Путевка в жизнь где снимали

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Ивантеевка. Как есть Ивантеевка. Как есть

В основе сюжета фильма лежит история Болшевской трудовой коммуны для бывших малолетних беспризорников-правонарушителей (Трудовая коммуна ОГПУ № 1 им. Г. Г. Ягоды), организованной в 1924 году. Коммуна работала на принципах добровольности, самоуправления и свободного труда. К середине 30-х поселок коммунаров насчитывал несколько тысяч человек с отлаженным производством спортивного инвентаря.
Болшевская трудовая коммуна просуществовала до конца 30-х. В 1937–1938 гг. большинство воспитателей и воспитанников были арестованы и расстреляны.

Я встретил множество споров о местах съемок. В сообществе прогулКино есть подробный разбор о съемках в Москве. Часть съемок проводилась в Подмосковье.
По сюжету фильма коммунары строят железную дорогу. Ивантеевская железнодорожной ветка была построена примерно в то же время, когда велись съемки фильма.


При описании Костино и Любимовки в книге "Подмосковье" 1941 года авторы пишут: "И память о другой "Путевке в жизнь" – кинофильме, красочно рисующем процесс перевоспитания людей "социально опасных" в социально полезных, - связана с этими местами. В кадрах этой картины запечатлены окрестности Болшева, в том числе и дорога в Костино. Сцена прибытия первого поезда, построенного коммунарами, заснята на железнодорожной ветке от Болшева через Трудкоммуну к торфразработкам, проложенной в советское время… Другие эпизоды этого фильма происходят на железнодорожном пути, соединяющем Болшево с Ивантеевкой".
[…]
"Усадьба Алексеевых стояла между рекой Клязьмой и прекрасным лесом, в котором сделано несколько просек. Лес остался нетронутым; с его опушки открывается привлекательный вид на долину реки Клязьмы, на Ивантеевскую железнодорожную ветку, на те места, где происходили съемки первой звуковой кинокартины "Путевка в жизнь"". [1]

Возможно, что на кадрах запечатлена только построенная Ивантеевская железнодорожная ветка? Не берусь утверждать. Некоторые места кажутся очень знакомыми.

Выезд от станции Болшево к станции 1 Мая (?)


Большой поворот между станцией 1 Мая и Зеленым Бором (?)


Участок от станции 1 Мая к мосту через р. Клязьма (?)


Участок от 1 Мая к Зеленому Бору или от Зеленого Бора к Ивантеевке (?)


Режиссерская работа Николая Экка признана лучшей на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932). Звук к фильму был записан по системе "Тагефон", изобретенной инженером Павлом Григорьевичем Тагером в 1926 году.
Из воспоминаний актера Михаила Жарова [2]: "Картина была первой художественно-звуковой, которую снимали по системе инженера Тагера. Тогда звук начали снимать на двух системах: ленинградцы снимали по системе инженера Шорина; москвичи - по системе инженера Тагера - энтузиаста, восторженно-беспокойного человека, который всегда присутствовал на первых наших съемках и первом прослушивании актерских голосов.
Записали пробу моего голоса. Я пел песенку:
Голова ли ты моя удалая,
Долго ль буду тебя я носить!

под аккомпанемент трио гармонистов из театра Мейерхольда, Макарова, Попкова и Кузнецова и двух гитаристов.
Техника звуковой синхронной съемки была тогда "фантастической". На съемочный аппарат, после того как оператор навел фокус и приготовился к съемке, чтобы в микрофон не попадал его треск, надевали бокс. Это было громоздкое сооружение из свинца с войлочной прокладкой; его подносили на носилках и накрывали съемочный аппарат сверху. Только после этой операции начиналась синхронная звуковая съемка. Бокс был настолько тяжел, что штатив съемочного аппарата часто не выдерживал - ножки раздвигались, и под тяжестью бокса аппарат "садился". Все начинали сначала, иногда по нескольку раз. Но все были энтузиастами, и беды никого не угнетали. Тагер с азартом брался руководить надеванием бокса, и неудач от этого было еще больше.
Как оператор Пронин ни уговаривал закутать одеялами свой аппарат, клянясь "всеми богами", что треска не будет - Нестеров, звукооператор - это была новая профессия -- ничего не хотел слушать, ужасно волновался и требовал, чтобы бокс был обязательно надет на аппарат. Бокс в конце концов водворялся на аппарат, и начиналась съемка.
Я пел свою песенку:
Эх, судьба ль ты моя роковая,
Эх, долго ль буду на свете я жить.

Свету лепили много, пленка была малой чувствительности, и у меня загорелись брюки. Обливаясь потом, я все же дотянул до конца. На другой день мне позвонили по телефону, пригласили пожаловать на телеграф в двенадцать часов ночи, чтобы прослушать фонограмму песенок.
В то время в "Межрабпоме" был всего-навсего один с трудом заглушенный павильон для звуковых съемок, а уж зала для прослушивания не было и в помине.

Пользовались щедротами Радиокомитета, который после окончания работы предоставлял нам свою студию, куда и был повешен специальный экран и поставлена аппаратура, чтобы можно было прослушивать и смотреть на экране изображение и звуковую пленку.

Звуковое кино, как всякое новаторство и новшество, принималось консервативно, тем более что первая звуковая документальная картина Дзиги Вертова - с плохой записью, без полутонов и без диапазона звука - произвела на рядового зрителя невыгодное впечатление.

Когда я услышал этот звуковой фильм в кинотеатре на Арбатской площади, то ушел с головной болью.

Вполне естественно, что и у некоторой части работников художественной кинематографии было скептическое отношение к говорящему кино. Не верили, что этот "аттракцион" можно использовать для художественных картин, поэтому к картине "Путевка в жизнь" относились весьма скептически. И чтобы не давать материала для всяких ненужных и праздных разговоров, мешающих экспериментировать и работать, решено было никого не пускать на прослушивание материала, делать все тихо, даже секретно.

Прослушать мою первую песенку собралось в зале радио, на улице Горького, четыре человека: Нестеров - оператор, которого интересовало качество записанного им звука; Тагер - изобретатель звукового записывающего аппарата, его интересовало все; режиссер Экк - создатель первого художественного звукового фильма, готовый слушать свои куски без конца - он еще не мог привыкнуть, что экран говорит, и я - первый исполнитель блатных песен на экране.

Погасили свет и пустили на экран звуковую дорожку, по которой Тагер и Нестеров определяли частоту своих бегающих палочек - звуков. Стало тихо. Полились звуки гитары, а затем раздался и мой "чарующий" голос.

Для чего я на свете родился,
Для чего родила меня мать.
Ах! Для того чтоб.

Слушали в темноте и в абсолютной тишине, затаив дыхание. Затем режиссер сказал:
- Послушаем еще раз!
Прослушали и включили свет.
У меня был мокрый нос. Я, скосив глаза, смотрю на своих товарищей, и мне кажется, что они трут себе глаза. Тогда я нахально спрашиваю:
- Плачете?
И четверо молодых и здоровых мужчин, не стесняясь, что их назовут сентиментальными, стали вынимать платки.
Они плакали от счастья.
Тагер плакал от сознания, что его изобретение пошло в производство и начнет эру звукового художественного фильма.
Оператор Нестеров - от того, что именно он будет первым звукооператором в истории, записавшим человеческий голос.
Режиссер Экк - от того, что благодаря своей настойчивости и воле он стал режиссером и автором первого звукового фильма.
Отчего же плакал я, артист Жаров, первый певец в первом звуковом фильме?
Я плакал от того, что совершенно не узнал своего голоса.

Конечно, я не Шаляпин, да и не возлагал больших надежд на свое пение, но то, что я услышал, было выше всякой фантастики - с экрана раздавался глухой, как из бочки, звук, удивительно похожий на лай голодного пса.

Но самое замечательное, что все хлопали меня по плечам, спине и в восторге кричали: "Поразительно! Феноменально! Молодец!".

Я недоумевал, но оказалось, со мной случилось то самое, что случается со всеми. Когда я впервые увидел себя на экране, то также не мог смотреть на свое изображение. Все казалось ужасным. То же самое произошло и сейчас: впервые услышав свой голос, я его не узнал, и мне казалось, что поет кто-то другой".

фотографии >>

Путевка в жизнь фотографии

Путевка в жизнь фотографии

Путевка в жизнь фотографии

Путевка в жизнь фотографии




анонс

Так сочинялось великое прошлое: как Чапаев и «Чапаев» заворожили СССР

17 августа

Так сочинялось великое прошлое: как Чапаев и «Чапаев» заворожили СССР

Глава из книги Дениса Горелова «Державю: Россия в очерках и кинорецензиях»

«Время — деньги, но не пространство»: свободная камера и пластичные декорации гения Мурнау

«Время — деньги, но не пространство»: свободная камера и пластичные декорации гения Мурнау

Отрывок из книги о постановщике «Носферату», «Последнего человека» и «Табу»

«У него социальная струнка не получится»: почему Андрей Миронов не сыграл главную роль в «Июльском дожде»

«У него социальная струнка не получится»: почему Андрей Миронов не сыграл главную роль в «Июльском дожде»

Марлен Хуциев считал его лучшим из всех кандидатов

7 комментариев

Драматургические открытия в фильме «Иваново детство»

15 февраля

Драматургические открытия в фильме «Иваново детство»

Директор Высшей школы кино «Арка» Вячеслав Ширяев рассказывает, как Андрей Тарковский поработал с принципами зрительского кино

Путевка в жизнь

Р.Юренев
«Советский экран», июнь 1981 года (№11)

Поделитесь с друзьями!

обсуждение >>

жора 15.07.2011 - 14:37

Гром (Одесса) 3.07.2011 - 22:31

Путевка в жизнь где снимали

В основу картины была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента — перевоспитание трудом детей, искалеченных улицей.

Снимая фильм в начале 30-х годов, авторы отодвинули действие на десятилетие. Для режиссера и сценаристов важным оказалось начало «невиданного опыта», которое острее и контрастнее позволяло раскрыть гуманистическую тему «Путевки в жизнь».

«Путевка в жизнь» (1931) стала первым не только звуковым фильмом в отечественном кино, она стала первым советским фильмом о «трудных подростках» 20-х годов. То было племя бездомных беспризорников — племя незнакомое, буйное и анархическое. Тогда господствовала одна педагогическая метода, воспетая «Педагогической поэмой» Антона Макаренко, — воспитание трудом и в коллективе. В «Путевке…» речь шла о тех, кто воспитывался в колонии. Как выяснилось, одного труда и безличного коллектива-воспитателя было недостаточно. Успех и фильма, и «методы» был тесно связан с харизмой, обаянием того, кто стоял во главе воспитательного коллектива. Как и того, кто ему противостоял. Нужен был персонифицированный Учитель — учитель с большой буквы. Таковым явился в фильме начальник колонии товарищ Сергеев.

Трудовая коммуна


Первые дома Болшевской трудовой коммуны ОГПУ № 1

Инициатором создания трудовых коммун для малолетних правонарушителей был председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский. 18 августа 1924 года вышел приказ административно-организационного управления ОГПУ № 185 за подписью зампреда ОГПУ Г. Г. Ягоды, давший путёвку в жизнь уникальному эксперименту по перевоспитанию малолетних правонарушителей. Так началась история Болшевской трудовой коммуны. По её образу и подобию в 1930-х годах создавались такого рода учреждения и в других городах Советского Союза. Организатором и начальником Болшевской трудовой коммуны стал Матвей Самойлович Погребинский, соратник и ближайший помощник Генриха Ягоды. Место выбрали под Москвой, в селе Костино, где размещался совхоз ВЧК, рядом со станцией Болшево.

Для того чтобы пришедшие в коммуну малолетние заключенные встретили уже налаженный распорядок, решили сначала переселить в Болшево часть детской колонии имени Розы Люксембург и дать ребятам обжиться. Первыми новоселами стали 18 беспризорников в возрасте до 16 лет. До прибытия подростков из Бутырской тюрьмы они вели себя по законам улицы. Четыре человека фактически захватили власть в коммуне и управляли остальными, более слабыми. Когда привезли 15 парней из Бутырок, все резко изменилось. Они оказались более организованными и довольно быстро прекратили анархию, взяв под свое покровительство младших беспризорников.

Процесс перевоспитания в коммуне получил название «перековка». Это было созвучно эпохе индустриализации. Поэтому соответствующее название книги М. Погребинского «Фабрика людей», в которой был обобщен опыт работы Болшевской коммуны, вовсе не имело того зловещего «оруэлловского» смысла, какой стараются сегодня приписать всей советской эпохе. «Перековаться» означало — получить как минимум семиклассное образование, приобрести профессию и начать честно трудиться. Последнее для бывших уголовников было, пожалуй, самым трудным.

«Путёвка в жизнь»: фильм, снятый в Королёве

27 августа отмечается День российского кино. И наш город имеет к этому празднику самое прямое отношение – именно на территории Болшевской трудовой коммуны была создана легендарная «Путёвка в жизнь» режиссёра Николая Экка . Эта картина поразила зрителей не только остротой сюжета, но и тем, что это был первый звуковой советский фильм!

Впервые кинодрама вышла на экран в 1931 году в московском кинотеатре «Колосс» и имела огромный успех как в СССР, так и за рубежом – её показали в 107 странах, а 26 из них приобрели права на прокат шедевра! В 1932 году «Путёвка в жизнь» была отмечена призом на I Международном кинофестивале в Венеции . Позже решением ЮНЕСКО картина вошла в десятку лучших фильмов всех времён и народов.

Сюжет

В основу фильма легла настоящая история о трудовой коммуне – удивительном педагогическом эксперименте по перевоспитанию малолетних преступников коллективным трудом. «Путёвка в жизнь» рассказывала зрителям о тяжёлой судьбе беспризорников. Оставшиеся одни – без родителей, без крова – эти дети выживали, как могли, постепенно становясь нарушителями закона. Дать им шанс «вырваться» из затянувшего их преступного мира, показать, что и честным трудом можно заработать себе на жизнь, и должна была коммуна.

Где снимали

«Путёвка в жизнь» снималась на территории Болшевской трудовой коммуны. Некоторые сцены фильма – в Благовещенском монастыре в Сарапуле и в селе Коломенское.

Путёвка в жизнь


Социальная драма Николая Экка с Николаем Баталовым, Йываном Кырлой, Михаилом Джагофаровым и Михаилом Жаровым в главных ролях.

Съемочная группа фильма Путевка в жизнь / Putyovka v zhizn

Режиссер: Николай Экк
Авторы сценария: Николай Экк, Александр Столпер, Регина Янушкевич
В ролях: Николай Баталов, Йыван Кырла, Михаил Джагофаров, Михаил Жаров, Александр Новиков, Мария Андропова, Владимир Весновский, Мария Гонта, Виктор Лазарев и другие
Оператор: Василий Пронин
Композитор: Яков Столляр

Сюжет фильма Путевка в жизнь / Putyovka v zhizn

20-е годы XX века были тяжелым временем для нашей страны. Гражданская война и революция, разруха и голод привели к появлению огромного числа беспризорников и небывалому росту преступности – в том числе детской и подростковой.

Чтобы решить эти насущные проблемы, государство постановило создать трудовые коммуны для беспризорников, перед которыми ставилась задача перевоспитать несовершеннолетних правонарушителей и обучить их различным профессиям, чтобы они смогли стать полноценными членами общества.

Руководитель одной из таких коммун Николай Иванович Сергеев (Николай Баталов) предложил беспризорникам, выловленным в ходе очередной облавы, поехать с ним и начать новую жизнь. Порвать с прошлым согласились всего одиннадцать человек, среди них - Мустафа по прозвищу "Ферт" (Йыван Кырла), который был правой рукой главаря шайки воров-малолеток Фомки Жигана (Михаил Жаров).

Место Мустафы при Жигане занял Колька Свист (Михаил Джагофаров), сбежавший из дома от побоев отца, ставшего сильно пить после смерти жены. Пожив на улице и поняв, к чему его может привести дружба с Фомкой, Коля вместе с такими же, как и он, бедолагами сам пришел в коммуну.

Тем временем Жиган, лишившись своих самых ценных «кадров», задумал во что бы то ни стало вернуть к прежней жизни бывших приятелей.

История создания фильма Путевка в жизнь/ Putyovka v zhizn

Премьера фильма "Путевка в жизнь" прошла 1 июня 1931 года в московском кинотеатре "Колосс".

За основу сюжета ленты была взята реальная история создания одного из первых экспериментальных школ для бывших беспризорников — трудовой коммуны имени Г. Г. Ягоды, организованной сотрудником ОГПУ Матвеем Самойловичем Погребинским. Коммуна открылась в 1924 году под Москвой, в Болшево (ныне город Королев), и состояла из 50 воспитанников 13-17 лет. После ареста Ягоды коммуна была ликвидирована, а коммунары распределены по разным интернатам и детским домам.

Большая часть съемок фильмам проходила на территории Болшевской трудовой коммуны, некоторые эпизоды снимались в удмуртском городе Сарапул — в Благовещенском монастыре, сцены прибытия беспризорников в коммуну и бунта коммунаров были поставлены в подмосковном селе Коломенском.

"Путевка в жизнь" — первый советский звуковой фильм, во многом новаторский, но, вместе с тем, имеющий ряд характерных черт немого кино. Именно поэтому в картине мало диалогов и гораздо больше пояснительных надписей, реплики актеров порой звучат неуклюже, а их мимика и жесты типичны для немых лент.

Звук был записан по системе "Тагефон", изобретенной советским ученым-физиком Павлом Григорьевичем Тагером в 1926 году.

При работе над картиной участники съемочной группы много общались с педагогами и милиционерами, с беспризорниками. Так, Николай Баталов познакомился с руководителем детской коммуны Алексеем Червонцевым – «дядей Лешей», как называли его коммунары, и консультировался с ним по разным вопросам. Актер писал: «Наблюдение в течение долгого времени за дядей Лешей, изучение его методов обращения с воспитанниками имело большое влияние на трактовку роли Сергеева».

"Путевка в жизнь" была с восторгом принята зрителями не только в СССР, но и во всем мире — фильм закупили для проката 26 стран мира, а билеты на первые сеансы раскупались в считанные минуты. Впоследствии решением ЮНЕСКО картина была внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов.

В 1932 году режиссерская работа Николая Экка была признана лучшей на Первом Венецианском кинофестивале.

В 1957 году "Путевка в жизнь" была заново озвучена и отредактирована, а через 20 лет, в 1977 году полностью восстановлена на киностудии имени Максима Горького.

Интересные факты о фильме Путевка в жизнь / Putyovka v zhizn

— Стихотворные монологи в начале и конце фильма читает Василий Качалов.
— Фильм "Путевка в жизнь" стал дебютом в кино замечательной актрисы Рины Зелёной. Екатерина Васильевна сыграла одну из девиц в шайке Жигана.
— Для Михаила Жарова, который уже давно играл в кино, роль Фомки Жигана принесла первую широкую известность. Жаров так реалистично и убедительно сыграл Жигана, что некоторые зрители отождествляли актера с сыгранным им персонажем. Михаил Иванович рассказывал, что однажды у него в магазине карманник украл кошелек. Обнаружив пропажу, Жаров поспешил к выходу и случайно услышал разговор двух воров: «Ты что, своих не узнал?» После этих слов кошелек был возвращен артисту.
— За год до премьеры "Путевки…", в 1930 году, режиссер Юлий Райзман снял фильм "Земля жаждет", который также имел звуковую дорожку. Однако считать его первой советской звуковой картиной было бы не совсем корректно, так как снят он был в «немом» виде, и лишь затем был озвучен шумами и музыкой.

Путевка в жизнь


Детский приключенческий фильм «Путевка в жизнь» от режиссера Олега Галина – это история мальчишки, который сбежал из дома и стал «сыном полка» в современной воинской части. В главных ролях в фильме «Путевка в жизнь» снялись Сергей Гармаш и Илья Плисов.

  • Актеры и создатели фильма Путевка в жизнь
  • Режиссер: Олег Галин.
  • Сценаристы: Алла Криницына, Анатолий Шатских, Владимир Дегтярев, Олег Галин и другие.
  • Продюсер: Федор Попов.
  • Оператор: Алексей Малинкович.
  • Художник: Александр Даниленко.
  • Актеры: Сергей Гармаш, Илья Плисов, Александр Лобанов, Дмитрий Ермак, Клавдия Коршунова, Александра Шевченко, Егор Баринов, Олег Алмазов, Иван Косичкин, Дмитрий Лопарев, Ольга Барабанова, Юлия Голубева и другие.

Содержание фильма Путевка в жизнь

Ромка Бегунков – обычный мальчишка, но жизнь его гораздо сложней, чем у других детей. Ромке все время приходится жить в приемной семье, где он чувствует себя чужим. Единственная родная душа для мальчишки – его щенок Плут, ради которого Ромка готов на любые отважные поступки.

Однажды Ромка понимает, что не может больше оставаться в доме своей приемной семьи и решает бежать, спасая себя и свою собаку. Но добрая судьба не оставляет мальчика на улице, а приводит его в военную часть, где Ромка очень скоро становится «своим». Жить в части совсем не просто, ведь нужно привыкнуть к расписанию и строгой дисциплине, но для Ромки это все равно намного лучше, чем прежняя его жизнь. К тому же у командира полка есть дочка по имени Света, Ромкина ровесница и объект его первой детской любви.

Вот только спокойно жизни герою фильма «Путевка в жизнь» все равно не видать. Прошлое попытается дотянуться до Ромки и в новом доме.

Закончились съемки полнометражного игрового фильма «Путевка в жизнь»

Закончились съемки полнометражного игрового фильма «Путевка в жизнь»

25 октября 2013 года закончились съемки полнометражной игровой картины «Путевка в жизнь» режиссера-дебютанта Олега Галина. Съемки проходили в селе Николо-Урюпино Красногорского района Московской области, в городе Дмитров, а также в военной части №511, расположенной в Дмитровском районе Московской области. На данный момент фильм находится в монтажно-тонировочном периоде.

Первый блок съемок завершился в августе. С самого начала основной локацией был выбран уникальный военный городок №511 с собственным учебным центром собаководства Министерства обороны. Во многих кадрах была задействована массовка из кинологов со своими питомцами самых разных пород. Да и один из главных героев фильма - овчарка по кличке Плут, которая спасет жизнь своему хозяину Роме.

Производством ленты занимается кинокомпания «Творческая студия «Стелла», при поддержке Министерства культуры, продюсирует фильм Федор Попов. Сценарий написан Аллой Криницыной при участии Анатолия Шатских. В актерский состав вошли: Сергей Гармаш, Илья Плисов, Александр Лобанов, Дмитрий Ермак и другие.

ru_pp


В первом советском звуковом фильме "Путёвка в жизнь", о Болшевской трудовой коммуне, беспризорники строят железную дорогу. Главный герой- их предводитель Мустафа с погонялом Ферт тоже принимает в этом участие. Коммуну ликвидировали, фильм положили на полку, а однопутка много лет служила верой и правдой. И сегодня мы с вами по ней прогуляемся.


Мы на пешеходном мосту на станции Болшево, где, собственно, и начиналась ветка. Направо пути уходят в сторону станции Подлипки-Дачные, наш путь- налево


Путь выходил за ворота. Вот они. Закрыты навсегда. Через них на пути общего пользования доставлялись вагоны с торфом и прочей продукцией королёвских предприятий, не считая космических. Их пути в Подликах


Вид в обратном направлении. Примерно таким его видели машинисты, которые тягали составы. Примерно- это потому, что не было тогда ни эстакады, ни некоторых домов. Интересно, когда тут прошел последний грузовой поезд?


На пересечении с проспектом Королёва висят знаки, предупреждающие о приближении к переезду. Хотя сам переезд уже давно не функционирует


На малодеятельных ветках правила большой железной дороги действуют выборочно. Например, выключили светофор, а скрещенные планки можно и не вешать


Путь постепенно захватывает растительность


Идём по шпалам вдоль Коммунальной улицы и внезапно натыкаемся на стрелочный перевод


А вот и само путевое развитие


Куда же уходила ветка?


А вот куда: на территорию, которую сейчас занимает гипермаркет "Глобус". Раньше тут находился ДСК-160- головное строительное предприятие Минобороны СССР. По всей видимости по ветке сюда доставлялся цемент, а выходила готовая продукция- строительные панели


Далее рельсы то прерываются, то появляются вновь. Мы упираемся в Калининградскую улицу


Переходим дорогу. Наша ветка уходила прямо. Была стрелка и в зелёные ворота, что слева. Это территория предприятия "Тактическое ракетное вооружение". Рядом хлебозавод. Туда тоже вели рельсы, но ответвление было ранее, до того как мы перешли дорогу. Сейчас от него не осталось и следа


О том, что когда-то тут проходила железная дорога, можно догадаться лишь по остаткам балласта, да резиновым подкладкам под рельсы


Идем по тропе вдоль насыпи. Попадаются шпалы, сложенные "колодцем". Интересно, почему им до сих пор не нашли применение? И почему убрали лишь с маленького участка насыпи, словно выдрали клок волос?


За кустами остатки пути можно заметить едва-едва


По пути попалась голубятня с милым рисунком. Рядом жилой дом. Интересно, как часто его жители слышали стук колёс, да громыхание вагонов?


Дорога вела по окраине города в лес. Сейчас тут возвели многоэтажные дома, а насыпь осталась. Она служит некой границей между городом и Лосиным островом


Путь упирается в непроходимые кусты, я решил его обойти чуть слева и наткнулся на торчащую из земли шпалу с торчащим костылём. Это в стороне от основного пути. Видимо тут был разъезд. Скорее всего путь вёл в котельную "Самаровка"- это на окраине Королёва. Раньше тут была промзона, так что ветка без дела не стояла. На викимапии нашел даже остатки вагонных весов


Вновь выхожу на линию, по которой проходил основной путь. Он ведёт через лес в бывший посёлок торфодобытчиков

В лесу вновь появляются рельсы, правда уже снятые. Видимо, труднопроходимые места не позволили вывезти отсюда металл


Стандартную колею в 1520 мм кто-то превратил 750. Причём, спил на бревне свежий. Интересно, кому понадобилось тягать рельс?


Путь пересекает ручей Неклюдов рукав. Вот он на фото, впадает в живописное болотце


Кстати, в фильме "Путёвка в жизнь", почти в самом конце, где на рельсах убивают Мустафу, в качестве переходного плана показан похожий пейзаж. Интересно то ли место?


Кстати, в кино показана кривая. Ума не приложу где такая могла быть


А мы идём дальше по "киношной" ветке. Кусты проросли тоннелем. Так и кажется, что вдалеке появится маневровый ТЭМ, а может ТГМ


В лесу следы железной дороги теряются с концами. Предположу, что проходила она по этой улице в поселке Торфопредприятие- теперь микрорайоне города. Так как тут расположены строения, которые относились к производству. Говорят, что был тут и торфоперегруз с узкой колеи на широкую, но никто из местных мне не мог сказать где он располагался, уж много времени прошло. Тут, в посёлке, сходились усы узкоколейки и дорога, которую строил Мустафа

Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»

«Путевка в жизнь» — это первый советский блокбастер. Популярнее был только фильм «Чапаев» братьев Васильевых.

Премьера «Путевки в жизнь» состоялась 1 июня 1931 года в специально арендованном для этого Большом зале Московской консерватории. Первый советский художественный звуковой фильм. До этого — на-помню молодому зрителю — кино было немое, и это предъявляло особые требования к киноактеру. И, кстати, профессиональные кино-критики тогда искренне сожалели о появлении звука. Им казалось, что это убивает подлинное искусство, что умирает выразительность актерской игры. Что звуковое кино это и не искусство вовсе.

Поскольку это первый опыт звукового кино, то диалогов в фильме маловато, зато заметны выразительная мимика и жесты, характерные для немого кино, когда актеры знали, как обходиться без слов. «Слово от автора», это белые стихи за кадром в начале и в конце фильма читает великий актер Василий Качалов.


Кадр из фильма «Путевка в жизнь»

Подлинный звук 1931 года не сохранился — картину восстанавливали и переозвучивали дважды — в 1957-м и 1977-м, тогда же сократили. Но все правки делал сам режиссер-постановщик фильма Николай Экк.


Михаил Жаров

В картине запечатлена исчезнувшая жизнь — привокзальная площадь, трамваи, извозчики, город, каким он был. Лица беспризор-ников очень реальны. И эта песня, рвущая душу: Позабыт, позабро-шен с молодых, юных лет. Тоска и безнадежность — это очень точно показано.

Впервые в кино играет Рина Зеленая. Там же в эпизоде появляется Георгий Жжёнов. Некоторые фразы стали крылатыми. Скажем, «ловкость рук и никакого мошенничества». Молодым зрителям особенно нравилось, как Михаил Жаров играл главаря шайки воров-малолеток, чьи куплеты «Нас на свете два громилы. Один я, другой Гаврила», уходили после кинопоказов в народ.

Михаил Иванович Жаров потом любил рассказывать, как однажды в магазине у него украли кошелек. Огорченный он пошел к выходу. И вдруг слышит, как один вор говорит другому: ты что, своих не узнал? И кошелек актеру вернули. Волшебная сила искусства.


Иван Кырля в роли Мустафы

И, конечно, зритель следил за Мустафой по прозвищу «Ферт». Актер Иван Кырля, этнический мариец, был настолько убедителен, что его считали настоящим беспризорником. А он учился в государственном техникуме кинематографии — будущем ВГИКе, кузнице отечественных кинокадров. Фильм был для него оглушительным успехом. Он стал известным поэтом. Но прожил он недолго. В 1937 году, в разгар большого террора, его посадили по мерзкому обвинению — как марийского националиста. В 1943-м он умер в лагере.

В основу сюжета положена работа знаменитой в ту пору Болшевской трудовой коммуны имени Генриха Григорьевича Ягоды. Генеральный комиссар государственной безопасности — это маршальское звание — и в ту пору сталинский любимец Генрих Ягода много лет руководил ведомством на Лубянке.

Он с юности дружил с Максимом Горьким. Его очень ценил Дзержинский. Ягода увлекался модной тогда идеей перековки преступников, особенно малолетних преступников, беспризорников, из которых созидательный труд делает человека.

Фильм получил Гран-при на международном кинофестивале в Венеции в 1932 году.

Революция, Гражданская война, военный коммунизм, голод, репрессии, расстрелы. Людей убивают и сажают. Они умирают от голода и болезней. Дети лишаются родителей. Миллионы беспризорников. Чем они могут прокормиться? Воровством и проституцией. Советские руководители нашли решение: пусть ими займутся не воспитатели и педагоги, а чекисты. Сказано — сделано. В августе 1924 года в подмосковном Болшеве открылась трудовая коммуна. Что-то среднее между пионерским лагерем и лагерем для заключенных. Руководил коммуной кадровый чекист Матвей Самойлович Погребинский. Он родом из Полтавской губернии. Образование три класса. В двадцать с небольшим лет начал службу в органах госбезопасности. Прислали ему юных преступников-рецидивистов, каждому суд дал срок не меньше трех лет.

В первую очередь он снял охрану. Живешь в коммуне — добровольно. Следом он придал работе смысл — подростки должны получить специальность и прилично зарабатывать. И наконец, воспитанники стали отвечать за свои проступки не перед администрацией, а перед товарищами. Круговая порука. Один нарушил — всех наказали.

Он создал вполне успешное предприятие, куда пришлось еще и нанимать людей. Трудовой коллектив составил пять тысяч человек. Три фабрики, куда возили гостей. Максим Горький написал предисловие к книге Матвея Погребинского под названием «Трудовая коммуна ОГПУ», чаще ее называют «Фабрика людей». И это точное название. Горький назвал Погребинского «ликвидатором беспризорности». Как раз когда фильм снимался, пошла новая волна беспризорников. Это результат коллективизации и раскулачивания, то есть уничтожения русского крестьянства. И не только русского. Семьи справных крестьян высылали. Люди умирали по дороге. Детей-беспризорников сажали.


Николай Баталов в роли Матвея Погребинского

Погребинского и сыграл Николай Баталов.

Матвей Погребинский сделал изрядную карьеру в органах госбезопасности. Он стал начальником областного управления в Горьком. Орден Красного знамени, орден Красной звезды, Почетный работник органов госбезопасности. Комиссар госбезопасности 3-го ранга, генеральское звание.

Коммуне в 1933 году присвоили имя Ягоды. Но сталинская любовь недолга. Каждые несколько лет он менял команду на Лубянке. Приходили новые люди. Прежняя команда отправлялась в топку. Когда Генриха Ягоду, уже бывшего наркома внутренних дел, арестовали, комиссар госбезопасности Матвей Погребинский не стал ждать, когда и за ним придут. 4 апреля 1937 года он застрелился. Оружие начальнику областного управления внутренних дел полагалось. Посадили его жену, дали ей восемь лет. Коммуну распустили. Кого-то арестовали и даже расстреляли. Книгу Погребинского изъяли из библиотек. Из фильма «Путевка в жизнь» вырезали всякое упоминание о Болшевской коммуне. Но фильм остался! Как часть нашей истории. И как произведение искусства, созданное талантливыми людьми.

Читайте также: