Организация автоперевозок туристов в выездных турах

Обновлено: 18.05.2024

Процедура подписания договора об аренде автобуса также состоит из предварительного (идентификация перевозчика, просмотр автобуса, обоснование целесообразности тура), согласительного (обсуждаются пункты договора, изыскиваются и стыкуются возможности оператора и перевозчика, определяется стоимость аренды и условия ее оплаты) и заключительного (подписывается договор аренды и оплачивается ее стоимость) этапов. В случае, если заказчиком выступает пул туроператоров, их финансовая ответственность распределяется между участниками пула либо согласно заявленному ими количеству кресел, либо согласно реально отправленному количеству туристов в рейс.
После подписания договора аренды автобуса, оператор самостоятельно, ориентируясь на собственные коммерческие интересы и основываясь на своих рыночных возможностях, устанавливает стоимость перевозки, включаемую в турпакет или на случай продажи только услуги перевозки другим туроператорам.
Кроме непосредственно аренды автобусов оператор может выступать в качестве распространителя билетов на существующие регулярные экскурсионные автобусные линии в своей стране и за рубежом, предлагая туристам и турагентам их проездные билеты и описание предлагаемых экскурсионных программ.

Перевозка туристов автомобильным транспортом

Автомобильные перевозки — один из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобильных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совершать пересадки, а также гибкость в установлении графиков движения.

Организация путешествий и экскурсий автомобильным транспортом внутри страны реализуется на основании Устава автомобильного транспорта, Правил перевозки пассажиров и багажа, Правил безопасности движения, нормативных актов Министерства транспорта РФ, а также ведомственных инструкций: «Правила туристско-экскурсионного обслуживания на автобусных маршрутах», «Положения о руководителе группы автобусного маршрута», «Инструкция по паспортизации маршрутов» и др.

Туристские автоуслуги предоставляются по трем основным направлениям: организация автобусных путешествий, организация путешествий на личном автотранспорте туристов, прокат автомобилей.

Туристские автомобильные перевозки осуществляются в основном автобусами (78%), легковыми автомобилями (17%) и другими видами автомобильного транспорта (5%). Автобусы, объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов, перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты. Классификация туристских автобусов представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Классификация туристских автобусов

По виду топлива

Особо большой вместимости

На сжиженном газе

Окончание табл. 3.2

По виду топлива

Подписание шенгенских соглашений дало новый толчок развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. Как экономичный вид путешествий, доступный широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция роста его объемов.

Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшее упрощение международных перевозок зафиксировано Гаагской декларацией по туризму и шенгенскими соглашениями для членов ЕС.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области туризма» и другими нормативными актами.

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, предназначенных для туристских перевозок. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы снабжены высокими сиденьями, звукоизолированы, имеют улучшенное освещение, большие окна для обзора, телевизоры, туалеты и мини-бары.

Во многих странах запрещена на туристских маршрутах работа автобусов, срок эксплуатации которых превышает восемь лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев. Большое внимание уделяется использованию новых видов экологически чистых транспортных средств, среди которых наиболее перспективными разработками являются: перевод существующих транспортных средств на газообразное топливо (сжиженный и сжатый газ), внедрение электрической тяги (электромобиль, электробус), водородного двигателя, применения энергии маховика (гиробус), солнечной энергии и др. Развитие туризма и транспортных путешествий стимулирует разработку и введение в эксплуатацию новых экологически чистых транспортных средств.

Согласно решениям Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств все автобусы с числом мест более девяти, участвующие в международных перевозках, должны быть обязательно оборудованы тахографами. В случае отсутствия тахографа эксплуатация автобуса запрещена.

Тахограф — бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автобуса или автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, периоды труда и отдыха водителя. Записи выполняются на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с приобретением других транспортных средств), а также их высокая эффективность делают этот вид перевозок привлекательным для большого количества туристских предприятий. Наличие собственных автобусов позволяет уменьшить издержки туристского путешествия и, как следствие, снизить его стоимость. Наибольшее применение туристские перевозки собственными автобусами нашли в организации туров, ориентированных на массового потребителя. Особенно эффективным использование собственных автобусов становится при организации туристских потоков в виде «цепочек», когда автобус или несколько туристских автобусов совершают челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой. Обычно такие цепочки организуют в направлении массового и дешевого туризма (например, отдых в Болгарии, Крыму продолжительностью 7, 14 дней, 21 день). Использование собственных туристских автобусов сопряжено и с рядом дополнительных затрат туристского предприятия: на стоянку автобуса, технический осмотр и ремонт, замену частей, горюче-смазочные материалы, обслуживающий персонал и квалифицированных водителей, страхование транспортного средства и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. В связи с этим, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственного автобуса, туристское предприятие должно учитывать эффективность вложения средств в создание собственной транспортной структуры с учетом всей совокупности затрат.

Применение арендованного транспорта лишено недостатков, связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских фирм и фирм, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов позволяет туристской фирме выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и поддержание хорошего технического состояния транспортного средства.

Транспортные путешествия турфирмы реализуют совместно с автотранспортными предприятиями на основе разовых, сезонных или годовых договоров аренды. В арендных договорах отражаются: обязанности арендодателя и арендатора, предмет целевого использования транспорта, продолжительность его аренды, система арендной платы (повременная, за километр пробега, договорная), график подачи транспорта по часам суток, взаимоотношения водителя с сопровождающим туристскую группу, экскурсоводом или гидом, порядок взаиморасчетов, ответственность сторон за исполнение договора, прочие, в том числе форс-мажорные, условия.

Неотъемлемая часть данного договора — паспорт, или карточка транспортного туристского маршрута. Если такой маршрут открывается впервые, то паспорт маршрута следует согласовать с перевозчиком. В паспорте (карточке) транспортного маршрута указывают: тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный), карту-схему маршрута с привязкой к населенным пунктам или уличной сети, график движения по маршруту, обозначения остановок, мест ночлега, дислокацию пунктов технической помощи, заправочных станций, пунктов питания в пути следования, пунктов медицинской помощи, расположение постов патрульно-дорожной инспекции, дорожно-эксплуатационных служб и др., продолжительность маршрута в часах, календарных днях, состояние дорожного покрытия, число туристов на маршруте и др. Этапы разработки автобусного маршрута приведены на рис. 3.2.

При заключении договора с автотранспортным предприятием следует выяснить, есть ли у него лицензии на право перевозочной деятельности и на какой территории она действует.

Этапы разработки и утверждения туристского маршрута

Рис. 3.2. Этапы разработки и утверждения туристского маршрута

Автотранспортное предприятие как арендодатель должно выполнить ряд требований к подвижному составу и водителю. Наряду с требованиями, регламентируемыми Правилами дорожного движения, следует в договор или приложение к нему включить следующие пункты: обеспечение культуры обслуживания туристов, надлежащее санитарное состояние автобуса (автомобиля), ограничение (или запрещение) движения в ночное время, наличие аптечки для пассажиров, микрофона, радиотрансляции, телевизора, видео, устройств отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, чистых чехлов, подголовников, занавесок, багажных отсеков, отсеков для ручной клади и др.

Водитель на туристском маршруте должен быть в форменной или другой чистой и опрятной одежде. Он должен иметь водительские права соответствующей категории, лицензию, кредитно-бензиновую карточку или талоны на заправку, путевой лист, атлас автомобильных дорог, план-схему маршрута, транспортную туристскую карточку и другую туристскую документацию.

На туристские маршруты допускаются водители, прошедшие необходимую стажировку, в том числе на данном туристском маршруте, тщательно подготовившие свой автобус к рейсу, получившие инструктаж, прошедшие медицинское освидетельствование. Водителю категорически запрещается выезжать на туристско-экскурсионный маршрут на неисправном автобусе, самовольно изменять путь следования по маршруту, если это не диктуется требованиями безопасности движения, а также начинать движение с открытыми дверями. Водитель на маршруте не имеет права провозить в автобусе посторонних лиц, разговаривать с туристами во время движения, вмешиваться в работу экскурсовода или гида.

Требования к микроклимату в автобусе регламентируются ГОСТами, санитарно-гигиеническими нормами и международными стандартами. Так, система кондиционирования воздуха должна обеспечивать микроклимат во всех интервалах наружных температур в пределах 22—24°С при воздухообмене 0,15 м 3 /с (первый уровень комфорта). Уровень шума во всех частях салона не должен превышать 72 дБ (в районе силового агрегата — 74 дБ). Уровень инфразвука в любой точке салона не должен быть более 96 дБ. Содержание вредных паров и примесей в воздухе салона, вибрация регламентируются стандартными нормами. Шаг сидений в автобусе — 80—85 см, должно быть предусмотрено поворотное сиденье для экскурсовода. Рабочее место водителя должно отделяться от салона перегородкой.

Стекла автобуса на боковых окнах должны быть двойными, де- термальными, с покрытиями, уменьшающими теплообмен салона с внешней средой, эти стекла должны иметь положительную кривизну. На боковых и лобовых стеклах помимо занавесок должны быть предусмотрены специальные рулонные противосолнечные шторы.

Багажники в подпольной части автобуса должны быть из расчета 0,15 м 3 на одного человека и иметь освещение. В салоне должны быть мусорные ящики. В автобусах класса «люкс» должно быть предусмотрено индивидуальное освещение. В салоне должен быть термос с питьевой водой из расчета 0,2 л на одного человека (на южных направлениях — из расчета 0,4 л на одного человека).

Если силовая установка автобуса расположена сзади, то над ней не устанавливаются сиденья. Эта часть должна иметь перегородку от салона, за которой могут быть размещены туалет, умывальник, гардероб и др.

Для дальних маршрутов предусматриваются видеомагнитофон с несколькими мониторами (телевизорами) и пультом дистанционного управления, портативная магнитола, а также радиотелефон или рация с симплексной связью.

Экскурсионное обслуживание индивидуальных туристов и небольших туристских групп осуществляется легковыми автомобилями и микроавтобусами.

Несмотря на целый ряд преимуществ автобусов, их применение имеет и ограничения, одно из которых заключается в лимитировании количества перевозимых туристов (до 45 человек). Применение автобусов наиболее эффективно для перевозок туристов на небольшие расстояния и обеспечения разного рода программных мероприятий. Туристские путешествия на средние и дальние расстояния требуют дополнительной тщательной организации маршрута, мест стоянок, ночлегов, питания. Следует помнить, что длительное пребывание в транспортном средстве (особенно на обратном пути) может отрицательно сказаться на общем восприятии качества отдыха.

Организация и технология обслуживания туристов на транспорте

3.1. Транспорт как средство обеспечения туристской деятельности / 3.2. Организация авиационных перевозок туристов / 3.3. Технология перевозки туристов на железнодорожном транспорте / 3.4. Перевозка туристов автомобильным транспортом / 3.5. Организация обслуживания водных туристских путешествий

Особенности Автоперевозок в туризме.

Виды автоперевозок: городские, пригородные, междугородние, международные.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

1) организация автобусных путешествий;

2) организация путешествий на личном транспорте туристов;

3) прокат автомобилей

Автобусные туры - путешествия групп туристов на автобусах собственных и арендованных. Наибольшей популярностью пользуются малодневные (3-5 дней) и маршруты выходного дня.

Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах.

В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.

Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя.

Порядок взаимоотношений между автотранспортными предприятиями и туристскими организациями определяется и регулируется заключенным договором.

Договор туроператора и автотранспортного предприятия включает в себя такие вопросы, как количество автобусов и машино-часов с разбивкой на будние и выходные дни, а также по кварталам; сроки согласования планов выделения автобусов с разбивкой по дням недели (за 10 дней до начала каждого месяца); ориентировочную сумму платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их форму; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и другие вопросы.

В договоре четко обозначаются обязанности сторон.

АТП обязуется осуществлять обслуживание туристов и экскурсантов:

- обеспечивать подачу автобусов в обусловленное заявкой время и место;

- предоставлять автобусы соответствующих заявкам марок, технически исправные, с опрятным внешним видом и соответствующей экипировкой;

- осуществлять мероприятия по улучшению качества туристско-экскурсионного обслуживания и повышению культуры обслуживания туристов и экскурсантов;

- поощрять лучших водителей, обслуживающих туристов и экскурсантов.

Туристские организации обязуются:

- использовать выделяемые автобусы в полном соответствии с месячным планом;

- обеспечивать поддержание должного порядка во время посадки в автобусы, высадки из них и в пути следования туристов и экскурсантов;

- не допускать к перевозке в качестве ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие и другие опасные вещества, а также грузы, загрязняющие или портящие автобус, его оборудование и инвентарь;

- в период обслуживания туристов свыше суток предоставлять водителю ночлег на турбазе (гостинице) и место отстоя автобуса с обеспечением его сохранности.

• При невыделении им автобусов в количестве, указанном в заявке, представленной туристско-экскурсионным учреждением в соответствии с месячным планом, а также в принятом к исполнению разовом заказе, АТП уплачивает туристскому учреждению штраф в размере, как правило, 10% стоимости пользования автобусом, указанной в заявке или разовом заказе.

• Выделение технически неисправного автобуса приравнивается к непредоставлению его.

• При опоздании автобуса к пункту его подачи на срок более 30 минут против согласованного сторонами времени АТП уплачивает штраф туристскому учреждению в размере 10% от стоимости путешествия или экскурсии.

• В случае отказа туристского учреждения от использования опоздавшего автобуса, опоздание приравнивается к непредоставлению его.

• АТП несет материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа в порядке, предусмотренном Уставом Автомобильного транспорта Российской Федерации.

• В случае поломки автобуса в пути следования по туристско-экскурсионному маршруту АТП обязано в минимально короткий срок заменить неисправный автобус технически исправным.

• Время простоя по вине АТП в момент исполнения заявки не оплачивается.

• При отказе туристских учреждений от использования автобусов в количестве, согласованном сторонами в соответствии с месячным планом, туристское учреждение уплачивает АТП штраф в размере 10% стоимости пользования автобусами, указанной в заявке или разовом заказе.

• Забота о сохранности ручной клади, перевозимой туристами и экскурсантами в салоне автобуса, лежит на обязанности туристов и экскурсантов.

• В случае порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря туристами или экскурсантами представитель туристского учреждения совместно с водителем автобуса составляют акт, удостоверяющий факт порчи или повреждения автобуса, его оборудования и инвентаря с целью взыскания с виновного причиненного ущерба в установленном порядке.

Автобусы для туристско-экскурсионного учреждения могут быть выделены на маршруты путешествий сроком до трех суток. Режим работы водителя при этом - не более 12 час. в сутки.

В заявках на выделение автобусов указываются:

- марки автобусов и маршруты следования;

- количество туристов и экскурсантов (но не более количества мест для сидения);

- место и время подачи автобуса;

- время начала и окончания путешествия или экскурсии.

Паспорт составляется туристской организацией в двух экземплярах на каждый действующий маршрут.

Заполнение паспорта туристского автобусного маршрута.

Лист 1. Наименование маршрута.

Лист 2. Расписание движения автобуса.

Лист 3. Схема маршрута.

Лист 4. Обследование трассы маршрута.

Лист 5. Время (скорость) движения автобуса.

Лист 6. Паспортные данные автодороги.

Лист 7. Финансовый план маршрута.

Лист 8. Расписание движения автобуса.

Совместная работа гида и водителя автобуса на туре.

К водителю предъявляются требования:

- внешний вид (форма)

- не имеет право вмешиваться в работу гида

- четко выполнять требования паспорта турмаршрута

- посторонних лиц не провозить

К гиду предъявляются требования:

- строго выполнять требования паспорта турмаршрута

- не должен давать указания водителю, которые могут привести к ДТП

-не вступать в перепалку с водителем

Основные моменты безопасности на автобусных турах:

1. Водители не моложе 20 лет.

2. При перевозках детских туристских групп:

• автобусы последних лет выпуска

• включение ближнего света фар в дневное время

• установка специальных опознавательных знаков.

3. Снижение скорости в сложных условиях передвижения.

4. Дважды в год проводить обследование маршрутов.

5. Скорость движения - до 70 км/час. Не практиковать движение по ночам.

6. Прекращать движение автобусов в случае стихийного явления или изменения дорожно-климатических условий на маршруте тура.

Аренда автомобилей - От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании - 25 и 75 лет соответственно). В стоимость арендной платы должно входить следующее:

- неограниченный пробег автомобиля;

- доставка клиенту автомобиля в черте города;

- ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности, кроме повреждения покрышек и ветрового стекла;

- полная страховка на случай ДТП, произошедшего не по вине клиента;

- страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, страховка не выплачивается);

- страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных случаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);

Страхование в туризме.

Страхование - это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридичес­ких лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.

Страхование бывает обязательное или добровольное, групповое или индивидуальное и осуществляется на основании соответству­ющих правил. В правилах страхования приводятся порядок за­ключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования, рассматриваются страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.

Виды страхования в сфере туризма включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм и ряд других видов.Туризм, как вид путешествий, связанных с пересечением туристами гос границы, предусматривает осуществление тур формальностей, т.е. проверку соблюдения т-ми условий и правил, установленных гос органами стран въезда и выезда.

Эти правила вводятся гос-вом в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение т-ми паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.

Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные тур потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту тур путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, чрезмерно высокий сбор; введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация путешествий с использованием автомобильного транспорта

Автотранспортные перевозки, осуществляемые автобусами и легковыми автомобилями, являются одним из основных видов транспортного обеспечения в туризме. Практически в любом туристском продукте так или иначе задействован этот вид услуг (например, перемещение туристов по маршруту, транспортное обслуживание экскурсий и программных мероприятий, трансфер и т. д.). Кроме того, автотранспортные средства могут служить основой разработки приключенческих туров (например, сафари), являться одновременно средством размещения и перемещения туристов - дома на колесах (mortorhome) с числом спальных мест от 3 до 6 [2, с. 249].

Активное использование в туризме автотранспортных перевозок обусловлено в первую очередь присущими им достоинствами: мобильностью, относительно высокой скоростью перемещения, невысокой стоимостью, отсутствием необходимости совершения пересадок, а также гибкость в установлении графиков движения.

Широкое применение в деятельности туристских предприятий находит организация групповых туров. Они могут осуществляться с использованием рейсовых автобусов, арендованных или собственных транспортных средств.

Использование рейсовых автобусов, когда для обеспечения перевозки туристов по маршруту туристское предприятие резервирует билеты на имеющие регулярное расписание транспортные средства, в практике отечественного туристского бизнеса встречается редко. Чаще всего автобусные туры организуются с применением собственного или арендованного транспорта - специально предназначенных для обслуживания туристов автобусов. Они классифицируются по ряду признаков. Так, по числу мест различают автобусы особо малой (10-12 мест), малой (21 -26 мест), средней (32-34 места), высокой (40-45 мест) и особо высокой (50-80 мест) вместимости. По этажности автобусы могут быть двухэтажные, полутораэтажные и одноэтажные (обычные и низкопольные).

На международных рейсах по Европе к автобусам туристского класса предъявляется ряд дополнительных требований, в частности прохождение технического осмотра каждые 6 месяцев, наличие тахографа - бортового прибора для объективного учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Использование для организации групповых автобусных туров собственных транспортных средств во многих случаях позволяет туроператору снизить издержки путешествия и тем самым уменьшить стоимость туристского продукта. В то же время содержание автобусов сопряжено со значительными дополнительными затратами и организационно-техническими процедурами (оплата стоянки, техническое обслуживание, ремонт, содержание обслуживающего персонала и водителей, технический осмотр, страхование транспортного средства и т. д.). Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственных автобусов, туристское предприятие должно учитывать эффективность инвестиций в создание собственной автотранспортной структуры с учетом всей совокупности влияющих на ее эффективность факторов.

Во многих случаях для организации автобусных туров экономически оправданной является аренда транспортных средств у специализированных автотранспортных предприятий. Она осуществляется на основе соответствующего договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), в соответствии с которым арендодатель (автотранспортное предприятие) предоставляет арендатору (туроператору) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Как правило, расходы по оплате услуг и содержанию водителей, а также обязанность страховать транспортное средство и ответственность за причинение ущерба арендатором или третьим лицом в связи с эксплуатацией автобуса возлагаются на арендодателя. Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, арендатор обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией автотранспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре аренды предусматриваются:

марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов; а цены и тарифы;

графики и сроки работы автотранспорта;

маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;

сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

материальная ответственность арендодателя за срыв подачи автотранспорта для обслуживания туристов;

материальная ответственность туристского предприятия за срыв использования автотранспорта;

максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании (неподаче) автотранспорта;

основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;

скидки и льготы [2,251].

В туризме применяются меры по обеспечению безопасности туристов в автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Автобусные перевозки наибольшее применение нашли в организации групповых туров, ориентированных на массовый спрос. Особенно эффективным становится их использование при организации туристских потоков в виде цепочек, когда автобус (или несколько автобусов) осуществляет челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой.

Такой подход традиционно применяется в летний сезон в популярных направлениях массового отдыха (например, в Крым).

Важной особенностью организации групповых автобусных туров является предоставление услуг сопровождения. Их, как правило, оказывает руководитель туристской группы, основные функции которого состоят в обеспечении выполнения программы и условий обслуживания туристов на маршруте, представлении путевой информации, обеспечении соблюдения туристами правил и установленного порядка пребывания на маршруте, оказании необходимой помощи туристам. В качестве руководителя туристской группы могут быть как штатные работники туроператора, так и лица, привлекаемые на договорных условиях. В ряде случаев функции представления интересов туроператора и туристов перед лицом поставщиков услуг выполняют представители туроператора, находящиеся в регионе (стране) назначения во время массового туристского сезона.

Особый вид путешествий связан с использованием находящихся в собственности туристов (или арендованных ими в месте постоянного жительства) транспортных средств - автотуры. Их организация требует тщательной подготовки и планирования (разработка маршрута, графика движения, оформление маршрутной документации). Туристы, выезжающие за рубеж на собственном транспорте, должны иметь водительские права международного образца. Автомобиль должен быть застрахован, владелец - иметь полис страхования гражданской ответственности («зеленая карта»), а также документы на транспортное средство. Туристское предприятие как организатор подобного рода туров должно оказать содействие в правильном оформлении этих документов. Помимо этого, туристу необходимо предоставить карту с нанесенным маршрутом движения, местами заправок, кемпингами, мотелями, станциями технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также документы, подтверждающие заказ или предварительную оплату обслуживания по маршруту, либо международные сервисные книжки. Последние выдаются различными международными автомобильными клубами, наиболее известным из которых является немецкий клуб АDАС. Владелец сервисной книжки получает право на обслуживание в мотелях, кемпингах, придорожных ресторана, на станциях технического обслуживания и заправочных станциях, являющих участниками этого клуба [2, с. 252].

Организация автотуров, являющаяся одним из востребованных направлений деятельности туроператоров в странах Западной Европы, не получила достаточно широкого распространения на отечественном рынке.

Специфическим видом автотранспортных услуг, используемым для обслуживания туристов, является прокат автомобилей. Обязательным его условием иностранных туристов является наличие водительского удостоверения международного образца. Другие условия обычно касаются возраста водителя (как правило, не моложе 21 года и не старше 70 лет) и водительского стажа (в большинстве случаев - не менее 2 лет). Кроме того, в некоторых странах обслуживание возможно только при наличии у водителя кредитной карточки (VisaCard, MasterCard и др.). В некоторых странах женщинам при оформлении проката предоставляется скидка, а в других (например, в Саудовской Аравии) - пребывание женщины за рулем чревато уголовным преследованием с последующим лишением свободы [2, с. 252].

Туристские предприятия предоставляют туристам услуги по предварительном; бронированию проката автомобилей. Во многих случаях оптимальный срок подачи заявки на прокат автомобиля - за 48 ч до прибытия в страну.

Осуществление автотранспортных перевозок регламентируется рядом нормативных правовых актов. В Российской Федерации к ним в первую очередь относятся Федеральные законы от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», а также Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденные Минтрансом РФ в 1997 г.

Международные взаимоотношения по организации автотранспортных перевозок туристов регулируются принятым в Дублине 26 мая 1982 г. Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами. В соответствии с ним при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в страны Восточной и Западной Европы необходимо использовать специальный контрольный документ (лист поездок), который должен находиться на борту автобуса.

Формирование выездных туров (особенности аутгоинга)

Аутгоинговый туроператор специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы. Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга.

4-outgoing

Не всегда работникам даже крупнейших туроператоров удается эффективно планировать собственный рабочий день, учитывая вышеприведенные факторы организации аутгоинга. По мнению российских и европейских туроператоров, довольно сложно организовывать массовый аутгоинг в южноевропейском (Италия, Испания, Португалия), турецком, египетском, тунисском направлениях.
Кроме того, сложность аутгоинга можно объяснить необходимостью международных расчетов и большей зависимостью от факторов косвенного влияния на туристический рынок (экономическая, политическая, экологическая ситуация как страны-реципиента, так и страны-донора).

В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туристического оператора и авиакомпаний (в связи с тем, что в настоящее время авиакомпании становятся ведущими поставщиками туристических услуг на рынке) можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров.

5-air

нон-флайтеры — это аутгоинговые туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях.

Отказ международного туроператора от участия в организации чартеров может иметь ряд причин:

Транспорт как средство обеспечения туристской деятельности

Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.

Туризм как вид деятельности, тесно связанный с перемещением туристов за пределы их постоянного места проживания, не может рассматриваться вне его связи с транспортным обеспечением. Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта. Транспортные предприятия рассматриваются как особая разновидность туристских предприятий, формирующих систему туризма.

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется Всемирной туристской организацией на три вида: сухопутный, водный, воздушный, что представлено на рис. 3.1.

Среди сухопутных средств передвижения наибольший интерес для целей туризма представляет автомобильный и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей». В этих целях применяются как регулярные пассажирские перевозки (рейсовые автобусы), таки нерегулярные (собственный

Транспорт, применяемый для целей туризма

Рис. 3.1. Транспорт, применяемый для целей туризма

транспорт туристского предприятия, арендованные транспортные средства и личный транспорт туриста).

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на средние расстояния в комфортных условиях при умеренных ценах. В отдельных случаях железнодорожный транспорт может использоваться и как цель туристского путешествия (например, Восточный экспресс или хорошо известные ранее туристские поезда).

Среди водных транспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты, катера) средства.

Транспортное обеспечение в туризме, связанное с водными транспортными средствами, в основном связано с морскими и речными перевозками. Это регулярные и нерегулярные морские и речные пассажирские перевозки, паромные переправы и особый вид туристских путешествий — круизы, когда морские или речные суда являются целевым местом пребывания туристов. Иные водные транспортные средства служат для проведения некоторых программных мероприятий (например, подводных экскурсий) или оказания дополнительных услуг (например, прогулок на катере).

Воздушные транспортные средства разнообразны — от самолетов гражданской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы. Применяются авиационные пассажирские перевозки, которые классифицируются на рейсовые и чартерные, выполняемые под заказ. Высокая скорость, комфорт и удобство делают этот вид транспорта, несмотря на относительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевозке туристов на дальние расстояния.

Выбор предприятием транспортных средств для обеспечения туристического путешествия зависит от целого ряда факторов: целевой направленности тура, длительности транспортировки, числа путешествующих, вместимости транспортного средства, программы тура, безопасности передвижения, мобильности транспортного средства и уровня комфорта. В табл. 3.1 приведен рейтинг транспортных средств по 10-балльной шкале.

Таблица 3.1. Сравнительный рейтинг транспортных средств

Виды транспортных средств

Возможность (по желанию туристов) остановки по пути следования

Наиболее низкий балл соответствует наиболее высокой стоимости.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают:

  • туристские перевозки, входящие в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур, — доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно;
  • трансферт — предоставление транспортных средств для обеспечения встреч и проводов туристов;
  • транспортное обслуживание программных мероприятий по туру — экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещения по маршруту.

При выборе транспортных средств большую роль играет целевая направленность тура. В зависимости от целей туристического путешествия в состав тура будут включены те или иные услуги транспорта. Например, стандартное транспортное обслуживание экскурсионного группового тура из Москвы в Париж на пять дней должно включать в себя: услуги по транспортировке туристов из Москвы в Париж и обратно; услуги трансферта от аэропорта до гостиницы при заезде группы и от гостиницы до аэропорта при убытии группы; обеспечение программных мероприятий, например обзорной экскурсии по городу (экскурсионный автобус) или экскурсии по Сене (прогулочный теплоход).

Еще один важный фактор, оказывающий влияние на выбор транспортных средств, — число путешествующих. Этот фактор чаще всего учитывается при определении типа перевозок: регулярных или нерегулярных (арендованных или чартерных). В зависимости от числа туристов в туристской группе определяют также, какими транспортными средствами необходимо воспользоваться для обеспечения тура: самолетом, железной дорогой, автобусом или легковыми автомобилями.

Следующим фактором, который следует принимать во внимание при выборе транспортных средств для обеспечения тура, является длительность транспортировки. При изучении этого фактора обычно ориентируются на соблюдение требований комфортности перемещения туристов, поэтому он рассматривается применительно ко всему комплексу транспортного обеспечения тура.

Важным фактором, определяющим выбор средств транспортировки, выступает также программа тура, в зависимости от которой предусматриваются самые различные транспортные услуги: экскурсии, услуги по доставке туристов к местам программных мероприятий и обратно и др. Для того чтобы обеспечить программу тура в групповом туризме используют туристские автобусы, так как программные мероприятия обычно рассчитаны на всю группу и не предусматривают дальних поездок от целевого места назначения тура.

Читайте также: