Рина зеленая путевка в жизнь

Обновлено: 19.05.2024

В основу картины была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента — перевоспитание трудом детей, искалеченных улицей.

Снимая фильм в начале 30-х годов, авторы отодвинули действие на десятилетие. Для режиссера и сценаристов важным оказалось начало «невиданного опыта», которое острее и контрастнее позволяло раскрыть гуманистическую тему «Путевки в жизнь».

«Путевка в жизнь» (1931) стала первым не только звуковым фильмом в отечественном кино, она стала первым советским фильмом о «трудных подростках» 20-х годов. То было племя бездомных беспризорников — племя незнакомое, буйное и анархическое. Тогда господствовала одна педагогическая метода, воспетая «Педагогической поэмой» Антона Макаренко, — воспитание трудом и в коллективе. В «Путевке…» речь шла о тех, кто воспитывался в колонии. Как выяснилось, одного труда и безличного коллектива-воспитателя было недостаточно. Успех и фильма, и «методы» был тесно связан с харизмой, обаянием того, кто стоял во главе воспитательного коллектива. Как и того, кто ему противостоял. Нужен был персонифицированный Учитель — учитель с большой буквы. Таковым явился в фильме начальник колонии товарищ Сергеев.

Трудовая коммуна


Первые дома Болшевской трудовой коммуны ОГПУ № 1

Инициатором создания трудовых коммун для малолетних правонарушителей был председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский. 18 августа 1924 года вышел приказ административно-организационного управления ОГПУ № 185 за подписью зампреда ОГПУ Г. Г. Ягоды, давший путёвку в жизнь уникальному эксперименту по перевоспитанию малолетних правонарушителей. Так началась история Болшевской трудовой коммуны. По её образу и подобию в 1930-х годах создавались такого рода учреждения и в других городах Советского Союза. Организатором и начальником Болшевской трудовой коммуны стал Матвей Самойлович Погребинский, соратник и ближайший помощник Генриха Ягоды. Место выбрали под Москвой, в селе Костино, где размещался совхоз ВЧК, рядом со станцией Болшево.

Для того чтобы пришедшие в коммуну малолетние заключенные встретили уже налаженный распорядок, решили сначала переселить в Болшево часть детской колонии имени Розы Люксембург и дать ребятам обжиться. Первыми новоселами стали 18 беспризорников в возрасте до 16 лет. До прибытия подростков из Бутырской тюрьмы они вели себя по законам улицы. Четыре человека фактически захватили власть в коммуне и управляли остальными, более слабыми. Когда привезли 15 парней из Бутырок, все резко изменилось. Они оказались более организованными и довольно быстро прекратили анархию, взяв под свое покровительство младших беспризорников.

Процесс перевоспитания в коммуне получил название «перековка». Это было созвучно эпохе индустриализации. Поэтому соответствующее название книги М. Погребинского «Фабрика людей», в которой был обобщен опыт работы Болшевской коммуны, вовсе не имело того зловещего «оруэлловского» смысла, какой стараются сегодня приписать всей советской эпохе. «Перековаться» означало — получить как минимум семиклассное образование, приобрести профессию и начать честно трудиться. Последнее для бывших уголовников было, пожалуй, самым трудным.

Путёвка в жизнь (1931)

Путёвка в жизнь кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Недружная семья и имя Рина

Родители Рины Васильевны никогда не проявляли любовь друг к другу. Часто ссорились и это отражалось на детях. Отец был чрезмерно скуп, а мама, наоборот, слишком расточительна. Семья жила в Ташкенте, и когда на свет появился третий ребенок, особой радости никто не проявил. Официальной датой рождения считается 25 октября 1901 года. Но когда это действительно случилось, Екатерина (именно так нарекли Зелёную) и сама не знала.
Чтобы дочка могла приобрести технические познания, глава семейства определил её в реальное училище. Спустя некоторого времени отца, по долгу службы, перевели в Москву. Он был чиновником, и имел хорошее жалование. В столице Екатерина продолжила обучение в гимназии фон Дервиза, которое находилось в Гороховском переулке.



Рина Зелёная в молодости.

Заниматься промышленной деятельностью Зелёная совершенно не планировала. Мечтала о сцене и поэтому подала документы в театральное училище. В 1919 году успешно его окончила. Через пару лет уехала в Петроград и устроилась в новый театр «Балаганчик».
Далее судьба забросила Екатерину Васильевну в Одессу, и она влилась в театральный коллектив «Крота». Как гласит легенда, именно там она решила стать Риной. Увидев, что её полное имя художник не может разместить на афише, не раздумывая сократила его.

Недружная семья и имя Рина

Родители Рины Васильевны никогда не проявляли любовь друг к другу. Часто ссорились и это отражалось на детях. Отец был чрезмерно скуп, а мама, наоборот, слишком расточительна. Семья жила в Ташкенте, и когда на свет появился третий ребенок, особой радости никто не проявил. Официальной датой рождения считается 25 октября 1901 года. Но когда это действительно случилось, Екатерина (именно так нарекли Зелёную) и сама не знала.

Чтобы дочка могла приобрести технические познания, глава семейства определил её в реальное училище. Спустя некоторого времени отца, по долгу службы, перевели в Москву. Он был чиновником, и имел хорошее жалование. В столице Екатерина продолжила обучение в гимназии фон Дервиза, которое находилось в Гороховском переулке.

Рина Зелёная в молодости. Рина Зелёная в молодости.

Заниматься промышленной деятельностью Зелёная совершенно не планировала. Мечтала о сцене и поэтому подала документы в театральное училище. В 1919 году успешно его окончила. Через пару лет уехала в Петроград и устроилась в новый театр «Балаганчик».

Далее судьба забросила Екатерину Васильевну в Одессу, и она влилась в театральный коллектив «Крота». Как гласит легенда, именно там она решила стать Риной. Увидев, что её полное имя художник не может разместить на афише, не раздумывая сократила его.

Кинематограф

В 1931 году Николай Экк приступил к съемкам драмы «Путевка в жизнь». Одну из ведущих ролей сыграл Михаил Жаров. А вот его экранную девушку из «малины» — Рина Зеленая. В титрах фамилию актрисы не указали.



Рина Зелёная в фильме «Путевка в жизнь», 1931 год

Первое признание Зелёная ощутила после выхода на экраны комедии «Подкидыш». Конечно, там блистала Фаина Раневская, с её: «Муля, не нервируй меня!». Но зрители, также, обратили внимание на чудаковатую домработницу Аришу, которая постоянно что-то тараторила. По сути, эта роль определила комедийное амплуа Рины Васильевны.
Потом была словоохотливая «гримерша» в комедии «Весна», и её коронная фраза: «Такие губы уже не носят!».



Рина Зелёная и Любовь Орлова в фильме «Весна», 1947 год

Далее член худсовета в комедии «Девушка без адреса», жена Курочкина – «Черёмушки», старушка Надя – «Сказка о потерянном времени», экстравагантная певица – «Дайте жалобную книгу», тетушка Ганимед – «Три толстяка», редактор журнала – «12 стульев», графиня Вишня – «Чиполлино».



Рина Зелёная в фильме «Приключения Буратино», 1975 год

Но всесоюзную славу актрисе принесла роль черепахи Тортилы в экранизации «Приключения Буратино». Через пару лет укрепила успех, приняв участие в съемках киноленты «Про Красную шапочку» (бабушка) и детективной картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (миссис Хадсон).

Рина зеленая путевка в жизнь

Женщины в кино и мужчина

Женщины в кино и мужчина вернуться к странице

Женщины в кино и мужчина

Женщины в кино и мужчина запись закреплена
Любимые советские фильмы и актёры.

Впервые Рина Зеленая снялась в 1931 году в первой советской звуковой картине "Путевка в жизнь", где исполняла блатные куплеты в шайке бандита Жигана.

За этой ролью последовало множество других, но известность к актрисе пришла в уже пожилом возрасте.

Последней ролью, которую актриса сыграла в кино, стала миссис Хадсон. Наверное, все помнят ее Тортиллу. Работа над образом растянулась на семь лет.

Но именно в этот день она ушла из жизни. 1 апреля 1991 года Рине Васильевне должны были присвоить звание Народной артистки СССР.

"Путевка в жизнь" (СССР, 1931): мнения киноведов

Путевка в жизнь. СССР, 1931 . Режиссер Николай Экк. Сценаристы: Александр Столпер, Николай Экк, Регина Янушкевич. Актеры: Йыван Кырля, Михаил Джагофаров, Александр Новиков, Николай Баталов, Мария Антропова, Михаил Жаров, Василий Качалов, Рина Зелёная и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Экк (1902-1976) поставил шесть полнометражных фильмов, но самым главным его достижением стал первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь».

В 1981 году киновед Ростислав Юренев (1912-2002) писал о «Путевке в жизнь» так: «Юмор и пафос, бытописательство и поэзия переплетались в фильме, делали его увлекательным, понятным, берущим за сердце. Идеи перевоспитания трудом, получившие в социалистическом обществе новое содержание, новую жизненность, доходили и доходят сегодня до зрителей всех возрастов, профессий, вкусов. Как все лучшие советские картины, «Путевка в жизнь» имеет большую, поучительную историю. Она вышла на экраны в июне 1931 года — в кинотеатре «Колосс», размещавшемся в Большом зале консерватории. А. Столпер писал, что первые сеансы шли в полупустом зале: звуковое кино еще престижем не пользовалось. Затем народ пошел, повалил. В Германии она вызвала сенсацию. В Югославии собрала такие толпы желающих, что ее сочли за благо. запретить. Во Франции ее тоже сначала запретили, потом под давлением прессы разрешили. Писатель-коммунист Леон Муссинак свидетельствовал: «Я не запомнил в Париже большей сенсации, чем демонстрация «Путевки в жизнь» («Вечерняя Москва» от 4.IV.1932). Ее сердечно приветствовали Мартин Андерсен Некое (газета «Кино» от 11.IX.1931) и Ромен Роллан («Лит. газета» от 10.1.1935). Она прошла по всему миру, не только разрушая злонамеренные утверждения, что-де советское звуковое кино отстало, но, главное, возбуждая страстные споры о гуманных методах воспитания, о принципах наказания и пресечения, о творческом труде. Почти во всех странах она вызвала подражания. «Комсомольская правда» (от 26.Х1,1932) писала, что картина с успехом прошла в 27 странах, среди которых и США, и европейские государства, и Уругвай, Палестина. Япония, Сирия. В 1957 году фильм был переозвучен и вновь выпущен на экраны — у нас и за рубежом. Его идейность и народность поучительны и для современного искусства: актуальность темы сочетается с новаторским поиском в области формы, серьезность мысли с общедоступностью, увлекательностью, простотой. Нетрудно найти в нем просчеты, неопытность, недостатки — ведь первый. Поэтому его место в золотом фонде нашего кино неоспоримо: благородную, гуманную идею он несет и будет нести» (Юренев, 1981: 18). Юренев Р. «Путевка в жизнь» // Советский экран. 1981. №11. С. 18.

А вот что писал когда-то о «Путевке в жизнь» я: « Ведущие ученые мира издавна пытались записать звуковой сигнал. Но всех опередил американец Томас Эдисон: в 1877 году он изобрел и создал фонограф – устройство для механической записи звука на металлический цилиндр. Спустя ровно 10 лет соотечественник Эдисона - Э. Берлинер изобрел граммофон, который записывал и воспроизводил звук на диске. В начале ХХ века этот аппарат нередко заменял в кинозалах тапера: в соответствие с сюжетом фильма подбирались пластинки с веселой или печальной музыкой, которой сопровождалось изображение.

И все же настоящее звукового кино пришло к зрителям только в 1926 году - и то благодаря угрозе банкротства, нависшей над одной из голливудских студий. Решив – была ни была! – глава студии извлек из под сукна припрятанный до поры до времени проект звуковой дорожки, записанной непосредственно на целлулоидную кинопленку. Так был снят первый в мире звуковой фильм «Певец джаза» (1926). Понятно, что поначалу самым популярным жанром звукового кино были мюзикл и оперетта. Но очень скоро звук стал подлинным элементом кинематографического языка. Авторы фильмов стали придавать большое значение шумам, интонациям, звуковым спецэффектам. Несовершенство первых звуковых «синхронов» было преодолено раздельной записью изображения и звука, существовавшей до начала 60-х годов ХХ века. По мере изобретения новых микрофонов повышенной чувствительности звук стал снова записываться прямо на съемочной площадке, что, бесспорно, помогало добиваться естественности саундтрека.

В середине 20-х годов прошлого века пытались наладить звук в кино и русские ученые. Но массовой аудитории в нашей стране пришлось еще несколько лет дожидаться отечественного звукового фильма. Им стала картина Николая Экка «Путевка в жизнь» (1931, Приз Венецианского фестиваля), поставленная под впечатлением успехов макаренковской педагогики в трудовых колониях. Говорят, правда, иные тогдашние зрители ходили на «Путевку…» не из соображений «коммунарской» идейности, а чтобы послушать блатные песни под гитару в сцене воровской «малины», а главное, проверить, действительно ли «Путевка в жизнь» полностью звуковая «фильма»? (дело в том, что так называемы «Звуковые сборные программы» выходили на российские экраны еще в 1930 году и представляли собой нарезку из театральных монологов, речей Луначарского и фрагментов музыкальных представлений).

Первые российские звуковые фильмы были, конечно же, несовершенны. Некоторые эпизоды по-прежнему, скорее, напоминали по стилю немое кино. Любившие острые ракурсы и энергичный монтаж кинематографисты с трудом привыкали к «говорящим и поющим головам» на экране. Некоторые из режиссеров старались удержаться в формате Великого Немого как можно дольше…

Но не таков был Николай Экк (Николай Ивакин). Ученик Мейерхольда, он не боялся экспериментировать.

Экку (1902-1976), принадлежит не только пионерский титул в отечественном звуковом кинематографе. В 1936 году он поставил и первый российский цветной фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко»). Однако после создания еще одного цветного фильма «Сорочинская ярмарка» (1939) он был репрессирован и на многие годы был отлучен от кинопроцесса…

Возвращение Николая Экка в кино состоялось в эпоху «оттепели». Однако и в 66 лет неугомонный режиссер снова захотел экспериментировать. На сей раз он поставил стереоскопический фильм «Человек в зеленой перчатке» (1968). В этой ленте был использован так называемый «безочковый» метод стереоизображения…

Сюжет «Человека…» был своего рода метафорой жизни самого режиссера. Главный герой – цирковой артист – даже после потери одной руки продолжал выступать на арене…

Браки, бездетность и одиночество в Доме престарелых. Народной артисткой СССР она так и не стала. Рина Зелёная

Рина Зелёная обладала невероятной харизмой и талантом. Ею восторгались и с нетерпением ждали новые картины, в которых все её героини излучали жизненную энергию, доброту, искренность. Судьба не раз испытывала актрису на прочность, но задорный характер препятствовал впасть в уныние. А ещё, скрывать комплекс неполноценности из-за своей внешности, появившийся в подростковом возрасте.

Личная жизнь, долгое ожидание Народной и уход актрисы



Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости

Свою настоящую и большую любовь, Константина Топуридзе, Рина Васильевна встретила в Абхазии. На тот момент он уже был знаменитым архитектором, успел жениться и развестись. Их роман развивался очень стремительно.
Вскоре они стали супругами. Прожили в любви и согласии 49 лет. Правда, познать счастья материнства актрисе не довелось. Но она с теплотой относилась к детям мужа от первого брака, а также помогла племяннице встать на ноги. Когда Константин Тихонович стал дедом, Рина Васильевна с нетерпением ждала внуков в гости. Всем в их доме хватало места, и каждый получал частичку безграничной любви.



Рина Зеленая и её близкие.

Прекрасную семейную жизнь нарушила болезнь Топуридзе – инфаркт. Зелёная постоянно находилась рядом с мужем. Она очень переживала за своего Котэ, и постоянно думала, что если он уйдет, то и её жизнь тут же закончится.
После лечения Константин Тихонович вернулся домой. Супруги еще больше начали дорожить каждой минуткой, проведенной вместе. К сожалению, в 1977-м году все повторилось. Но на этот раз победить коварный недуг им не удалось. Потеряв любимого человека, Рина Васильевна практически полностью ослепла. Была совершенно беспомощна.



Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости.

Последние годы провела в Доме ветеранов кино. Почему чужие, а не близкие люди, заботились о знаменитой актрисе, неизвестно. Ведь в свое время Рина Васильевна всю свою нерастраченную материнскую любовь подарила детям и внукам Константина Тихоновича.
Несмотря на плохое самочувствие, она не теряла оптимизма, всегда шутила, так и оставшись в душе озорной девчонкой. Когда кто-то из мед. персонала спросил, почему ей до сих пор не присвоили звание Народная артистка СССР, она с улыбкой ответила: «Это непременно произойдет, деточка… минут за 40 до моего ухода в мир иной!».



Рина Зелёная в роли миссис Хадсон. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979-1986 гг

Самое удивительное, что слова оказались пророческими. 1 апреля 1991 года Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зелёной звания — Народная артистка СССР. Несколькими часами позже несравненной миссис Хадсон и мудрой Тортилы не стало. Чиновники, узнав об этом, не посчитали нужным дать документу ход…

Личная жизнь, долгое ожидание Народной и уход актрисы



Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости

Свою настоящую и большую любовь, Константина Топуридзе, Рина Васильевна встретила в Абхазии. На тот момент он уже был знаменитым архитектором, успел жениться и развестись. Их роман развивался очень стремительно.
Вскоре они стали супругами. Прожили в любви и согласии 49 лет. Правда, познать счастья материнства актрисе не довелось. Но она с теплотой относилась к детям мужа от первого брака, а также помогла племяннице встать на ноги. Когда Константин Тихонович стал дедом, Рина Васильевна с нетерпением ждала внуков в гости. Всем в их доме хватало места, и каждый получал частичку безграничной любви.



Рина Зеленая и её близкие.

Прекрасную семейную жизнь нарушила болезнь Топуридзе – инфаркт. Зелёная постоянно находилась рядом с мужем. Она очень переживала за своего Котэ, и постоянно думала, что если он уйдет, то и её жизнь тут же закончится.
После лечения Константин Тихонович вернулся домой. Супруги еще больше начали дорожить каждой минуткой, проведенной вместе. К сожалению, в 1977-м году все повторилось. Но на этот раз победить коварный недуг им не удалось. Потеряв любимого человека, Рина Васильевна практически полностью ослепла. Была совершенно беспомощна.



Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости.

Последние годы провела в Доме ветеранов кино. Почему чужие, а не близкие люди, заботились о знаменитой актрисе, неизвестно. Ведь в свое время Рина Васильевна всю свою нерастраченную материнскую любовь подарила детям и внукам Константина Тихоновича.
Несмотря на плохое самочувствие, она не теряла оптимизма, всегда шутила, так и оставшись в душе озорной девчонкой. Когда кто-то из мед. персонала спросил, почему ей до сих пор не присвоили звание Народная артистка СССР, она с улыбкой ответила: «Это непременно произойдет, деточка… минут за 40 до моего ухода в мир иной!».



Рина Зелёная в роли миссис Хадсон. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979-1986 гг

Самое удивительное, что слова оказались пророческими. 1 апреля 1991 года Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зелёной звания — Народная артистка СССР. Несколькими часами позже несравненной миссис Хадсон и мудрой Тортилы не стало. Чиновники, узнав об этом, не посчитали нужным дать документу ход…

Кинематограф

В 1931 году Николай Экк приступил к съемкам драмы «Путевка в жизнь». Одну из ведущих ролей сыграл Михаил Жаров. А вот его экранную девушку из «малины» - Рина Зеленая. В титрах фамилию актрисы не указали.

Рина Зелёная в фильме "Путевка в жизнь", 1931 год Рина Зелёная в фильме "Путевка в жизнь", 1931 год

Первое признание Зелёная ощутила после выхода на экраны комедии «Подкидыш». Конечно, там блистала Фаина Раневская, с её: «Муля, не нервируй меня!». Но зрители, также, обратили внимание на чудаковатую домработницу Аришу, которая постоянно что-то тараторила. По сути, эта роль определила комедийное амплуа Рины Васильевны.

Потом была словоохотливая «гримерша» в комедии «Весна», и её коронная фраза: «Такие губы уже не носят!».

Рина Зелёная и Любовь Орлова в фильме "Весна", 1947 год Рина Зелёная и Любовь Орлова в фильме "Весна", 1947 год

Далее член худсовета в комедии «Девушка без адреса», жена Курочкина – «Черёмушки», старушка Надя – «Сказка о потерянном времени», экстравагантная певица – «Дайте жалобную книгу», тетушка Ганимед – «Три толстяка», редактор журнала – «12 стульев», графиня Вишня – «Чиполлино».

Рина Зелёная в фильме "Приключения Буратино", 1975 год Рина Зелёная в фильме "Приключения Буратино", 1975 год

Но всесоюзную славу актрисе принесла роль черепахи Тортилы в экранизации «Приключения Буратино». Через пару лет укрепила успех, приняв участие в съемках киноленты «Про Красную шапочку» (бабушка) и детективной картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (миссис Хадсон).

О судьбах коллег актрисы можно узнать, прочитав статьи:

«Хватились - пианины нету!» Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках

В начале восьмидесятых по бульварам, окружавшим улицу Герцена, любила прогуливаться пожилая дама. Прохожие не обращали на нее внимания, но когда мальчишки начинали кричать: «Смотрите, черепаха Тортила идет!», становилось понятно, что это Рина Зеленая

Рина Зелёная, 1972 год.

Рина Зелёная, 1972 год

Сама ушла в дом престарелых от одиночества. Непростая судьба Рины Зеленой

Мне очень нравится играть мебель, парировала Рина Зеленая на предложение режиссера расширить роль миссис Хадсон в "Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне". Игорь Масленников понял, что с миссис Хадсон ему очень повезло.

Ох и поторопился режиссер со своей оценкой. На вопрос как ей фильм артистка однажды хлестанула:

"Да о моей героине и сказать то ничего не могу. Но если бы фильм назвали "Шерлок Холмс и миссис Хадсон" вот тогда бы мы с вами поговорили", выдала Рина Зеленая засмеявшимся друзьям.

Виталий Соломин, Василий Ливанов, Рина Зеленая в фильме "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Виталий Соломин, Василий Ливанов, Рина Зеленая в фильме "Шерлок Холмс и доктор Ватсон"

А как вам такой случай. Встретился ей как то раз Григорий Александров.

"Рина, голубушка, как здорово что я вас встретил и как печально, что в моем фильме уже нет свободных ролей. Хотя, есть- гримера, но он мужчина", воскликнул Александров и собрался уже ретироваться.

"Я смогу", преградила ему дорогу Рина. Сценарий тут же переписали под гримершу и родилась крылатая фраза:

"Милочка, такие губы уже не носят"

Кто знает юмор был дан Екатерине Зеленой от рождения или это защитная реакция, выработанная в детстве. Когда девочке было 12 лет ее семья переехала из Ташкента в Москву. Катя была определена в гимназию фон Дервис в Гороховском переулке в Москве.

Это было элитное учебное заведение. Но девочка одевалась хуже своих аристократок гимназисток и была объектом насмешек с их стороны. Зато она могла себе позволить кататься на трамвае, запрыгивая в него на ходу и лазить по деревьям с мальчишками.

Рина Зеленая в детстве Рина Зеленая в детстве

Может быть природная безбашенность и помогла ей стать актрисой, а нам с вами внимать цитаты, ушедшие в народ и которые она выдавала на ходу.

Еще будучи гимназисткой она шла по делам и увидела объявление, что идет набор в театральное училище. Она забежала и сходу выдала приемной комиссии трагическое стихотворение, которое учила на уроках литературы. Талант был виден сразу, и девушка была зачислена.

Рина Зеленая в молодости Рина Зеленая в молодости

Никита Михалков вспоминал как он шел по улице, а навстречу ему Рина Зеленая. Мэтр встал на колени и прокричал: "Богиня". Актриса ответила мгновенно: "Между прочим богиня абсолютно свободна."

Как еще мог отреагировать Михалков, зная от своего отца, что Рина Зеленая была дружна с Агнией Барто, читала стихи прикованному к постели Николаю Островскому, играла в бильярд с Владимиром Маяковским?

Она настолько всех очаровывала, что даже приезжая с концертами на фронт, не она ухаживала за бойцами, а солдаты ей пытались помочь. Кто частью пайка делился, кто-то пришивал ей пуговицу на гимнастерке.

Рина Зеленая была великолепна в фильме "Путевка в жизнь" в роли дамочки, которая исполняет блатные куплеты:

"Юбку новую порвали
И подбили правый глаз.
Не ругай меня, мамаша.
Это было в первый раз"

Рина Зеленая с мужем Константином Топуридзе Рина Зеленая с мужем Константином Топуридзе

Актриса прожила 40 лет в браке с известным архитектором Константином Топуридзе, создавшем знаменитые фонтаны ВДНХ. После смерти мужа знаменитая миссис Хадсон осталась совершенно одна. Известны случаи, когда она брала телефон и звонила своим известным знакомым с просьбой прийти к ней и просто поговорить.

Рина Зеленая Рина Зеленая

Но мало кто приходил, люди до конца так и не верили что жизнерадостная актриса может быть одинокой и в чем то нуждаться.

Последние свои годы она провела в Доме ветеранов кино. Это было ее решение. Рина Зеленая сильно болела. Видимо, это было самым оптимальным выбором. Там она получала лечение и уход.

Рина Зеленая написала автобиографическую книгу "Разрозненные страницы"

Как то она пошутила, что звание ей дадут за 40 минут до ухода. Удивительно, но почти так все и случилось. Звание народной артистки СССР Рине Зеленой присвоили, когда ее уже не стало 1 апреля 1991 года.

А вам в какой роли запомнилась Рина Зеленая? Для автора, все же в роли черепахи Тортиллы в фильме "Приключения Буратино"

Личная жизнь, долгое ожидание Народной и уход актрисы

Через время актриса влюбилась в Михаила Кольцова. Но у популярного журналиста была другая семья, которую разрушать Рина совсем не желала. Она сама решила бросить избранника, понимая, что на чужом горе счастья не построит.

Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости

Свою настоящую и большую любовь, Константина Топуридзе, Рина Васильевна встретила в Абхазии. На тот момент он уже был знаменитым архитектором, успел жениться и развестись. Их роман развивался очень стремительно.

Вскоре они стали супругами. Прожили в любви и согласии 49 лет. Правда, познать счастья материнства актрисе не довелось. Но она с теплотой относилась к детям мужа от первого брака, а также помогла племяннице встать на ноги. Когда Константин Тихонович стал дедом, Рина Васильевна с нетерпением ждала внуков в гости. Всем в их доме хватало места, и каждый получал частичку безграничной любви.

Рина Зеленая и её близкие. Рина Зеленая и её близкие.

Прекрасную семейную жизнь нарушила болезнь Топуридзе – инфаркт. Зелёная постоянно находилась рядом с мужем. Она очень переживала за своего Котэ, и постоянно думала, что если он уйдет, то и её жизнь тут же закончится.

После лечения Константин Тихонович вернулся домой. Супруги еще больше начали дорожить каждой минуткой, проведенной вместе. К сожалению, в 1977-м году все повторилось. Но на этот раз победить коварный недуг им не удалось. Потеряв любимого человека, Рина Васильевна практически полностью ослепла. Была совершенно беспомощна.

Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости. Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости.

Последние годы провела в Доме ветеранов кино. Почему чужие, а не близкие люди, заботились о знаменитой актрисе, неизвестно. Ведь в свое время Рина Васильевна всю свою нерастраченную материнскую любовь подарила детям и внукам Константина Тихоновича.

Несмотря на плохое самочувствие, она не теряла оптимизма, всегда шутила, так и оставшись в душе озорной девчонкой. Когда кто-то из мед. персонала спросил, почему ей до сих пор не присвоили звание Народная артистка СССР, она с улыбкой ответила: «Это непременно произойдет, деточка… минут за 40 до моего ухода в мир иной!».

Рина Зелёная в роли миссис Хадсон. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979-1986 гг Рина Зелёная в роли миссис Хадсон. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979-1986 гг

Самое удивительное, что слова оказались пророческими. 1 апреля 1991 года Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зелёной звания - Народная артистка СССР. Несколькими часами позже несравненной миссис Хадсон и мудрой Тортилы не стало. Чиновники, узнав об этом, не посчитали нужным дать документу ход… Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто - жмите желтую кнопку.

Путевка в жизнь

Она обожала пешеходные прогулки по бульварам. «Я могла бы быть неплохим экскурсоводом по старинной Москве. Зарабатывала бы хорошие деньги рассказом о том, что располагалось в том или ином доме в годы революции», — говорила актриса друзьям. Правда, со временем вспоминать о многочисленных ночных кабаре, которыми так славилась столица в начале века, она разлюбила. «Иначе все подумают, что мне уже тысяча лет», — шутила Екатерина Васильевна.

Да-да, именно так звали всенародную любимицу. Хотя почему-то многие считали, что не имя, а необычная фамилия была ее псевдонимом. «Люди часто интересуются моей фамилией, — вспоминала актриса. — Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал.

Отец рассказывал мне, что в годы революции его вызывали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции и ему не привелось быть градоначальником.

— Как вы можете это доказать? — спросили его.

— Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, — что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно».

Рина Зеленая. Открытка 1940 года из собрания В. Турчанинова.

Рина Зеленая. Открытка 1940 года из собрания В. Турчанинова.

Что же касается необычного имени, то его придумал художник, оформлявший афиши одного из кабаре, где выступала Зеленая. Полностью ее имя не помещалось на афишу, и поэтому было решено сократить первые пять букв. Так появилось ставшее знаменитым сочетание — «Рина Зеленая».

Рина Зеленая в фильме «Укротители велосипедов»

Рина Зеленая в фильме «Укротители велосипедов»

Зрители ее обожали. Приписывали ей даже «народные рецепты». Говорили, например, чтобы победить бессонницу, Рина Зеленая советовала считать до трех. Максимум до полчетвертого.

Своим остроумием и находчивостью Екатерина Васильевна была схожа с другой выдающейся актрисой — Фаиной Раневской. У двух великих актрис вообще много общего. И в первую очередь, общепризнанный талант, так и оставшийся, по большому счету, не реализованным ни в театре, ни в кино. Однажды Никита Михалков, встретив Зеленую на улице, бросился перед ней на колени: «Богиня!» На что актриса отреагировала мгновенно: «Богиня, между прочим, абсолютно свободна. Снимайте же ее!» Режиссер, как водится, дал обещание, но так и не нашел случая, чтобы его выполнить.

Рина Зеленая в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979 год

Рина Зеленая в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979 год

Одной из последних работ Екатерины Васильевны в кино стал сериал о Шерлоке Холмсе. «Хотя об этой роли и говорить-то особо не о чем, — сетовала актриса друзьям. — Вот если бы фильм назывался „Шерлок Холмс и миссис Хадсон“ — это другое дело».

А начиналось все более чем хорошо. Сбежавшая от родителей из Ташкента в Москву молодая девушка шла по улице (ее страсть к прогулкам началась, как говорила она, почти одновременно с электрификацией страны) и увидела объявление о наборе в театральную студию. Зашла и, разумеется, поступила. Блистала какое-то время на столичных подмостках, а потом получила приглашение в кино. В знаменитом фильме «Путевка в жизнь» Зеленая сыграла большую роль дамочки, распевавшей блатные куплеты. Но, увы, пленка засветилась, и в картину вошел всего один эпизод, где Рина тонким голосом выводит:

«Юбку новую порвали
И подбили правый глаз.
Не ругай меня, мамаша.
Это было в первый раз!»

Сигнал к смеху

Кроме актерства и исполнения песен Зеленая великолепно владела словом. Написанный ею в соавторстве с Агнией Барто сценарий комедии «Подкидыш» — одно из лучших тому подтверждений. Кстати, именно в этом фильме Екатерина Васильевна встретилась с Фаиной Раневской, которую она называла сигналом к смеху. И реплику, раздражавшую Фаину Георгиевну всю жизнь: «Муля, не нервируй меня!», — сочинила именно Зеленая.

Слова же для своего персонажа — домработницы Ариши — она придумывала прямо на съемочной площадке. Когда от ее реплики: «Вчера вот тоже в 5-ю квартиру приходили воды напиться, а потом хватились — пианины нету», все — начиная от осветителей и заканчивая оператором — зашлись от смеха, Екатерина Васильевна недоверчиво переспросила: «Нет, это, правда, смешно или вы меня утешаете?»

Позже придумывание смешных реплик для своих героев станет для Зеленой традицией. «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?», — на полном серьезе произнесет ее персонаж в фильме Григория Александрова«Встреча на Эльбе». Тот же режиссер, снимая комедию «Весна», предложил актрисе. роль гримера, обозначенного в сценарии как «мужчина средних лет». Екатерина Васильевна, не раздумывая, согласилась сниматься и благодаря фразе «Такие губы сейчас не носят» запомнилась не меньше, чем Раневская с ее коронной «Красота — это страшная сила!»

Две женщины были дружны и, встречаясь, любили поболтать об общих знакомых, обсудить съемки того или иного фильма («На вашем „Подкидыше“, — говорила Раневская Зеленой, — во время съемок на Тверской у меня было чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний».) И, разумеется, жаловались друг другу на отсутствие хороших ролей и частое безденежье. «Вот я умру, — сетовала Зеленая, — и никто так и не узнает, какой у меня был прекрасный вкус».

Хозяйка из нее была никакая. Во время концертных поездок на фронт не Зеленая помогала бойцам, а те пришивали ей оторвавшуюся пуговицу или ставили заплатки. А в дорогу собиралась Екатерина Васильевна вообще феноменально: складывала в чемодан первые попавшиеся вещи, уминала их коленкой, захлопывала крышку и ножницами обрезала все, что не вмещалось.

Мужем Рины Зеленой был архитектор Константин (Котэ — как она его называла) Топуридзе, автор фонтана «Дружба народов» на ВДНХ (нынешний ВВЦ). По воспоминаниям друзей, любила Зеленая его очень сильно. И прощала все. Одна из типичных сцен их семейной жизни выглядела так: Екатерина Васильевна за что-то обижалась на мужа, а тот, погодя минуту-другую, подходил к ней, гладил по голове и говорил: «Ну ладно, я тебя прощаю».

Хотя бывало и так, что, то ли в шутку, то ли всерьез, актриса вздыхала: «Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссера выходить».

Рина Зеленая в фильме «12 стульев»

P. S. Кроме потрясающего чувства юмора актриса обладала и феноменальной памятью. В «больнице заслуженных большевиков», как тогда называлась клиника на шоссе Энтузиастов, она, не в состоянии встать, брала в постель телефон и часами набирала номера знакомых, прося навестить ее. Почти никто из них почему-то не приходил. Не верилось, что смешливой, всегда готовой к шутке, с неизменной улыбкой на лице женщине может быть одиноко? Или вспоминался эпизод из «Иностранки», где Зеленая говорила: «С места не сойду, пока не умру. А умру я не скоро!»?

Увы, жизнь талантливой актрисы оказалась не такой веселой. Не стало Екатерины Васильевны 4 апреля 1991 года. Похоронена она на Введенском кладбище.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рина Зелёная. Браки, бездетность и одиночество в Доме престарелых

Рина Зелёная обладала невероятной харизмой и талантом. Ею восторгались и с нетерпением ждали новые картины, в которых все её героини излучали жизненную энергию, доброту, искренность. Судьба не раз испытывала актрису на прочность, но задорный характер препятствовал впасть в уныние. А ещё, скрывать комплекс неполноценности из-за своей внешности, появившийся в подростковом возрасте.


Недружная семья и имя Рина

Родители Рины Васильевны никогда не проявляли любовь друг к другу. Часто ссорились и это отражалось на детях. Отец был чрезмерно скуп, а мама, наоборот, слишком расточительна. Семья жила в Ташкенте, и когда на свет появился третий ребенок, особой радости никто не проявил. Официальной датой рождения считается 25 октября 1901 года. Но когда это действительно случилось, Екатерина (именно так нарекли Зелёную) и сама не знала.
Чтобы дочка могла приобрести технические познания, глава семейства определил её в реальное училище. Спустя некоторого времени отца, по долгу службы, перевели в Москву. Он был чиновником, и имел хорошее жалование. В столице Екатерина продолжила обучение в гимназии фон Дервиза, которое находилось в Гороховском переулке.



Рина Зелёная в молодости.

Заниматься промышленной деятельностью Зелёная совершенно не планировала. Мечтала о сцене и поэтому подала документы в театральное училище. В 1919 году успешно его окончила. Через пару лет уехала в Петроград и устроилась в новый театр «Балаганчик».
Далее судьба забросила Екатерину Васильевну в Одессу, и она влилась в театральный коллектив «Крота». Как гласит легенда, именно там она решила стать Риной. Увидев, что её полное имя художник не может разместить на афише, не раздумывая сократила его.

Кинематограф

В 1931 году Николай Экк приступил к съемкам драмы «Путевка в жизнь». Одну из ведущих ролей сыграл Михаил Жаров. А вот его экранную девушку из «малины» — Рина Зеленая. В титрах фамилию актрисы не указали.



Рина Зелёная в фильме «Путевка в жизнь», 1931 год

Первое признание Зелёная ощутила после выхода на экраны комедии «Подкидыш». Конечно, там блистала Фаина Раневская, с её: «Муля, не нервируй меня!». Но зрители, также, обратили внимание на чудаковатую домработницу Аришу, которая постоянно что-то тараторила. По сути, эта роль определила комедийное амплуа Рины Васильевны.
Потом была словоохотливая «гримерша» в комедии «Весна», и её коронная фраза: «Такие губы уже не носят!».



Рина Зелёная и Любовь Орлова в фильме «Весна», 1947 год

Далее член худсовета в комедии «Девушка без адреса», жена Курочкина – «Черёмушки», старушка Надя – «Сказка о потерянном времени», экстравагантная певица – «Дайте жалобную книгу», тетушка Ганимед – «Три толстяка», редактор журнала – «12 стульев», графиня Вишня – «Чиполлино».



Рина Зелёная в фильме «Приключения Буратино», 1975 год

Но всесоюзную славу актрисе принесла роль черепахи Тортилы в экранизации «Приключения Буратино». Через пару лет укрепила успех, приняв участие в съемках киноленты «Про Красную шапочку» (бабушка) и детективной картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (миссис Хадсон).

Рина Зелёная. Браки, бездетность и одиночество в Доме престарелых

Рина Зелёная обладала невероятной харизмой и талантом. Ею восторгались и с нетерпением ждали новые картины, в которых все её героини излучали жизненную энергию, доброту, искренность. Судьба не раз испытывала актрису на прочность, но задорный характер препятствовал впасть в уныние. А ещё, скрывать комплекс неполноценности из-за своей внешности, появившийся в подростковом возрасте.


информация о фильме

Николай Экк Сценаристы Александр Столпер , Николай Экк , Регина Янушкевич Василий Пронин Композитор Иван Степанов, Борис Десницкий Йыван Кырля , Михаил Джагофаров , Александр Новиков (III) , Николай Баталов , Мария Антропова , Михаил Жаров , Мария Гонта , Владимир Весновский , Регина Янушкевич , Василий Качалов , Николай Гладков , Владимир Уральский , Рина Зелёная Производство Межрабпомфильм 1 июня 1931 (СССР)

Первый звуковой советский фильм.

Первые годы советской власти. Руководитель трудовой коммуны Сергеев берёт на перевоспитание детей - беспризорников.

Читайте также: