Смерть какого политического деятеля помогла эмигрировать евреям бежавшим в испанию

Обновлено: 07.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

0 6 3

пользователи оставили 10 комментариев , вы можете свернуть их

2 -1 1

0 1 1

1 -1 0

0 1 1

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 0 0

0 1 1

0 0 0

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

Испанские евреи и их потомки [↑]

Изгнание из Испании продолжило еврейскую историю галута и скитаний. Подобные события, хотя и в значительно меньших масштабах, ранее имели место в Англии, Франции и различных немецких княжествах.

Изгнанники из Испании основывали общины, и их традиции, их подход к изучению Торы, переплетаясь с традициями еврейских общин Северной Африки, Ближнего Востока и других общин Средиземноморья, во многом послужили основой для сефардской традиции Иудаизма.

Многие евреи обосновались в Северной Африке, но были и те, кто предпочли продолжить свой путь по направлению к Египту и прочим землям, находящимся под турецким правлением и лежащим на пути к Эрец Исраэль. Среди них — раби Яаков Бейрав, раби Авраам Захут, раби Давид Бен Зимра (Радбаз), раби Моше Алхакер, раби Иеуда Хаят.

Через несколько десятилетий в Святой Земле расцвела община Цфата, где собрались великие раввины, каббалисты и мудрецы Торы, их влияние и труды во многом определили развитие еврейской мысли и изучения Торы на все последующие века.

Изгнание из Испании

Наследник арагонского престола Фернандо взял в жены наследницу кастильского королевства Изабеллу. Объединением Арагона и Кастилии началось последнее действие трагедии испанского еврейства.

В план Фернандо и Изабеллы входил захват мусульманской Гренады, принуждение к крещению евреев и мусульман и превращение Испании в католическое королевство. Реализация плана началась с преследования анусим — насильственно крещеных. Королевская чета обратилась к римскому папе с просьбой устроить инквизицию, чтобы судить каждого подозреваемого в тайном исполнении еврейских обрядов.

Переговоры между папой и правителями Испании были довольно долгими: спорили из-за того, кому достанется конфискованное имущество. Фернандо нуждался в деньгах для войны с Гренадой. Он оказался настойчивее и сильнее, и папе пришлось уступить.

Первый суд инквизиции состоялся в Севилье в 5240 (1480) году. Он завершился ужасной церемонией, на которой заживо сожгли шестерых анусим. Это был большой праздник для священников и знати.

Огонь инквизиции прошел по Испании, только за один год в Севилье казнили 500 анусим. Для поощрения доносительства значительную часть имущества осужденных передавали доносчикам. Теперь любая семья евреев, перешедших в христианство, могла оказаться в руках инквизиции.

Испытания изгнания [↑]

Часть изгнанников искала убежище в странах, граничащих с Испанией. В частности, евреи Кастилии отправились в сторону Португалии, король которой согласился дать им временный приют при условии повышенной оплаты права вхождения в страну.

Часть беженцев оказалась в Северной Италии, некоторое их количество на короткий срок нашло приют в королевстве Наваррском. Большая группа евреев, в которой был дон Ицхак Абарбанель, поселилась в Южной Италии. Небольшое число укрылось в венецианском графстве или в провинциях Оттоманской империи.

Но основная масса направилась в Северную Африку. Десятки тысяч евреев достигли берегов Северной Африки, и немало полегло в дороге, не выдержав тягот пути.

То, что евреям разрешали селиться в тех или иных странах, вовсе не означало, что настал конец их волнениям. Если, к примеру, король Марокко открыл для них ворота своего королевства, его подданные отнюдь не были приветливы к этим евреям, обессилевшим от дорожных переживаний, различных болезней и голода. У многих даже не было иного выбора, кроме как вернуться в Испанию.

Евреи, нашедшие приют в Неаполе, через несколько лет были изгнаны и оттуда. Большое бедствие ожидало евреев в Португалии: не прошло и пяти лет, как им пришлось бежать и оттуда.

Во вступлении к своему комментарию к книге Царей — «Млахим», дон Ицхак Абарбанель рисует волнующую картину страданий, перенесенных изгнанниками. «Их уделом были тяжкие и многочисленные испытания, ограбленные и лишенные всего, обреченные на голод и эпидемии, проданные в качестве рабов и слуг во все стороны света. Некоторые отправились морем, не боясь бурных вод, но и там рука Б-га покарала их: было много тех, кто, сгорев вместе со своими кораблями, узнали одновременно муки воды и огня…»

Еврейский Мир

С учетом известных альтернатив еврейская политика Франко в годы гитлеровского геноцида выглядит далеко не худшим образом, но при этом реальная картина событий оказывается совсем не похожа на тот пропагандистский лубок, который был создан в связи с данным вопросом Испанией в послевоеннный период

К XVII веку этими и другими подобными мерами западноевропейские правители почти полностью вытеснили евреев из своих владений, в результате чего основными районами еврейского расселения на континенте стали Польша и другие страны Восточной Европы. Но изгнание из Испании выделялось даже на этом фоне жестоких гонений – как своими масштабами, так и длительностью исторического периода, в течение которого запрет на проживание евреев в Испании оставался в силе.

По свидетельству дона Ицхака Абраванеля, знаменитого еврейского ученого и комментатора Писания, занимавшего видный пост при дворе Фердинанда и Изабеллы, ко времени изгнания в Испании насчитывалось порядка 300 тысяч евреев, но некоторые современные историки считают эту оценку заниженной (для сравнения: в Англии в 1290 году было не более 20 тысяч евреев).

За плечами евреев Испании было не менее пятнадцати столетий почти непрерывного проживания в этой стране. Быть беженцем трудно во все времена, но в конце XV века участь изгнанных из Испании евреев была поистине ужасной. Поставленные перед необходимостью срочно избавиться от своего имущества, они продавали его за бесценок. Вырученных денег часто не доставало даже на то, чтобы оплатить место для семьи на уходящем из Испании корабле. При этом собственность еврейских общин отходила в королевскую казну, которая передавала ее муниципалитетам, церквям и монастырям. Еврейские кладбища превращались в выгоны для скота, надгробия сносились. Во многих случаях бежать из Испании евреям было буквально некуда, но ее, тем не менее, покинуло не менее 150 тысяч человек — огромное число по меркам того времени.

Гранадский указ был официально отменен франкистским правительством Испании в 1968 году, но фактически евреи получили возможность селиться в Испании уже в конце XIX века. До тех пор на протяжении четырех столетий в этой стране не было никакого еврейского присутствия или, во всяком случае, присутствия легального. Впрочем, евреев в Испании было совсем немного и в начале ХХ века, поскольку селиться в стране они могли лишь как частные лица, без права общинной организации. Разрешение снять квартиру под первую в современной Испании синагогу было дано евреям Мадрида в 1917 году. Ни одного еврейского кладбища в Испании не было еще и в середине тридцатых годов. Тем не менее, в 1924 году указом короля Альфонса XIII евреям испанского происхождения, проживавшим в Северной Африке и на территории Балканского полуострова, обеспечивалась возможность получения испанского гражданства. Впоследствии этот указ помог некоторому числу евреев Европы избежать гибели в период нацистского геноцида.

На следующих выборах в январе 1936 года, как и пять лет назад, победили левые радикалы. У власти в стране оказался Народный фронт, в который входили социалисты, коммунисты, анархисты и леволиберальные партии. Полгода спустя на фоне производившихся новым правительством радикальных реформ в Испании вспыхнул военный мятеж, положивший начало ожесточенной гражданской войне, которая продолжалась три года и завершилась поражением республиканцев.

Судя по некоторым признакам, схожее отношение к местным евреям было присуще многим образованным испанским офицерам, служившим в Марокко в первые десятилетия ХХ века. Считается вероятным, что этому настроению не был чужд и сам Франко, возглавивший испанских мятежников после того, как генерал Санхурхо погиб в авиакатастрофе в самом начале восстания. Другая версия связывает определенную доброжелательность Франко по отношению к евреям с происхождением его матери от марранов.

Как известно, с началом гражданской войны испанских мятежников поддержали Германия, Италия и Португалия, а республиканцам оказал активную помощь Советский Союз. В составе республиканских войск были сформированы интернациональные бригады, через которые за годы войны прошло порядка 30 тысяч волонтеров из разных стран мира. Среди них было не менее четверти евреев, включая 300 добровольцев, прибывших в Испанию из Эрец-Исраэль. С расформированием интернациональных бригад во второй половине 1938 года никто из иностранных еврейских добровольцев, сражавшихся на стороне республики, в Испании не остался.

С другой стороны, воевавшим под началом Франко националистам оказывали значительную финансовую помощь евреи Марокко. Одним из руководителей фалангистов в Севилье был представитель известной еврейской семьи из Танжера. Эти факты заслуживают внимания, но, разумеется, не идут ни в какое сравнение с чрезвычайно активным еврейским участием в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев.

С окончательным разгромом республиканских войск в апреле 1939 года до полумиллиона испанцев бежало во Францию, где многие из них оказались в концентрационных лагерях, созданных французскими властями в Ривесальте, Гюрсе и других местах. Летом 1940 года, с разромом французской армии немецкими войсками, в этих лагерях оказались тысячи немецких и австрийских евреев, бежавших во Францию от нацистов, а в октябре того же года в эти лагеря были выселены все евреи германских земель Баден и Пфальц и многие евреи Вюртемберга.

В Испании тем временем с победой франкистов была запрещена всякая деятельность еврейских организаций. Этот запрет не коснулся еврейских общин в Испанском Марокко и Танжере, численность которых составляла соответственно около 15 тысяч и около 8 тысяч человек. Статус живших там евреев определялся законами Марокканского султаната.

С поражением Франции летом 1940 года к испанской границе хлынули потоки беженцев. Транзитная виза в Испанию предоставлялась лишь тем из них, кто имел въездную визу в третью страну, чаще всего – в США или Португалию. Относящиеся к этому законы были ужесточены в 1940 и в 1941 году, но фактически в Испанию сумели пробраться тогда десятки тысяч беженцев, не имевших транзитной визы. Их возвращали в оккупированную немцами Францию или помещали в концентрационный лагерь, созданный в провинции Бургос, вблизи города Мирандо-де-Эбро. Гитлеру, встретившемуся с Франко 23 октября 1940 года на юге Франции, не удалось уговорить каудильо вступить в войну на стороне Германии, но между гестапо и испанской полицией безопасности установились тогда тесные связи, укреплению которых способствовал визит Гиммлера в Мадрид. Результатом этого визита стала готовность Испании выдавать Германии всех иностранных беженцев, в отношении которых гестапо подавало запрос. При этом легальная эмиграция евреев из Германии продолжалась через территорию Испании вплоть до введения запрета на выезд из Третьего рейха в октябре 1941 года.

Эта практика прекратилась под влиянием отрезвляющих событий, последовавших в конце 1942 года (начало советского контрнаступления под Сталинградом и победа британских войск под Эль-Аламейном), и в результате прямого давления, оказанного на Франко Уинстоном Черчиллем. Окончательно осознав, что чаша весов во Второй мировой войне склоняется в пользу антигитлеровской коалиции, Франко изменил свою политику в отношении лиц, искавших в Испании убежища от нацистских репрессий. В апреле 1943 года Испания объявила, что беженцы, попавшие на ее территорию, не будут депортироваться обратно в оккупированную немцами Францию, если в период их пребывания в Испании кто-то берет на себя расходы по их содержанию и если они безотлогательно выезжают в третью страну. После этого западные союзники создали эффективную систему помощи своим гражданам, находившимся в Испании, и обеспечили их освобождение из концлагеря Мирандо-де-Эбро и из полицейских участков по всей стране.

Сложнее обстояло дело с беженцами без подданства, большинство из которых составляли евреи. На первом этапе помощь им оказывалась через д-ра Самуэля Сикеру, неофициального представителя Джойнта в Испании, действовавшего из Барселоны, где он был формально аккредитован в качестве представителя португальского Красного креста. Затем испанская полиция безопасности согласилась с созданием Представительства американских организаций помощи в Испании (Representation in Spain of American Relief Organizations). Руководителем этой структуры, действовавшей под эгидой американского посольства в Испании, был Дэвид Бликенстаф, видный деятель квакерской общины США, но основным ее спонсором оставался Джойнт. Благодаря этому факту в Испанию были допущены представители Сохнута, которым удалось отобрать некоторое число не имевших подданства беженцев для репатриации в Эрец-Исраэль.

По максимальной оценке число евреев, бежавших в Испанию с лета 1942 по осень 1944 года и нашедших временное убежище в этой стране, составило около 7500 человек. Случаи возвращения еврейских беженцев нацистам имели место и в этот период, но они были редки и уже не являлись следствием систематической политики властей. Кроме того, важно отметить, что Испания не подвергала евреев дискриминации в сравнении с прочими беженцами, искавшими в то время пристанища на ее территории.

Это жесткое требование автоматически лишало надежды на спасение большинство из тех четырех тысяч евреев, которые находились под покровительством Испании в Германии и оккупированных ею странах. 18 марта 1943 года испанский министр иностранных дел сообщил послу США в Мадриде, что Испания может спасти евреев-сефардов, получивших ее гражданство в межвоенный период, но что ей необходимы твердые гарантии того, что все допущенные в Испанию евреи покинут ее территорию в максимально короткий срок. С этой целью Испания поставила категорическое условие: каждая следующая группа евреев будет допускаться на ее территорию лишь после того, как предыдущая группа покинет Испанию. Данное условие неукоснительно соблюдалось испанскими властями, в результате чего въехать в Испанию смогло не более восьмисот евреев, имевших ее гражданство. Самая большая группа спасенных насчитывала 365 человек, жителей греческого города Салоники. Эта группа провела в концлагере Берген-Бельзен полгода, ожидая, пока предыдущая группа прибывших в Испанию евреев покинет страну.

Таким образом, всего в оккупированных нацистами странах благодаря покровительству Испании и без эмиграции в эту страну было спасено порядка 2700 евреев, как обладавших испанским гражданством, так и не имевших его. К этому числу можно добавить еще 500 человек, о въезде которых в Танжер переговоры велись отдельно.

Основной вклад Испании в спасение потенциальных жертв Холокоста связан с тем, что она не проводила особой дискриминационной политики по отношению к еврейским беженцам, подчеркивает Авни, и заботилась лишь о том, чтобы на ее территории не оказалось евреев, которые могли бы остаться там навсегда в силу имевшегося у них испанского гражданства. Эта группа обрекалась на гибель, если спасти ее на местах, в оккупированных нацистами странах, было невозможно. Наконец, полезно отметить, что число нацистских преступников, нашедших убежище в Испании после войны или выехавших в другие страны через ее территорию, было никак не меньше числа евреев, которых правительство Франко спасло тем или иным способом в годы нацистских репрессий.

История еврейского народа 70. Евреи в Испании до арабского владычества

Предполагают, что первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения II Храма. Однако возможно, что к тому времени здесь уже существовали еврейские поселения. К сожалению, сегодня мы не располагаем точными сведениями на этот счет.

Во времена танаев (составителей Мишны), когда на полуостров распространялась власть Рима, отношение остальных жителей Испании к евреям было довольно благожелательным. Нередко христиане-земледельцы просили раввинов благословить их поля. Естественно, христианские священники были недовольны этим.

С усилением влияния католической церкви во всей Римской империи положение евреев стало ухудшаться.

На исходе Великого Переселения Народов на Пиренейский полуостров с севера пришли племена вестготов, которые в ходе длительных войн друг с другом и с римлянами постепенно овладели всей страной. Вестготы были арианами, а не католиками, т. е. последователями священника Ариуса из Александрии, по мнению которого Ешу был только человеком. Не считаясь с ненавистью католиков к евреям, они уравняли тех в правах со всеми жителями страны.

Но в 4349 (589) году король Рэкарэд принял католичество и по требованию церкви ввел ряд дискриминационных антиеврейских законов. Евреям было запрещено занимать общественные должности, читать псалмы при погребении, а также владеть рабами-христианами.

Душа и имущество

Какое-то время феодалы-вестготы противились этим постановлениям. Не все короли, вступавшие на испанский престол после Рэкарэда, соблюдали принятые им законы.

Через четырнадцать лет король Сисибут повелел всем евреям принять христианство или покинуть страну. Многие вынуждены были пойти на формальное крещение, надеясь со временем вернуться к иудаизму. Но немало евреев осталось верным Торе. Дороги Испании наполнились изгнанниками.

Новые христиане иногда преуспевали, но большинство очень страдало. Священники внимательно следили за их образом жизни: что они делают в субботу, едят ли свинину… У них отбирали сыновей и помещали их в монастыри. Король Эшка предоставил все гражданские права тем вероотступникам, которые ели свинину и изучали христианскую литературу. Не в первый и не в последний раз свинина превратилась в мерило еврейской лояльности.

Почти сто лет евреи находились в ужасном положении между жизнью и смертью. Они потеряли большую часть имущества. Им запретили вести торговлю с христианами, запретили даже приближаться к морскому побережью. Все было направлено на то, чтобы заставить евреев изменить своим убеждениям, но, когда король убедился, что все попытки повлиять на них оказались напрасными, а также узнал, что евреи, бежавшие в Африку, помогают арабам готовиться к сражениям с христианами, он приказал поработить всех евреев Испании и отобрать у них детей старше шести лет.

Христиане получили в подарок евреев рабов и рабынь (4454/694) и должны были следить за соблюдением ими законов католической церкви. Хотя не все феодалы поддерживали жестокое отношение к евреям, и некоторые даже спасали их от указов короля и от священников, участь большинства порабощенных была ужасной.

Но «…не спит и не дремлет Страж Израиля»… «Их горю Он сочувствует, и Его посланник спасает их.»

Королевство злодеев распалось. Короли вели войны со своими феодалами, и последние обратились за помощью к арабским правителям Африки. По приказу одного из правителей арабский полководец Тарик перешел через пролив, названный впоследствии его именем — Джабар-аль-Тарик (Гибралтар). У города Хэрэс он разбил войско короля вестготов Родэрика (4471/711).

Один за другим города Испании сдавались арабам. За короткое время мусульмане захватили страну.

Евреи приветствовали арабов как своих спасителей и оказывали им всяческую поддержку. Мусульманские правители некоторое время довольно благосклонно относились к евреям. Всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии своих отцов.

Место приюта [↑]

Совершенно понятно, что большая часть изгнанников искала убежище в странах, граничащих с Испанией. В частности, евреи Кастилии отправились в сторону Португалии, король которой согласился дать им временный приют при условии повышенной оплаты права вхождения в страну. Десятки тысяч других евреев достигли берегов Северной Африки. Небольшое число укрылось в Италии, во французской Наварре, в венецианском графстве или в провинциях Оттоманской империи.

Однако это не означало, что настал конец их волнениям. Если, к примеру, король Марокко открыл для них ворота своего королевства, его подданные отнюдь не были приветливы к этим евреям, обессилевшим от дорожных переживаний, различных болезней и голода. У многих даже не было иного выбора, кроме как вернуться в Испанию.

Торквемада [↑]

Убийства были выгодны королю, и поэтому он требовал от инквизиции усилить репрессии. Смертные приговоры выносились при малейшем сомнении в искренности новых христиан. Анусим просили папу защитить их от кровожадного короля. Вначале папа требовал присутствия на судилище епископов, чтобы убедиться, действительно ли там судят еретиков, но вскоре отказался от этого требования.

В 5243 (1483) году во главе инквизиции встал доминиканский священник Томазо Торквемада. Жестокий фанатик замучил тысячи человек. Его садизм перерос всякие границы. Это привело к тому, что анусим организовали заговор и убили Великого Инквизитора. Жуткие преследования обрушились на выкрестов. Многие из приговоренных к смерти проявляли удивительную силу духа. Десятки лет братья по крови осуждали их за предательство, но теперь, перед лицом смерти, они возносили еврейскую молитву.

Дикари-священники и взбудораженная толпа с изумлением наблюдали, как горящие в огне люди громко читали молитву Шма Исраэль

В первые двадцать лет правления Фернандо и Изабеллы преследованиям в основном подвергали новообращенных. Сами же евреи были в несколько лучшем положении. При всей своей ненависти к иноверцам, королевская чета откладывала претворение в жизнь заветной мечты — изгнания всего еврейского народа из Испании. Она еще нуждалась в еврейском таланте, еврейском уме, еврейском труде. Расчетливый король не поддавался нажиму супруги и давлению папы — евреи продолжали занимать высокие посты. В то время, как Торквемада сжигал в кострах инквизиции тысячи анусим, еврей дон Ицхак Абарбанель был министром финансов при дворе испанского короля.

ЕВРЕИ-СЕФАРДЫ

Он это сделал еще по старой схеме 4 года назад и получил документы за 11 месяцев, хотя некоторые из его друзей ожидали годами.
У Родрига нет намерения уехать в Испанию, где он был всего 2 раза, но говорит, что все же чувствует связь.

Конверсос и криптос

Как и Карвахал он недоволен существующими правилами получения гражданства и ожидает преимущества от новой системы. Некоторое время назад он успешно прошел процедуру получения испанского гражданства, но отказался в самом конце, когда узнал, что ему придется сдать британский паспорт для завершения процедуры, а к этому он был не готов.
Новый законопроект, если будет принят, позволит всем новым гражданам сефардского происхождения сохранить свои существующие паспорта.

Хорошо известно, что изгнание евреев из Испании в 1492 имело катастрофическое последствие для ее экономики. Многие были богатыми торговцами текстилем, ювелирами и банкирами.

Holy Week in Arcos de la Frontera, Spain

Holy Week in southern Spain is full of ancient imagery

«Во времена в Османской империи говорили, что султан сказал, что он не понимает, почему такой великий испанский король, как Фердинанд хочет жить без евреев, которые были таким источником богатства, и просто так отдал их ему» говорит Мария Хозе Эстаньол, историк университета Барселоны.

В течение десятилетий существовало движение за возвращение евреев- сефардов, но остается неясным, почему испанское правительство сейчас снова поднимает эту проблему.

Было также сделано предположение, что Испания сделала это предложение, чтобы успокоить Израиль, после того, как Мадрид в прошлом году поддержал палестинскую заявку в ООН.

Какими бы ни были мотивы, некоторые мусульманские ученые осуждают это предложение как несправедливое. Они указывают, что их предки тоже были изгнаны из Испании во время инквизиции, но никто не приглашает их обратно.

Еврейский Мир

A boy during a ceremony in Palma de Mallorca

Более 500 лет назад, десятки тысяч евреев бежали из Испании из-за преследования. Сейчас их потомков приглашают вернуться. Инквизиция

В ноябре министр юстиции Испании Альберто Руис-Каллардон объявил план дать потомкам подлинной еврейской общины Испании – известной как евреи-сефарды быстрое получение испанских паспортов и испанского гражданства.

Новость распространилась, как лесной пожар среди евреев-сефардов в мире.
По данным испанской Федерации еврейских общин, которая оформляет заявки, уже подано около 6 000 заявлений только за первый месяц, включая одного неназванного члена Конгресса США.

«Это было романтическим пониманием с моей стороны. Я сказала моему мужу, что я думаю попробовать получить паспорт, потому что это возвращает все на круги своя. Это было очень поэтично».

Карвахал была воспитана в католической вере, но несколько лет назад она открыла, что у нее сефардские еврейские корни.

Она начала исследовать свою родословную назад к XV веку и городу Сеговия, к северу от Мадрида. Она имеет бесчисленное множество документов, и подробно изложила свою историю в книге «Река забвения». Современная сказка о выживании, самобытности и инквизиции.

Но Карвахал говорит, что, когда она связалась с испанской Федерацией еврейских общин, она узнала, что она не соответствует требованиям. По крайней мере, пока.

Семья Карвахал была среди той самой трети испанских евреев, которые перешли в католицизм, чтобы избежать тисков инквизиции. Они стали известны как «конверсос».

A composite image showing a photo of the Carvajal family in Costa Rica (left), and in the 1930s (right)
Семья Карвахал

Таким образом,технически Карвахал является потомком новообращенных. Она не является еврейкой, практикующей иудаизм. Ей было сказано, что она должна перейти обратно в иудаизм, прежде чем получить испанское гражданство.

Изгнание [↑]

Торквемада и его приспешники надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. Полки доминиканцев вышли читать проповеди для обращения грешников в лоно церкви, проповеди о «любви к ближнему». Но подавляющее большинство еврейского народа выдержало испытание. Лишь немногие — те, кого ничему не научил опыт предыдущих десятилетий, пожелали остаться в Испании. Сотни выкрестов горько раскаялись в измене, всходя на костры инквизиции.

Итак, значительная часть еврейства Кастилии и Арагона еще больше укрепилась в своей вере и приняла новое изгнание. Многие поспешили покинуть Испанию задолго до назначенного срока, а некоторые оставались до последнего дня.

В соответствии с датами, указанными в тексте декрета и других добавочных документах, днем, назначенным для отъезда всех евреев Испании должно было стать 7 Ава.

Но дон Ицхак в своей книге «Мааяней Иеошуа» утверждает, что изгнание произошло 9 Ава, в день траура по разрушенному Иерусалимского Храма.

Очевидно, что выселить до 7 Ава — 31 июля — всех евреев не удалось, и Фернандо продлил срок до 2 августа. В этот день, 9 Ава 5252 (1492) года — в годовщину разрушения Иерусалимского Храма — последний еврей покинул пределы Испании.

Около двухсот тысяч евреев покинули страну, где они прожили более тысячи лет, где были когда-то полноправными гражданами, внесшими немалый вклад в культурную жизнь Испании и европейского еврейства.

Так пришел конец славному центру еврейской культуры в Испании, чьими великими достижениями мы питаемся и поныне.

Пиренейская сага: История евреев в Испании.

108618348_large_4229746_diasporasefardiespana_644x3621

В Средневековой Испании еврейская диаспора достигла высшего расцвета, какой был у евреев в истории рассеяния, после чего ее постигло самое горькое разочарование. Можно сказать и иначе: ни на одну страну еврейская диаспора и своим существованием, и своим исчезновением не повлияла так, как на Испанию.

Евреи появились на Пиренейском полуострове в I веке н.э., по некоторым данным, даже раньше. Крестьянствовали, держали рабов, торговали, бороздили моря. Проблемы у них начались с насаждением христианства. Сначала властями Рима, потом вестготами, завоевавшими полуостров в V веке. Почти через 200 лет, едва сами познав "истинную веру", те стали силком загонять туда же евреев.. Отказавшихся убивали.

И поэтому, когда в 711 году в Испанию вторглись мусульманские завоеватели, евреи им только обрадовались. Мусульмане доверяли евреям охранять захваченные у вестготов города, а сами двигались дальше. Вскоре почти весь полуостров, за исключением отдельных анклавов на севере, был у них в руках.

Вопреки сегодняшнему представлению о воинах ислама их средневековые предшественники проявляли образцовую веротерпимость, несли культуру и прогресс. Евреи (впрочем, как и христиане) в исламских странах находились в статусе зимми - подчиненных, но пользующихся покровительством властей иноверцев. Насильственное обращение в ислам не практиковалось.

При мусульманском владычестве Испания стала оазисом Запада - центром культуры, науки, искусства, философии и литературы, в то время как остальная Европа еще толком не освоила грамоту и не научилась умываться. Экономика процветала, развивались наука, искусство, ремесла и торговля.

Во всем этом принимали активнейшее участие евреи. Многие из них занимали ключевое положение при дворах мусульманских правителей - были первыми министрами и командующими.

"Золотой век" мавританской Испании продолжался до христианского реванша - до Реконкисты. Лев Поляков, автор фундаментальной "Истории антисемитизма", характеризует Реконкисту как "постоянный крестовый поход продолжительностью в восемь веков. который достиг всех своих целей - в отличие от крестовых походов на Восток".

В своем стремительном походе на Пиренейский полуостров мавры оставили нетронутыми северные территории, где выжили карликовые христианские королевства. Завоеватели их презирали, считая дикарями вроде суданских негров или берберских племен - жалко на них силы тратить, себе дороже потом усмирять и содержать.

Но они не учли, что по ту сторону Пиренеев с этими варварами граничит христианская Европа, такая же дикая, но еще и воинственная. Там у христианских фундаменталистов уже вызревала идея, которая через тысячу лет обуяет фундаменталистов исламских,- подчинить истинной вере мир. Они уже бросали взоры на исламский восток, и мусульманская Испания здесь, за горой, в Европе, была как бельмо в глазу.

Христианские проповедники зачастили в северные земли Испании поднимать народ на освобождение от ига нехристей. Не все из этих божьих агнцев - монахов и священников - могли прочесть Библию, зато мечом они владели умело. В 1045 году началась освободительная война - на два века.

Мавры легко завоевали Испанию малочисленным войском - в 7 тысяч сабель. Удержать оказалось труднее. Они призвали на помощь единоверцев из Северной Африки - кочевников-туарегов - альморавидов и горных берберов - альмохадов. Последние были не только дикими (давним утонченным завоевателям не чета), но и фанатичными. Они принялись обращать в ислам всех, кто попал под их власть, а евреев с особым рвением и жестокостью.

Евреи стали искать убежища в христианских областях Испании. По той же причине, которая поставила их в VIII веке на сторону завоевателей-мусульман, они пришли в лагерь их противников-христиан. И тем тоже пришлись ко двору. Почему? Да потому что, вырвав из рук мусульман богатую, просвещенную, хорошо организованную Испанию, неотесанные христианские правители не знали, что с ней делать. А евреи знали. Они ведь ее и отлаживали при власти мавров.

Новые правители испанских земель нуждались в евреях куда больше, чем их предшественники-мусульмане во времена просвещенных халифов. По замечанию Л. Полякова, "их роль можно сравнить с функциями европейских экспертов в слаборазвитых странах". В социальной иерархии евреи занимали верхние позиции, сразу после королей и высших сеньоров. Они главенствовали в торговле и ремеслах, добыче золота и серебра, виноделии и виноградарстве, были самыми умелыми и влиятельными чиновниками, короли опирались на них в финансовых делах и дипломатии, дарили им дворцы, обширные земли, пастбища. Они шикарно одевались, носили оружие и умели им владеть, ездили верхом и участвовали в военных походах.

Евреи и христиане жили в дружбе и согласии. Вместе отмечали праздники - свои и соседские. Евреев часто звали в крестные отцы и матери, а они, в свою очередь, приглашали христиан на обрезание своих сыновей, совместные молитвы и походы на проповеди не были редкостью. Длилось все это до тех пор, пока шла война с маврами и христианским королям нужны были на нее еврейские деньги. К XIV веку почти вся Испания, за исключением Гранады, была освобождена, христианская администрация окрепла, а духовенство, многие представители которого пришли из Франции, где с евреями давно не церемонились, приобрело большое влияние.

С этого периода начались гонения. В конце века вспыхнула народная антиеврейская война. Она началась в Севилье - самом крупном и богатом городе Испании, который стал таковым во многом благодаря евреям. Пламя погромов перекинулось на другие города Андалусии и Кастилии, Арагона и Каталонии. "Жадное желание грабить евреев,- отмечал современник,- росло с каждым днем". Соседи и друзья стали безжалостными врагами. Некоторые аристократы давали убежище евреям в своих замках - но за огромную плату.

Был один способ спастись - крещением. Многие предпочитали мученическую смерть, кончали самоубийством. Но большинство испанских евреев шло на вероотступничество. В Западной Европе их соплеменники вели себя иначе, но богатые и образованные испанские евреи были менее религиозны. Считали, что строгие законы иудаизма обязательны для простолюдинов, а им, просвещенным и независимым европейцам, можно быть не такими уж ревностными евреями.

Мне трудно удержаться от аналогий: так же спустя века рассуждали евреи Германии, стремясь быть большими немцами, чем немцы. А в Средневековой Испании для этого требовалось всего лишь сменить веру. Еврейская знать легче других переходила под сень креста. (О как мне это напоминает сегодняшние Евреененавидящие евреи С.Л)

После лавины крещений в 1413-1414 годах еврейский историк Ибн Верга записал: "Уцелело не более одного еврея на каждую тысячу пришедших из Иерусалима в Испанию". То есть лишь малая часть испанских евреев сохранила открытую принадлежность к своей религии (их называли "публичными евреями", некоторые муниципалитеты приравняли их по статусу к публичным женщинам). Остальные были "перешедшими" - "конверсо". Они, в свою очередь, делились на тех, кто действительно сменил веру и стал ревностным католиком, и тех, кто, крестившись, сохранил приверженность иудаизму,- марранов. Досталось и тем, и другим.

Испанцы не верили "новым христианам": оскорбления хуже, чем "еврей", в стране не было. "Жид крещеный - что вор прощеный" - разве он исправится, если осенится крестом? Наверняка бога нашего не любит, обманывает церковь и людей. Надо только разоблачить. Этим и занялась испанская инквизиция, учрежденная в 1480 году.

Любопытно, что как особый церковный суд - инквизиция возникла еще в XIII веке, но Испания без нее вполне обходилась. Почему же вдруг теперь в ней появилась нужда? А потому что в 1469-м случилось важное событие: король Арагона Фердинанд и королева Кастилии Изабелла сочетались браком. Этот брак через несколько лет привел к династической унии, а попросту говоря, к объединению всей христианской Испании под властью одной семьи. Единственным на полуострове мусульманским анклавом оставалась Гранада. Ее и предстояло отвоевать. А для этого нужны были деньги. На предыдущие войны деньги доставали евреи. Теперь публичных евреев осталось мало, значит, следует выявить скрытых - под личиной "новых христиан". Этим и займется инквизиция.

Еретикам, а в испанской версии - скрытым евреям, предлагалось сначала признаться самим. Если придут с повинной и назовут всех известных им тайных приверженцев иудаизма - их избавят от пыток и тюрьмы и накажут несильно: публичное бичевание, ношение позорного колпака - "санбенито", пожизненный запрет на почетные профессии, частичная конфискация имущества. В целом гуманно.

Ну а если сами не придут, их арестуют по доносу - тогда, конечно, хуже. Жестокие пытки, пока не раскаются во всех грехах, не назовут все имена для новых арестов, тюремное заключение, вплоть до пожизненного, а то и публичное сожжение на костре. И, конечно, полная конфискация имущества, а также пожизненный запрет на почетные профессии и должности не только изобличенному, но и его потомкам.

Христианам вменялось в обязанность выдать инквизиции всех подозрительных из своего окружения, даже если это отец и мать. Был издан список из 37 признаков скрытого еврея-еретика.. Жаришь мясо на масле, а не на сале - еврей. Нарядно оделся в субботу - еврей. Невнятно произнес молитву. Эпидемия доносительства охватила Испанию. Все стучали на всех.

В испанских архивах до сих пор хранятся тома доносов. Меня впечатлил один. Женщина пишет: когда ее муж был ребенком и играл с другими детьми на улице, еврей вынес им пирог, он тоже взял кусочек. Добрая христианка сообщает об этом святой инквизиции, потому что муж отказался сделать это сам.

2 января 1492 года Фердинанд и Изабелла вступили в покоренную Гранаду, последний оплот мавров. Донорская и объединительная миссия испанских евреев была выполнена. Больше нужды в них не было, оставался последний грабеж. 31 марта их католические величества подписали указ об изгнании всех евреев из Испании.

В течение четырех месяцев им предписывалось продать все свое имущество (вывозить с собой деньги и драгоценности было запрещено) - и убираться. Евреи по своему обыкновению пытались откупиться. Рассказывают, что, соблазнившись огромной суммой, обещанной королевской семье, Изабелла уже готова была согласиться на отсрочку трансфера. Тогда к ней ворвался возмущенный великий инквизитор Томас Торквемада (о еврейском происхождении которого ходили упорные слухи), швырнул на стол королеве распятие и сказал: "Если вашему величеству так нужны деньги, продайте еще и Его".

150 тысяч евреев - огромное по меркам того времени количество - отправились в изгнание. Они покидали землю своего величия, оболганные и нищие (дом продавали за осла, виноградник - за отрез ткани), но не сломленные. Всех детей старше 12 лет переженили, чтобы никто не оказался на чужбине одиноким. Раввины приказали юношам и девушкам петь, играть на флейтах и барабанах, чтобы было ясно и изгнанникам, и гонителям: уходили не отщепенцы - народ. Как когда-то народ уходил из Египта.

Это было 31 июля 1492 года. Через два дня от берегов Испании отправились две каравеллы под водительством потомка крещеных евреев Христофора Колумба, который станет открывателем Америки. Хлынувшее в результате этого открытия золото для короны позволит Испании на время забыть о том, что она потеряла в результате изгнания евреев. Лишь много позже, уже в новые времена, станет ясно, что именно это событие навсегда превратило самую передовую страну Европы в одну из самых отсталых.

Испанская инквизиция, добившись своего - избавления от евреев,- уже не могла остановиться. Эпидемия доносительства, пыток и расправ продолжалась. Искали остатки приверженности иудаизму в "новых христианах", в их потомках, потом - наличие еврейской крови в потомственных католиках. Простолюдины очутились в более выгодном положении - они не имели родословных. А почти все отпрыски знатных испанских родов, включая церковных иерархов, оказывались или могли оказаться под подозрением. Пока остальная Европа развивалась, в Испании шла необъявленная гражданская война, сохранялись всесилие католической тайной полиции и непрерывная охота на ведьм.

. А испанские евреи в это время преображали остальной мир. Они основали процветающие общины в Северной Африке, на Балканах, создали первые еврейские общины в Новом Свете, привели к расцвету европейскую провинцию, бывшую испанскую - Голландию, подняли экономику и оборонную мощь Османской империи.

В течение нескольких веков сефарды занимали ведущие позиции в еврейском мире настолько, что даже стеснялись своих ашкеназских соплеменников, всячески отмежевывались от них и объясняли своим европейским соседям разницу между ними и остальными евреями.

Из них - основоположники западноевропейской философии Барух Спиноза и классической политэкономии Давид Рикардо, премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли. Когда в палате лордов его попрекнули еврейством, он ответил: "Да, я еврей. Когда предки моего уважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в Иерусалимском храме".

В момент изгнания из Испании раввины поклялись, что ни один еврей не ступит на эту землю еще 500 лет.

Срок вышел. Как они могли предвидеть, что их потомки станут искать основания для возвращения гражданства изгнавшей их страны, вопреки логике и национальной памяти? Но стали же евреи добиваться гражданства, например Германии, не переждав и полувека после холокоста? Есть вещи дороже памяти. История ничему не учит, даже евреев. А вот переэкзаменовки устраивает постоянно.

Приговор [↑]

Десять лет объединенные армии Кастилии и Арагона вели войну с последним мусульманским государством на испанской земле. В 5247 (1487) году пала Малага, а еще через четыре года была покорена Гренада — последний оплот ислама на Пиренейском полуострове.

В зимний день 5252 (1492) года Фернандо и Изабелла торжественно въехали в захваченный город. Через восемьсот лет вся Испания снова стала христианской.

Еще до победы королевская чета предложила папе изгнать евреев из подчиненных им областей. Папа не решался на столь строгие меры, но испанские властители горели нетерпением осуществить давний замысел. Весной 5852 (1492) года в Гренаде был зачитан указ, обязывающий евреев в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Всякий еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона.

Евреи Кастилии и Арагона были потрясены. Их представители во главе с доном Ицхаком Абарбанелем пытались добиться отмены жестокого приговора. Королю предложили огромный выкуп. Жадный король заколебался. Но инквизиторы пригрозили ему, и просьба евреев была отклонена. Король предложил Абарбанелю сделать исключение в его пользу, но дон Ицхак с достоинством отказался и предпочел разделить судьбу своего народа.

Началась массовая распродажа. Покупатели-христиане, знавшие указ в деталях, забирали еврейское имущество за символическую плату. Дом шел за осла, виноградник — за кусок ткани…

Читайте также: