», напоминая, что демократы неоднократно голосовали вместе с республиканцами за повышение лимита госдолга при президентах-республиканцах.

Как отмечает CNN, республиканцы хотят снять с себя ответственность и обвинить демократов в банкротстве страны. Учитывая, сколько поставлено на карту, в Республиканской партии знают, что в конечном итоге у демократов не останется другого выбора, кроме как самостоятельно принять решение об увеличении потолка государственного долга и заплатить за это высокую политическую цену.

Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ

Дорогая передача: как эффективно организовать трансфер технологий

Дорогая передача: как эффективно организовать трансфер технологий

Центры трансфера технологий сегодня действуют во многих вузах. Но рецепты того, как добиться баланса интересов и привлечь в родной университет внебюджетные средства путем коммерциализации научно-технологических разработок, у каждого вуза свои.

О работе центров трансфера технологий (ЦТТ) в США и различных моделях организации их деятельности «Экспиру» рассказала заместитель директора Центра инноваций медицинской школы им. Перельмана Университета Пенсильвании Линара Аксанова. По ее мнению, такой опыт в освоении различных моделей трансфера технологий поможет российским вузам избежать распространенных ошибок в этой области.

История вопроса

Трансфер технологий прочно вошел в число миссий современного университета. Теперь, кроме образовательной и исследовательской функций, вуз должен заниматься коммерциализацией своих открытий и изобретений, создавая новые рабочие места, компании, способствуя экономическому развитию и своего региона, и страны в целом.

Все изменил закон, известный как акт Бай-Дойла. Названный в честь своих создателей: сенаторов Бёрча Байа и Роберта Дойла, – он был принят Конгрессом США в 1980 году. Акт позволил вузам и исследовательским институтам, получающим средства из федерального бюджета на проведение исследований, сохранять права собственности на свои патенты. Акт Бай-Дойла также обязал такие заведения обеспечивать условия и ресурсы для коммерциализации изобретений, созданных при федеральной финансовой поддержке. В результате с момента принятия акта университеты США превратились в крупнейших патентообладателей.

Именно благодаря акту Бай-Дойла были созданы и вышли на рынок многие новые продукты. В области медицины это синтетический пенициллин, противоопухолевые онкопрепараты, в том числе Таксол – наиболее продаваемый препарат для химиотерапии, Цисплатин и Карбоплатин, вакцины от гепатита В и птичьего гриппа и другие. При прежних подходах многие из них могли бы остаться «на уровне исследований».

Варианты центров

Условно говоря, у каждого ЦТТ есть пять основных задач: предоставление исследователям сервисов и услуг по патентованию и коммерциализации; неукоснительное следование законам; получение прибыли; экономическое развитие региона и страны; служение обществу: например, поддержка разработки и создания новых лекарств, продуктов. Традиционно каждый центр трансфера технологий трудится над решением всех пяти задач. Но фокус интересов у каждого из ЦТТ может быть смещен в одно из этих направлений деятельности.

Единой схемы организации работы ЦТТ, которая подошла бы всем вузам и исследовательским институтам, не существует. Их деятельность весьма разнообразна, уникальна и динамична. Даже в рамках одной системы университетов в США трудно найти две одинаковые программы трансфера технологий. Например, Университет Калифорнии объединяет 10 университетских филиалов, и в каждом – отдельный ЦТТ. Организация деятельности всех этих центров сильно отличается друг от друга.

Структура и цели каждого ЦТТ определяются такими факторами, как размер университета, его бюджет, область и направленность исследований, административная структура вуза, географическое положение, опыт самого ЦТТ и проч. Так как многие из этих факторов имеют тенденцию к изменениям, то и ЦТТ могут и должны меняться для поддержания и улучшения своих функций в соответствии с окружающей средой. Более того, такие глобальные перемены, как изменение экономической ситуации в стране или нововведения патентного законодательства, тоже влияют на работу офисов трансфера технологий. ЦТТ – это «живой организм», который должен эволюционировать и подстраиваться под развивающиеся реалии.

В 2010 году решением главы государства в США был создан Комитет по менеджменту интеллектуальной собственности в университетах (Национальный исследовательский совет США). Одной из его задач было определить, насколько система ЦТТ вузов эффективна и что еще необходимо для ее совершенствования. Вывод, сделанный комитетом на основе анализа работы ЦТТ, был таков: «Из-за большого разнообразия университетов по своим ресурсам, масштабам и направленности исследований, опыту лицензирования технологий и, в не меньшей мере, их задач и целей, не может быть предложено одного шаблона для ЦТТ, который должен быть использован другими учреждениями».

Курс на прибыль

Что сегодня происходит в системе американских ЦТТ? Несколько лет назад из-за экономического кризиса финансирование исследований за счет госбюджета США сократилось, значительно уменьшилось число грантов. В силу этого многие обратились к ЦТТ как к источникам создания прибыли для исследований и университетов. Возникла новая бизнес-модель ЦТТ. Фокус деятельности центров трансфера технологий сместился в сторону одной из их пяти основных задач – получения финансовой прибыли. Реализуется она в основном за счет заключения большего количества договоров и создания новых компаний, а так же за счет привлечения средств на исследования из коммерческих кругов.

Развитие новых технологий – это, зачастую, игра в рулетку: сложно предсказать, какая из них будет успешной, а какая прожжет деньги и время. Исследования деятельности ЦТТ подтвердили: пытаться коммерциализировать большее количество технологий с меньшими затратами времени – выгоднее и эффективнее, чем сосредоточиваться только на нескольких «многообещающих» технологиях и вести длительные переговоры, пытаясь получить более выгодные финансовые условия и выплаты.

Другая тенденция современных американских ЦТТ связана с «кадровым вопросом». Традиционно директорами центров ТТ становились люди из университетов, бывшие исследователи или административные работники. Теперь повсеместно в руководители нанимают людей с коммерческим опытом в больших компаниях, инвестиционных фондах.

Еще одна особенность новой бизнес-модели ЦТТ – ранние консультации исследователей. В этом образовательном процессе участие принимают венчурные капиталисты, инвесторы, предприниматели, специалисты из крупных компаний. В итоге исследователи, работающие над технологией на ранних стадиях, получают консультации по развитию коммерческого продукта, увеличения ценности технологии, ее патентной стратегии, что помогает быстрее и эффективнее выводить результаты исследований на рынок.

Модели на выбор

Все вышеперечисленное – современная стандартная модель работы ЦТТ в США. Но есть и альтернативные варианты. Например, так называемая европейская модель. В ней изобретатель – вне зависимости от того, откуда были получены деньги на исследования, – становится владельцем интеллектуальной собственности. В США данная модель была отвергнута по нескольким причинам. Она нарушает закон Бай-Дойла, затрудняет отслеживание корректности условий лицензирования, влечет потенциальные конфликты интересов и обязательств сторон. Пожалуй, главным недостатком этой системы стало заложенное в нее предположение, что исследователи «знают, как» и имеют время для коммерциализации своих исследований. Что на самом деле исключение, а не правило.

Несколько лет назад в США была предложена еще одна интересная модель работы ЦТТ: так называемая модель Кауфмана. Суть ее в том, что научные сотрудники должны иметь право защищать и лицензировать свои изобретения через независимых агентов или ЦТТ других университетов. Основной аргумент последователей этой модели: ЦТТ отличаются по эффективности деятельности и опыту их сотрудников. Потому «родной» ЦТТ может не обладать опытом и средствами, чтобы эффективно коммерциализировать инновацию. Предполагается, что такая система приведет к росту конкуренции между самими центрами трансфера технологий, повысит качество их работы.

Недостаток здесь тот же, что и у европейской модели: предполагается, что исследователи хорошо знают, как действовать, или имеют время для коммерческого развития своих изобретений. Отсутствует отражение местных/региональных потребностей и приоритетов. Кроме того, модель Кауфмана создает дополнительный уровень бюрократии для исследователей, ведет к уменьшению их вознаграждения. Есть сложности в соблюдении правил университета и финансирующих фондов.

Для пользы дела

Что из опыта работы американских ЦТТ может быть использовано в России? В первую очередь, проведение анализа существующей системы центров трансфера технологий для выявления источников неэффективности. Четкое определение целей работ. Пытаться достичь всего одновременно нереалистично и неэффективно. Небольшое количество четких целей позволит сфокусироваться на главном.

Во-вторых, вузы должны консультироваться с компаниями в их регионе или в их сфере деятельности. Это поможет понять, каким хотят видеть компании центр трансфера технологий в статусе своего долгосрочного партнера. Использование принципов открытого диалога в трансфере технологий помогает формировать модель, которая будет эффективна для всех. Понятно, что внимание к деятельности ЦТТ требуется на всех уровнях: и государственном, и университетском. Со стороны государства и самого вуза необходима законодательная и финансовая поддержка. Университетам надо обеспечить образцы договоров и соглашений для лицензирования и создания стартапов. Также нужны меры и соответствующие органы менеджмента финансового конфликта для изобретателей. Комитет по менеджменту финансового конфликта существует в каждом университете США. Эта структура и вводит меры, которые позволяют исследователям работать с компаниями и вести исследовательские работы по той же тематике в университете.

Значимый фактор успеха в области трансфера технологий, на мой взгляд, – создание профессиональной ассоциации для специалистов академического сектора ТТ. Это важно и для обмена опытом, и для получения дополнительного образования, и для изучения новых практик. В США этим занимается Association of University Technology Managers (AUTM). Эта ассоциация регулярно проводит конференции, вебинары, семинары для специалистов ЦТТ.

На собственном опыте

Приведу несколько примеров того, как в Университете Пенсильвании мы пытаемся увеличить эффективность центра трансфера технологий. Мы поддерживаем постоянный диалог с нашими партнерами. Стараемся создавать с ними модели сотрудничества, основанные не на денежных, а на партнерских отношениях. Это дает возможность часть работы выполнять в их лабораториях, часть – в наших. Обмениваться не только опытом и идеями, но и материалами, оборудованием.

Чтобы увеличить количество присланных в ЦТТ изобретений, центр проводит за год несколько конкурсов для поиска идей. Например, UPItApp – конкурс приложений к телефону, DevelopMed – конкурс идей для новых медицинских приборов, конкурсы бизнес идей I-Corps. Заявку на участие в конкурсе идей могут подать все желающие: от президента университета до дворника.

Есть в Университете Пенсильвании и программы по созданию и поддержке новых компаний. Действует программа партнерства между университетом и исследователем – UPstart. В ее рамках на основе новой технологии создается стартап. Его владельцы – университет и исследователи. Вуз дает стартапу право использовать, развивать эту технологию в течение года, несет все патентные затраты, помогает в формировании компании, поиске кадров и финансирования. Таким путем за 6 лет создано больше 120 компаний. И больше половины из них до сих пор успешно действуют.

Много внимания уделяем образованию научных сотрудников. Проводим мастер-классы и тренинги по коммерциализации, патентованию, созданию компаний и т.д. Приглашаем специалистов из крупных компаний, инвесторов, патентного бюро и т.п. Все это позволяет увеличить «видимость» ЦТТ, а также заставляет профессуру, аспирантов и студентов задумываться о практическом применении своих исследований.

Многие вузы организуют так называемые песочницы: приглашают людей с разных факультетов, например медиков и инженеров (предварительно сгруппировав их по сферам интересов). Первые рассказывают о проблемах, возникающих при операциях или определенных медицинских процедурах, вторые предлагают свои решения. И наоборот, инженеры рассказывают про свои работы, а медицинский персонал думает, где это может быть применимо в медицине. Все это ведет к росту числа новых заявок из университета.

Создать систему трансфера технологий, которая подойдет всем вузам, я думаю, невозможно. Это путь проб и ошибок. У России своя ментальность, система образования, специфика. Соответственно, и система ЦТТ будет уникальная. Главное на этом пути – искать, пробовать и двигаться вперед.

Читайте также: