Марисоль де ла тур д овернь

Обновлено: 07.07.2024

Когда-то давно во многих журналах регулярно публиковались репродукции знаменитых картин. И вот однажды я увидела репродукцию, которая сразу приковала мой взгляд. Это была "Гадалка" Жоржа де Ла Тура (Латура). Она как раз в шапке заметки. Рядом с названием стояла дата — 1635 год.

Я была поражена. Казалось бы — все очень просто, совсем не похоже на множество картин XVII века. Никто не размахивает руками. Не поднимает головы к небесам. Никакого пафоса. Но какое напряжение!

Молодой человек, который чувствует, что происходит что-то не то и даже несколько опасается окруживших его женщин, хотя три из них очень милы, но при этом не догадывается, что его уже обворовывают. И воровки — хоть и старомодно, но прилично одетые (правильно, если попадут под суд, то бедная одежда — это отягчающее обстоятельство , а вот хорошая и добротная — смягчает вину), и они даже не смотрят, что делают руки — видимо, опыт очень большой, зато внимательно отслеживают реакции молодого человека. "Удивительно, — думала я, — всего-то косые взгляды, но какой эффект!"

Я запомнила имя художника, а потом увидела другую картину: "Шулер".

Хотя. здесь точно один шулер? Кажется, щеголя справа дружно собираются обчистить. Шулер, дама в старомодном платье, служанка — здесь все в сговоре. И опять все очень просто — напряжение достигается за счет взглядов.

Потом я нашла информацию о художнике, хотя ее было совсем мало: "Художник из Лотарингии, — прочла я, — последователь Караваджо". И все. Хотя, наверное, все же искусствоведам стоило добавить, что Ла Тур был реалистом и очень тонким психологом.

Вот посмотрите на кающуюся Магдалину. Боже, сколько в живописи было Магдалин! Они театрально били себя в грудь, воздевали глаза и руки к небесам, с отвращением отбрасывали украшения и наряды, а у Караваджо Магдалина так старательно каялась, что утомилась и заснула. Между прочим, все в том же красивом платье.

А вот у Ла Тура Магдалина просто думает о своей жизни — правильно ли живет. Все очень просто. Она не возводит глаза к небесам — она смотрит на огонь. Вид огня очень способствует размышлениям.

И Латуру в его простоте веришь, как не веришь многим другим художникам барокко. У них — театр. У него сама жизнь.

Новорожденный Новорожденный

Удивительно, но о Ла Туре очень мало известно. Он родился в 1593 году в Вик-сюр-Сейле в Лотарингии и был крещен 14 марта. Свидетельство о его крещении сохранилось. Его отец был булочником, мать тоже происходила из семьи булочников. В семье было семеро детей — Жорж был вторым.

А дальше сплошные загадки. Мы не знаем, как художник выглядел. Мы не знаем, у кого он учился. И не знаем, откуда пошел его караваджизм.

"Может, он ездил в Италию и там познакомился с картинами Караваджо?" — предполагают одни.

А вот нет ни одного свидетельства, ни одного документа о такой поездке. Видимо, не ездил.

"С караваджизмом он мог познакомиться и в Нидерландах", — напоминают другие. С тем же результатом. Документы где?! Такое ощущение, что он вообще никуда не ездил. Сидел по большей части дома и творил.

А с другой стороны, а почему искусствоведы считают его последователем Караваджо? Вам не кажется, что есть в этом некоторая оторванность от жизни? Вот скажите, а какие способы в те времена были, чтобы осветить помещение? Свечи, масляные лампы, факелы, очаги. Может, дело было в том, что Ла Тур просто был реалистом и писал то, что видел?

Женщина, которая ловит блоху Женщина, которая ловит блоху

Известно, что 2 июля 1617 года Ла Тур женился. Его жена принадлежала к одной из благородных семей Люневиля. В Люневиле располагалась главная резиденция герцога Лотарингского Генриха II. И вскоре началась карьера Ла Тура как придворного художника герцога. Его с семьей даже поселили в герцогском замке (до нашего времени этот барочный замок не дошел — он был сожжен и разрушен во время Тридцатилетней войны).

И уж если спрашивать, где художник мог познакомиться с творчеством Караваджо — так что далеко ходить? При герцогском дворе и мог. Генрих де Лоррен был поклонником Караваджо.

Карьера Ла Тура была успешной, он разбогател, но это не изменило его пристрастий к простоте, искренности, тонкому психологизму и изображению игры света и тени.

И все было бы хорошо, но. в Лотарингию пришла Тридцатилетняя война. Кто только не опустошал несчастное герцогство огнем и мечом: шведы, французы, хорваты!

Люневиль был сожжен и Ла Туру с семьей пришлось бежать в Нанси — столицу Лотарингии. Правда, там было не лучше. А вот король Франции Людовик XIII желал собрать в Париже как можно больше художников покоренного герцогства — он сам был художником, и желал слыть меценатом. Знаменитый Жак Калло отказал королю в службе, не простив разорения родного герцогства, а Ла Тур согласился. Да и что ему оставалось делать? У него была семья — он должен был заботиться о ней.

Вот он и отправился с семьей в Париж и стал королевским художником. Его поселили в Лувре, хотя вряд ли это было большим удовольствием, как раз в это время Людовик решил перестроить Лувр, так что снес почти половину замка. Но вот картину Ла Тура "Святая Ирина врачует раны святого Себастьяна" — Людовик получил.

Святая Ирина врачует раны святого Себастьяна Святая Ирина врачует раны святого Себастьяна

И все же в 1641 году Ла Тур с семьей вернулся в Люневиль. Там он и умер во время эпидемии 30 января 1652 года. Ему наследовал сын Этьен — тоже художник, который позднее получил дворянство — и две дочери. Но вот ведь несправедливость! Жоржа де Ла Тура довольно быстро забыли.

Как так могло случиться?

Возможно, это случилось потому, что он вел тихую мирную жизнь и практически никуда не ездил. И хотя забыли его самого, это не значит, что забыли его картины.

Кому только их не приписывали! В том числе Сурбарану, Мурильо, Веласкесу, Рембрандту и Вермееру.

биография

Мари - де - La Tour d'Овернь родился 17 января 1601 в Тюренна к Анри де Ла Тур д'Овернь, герцог Бульонский и графини Елизаветы Нассау . Д'Овернь приходилась сестрой Фредерику Морису де Ля Тур д'Овернь и Анри де Ля Тур д'Овернь, виконту Тюренна . Она была воспитана своей матерью в Седане и получила строгое кальвинистское образование. В детстве она была обручена с Анри де ла Тремой . Их брачный контракт был подписан 19 января 1619 года, и они поженились 18 февраля того же года. У них было шестеро детей, в том числе Анри Шарль де ла Тремой и Мари Шарлотта де ла Тремой .

В то время как ее муж обратился в католицизм в 1628 году, она осталась верна реформатской церкви . Она убедила своего мужа продолжать защищать гугенотов в его герцогстве и организовала национальный синод в Лудуне в 1659 году.

Она умерла 24 мая 1665 года в Туаре . Она похоронена в церкви Нотр-Дам-де-Туар.

Оглавление

Практический семинар «Садово-парковое искусство Франции»

Практический семинар «Садово-парковое искусство Франции»

заказать

Мы рады представить Вам уникальный образовательный проект «Садово-парковое искусство Франции», который получил широкую известность благодаря одной из самых ярких представительниц современной французской аристократии − княгине Мари-Соль де ла Тур Д´Овернь. За 3 дня семинара Вы сможете увидеть лучшие классические сады прекрасной Франции в сопровождении княгини и ведущих специалистов региона, побывать в закрытых для публики родовых замках, а также попробовать блюда настоящей французской кухни. Приглашаем Вас в разгар весны в центр Франции, провинцию Берри, в фамильный замок княгини – Энн-ле-Вьей – на эксклюзивный практический семинар по восстановлению исторических парков и созданию приусадебных садов в классическом стиле. Участникам выдаются сертификаты международного образца!

Практический семинар «Садово-парковое искусство Франции»

Продолжительность тура: 4 дня/3 ночи.

Даты тура в 2021 году: по запросу.

Стоимость тура: по запросу.

В стоимость включено:

  • обучение у педагогов Французской Государственной Школы Повышения Квалификации Ландшафтных Архитекторов и Садовников города Орлеан (на двух языках – французском и русском);
  • практические занятия в родовом замке Энн-ле-Вьей;
  • размещение в отеле 3* в Сен-Арман-Монтрон (на территории отеля есть открытый бассейн, теннисные корты, поле для гольфа и озеро);
  • трехразовое питание в изысканных французских ресторанах или усадьбах (все обеды и ужины проходят вместе с преподавателями, что дает возможность пообщаться в неформальной обстановке);
  • сертификаты международного образца.

Дополнительно оплачивается:

  • международный перелетМосква – Париж – Москва;
  • оформление визы (85€);
  • личные и прочие расходы, не включенные в стоимость тура.


Практический семинар «Садово-парковое искусство Франции»

Программа тура

Перелет в столицу Франции – Париж. Посещение садов замка Со (Chateau Sceaux) и приветственный коктейль в замке Энн-ле-Вьей (Ainay-le-Vieil). Этот средневековый замок, расположенный в самом сердце Франции, южнее Долины Луары, принадлежит семье княгини Мари-Соль де ла Тур Д´Овернь с 1467 года. Здесь останавливались Принц Кольбер, Мария-Антуанетта, Наполеон и многие другие легендарные исторические личности. В замке сохранились уникальные интерьеры, приготовленные когда-то для встречи Людовика ХII и Анны Бретонской.

Замковые сады, воссозданные княгиней де ла Тур д´Овернь − водные сады эпохи Возрождения, розарий старинных сортов, сад медитаций, монастырский сад, оригинальные партеры − признаны одними из красивейших во Франции. Некоторые сорта роз выращиваются здесь с XV века.

Вас ждет экскурсия по замку с княгиней Мари-Соль де ля Тур д’Овернь и знакомство с историей и культурой французской аристократии. Ужин в замке.

Практический семинар в Замке Энн-ле-Вьей (Ainai-leVieil).В этот день Вы получитеопыт строительства и реконструкции исторических садов, узнаете много новой информации о королеве садов, а также рассмотрите фруктовые сады, как произведения искусства.


Практический семинар «Садово-парковое искусство Франции»

Обед в замке. Продолжение семинара по формированию форм фруктовых деревьев. На нем Вы узнаете историю техники Ля Кэнтини. Экскурсия по замку Эне с княгиней Мари-Соль де ля Тур д’Овернь.

Лекция «Садово-парковое искусство Франции». Посещение замка Бини (Cateau de Bigni) и ужин в этом замке с графиней Де Перроне и княгиней Мари-Соль де ля Тур д’Овернь

Посещение замка Вилландри (Villardi), на территории которого Вы увидите уникальные органические сады. Знакомство с новейшими биотехнологиями.

Обед и визит в замок Шомон-на-Луаре (Chaumont-sur-Loire), посещение всемирно известного фестиваля «Сады грядущего века».

В первый день открытия сезона Вас ждет прощальный ужин, торжественное вручение именных сертификатов с личной подписью княгини. Размещение в гостинице Сharles de Gaule.


Практический семинар «Садово-парковое искусство Франции»

Лекторами и преподавателями семинара в 2016 году выступили ведущие профессионалы индустрии:

Княгиня Мари-Соль де ла Тур Д´Овернь– вице−президент Фонда садов и парков Франции;

Мишель Галле – преподаватель, носитель звания Лучшего Садовника Франции, создатель Белого Сада на Фестивале Шомона на Луаре, а так же автор книги «Цветочные композиции в саду»;

Мишель Кэнтэн – доктор истории искусств, пред­ставитель Комитета парков и садов Франции по региону;

Патрик Генти – пейзажный архитектор, автор книги «Материя», в прошлом главный садовник садов усадьбы Шомон-сюр-Луар;

Лоран Портюгез – главный садовник Вилландри;

Жан-Луи Сюро – директор замка Амбуаз, ландшафтный архитектор.

Мари де ла Тур д'Овернь - Marie de La Tour d'Auvergne

Мари де ла Тур д'Овернь (17 января 1601 - 24 мая 1665) была французской дворянкой. Как жена Анри де Ла Тремойля , она была герцогиней Туарской, герцогиней Ла-Тремойль и принцессой Тальмонд и Таранто.

Французское садовое рандеву

С французской стороны принимали участие:
Княгиня Марисоль де ля Тур д Овернь
037.

038.

039.

Графиня Аликс де Сен Венан и Господин Лоран Портюгез
040.

041.

042.

043.

Семинар открыли Генеральный директор Петербургского международного центра ландшафтного искусства «Зеленая стрела » Дмитрий Баранов и президент Ассоциации «Международный Фестиваль Культурный Перекресток» Анна Филимонова.
044.

Княгиня Марисоль де ля Тур д Овернь представила доклад «Возрождение исторических садов и парков во Франции, на примере моего замка Эне ле Вьей, опыта работы на посту вице-президента и учредителя Фонда поддержки парков и садов Франции и долголетнего президентства американского благотворительного общества «Французское наследие»
045.

Далее будут фотографии слайдов из презентаций, снятые мной из зала с бокового места. Поэтому они немножко кривые.
046. Замок Эне ле Вьей:

047. Княгиня много рассказывала об истории замка и своей семье, которая более ста лет живёт вот тут:

048. Современный план-рисунок замка и окружающих его каналов и садов:

049. Вот такая разруха была до проведённой княгиней реставрации:

050. А вот так стало после. Это розарий:

051. В розарии проходит много официальных мероприятий:

052. И вот так розарий:

053. Выращиваются редкие старинные сорта роз. Вот эта издали больше похоже на георгин, чем на розу:

054. И такой старинный сорт:

055. И ещё один. Непривычно, правда?:

056. А этот сорт выращивают ради не цветков, а красивых шипов:

057. Сады окружены каналами:

058. И украшены разными красивыми штуками:

059. Эта композиция ирисов у деревянной лавочки мне больше всего понравилась:

060. Бордюры из самшита и деревянная пергола, - всё, как и триста лет назад:

061. Потом были вопросы. В семинаре, кстати, участвовали серьёзные товарищи: директор садов Петергофа, директор Михайловского сада при Русском музее, директор парка Монрепо, несколько человек-глав ландшафтных компаний специально приехали с Украины, из Москвы и т. п.

062. Народу было немало, тут ещё не все:

063. Обед:

064. Обозрение крыш Петербурга:

065. Возвращаемся на семинар:

066. Выставка книг:

067. Представители Русского музея рекламируют свой проект "Императорские сады России":

068. Включающий как стандартные направления:

069. Так и оригинальные:

070. Хедлайнеры пока готовились:

071. Господил Лоран Портюгез, главный садовник замка Вилландри, представил доклад «Практические аспекты создания и содержания декоративного сада в замке Вилландри. Овощные ковры. Специфика выращивания и декоративной стрижки тисов. Основные принципы применения экологически чистого садоводства под девизом «без химикатов!». Парень с 8 классами образования достулился до садовника пятой категории (из 5 возможных государственных категорий) и главного садовника знаменитого замка .

072. Общий вид садов замка Вилландри:

073. С самым большим декоративным овощным огородом в мире:

074. Сад - не просто сад, каждая его часть несёт глубокий идеологический и эстетический смысл:

075. Знаменитые топиарные тисы Вилландри:

076. Ещё одно отделение сада:

077. Во всех трёх представленных замках в садах полностью отказались от химии, перейдя на экологически чистые методы. Если на нашего дачника напала тля - он покупает химический яд. Если тля появилась во французском саду - он покупает ящик божьих коровок. При этом не ставится цель полностью уничтожить вредителя - нужно всего лишь держать его численность на оптимальном уровне. Для экосистемы все важны.

078. Панорама сада. Более качественные картинки всех садов можно глянуть по гиперссылкам (выделены в тексте зелёным).

079. На следующий день Графиня Аликс де Сен Венан – ландшафтный архитектор, дипломированная в Версальской школе, владелица садов и замка Вальмер, а также винодел игристых и белых вин замка Вальмер, выступила с двумя докладами. Первым был «Стильный плодовый сад и экологичный декоративный огород, с выращиванием старинных сортов овощей и фруктов, на моем опыте в замке де Вальмер».

080. При изначальном планировании или реставрации сада необходимо учитывать ландшафтные особенности:

081. Сад Вальмер расположен на четырёх террасах с перепадом высот 25 метров:

082. Сам старинный замок разрушен, не кое-что древнее осталось:

083. К вопросу об учёте обстановки. Посадки спланированы так, чтобы очень красиво смотреться на фоне именно грозового неба:

084. Разрушенный замок один в один "восстанавливается" из живого строительного материала - тиссовых деревьев:

085. Тут когда-то была статуя Леды (которая занималась сексом с лебедем), чудесным образом оказавшаяся в американском музее:

086. Классический французский огород, восстановленный графиней по чертежу трёхсотлетней давности:

087. В замке выращивается уникальная коллекция тыкв:

088. В замке проводится множество мероприятий, посвящённых разным аспектам:

089. Пять чувств в огороде:

090. В том числе снимают фильмы, проводят выставки современного искусства. Вот например такая живая картина:

091. Исторический огород восстановлен не просто по плану, но и с использованием именно старинных сортов цветов и овощей. Найти их оказалось непросто - во Франции многие оказались давно утрачены. Но старинные сорта были сохранены сотрудниками Института растениеводства имени Вавилова, которые и поделились семенами с графиней. Вон они внизу, в пакетиках:

092. Графиня делится опытом в книгах:

093. Шьен и тыквы:

094. После перерыва мы послушали уже не эстетический, а технологический доклад:

095.

096. Вы перекапываете землю на даче? А зря. Поверхностные бактерии (которые дышат воздухом) оказываются внутри, а подземные бактерии (для которых кислород - яд) - снаружи. И приходит им конец. В итоге почва умирает. В садах и замках Франции почву не перекапывают, а рыхлят специальными вилами (справа):

097. Фруктовые деревья формируют плоскими: так каждый плод равномерно освещается и обогревается Солнцем:

098. Золотые слова:

099. Вместо ядов:

100. Тоже вместо ядов. Кстати после отказа от химических ядов разнообразие животных в садах увеличилось в четыре раза. Подтверждено учёными.

101. О животных тоже надо подумать:

102. Третий небольшой доклад предварял следующее интересное мероприятие:

103. В виноградниках замка выращивается один сорт винограда:

104. Из которого производят вот такое неплохое вино:

На дегустации дегустировали не столько вино, сколько гостей:
105.

106.

107.
108. Выдача сертификатов:

109. Особо избранные отправились на банкет в ближайший ресторан:

110. Куда была приглашена также одна из оперных певиц Мариинского театра:

111. Дар подарков:

112. Плавно перешли к русским народным песням:

В заключение отмечу Анну Филимонову, которая два дня подряд обеспечивала непрерывный синхронный перевод, а это очень тяжёлое занятие. И невоспитанность некоторых русских баб, которым сложно выключить звонок на мобильнике или не перебивать докладчика своими глупыми вопросами - уровень нашей культуры налицо.
Представленные фотографии рисуют лишь куцую мини-картинку, потому что, например, уникальные фото из личных архивов княгини выкладывать в ЖЖ некорректно, и, кроме того, мероприятие было платное и не для всех. Самые интересные тонкости французского садоводства я придержу при себе, не для конкурентов. Хотите знать больше - сотрудничайте с "Зелёной стрелой".

Мари де ла Тур д'Овернь


Мари де Ла Тур д'Овернь (родилась 17 января 1601 года в Тюренне , † 24 мая 1665 года в Туаре ) была герцогиней Туарской замужеством .

К нам приезжают французские садовники

Визит в Петербург столь представительной французской делегации стал возможным благодаря поддержке Ассоциации "Международный Фестиваль Культурный Перекрёсток" (Франция) и лично её президента, уроженки Петербурга художницы Анны Филимоновой. Инициатором мероприятия стал Петербургский международный центр ландшафтного искусства «Зеленая стрела». Знаменательно, что местом встречи стал именно Санкт-Петербург – признанная во всем мире столица российского изящного садоводства.

Госпожа де ла Тур д'Овернь расскажет об опыте воссоздания старинного сада, на примере своего имения Эне ле Вьей, где силами ее семьи были восстановлены водные сады, которые служат оправой средневековому замку, устроен розарий со старинными сортами роз, «зеленые кабинеты» в редком стиле садов – шартрез, напоминающие королевские огороды и тематически разыгранные – принцип, очень характерный для французского ландшафтного искусства.

Понятие « декоративный огород », которое может звучать странно для непосвященных, раскроет на семинаре господин Портюгез, главный садовник садов Вилландри. Декоративный огород часто называют «французским» именно из-за знаменитых огородов замка Вилландри – это уникальный элемент садово-паркового комплекса, аналогов которому по масштабу нет нигде в мире. Интересно также отметить, что в Вилландри практикуется выращивание растений без применения химикатов.

Госпожа де Сен Венан расскажет о садах замка Вальмер, расположенных на территории французского винного региона Вуврэ. Признанный ландшафтный архитектор и автор популярного издания о стильном огороде, она поделится своим опытом создания садов, которые раскинулись вокруг ее замка на террасах XVI и XVII веков. Графиня-садовница поделится с нами опытом, как грамотно выращивать старинные сорта овощей и фруктов, получая экологически чистые продукты и создавая при этом изящные садовые композиции.

Что интересно, знаменитый декоративный огород замка де Вальмер создавался при поддержке Всероссийского института растениеводства им. Н.И. Вавилова – оказывается, в нем хранится единственная на планете, драгоценная коллекция семян староместных сортов растений.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

14.30–17.00. Банкет в ресторане «Пиворама» (отель «Москва», возле ст. м. "Площадь Александра Невского-1"). Концертная программа: русский романс, классика.

Учебные занятия будут проходить в актовом зале Колледжа строительной индустрии

(ул. Миргородская, д. 24, семь минут от ст. м. "Площадь Александра Невского-2".)

Стоимость первого дня семинара - 5200 руб., 2-го дня - 2800 руб.
При предварительной оплате за оба дня семинара - 7000 руб. (скидка 1000 руб.).
Для выпускников ландшафтного центра "Зеленая Стрела" и участников нашей поездки по садам Франции доп. скидка - 10%.

Стоимость банкета оплачивается дополнительно – 2700 руб.

Пресс-конференция

На пресс-конференции выступит с докладом госпожа Галина Степанова, директор МВЦ «Петербургский художник» и владелица усадьбы Марьино под Петербургом, ранее родовом имении графов Строгановых и князей Голицыных. Ныне усадьба Марьино, усилиями г-жи Степановой и всей семьи владелицы, возрождается и становится все более известным культурно-просветительским и туристическим центром. О своем уникальном, в российских условиях, опыте воссоздания исторической усадьбы XIX века, и расскажет Галина Степанова.

На встрече с журналистами речь также пойдет о планах совместной деятельности «Зеленой стрелы» и владелицы замка Эне ле Вьей – в этом замке, с 27 апреля по 1 мая 2012 года, будет организована эксклюзивная стажировка для российских владельцев загородных имений и ландшафтных дизайнеров.

Начало пресс-конференции - 17 февраля, в 11 часов.

Адрес: наб. реки Мойки, д.100 (МВЦ «Петербургский художник»).

Жизнь

Мари де ла Тур д'Овернь была дочерью Анри де ла Тур д'Овернь, герцога де Буйона и Элизабет Оранж-Нассау , то есть сестрой Фредерика-Мориса де ла Тур д'Овернь , принца Седана , и Анри де Овернь. La Tour d'Auvergne, Vicomte de Turenne . Мать в Седане воспитывала ее в строгом кальвинистском стиле . В юном возрасте ее обещал кузен Анри де ла Тремой, герцог де Туар , брачный контракт датирован 19 января 1619 года, брак был заключен 18 февраля 1619 года в Седане.

Постепенно она заняла место вдовствующей герцогини Шарлотты Брабантины Оранской-Нассау в качестве главы семьи. Она отреставрировала средневековый замок Витре, а в 1636 году замок герцогов Ла Тремой в Туаре был перестроен по плану Жака Лемерсье .

Несмотря на обращение ее мужа в католицизм в 1628 году, она осталась верной своей конфессии и сумела убедить его продолжать защищать гугенотов в герцогстве. Она построила храмы в Туаре и Витре, а в 1659 году организовала Национальный Синод в Лудуне .

В 1648 году она вышла замуж за своего старшего сына за Эмили фон Гессен-Кассель , дочери ландграфа Вильгельма фон Гессен-Касселя , и ей удалось включить в Вестфальские договоры особый пункт, который предоставил герцогу наследственные права на Неаполитанское королевство .

Мария де ла Тур д'Овернь умерла 24 мая 1665 года в Туаре и была похоронена в католической коллегиальной церкви Нотр-Дам, хотя она была протестанткой.


Франция была и остаётся законодателем моды не только в одежде, но и в садово-парковом искусстве. Она является хранителем секретов садового мастерства, а также считается одним из лидеров в сочетании исторических и современных приёмов в ландшафтной архитектуре.

На встречу с именитыми специалистами садового искусства съехались ландшафтные архитекторы и дизайнеры со всей страны и ближнего зарубежья: из Минска и Киева, Выборга и Екатеринбурга, Павловска и Великого Новгорода, Москвы, Тюмени, Йошкар-Олы и других городов.

Семинар проходил в рамках сотрудничества «Зелёной стрелы» и владелицы замка Шато Эне-ле-Вьей, в котором с 27 апреля по 2 мая 2012 года будет организована эксклюзивная стажировка для профессиональных садовников, ландшафтных дизайнеров и владельцев загородных усадеб. В период обучения на этом пятидневном курсе, слушателям представится уникальная возможность побывать на экскурсиях в известных исторических и современных садах Франции, посетить Международный фестиваль садов Шамон сюр-Луар, а также прослушать курс лекций, посвящённых как истории французского садового искусства в целом (от Средневековья до наших дней), так и непосредственно сада Шато Эне-ле-Вьей. Здесь гости поместья узнают о структуре этого сада, построении перспективы, гидротехнической системе, а также получат практические навыки в обрезке и формировании растений, в том числе, создании топиарных форм плодовых деревьев и ознакомятся с агротехникой растений на наглядных примерах.


Владелица Эне-ле-Вьей - княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь – выступила в первый день прошедшего семинара. Она рассказала о своем замке - средневековой крепости, расположенной на юге долины реки Луары, в провинции Бери. Шато Эне-ле-Вьей – это удивительное место с богатой историей. Замок имеет статус «Частного исторический памятника», а парковая территория вокруг замка носит почётное звание «Замечательный сад», которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны.

В начале своего выступление княгиня коснулась вопросов истории создания парка и немного рассказала о своей семье. В 1497 году замок перешёл в руки маркиза Шарля де Шевенон из Бини. С той поры и по сей день замком владеют его прямые наследники. Предки нынешних владельцев замка, чей род прослеживается до Х века, верно служили королям династии Валуа, Бурбонам и Наполеону Бонапарту. Портреты многих исторических персонажей – Марии Антуанетты, знаменитого министра Антуана де Кольбера и многих других – украшают залы замка.

Замок Эне-ле-Вьей - не просто памятник архитектуры. Княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь, её братья и сёстры с собственными семьями – все они вкладывают душу и личные средства в реставрацию и сохранение фамильного наследия. «Главная цель – сохранение замка. Он ключ всего!».

Княгиня вспоминает, что жила в окружении людей, которые рассказывали о событиях 1870, 1914, 1941-1945 гг., - её родители были настоящими замковладельцами, они часто собирались в семейном кругу и её бабушки и дедушки рассказывали истории из своей молодости, и то, что и они когда-то узнали от своих предков - о делах минувших дней, происходивших в далёкие для нас века. Это было удивительное время и прочная связь времён позволяет хранить и восстанавливать то удивительное наследие, которым обладает семья де ла Тур д`Овернь.


Именно княгине принадлежит сама идея воссоздания садов эпохи Возрождения вокруг замка, - что-то в них сохранилось от прошлого, что-то было заботливо реконструировано или даже просто создано по проекту и под непосредственным руководством самой Марисоль.

Сады тонко и мягко контрастируют с суровыми очертаниями средневековой крепости. Три разных стиля гармонично сочетаются в этих садах: воссозданы водные сады, которые служат своеобразной оправой средневекового замка, розарий со старинными сортами роз, «зелёные кабинеты» в редком стиле садов – шартрез, напоминающие королевские огороды и тематически разыгранные – принцип, характерный для французского ландшафтного искусства.

В XIX-XX вв. парк постоянно изменялся в угоду моде, и возвращение к старинному облику произошло сравнительно недавно. Сама планировка садов создана в 80-е годы ХХ века, так же как и розарий – гордость владельцев поместья.

Как характеризует сад сама княгиня, - «В основном это коллекция старинных роз, которые в ХХ веке начали исчезать. Здесь растут и уникальные розы сорта «Кольбер», выведенные великим садоводом Франции – Дельбаром».

Другой цветок, являющийся символом замка, – ирис. В садах Эне-ле-Вьей насчитывается около 800 сортов этого растения. В 2011 году своего рода «крещение» здесь получил и новый сорт ириса – ‘Жак Кёр’, а его «крёстной матерью» стала известная французская писательница Анна Гавальда.


Марисоль смогла возродить из небытия самую старинную часть фамильного сада – так называемый «картезианский сад» с формированными плодовыми деревьями и «зелёными кабинетами». На месте, где ранее располагались огороды и сады, было создано 5 «комнат», олицетворяющих этапы эволюции сада. В «Белом саду» находятся трельяжные сооружения бирюзового цвета, увитые плетистыми розами. По центру создана «сцена» из белой доломитовой крошки, которая рассечена невысокими плотно посаженными кустами самшита. В «Саду простейших» лечебные и ароматические растения растут под пологом формированных галерей фруктовых деревьев. «Сад медитаций» был создан по мотивам фресок великого Джотто, посвящённых Святому Франциску Ассизскому.

Важным элементом привлечения туристов и посетителей являются интересные мероприятия и события, которые периодически устраиваются в парке владельцами замка. Княгиня рассказала об одном из таких, т.к. он касается связи с Россией. Когда-то её мама дружила с учителем французской музыки, который женился на россиянке и уехал жить в Сибирь. В июле и в августе сестра Марисоль устраивает концерты - вечера танцев, на которые приезжают музыкальные коллективы из Новосибирской школы.

В заключение княгиня Марисоль де ла Тур д`Овернь отметила: «Сад дорог тем, что каждое поколение оставило что-то своё, что нашло определённое преломление в веках, и сейчас он достаточно гармоничен. Основная водная система сохранилась и стала основой для всех посадок. Водная структура оказалась настолько эффективной, что пережила века».


Во второй части первого дня семинара выступал господин Лоран Портюгез – главный садовник замка Вилландри. На сегодняшний день сады замка занимают третье место по посещаемости, среди всех исторических садов и парков Франции. Трудно представить, что ещё совсем недавно, в начале ХХ века, территория парка находилась в заброшенном состоянии, сады были утрачены, а сам замок был предназначен под снос. Однако, в 1906 г. замок с прилегающими к нему территориями приобрел доктор Хоаким Карвалло, - испанец по происхождению, воспитанный в богатой дворянской семье. Он получил хорошее образование, и, кроме того, проявлял большой интерес к истории и архитектуре. Эти познания пригодились ему при восстановлении первоначального облика садов и замка Вилландри. Для реставрации он использовал литературный источник – книгу по архитектуре ХVI века «Самые замечательные архитектурные сооружения Франции». Её автор – Ж. Андруе дю Серсо - описал планировку французских садов в эпоху Возрождения. Хоаким дополнил этот труд археологическими раскопками, в ходе которых в Вилландри были обнаружены остатки старого парка во французском стиле. На этой основе и были воссозданы сады, которые восхищают нас сегодня.

Главная «изюминка» садов замка заключается в том, что они поднимаются ярусами один над другим, занимая три уровня.

Сегодня, помимо знаменитого декоративного огорода, сады Вилландри включают в себя еще несколько тематических садов — Орнаментальный сад, сад Музыки, сад Любви, сад Воды, сад Солнца, Аптекарский сад.


Сегодня общая площадь знаменитого декоративного огорода Вилландри — 12,5 тыс. кв. метров. Он состоит из девяти больших квадратов, одинакового размера, с разными геометрическими мотивами. В каждом квадрате расположены разнообразной формы модули-грядки, со всех сторон окруженные низко подстриженной изгородью из вечнозеленого самшита. Внутри этих «зеленых оград» высажены овощи и цветы. В результате, огород создает впечатление разноцветной шахматной доски.

4 года назад Лоран Портюгез начал работать частным предпринимателем в области ухода за садом. После того, как он поработал 1 год в Вилландри, г-н Анри Карвалло назначил его главным садовником. С тех пор в саду изменилось очень многое. Основным желанием было перевести сады Вилландри на систему органического возделывания, а так же применение биологических методов борьбы с вредителями, болезнями и сорняками. Портюгез начал сотрудничать с университетскими учёными, перенимать опыт предприятий, которые производят биологически чистые культуры в парниках. Работу в этом направлении можно считать новаторской, так как методы борьбы на открытом воздухе отличались от приёмов, используемых в парниках.


Первоначально его усилия концентрировались на огороде, где методы работы были полностью пересмотрены.

Биоразнообразие насекомых постепенно восстанавливалось после того, как перестали применяться инсектициды. Многие из естественных врагов тлей и капустной мухи, такие, как златоглазки и осы-охотники, без химического вмешательства успешно ведут контратаку на врагов огорода. Стали возвращаются в сад и другие помощники. Химические удобрения были полностью отменены. Их заменили органические удобрения — в виде компоста. Только иногда вносятся небольшие дозы гранулированного азота, фосфора и калия. Изменены были методы культивации — перешли от вскапывания к рыхлению при помощи grelinette, что позволяет сохранять микроорганизмы в верхних слоях почвы (10-15 см) - в отличие от классической лопаты, которая хоронит их на глубине тридцати сантиметров, рыхление также делает более эффективным полив участка. На смену всем фунгицидам пришли бордосская и нантская смесь, сера и другие вещества — в зависимости от конкретного заболевания. При борьбе с сорняками не используется «раундап» и другие гербициды, вся земля очищается на старый лад, за счет терпения садовников. Скарификация и аэрация почвы без всякого лечения укрепляет рост газонных трав.

Все работы ведутся под девизом «Наблюдать, чтобы предупреждать» - таким образом, удается избегать химических обработок растений. Для команды садовников эти нововведения обозначали новую организацию работы и некоторые новые инструменты, которые Лоран Портюгез любезно показал слушателям семинара.

В рамках сохранения биологического разнообразия, в Вилландри ведётся работа по определению мигрирующих, зимующих и перелётных птиц. Со временем планируется придать поместью официальный статус особо охраняемой территории под эгидой Общества охраны птиц.


Второй день семинара открыла графиня Аликс де Сен Венан - владелица садов, виноградников и замка Вальмер, расположенных на территории французского винного региона Вуврэ. Кроме того, графиня является признанным ландшафтным архитектором, автором популярного издания о стильном огороде, а также виноделом игристых и белых вин.

Графиня Аликс де Сен Венан окончила ландшафтную школу Версаля более 40 лет назад. Выйдя замуж, она получила в наследство прекрасное владение – элегантный итальянский сад, террасы которого выходили на окружающие виноградники. Первые тридцать лет она приезжала сюда с мужем и детьми лишь на выходные и праздники. Муж занимался обустройством виноградников, а она взяла на себя работы по саду - отыскав старинные планы, начала работать над восстановлением живых изгородей, статуй, фонтанов, балюстрад, которые перемежали когда-то уровни террас с их великолепными пропорциями. Любуясь тем, как гармонично владельцы замка, начиная с эпохи Возрождения, вели строительство, Аликс де Сен Венан также старалась сохранять «дух места».

Сад отличается строгой симметрией - одна ось идет с севера на юг, от главного входа, через Переднюю террасу, ров и террасу флорентийских фонтанов, мимо двух почтенных софор, и заканчивается прямоугольником тиссов, под защитой которых процветают гортензии. Другая ось идет с востока на запад, по склону холма - к реке (перепад высот - около 30 метров!). На нее как бы «нанизаны» восемь площадок-террас — каждая терраса со своей завершенной композицией из растений и архитектурных элементов. Пространство, которое пустовало после исчезновения главного замка Вальмер, разрушенного пожаром в 1948 году, теперь занято стрижеными стенами из тисса. Все сады Вальмер охватывают пять гектар, еще 80 гектар — лесопарк, расположенный вокруг.


Воссоздавать структуру сада графиня Аликс де Сен Венан начала в 1980 году: решетки и шпалеры плодовых деревьев, пирамиды и контрфорсы тиссов. Однако, только в 2000 году, она окончательно оставила Париж и занялась рекультивацией огорода. Эта работа, вероятно, никогда бы не началась без Себастьяна Вердье, восторженного и страстного молодого «садовника овощей». Начать пришлось с крупных инфраструктурных проектов — установки системы орошения, устройства стоков, обработки и рекультивации почвы, устройства подпорок для вьющихся растений, ремонта двух теплиц и выращивания сотен саженцев. В мае 2000-го года посетители увидели процесс реорганизации сада в полном разгаре.


Все работы проводятся на основе трёх идей – выращивать овощи для еды, делиться информацией с другими, заниматься «резервным копированием». Огород позволяет выращивать продукты питания — разнообразные и обильные в течение всего сезона. Это не мешает подбирать растения и с эстетической точки зрения, сочетая фактуру и цвет, форму и размер. Плоды и овощи из сада потребляются не только владельцами, но и садовниками Вальмера, их друзьями и посетителями. В число садовых работ входит не только сама работа в саду, но и приготовление пищи – консервирование, замораживание овощей, варенье.

Философия садов Вальмер - «разумное выращивание». «Это не «органический сад» - иногда приходится использовать гербициды против сорняков на дорожках, но в остальном, никаких синтетических удобрений не применяется, чтобы яд не поступал в овощи через отравленную землю», - отмечает Аликс де Сен Венан.

Фауна, населяющая сад, особенно насекомые - самые ценные помощники, поэтому использование любых инсектицидов было запрещено. Сначала ущерб оказался довольно значительным - два года потребовалось, чтобы заработали все те хорошие рекомендации, которые обычно дают садоводу: присыпание золой (работа, которую приходится возобновлять после каждого дождя); «ловушки» для улиток и пр. Хороший экологический баланс установился уже через несколько лет, так как появилось естественное биологическое равновесие между вредителями и хищниками.

Компост делают из садовых отходов, навоза и дубовых листьев, собранных в парке, и используют полученные «зеленые удобрения» для улучшения почвы.

Сад открыт для посетителей, и графиня сама всегда готова поделиться красотой этого места с впечатляющим разнообразием овощей, фруктов, лекарственных и съедобных трав. Её «библией» является работа по овощеводству «Описание и основные овощные культуры в умеренном климате» Вильморин-Андрие, выпущенная в 1891 году. Она считает, что с тех пор не было написано более полного труда. Это огромный объем информации о сортах, времени посадки растений и др.


Бесполезно просто создавать «растительный музей», нужно вдохновить посетителей на собственные посадки, считает графиня. «Нужно, чтобы они посадили что-то у себя дома и попробовали нечто иное, чем те несколько сортов, что предлагаются нам в супермаркетах». В Вальмере можно отведать все, что там выращивается.

Аликс де Сен Венан стремиться найти в первую очередь местные сорта растений, приспособленные к климату и почвенным условиям. Но её интересуют не только дикорастущие пищевые культуры и овощные «реликвии», но и современные сорта с других континентов - как часть ботанического разнообразия. Одним словом, в сферу её интересов входит все то, что касается гастрономического, культурного, этнографического разнообразия в выращивании овощей. В Вальмере есть коллекция тыкв-горлянок (Lagenaria siceraria), знаменитая «тыквенная беседка». Эти разнообразные, необычной формы растения собраны со всего мира.

Нельзя не отметить сотрудничество со специалистами Института Вавилова в Санкт-Петербурге, которые сохранили в годы войны, вопреки всему большую коллекцию семян. После переписки и визита в Санкт-Петербург теперь в огороде графини Аликс де Сен Венан есть квадрат Вавилова с овощами из Института, их названия указаны на табличках.

В заключение своего выступления на семинаре, графиня отметила, что растения знакомят нас с другими красивыми садами и увлечёнными людьми, благодаря которым в садах Вальмер можно увидеть сегодня так много чудес.

В конце семинара, участникам представилась возможность продегустировать белое вино Vouvray chateau de Valmer, и оценить по достоинству его богатый вкус. Во время дегустации участники семинара смогли ещё лучше познакомиться друг с другом, пообщаться и обсудить интересующие вопросы в неформальной обстановке.

В статье использованы материалы Дмитрия Баранова, Павла Блюменберга, Катерины Голубевой

Читайте также: