Охота без путевки ответственность коап

Обновлено: 06.07.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Юрлинского районного суда Пермского края, находящемся по адресу: с.Юрла, ул.Партизанская, 8, жалобу Бахматова Николая Ивановича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , проживающего по адресу: , гражданина Российской Федерации, работающего директором ООО «Спутник», индивидуального предпринимателя, женатого, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, на вынесенное в отношении него начальником отдела борьбы с браконьерством Управления по охране и использованию объектов животного мира Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Первушиным С.А. 17 мая 2017 года постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

Постановлением начальника отдела борьбы с браконьерством Управления по охране и использованию объектов животного мира Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Первушина С.А. от 17 мая 2017 года Бахматов Н.И. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

В жалобе, поступившей в Юрлинский районный суд, Бахматов Н.И. просит об отмене постановления, вызове в суд свидетелей, давших ранее объяснения по данному делу. В качестве доводов к удовлетворению жалобы указал, что ему вменяется непредоставление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения в течение 20 дней после окончания последнего из сроков осуществления охоты, указанной в разрешении. Однако им были приняты все меры к своевременному предоставлению сведений о добыче охотничьих ресурсов, в постановлении не дана оценка его объяснениям.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бахматова Н.И. – адвокат Хохлов И.Г. требования жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что факт несдачи путевки Бахматовым Н.И. административным органом не доказан, следовательно, тот безосновательно привлечен к административной ответственности, в связи с чем просит постановление отменить и производство по делу прекратить за недоказанностью вины.

Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, госохотинспектор по Юрлинскому району ФИО7, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил суду, что после 20 марта 2017 года директор охотничьего хозяйства «Загарья» ФИО8 сообщил ему о том, что Бахматов Н.И. не сдал разрешение и путевку на добычу зайца. По данному поводу он зашел в офис к Бахматову Н.И., чтобы выяснить причины. Бахматов Н.И. сообщил ему, что передал кому-то путевку и разрешение, чтобы их сдали вовремя, а кому – не помнит. После этого Бахматов Н.И. начал звонить своим знакомым, конкретно – ФИО9, вызвал секретаря, спросил, не давал ли ей путевку для сдачи. Однако все отрицали факт передачи им путевки и разрешения. На вопрос, где находится разрешение в настоящее время, Бахматов Н.И. ответил, что не знает. После этого ФИО7 вызвал Бахматова Н.И. для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, т.к. несдача разрешения является нарушением правил охоты. На составление протокола явился адвокат Бахматова Н.И. с доверенностью, который пояснил, что тот несколько раз приходил в офис охотничьего хозяйства «Загарья», чтобы сдать разрешение, но не мог этого сделать, т.к. в офисе никого не было. На двери офиса охотничьего хозяйства «Загарья» висит конверт, в который охотники могут положить разрешение, если по какой-то причине не могут его сдать в рабочее время. Однако они должны в дальнейшем проконтролировать сдачу данного разрешения. Ему известно, что до настоящего времени разрешение на добычу охотничьих ресурсов Бахматовым Н.И. не сдано.

Свидетель ФИО10 пояснила, что работает бухгалтером в ООО «Исток». На период сезона охоты на неё приказом возлагается обязанность по выписке путевок-разрешений на право охоты в охотничьем хозяйстве «Загарья». Она помнит, что осенью 2016 года выдавала лично Бахматову Н.И. разрешение на добычу охотничьих ресурсов, о получении которого тот расписался в журнале. По истечении 20 дней по окончанию срока охоты разрешение должно быть сдано в охотничье хозяйство, чего Бахматовым Н.И. сделано не было. О существовании данной обязанности Бахматову Н.И. было известно, т.к. ранее он неоднократно получал разрешения на добычу охотничьих ресурсов в охотничьем хозяйстве «Загарья».

В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1.2, 1.3 настоящей статьи за нарушение правил охоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

В частности определено, что часть таблицы (таб. № 3) отделяется от разрешения и направляется по месту получения разрешения в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении.

Как усматривается из протокола № от 3 мая 2017 года об административном правонарушении Бахматов Н.И. не предоставил сведения о добыче охотничьих ресурсов и их количестве в течение 20 дней после окончания срока действия разрешения (серия №) на добычу зайца.

15 сентября 2016 года Бахматов Н.И. получил разрешение серии № на добычу зайца, со сроком осуществления охоты по 28 февраля 2017 года.

Как установлено в судебном заседании, путевка (разрешение) серии №, выданная Бахматову Н.И., сдана не была.

Таким образом, вывод должностного лица Первушина С.А. о наличии в действиях (бездействии) Бахматова Н.И. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Факт совершения административного правонарушения и вина Бахматова Н.И. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Доводы заявителя о том, что им несвоевременно были сданы путевка и разрешение из-за отсутствия на рабочем месте должностного лица несостоятельны, опровергаются объяснениями ФИО10, ФИО8, ФИО7, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они конкретны, непротиворечивы, последовательны, согласуются между собой и с иными материалами дела, были проверены должностным лицом и получили оценку в постановлении, оснований не согласиться с которой не имеется.

Административное наказание назначено Бахматову Н.И. в пределах санкции ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления, не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное 17 мая 2017 года начальником отдела борьбы с браконьерством Управления по охране и использованию объектов животного мира Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Первушиным С.А. в отношении Бахматова Николая Ивановича оставить без изменения, жалобу Бахматова Н.И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Охота без путевки ответственность коап

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

КоАП РФ Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 7.11. КоАП РФ

- Гражданин (должностное лицо, организация, ИП) обжалует привлечение к ответственности за пользование объектами животного мира без разрешения или с нарушением его условий

1. Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения , если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, -

влечет лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.

Охота без путевки ответственность коап

Статья 57. Ответственность за нарушение законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

1. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Охота без путевки ответственность коап

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

12 октября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 9-АД17-9 Суд отменил принятые ранее судебные решения и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку деяние организации, выразившееся в отказе охотнику в выдаче разрешения на право добычи кабана, не является нарушением правил пользования объектами животного мира


Обзор документа

Обзор документа

Верховный Суд РФ решил, что в действиях охотпользователя, оштрафованного за нарушение правил пользования объектами животного мира (ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ), отсутствует состав данного правонарушения.

Охотпользователю вменялось нарушение Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов - при отсутствии к тому оснований он отказал охотнику в выдаче такого разрешения.

Между тем указанным порядком урегулирована процедура оформления и выдачи соответствующих разрешений. Он не содержит норм, устанавливающих правила пользования объектами животного мира.

Поэтому вмененное деяние не является нарушением правил пользования объектами животного мира.

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 8.37 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 120-ФЗ в часть 2 статьи 8.37 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

ГАРАНТ:

О практике применения судами части 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в часть 3 статьи 8.37 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.


<< Статья 8.36.
Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов

Статья 8.38. >>
Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Постановление Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 9-АД17-9 Суд отменил принятые ранее судебные решения и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку деяние организации, выразившееся в отказе охотнику в выдаче разрешения на право добычи кабана, не является нарушением правил пользования объектами животного мира

4 августа 2017

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу председателя правления общественной организации "Природа" охотников и рыболовов Семеновского района Анисимова П.С. на вступившие в законную силу постановление начальника Семеновского межрайонного отдела по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 10 сентября 2015 г. N 151/к, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., вынесенные в отношении общественной организации "Природа" охотников и рыболовов Семеновского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением начальника Семеновского межрайонного отдела по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - административный орган) от 10 сентября 2015 г. N 151/к общественная организация "Природа" охотников и рыболовов Семеновского района (далее - общественная организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., постановление должностного лица изменено, назначенный общественной организации административный штраф снижен до минимального размера, предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - 50 000 рублей, указанный размер административного штрафа с учетом положения части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса снижен до 25 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, председатель правления общественной организации Анисимов П.С. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 (далее - Порядок оформления и выдачи разрешений).

Пунктом 3 данного Порядка установлено положение, аналогичное закрепленному в части 1 статьи 31 названного выше Федерального закона.

Действие Порядка оформления и выдачи разрешений распространяется, в частности, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 статьи 71 Закона об охоте (охотпользователь).

Пунктами 13, 13.1-13.3 Порядка оформления и выдачи разрешений установлено, что при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления:

осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений;

оформляет разрешение и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении;

направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 названного Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, общественная организация является охотпользователем, за которым на основании охотхозяйственного соглашения, заключенного с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, закреплено охотничье угодье для ведения охотничьего хозяйства.

В соответствии с пунктом 8.1.6 данного соглашения на охотпользователя возложена обязанность осуществлять выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с установленным федеральным органом исполнительной власти порядком.

17 июля 2015 г. охотник Замашкин Н.И. (охотничий билет . выдан Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области 12 августа 2011 г.) обратился в общественную организацию с заявлением о выдаче разрешения на право добычи кабана в охотничьих угодьях, закрепленных за общественной организацией.

В нарушение требований Порядка оформления и выдачи разрешений при отсутствии к тому оснований общественной организацией отказано данному лицу в выдаче такого разрешения.

Указанное деяние квалифицировано должностным лицом административного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции, по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 данной статьи.

Приведенное обстоятельство послужило основанием для привлечения общественной организации к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 указанной статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" пользованием животным миром признается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

При этом использование объектов животного мира определено в данной норме как изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Статьей 34 указанного Федерального закона определены виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Правила пользования объектами животного мира установлены, в частности, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".

Порядком оформления и выдачи разрешений, нарушение которого вменено общественной организации, урегулирована процедура оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Норм, устанавливающих правила пользования объектами животного мира, данный акт не содержит.

Вмененное организации деяние, выразившееся в отказе охотнику в нарушение названного выше Порядка в выдаче разрешения на право добычи кабана, не является нарушением правил пользования объектами животного мира и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о виновности общественной организации в совершении данного административного правонарушения является необоснованным.

В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа от 10 сентября 2015 г. N 151/к, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., вынесенные в отношении общественной организации по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу председателя правления общественной организации "Природа" охотников и рыболовов Семеновского района Анисимова П.С. удовлетворить.

Постановление начальника Семеновского межрайонного отдела по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 10 сентября 2015 г. N 151/к, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 17 марта 2016 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 18 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 28 октября 2016 г., вынесенные в отношении общественной организации "Природа" охотников и рыболовов Семеновского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренногочастью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренныхчастью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Органы дознания напоминают об ответственности за незаконную охоту

Предметом незаконной охоты являются дикие звери и птицы, находящиеся в естественном состоянии, а также выпущенные на свободу в целях их разведения. Уголовная ответственность предусмотрена статьей 258 УК РФ (незаконная охота).

Охотой признаются выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Она является незаконной, если осуществляется:

- без соответствующего разрешения;

- вопреки специальному запрету;

- лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований;

- осуществляемая вне отведенных мест;

- в запрещенные сроки;

- запрещенными орудиями и способами.

Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18 - летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 209 - ФЗ от 24. 07. 2009г. (с изменениями от 30.03.2018г.) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре или иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации и заключившим договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравниваются работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско - правового договора. Отсутствие надлежащего разрешения на охоту означает: охоту без охотничьего билета или с просроченным билетом либо билетом, выданным другому лицу; охоту без лицензии на птиц и зверей, охотиться на которых можно только при ее наличии; охота в охотничьем хозяйстве без путевки; отстрел зверя или птицы сверх установленной нормы или иных пород, не предусмотренных лицензией, и др. Запрещенные места для охоты предусмотрены нормативными правовыми актами. На территории Карачаево-Черкесской Республики: Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, Кавказский государственный природный биосферный заповедник (в республике часть территории заповедника: Юго - Восточное лесничество), заказники - «Даутский», «Черемуховский», «Архызский», «Чиликский», «Дамхурц», «Хасаутский», «Эльбурганский», «Лабинский», «Белая скала», зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов. Запрещенные сроки - это время, когда всякая охота запрещена, либо имеет место запрет на добычу отдельных видов птиц и зверей. Охота запрещенными орудиями и способами представляет собой использование экологически опасных приспособлений и приемов. К ним следует отнести орудия и способы, калечащие животных, влекущие их массовую гибель. В статье 22 Федерального закона № 209 - ФЗ от 24.07.2009г. указано, что орудия охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных. Перечень разрешенных орудий и способов добывания объектов животного мира утвержден Постановлением Правительства РФ №18 от 10.01.2009г. Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка, предусмотренного ст. 8. 37 КРФ о АП, следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления.

Уголовно наказуемой является незаконная охота, совершенная:

- с причинением крупного ущерба;

- с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

- в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

- на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайного происшествия.

При определении размера ущерба исходят не только из стоимости добытого, но и учитывают вред, в целом нанесенный животному миру.

К крупному ущербу, в частности, относят ущерб, причиненный отстрелом одного зубра, лося, оленя.

К уголовной ответственности за незаконную охоту может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет.

За незаконную охоту по статье 258 УК РФ в зависимости от квалификации содеянного предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, обязательных и исправительных работ, а также лишения свободы сроком до 2 лет.

МВД по Карачаево-Черкесской Республике призывает граждан, е сли вы стали свидетелем незаконной охоты незамедлительно сообщайте сотрудникам полиции: «телефон доверия» МВД по Карачаево-Черкесской Республике - 29-22-05.

Статья 8.37 КОАП. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Читайте также: