Путевка в жизнь для каждого ребенка лучшие практики и перспективы в чувашии

Обновлено: 03.07.2024

В рамках Чебоксарского экономического форума в парке «Амазония» прошла стратегическая сессия «Путевка в жизнь для каждого ребенка. Лучшие практики и перспективы в Чувашии ». Собравшись за одним большим столом, представители всей социальной сферы региона — от профильных министров до ректоров вузов, директоров школ и ответственных за «социалку» в районах — говорили о создании благоприятной среды для детей и молодежи. И хотя проблем хватает, главный вывод мероприятия все-таки позитивный. В Чувашии есть немало возможностей для раскрытия потенциала каждого ребенка в любой отрасли и успешного старта карьеры.

Специалист должен быть востребован

Вот один из примеров. Многие родители часто не знают, каким востребованным профессиям обучают в чувашских техникумах и вузах. Существуют даже мифы, отметила модератор встречи, вице-премьер — министр образования и молодежной политики Алла Салаева , что в Чувашии учиться неинтересно, рабочие профессии малооплачиваемые, а в аграрном секторе не заработаешь. Экспозиции развернувших в парке «Амазония» свои павильоны организаций дополнительного образования, вузов и техникумов, причем не только чебоксарских, а со всех районов, говорили как раз об обратном. «Эти лучшие практики можно развить на местах, чтобы детям независимо от места жительства учиться было интересно», — обратилась к коллегам Алла Салаева .

В этих чемоданчиках — самое современное оборудование для школ.

Об особом внимании к молодежи, условиях для реализации их способностей на недавнем съезде партии «Единая Россия» говорил и Владимир Путин . Президент сообщил, что в ближайшее время будет запущена постоянно действующая программа поддержки молодежной занятости и предложил регионам включиться в нее сразу же, «на старте», чтобы направлять активность молодежи туда, где она востребована страной. «Как видите, мы включились достаточно быстро», — прокомментировала Алла Салаева .
Решения, выработанные на встрече, обязательно станут основой федерального партийного образовательного форума, который состоится в августе, сообщила депутат Госдумы Алена Аршинова . По ее словам, Чувашия в этом плане — генератор федеральной повестки в сфере образования. «Важно предлагать нашим детям разные образовательные траектории, у родителей не должно быть ощущения, что они и их ребенок делают все сами, без государственной поддержки. Чем больше таких траекторий — тем лучше. В этом и есть главный смысл социального государства», — обозначила Алена Аршинова .
По ее словам, важно создать электронный реестр востребованных профессий, чтобы данные в нем обновлялись в режиме онлайн. А депутат Госдумы Леонид Черкесов хорошо отозвался о практике целевых детских садов и профклассов в столице республики: есть с аграрным уклоном, строительным, медицинским. Это направление нужно развивать.

Будущее за IT

Работу сессии выстроили по следующему принципу: сначала выяснили потребность в специалистах, а затем рассказали, как на нее реагируют учебные заведения и предприятия. Так, в Чебоксарах , как рассказал глава горадминистрации Алексей Ладыков , ставку делают на развитие электротехнического, айти-кластеров и цифровой электроэнергетики. Но с кадрами проблема. Как правило, выпускники с результатами ЕГЭ более 250 баллов из города уезжают, а предприятия остаются без специалистов. Нужны программисты (по самым скромным оценкам, 300-350 человек в год), специалисты по городской среде… Чтобы как-то решить проблему, в Чебоксарах решено продвигать бренд «Релейщик — это круто»: в вузах повысили квоты на бюджетные места факультетов релейной защиты и IT, 70% школ города заключили соглашения с предприятиями электрокластера, приступили к реализации проекта «Педагог на производство».

Свои сильные стороны показывали чувашские техникумы.

Также в городе проводится работа по ранней профориентации школьников — функционируют более 180 профильных классов. Особо востребован технологический профиль — создаются инженерные классы. Так, школа №24 тесно сотрудничает с ЧЭАЗ и Чебоксарским электромеханическим колледжем. Школа выиграла грант Минпросвещения России и направила его на создание цифровой лаборатории. В школе №61 выстроены партнерские связи с ЧГУ имени И.Н. Ульянова и ЧПО имени В.И. Чапаева . Важным элементом Алексей Ладыков назвал наличие в школе лабораторий с современным оборудованием. Они есть в новых и крупных школах, но нужны и в других.
По статистике, кстати, все больше девятиклассников в Чебоксарах выбирают рабочие профессии. Если в 2018 году их было 42%, то в этом ожидают 55%. «А за стобалльников идет настоящая борьба среди вузов страны. Как результат мы, к сожалению, теряем золотой фонд республики. При этом видим небольшое число встречных предложений от предприятий», — озадачил Алексей Ладыков . Хорошо показали себя «Живые уроки», когда школьники приходят на экскурсии на предприятия. Предприятиям нужно самим «формировать» своего будущего специалиста.

ВИКТОРИЯ КОПЫЛОВА ,
вице-президент АО «Издательство «Просвещение» ( Москва ):

Интересные выводы делают на предприятиях. Так, в IT-компании «Кейсистемс» считают — чтобы «получился» хороший программист, в школах нужно преподавать не информатику, а программирование. Проблема и с педагогами. «Хватит школам выделять деньги на оборудование. Пожалуйста, поддержите педагогов», — обратился замдиректора компании Сергей Сергеев . А чтобы студенты-программисты остались в республике, с ними надо работать — предлагать так называемый карьерный контракт, в котором расписано, что и когда получает студент. В компании провели интересный опрос среди старшеклассников: почти половина выпускников хочет стать айтишниками, в топе — иногородние вузы (под боком «пылесос» — Казань ), по уровню доходов для начала ребята хотят получать 20-40 тысяч, а к 30-ти годам — 60-100 тысяч. К слову, очень мало выпускников знают о местных предприятиях.

Кадры для села и медицины

«Перестаньте пугать детей селом. На селе можно жить хорошо», — убеждал вице-премьер — министр сельского хозяйства Сергей Артамонов . Если пять лет назад бюджетные места на сельскохозяйственные специальности заполнялись с трудом, то сейчас конкурс порой составляет 6-7 человек на место. «С одного гектара ягод можно заработать 3-4 миллиона рублей в год», — привел он пример.
Чтобы вернуть интерес к отрасли, нужна ранняя профориентация. В Цивильске , например, открылся первый в республике аграрный садик с единственной в Чувашии детской агролабораторией, хорошо показывают себя агроклассы. Дети понимают, что высокая зарплата на селе — это не миф, а реальность. По мнению Сергея Артамонова , заинтересовать ребят сельским хозяйством могли бы и теплицы при школах, которые неплохо бы восстановить.

А детским садам было что рассказать о правильном питании.

О потребности в медицинских кадрах рассказал министр здравоохранения Владимир Степанов . На сегодня требуются 151 врач и 198 специалистов среднего медперсонала. «Страдает» первичное звено, не хватает также анестезиологов-реаниматологов, хирургов. Есть некоторые трудности в целевом обучении — не все возвращаются в отрасль.
Об опыте интеграции школ, вузов и предприятий говорили представители высшей школы. В Чувашском госуниверситете, по словам ректора Андрея Александрова , делают ставку на специалистов электротехнического кластера. Из всех бюджетных мест большую часть «забирают» технические специальности. Есть много примеров, когда сотрудники ведущих предприятий одновременно преподают в вузе, а на заводах в свою очередь открывают базовые кафедры. В этом году совместно с ЧЭАЗ учредили первый в Чувашии фонд содействия инновациям молодежи, а недавно совместный проект вуза, предприятия «Сеспель» и МГТУ имени Баумана по созданию гибридных погрузчиков поддержали из федерального бюджета.
А главврач Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования Николай Николаев поделился опытом создания профильных классов. На базе центра проходят практику школьники «медицинской» школы №31, почти все выпускники профильных классов поступают в медицинские вузы. «Работа у постели больного, реальная практика дает ребятам возможность оценить, готовы ли они посвятить свою жизнь этому делу», — поделился Николай Николаев .
Подведение итогов стратегической сессии прошло при участии Главы Чувашии Олега Николаева . Отметив важность совместной работы и органов власти, и учреждений образования, спорта, культуры, здравоохранения, социальной и молодежной политики, вузов и потенциальных работодателей, он отметил, что многое из запланированного в «детском» направлении в Чувашии уже сделано, а инициативы и наработки республики находят поддержку на федеральном уровне.

КСТАТИ
Хорошее образование, достойная зарплата

Сразу после окончания стратегической сессии участники могли «вживую» ознакомиться с потенциалом вузов и техникумов республики. Так, на площадке ЧГУ участники студенческого проекта «NewТ.О.Н.» демонстрировали занимательные опыты по физике. Их ребята показывали во многих школах, сумев заинтересовать этой непростой наукой школьников.
В павильоне Вурнарского сельскохозяйственного техникума внимание приковывали не столько тракторы, сколько девушка-тракторист — второкурсница Даша Васильева , кстати, единственная в Чувашии . За плечами юной трактористки уже есть опыт работы на посевной, а свое будущее она связывает с деревней. Тут же можно было проверить качество молока и яиц и узнать, зачем ветеринару ружье. Как объяснили в техникуме, его применяют для вакцинации диких животных.
В Новочебоксарском химико-механическом техникуме студенты представили собственные разработки — мобильное приложение для автомобилистов и проект по переработке и утилизации мониторов. Все желающие могли также принять участие в приготовлении микстуры от кашля. В Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства показывали мастер-класс по облицовке плиткой, студенты-маляры при помощи малярных инструментов и красок создавали настоящие картины, а будущие геодезисты учили работе с тахеометром.

В рамках проходящего в эти дни экономического форума на территории Этнокомплекса «Амазония» прошла стратегическая сессия «Путевка в жизнь ребенка. Лучшие практики и перспективы в Чувашии».

Яркими и запоминающимися участниками площадок стали юные спортсмены Чувашии – воспитанники республиканских федераций и спортивных школ олимпийского резерва. На входе гостей мероприятия встречали представители региональной Федерации спортивной аэробики, рядом с которыми свое мастерство продемонстрировали боксеры, каратисты, баскетболисты и спортсмены Федерации фитнес-аэробики. Дети, занимающиеся в республиканских школах футбола и хоккея, показывали технические приемы владения мячом и шайбой соответственно. Спортсмены-самбисты провели показательную тренировку на матах, а юные велогонщики – приемы виртуозного владения велосипедом.

«Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог реализовывать свои способности, расти образованным, обладающим различными компетенциями и конкурентоспособным. И, конечно же, Правительство республики продолжит делать все для того, чтобы у детей была возможность и желание реализовывать свои способности и компетенции на территории Чувашии - производить конкурентоспособную продукцию, открывать новые производства и создавать рабочие места, вкладывать своим силы и знания в машиностроение, в IT-технологии, в новые направления, которые будут формироваться по мере цифровой трансформации. Нашим детям должны быть под силу любые направления», - отмечает Глава Чувашии Олег Николаев.

Спортивная отрасль Чувашии сегодня - это более 4 тысяч объектов спорта, 51 спортивная школа, в которых занимается порядка 33 тысяч детей и молодёжи.

Возможности для занятия спортом для детей создаются в республике в том числе и благодаря реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни».

Вот один из примеров. Многие родители часто не знают, каким востребованным профессиям обучают в чувашских техникумах и вузах. Существуют даже мифы, отметила модератор встречи, вице-премьер — министр образования и молодежной политики Алла Салаева, что в Чувашии учиться неинтересно, рабочие профессии малооплачиваемые, а в аграрном секторе не заработаешь. Экспозиции развернувших в парке «Амазония» свои павильоны организаций дополнительного образования, вузов и техникумов, причем не только чебоксарских, а со всех районов, говорили как раз об обратном. «Эти лучшие практики можно развить на местах, чтобы детям независимо от места жительства учиться было интересно», — обратилась к коллегам Алла Салаева.

Об особом внимании к молодежи, условиях для реализации их способностей на недавнем съезде партии «Единая Россия» говорил и Владимир Путин. Президент сообщил, что в ближайшее время будет запущена постоянно действующая программа поддержки молодежной занятости и предложил регионам включиться в нее сразу же, «на старте», чтобы направлять активность молодежи туда, где она востребована страной. «Как видите, мы включились достаточно быстро», — прокомментировала Алла Салаева.
Решения, выработанные на встрече, обязательно станут основой федерального партийного образовательного форума, который состоится в августе, сообщила депутат Госдумы Алена Аршинова. По ее словам, Чувашия в этом плане — генератор федеральной повестки в сфере образования. «Важно предлагать нашим детям разные образовательные траектории, у родителей не должно быть ощущения, что они и их ребенок делают все сами, без государственной поддержки. Чем больше таких траекторий — тем лучше. В этом и есть главный смысл социального государства», — обозначила Алена Аршинова.
По ее словам, важно создать электронный реестр востребованных профессий, чтобы данные в нем обновлялись в режиме онлайн. А депутат Госдумы Леонид Черкесов хорошо отозвался о практике целевых детских садов и профклассов в столице республики: есть с аграрным уклоном, строительным, медицинским. Это направление нужно развивать.

Будущее за IT

Работу сессии выстроили по следующему принципу: сначала выяснили потребность в специалистах, а затем рассказали, как на нее реагируют учебные заведения и предприятия. Так, в Чебоксарах, как рассказал глава горадминистрации Алексей Ладыков, ставку делают на развитие электротехнического, айти-кластеров и цифровой электроэнергетики. Но с кадрами проблема. Как правило, выпускники с результатами ЕГЭ более 250 баллов из города уезжают, а предприятия остаются без специалистов. Нужны программисты (по самым скромным оценкам, 300-350 человек в год), специалисты по городской среде… Чтобы как-то решить проблему, в Чебоксарах решено продвигать бренд «Релейщик — это круто»: в вузах повысили квоты на бюджетные места факультетов релейной защиты и IT, 70% школ города заключили соглашения с предприятиями электрокластера, приступили к реализации проекта «Педагог на производство».

Также в городе проводится работа по ранней профориентации школьников — функционируют более 180 профильных классов. Особо востребован технологический профиль — создаются инженерные классы. Так, школа №24 тесно сотрудничает с ЧЭАЗ и Чебоксарским электромеханическим колледжем. Школа выиграла грант Минпросвещения России и направила его на создание цифровой лаборатории. В школе №61 выстроены партнерские связи с ЧГУ имени И.Н. Ульянова и ЧПО имени В.И. Чапаева. Важным элементом Алексей Ладыков назвал наличие в школе лабораторий с современным оборудованием. Они есть в новых и крупных школах, но нужны и в других.
По статистике, кстати, все больше девятиклассников в Чебоксарах выбирают рабочие профессии. Если в 2018 году их было 42%, то в этом ожидают 55%. «А за стобалльников идет настоящая борьба среди вузов страны. Как результат мы, к сожалению, теряем золотой фонд республики. При этом видим небольшое число встречных предложений от предприятий», — озадачил Алексей Ладыков. Хорошо показали себя «Живые уроки», когда школьники приходят на экскурсии на предприятия. Предприятиям нужно самим «формировать» своего будущего специалиста.

ВИКТОРИЯ КОПЫЛОВА,
вице-президент АО «Издательство «Просвещение» (Москва):

Интересные выводы делают на предприятиях. Так, в IT-компании «Кейсистемс» считают — чтобы «получился» хороший программист, в школах нужно преподавать не информатику, а программирование. Проблема и с педагогами. «Хватит школам выделять деньги на оборудование. Пожалуйста, поддержите педагогов», — обратился замдиректора компании Сергей Сергеев. А чтобы студенты-программисты остались в республике, с ними надо работать — предлагать так называемый карьерный контракт, в котором расписано, что и когда получает студент. В компании провели интересный опрос среди старшеклассников: почти половина выпускников хочет стать айтишниками, в топе — иногородние вузы (под боком «пылесос» — Казань), по уровню доходов для начала ребята хотят получать 20-40 тысяч, а к 30-ти годам — 60-100 тысяч. К слову, очень мало выпускников знают о местных предприятиях.

Кадры для села и медицины

«Перестаньте пугать детей селом. На селе можно жить хорошо», — убеждал вице-премьер — министр сельского хозяйства Сергей Артамонов. Если пять лет назад бюджетные места на сельскохозяйственные специальности заполнялись с трудом, то сейчас конкурс порой составляет 6-7 человек на место. «С одного гектара ягод можно заработать 3-4 миллиона рублей в год», — привел он пример.
Чтобы вернуть интерес к отрасли, нужна ранняя профориентация. В Цивильске, например, открылся первый в республике аграрный садик с единственной в Чувашии детской агролабораторией, хорошо показывают себя агроклассы. Дети понимают, что высокая зарплата на селе — это не миф, а реальность. По мнению Сергея Артамонова, заинтересовать ребят сельским хозяйством могли бы и теплицы при школах, которые неплохо бы восстановить.

О потребности в медицинских кадрах рассказал министр здравоохранения Владимир Степанов. На сегодня требуются 151 врач и 198 специалистов среднего медперсонала. «Страдает» первичное звено, не хватает также анестезиологов-реаниматологов, хирургов. Есть некоторые трудности в целевом обучении — не все возвращаются в отрасль.
Об опыте интеграции школ, вузов и предприятий говорили представители высшей школы. В Чувашском госуниверситете, по словам ректора Андрея Александрова, делают ставку на специалистов электротехнического кластера. Из всех бюджетных мест большую часть «забирают» технические специальности. Есть много примеров, когда сотрудники ведущих предприятий одновременно преподают в вузе, а на заводах в свою очередь открывают базовые кафедры. В этом году совместно с ЧЭАЗ учредили первый в Чувашии фонд содействия инновациям молодежи, а недавно совместный проект вуза, предприятия «Сеспель» и МГТУ имени Баумана по созданию гибридных погрузчиков поддержали из федерального бюджета.
А главврач Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования Николай Николаев поделился опытом создания профильных классов. На базе центра проходят практику школьники «медицинской» школы №31, почти все выпускники профильных классов поступают в медицинские вузы. «Работа у постели больного, реальная практика дает ребятам возможность оценить, готовы ли они посвятить свою жизнь этому делу», — поделился Николай Николаев.
Подведение итогов стратегической сессии прошло при участии Главы Чувашии Олега Николаева. Отметив важность совместной работы и органов власти, и учреждений образования, спорта, культуры, здравоохранения, социальной и молодежной политики, вузов и потенциальных работодателей, он отметил, что многое из запланированного в «детском» направлении в Чувашии уже сделано, а инициативы и наработки республики находят поддержку на федеральном уровне.

КСТАТИ
Хорошее образование, достойная зарплата

Сразу после окончания стратегической сессии участники могли «вживую» ознакомиться с потенциалом вузов и техникумов республики. Так, на площадке ЧГУ участники студенческого проекта «NewТ.О.Н.» демонстрировали занимательные опыты по физике. Их ребята показывали во многих школах, сумев заинтересовать этой непростой наукой школьников.
В павильоне Вурнарского сельскохозяйственного техникума внимание приковывали не столько тракторы, сколько девушка-тракторист — второкурсница Даша Васильева, кстати, единственная в Чувашии. За плечами юной трактористки уже есть опыт работы на посевной, а свое будущее она связывает с деревней. Тут же можно было проверить качество молока и яиц и узнать, зачем ветеринару ружье. Как объяснили в техникуме, его применяют для вакцинации диких животных.
В Новочебоксарском химико-механическом техникуме студенты представили собственные разработки — мобильное приложение для автомобилистов и проект по переработке и утилизации мониторов. Все желающие могли также принять участие в приготовлении микстуры от кашля. В Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства показывали мастер-класс по облицовке плиткой, студенты-маляры при помощи малярных инструментов и красок создавали настоящие картины, а будущие геодезисты учили работе с тахеометром.

Путевка в жизнь для каждого ребенка

Ксения Одинокова (в центре), будучи одиннадцатиклассницей лицея № 18, победила во Всероссийской олимпиаде по экологии. Сейчас Ксения студентка МГИМО. Фото cap.ruПутевка в жизнь для каждого ребенка Августовский педсовет

Именно так звучала тема республиканского августовского педсовета, прошедшего в минувшую пятницу в ДК ЧГУ. И яркой иллюстрацией темы стало награждение победителей всероссийского этапа предметных олимпиад школьников. Кстати, в нынешнем году Чувашия вошла в десятку российских регионов с наибольшим количеством детей, одержавших победу во Всероссийской олимпиаде школьников.

Из 20 награжденных ребят пятеро представляли Новочебоксарск, и это лучше всяких слов говорит о том, что система обучения, созданная в нашем городе, остается одной из самых передовых в республике.
В течение всей последующей конференции Новочебоксарск не упомянули ни разу, однако, думаю, многие из присутствовавших в зале новочебоксарских педагогов параллели всё же проводили.
Вице-премьер Правительства Чувашии — министр образования Алла САЛАЕВА обозначила три кита современного образования. Первый — адаптивность. Пока учитель старой формации пишет вопрос на доске, ученик успевает его загуглить. Это лишь увеличивает дистанцию между педагогом и учеником. В современном мире необходимо уметь быстро учиться, быстро применять знания и меняться самому.
“Второй принцип — гармоничное развитие. Четкой границы между физиками и лириками больше нет. Творчество зачастую основывается на спирали Архимеда и принципах золотого сечения. Уже завтра люди одновременно будут обладать как техническими, так и гуманитарными навыками, — отметила Алла Салаева. — Это означает, что задача образования — дать им возможность равноценно развиваться во всех направлениях познания сразу”.
Наконец, третий принцип, который взят за основу, — умение мыслить из будущего. Что это означает? Скажем, ребенок учится в 8 классе (это точка А) и мечтает в будущем стать успешным предпринимателем (точка Б). Свой путь к точке Б школьник представляет так: сдам экзамены, поступлю в вуз, выйду на работу, потом туман, еще туман, еще что-то случится, и вот я в точке Б. Умение же мыслить из будущего означает исходить не из места, где мы находимся, а из места, куда хотим прийти. И на основе этого составить полноценную стратегию действий, отметая лишнее.
Чтобы развивать три перечисленных навыка в детях, необходимо бесконечно развивать их в себе, отметила Алла Салаева. А помогут в этом основные составляющие системы образования. Их четыре: инфраструктура, образовательные программы, профориентация и воспитание школьников.

  • Олег НИКОЛАЕВ, Глава Чувашии:
    “Система образования меняется стремительно. Для того чтобы быть успешным, нужно настроиться на те изменения, которые происходят в обществе, мире, в технологиях, наконец. А система воспитания, которая вернулась в школы, является основой гармонично развитой личности. Наша задача — сделать так, чтобы дети не только выучили таблицу умножения и правила грамматики, но и выработали жизненную позицию, любили Родину, научились уважать окружающих и делали всё возможное, чтобы изменить мир вокруг к лучшему”.

Инфраструктура
“Капитальный ремонт школ — это не просто замена инженерных сетей, кровли и фасада. Это создание новой образовательной среды, основанной на современных технологиях и программах”, — отметил Глава Чувашии Олег Николаев, обращаясь к педагогам.

Восторженно о проведенном капремонте высказалась директор Шыгырданской школы Батыревского района Гельсирень АБЕЙДУЛЛОВА. “От прежнего здания, построенного в 1976 году, остался только каркас, — сказала она. — Всё остальное — новое”. Думаю, с руководителем согласились бы сотрудники новочебоксарских школ № 2 и 3, где такой капремонт уже проведен.

Кадры

Безусловно, наличие квалифицированных педагогов — необходимое условие успешности детей. К сожалению, проблема кадрового дефицита актуальна не только в нашей республике, но и в целом по России. В Чувашии больше всего не хватает воспитателей в детских садах и учителей начальных классов в школах. Всего свободно свыше тысячи вакансий. При этом в регионе есть свой педагогический вуз, который, казалось бы, должен закрыть потребность в учителях не только в нашей республике, но и в соседних регионах, но этого не происходит. Алла Салаева обратилась к руководству педуниверситета совместно решить этот важный вопрос. “Необходимо разработать консолидированную программу для ликвидации кадрового дефицита”, — подчеркнула она.

Ранняя профориентация
О том, почему школьники предпочитают московские вузы, рассказал ректор ЧГУ Андрей АЛЕКСАНДРОВ. И хорошо, если бы речь шла только о вузах первой десятки российского рейтинга, в которых дают действительно хорошее образование. Но ведь в той же Москве около сотни вузов, и далеко не во всех из них качество знаний хотя бы приближается к тому, что дает Чувашский госуниверситет.

И еще одна парадоксальная мысль ректора запомнилась мне: организовывать поездки на предприятия Чувашии нужно не для школьников, а для их родителей, поскольку они, как правило, имеют большое влияние на своих детей в плане выбора места будущей учебы и получения специальности.
А вот на какие темы республиканского августовского совещания обратили внимание новочебоксарские педагоги.

Комментарии

В Чебоксарах обсудили лучшие практики работы с детьми

В Чебоксарах обсудили лучшие практики работы с детьми

Фото пресс-службы Управления образования Присутствовали первые лица республики

В Чебоксарах в рамках экономического форума состоялась стратегическая сессия «Путевка в жизнь для каждого ребенка. Лучшие практики и перспективы в Чувашии». Мероприятие прошло в этнокомплексе “Амазония”.

На одной площадке собрались федеральные и региональные эксперты в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и соцзащиты. Основным модератором мероприятия выступила Алла Салаева, заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Перед началом стратегической сессии почетные гости ознакомились с работой площадок, на которых были представлены инновационные методики и достижения в сферах «Образование», «Культура», «Спорт», «Здравоохранение», «Социальная защита».

Участники стратегической сессии обсудили вопросы самореализации детей, создания личной траектории развития ребенка. Основными темами для дискуссий стали цифровые коллаборации в образовании, профессиональная трансформация педагога, сохранение и развитие чувашского языка и культуры, вопросы художественного образования и спортивной подготовки детей и молодежи, здоровьесберегающие технологии и другие. Также обсудили потребность специалистов в регионе и варианты их подготовки в ведущих вузах республики, профессиональное самоопределение школьников и прочие темы.

"23 июня традиционно в рамках Дня республики отдано развитию. Сейчас в Ледовом дворце “Арена” проходит экономический форум, на котором представлены ведущие предприятия, обсуждается цифровая экономика, развитие территорий. И, конечно, в основе всего - это социальная сфера и будущее ребенка. И поэтому мы сделали отдельную площадку в месте, которое создано для детей. Сегодня в этнокомплексе “Амазония” собрались все техникумы со всей республики, представлены лучшие практики, о которых мы говорим и хотим распространить на территории Чувашии. Это практики, которые наработала городская команда. Наша задача - чтобы у всех детей были равные условия независимо от места жительства, и мы к этому планомерно двигаемся. И главное сегодня - мы определили основные стратегии развития на перспективу. Мы понимаем, что одно из важных направлений - развитие электротехнического кластера, через которое будет развиваться и экономика столицы.

Следующее направление - это IT, цифровизация. В этом году в 2 раза больше детей выбрало информатику в качестве ЕГЭ. Такие специалисты очень востребованы, средние зарплаты могут превышать более 100 000 рублей. Об этом должны знать ребята и их родители.

Также у нас есть аграрное направление. И это уже давно не работа в поле. У нас работают крупные предприятия, к примеру, Вурнарский завод “Август”, который поставляет продукцию по всему миру. Мы считаем, что у аграрного направления большое будущее. Особенно, если помнить о льготных условиях для специалистов, которые приезжают работать в села и деревни.

Также будем активно расширять медицинское направление, где чувствуется нехватка квалифицированных специалистов.

Делаем ставку и на педагогику - будем финансировать создание профильных классов в школах и техникумах. В ВУЗах есть дополнительные стипендии для детей, учреждения образования увеличивают количество бюджетных мест, выдают целевые направления.

Таким образом, основная цель мероприятия - обсудить меры, которые помогут ребенку сделать правильный выбор и сформировать траекторию развития: от учебы до трудоустройства, - говорит Алла Салаева.

Мероприятие посетил и глава Чувашии Олег Николаев.

"Работа в подобном формате, когда вокруг ребенка объединяются специалисты всего социального блока, организована впервые. Благодаря инициативе вице-премьера Аллы Салаевой, в республике появилась уникальная возможность всесторонне изучить каждый аспект детства. Я уверен, что полученные знания будут полезными в работе с подрастающим поколением. Обмен опытом и изучение лучших практик помогут создать в России в целом, и в Чувашии в частности такие условия, в которых дети будут раскрывать свои способности и открывать в себе новые таланты, — отметил он.

Министерства социального блока Чувашии объединятся на одной площадке, чтобы обсудить лучшие практики в работе с детьми

«Работа в подобном формате, когда вокруг ребенка объединяются специалисты всего социального блока, организована впервые. Благодаря инициативе вице-премьера Аллы Салаевой, в республике появилась уникальная возможность всесторонне изучить каждый аспект детства. Я уверен, что полученные знания будут полезными в работе с подрастающим поколением. Обмен опытом и изучение лучших практик помогут создать в России в целом, и в Чувашии в частности такие условия, в которых дети будут раскрывать свои способности и открывать в себе новые таланты», - отметил Глава Чувашской Республики Олег Николаев.

На одной площадке в Этнокомплексе «Амазония» объединятся федеральные и региональные эксперты в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и соцзащиты.

В рамках сессии буду работать выставки инновационных методик и технологий, для посетителей пройдут мастер-классы. Кроме этого гости мероприятия смогут посетить коворкинг-гостиную и получить консультации психологов, логопедов, тьюторов по вопросам воспитания и обучения детей и молодежи.

«Путевка в жизнь ребенка. Лучшие практики и перспективы в Чувашии»: юные спортсмены Чувашии показали свое мастерство

Яркими и запоминающимися участниками площадок стали юные спортсмены Чувашии – воспитанники республиканских федераций и спортивных школ олимпийского резерва. На входе гостей мероприятия встречали представители региональной Федерации спортивной аэробики, рядом с которыми свое мастерство продемонстрировали боксеры, каратисты, баскетболисты и спортсмены Федерации фитнес-аэробики. Дети, занимающиеся в республиканских школах футбола и хоккея, показывали технические приемы владения мячом и шайбой соответственно. Спортсмены-самбисты провели показательную тренировку на матах, а юные велогонщики – приемы виртуозного владения велосипедом.

«Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог реализовывать свои способности, расти образованным, обладающим различными компетенциями и конкурентоспособным. И, конечно же, Правительство республики продолжит делать все для того, чтобы у детей была возможность и желание реализовывать свои способности и компетенции на территории Чувашии - производить конкурентоспособную продукцию, открывать новые производства и создавать рабочие места, вкладывать своим силы и знания в машиностроение, в IT-технологии, в новые направления, которые будут формироваться по мере цифровой трансформации. Нашим детям должны быть под силу любые направления»,- отметил Глава Чувашии Олег Николаев .

«Нашим детям должны быть под силу любые направления»: В Чувашии обсудили, как помочь ребенку реализовать свой потенциал


Почему выпускники школ Чувашии все чаще задумываются об учебе в иногородних вузах? Есть ли шанс изменить эту ситуацию и как заинтересовать подростков остаться жить и учиться на территории родной республики? Эти и многие другие вопросы обсудили участники стратегической сессии «Путевка в жизнь ребенка. Лучшие практики и перспективы в Чувашии».

Проблема отъезда перспективных выпускников действительно стоит остро. Особенно речь о ребятах, сдавших ЕГЭ на 250 баллов и выше. Однако пути решения проблемы есть. Их озвучила вице-премьер Чувашии - министр образования республики Алла Салаева. Главное - заинтересовать ребенка с самого детства.


По ее словам, призыв уделить особое внимание молодежи прозвучал в выступлении Президента РФ Владимира Путина. Глава государства заявил, что в ближайшее время будет запущена федеральная программа поддержки молодежной занятости. Главная задача - обеспечить достойными рабочими местами всех выпускников школ, колледжей и вузов. Чувашия одной из первых в стране приступила к реализации программы.

- Встать рядом с ребенком, провести его с самого младшего образовательного звена до профессии, призвания - ключевой вектор развития системы образования. О чем можно говорить уже сейчас? Получать информацию о самых востребованных профессиях дети будут уже в школе: работаем над открытием профильных классов. Это и станет той самой основой, с помощью которой ребенок начнет развитие успешной карьеры в любимой профессии, - заявила Салаева.

В ПРИОРИТЕТЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ И IT-КЛАСТЕРЫ

Глава города Чебоксары Алексей Ладыков отметил, что стоит отталкиваться от цифр. Так, например, он предложил уделить внимание развитию электротехнического кластера и IT-сферы. Именно предприятия, работающие в данных направлениях, составляют наибольшую долю в валовом продукте города. Достаточно сказать, что в Чебоксарах производится 40% рынка российской релейной защиты. Объем реализации продукции будет расти, а следовательно, появятся новые рабочие места.


- На примере развития электрокластера начинаем продвигать бренд «Релейщик - это круто». Кроме того, мы уже повысили квоты на бюджетные места факультетов релейной защиты и IT на 13%. 70% школ города заключили соглашения с предприятиями электрокластера, посещение предприятий школьниками заметно выросло. Приступили к реализации республиканского проекта «Педагог на производство», и уже более 100 учителей посетили предприятия, - отметил Ладыков.

ПОЛУЧАТЬ ВЫСОКУЮ ЗАРПЛАТУ МОЖНО И В ЧУВАШИИ

По мнению заместителя гендиректора компании «Кейсистемс» Сергея Сергеева, чтобы удержать перспективного выпускника в Чувашии, ему надо предлагать «карьерный контракт». В нем должны быть прописаны перспективы на годы вперед - это и обучение, и гарантированная работа, и карьерный рост, и, естественно, рост зарплаты.

- По данным компании, 70% выпускников намерены переехать в другие регионы после получения диплома, чтобы к 30 годам получать 100 тысяч рублей в месяц, а у нас сейчас средняя зарплата разработчиков 120 тысяч, то есть эти деньги можно получать не только в мегаполисах, но и у нас в Чувашии, - рассказал Сергеев.


«БУДЕМ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТОБЫ У ДЕТЕЙ БЫЛО ЖЕЛАНИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ В ЧУВАШИИ»

Подводя итоги сессии, глава Республики Чувашия Олег Николаев отметил, что совместно с вузами, ссузами, администрациями районов и городов необходимо проработать целевую программу подготовки молодых специалистов, предусмотреть все необходимые механизмы стимулирования.

- Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог реализовывать свои способности, расти образованным, обладающим различными компетенциями и конкурентоспособным. И, конечно же, правительство республики продолжит делать всё для того, чтобы у детей была возможность и желание реализовывать свои способности и компетенции на территории Чувашии - производить конкурентоспособную продукцию, открывать новые производства и создавать рабочие места. Нашим детям должны быть под силу любые направления, - заявил глава республики Олег Николаев..


Возрастная категория сайта 18 +

Адрес редакции: г.Казань, ул. Ямашева, 10, 3-й этаж. Почтовый индекс: 420080 г. Казань, а/я 268 Контактный телефон: + 7 (843) 528 21 00, + 7 (843) 528 20 30

Читайте также: