Летят журавли в каннах

Обновлено: 06.07.2024

Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград, с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью… В центре фильма — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

Актерский состав навечно впечатан в скрижали кинематографа:Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин.

Премьера фильма состоялась: 12 октября 1957

Список наград которые завоевала картина:

1958 МКФ в Каннах (Первый приз высшей технической комиссии Франции — Сергей Урусевский)

1958 МКФ в Каннах (Почётный приз за исполнение главной роли — Татьяна Самойлова)

1958 МКФ в Локарно (Почетный Диплом — Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико (Почетный приз — Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико (Диплом международного смотра — Сергей Урусевский)

1959 ВКФ в Москве (Особый приз — Михаил Калатозов)

1959 МКФ трудящихся в Чехословакии (Диплом — Михаил Калатозов)

1959 МКФ в Ванкувере (Почётная грамота — Михаил Калатозов)

1959 Международный смотр фестивальных фильмов в Мехико (Почётный диплом — Михаил Калатозов)

1958 Премия Слезника лучшему иностранному фильму, США (Михаил Калатозов)

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

В роли Бориса Калатозов сразу увидел Алексея Баталова. Как рассказывает актер:

По замыслу создателей, он стал бы кульминацией всей прогулки, потому что героиня Самойловой как бы восходила в небо по цепи моста. Эпизод должен был сниматься в строгом режиме рассвета, поэтому Баталов и Самойлова приезжали на грим к двум ночи, а с полчетвертого уже были на площадке. Соответственно такому расписанию выезжали на место осветители с аппаратурой, звуковики, операторская машина, режиссерская группа. Вызывалось оцепление, как-никак это правительственная трасса. И все терпеливо ждали тех мгновений, когда небо будет освещено так, как того требует режиссерско-операторский замысел. Калатозов и Урусевский стояли ото всех в стороне, что-то обсуждали, а потом кто-нибудь из них объявлял, что съемки не будет — не тот режим. И все разъезжались по домам. Назавтра ситуация повторялась: приезжали и ждали.

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

И главным был, конечно, Урусевский, который для съемки каждого кадра выдумал необычные приспособления. Чтобы снять ставшими классическими кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне была построена декорация лестничного колодца трехэтажной высоты, внутри которой стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову…

Чтобы снять панораму прохода разведчиков, Урусевский часами в промокшем ватнике и огромных солдатских сапогах лежал на листе кровельного железа, на котором его с камерой таскали по липкой грязи. А в сцене смерти Бориса оператора, скорчившегося на маленькой самодельной тележке, катали по болотной жиже вокруг стволов промокших берез.

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

Но еще больше лестных слов в адрес съемочной группы сказал Михаил Ромм:

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

Шедевры отечественного кинематографа. ч.6 "Летят журавли" Михаил Калатозов, Летят журавли, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Длиннопост, Видео

Ну и напоследок шедевр от Марка Бернеса. который воспроизводится только ссылкой на Тытрубу.

Главные награды

В результате фильм собрал все главные награды фестиваля. Татьяна Самойлова получила приз за лучшую женскую роль. Специальный приз Высшей технической комиссии был присужден за операторскую работу Сергея Урусевского.

Лента Калатозова стала одной из самых успешных картин фестиваля во французском прокате за всю историю. Она собрала во Франции почти 5,5 млн зрителей. Это внимание к советской картине было воспринято как символ оттепели в разгар холодной войны.

Но и сегодня магия этой ленты не стала меньше. Для многих она оказалась одной из главных в жизни. "После фильма "Летят журавли" я на всю жизнь полюбил Россию", - рассказал в письме в российское посольство в годовщину Победы над фашизмом во Второй мировой войне французский поклонник картины Венсан Паоли.

После триумфа

Самойлова получала много предложений сниматься в иностранных картинах, но ей пришлось довольствоваться немногочисленными совместными постановками. Так, она снялась в советско-французском фильме "Леон Гаррос ищет друга". Его премьера (во французском прокате он шел под названием "Двадцать тысяч лье под землей") одновременно состоялась во Франции и в России в январе 1961 года.

Десять лет спустя после картины "Летят журавли" фильм с участие Самойловой вновь вошел в программу Каннского фестиваля. На этот раз в конкурсе участвовала картина Александра Зархи "Анна Каренина". Но в год студенческой революции во Франции фестиваль 1968 года был прерван досрочно. И фильм Зархи с Самойловой в главной роли так и не успели показать тогда в Канне.

Летят журавли в каннах

Лёгкий киносъёмочный аппарат позволил Урусевскому использовать съёмку с движения и выстраивать сложные траектории поворота камеры: вглядываться в лица героев, бежать за ними или смотреть на окружающее их глазами.

Лифт-кран и круговые рельсы

Два рифмующихся эпизода — прощание героев на лестнице и смерть Бориса — были сняты благодаря техническим изобретениям Урусевского.
Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором. Таким образом, Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступенькам Борису.
Операторские рельсы обеспечивали равномерное движение тележки с камерой по кругу.




Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в нашем кино применил круговые рельсы, а в сцене пробега Вероники вложил камеру прямо в руки актрисе, которая на бегу снимала саму себя. Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так Урусевский создавал накал чувств. Его манера вдохновила не одно поколение: французская новая волна, голливудские мэтры, многие отечественные операторы часто идут по дороге, которую проложил Урусевский.

Клод Лелуш

Картина "Мосфильма", навсегда вошедшая с тех пор в золотую коллекцию Каннского фестиваля, оказалась на конкурсе благодаря режиссеру Клоду Лелушу, известному, в том числе фильмом "Мужчина и женщина" (Un homme et une femme). О том, как это произошло, рассказал ТАСС сам Лелуш.

Прибыв впервые в Россию летом 1957 года в качестве оператора документального кино, чтобы снимать Москву в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Лелуш по стечению обстоятельств оказался на Мосфильме. Режиссер Михаил Калатозов, который работал в павильоне, пригласил 20-летнего гостя из Франции присутствовать на съемках картины "Летят журавли".

"Я и сейчас могу пересказать каждый эпизод этого фильма", - сказал Лелуш. По его словам, режиссура Калатозова, актерские работы Татьяны Самойловой и Алексея Баталова "потрясли его до глубины души". Вернувшись из Москвы, 20-летний оператор рекомендовал картину дирекции Каннского фестиваля. "Этот фильм - настоящий шедевр, - заверил Лелуш устроителей конкурса на Лазурном берегу. - Он способен завоевать мировую аудиторию".

Журнал

В 1943 году драматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые», которую запретили печатать из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Опубликовали пьесу только в 1956 году, и она моментально стала популярной! В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссёр Михаил Калатозов разыскал автора и попросил его написать сценарий.


«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Сценарий сначала назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы — добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать её из сюжета было невозможно, то оставили с пометкой «спорно». Правили сценарий постоянно, что-то добавляя, убирая или меняя местами… Уже на съёмочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова.


«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Режиссёр сразу решил взять на главную мужскую роль уже известного актёра Алексея Баталова, но сначала надо было найти исполнительницу роли Вероники. После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм «Мексиканец» с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна. Сомневался в кандидатуре Самойловой только автор пьесы — ему казалось, что она слишком молода для такой роли. Успокоился он только после просмотра готового материала.


«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Оператор Сергей Урусевский был настоящим фанатом своего дела и в свободное время придумывал новые способы съёмок. Например, для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трёхэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского чётко вровень с актёром. От помощников вообще требовалась предельная точность и физическая сила — на съёмках прохода разведчиков они несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора…


«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Актёры тоже не щадили себя. Татьяна Самойлова заболела туберкулёзом, но не прервала работу, бегая в перерывах на медицинские процедуры, а вот Алексей Баталов попал в больницу с серьёзной травмой. Снимали сцену драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес девушки — Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Во время одного из дублей, падающий актёр потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст… Баталов очень переживал, что после операции на лице с кино будет покончено, но врач сработал ювелирно, и от травмы не осталось следов.


«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Драма «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м году и встретила неоднозначную реакцию. Впрочем, создатели фильма были готовы к осуждению образа Вероники, и их не удивили ни упрёки в попытке оправдать измену, ни осуждения за мелочность сюжета, ни даже слова Никиты Хрущёва, который назвал героиню девушкой лёгкого поведения… Одновременно все критики в один голос восхищались художественной работой оператора, говоря, что такого в советском кино ещё не было. Естественно, что всё это подхлёстывало зрительский интерес, но в прокате фильм занял только 10-е место… Но его ждала удивительная судьба!


«Летят журавли», к/ст. «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино. В Москве он снимал документальный фильм об СССР и оказался на легендарном «Мосфильме», где в тот момент работали над пробегом Бориса по лестнице. Молодой режиссёр был так впечатлён увиденным, что по возвращении на родину связался с директором Каннского фестиваля и рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино… Директор дождался премьеры, посмотрел и включил советскую драму в основной конкурс кинофестиваля. Правда, под названием «Когда прилетают аисты», так как буквальный перевод названия на французский обретал грубое сленговое значение… Кто бы тогда мог представить, что «Летят журавли» получит главный приз Канн, обойдя работы европейских мэтров! До сих пор это единственный отечественный фильм, который получил Золотую пальмовую ветвь…


«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

Представлять фильм на кинофестивале полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадёжной. Самойлову собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей. По западным меркам одета актриса была скромно, но её появление все равно произвело фурор. Поклонником актрисы был даже знаменитый художник Пабло Пикассо!
В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята…

В Канне вспоминают триумф ленты "Летят журавли", удостоенной "Золотой пальмовой ветви"

 Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли" ТАСС

КАНН, 17 мая. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Франция вспоминает 11-й Каннский фестиваль (1958), отмеченный в разгар "холодной войны" самым большим триумфом советского кино. В эти дни исполняется шестьдесят лет со времени присуждения картине "Летят журавли", поставленной на "Мосфильме", главной фестивальной награды - "Золотой пальмовой ветви".

Спецпроект на тему Оценки конкурсных фильмов от жюри российских критиков Специально для ТАСС киноэксперты рецензируют главные ленты фестиваля

Оценки конкурсных фильмов от жюри российских критиков

В день награждения победителей фестиваля, 18 мая 1958 года, по итогам конкурса французский драматург Марсель Ашар объявил залу: "Жюри полнометражных кинолент присуждает "Золотую пальмовую ветвь" фильму "Летят журавли" (СССР), за совокупность художественных и гуманных качеств. Мы хотели бы подчеркнуть исключительный вклад, который внесла своей игрой мадемуазель Татьяна Самойлова".

Клод Лелуш и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля

Интересно, что именно съемки этого фрагмента увидел тогда еще совсем юный французский режиссер Клод Лелуш, ставший впоследствии легендой французского кинематографа. В то время он снимал в СССР документальное кино. Но увиденная на «Мосфильме» работа оператора Сергея Урусевского и режиссера Михаила Калатозова так потрясла его, что через несколько лет он ушел в художественный кинематограф. Если приглядеться повнимательнее, то в зрелом творчестве Клода Лелуша, например, в его культовом фильме «Мужчина и женщина» можно заметить множество ходов и решений, навеянных советским кинофильмом «Летят журавли».

А тогда, в 50-х, молодой французский режиссер, вернувшись на родину, в разговоре с директором Каннского фестиваля рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино. Директор дождался премьеры фильма, посмотрел его и включил в основную конкурсную программу кинофестиваля. Правда, на конкурсе фильм фигурировал под названием «Когда прилетают аисты», так как перевод настоящего названия на французский язык обретал скабрезное сленговое значение.

Вот так и случилось, что советская военная кинодрама обошла на конкурсе работы мэтров зарубежного кино, и в 1958 году была удостоена главного приза Канн «Золотой пальмовой ветви». И до сих пор «Летят журавли» остается единственным полнометражным отечественным фильмом, который выиграл эту высокую международную награду.

Смотрите художественный фильм «Летят журавли» во вторник, 21 июля, в 21.45 на телеканале «МИР».

«Неправильная» звезда: почему наш кинематограф отторг Татьяну Самойлову

В отечественном кинематографе найдется немного актрис, на долю которых выпало столько славы и столько забвения, как Татьяне Самойловой. Вся ее жизнь – это череда взлетов и падений. Почему любимица западных режиссеров известна у себя на родине по двум-трем "звёздным" ролям?

Татьяна была дочерью знаменитого советского актера Евгения Самойлова. Отец постоянно брал девочку с собой в театр. Коллеги шутили: "Дочка Самойлова растет за кулисами!". Правда, мать видела дочку балериной Большого театра. Однако, педагоги балетной школы вынесли вердикт:«Данные не соответствуют стандартам классического балета». Крах балетной карьеры не расстроил девушку. Чуть позже она поступит в Щукинское театральное училище. Еще студенткой она начала сниматься. В 1955 году юная актриса дебютировала в фильме Владимира Каплуновского "Мексиканец", а в 1956 году ее пригласил на главную роль в фильм «Летят журавли» Михаил Калатозов. Несмотря на прекрасную операторскую работу и блестящую игру Самойловой, советская пресса встретила картину "в штыки". На то были свои причины. Как пишет в ЖЖ пользователь ygashae_zvezdu, «Хрущеву Самойлова не глянулась. Он назвал ее героиню «патлатой шлюхой». Центральные газеты начали «Летят журавли» топить, подводя к снятию с экранов. Помог случай. Фильм увидел находящийся на стажировке в Москве Клод Лелуш. Увиденное его так потрясло, что он рассказал о выдающейся картине дирекции Каннского фестиваля. Дирекция попросила для конкурса «Журавлей».

Татьяна Самойлова стала открытием и звездой Каннского фестиваля.

«Летят журавли» стал единственным советским полнометражным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Самойлова удостоилась в Каннах особого триумфа, ей вручили награду «Апельсиновое дерево». Казалось, впереди актрису ждет много заманчивых предложений. Но многие в СССР осуждали героиню Самойловой. "Людям того времени была не понятна Вероника, которая, проводив на фронт жениха, вышла замуж за его брата. Советские люди осуждали такой поступок. К тому же Самойлова создала непривычный для советского зрителя образ раскованной девушки, которая не стыдится своих эмоций», - рассказал «НИ» режиссер студии «ТРИТЭ» Виталий Максимов.

Была и еще одна причина. По отцу Самойлова была русской, а по матери – польской еврейкой. Антисемитизм, который процветал в Советском Союзе, в чем-то определил неоднозначное отношение к ее личности чиновников от кинематографа. Так или иначе, после триумфа фильма «Летят журавли» Самойлова долго не снималась. Почему? Успех на Каннском фестивале привлек к Самойловой внимание иностранных продюсеров и режиссеров, которые наперебой делали ей предложения о съемках. Она даже получила предложение сыграть в голливудской экранизации Анну Каренину. На роль Вронского планировался Жерар Филипп. Однако, Самойлову сниматься в Голливуд не пустили. Она говорила: «Заведующий отделом внешних связей Госкино товарищ Давыдов все решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе».

Самойлову действительно отчислили из Щукинского училища, лишив высшего образования. После триумфа на Каннском фестивале ей пришлось сдавать вступительные экзамены в ГИТИС и заново доказывать, что у нее есть актерские данные.

Внимание к Татьяне Самойловой западных режиссеров, предложения сниматься в Голливуде не радовали коллег и чиновников советского кинематографа.

Следующим фильмом Калатозова, Урусевского и Самойловой стало «Неотправленное письмо». А потом наступил перерыв. Вот, как объясняет это пользователь ygashae_zvezdu: «Каждый Московский кинофестиваль становился для Самойловой праздником: ее разыскивали гости. Встречи добивались Милен Демонжо, Марко Беллокио, Симона Сеньоре. Естественно, это не могло радовать коллег актрисы и начальство». Была и другая причина. «Нужно помнить об избирательности актеров того поколения. Они были достаточно капризны, придирчивы и соглашались отнюдь не на каждую роль. Часто отказывали даже именитым режиссерам: дескать, «это несовершенно», «это противоречит моему образу». Звезда Каннского фестиваля имела право на отказ. Но когда таких отказов накопилось слишком много, за Самойловой закрепилась репутация «капризной», и ей перестали предлагать значимые роли», - рассказывает режиссер Виталий Максимов.

Чтобы утвердить Самойлову на главную роль в "Анне Карениной", режиссеру Александру Зархи пришлось переубеждать худсовет, который считал, что у актрисы "не русское" лицо.

Второй звездной роли Самойлова дождалась лишь в 1967 году. Режиссер Александр Зархи, с трудом победил доводы худсовета о том, что у Самойловой «не русское лицо» и добился утверждения актрисы на роль Анны Карениной. Вронского играл ее бывший супруг Василий Лановой. «Анна Каренина» прошла на «ура», но после этого фильма актрису снова надолго забывают…

Кстати, в фильме «Анна Каренина» Самойловой пришлось играть со своим бывшим мужем – Василием Лановым. Они познакомились во время учебы в Щукинском училище и поженились еще в 1956 году. Однако, их брак был недолгим. Лановой хотел полноценную семью, детей. Самойлова не смогла ему этого дать … В 1961 году актриса начала сниматься в советско-венгерском фильме "Альба Регия". В киноэкспедиции у нее начался роман с автором сценария – известным советским писателем и журналистом Валерием Осиповым. Они поженились, но и этот брак просуществовал не долго: Самойлова мечтала о материнстве, а Осипов не мог иметь детей. Брак распался. Третьим мужем актрисы стал администратор цирка Эдуард Мошкович. Именно в этом браке актрисе было суждено узнать радость материнства, в 1969 году у нее родился сын Дмитрий. Но хорошей матерью Самойлова так и не стала. Ей хотелось сниматься, а не сидеть дома с ребенком. Вскоре распался и этот брак. Самойлова хотела забыться в работе, но режиссеры, будто сговорившись, обходили ее вниманием. После родов Самойлова очень располнела, ее душевное и физическое здоровье стало давать сбой. Некоторое время она снималась на киностудии имени Довженко. После картины «Бриллианты для диктатуры пролетариата», которая вышла в 1975 году, ее ждал киноперерыв длиною в 25 лет…

Встречи актрисы с сыном Дмитрием были редкостью : молодой врач жил и работал в США.

…Последние годы она жила в полном одиночестве. Сын, ставший врачом, получил приглашение работать в США и остался там навсегда. Его свидания с матерью были редкостью.

«Все завершилось плачевно», - рассказывает режиссер Виталий Максимов. – « Татьяна Евгеньевна была завсегдатаем Дома кино, и все видели, что она дошла фактически до нищеты. Помню, когда я снимал документальный фильм «Охота на Льва», попросил Самойлову дать интервью о Льве Толстом. Она легко согласилась, мы записали ее. Когда запись закончилась, она вдруг резко спросила: «А гонорар?». В документальном кино это вообще не принято, к тому же деньги перечисляют, как правило, после сдачи фильма, но мне неловко было объяснять все это Самойловой и я спросил: «Какая сумма устроила бы вас, Татьяна Евгеньевна?» - « Хотя бы тысячу рублей», – ответила она. Я дал ей эти деньги, краснея от того, как незначительны стали запросы великой актрисы. Я знал, что к тому времени она уже тяжело болела: у нее рано начался рассеянный склероз, и болезнь разрушала ее. В актерской среде говорили, что после "Анны Карениной" у нее начались проблемы с психикой - настолько актриса вжилась в эту роль", - рассказал Виталий Максимов.

"Хотя бы тысячу рублей!" - попросила Татьяна Евгеньевна после съемок интервью для документального фильма.

Советская кинозвезда ушла из жизни в начале мая 2014 года, в день своего 80-и летия. «Я перебираю фото: Самойлова с Лелушем, с Симоной Сеньоре, с Элизабэт Тэйлор, и такой страшный финал!" - говорит Виталий Максимов.

…Вероятно, в другое время и в другой стране ее судьба сложилась бы иначе.

Гениальные операторские решения

Третью, а может быть и первую главную роль в этом фильме играет операторская работа гениального мастера, настоящего фаната своего дела оператор Сергея Урусевского. «Мне всегда интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране. Превратить зрителя в соучастника – чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал с ним, мучился вместе с героем. Через камеру я выражаю свое отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель тоже», – говорил он в одном из интервью.

Вот знаменитый план Урусевского: камера идет и мечется вслед за героиней, а потом – резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков.

А на съемках прохода разведчиков помощники оператора несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора, чтобы он снял все дубли. И как гениально снята сцена попытки самоубийства главной героини. Тут оператор экспериментировал с изменяющейся скоростью кадров. Благодаря этому изображение передает состояние человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это сильное решение.

Борис Урусевский все время изобретал новые технические решения и приспособления. Так, для съемок сцены гибели Бориса он придумал круговые операторские рельсы. Об этой находке до сих пор рассказывают на занятиях студентам ВГИКа.

А для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали оператора, чтобы камера находилась все время вровень с актером.

«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?

Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

"Летят журавли" и Муссолини: вроде никакой связи, но.

Фестиваль в Каннах как альтернатива венецианскому, задумывался еще в довоенное время, но бурно развивающиеся события в Европе помешали этому. Однако после победы союзников над фашизмом задуманное в 1946 году удалось претворить в жизнь. Канны стремительно набрали невиданный авторитет в мире кинематографа.

5 октября 2017, 20:28

В 1958 году Каннский кинофестиваль был буквально потрясен советской кинокартиной "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова. В первый и последний раз советская картина получает гран-при Каннского фестиваля "Золотую пальмовую ветвь", а исполнительница главной роли Татьяна Самойлова становится звездой планетарного масштаба. 23-летняя актриса из СССР стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля "Апельсиновое дерево" как "самая скромная и очаровательная актриса".

Но самым главным достижением создателей фильма было то, что благодаря фестивалю стал возможен широкий прокат фильма на территории СССР. На родине этот киношедевр должным образом не оценили. Более того, в прессе выходили критические заметки.

В чем же было дело? Как известно, фильм начинается со сценария. Пьесу "Вечно живые" драматург Виктор Розов написал еще в 1944 году. Она стала широко известной после того, как ее блистательно поставил Олег Ефремов на сцене им же созданного молодого театра "Современник". Потом по просьбе Калатозова Розов написал сценарий фильма. Однако чиновники от кино решили, что поступок главной героини фильма Вероники не соответствует образу советской девушки, а после того как Никита Хрущев допустил нелитературное выражение, характеризуя героиню фильма, картину вообще могли запретить.

25 мая 2017, 17:57

Спас положение великий французский режиссер Клод Лелуш. В конце 50-х он еще не был великим, но к его мнению прислушивались. Он снимал в СССР документальный фильм и стал свидетелем съемок "Летят журавли". По приезду во Францию он поставил в известность организаторов Каннского фестиваля о том, что в СССР снимается необыкновенный фильм о войне. Конец этой истории закончился "Золотой пальмовой ветвью".

Как я писал выше, особым успехом пользовалась Татьяна Самойлова. Западные журналисты тут же окрестили ее "советской Брижит Бардо". Великий Пабло Пикассо не жалел высоких эпитетов, говоря об актрисе. Франция была от нее без ума. Кроме "Апельсинового дерева", ей в 1959 году была присуждена Большая премия Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в нефранцузском фильме, а годом позже — премия Французской академии кинематографии "Хрустальная звезда".

Татьяна Самойлова получала заманчивые предложения от западных кинопродюсеров, в том числе приглашение сняться в роли Анны Карениной. Именно в то время министр культуры Екатерина Фурцева сказала, что Анну Каренину Самойлова сыграет в советском фильме. Так и получилось, и до сих в мире нет актрисы, которая смогла бы сыграть Каренину лучше, чем это сделала Самойлова. Однако в целом судьба у актрисы не сложилась, она долгое время не снималась, испытывала нужду и одиночество. Умерла "советская Брижит Бардо" три года назад.

17 мая 2017, 16:04

Не так давно, не дожив до шестидесятилетия фильма "Летят журавли", умер любимец миллионов, народный артист СССР Алексей Баталов. Он прожил долгую и интересную жизнь и, в отличие от Самойловой, был востребован и до конца своей жизни вел достаточно активный образ жизни.

Давно уже покинули этот мир кинорежиссер Михаил Калатозов и гений операторского искусства Сергей Урусевский. Он фактически в этом фильме выступил как сорежиссер. Калатозов сам начинал как оператор и чувствовал, когда изображение может говорить лучше слов. Урусевский отказался от громоздкой аппаратуры и взял камеру в руки. Он впервые блестяще использовал круговую съемку, поставив камеру на специальные рельсы (помните фрагмент смерти главного героя). Мир был потрясен великим операторским искусством Сергея Урусевского, а в кино у него немедленно появились последователи по всей кинематографической планете.

Совсем недавно по одному из каналов показывали "Летят журавли". Я взглянул на экран, задержался (думал, на несколько секунд) и больше не смог оторваться, хотя смотрел эту картину не один десяток раз. Блистательная работа создателей этого фильма, которые шестьдесят лет назад гениально перенесли на экран эту историю, сделав ее классикой кинематографа. Пронзительную историю любви, которую не смогла уничтожить война.

Гуманистические традиции

В интервью ТАСС графиня Колетт Толстая, возглавляющая французскую "Ассоциацию друзей Льва Толстого", отметила, что считает картину Зархи "очень точным прочтением" романа русского классика. Литературный шедевр экранизировался в мире около 30 раз, в том числе с участием Вивьен Ли и Греты Гарбо. "Для меня лучшей исполнительницей роли Анны навсегда останется Татьяна Самойлова", - призналась Толстая.

Во Франции, отметила президент ассоциации, высоко ценили творчество актрисы, впервые покорившей французских зрителей своим исполнением роли Вероники в фильме "Летят журавли". "Эта работа в духе великих гуманистических традиций русского искусства принесла ей славу не только на родине, но и на Западе", - отметила Колетт Толстая.

В 1990 году российская актриса вновь была приглашена в Канн в качестве почетного гостя. Фестиваль устроил ей овацию.

"Неугасимая печаль одной из самых знаменитых героинь мирового кино, которой Самойлова подарила свое неповторимое обаяние, - отметила газета Le Monde после кончины актрисы, - навсегда останется в памяти всех поклонников кино как символ воздействия войны на судьбы людей".

Как создавался легендарный фильм «Летят журавли»

Картина, снятая режиссером Михаилом Калатозовым, остается одной из немногих советских кинолент, получившей мировое признание, а именно - главный приз Каннского кинофестиваля «Золотую пальмовую ветвь».

«Летят журавли» снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». В ней много автобиографии самого Розова. Так, например, драматург, как и главный герой пьесы Борис, был на фронте, получил ранение и лечился в госпитале. А прототипом Вероники, стала жена Розова – Надежда.

Судьбы кинокрасавиц


Драматург Виктор Розов написал свою пьесу в 1944 году, но она долгое время лежала «на полке». Виной всему – главная героиня Вероника, которая не смогла сохранить верности как образцовая советская женщина солдату-фронтовику. Поэтому пьеса была напечатана только в 1957 году. Режиссер Михаил Калатозов, прочитав «Вечно живых», сразу же предложил Виктору Розову написать киносценарий.

Кинороман «Летят журавли» рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все способны. В центре фильма – трагическая история двух влюбленных, судьбы которых война разрушила навсегда.

Черно-белую картину Михаила Калатозова «Летят журавли», которую изначально снимали под рабочим названием «За твою жизнь», называют самым страшным фильмом о войне, хотя в ней звучит всего лишь один выстрел. Собственно, и вся эта экранная история о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.



Репродукция Фотохроники ТАСС

Изначально играть Веронику должна была актриса Елена Добронравова. Но потом ассистент режиссера увидел Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец» и рассказал о девушке оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросила Калатозова посмотреть на нее.

«Моя Вероничка… Более трагичного существа я не знала. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…», - говорила о своей героине актриса Татьяна Самойлова.

Вот уже более полувека зрители восхищаются героиней Татьяны Самойловой Вероникой, но мало кто знает, что актриса в тот период была серьезно больна. У нее была туберкулез. Во время съемок, которые длились полгода, актеры работали по 16 часов в сутки. Самойлова все это время скрывала свой недуг, пока однажды во время съемок не упала в обморок.

На фестивале в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты», поскольку дословный перевод названия на французский язык приобретал второе сленговое значение – «проститутки воруют». «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции. Его посмотрели 5 миллионов 401 тысяча зрителей, среди которых был испанский художник Пабло Пикассо. После просмотра он заявил: «Да здесь каждый эпизод – самостоятельное талантливое произведение!»



Репродукция Фотохроники ТАСС

Фильм Калатозова сделал молодых актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова всемирно знаменитыми звездами. Однако его выход на экраны СССР в 1957 году сопровождался шквалом разгромных рецензий. Никита Хрущев после просмотра картины подверг ее гневной критике, а главную героиню обозвал «шлюхой». Советские кинокритики обвинили авторов фильма в слабой драматургии и в излишней кинематографической эффектности эпизодов «грехопадения» Вероники.

А вот на профессионалов от кино фильм произвел ошеломляющее впечатление. Кинорежиссер Станислав Ростоцкий, снимавший в это время «Дело было в Пенькове», пришел в монтажную и сказал: «Все, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя».

«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?

Во вторник, 21 июля, на телеканале «МИР» смотрите культовый советский фильм «Летят журавли», снятый по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». В нашей стране трудно найти хотя бы одного взрослого человека, который никогда не видел бы этот удивительный фильм. Этот киношедевр, снятый режиссером Михаилом Калатозовым в 1957 году, обладает такой магической притягательной силой, так околдовывает буквально с первых кадров, что его можно пересматривать бесконечно, открывая все новые грани.

Смотрите на телеканале «МИР» во вторник, 21 июля, в 21.45 художественный фильм «Летят журавли».

Это история о двух влюбленных из Москвы – Веронике и Борисе, которых навсегда разлучила война. Борис добровольцем идет на фронт и погибает там. А его любимая в минуту слабости и страха сближается с его сводным братом, подлецом и трусом. А потом все годы войны живет с горечью измены, с ощущением своей вины. И – вот удивительно – авторы картины, да и зритель почему-то сопереживают ей, оказываются на ее стороне.

Когда этот фильм вышел на экраны, он потряс и кинозрителей, и критиков, и все общество. Он получился невероятно страстным, откровенным, и при этом удивлял, поражал, даже шокировал. И уж точно не был похож ни на один другой фильм, снятый в Советском Союзе. Как же удалось достичь этого? Почему фильм так впечатляет зрителя до сих пор?

«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?

Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

Триумф фильма «Летят журавли». 18 мая 1958 года фильм получает «Золотую ветвь» Каннского фестиваля


18 мая 1958 года советский фильм «Летят журавли» получил высшую награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». До сих пор он остается единственным советским и российским фильмом, получившим эту престижнейшую награду.

Фильм был снят по пьесе Розова «Вечно живые», которая к тому времени с успехом шла в «Современнике». Главные роли там играли малоизвестные актеры. Татьяна Самойлова вообще получила едва ли не первую роль в кино, Алексей Баталов снимался в эпизодах и лишь незадолго до съемок «Журавлей» получил главную роль в горьковской агитке «Мать».

Режиссером стал Михаил Калатозов (Калатозишвили), снимавший до того сталинскую пропаганду: «Заговор обреченных» и «Вихри враждебные».
Тем удивительнее, что ему удался один из первых «человечных» советских фильмов. В 20-е снимали либо комедии, либо героические революционные истории, а в сталинские времена пошла наглядная агитация про необходимость бороться с вредителями и смыкать ряды по первому зову Отца Народов — и переосмысленные революционные ленты, где товарищ Ленин ежеминутно повторял, что ему нужно посоветоваться с товарищем Сталиным.


Хрущевская оттепель породила новое советское кино. Часто оно было про войну, но война была лишь фоном, а на первом плане впервые в советском кинематографе были характеры героев и их переживания — до сих пор характеры были не важны, если они не шли бонусом к революционному настрою героя или готовности совершить подвиг ради корифея всех наук Джугашвили.
Отдельные группы начали реабилитировать на экране, например, военнопленных («Судьба человека»).

Но все равно по тем временам «Летят журавли» был очень смелым фильмом, просто невероятным.
Представьте: пять лет назад умер товарищ Сталин, и тут снимают кино про то, как советская женщина может не дождаться любимого, ушедшего на фронт добровольцем, и выскочить замуж за прощелыгу.
Да разве может так поступить советская женщина?!
Причём она не отрицательный персонаж, режиссер в своем гуманизме доходит до того, что даже не подводит зрителя к мысли, что преступницу надо вывалять в перьях и утопить! Да, ошибка, но не грех и не чудовищное злодеяние, как бы говорит он. Невиданный в былые времена гуманизм.


Самойлова в Каннах

Хрущеву фильм не понравился, главную героиню он охарактеризовал как «шлюху», однако к тому моменту ленту уже благосклонно приняла комиссия в Каннах.
Кроме того, СССР был заинтересован в том, чтобы показать миру новое лицо, уже без людоедского оскала мировой революции. Поэтому фильм отпустили в Канны, где его ждал неожиданный триумф.
Этому поспособствовали не только политические соображения и качественная работа творческого коллектива, но и абсолютно универсальная и интернациональная история — она могла произойти в любой стране и была понятна всем.

Повторить успех так и не получилось. Отечественные фильмы брали «Оскар» во второстепенной номинации «Лучший иностранный фильм», неоднократно побеждали в Венеции, но «Золотая пальмовая ветвь» не покорилась больше никому, даже полностью фестивальному Сокурову.

Глубоко личная история

Начать следует с того, что фильм был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Это первое литературное произведение писателя, к тому же написанное им в госпитале, где он лежал после ранения. У Виктора Розова получилась щемящая, глубоко личностная история, прототипами которой стали реальные люди и их судьбы. Может быть поэтому писатель так сопереживает своим героям, мыслит не штампами советской пропаганды, а вкладывает в них всю душу.

Фильм Михаила Калатозова – это размышление о неслучившемся: о том, какой прекрасной могла бы быть жизнь героев, если бы не началась эта страшная война. И хотя в фильме звучит всего лишь один роковой выстрел, он обрывает эту прекрасную неслучившуюся жизнь.

Великолепная операторская и режиссерская работа погружают зрителя в совершенно особый мир, отсылая к воспоминаниям героини, к прежним, довоенным временам. Они заставляют взглянуть на мир глазами героини и ощутить каждую ее мысль, ее страх, ее смятение, ее слабость и отчаяние, ее гнев: каждый оттенок ее настроения.

Главная роль – Вероники – досталась молодой актрисе Татьяне Самойловой, которая в тот момент только окончила вуз и была еще никому неизвестна, несмотря на то, что уже снялась в небольшой роли в фильме «Мексиканец» по рассказам Джека Лондона. Попробовать ее на столь ответственную роль уговорил режиссера гениальный оператор картины Борис Урусевский, который сразу оценил, как будут смотреться в кадре бездонные глаза Самойловой.

Кроме того, актриса благодаря своему военному детству не понаслышке знала, что такое потери близких и играла, вкладывая в роль всю себя. Немногие знают, что снималась она, едва держась на ногах: актриса болела туберкулезом, во время съемок болезнь обострилась, и она «работала на уколах». Тем не менее никаких поблажек и скидок на плохое самочувствие она не просила, хотя съемки были очень напряженными.

После выхода ленты на экран Самойлова стала настоящей звездой. Ее образу подражали все девушки конца 50-х: делали такую же прическу, как у главной героини. А еще в моду вошли свитера, которые подчеркивали фигуру и сексуально обтягивали грудь.

После успеха картины в Каннах Татьяну Самойлову даже звали сниматься в Голливуд. Но в то время советские актрисы собой не распоряжались и вместо Голливуда ее отправили сниматься в тайгу, где она снова тяжело заболела. Тем не менее нельзя отрицать, что именно роль Вероники сделала актрису настоящей звездой и кумиром целого поколения.

За плечами Баталова, который снялся в роли Бориса, уже были звездные роли. Но именно фильм «Летят журавли, в котором он в сущности играет совсем небольшую роль, сделали его всесоюзным любимцем, вывели на новый уровень популярности.

«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?

Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г.

Читайте также: