Перелет чкалова москва северный полюс сша 1937

Обновлено: 03.07.2024

Валерий Павлович Чкалов, знаменитый советский лётчик-испытатель. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку.

Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в семье мастера-котельщика в слободе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце. В 1919 году вступил в ряды Красной армии, где был мастером по ремонту самолетов. В 1921-1924 годах обучался в Егорьевской, а затем в Борисоглебской школе военных летчиков. После этого проходил обучение в Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя и Московской военной авиационной школе высшего пилотажа. В 1924 году Чкалов начал службу в авиации. С 1930 года работал летчиком-испытателем. В 1936 году он совместно с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1937 году совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета.

карта беспосадочного перелета карта беспосадочного перелета
Ранним утром 18 июня 1937 года «Сталинский маршрут» взлетел со Щёлковского аэродрома в Москве и устремился к северу. В экипаж входили: Валерий Чкалов- командир; Александр Беляков- штурман; Георгий Байдуков -второй пилот. Предполагалось, что перелет будет проходить на высоте, не превышающей 3000 метров. Однако погода внесла решительные изменения в планы. Облачные фронты начали встречаться один за другим уже за Онегой. Сменявшим друг друга летчикам приходилось либо пилотировать самолет вслепую, либо менять курс, выискивая просветы. Набор высоты приводил к усталости и расходу кислорода для дыхания, которого было припасено на 9 часов непрерывного использования каждым членом экипажа. В маневрах по обходу облаков было перерасходовано около 300 л топлива, а до полюса экипаж добрался за 27 часов, а не за 21 час, как планировалось. Подлетая к побережью Канады, АНТ-25 пришлось забраться на высоту 5500 метров. Топлива не хватало. Посовещавшись, экипаж принял решение совершить посадку в Ванкувере , на военном аэродроме Пирсон-Филд. Замеры на земле показали, что в баках оставалось всего 77литров из 3,5 тысяч первоначально имевшихся литров горючего .

Об этом героическом полете рассказывает книга для детей «Рекорды Чкалова и Громова. Через полюс – в Америку» , автор Вадим Худяков.

издательство "Паулсен" издательство "Паулсен"

Заметим, что у этой книги есть электронная версия и аудиоверсия . Подробнее о книге Вы узнаете из нашего видеосюжета .

Как летчик-испытатель Валерий Чкалов «вывел в небо» много самолетов советской авиапромышленности. Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. По результатам проверки летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. Чкалов был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Пилот от бога: как Чкалов убедил Сталина совершить перелет через Северный полюс

Пилот от бога: как Чкалов убедил Сталина совершить перелет через Северный полюс

Ровно 80 лет назад, 18 июня 1937 года, с аэродрома в подмосковном Щелково в небо поднялся самолет АНТ-25 с экипажем в составе пилота Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова. Он взял курс на Северный полюс и далее в США, преодолев за 63 ч полета 8504 км. Это был не первый рекорд по дальности полета советских летчиков в то время, но первый именно в Америку, которая наглядно убедилась в превосходстве русской авиационной техники и мужестве ее пилотов.

Сегодня никого не удивишь дальностью того перелета, маршрут которого теперь регулярно выполняют самолеты российских авиакомпаний. Стратегические бомбардировщики ВКС России способными сутками «висеть» в небе при выполнении задач боевого дежурства, дозаправляясь в воздухе топливом. Но тогда, 80 лет назад, подобный перелет был настоящим подвигом и испытанием не только для пилотов, но и для авиационной техники страны, которая совсем недавно «стала на крыло», но уже заявила о себе мировыми рекордами.

Тот полет 1937 года долго готовили и долго откладывали. Первая попытка полета самолета АНТ-25 в Америку, в Сан-Франциско, которым управлял пилот Сигизмунд Леваневский, была предпринята в начале августа 1935 года. Она оказалась неудачной: уже над Баренцевым морем двигатель начал «гнать» масло и из Москвы поступила команда вернуться обратно. Сталин, который пристально следил за всеми полетами дальней авиации, особенно при установлении рекордов, приказал развернуть самолет, чтобы не опозориться перед американцами. Видимо, ненапрасно: при посадке между Москвой и Тверью воздушная машина, крылья которой пропитались керосином при сбросе топлива, загорелась. Едва не пострадали и летчики.

Картинка

Но идея совершить перелет в США, как говорится, висела в воздухе. Теперь ее инициатором стал Валерий Чкалов, пилот от бога, чей авторитет был признан даже Иосифом Сталиным, который выделял его среди прочих летчиков и прислушивался к его мнению. Подобное расположение «отца народов» позволило Чкалову вместе с членами своего экипажа обратиться к правительству с просьбой совершить такой перелет. Активно поддерживал эту идею и авиаконструктор Туполев, именем которого и был назвал лучший самолет того времени АНТ-25 (Андрей Николаевич Туполев). Сталин разрешение на перелет дал, но изменил его маршрут: вместо Америки летчики полетели из Москвы в Петропавловск-Камчатский, что тоже было весьма сложным испытанием – 56 часов беспосадочного перелета, за время которого преодолели 9375 км и приземлились на необорудованной песчаной косе на острове. Тогда на борту самолета появилась надпись «Сталинский маршрут».

«Опыт дальних перелетов советских летчиков в то время был бесценным, – считает экс-замглавкома ВВС России Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Антошкин. – Валерий Павлович Чкалов и его товарищи были первопроходцами в этом деле и старались не только рекорды устанавливать, хотя и они играли на имидж страны. Это был в первую очередь и опыт боевого применения самолетов, а пилотами были именно военные летчики, для которых возможность дальнего применения авиации была основным делом. Уже в первый день Великой Отечественной войны советские бомбардировщики нанесли удары по столице страны-агрессора Берлину, нефтепромыслам в Румынии. При поставках самолетов по лендлизу из США перегоняли американские истребители и бомбардировщики с Аляски через всю территорию страны до линии фронта, что было сопоставимо с боевыми подвигами.

Картинка

Нынешние пилотажные группы, в создании которых я участвовал в 1991–1992 годах, тоже строились по принципу подготовки наиболее опытных летчиков, которые впоследствии обучали молодых летчиков. Тогда пилотов ВВС приходилось удерживать за счет полковничьих должностей, каких-то других привилегий, ведь люди уходили из армии по причине недофинансирования, отсутствия жилья. Многих удалось сохранить, и именно они потом обучали молодежь искусству высшего пилотажа.

Перелет Чкалова в Ванкувер был важен и с политической точки зрения. Американцы убедились в надежности советской авиационной техники, перелет вызвал большое внимание и простых граждан этой страны. Наладились контакты, возникло какое-то понимание друг друга, которое, вероятно, способствовало и союзническим отношениям во время Второй мировой войны. Если бы такие перелеты продолжились, то, как мне кажется, и нынешние отношения были бы гораздо лучше. Но не все складывается. Так было и в 1987 году, когда в рамках 50-летия полета Валерия Чкалова в США мы планировали аналогичный беспосадочный перелет наших новейших тогда истребителей Су-27. Но понимания не нашлось на политическом уровне, и наши легкие боевые самолеты долетели с двумя дозаправками в воздухе до Комсомольска-на-Амуре, а потом успешно вернулись обратно».

Картинка

Чкалову все-таки удалось убедить Сталина в необходимости полета через Северный полюс к берегам Америки, и 18 июня 1937 года самолет АНТ-25 стартовал из подмосковного аэродрома, который сейчас называется Чкаловский, по запланированному маршруту. Курс лежал на Север, на Землю Франца-Иосифа, на Северный полюс, далее по 123-му меридиану на юг. Долететь до Калифорнии не получилось из-за нехватки топлива: в полете пришлось изменить маршрут и сделать значительный крюк. При минимальном навигационном оборудовании, в котором для астрономической ориентировки имелись секстант и точный морской хронометр, а также солнечный указатель курса с довольно сложной оптической системой, экипаж Чкалова не сбился с курса даже в условиях полного отсутствия обзора. Плюс постоянная минусовая температура на борту, а согреваться можно было исключительно за счет теплой одежды. Ради лишнего топлива летчики сэкономили на продуктах – вместо запланированных 350 кг взяли с собой всего 100. Но долетели. Во многом благодаря надежности самого самолета.

Картинка

АНТ-25 по тем временам был очень оригинальным самолетом – это цельнометаллический моноплан с размахом крыльев 34 м и рекордным удлинением в 11 м. Крыло воздушной машины выполняло не только аэродинамические функции, но и впервые в мире было использовано как хранилище для топлива – более семи тонн. Изначально крыло самолета покрывалось гофрированными дюралевыми листами по всей площади, но при испытаниях выяснилось, что такая обшивка создает высокий уровень сопротивления, что влияет на дальность полета. Конструктор Туполев избавился от этого за счет того, что крыло обтянули перкалем, покрасили и отполировали, что позволило увеличить дальность полета. Однако повысилась пожароопасность: перкаль впитывал бензин и мог возгореться от искры из выхлопных патрубков из двигателя.

Картинка

Арктический вариант АНТ-25, на котором и полетел Чкалов, был усовершенствован и подготовлен именно для эксплуатации в особо холодных условиях Севера. На этой модификации уменьшили размеры радиатора системы водяного охлаждения двигателя, перевели конец дренажной трубки масляного бака за радиатор, чтобы не допустить его обледенения. На двигатель установили трехлопастной металлический винт с системой управления в полете углами атаки лопастей, что давало возможность более точно подбирать оптимальный режим полета. Была сконструирована и система борьбы с обледенением лопастей, что явилось технической победой конструкторов, обеспечивших полет самолета в облачности.

Существовала и боевая модификация этого самолета – АНТ-36 с военным обозначением «Дальний бомбардировщик первый» – ДБ-1. Он был выпущен малой серией и поступил на вооружении ВВС. Существенным недостатком считались низкая скорость в 240 км/ч и бомбовая нагрузка в 300 кг. Тем не менее это самолет стал платформой для создания целого поколения военных бомбардировщиков, которых отличала дальность полета.

А тогда, в 1937-м, американцы восторженно писали, что перелет Чкалова возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но и советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов. Невозможно преувеличить важность этого факта не только с точки зрения экономической или чисто индустриальной, но и с точки зрения международных отношений.

Картинка

На родине, куда чкаловский экипаж вернулся в начале августа 1937 года, их встречал лично товарищ Сталин, а Москва засыпала героев-летчиков цветами и восторженными приветствиями. Всему экипажу – Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову – были присвоены звания Героев Советского Союза. Но свою Звезду, введенную в 1939 году, Валерий Павлович получить не успел: 15 декабря 1938 года он погиб при первом испытательном полете нового истребителя И-180.

Картинка

Память о Валерии Чкалове осталась в названиях города Чкаловска в Нижегородской области, многих поселков, сел, улиц, школ, воинских частей и предприятий, которые носят его имя. Вот и сегодня на территории одной из школ Щелковского района Московской области будет открыт бюст известного авиатора, а возле районного Дворца культуры будет открыта памятная доска, посвященная 80-летию перелета экипажа Чкалова через Северный полюс в США.

Одиссея Чкалова: Лети туда, не знаю куда

В июне 1937 года не было ни единой газеты в мире, которая не написала бы о беспримерном полете советских летчиков. После поразившего весь мир перелета отважного американца Чарльза Линдберга через Атлантический океан мир замер в ожидании нового героя. И вот - сразу трое.

Экипаж молодой. Чкалову - 33 года, Байдукову - 30, Белякову - 39. Командир - звезда небесная, гордость советской страны, летать рожденный. Байдуков в отличие от него - человек хладнокровный, скорее даже расчетливый, второй пилот. Беляков, штурман, специально перед полетом в Америку окончивший курсы летчиков. В годы Гражданской войны воевал в дивизии Чапаева. Друзья его так и звали в шутку: Чапай. А Байдукова Чкалов называл Ягор. Выговорить Егор у него не получалось.

Я знал Георгия Филипповича, мы с ним неоднократно встречались, и, конечно же, я постоянно одолевал его вопросами о том полете. Генерал-полковник Байдуков намного пережил обоих своих друзей.

Экипаж после прибытия в Америку на фоне своего самолета.

Экипаж после прибытия в Америку на фоне своего самолета. Фото: ТАСС

Машина

Самолет АНТ-25 конструкции Андрея Туполева, наверное, нельзя назвать техническим совершенством своего времени, но это был замечательный самолет. Одномоторный гигант с размахом крыльев в 34 метра обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен. Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток. Полетный вес самолета вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов - 11,5 тонны. По тем временам это очень и очень много. Предполагали - и опасались: самолет навряд ли сможет взлететь, и потому на Щелковском ­аэродроме построили специальную взлетную горку для ускорения.

И Чкалов поднял машину.


Груз

Это произошло 18 июня 1937 года в 4.05 по московскому времени. Байдуков рассказывал: ему казалось, что «мотор не просто ровно, надежно работал, а даже урчал, будто преданный пес». Настроение у экипажа приподнятое, при этом все сосредоточенны, каждый при деле. Никого не смущает теснота: передвигаться по самолету можно только ползком - всюду тюки и ящики. Предстоит сбросить на парашютах груз на полюс папанинцам, да и свой запас не тянет карман: с собой в дорогу взяли только свежие продукты: уже приготовленные бутерброды с ветчиной - 100 г на человека в день, сливочное масло - по 50 г, телятина - 50 г, зернистая икра - 30 г, швейцарский сыр - 50 г. Сверх того: пирожки с капустой, шоколад -

100 г на человека в день, лимоны, апельсины, яблоки. В термосах поплескивается горячий чай. Ну и вода, конечно. Полный суточный рацион на троих - 3 кг на человека. Все продукты весили 115 кг. Был, однако, еще и аварийный запас - один килограмм в сутки на человека, надувная лодка с дюралевыми веслами, два охотничьих ружья, три револьвера. Вдруг, не дай бог, садиться придется на лед или воду…

На борту, кроме того, строго рассчитанный запас горючего и по 1200 литров кислорода на человека: полет будет проходить на высоте до 6000 м, а кабина негерметичная.

Так изнутри выглядела кабина АНТ-25 (кадр из фильма «Чкалов», где прославленного аса играет Евгений Дятлов).

Так изнутри выглядела кабина АНТ-25 (кадр из фильма «Чкалов», где прославленного аса играет Евгений Дятлов).

Воздух

Можно сказать, что они летели, как говорится в сказке - «Поди туда, не знаю куда», поскольку конкретное место посадки даже не предполагалось - предстояло достигнуть берега Канады, а ежели удастся - США. Посол СССР в США Александр Трояновский помог раздобыть канадские и американские карты, по ним и летели.

В кабине условия адовы: на высоте около 6000 м - минус 9. При неподвижной работе при такой температуре человек околевает, несмотря на меховую одежду. Термосы давно уж пусты. Вся питьевая вода - сплошной кусок льда. Жажда мучила неимоверно, приходилось сосать кусочки льда. Все продукты тоже промерзли.

Неприятности выскакивали одна за одной.

Точно к папанинцам выйти не удалось. Предназначенный для них груз остался в кабине. Через какое-то время весь пол оказался залитым авиационным маслом - слишком много закачали в баки: пришлось ползать и собирать тряпками.

Кислорода оказалось катастрофически мало, и все трое испытывали сильное головокружение. У Чкалова дважды шла носом кровь, он ненадолго лишился сознания. Придя в себя, виновато смотрел на товарищей.

Туалета в самолете не было, поэтому у каждого имелся индивидуальный резиновый шар, куда собирали естественную жидкость. Она их всех спасла от гибели.

Из-за недостатка воды стал перегреваться двигатель. Понимали: если не охладить головки цилиндра, неминуем пожар. И тут - нашлись. Содержимое тех шаров-резервуаров перекачали в двигатель. Помогло.

Трижды во время полета самолет сковывал обледенение. Стекла кабины облепил сантиметровый слой льда, и Байдуков, просунув руку в открытое окно, финкой срубал неподатливый лед. Уже начиналась неимоверная тряска, и, только набрав высоту и пройдя мощный слой облаков, с помощью солнца удалось избавиться от грозившего гибелью льда.

Земля

За 63 часа и 25 минут они преодолели 8504 километра и установили рекорд беспосадочного перелета. Впервые в истории преодолено мертвое пространство между полюсом и побережьем Северной Америки. И 20 июня в 16 часов 20 минут по Гринвичу Байдуков, к тому времени уже не встававший из-за штурвала десять часов, на глазах у многих тысяч ­изумленных американцев ювелирно посадил самолет в Ванкувере.

Позже скажет: «Бедный наш старенький, горевший, много раз ломанный АНТ-25»… Мне показалось тогда, что к тому самолету он относится как к некоему живому существу, с которым пришлось разделить надежду, бесконечно долгие часы тяжкой работы и счастье победы.

"Дисциплину Красной Армии не переваривает"

Байдуков, который был уверен в возможностях АНТ-25, не сдался. В один из вечеров он явился на квартиру к Валерию Чкалову, где шло веселое застолье, и увел хозяина на короткую прогулку. На улице он предложил Чкалову использовать имевшиеся у того связи для возобновления подготовку к перелету.

В характеристике, выданной Чкалову в 1932 г., говорилось, что он "наряду с хорошими летными качествами в политико-моральном отношении является крайне неустойчивым, . чуждым человеком. Дисциплину Красной Армии не переваривает, внутренне разболтанный и разложившийся командир"

Связи у Чкалова в то время и правда были немалые: ему благоволили нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, маршал Климент Ворошилов, командующий ВВС Яков Алскнис. Работая испытателем в КБ Поликарпова, он уже был награжден орденом Ленина. Его невероятные летные способности, отчаянный характер, честность и прямота импонировали руководителям СССР.

Карьере Чкалова не мешала даже характеристика, выданной ему в 1932 по окончании Специальных сборов командиров. В ней прямо говорилось, что "тов. Чкалов наряду с хорошими летными качествами в политико-моральном отношении является крайне неустойчивым и, по своей сущности, чуждым человеком. Дисциплину Красной Армии не переваривает, внутренне разболтанный и разложившийся командир. По всем данным подлежит изъятию из ВВС РККА с применением решения ЦК и Совнаркома".

Чкалову с помощью Орджоникидзе удалось вновь увлечь идеей перелета Сталина. Но боясь повторного провала, тот дал добро на беспосадочный полет Москва – Петропавловск-Камчатский. И лишь после его успешного завершения организация перелета в США стала реальностью.

Очки Чкалова и земля с его родины

На торжественной церемонии присутствовали в том числе генеральный консул РФ в Сиэтле (штат Вашингтон) Валерий Тимашов, представители МИД РФ, внук легендарного пилота, которого также зовут Валерий Чкалов, русскоязычные американцы, жители Ванкувера, историки, авиаторы, сотрудники парка "Форт Ванкувер" и музея авиации Пирсона. Ванкуверский городской оркестр исполнил гимны РФ и США, после чего члены делегаций обеих стран совместно возложили цветы к монументу, посвященному перелету.

В музее авиации Пирсона открыта экспозиция в честь события 80-летней давности, позволяющая не только узнать подробности перелета, но и увидеть очки Чкалова, в которых он управлял самолетом АНТ-25, колбу с землей из бывшего города Василёво (ныне Чкаловск), где он родился, фотоматериалы о встрече экипажа жителями Ванкувера, модель АНТ-25.

Найденный в сарае дневник Чкалова - о первом полете через полюс - помог кузбасскому парню в борьбе с раком

После пожара, среди рухнувших стен кузбасский парень нашел старую папку - бортовой журнал Чкалова, о полете через Северный полюс.

Ученые поставили точку в изучении бортового журнала Чкалова, найденного на севере Кузбасса и нашумевшего 4 года назад. И хотя они признали его копией, но подлинный журнал за много лет так нигде в России и не всплыл. Поэтому даже копия записей полета, говорят историки, ценна. К тому же в жизни семьи Новиковых, случайно нашедшей этот журнал, он сыграл огромную роль.

…Напомним, 75 лет назад, в первом в мире полете через Северный полюс, по маршруту Москва – полюс – Ванкувер (США), экипажу - Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову - выпали нечеловеческие испытания. Оледенение крыльев, минус 6 в кабине, технические неполадки, борьба жизни и смерти и жуткое кислородное голодание…

Но летчики все победили! Хотя Валерию Чкалову, как выяснилось из потрепанного бортового журнала в красной обложке, с удивлением подобранного Димой Новиковым в сгоревшем старом сарае на окраине Мариинска, приходилось вести самолет, не чувствуя ног.

- У Валеры сводит ногу… Срезали лед финкой… Кислород на исходе… Продолжается слепой полет. 6000 (метров, высота. – Ред.). Кончился кислород, - семья Новиковых, нашедшая тот самый бортовой журнал с размытыми чернилами, запомнила его страницы наизусть.

Потому что подвиг летчиков, подробно записанный без прикрас и утайки фактов, бил в самое сердце. Мало того, именно этот старый журнал, вдруг всплывший из небытия через много-много лет, в самую трагическую для Новиковых минуту, долгое время давал семье потом силы. В первую очередь, старшему брату Димы - Мише. Врачи поставили Мише страшный диагноз – саркома, и этот дневник полета Чкалова стал ему лучшим лекарством.

Экипаж только что прилетел в Америку, снят на фоне своего самолета.

Экипаж только что прилетел в Америку, снят на фоне своего самолета.

Пример

Семья Новиковых на штурманский журнал наткнулась в самое трагическое для себя время.

Заболевший саркомой Миша зачитывался найденным бортовым журналом Чкалова и черпал в нем силы.

Заболевший саркомой Миша зачитывался найденным бортовым журналом Чкалова и черпал в нем силы. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

- Моему старшему брату Мише во время последней медкомиссии перед уходом в армию доктора вдруг поставили диагноз: саркома колена. Для нас всех это было громом с ясного неба. Брат знал, что это смертельно, ему становилось стремительно хуже, и он, устав бороться, угасал, - по словам Димы, не только у его любимого брата, но и у всей семьи был общий шок.

И - никакой надежды на то, что можно если не победить, то хотя бы отодвинуть болезнь.

… В тот день, когда в жизнь семьи уже вот-вот должен был ворваться журнал Чкалова, мама увезла больного Мишу в Кемерово, на очередной осмотр.

А младший сын – Дима – остался дома один. В тревоге за брата и ожидании вестей. И вдруг ночью, ни с того ни с сего, в ограде Новиковых загорелся старый сарай, доставшийся им, когда они въехали в эту избу, «по наследству».

Дима бросился тушить огонь. На помощь парню подоспели соседи.

А на рассвете Дима, не спавший и уставший, и как только снег за окном давай синеть и светлеть, пошел прибираться на пожарище, чтобы не испугать маму с братом по приезду. И среди рухнувших стен сарая заметил вдруг теплый краешек старой, невесть откуда взявшейся, папки.

Дима, открыв ее, ахнул: на титульном листе было написано:

- Штурманский бортовой журнал самолета NO25, 18/июнь/1937, летчик Чкалов, штурман Байдуков, взлет 1.04 минуты.

С той минуты семья, зачитываясь хроникой трудного чкаловского полета, черпала в нем поддержку. А прооперированный Миша, прыгая по дому на одной ноге, говорил:

- Чкалов вел самолет, не чувствуя ног, и победил. И я смогу жить без ноги.

Полет

Хроника перелета трех русских летчиков-асов – Чкалова, Байдукова и Белякова, которой зачитывался, борясь с болезнью, Миша, представляя, как все было, и раздумывая над техническими абзацами, расписана в найденном бортовом журнале очень подробно.

… В ней есть все. Расчеты (сколько осталось горючего, хватит ли до Америки в связи с тем, что приходилось не раз менять курс, даже лететь обратно из-за непогоды).

Ругательства («Слева, как шапкой, накрывает облачность. Вправо светлее – даль. Чкалов хочет набрать высоту. Идем выше черт его знает на кого…Байдуков…ищет папиросы»).

Хоть и ожидаемое, но разочарование («Что такое земля Бенкса? Безжизненный кусок коричневой земли, в канавках лежит снег, так что вид мрачный, местами – поля снега»).

Авралы из-за технических неполадок (то срубали лед с замерзшего переднего стекла, то масло бежало, то лопнула водяная трубка…).

Из-за авралов и облаков прозевали даже Северный полюс:

«3.35 (время). 4150 (высота).

4.30 (время). Видны льды полюса, белые с трещинами, разводами и торосами».

«4.15. Полюс около 4.15.

5.35. Компас штурмана ходит почти кругом».

Начало знаменитого полета Чкалова.

Начало знаменитого полета Чкалова. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

…А на вторые сутки полета, судя по штурманским записям, для экипажа началась пытка.

«9.40 (время). 4850 (высота). Набираем высоту для переваливанья облачности. У Валеры сводит ногу. 5100, 5300, 5500…

В полете летчики пережили супернагрузки.

В полете летчики пережили супернагрузки. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

22.20 (время). Еле переваливаем облака на высоте 5300 м. Кислород на исходе. У меня осталось 20 атмосфер, на 1 час».

Запись про кислород на исходе.

Запись про кислород на исходе. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

Как летчики смогли сэкономить кислород? Но растянули они его все таки до 0.40, на лишних полтора часа.

Кислород закончился на высоте 6000 метров, шли третьи сутки полета. Приближалась верная смерть. Что уж говорить про судороги. Самолет вел Чкалов, в кислородной маске, с последними глотками кислорода. Его товарищи, у которых кончилось все, лежали на полу.

В час ночи экипаж сделал невозможное: выжил, пробившись, наконец, сквозь облачность, спустился до 4000 метров. В 1.20 – до 3500 метров, где уже можно было дышать. В 16.20 приземлился в Ванкувере.

«Всего были в воздухе 63 часа 16 мин.» - дрогнувшей рукой вывел победно штурман.

Последняя страница бортового журнала Чкалова.

Последняя страница бортового журнала Чкалова. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

… Для сибирского парня-смертника, тысячи раз читавшего эти строчки и влюбившегося в подвиг летчиков, их героизм стал примером. И, вопреки прогнозам врачей, по словам родных, Миша прожил вдвое больше отмеренного болезнью.

Но болезнь все-таки победила.

Но болезнь все-таки победила.

… Когда Миши не стало, семья все-таки решила выяснить, как и почему журнал САМОГО Чкалова оказался в Сибири, на частной окраине Мариинска, рядом с тюрьмой, где в годы репрессий тасовали прибывавших потоком по этапу заключенных ГУЛАГа. И кто из прежних хозяев дома мог спрятать старый журнал с бесценными записями - между бревен?

Тогда же Дима, достав штурманский журнал Чкалова из пухлой медицинской карточки умершего брата (его даже перед смертью читал Миша), дозвонился до главного российского музея авиации, в Жуковский, в музей «История покорения неба».

Разгадка

Дмитрий с мамой, ломая головы над находкой, долго считали: раз в журнале много перечеркиваний и исправлений, а также эмоций и чертыханья, то после полета штурман мог переписать его начисто и, возможно, кое-что отцензурив. Эпохальному же советскому вещдоку просто необходимо было быть красивым. Ну, и чистый вариант журнала мог уйти «наверх», для отчета, а грязный - кто-либо из экипажа мог подарить кому-нибудь из авиатехников на память.

В этом сарае после пожара Дима нашел бортовой журнал Чкалова,

В этом сарае после пожара Дима нашел бортовой журнал Чкалова, Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

давным-давно кто-то спрятал журнал Чкалова под потолком сарая.

давным-давно кто-то спрятал журнал Чкалова под потолком сарая. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

- Кстати, отец Байдукова сидел в то время, освободился только после полета сына со Чкаловым… - подтвердил, узнав о найденном в Кузбассе журнале Сергей Мельников, директор музея «История покорения неба» в Жуковском.

Но, изучив присланные копии страниц, Сергей Мельников вынес вердикт:

- Это, точно, не подлинник, а факсимильная копия. После полета, перед Великой Отечественной войной, с подлинного журнала, как мы выяснили, было снято несколько тысяч факсимильных копий. Их раздарили тогда высоким воинским чинам. Каждый генерал такую - в подарок получал, с автографами. Теперь же осталось, гуляет по стране всего десяток копий.

- Но на журнале, найденном в Кузбассе, нет автографов.

- Экспертиза стоит огромных денег. И мы ее не проводили. И хотя были бы рады получить журнал-подлинник, все-таки, мы убеждены, в Кузбассе нашли копию. Она все равно дорога - для своих читателей. Ведь История не имеет дна. Наивно считать, что по чкаловскому полету через полюс изучено, раскрыто все. Это не так. Архивы до сих пор придерживают и не разглашают много документов – о первом полете через Северный полюс - чкаловском и о втором полете, который был сделан следом, - громовском.

Хотя именно эти два беспосадочных полета и пробили первую воздушную дорогу - в Америку.

Когда-нибудь с архивных, секретных документов снимут запрет, и новая порция героических фактов о чкаловском экипаже «зарядит» новых своих читателей силой русского духа и подвига.

От редакции: страницы бортового журнала Чкалова, найденного в Кузбассе, смотрите ниже. (Нажмите на фото для увеличения)

Трое русских над полюсом: как "разболтанный командир" Чкалов стал героем

Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков Виктор Темин/ТАСС

18 июня 1937 года в 4 часа 4 минуты утра со Щелковского аэродрома по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско стартовал самолет АНТ-25. Экипаж в составе пилотов Валерия Чкалова и Георгия Байдукова, а также штурмана Александра Белякова намеревался не только проложить кратчайший путь в Америку, совершив первый в истории беспосадочный перелет через Северный полюс, но и побить мировой рекорд по дальности полета. План удалось выполнить лишь наполовину.

Северный полюс Чкалов проспал

Предполагалось, что перелет Чкалова будет проходить на высоте, не превышающей 3000 метров. Однако погода внесла решительные изменения в планы.

На эту тему Четыре героя и собака: как папанинцы Арктику покоряли

Четыре героя и собака: как папанинцы Арктику покоряли

Облачные фронты начали встречаться один за другим уже за Онегой. Сменявшим друг друга летчикам приходилось либо пилотировать самолет вслепую, либо менять курс, выискивая просветы. Долго пробиваться сквозь облака мешало обледенение, а набор высоты приводил к усталости и расходу кислорода для дыхания, которого было припасено на 9 часов непрерывного использования каждым членом экипажа.

Предполагалось, что Чкалов будет пилотировать самолет 8 часов, затем 4 часа отдыхать. Весь график сбился как только самолет вынужденно полез вверх. У Чкалова сильно разболелась левая нога, сломанная в детстве, и он начал намного чаще меняться с Байдуковым. Но вместо отдыха первому пилоту пришлось следить за уровнем антиоблединителя, а также подкачивать масло в расходный бак. Пролет над Северным полюсом Чкалов крепко проспал на специальной полке, закрепленной за сиденьем пилота.

Показатели приборов также вызывали тревогу: в маневрах по обходу облаков было перерасходовано около 300 л топлива, а до полюса экипаж добрался за 27 часов, а не за 21 час, как планировалось.

Подлетая к побережью Канады, АНТ-25 пришлось забраться на высоту 5500 метров. Стекло кабины пилота замерзло, Байдукову, открывшему боковое окно, ножом пришлось скоблить застывшие кристаллы льда.

Стало модным принижать усилия России по строительству и конструированию самолетов. Перелет из Москвы в Орегон показал, что в этой стране есть пилоты и штурманы, способные вести самолет в трудных условиях, как и то, что она в состоянии производить двигатели, способные работать долгое время Журнал Flight International 24 июня 1937

Очередной мощный облачный фронт настиг экипаж над американскими Кардильерами. Положение стало критическим – Беляков и Чкалов использовали весь свой кислород, их движения и реакция замедлились, а у Чкалова вдобавок из носа пошла кровь. Внезапный выброс воды из системы охлаждения поставил экипаж на грань катастрофы: малейшее увеличение оборотов могло привести к перегреву и развалу двигателя.

Чтобы заполнить бак системы охлаждения, в ход пошло все, что оказалось под рукой: чай из термосов, моча экипажа, заботливо собиравшаяся в специальные емкости для медицинских нужд. Бак удалось частично заполнить, и система охлаждения заработала.

Самолет пролетел Портленд. До Сан-Франциско было еще далеко, а топлива явно не хватало. Посовещавшись, экипаж принял решение совершить посадку в Ванкувере, на военном аэродроме Пирсон-Филд. Замеры на земле показали, что в баках оставалось всего 77 из 3,5 тыс первоначально имевшихся литров горючего.

За 63 часа 16 минут экипаж Чкалова пролетел 9130 км, или 8504 км по прямой, между точками взлета и посадки. Рекорд дальности (9104 км по прямой, принадлежавший французским пилотам Морису Росси и Павлу Коде) остался непокоренным. Зато впечатляло другое.

На эту тему

Авторитетный английский журнал Flight International 24 июня 1937 года отмечал: "Тот факт, что им не удалось побить существующий рекорд беспосадочного перелета не так важен в сравнении с тем фактом, что трое русских – Чекалофф, Байдукофф и Белякофф – впервые в истории соединили Советскую Россию с США через Северный Полюс. В некоторых кругах ныне стало модным принижать усилия России по строительству и конструированию самолетов. Перелет из Москвы в Орегон показал, что в этой стране есть пилоты и штурманы, способные вести самолет в трудных условиях, как и то, что она в состоянии производить двигатели, способные работать долгое время".

Начало дружбы советского и американского народов

"Это событие, которое имеет сейчас особое символическое значение, напоминая о том, как наши страны сообща двигали человечество к прогрессу, новым открытиям и достижениям, - отметил замглавы Россотрудничества. - Это был триумф не только советской авиации, но и начало взаимопонимания между советским и американским народами, что в конце 30-х годов было очень важно". Он напомнил, что в американских городах советских пилотов встречали цветами и овациями, теплый прием был оказан и президентом США Франклином Рузвельтом.

На эту тему Вокруг Земли без дозаправки: топ мировых рекордов авиаперелетов

Вокруг Земли без дозаправки: топ мировых рекордов авиаперелетов

"Сегодня, спустя 80 лет с тех памятных событий, мы живем в сильно изменившемся мире, полном новых вызовов и задач, - подчеркнул Радьков. - И мы уверены, что к их решению наши страны могут и должны подходить сообща, используя наряду с экономическими и политическими инструменты гуманитарного и научного сотрудничества". Он убежден, что именно благодаря общественным организациям, работающим в сфере публичной дипломатии, столь тщательно сохранились в памяти события тех лет. По словам замглавы Россотрудничества, празднества, посвященные 80-летию перелета, которые проходят на обоих континентах, "позволяют с уверенностью сказать, что связь, соединившая страны 80 лет назад, по-прежнему крепка".

Со своей стороны исполняющий обязанности мэра Ванкувера Энн Макнейнер-Огле заявила, что "перелет из Москвы в Ванкувер экипажа под руководством Валерия Чкалова положил начало многолетней дружбе наших народов". Кроме того, подчеркнула она, это событие оказалось уникальным с точки зрения истории, став одним из важнейших этапов "золотого века мировой авиации".

В США отметили 80-летие перелета экипажа Чкалова из Москвы в Ванкувер

Замглавы Россотрудничества Александр Радьков, и.о. мэра Ванкувера Анна Макнейнер-Огле и директор национального парка "Форт Ванкувер" Трейси Фортман Россотрудничество

НЬЮ-ЙОРК, 25 июня. /ТАСС/. Первый беспосадочный перелет из Советского Союза в США, совершенный экипажем советских авиаторов под руководством Валерия Чкалова, имеет символическое значение для взаимоотношений России и Америки. Такое мнение выразил в субботу заместитель главы Россотрудничества Александр Радьков на состоявшейся на территории национального парка "Форт Ванкувер" (штат Вашингтон) торжественной церемонии, посвященной 80-летию этого исторического события.

Путешествие с многочисленными неприятностями

В 1932 году бригадой конструктора Павла Сухого под руководством Андрея Туполева был создан самолет АНТ-25, предназначенный для дальних перелетов. Одномоторный низкоплан длиной 13 метров с размахом крыльев 35 метров был рассчитан на экипаж из трех человек, а его особенностью стало наличие топливных баков в крыльях. Средняя скорость полета АНТ-25 составляла 165 км в час, а максимальная - 246 км в час. На самолете было установлено сразу несколько рекордов, однако главным стал первый беспосадочный перелет из Москвы в Северную Америку.

Легендарный полет Чкалова через северный полюс

ЛегендаИсторический полёт через Северный полюс Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова состоялся 18 июня 1937 года. Пилоты совершили первый в мире беспосадочный перелёт на самолёте АНТ – 25. На сконструированном знаменитым конструктором Туполевым самолёте команда взяла курс через Северный полюс в Ванкувер.

Маршрут полета через северный полюс Маршрут полета через северный полюс

Лётчикам удалось за 63 часа преодолеть 8504 километра. Полёт Чкалова с экипажем, достигшими США, стал событием, навсегда вошедшим в историю.

Валерий Чкалов является уроженцем Нижегородской области. В селе Василево он появился на свет в 1904 году. Будущий герой Советского Союза родился в семье рабочего судоверфи и домохозяйки. Первой утратой в жизни Валеры стала смерть мамы, случившаяся в его шестилетнем возрасте. После этого все заботы, связанные с воспитанием ребёнка, легли на плечи отца. Основным занятием в жизни Валеры в последующие годы стала учёба. Среди всех прочих дисциплин он выделял математику. К этому стоит добавить, что Валерий с детских лет обладал феноменальной памятью. Поэтому учёба в школе давалась ему легко. А после окончания семилетки юноша поступил в техническое училище, окончить которое ему не удалось по причине закрытия заведения. Дальнейшим этапом в жизни Валерия стала работа на судоверфи.

Переломное событие в жизни Валерия Чкалова произошло после того, как он первый раз увидел самолёт. Решение стать лётчиком с той поры стало главным для Валерия. После службы в армии Валерий Чкалов на протяжение долгого периода учился в различных заведениях ВВС. После многих лет учёбы он получил квалификацию лётчика – испытателя. С 1924 года началась карьера Валерия Чкалова. В этот период он занимался испытанием новых самолётов. Именно в эти годы проявились лучшие качества Чкалова – смелость, упорство, решительность.

Последний свой полёт Валерий Чкалов совершил осенью 1938 года. Испытывая новый истребитель, лётчик погиб. С этим событием связано немало слухов и версий, обсуждаемых и в наши дни.

Махнуть в Сан-Франциско

Говорят, что идея о дальних перелетах родилась у самого Сталина. Но "вождю народов" каких только идей ни приписывают. Достоверно же известно другое: осенью 1931 года с прошением о проектировании и постройке самолета для побития самых престижных авиационных рекордов в правительство обратился авиаконструктор Андрей Туполев. 7 декабря было принято положительное решение.

В то время в мире авиации господствовали французы, им принадлежали наиболее значимые рекорды, в том числе по дальности беспосадочного перелета. Немецкая авиационная промышленность после Первой мировой войны попала под серьезные ограничения по Версальскому договору, англичане не слишком интересовались воздушным флотом, а американцев заботило развитие сети внутренних коммерческих перелетов.

На эту тему Как покоряли Арктику: черно-белое прошлое северной земли

Как покоряли Арктику: черно-белое прошлое северной земли

Зато СССР, вставший на путь индустриализации, был готов бросить вызов соперникам, чтобы продемонстрировать уровень развития промышленности и доказать преимущества социалистического строя. Тем более, что заводы уже начали выпускать самолеты, целиком спроектированные отечественными инженерами.

22 июня 1933 года красавец АНТ-25, специально созданный для полетов на дальность, впервые поднялся в воздух. Выглядел самолет непривычно, поскольку размах крыльев в 2,5 раза превышал длину фюзеляжа. В крыльях находились багажные отсеки и громадные топливные баки длиной 7 метров, в которых помещалось 3500 литров топлива. Двигатель имел мощность в 900 л.с. Для сравнения - на разработанном Туполевым чуть раньше пассажирском АНТ-9 стояли двигатели в 230 л.с.

Одновременно с испытаниями самолета началось строительство специальной взлетной полосы. Пришлось не только выкладывать бетонными плитами полосу длиной 1,8 км, но и строить специальную горку высотой 12 метров, с которой начинался разбег. Кроме того, около 2000 красноармейцев потратили немало времени на то, чтобы срыть холм, находившийся уже за пределами аэродрома, но прямо на пути медленно набиравшего высоту самолета. Для того, чтобы подняться всего на 500 метров, 11-тонный АНТ-25 должен был пролететь около 50 километров!

Первым о перелете через Северный полюс задумался Сигизмунд Леваневский – летчик, получивший всесоюзную славу и звезду Героя Советского Союза за участие в спасении экипажа застрявшего в арктических льдах парохода "Челюскин".

Об этом упомянул в своих воспоминаниях штурман Александр Беляков. Как-то в разговоре с ним Леваневский неожиданно сказал:."Хочу предложить самолет Туполева. Надо приспособить его для полетов в Арктику да махнуть из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Руководство к полету относится с большим интересом. И я теперь занят подбором экипажа. Не примете ли участие в качестве основного или запасного штурмана?"

Беляков согласился и в свою очередь предложил в качестве второго пилота кандидатуру Байдукова. 3 августа 1935 года Леваневский с Байдуковым и штурманом Левченко (Беляков остался в резерве) стартовали в направлении полюса, но были вынуждены вернуться из-за сильного выброса масла – оно заливало стекло и приборы, текло по крылу. На совещании в Кремле в присутствии Сталина и Туполева, Леваневский отрицательно высказался о самолете, заявив, что для решения поставленной задачи нужен не одномоторный, а четырехмоторный гигант. Перелет на неопределенное время отложили.

Читайте также: