Как летел самолет из афин в вильнюс

Обновлено: 03.07.2024

Телеграм-канал «Пул Первого» сообщил подробности о самолете Ryanair , который летел по маршруту Афины — Вильнюс , а приземлился в Минске .

По официальной версии, поступила информация о заминировании самолета. Поэтому последовало обращение принять самолет в минском аэропорту.

Ситуацию оценивал лично Александр Лукашенко . Он и дал команду: самолет развернуть и принять.

Сейчас МиГ-29 дожидается, пока завершатся необходимые проверочные мероприятия, чтобы сопроводить самолет до границы с Литвой , пишет «Пул Первого».

Происшествие получило огласку после того, как стало известно, что на борту самолета Ryanair в Вильнюс летел блогер Роман Протасевич , который сейчас является главным редактором телеграм-канала « Беларусь головного мозга», признанного в Беларуси экстремистским.

Протасевич известен как журналист, один из основателей и бывший главный редактор телеграм-канала «Нехта», признанного в Беларуси экстремистским.

Фото: flight radar

Delfi: самолет Ryanair приземлился в Минске из-за конфликта с пассажиром

Издание Delfi получило комментарий у руководителя отдела коммуникаций Литовского международного аэропорта Лины Бейшене в связи с посадкой самолета Ryanair , летевшего из Афин в Вильнюс , в Минске .

Бейшене подтвердила, что самолет из Афин должен был приземлиться в Вильнюсе в 13:00, но экипаж принял решение — сажать самолет в Минске .

Насколько мне известно, между членом экипажа и пассажиром произошел конфликт. Самолет в настоящее время успешно приземлился. Другой официальной информации у нас нет», — сказала Бейшене.

Источник: Office Life

Павел Латушко прокомментировал инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске

Представитель белорусской оппозиции Павел Латушко прокомментировал посадку самолета с Романом Протасевичем на борту в Минске .

По словам Латушко , самолет Ryanair , следовавший из Афин в Вильнюс , был посажен с применением военно-воздушных сил Беларуси . Целью посадки было задержание блогера Протасевича , «которому в Беларуси грозит высшая мера наказания».

МВД Беларуси подтвердило задержание Протасевича .

Ранее сообщалось, что Павел Латушко в Беларуси внесен в перечень организаций и физлиц, причастных к террористической деятельности.

Источник: Office Life

ВВС Беларуси прокомментировали посадку самолета Ryanair в Минске

Начальник Главного штаба — первый замкомандующего ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Андрей Гурцевич выступил с официальным комментарием по поводу вынужденной посадки в Минске самолета Ryanair Афины — Вильнюс 23 мая. По его словам, истребитель МиГ-29 поднялся в воздух после того, как командир гражданского самолета развернул его в сторону Минска .

На борту самолета Ryanair находился белорусский журналист и главред признанных в Беларуси экстремистскими телеграм-каналов Роман Протасевич . Его задержали после посадки.

По словам Гурцевича , оперативный дежурный получил информацию о наличии в белорусском воздушном пространстве «гражданского воздушного судна с возможным минированием». «После того как командир данного гражданского судна принял решение осуществить посадку на запасном аэродроме (Минск-2) и развернул самолет в направлении Минска , было принято решение и поднят в воздух дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Барановичи », — заявил замкомандующего войск ПВО.

По словам Гурцевича , МиГ-29 вернулся на базу в Барановичи после посадки борта Ryanair в Минске .

В МИД РФ прокомментировали реакцию на посадку в Минске лайнера, следовавшего в Вильнюс из Афин

Ситуацию с рейсом, который из-за угрозы теракта пришлось срочно сажать в Белоруссии, сегодня прокомментировали в нашем МИД. Принять на земле лайнер и убедиться, что нет угрозы для людей, — то, что сделала бы любая другая страна. Но это почему-то стало поводом для нападок. Даже не имеющий к делу, казалось бы, МИД Германии вызвал для объяснений белорусского посла.

«После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Барановичи. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и, в случае необходимости, оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2», – сообщил начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии Андрей Гурцевич.

При этом эксперты в области воздушного права утверждают, что если эта информация от белорусских военных о действиях экипажа самолета Ryanair правдива, то ничего иного, как совершить посадку в Минске, им не оставалось.

«Все было сделано совершенно логично. То есть никакого принуждения совершить посадку в отношении гражданско-воздушного судна Ryanair никто не оказывал. То есть последнее решение принимает экипаж. И у нас также нет информации о том, что экипаж принял решение, допустим, продолжить полет в сторону города Вильнюса, но ему не дали этого сделать, тоже такой информации нет», — сказал директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.

В результате самолет приземлился в Минске. А всех, кто был на борту, проверили, бомбу не нашли, и через некоторое время полет из Афин в Вильнюс был продолжен. Правда, без Романа Протасевича, летевшего этим рейсом. Протасевич — личность в Белоруссии известная. Основатель телеграм–канала «Нехта», признанного в этой стране запрещенной иностранной экстремистской организацией. Остальные пассажиры, благополучно долетевшие до Вильнюса, сразу после приземления стали вспоминать, что Протасевич запаниковал еще в полете, когда экипаж сообщил о решении приземлиться в Минске.

«Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним», — рассказал один из пассажиров.

Часть стран Евросоюза практически сразу обвинила Белоруссию в незаконных действиях, которые несли угрозу всем пассажирам рейса. В Литве даже возбуждено уголовное дело по факту захвата воздушного судна, даже несмотря на то, что ICAO (Международная организация гражданской авиации), официально сообщив об обеспокоенности, не спешит делать каких-либо выводов.

«Мы с нетерпением ожидаем официального подтверждения дополнительной информации заинтересованными странами и операторами», — сообщили в ICAO.

Сами белорусские власти утверждают, что действовали строго в соответствии с нормативами. Вот комментарий пресс-секретаря МИД Белоруссии Анатолия Глаза: «Нет никаких сомнений, что действия наших компетентных властей также полностью соответствовали установленным международным правилам. На этом фоне, конечно, поражает поспешность откровенно воинственных заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. Ситуация прямо и явно нагнетается».

Не нагнетать раньше времени ситуацию призвал и министр иностранных дел России. При этом Сергей Лавров подтвердил, что задержанная вместе с Протасевичем девушка — российская гражданка.

«Мы выступаем за то, чтобы эту ситуацию оценить не сгоряча, не впопыхах, а на основе всей имеющейся информации. Беларусь готова предоставить все необходимые материалы, которые подтвердят, как было сказано, что соответствующие авиационные власти действовали в рамках международных правил. Ну и, поскольку вы упомянули про белорусского гражданина, с ним также осталась, как мы можем понять, в Минске его знакомая. Она гражданка России. Мы уже связались с ее отцом, и наше посольство обратилось в МИД Белоруссии с просьбой предоставить информацию о нашей гражданке и обеспечить к ней консульский доступ», — сообщил Сергей Лавров.

Тем временем в Евросоюзе уже начали обсуждение возможных санкций против Белоруссии и лично Александра Лукашенко. А живущая за границами Белоруссии и называющая себя «президентом в изгнании» Светлана Тихановская призвала авиакомпании Европы не летать над ее родиной: «Отныне ни одному человеку, который совершает полеты над Белоруссией, не гарантирована даже базовая безопасность. Больше никто не застрахован».

Впрочем, к призыву пока присоединилась лишь Литва, где и живет сейчас Тихановская, и Латвия. А, например, авиакомпания KLM из Нидерландов отказалась облетать Белоруссию, тем более что случай с посадкой в Минске далеко не вопиющий.

Удивительно, но совсем иначе Европа реагировала, а точнее совсем не реагировала, на куда более шокирующую посадку самолета президента Боливии Эво Моралеса, когда Португалия и Франция, сегодня так рьяно выступающая за санкции в отношении Белоруссии из-за инцидента, как по команде закрыли для него свое воздушное пространство. Выяснилось, что сделано это было по просьбе США, которые думали, что на самолете боливийского президента летит бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден.

В 2012 году Турция приказала приземлиться борту, следовавшему по маршруту Москва — Дамаск. А в 2016 году Украина заставила вернуться в Киев самолет как раз белорусской авиакомпании для ареста якобы агента Москвы, летевшего на нем.

В российском МИД прокомментировали реакцию Запада на приземление в Минске лайнера, летевшего из Афин в Вильнюс

Нештатный полет, незапланированная посадка в Минске и вполне ожидаемая реакция Запада. Там уже требуют жестких санкций в отношении Белоруссии, которая тем временем спокойно объясняет свои мотивы. Прокомментировали ситуацию и в российском МИД.

«Мы, солдаты "Хамас", требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delfi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом», — зачитал директор Департамента авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артем Сикорский.

Как говорят в Минтрансе Белоруссии, как раз в тот момент самолет авиакомпании Ryanair входил в воздушное пространство страны. Белорусские военные среагировали моментально, подняв в воздух истребитель.

«После того, как командир данного гражданского судна принял решение осуществить посадку на запасном аэродроме Минск-2 и развернул самолет в направлении Минска, дежурный экипаж получил задачу взять на контроль и, в случае необходимости, оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2», – сообщил начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии Андрей Гурцевич.

В результате самолет приземлился в Минске. А всех, кто был на борту, проверили. Бомбу не нашли, и через некоторое время полет из Афин в Вильнюс был продолжен. Правда, без Романа Протасевича, летевшего этим рейсом. Он был задержан. Протасевич — основатель телеграм-канала «Нехта», базирующегося в Польше и признанного в Белоруссии запрещенной иностранной экстремистской организацией. Остальные пассажиры, в конце концов тем же самолетом благополучно долетевшие до Вильнюса, сразу после приземления стали вспоминать, что Протасевич запаниковал еще в полете, когда экипаж сообщил о решении приземлиться в Минске.

«Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним», — рассказал один из пассажиров.

Часть стран Евросоюза практически сразу обвинила Белоруссию в незаконных действиях, которые несли угрозу всем пассажирам рейса. В Литве даже возбудили уголовное дело по факту захвата самолета. При этом эксперты в области воздушного права утверждают, что если информация о том, что экипаж Ryanair действительно сам принял решение приземлиться в Минске, то ничего белорусские власти не нарушали.

«Все было сделано совершенно логично. То есть никакого принуждения совершить посадку в отношении гражданского воздушного судна Ryanair никто не оказывал. То есть последнее решение принимает экипаж. И у нас также нет информации о том, что экипаж принял решение, допустим, продолжить полет в сторону города Вильнюса, но ему не дали этого сделать, тоже такой информации нет», — сказал директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.

Минск категорически опровергает слухи о якобы угрозах применения ракет в случае продолжения полета и пригласил все заинтересованные стороны принять участие в расследовании инцидента. Вот комментарий пресс-секретаря МИД Белоруссии Анатолия Глаза: «Нет никаких сомнений, что действия наших компетентных властей также полностью соответствовали установленным международным правилам. На этом фоне, конечно, поражает поспешность откровенно воинственных заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. Ситуация прямо и явно нагнетается».

Яркий пример — выходка главы МИД Латвии и мэра Риги, где сейчас проходит чемпионат мира по хоккею. Они собственноручно сняли государственный флаг Белоруссии, установленный в центре города, и поменяли его на красно-белый, оппозиционный. В самой Белоруссии он признан экстремистским. Минск за это потребовал всем сотрудникам посольства Латвии в течение суток покинуть страну.

А вот Великобритания уже выступила в своем стиле «хайли лайкли». Министр иностранных дел королевства не исключил «руку Москвы» в инциденте с самолетом и предложил ввести очередные санкции против России. Что шокировало даже США. Белый дом заявил, что не станет делать поспешных выводов.

Не спешит делать выводов и ICAO (Международная организация гражданской авиации), чьи рекомендации, собственно, и должны выполнять все авиакомпании в мире.

«Мы с нетерпением ожидаем официального подтверждения дополнительной информации заинтересованными странами и операторами», — сообщили в ICAO.

Не нагнетать ситуацию и не делать выводов до окончания расследования инцидента, призвал и министр иностранных дел России. При этом Сергей Лавров подтвердил, что задержанная вместе с Романом Протасевичем девушка — российская гражданка.

«Мы выступаем за то, чтобы эту ситуацию оценить не сгоряча, не впопыхах, а на основе всей имеющейся информации. Беларусь готова предоставить все необходимые материалы, которые подтвердят, как было сказано, что соответствующие авиационные власти действовали в рамках международных правил. Ну и, поскольку вы упомянули про белорусского гражданина, с ним также осталась, как мы можем понять, в Минске его знакомая. Она гражданка России. Мы уже связались с ее отцом, и наше посольство обратилось в МИД Белоруссии с просьбой предоставить информацию о нашей гражданке и обеспечить к ней консульский доступ», — сообщил Сергей Лавров.

Белорусские оппозиционеры, живущие сейчас в Европе, так же активно, как и политики Польши, Литвы и Латвии, включились в эту информационную войну. Так, Светлана Тихановская, продолжающая называть себя избранным президентом, призвала авиакомпании Европы не летать больше над ее родиной: «Отныне ни одному человеку, который совершает полеты над Белоруссией, не гарантирована даже базовая безопасность. Больше никто не застрахован».

Впрочем, Евросоюз только планирует обсудить тему отмены полетов над Белоруссией. К призыву Тихановской пока присоединилась Литва, где она сейчас живет, Латвия, шведская компания SAS и Украина. А вот, например, KLM из Нидерландов отказалась облетать Белоруссию, посчитав, что это экономически невыгодно. К тому же, подобные случаи самолетами уже бывали.

«Мы помним совершенно позорную историю с посадкой самолета президента Боливии, Моралеса. Помните, тогда по просьбе американских друзей, так сказать, самолет не посадили на дозаправку ни в Испании, ни во Франции. В итоге отправили в Вену, где самолет был досмотрен, искали там Сноудена. Это вообще вопиющий, позорный случай», — сказал политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

МИД России в официальном комментарии напомнил несколько случаев таких же посадок самолетов, на которых никакой реакции от так называемого «коллективного Запада» не последовало. Турция в 2012 году приказала приземлиться борту, следовавшему по маршруту Москва — Дамаск. А в 2016 году Украина заставила вернуться в Киев самолет как раз белорусской авиакомпании для ареста якобы агента Москвы, летевшего на нем. Еще одни случай был совсем недавно, в 2019-м.

Из комментария официального представителя МИД России Марии Захаровой: «По схожему сценарию украинские спецслужбы планировали в 2019 г. захватить «вагнеровцев» – с помощью экстренной посадки в Киеве самолета из Минска в Стамбул. К счастью, эта операция СБУ провалилась. Характерно, что все указанные акции совершались намеренно, в нарушение норм международного права. Реакция Запада на них практически отсутствовала, никто из виновных так и не понес наказания».

МИД России призвал западных партнеров воздержаться от применения «двойных стандартов» и принять меры к тому, чтобы трезво, без эмоций оценить ситуацию.

Суверенитет против иммунитета

Нравится это кому-то или нет, но в действиях официального Минска сугубо юридически нельзя найти ничего, что можно было бы определить как «воздушное пиратство», или предъявить белорусским властям другие обвинения, которыми в эти дни пестрят СМИ, говорит профессор МГИМО Дмитрий Лабин.

«Суверенное государство суверенно не только на плоскости, но и по вертикали — то есть в пределах своего воздушного пространства до границы атмосферы, — поясняет он. — Соответственно, оно имеет право брать под контроль то, что происходит над его территорией даже в международных воздушных коридорах. Правда, затем власти этой страны должны объяснять международному сообществу, что ситуация действительно была чрезвычайной и требовала такого вмешательства».

NEXTA Проверка багажа пассажиров экстренно посаженного в Минске борта авиакомпании Ryanаir

Источник: NEXTA

Сложность заключается в том, что не существует четко прописанного «количественного» эталона, который позволял бы определять, какая ситуация требует экстренного вмешательства, а какая недостаточно чрезвычайна. По умолчанию, необходимым и достаточным считается наличие угрозы жизни пассажиров и экипажа самолета или морского судна, уточняет Лабин.

«Здесь в самом деле очень тонкая грань, — говорит он. — Самолет — это квазитерритория того государства, под флагом которого он летает. Самолет считается находящимся в международном воздушном пространстве с момента закрытия люков, даже если физически он все еще стоит на земле. Но, в отличие от территории посольства, его пассажиры не обладают экстрерриториальностью, которая, к примеру, защищала Джулиана Ассанджа от ареста британской полицией, пока он находился в посольстве Эквадора».

Именно поэтому пребывание на борту воздушного или морского судна не дает пассажирам иммунитета, сходного с дипломатическим — какой бы паспорт они ни имели при себе, поясняет Лабин. Если пассажир не является носителем дипломатического статуса, он обязан подчиниться требованиям местных властей: к примеру, покинуть самолет или совершить те или иные другие действия.

Поэтому единственным ограничением своеволия властей в отношении граждан других государств, путешествующих самолетом, является риск получить зеркальный ответ в отношении собственных граждан за рубежом.

Но в случае с Ryanаir белорусские власти даже этого могут не опасаться, потому что Роман Протасевич — гражданин Беларуси. Именно этот момент и является главной страховкой для режима Лукашенко от возможных ответных мер: с точки зрения международного права, происшествие на рейсе FR4978 — это разборка между «своими». Вопрос в том, кто и как теперь трактует международное право.

Как летел самолет из афин в вильнюс

«Отличная спецоперация» или авиапиратство? Как власти Белоруссии посадили опасного оппозиционера

Истребитель МиГ-29 ВВС Белоруссии эскортировал гражданский пассажирский самолет ирландского лоукостера, на борту которого из Греции в Литву летел экс-редактор белорусского оппозиционного телеграм-канала. После принудительной посадки в Минске и ареста оппозиционера борт полетел в Вильнюс. Но волна реакции на произошедшее взлетела выше.

23.05.2021 22:55


Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

Рейс FR4978 крупнейшего европейского дискаунтера Афины — Вильнюс был прерван за 15 минут до посадки в пункте назначения. В сопровождении истребителя борт со 123 пассажирами направился в Минск, где одного из них власти ждали особо. Именно такой маневр позволил арестовать основателя главного рупора прошлогодних белорусских протестов Романа Протасевича.

Вместе с Протасевичем задержаны еще пять человек, включая его девушку, сообщает «Новая газета». Вылететь в Вильнюс самолет Ryanair смог только в 20:35.

Самолет ирландского лоукостера Boeing 737–800 с регистрационным номером SP-RSM взлетел из Афин с 20-минутным опозданием. На пути в Литву должен был пересечь Болгарию, Румынию, Украину и Белоруссию. Воздушное пространство любого суверенного государства является его собственностью. Поэтому для организации таких международных рейсов между государствами заключены специальные соглашения о праве пролета, которые называются «свободы». Так, первая свобода воздушного пространства разрешает лишь транзит без посадки и дозаправки, вторая — дозаправку в аэропорту на территории транзитного государства. Далее — вплоть до седьмой свободы, которая позволяет иностранным перевозчикам выполнять внутренние рейсы на территории третьих стран. К 2009 году конвенция о первых двух свободах была подписана 129 странами, в том числе и Белоруссией. При этом любое государство имеет право применять необходимые средства для предотвращения террористической угрозы в своём воздушном пространстве. Белорусские власти воспользовались этим правом, когда самолету с Романом Протасевичем оставалось 30 километров до границы с Литвой.

Траектория полета рейса Ryanair FR4978 23 мая 2021 года

Траектория полета рейса Ryanair FR4978 23 мая 2021 года Фото: скриншот / Flightradar24

«Пилотам сообщили о потенциальной опасности на борту и направили в ближайший аэропорт — Минск», — рассказали в пресс-службе авиаперевозчика. Чтобы подчеркнуть серьёзность летящей угрозы, на перехват гражданского самолета был отправлен истребитель МиГ-29 белорусских ВВС.

Разница в траектории снижения при выполнении рейсов Ryanair FR4978 в предыдущие недели и 23 мая 2021 года

Разница в траектории снижения при выполнении рейсов Ryanair FR4978 в предыдущие недели и 23 мая 2021 года Фото: скриншот / Flightradar24

По данным Flightradar 24, траектория снижения сегодняшнего рейса Ryanair FR4978 отличалась от обычной. В предыдущие месяцы самолёт начинал снижение за 177 километров до Вильнюса, однако в этот раз начал снижение лишь за 73 километра до аэропорта назначения. В момент разворота до Вильнюса оставалось лететь 75 километров, до аэропорта Минска — около 185 километров. Такая траектория полета явно не соответствуют процедуре реагирования на потенциальную угрозу на борту.

Расстояние в морских милях до аэропортов Вильнюса и Минска в точке разворота самолёта Ryanair 23 мая 2021 года

Расстояние в морских милях до аэропортов Вильнюса и Минска в точке разворота самолёта Ryanair 23 мая 2021 года Фото: скриншот / Skyvector, Flightradar24

В свете присутствия истребителя МиГ-29 поведение пилотов ирландского лоукостера выглядит как принуждение к посадке. Согласно российскому законодательству, многое из которого повторяется в белорусском, применение оружия против гражданского самолета разрешается в том случае, если «имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки». Поэтому в присутствии белорусского истребителя пилотам Ryanair пришлось бы развернуть самолет у самой границы, даже если бы они пытались этого избежать.

«Главный пассажир» борта — Роман Протасевич со своей «Некстой» в Белоруссии объявлены вне закона. Издание признано экстремистским, а его экс-главный редактор проходит обвиняемым в уголовном деле по статье об организации массовых беспорядков (наказание — до 15 лет тюрьмы). Он покинул страну и не собирался туда возвращаться, но белорусские власти, похоже, нашли, как его вернуть. Сам Протасевич перед задержанием заявил попутчикам, что ему грозит смертная казнь. В теории это возможно — достаточно будет в ходе следствия переквалифицировать обвинения со статьи 293 (массовые беспорядки) на 289 (терроризм, совершенный группой лиц), 356 (государственная измена), 360 (диверсия), 359 (акт терроризма в отношении государственного деятеля), — выбирать в белорусском УК есть из чего.

Первыми на этот инцидент отреагировали, ожидаемо, в Вильнюсе. МИД Литвы вызвал исполняющего обязанности временного поверенного в делах Белоруссии, чтобы потребовать немедленного освобождения пассажиров и экипажа самолета, совершившего вынужденную посадку в Минске. А президент Гитанас Науседа в твиттере заявил, что именно белорусские власти принудили самолет сесть, чтобы задержать Протасевича.

Первыми проявили возмущение ситуацией литовские власти. Вслед за ними полетел шквал заявлений.

ЕС обеспокоен посадкой самолета Ryanair в Минске, призывает власти Белоруссии немедленно освободить всех его пассажиров, заявил глава Евросовета. Ситуация с посадкой рейса в Минске является опасным инцидентом, требующим международного расследования, заявил и генсек НАТО.

Глава МИД Франции призвал европейские страны к решительному и единому ответу за посадку самолета Ryanair в Минске. Посла Белоруссии в Париже вызвали для дачи объяснений.

Действия Белоруссии в отношении Протасевича будут иметь серьезные последствия, заявили в МИД Великобритании.

МИД Австрии призвал провести международное расследование инцидента с посадкой самолета Ryanair в Минске.

Берлин требует от Минска немедленного разъяснения ситуации вокруг рейса Ryanair и задержания журналиста, заявили в МИД ФРГ.

Польша выступила уже с конкретными предложениями. Она обратилась к главе Евросовета с просьбой рассмотреть на саммите введение санкций против белорусских властей, которые должны касаться запрета полетов для белорусских авиакомпаний, заявил премьер Моравецкий.

Это может разрушить планы Минска по продвижению своего аэропорта для организации международного хаба. Планы были большие. «Из каждого региона выбрали ряд стран, например, в Европе это Дания, Румыния, Словакия и другие; в Северной Америке — США и Канада; в Азии — Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Пакистан и другие. Для того, чтобы они выполняли полеты в Национальный аэропорт Минск и транзитом в третьи страны. Мы очень заинтересованы в организации таких рейсов, для нас это более чем интересно», — в августе 2020 года в интервью The Village Беларусь заявлял директор Департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артем Сикорский.

В России официальные власти пока никак не прокомментировали минский воздушный маневр. Только горячие головы высказывают восхищение «лихим батькой». К примеру, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков назвал задержание белорусскими властями Романа Протасевича «блестящей спецоперацией».

У всех с языка, похоже, снял МИД Греции, назвав посадку самолета Ryanair в Минске «актом государственного авиапиратства». В этой стране последнее время как раз и находился Роман Протасевич, сопровождавший в полуофициальном визите участницу президентской гонки в Белоруссии в 2020 году Светлану Тихановскую. Там она встречалась с министром иностранных дел Греции и премьер-министром Северной Македонии, а также выступила на Дельфийском экономическом форуме. Когда Тихановская возлагала цветы к памятнику греческим студентам, погибшим от рук военной хунты во время восстания, Протасевич делал фотографии для ее блога.

Андрей Меньшенин, Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»


Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

Траектория полета рейса Ryanair FR4978 23 мая 2021 года

Траектория полета рейса Ryanair FR4978 23 мая 2021 года Фото: скриншот / Flightradar24

Разница в траектории снижения при выполнении рейсов Ryanair FR4978 в предыдущие недели и 23 мая 2021 года

Разница в траектории снижения при выполнении рейсов Ryanair FR4978 в предыдущие недели и 23 мая 2021 года Фото: скриншот / Flightradar24

Расстояние в морских милях до аэропортов Вильнюса и Минска в точке разворота самолёта Ryanair 23 мая 2021 года

Расстояние в морских милях до аэропортов Вильнюса и Минска в точке разворота самолёта Ryanair 23 мая 2021 года Фото: скриншот / Skyvector, Flightradar24

Эксперт раскритиковал действия пилота Ryanair, экстренно севшего в Минске

Маршрут самолета авиакомпании Ryanair над Белоруссией (коллаж)

В СМИ распространяется фрагмент переговоров диспетчера и пилотов самолета, из которых следует, что «служба безопасности аэропорта [Национальный аэропорт «Минск»] сообщила о получении электронного письма». Официально запись переговоров пока что не опубликована.

При этом неясным остается и почему сигнал о минировании поступил буквально за несколько минут до прибытия рейса компании Ryanair в пункт назначения — аэропорт литовской столицы.

На борту самолета ирландской авиакомпании, который совершил экстренную посадку в Минске, находились больше 100 пассажиров, среди них — основатель признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta и главред Telegram-канала «Беларусь головного мозга» Роман Протасевич. До этого он находился в розыске в Белоруссии, после посадки самолета его задержали.

Для сопровождения пассажирского самолета в небо был поднят истребитель МиГ-29 ВВС Белоруссии.

Однако остается много вопросов. В частности, зачем нужно было разворачивать самолет в Минск, а не посадить его, предположим, на ближайшем аэродроме 1-го класса ВВС Белоруссии в Лиде, где базируется 116-я гвардейская штурмовая авиационная Радомская Краснознаменная база. Кроме того, самолет мог совершить посадку на авиабазе в Барановичах.

«В этой ситуации более чем удивительно поведение командира воздушного судна Ryanair»,

Военачальник напомнил, что это был рейсовый самолет, полет совершался по заявке, в строго отведенное для этого время и на установленном эшелоне и курсе.

Пилот Ryanair как командир воздушного судна мог запросто проигнорировать все требования как летчика МиГ-29 ВВС Белоруссии, так и белорусских наземных служб, считает эксперт.

Мальцев уверен, что если самолет гражданский, летит по расписанию, нарушителем государственной границы и режима полетов не является, до посадки на аэродроме назначения остаются считанные минуты, то с предполагаемой взрывчаткой могли разобраться в пункте назначения, то есть в Вильнюсе, а в Минск, совершая огромный крюк, для этого лететь никакой необходимости не было.

«И что бы в этом случае сделал пилот белорусского МиГ-29, если командир самолета Ryanair отказался выполнять его требования? — задается вопросом генерал-полковник Игорь Мальцев. — Да ровным счетом ничего. Это пассажирский самолет, не RC-135 и не Р-8 «Посейдон», он не нарушал воздушное пространство Белоруссии, летел по установленному международному коридору. К тому же, по гражданским лайнерам и транспортным воздушным судам огонь открывать истребителям-перехватчикам категорически запрещается. И любой пилот об этом знает. Если он уничтожит гражданский самолет, то сразу перейдет в разряд международных преступников, и ему грозят, мягко говоря, очень большие неприятности. И даже глава государства в этом случае может его не прикрыть».

«Таким образом, поведение командира воздушного судна компании Ryanair в этой ситуации кажется мне более чем странным. Поэтому невольно возникает впечатление — не поработали ли с этим пилотом спецслужбы еще до вылета? Ничем другим его поведение объяснить нельзя. Ну, подошел к нему истребитель, а что дальше? Само приближение истребителя к рейсовому самолету ничем этому рейсовому самолету не грозит. Что он его, таранить что ли собирался? При этом командир воздушного судна Ryanair находился на связи с аэродромом вылета, прилета, пунктами единой системы управления воздушным движением. Словом, темная история», — считает заслуженный военный летчик Игорь Мальцев.

Кроме того, продолжает эксперт, если предположить, что истребитель выполнял атаку, то пилот Ryanair, в принципе, не мог видеть ее, поскольку атака осуществляется с задней полусферы.

В то же время, на самолете во время перелета из Афин в Вильнюс могли находиться сотрудники КГБ Белоруссии, заявил в эфире радио Newstalk глава Ryanair Майкл О'Лири.

«Похоже, власти намеревались снять с рейса журналиста и его попутчика. Мы полагаем, что в аэропорту также сошли с рейса некоторые агенты КГБ», — заявил О'Лири, добавив, что считает инцидент с самолетом «поддерживаемым государством угоном».

Как бы то ни было, практика принудительной посадки самолетов не в пункте назначения — не такой уж редкий случай в международных отношениях. Так, в частности, в 2012 году истребители ВВС Турции были подняты, чтобы принудить сирийский пассажирский самолет сесть в Анкаре. Тогда лайнер, выполнявший рейс из Москвы в Дамаск, заподозрили в перевозке военного груза.

В 2013 году власти Европейского союза принудили к посадке в Вене самолет президента Боливии Эво Моралеса, следовавший из Москвы. Самолет в аэропорту австрийской столицы обыскали, но экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена (а поводом для посадки президентского лайнера была информация, что Сноуден, возможно, находится в этом самолете) на борту так и не обнаружили.

В 2016 году самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел из киевского аэропорта Жуляны. За 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии пилоты получили указание от диспетчера немедленно вернуться на аэродром вылета. В случае отказа в воздух собирались поднять истребители украинских ВВС. Все это предпринималось для того, чтобы снять с борта некоего гражданина Армении.

Что касается нынешнего инцидента, правоохранительные органы Литвы возбудили уголовное дело после посадки в Минске лайнера авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс. Об этом сообщил заместитель генерального комиссара полиции Арунас Арлаускас. По его словам, члены экипажа самолета, приземлившегося поздно вечером в пункте назначения, будут допрошены уже сегодня.

Подложили не бомбу, а Минск вместо Вильнюса

Слабым местом в версии с угрозой ХАМАСа является вопрос, почему было решено предупредить именно власти Беларуси, а не Украины, над которой тоже пролетал рейс, или Литвы — раз уж задачей было «наказать Евросоюз».

Впрочем, заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник считает: не столь важно, кто отправил фейковую угрозу взорвать самолет; надо разобраться, как вели себя власти разных стран.

NEXTA Действия официального Минска по посадке летевшего в Вильнюс самолета с Протасевичем на борту сугубо юридически нельзя определить как «воздушное пиратство»

Источник: NEXTA

«В такой ситуации никто не может вынудить командира воздушного судна приземлиться в аэропорту, который указывают с земли, — говорит он. — Решение принимает только КВС, поскольку только он отвечает за безопасность полета. Если бы командир рейса Афины—Вильнюс счел, что сажать лайнер в более близком Вильнюсе безопаснее, чем лететь в более удаленный минский аэропорт, он бы так и сделал».

Хитрость заключалась в том, указывает Сытник, что предупреждение гласило: бомба взорвется именно в Вильнюсе. Как можно было обеспечить такую привязку к месту, сказать сложно. Но у КВС не было никакого желания проверять угрозу на ее реализуемость.

«Этой деталью — что целью является Вильнюс — отправители угрозы лишили командира самолета возможности выбора. Он мог сесть только во втором ближайшем аэропорту, которым в той позиции являлся минский», — констатирует пилот.

Спецоперация белорусского КГБ на борту рейса Афины - Вильнюс



По факту белорусское КГБ содрало, как под кальку, операцию украинского СБУ лета 2020го. Тогда украинцы хотели заманить в самолет, летевший в Стамбул на пересадку, отряд вагнеровцев, и посадить самолет в Одессе. Операцию тогда сдал Путину соратник Зеленского и глава его администрации, Ермак. Вагнеровцев тормознули в Минске, и некоторое время Лукашенко рассказывал всем, что вагнеровцы прибыли чтобы дестабилизировать ситуацию в Белоруссии после выборов. То ли не понимал что происходит, то ли не знал просто.


Видать задумка операции очень понравилась Лукашенко, и он ее решил повторить в отношении одного из своих злейших врагов, бывшего основателя канала NEXTA - Романа Протасевича. На борт в Афинах сел крот белорусского КГБ, спровоцировал конфликт с персоналом самолета, когда самолет был над Белоруссией, пилоты действовали по протоколу, находясь еще в небе Белоруссии, обратились к минскому диспетчеру, те дали команду садить самолет в Минске, до которого было 250 км, а не в Вильнюсе, до которого было 100 км.


Экипаж объявил код опасности 7700 что означает проблемы на борту самолета, вряд ли это бомба как сейчас говорят, литовские СМИ пишут, что просто был конфликт, спровоцированный одним из пассажиров. На борту было 120 пассажиров. Лукашенко поднял на перехват МИГ 29, который и заставил самолет Ryanair сесть в Минске. Сейчас официальные СМИ Лукашенко будут трубить, что они спасли жизни пассажиров, ахах.
В Минске всех пассажиров выгурзили, и вуаля, Протасевича арестовали. Сейчас самолет отпустят, вместе с литовцами, летевшими в Вильнюс. А Протасевичу грозит расстрел. Но думаю, что эта история далека от окончания. Последуют оргвыводы, вплоть до запрета полетов над территорией Белоруссии.

Рейс Афины – Вильнюс: политический недолёт

Официальный Минск демонстрирует креативный подход к международному праву, и никто не может предсказать, как далеко зайдет творческая мысль Александра Лукашенко.

Рейс Афины – Вильнюс: политический недолёт

EPA/STRINGER/ТАСС

Задержание белорусскими властями политического оппонента на борту ирландского самолета, следовавшего из Греции в Литву, показывает, что в Минске у власти находится далеко не провинциальный диктатор, каким рисуют Александра Лукашенко его противники в стране и за ее пределами.

Пересказывать историю воскресной экстренной посадки лайнера Ryanаir в аэропорту столицы Беларуси нет смысла, потому что ее во всех подробностях и со всех сторон не осветил только ленивый. В результате этого воздушного маневра Роман Протасевич сидит в СИЗО и зачитывает заявления через Телеграм-канал; Александр Лукашенко собирается в Сочи для консультаций с российским коллегой; страны Запада призывают объявить Минску воздушную блокаду и заодно запломбировать газопровод «Ямал-Европа».

Непонятно другое: почему после столь блестяще проведенной спецоперации (еще раз оговоримся — если это была операция именно белорусских спецслужб) — депутат Госдумы Василий Лысенков даже аплодировал ей публично — в Минске теперь комментируют ситуацию в стиле «мопед не мой». Дескать, присутствие на борту Ryanаir оппозиционера Протасевича было неожиданностью для белорусских властей, а посадку в Минске, уже будучи буквально на подлете к Вильнюсу, запросил сам командир воздушного судна. Наконец, зачем было приписывать угрозы взорвать самолет палестинскому движению ХАМАС, как это сделал представитель Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Артем Сикорский, если уже вечером в понедельник представитель движения Фавзи Бархум заявил, что организация не имеет отношения к угрозе взрыва самолета.

«Мы не прибегаем к таким методам, за ними могут стоять стороны, которые стремятся демонизировать ХАМАС и помешать миру сочувствовать палестинскому народу и его законному сопротивлению», - сказал Бархум.

Главное знать, где какие законы действуют

Доцент юрфака МГУ Алексей Исполинов тоже полагает, что с формальной точки зрения белорусские власти действовали в полном соответствии с требованиями международных норм безопасности полетов.

«До 2000-х годов самолеты захватывали то и дело, потому что — сейчас это мало кто помнит — при посадке на рейс предполетный досмотр пассажиров не осуществлялся вообще, — напоминает он. — А вот после терактов в США 11 сентября 2001 года требования к безопасности стали отчасти даже параноидальными. Власти обязаны реагировать даже на угрозу, шитую, казалось бы, самыми белыми нитками. И способы такого реагирования прописаны детально. Власти Беларуси следовали именно такому алгоритму», — сказал он.

После того, как в соответствие с этими правилами пассажиров ирландского самолета высадили в минском аэропорту, они стали объектами местного законодательства. И поступать со своим гражданином власти Беларуси могли так, как сочли необходимым. А оппозиционер он или нет имело в данном случае исключительно эмоциональную и политическую, но никак не правовую окраску.

Известны многочисленные случаи, когда спецслужбы той или иной страны похищали или убивали своих граждан — противников правящих режимов — на территории других государств, где диссиденты пытались прятаться, напоминает Исполинов. С точки зрения международного права, подобные действия противозаконны, потому что на территории каждого государства действуют его законы, обязательные в том числе для иностранцев. Перенос внутренних конфликтов на территорию другого государства не делает их участников экстерриториальными. Но в случае с рейсом FR4978, ни о каком вторжении на чужую территорию речи не идет, констатирует Исполинов.

«Принудить человека покинуть территорию другого государства, похитить его насильно — это преступление. Но в данном случае никто не вламывался в ирландский самолет с криком «Роман Протасевич, руки за голову, выходи!». Все пассажиры, включая его, прошли стандартный набор процедур. А то, что было дальше, лежит за рамками международного права, в рамках национального законодательства — в данном случае белорусского», - говорит юрист.

Читайте также: