Отдых и туризм отрасль

Обновлено: 07.07.2024

Вклад туризма в ВВП России – 3,5%, но есть задача увеличить долю как минимум до 6% в среднесрочной перспективе, заявил замминистра экономического развития Сергей Галкин на конференции «Ведомостей» «Туризм в России» в мае. Также к 2035 г. Россия должна войти в топ-10 туристических направлений по рейтингу Всемирной туристской организации ООН (United Nations World Tourism Organization, UNWTO), сказал он.

Пока Россия на 16-м месте в этом рейтинге с 24,6 млн иностранных туристов в 2018 г. То есть, хотя в России прошел чемпионат мира по футболу, ее место в рейтинге не изменилось и турпоток вырос на 0,66% (годом ранее в России побывало 24,4 млн туристов). Это несмотря на то, что каждый 10-й иностранный болельщик в августе – декабре 2018 г. вернулся в Россию, использовав безвизовый въезд по паспорту болельщика Fan ID, как подсчитал Сбербанк (всего иностранцы получили 843 000 Fan ID, по данным Минкомсвязи). Правда, стоимость платных услуг, оказанных гостиницами и прочими местами размещения, выросла значительно: на 12,86% до 248,2 млрд руб. В целом внутренний туристический рынок Минэкономразвития оценивает в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев.

Турбизнес на грани жизни и смерти

Чтобы убедить россиян отдыхать внутри своей страны не из-за ограниченности в финансах и не только в Крыму или Сочи, государство должно посмотреть на развитие туризма глазами предпринимателей. Туризм — это прежде всего бизнес. А бизнес должен быть эффективным и рентабельным.

Сегодня рентабельность гостиничного бизнеса в России составляет в лучшем случае 3-5%, а туроператорского — и того ниже, на уровне 2%. Налоги, тарифы за свет, газ, тепло, а также административные барьеры увеличивают себестоимость туристического продукта. Вся прибыль гостиниц уходит на покрытие расходов, а не на модернизацию предприятий, повышение квалификации персонала и инвестиции в развитие.

Пандемия и связанный с ней кризис продемонстрировали, что у предпринимателей нет накоплений, чтобы пережить даже пару месяцев. И такая картина у всех российских предпринимателей, не только у турагента или отельера. Важно разорвать этот замкнутый круг и начать освобождать предпринимателей от административных барьеров и дополнительных издержек. И это не просто слова. Например, установка системы Стрелец-мониторинг МЧС обходится в 60 000 рублей, кнопки Росгвардии — 60 000 рублей, системы передачи данных в УВМ МВД — 30 000 рублей. Другой пример: хотя бы одна ошибка в фамилии или имени туриста при передаче данных гостей в МВД выливается для отельеров в штраф по КОАП РФ — 400 000 рублей. И это не зависит от размера отеля — цены едины для всех.

А если у гостиниц есть бары и рестораны, то необходимо платить за алкогольную лицензию минимум 300 000 рублей в год. Наконец, вишенка на торте: покупка интроскопа — в рамках соблюдения мер антитеррористической безопасности — минимум 1 млн рублей, рамка металлоискателя — минимум 60 000 рублей.

Пять трендов индустрии туризма в России

За последние полтора года в отрасли наметились новые тренды. Во-первых, произошел значительный сдвиг в сторону внутреннего туризма. В сочетании с программой кешбэка продажа туров по России кратно увеличилась. Разнообразие пакетных туров значительно выросло за счет интересных регионов России: Байкал, Чечня, Камчатка, Калининград и т. д. Для многих турагентств это стало хорошим инструментом дополнительного заработка, и «Слетать.ру» тоже является аккредитованным партнером программы. Средний класс туристов, которые до 2020 года путешествовали на Кипр, в Грецию, Болгарию, Турцию, сейчас предпочитают комфортное путешествие по России. По нашим данным, открытие Турции в июне незначительно повлияло на отказ от уже забронированных туров по России в пользу Турции.

Второй сдвиг — в сторону туров в страны, которые не были массовыми направлениям для туристов: Мальдивы, Танзания, Сейшельские острова, Куба. До пандемии не все турагентства имели опыт продаж таких туров, сегодня практически каждое турагентство отправляет туристов на Мальдивы. Из новинок ожидается запуск турпродуктов в Катар и Саудовскую Аравию. Мы предполагаем, что они будут иметь успех.

Третий тренд — это ранее не пользовавшиеся популярностью в России роад-трипы. Туристов на собственном авто становится больше, но при самостоятельной организации отдыха турист должен учитывать, что получить кешбэк возможно только за проживание в отеле, причем соответствие отеля требованиям программы Ростуризма придется проверять самостоятельно. А при покупке пакетного тура кешбэк будет рассчитываться со всей уплаченной суммы, включая проживание, питание, перелет, трансфер. Также не стоит и забывать, что вследствие пандемии субъекты России вводят локальные нормативные акты, которые регулируют порядок прибытия в регион. Эта ситуация актуальна и в заграничных поездках. Так, Кипр ввел обязательное заполнение специальной формы Cyprus Flight Pass — она вызывает сложности у туристов, так как требует загрузки определенных справок.

Еще один тренд связан с чувствительным к цене массовым сегментом. Ограничения, связанные с требованием сертификатов вакцинации, наличием свежих ПЦР-тестов и т. д., снижают число запросов на ту или иную страну и регион. В противоположность этому отмечается стабильность премиум-сегмента (пятый тренд). Туристы, которые могли себе позволить премиум-отдых, не меняют привычек. Важен только факт доступности страны. Ограничение регулярных рейсов компенсирует бизнес-авиация, хотя с разрешением на посадку частного борта могут возникнуть некоторые сложности. По моим данным, аналогичная ситуация наблюдается в сфере чартерного яхтинга. Частная яхта стала прекрасным изолированным местом для отдыха с семьей.

«Слетать.ру» — группа компаний, основанная в декабре 2010 года как онлайн-сервис поиска туров.

СЕГОДНЯ В «СЛЕТАТЬ.РУ» ВХОДЯТ:

— агрегатор туров с партнерской базой свыше 80 туроператоров;

— федеральная сеть турагентств под брендом «Слетать.ру» (свыше 500 турагентств);

Как помочь «пациенту»?

Для развития туристической отрасли России необходимо безотлагательно решать управленческие, организационные, законодательные и финансовые проблемы. Прежде всего следует радикально изменить сам подход государства к развитию внутреннего туризма, который должен находиться в ежедневной рабочей повестке правительства, как и все прочие основные отрасли экономики.Туризм — не просто индустрия отдыха и развлечений, нечто легкомысленное и необязательное. Это инвестиции в развитие регионов и создание новых рабочих мест. Отрасль, которая кормит весь мир, имеет колоссальный мультипликативный эффект.

В тесном сотрудничестве с представителями турбизнеса необходимо разработать четкий пошаговый план реализации Стратегии развития туризма до 2035 года. При его разработке надо исходить из того, что развивать туризм на всех территориях ошибочно. Необходимо концентрироваться на ключевых направлениях и целенаправленно вести работу по увеличению туристического потока. Важно создавать круглогодичный, качественный и доступный турпродукт, который можно продвигать как внутри страны, так и за ее пределами.

Туристическая отрасль до пандемии коронавируса во всем мире обеспечивала некоторым странам от 10 до 25% ВВП. В нашей стране, по экспертным оценкам, этот показатель находится на уровне 1% ВВП. И такое положение вещей надо менять. Российскую туриндустрию надо выводить из затяжного кризиса.

Бизнес не просит Минэкономразвития и Ростуризм изобретать велосипед. Мы просим использовать опыт стран, которые добились в развитии туризма впечатляющих результатов. Пока же время идет, а реальные дела тонут в море совещаний и предложений, которые все равно не реализуются. Государство должно наконец проделать свой путь, чтобы россиянам просто нравилось отдыхать в России. И не потому, что другого выхода у них нет.

Новые лидеры, новые модели

Очередной глобальный этап развития отрасли начался после кризиса 1998 года. К началу нового тысячелетия рынок практически сформировался. Обозначилась двадцатка лидирующих туроператоров, которые делили между собой 80% рынка туристических услуг. Каждый из них специализировался на 2-3 направлениях: турецкие компании Pegas, Anex, Coral везли российских туристов в Турцию и Египет, «Натали Турс» — в Таиланд и Испанию, «Библио-Глобус» — на Кипр и в Таиланд и т. д.

В конце 2002 года, вскоре после помпезного празднования 10-летия «Инна Тур», на котором гуляла вся туристическая элита, мы покинули компанию. «Укрепление административного ресурса бизнеса» закончилось конфликтом интересов с мажоритарным партнером, который в последний момент отказался от сделки с ТUI, к которой мы вместе шли два года. Но благодаря этому российский рынок получил первого многопрофильного туроператора — «Капитал тур», который на старте предложил клиентам сразу 15 направлений. По этому поводу было много дискуссий, даже заключались пари, но динамика роста проекта была беспрецедентной. На пике роста география полетов «Капитал тура» насчитывала 42 страны. Новая бизнес-модель прижилась на рынке, поскольку обеспечивала диверсификацию рисков, оптимизацию операционных затрат и востребованность универсального поставщика турагентами. Тем более что новой она была только для России — в Европе к тому моменту уже царили многопрофильники.

В 2003-2007 годах рынок туроператоров пережил качественные изменения. На авансцене остались те, кто сумел автоматизировать бизнес-процессы за счет развития информационных технологий. Тогда же появились первые устойчивые связи между туроператорами и авиакомпаниями, сильно повлиявшие на дальнейшую структуру рынка. Риски выросли многократно. Именно тогда основные участники туроператорского рынка прошли точку невозврата. Массовые направления из низкомаржинальных стали превращаться в планово-убыточные. Тяжеловесы работали на выдавливание конкурентов, жертвуя рентабельностью в борьбе за долю рынка.

Большинство заметных участников рынка убытки оправдывали как инвестиции в рост, как актив — именно так они отражаются в балансах крупных западных компаний. Шанс на выживание стали определять условия и стабильность финансирования бизнеса. Оценка стоимости компаний, наращивающих капитализацию, строится не от прибыли, а от динамики объемов. Один из возможных выходов в подобной модели — сделка со стратегическим инвестором, которому выгодно приобрести готовый объем на новом рынке, оптимизировать бизнес и через синергию получить положительный результат. Кто не успел «окешиться» до кризиса, оказались в западне. Большинство российских компаний, которые кредитовались в 4-5 раз дороже иностранных конкурентов, были обречены.

Первые шаги

В начале 1990-х «железный занавес» рухнул и турпоток за рубеж рос на 40-50% в год. Ушла в прошлое монополия советских госструктур — «Интуриста», «Спутника», Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. На их место пришел частный бизнес.

Реклама на Forbes

На разломе советской и рыночной экономик коммерсанты первого поколения, не имея знаний, опыта и технологий, осваивали этот бизнес эмпирическим путем. Успех определялся наличием контактов или родственников за рубежом, банальным знанием иностранного языка и, конечно же, инициативой и креативностью, возродившейся в предприимчивых людях в эпоху перемен. В частности, «Библио-Глобус» одним из первых открыл продажу туров на Кипр, где жили члены семьи основателя.

Многие пришли в туризм, одержимые жаждой увидеть мир и показать его другим. После защиты диссертации по «Планированию туристско-экскурсионной деятельности в СССР» я работала старшим научным сотрудником в ЦЭНИИ, разрабатывала региональные рекреационные комплексы. Идея уйти в турбизнес появилась в 1991-м после стажировки в американском турагентстве, которая полностью перевернула мои представления об отрасли. В США уже тогда активно применялись высокотехнологичные решения, автоматизирующие бизнес-процессы для всех участников туристического рынка. В Россию я возвращалась с перевесом в чемодане — везла тяжеленный каталог всех отелей мира. Это был настоящий актив для старта бизнеса! Полгода спустя мы с супругом заложили однокомнатную квартиру и взяли в кредит $25 000 на запуск собственной компании «Инна Тур», а еще через полгода полностью вернули заем.

Точки притяжения

Для создания точек притяжения будет запущена специальная структура – Центр развития туризма, знает федеральный чиновник. У центра будет два основных направления – подготовка проектов развития приоритетных туристических территорий, а также маркетинг и продвижение. Перед тем как развивать проекты, нужно будет провести масштабное исследование спроса, чтобы точно знать, какие объекты где нужны и кто в них приедет, еще до того, как начинать проектировать, рассказывает он. Работа собственно над проектами – это создание федеральной команды, которая поможет разработать проект, сделает его финансовую модель, поможет с поиском инвесторов и федеральным софинансированием. И продвижение – для кого-то нужно только оно, где-то оно понадобится только по завершении проекта, продолжает чиновник.

В Россию – по электронной визе

Калининградская область станет вторым регионом России, въезд в который будет разрешен по упрощенной схеме: с 1 июля иностранцы смогут въезжать в область по электронным визам (позволяют получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство). Они будут действовать в течение 30 дней с момента оформления и позволят пребывать в регионе до восьми дней. Первым регионом, где действуют электронные визы, стал Дальний Восток: с августа 2017 г. там начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину.
В дорожной карте запланировано расширение применения электронных виз. Министр экономического развития Максим Орешкин вместе с руководителями регионов попросил президента России ввести механизм электронных виз в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота.

В Центр развития туризма планируется преобразовать одно из подведомственных учреждений Федерального агентства по туризму (Ростуризм), знает чиновник Ростуризма. У самого Ростуризма в новой схеме будет роль центра компетенций по отраслевой повестке и точки входа для региональных проектов и общественных инициатив, говорит он.

Сейчас качество проектов в регионах оставляет желать лучшего, хотя, безусловно, есть и хорошие проекты и команды, но не везде, поясняет федеральный чиновник, и это замкнутый круг: нет проектов – нет инвестиций. Поэтому отбор и проработка проектов должны проходить при поддержке рыночных экспертов в разных областях, только тогда можно упаковать хороший окупаемый проект, а не зарывать госинвестиции в землю, заключает он, и федеральный центр готов выделять финансирование на такую упаковку.

Многие региональные команды, к сожалению, пока не умеют работать с инвесторами, согласен председатель Ассоциации отельеров Крыма и гендиректор Mriya Resort & Spa Грант Бабасян. Поскольку у них нет компетенций, то инвестору приходится все делать самому: искать площадку, договариваться о строительстве, получать разрешительную документацию. А хорошо бы, чтобы был алгоритм, как работать с инвестором, и чтобы, когда появится компания, готовая вложить 100 млн руб. в туристическую отрасль, за ней закрепляли менеджера от государства, который решал бы ее проблемы, считает Бабасян. Сейчас хорошо только тем инвесторам, которые кого-то знают во власти.

Важность туризма понимают многие регионы, говорит вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков. В условиях небольших инвестиций в промышленный сектор надеяться на быстрый рост региональных экономик не приходится, ведь, даже если приступить к реализации огромных инвестиционных проектов прямо сейчас, эффект будет в лучшем случае через 3–5 лет, замечает Исаков. И в таких условиях при эффективных инвестициях в туристический сектор увеличения потока и небольшого эффекта для экономического роста можно ожидать достаточно быстро, считает он. Но далеко не все из тех регионов, которые это понимают, что-то активно делают, констатирует Исаков. В некоторых власти даже хотят помогать инвестору, но не знают, как это делать, объясняет Бабасян. В регионах дефицит компетентных кадров – как в индустрии, так и в органах власти, добавляет он.

Главной точкой роста станет развитие внутреннего регионального туризма, уверен Бабасян. Платежеспособные туристы, повидавшие мир, теперь готовы остаться в России. Поэтому в стратегии должно быть заложено развитие уровня именно межрегионального туризма, говорит он.

Работа над отдыхом: можно ли спасти туристическую отрасль России

С 1 июня российское правительство со всей осторожностью и оглядкой на Роспотребнадзор начинает снимать ограничения на внутренний туризм. Премьер Михаил Мишустин публично призвал россиян не планировать летние отпуска за границей из-за продолжающейся пандемии COVID-19 и присмотреться к возможностям внутреннего туризма. Для турбизнеса такие заявления — позитивный сигнал, но этого явно недостаточно. Хорошо отдохнуть в своей стране большинству россиян не удастся не только из-за потери доходов на самоизоляции. Сам внутренний туризм находится в плачевном состоянии. Причем не только из-за «короны»: пандемия лишь усугубила его застарелые проблемы.

Агенты и операторы

Лихие девяностые всем дались нелегко, но первые коммерческие турфирмы работали в условиях, когда спрос превышал предложение. Турфирмы росли гипертрофированными темпами с высочайшей по современным меркам рентабельностью. Наиболее успешные компании почувствовали потребность и возможность использования рискованных, но более выгодных блокчартерных и чартерных перевозок. Это ускорило разделение рынка на туроператоров — оптовых производителей турпродукта и турагентов-дистрибьюторов.

Туроператоры выступали для авиакомпаний оптовыми закупщиками кресел на сезон по специальному тарифу, брали на себя продвижение соответствующего направления и 100-процентную ответственность — заплатить перевозчику независимо от фактического использования блока. «Инна Тур» первой на рынке в 1993 году решилась взять блоки мест на рейсах «Аэрофлота», открыв для тысяч соотечественников «окно в Париж». Это помогло на многие годы стать лидирующим агентом национального перевозчика.

В те же годы поднимались первые чартеры. История получения разрешения компанией «Светал» на первый полет в Турцию для шоп-туристов могла бы быть предметом отдельной статьи. Скажу только, что окончательное «добро» на посадку в Стамбуле дали, когда самолет находился уже в воздухе. Основатели компании «Светал» Светлана и Александр Головачевы были новаторами и общепризнанными лидерами старого рынка, а для нас с мужем — друзьями. Александр ушел из жизни в 37 лет в 1997 году, в День туризма. Светлана трагически погибла ровно через год. Эта пара была способна повлиять на судьбу отрасли.

Параллельно структурировался турагентский рынок. Открывали собственные розничные офисы растущие туроператоры («Инна Тур», Tez Tour, «Содис», сеть агентств «Гринэкс» компании «Натали Турс»). В конце 1990-х на рынке появилась первая франчайзинговая сеть «Куда.ру» , позднее турагентский рынок консолидировали десятки сетевиков, наиболее крупными из которых были «Магазин горящих путевок», «Горящее туры», «1001 тур», «География», «Ростур» и другие. Управляющие компании получали от туроператоров комиссию до 14% и делились ею с агентствами сети, продвигали единый бренд, разрабатывали стандарты сервиса и т. д. Однако далеко не все сетевые проекты дожили до сегодняшнего дня.

Тогда, в 1990-х, активно рос поток соотечественников, выезжающих за рубеж. Вместе с этим менялось отношение к российским туристам за границей. Никогда не забуду, как мы расстроились во время экскурсии по греческим островам, когда сопровождали группу своих туристов из 50 человек, практически заполнившую весь корабль, а перевод рассказа гида звучал на четырех иностранных языках, но, увы, не на русском. Мы тогда еще не знали, что через несколько лет большинство ведущих бутиков и самых дорогих ресторанов европейских столиц заговорят на русском, а на основных направлениях массового спроса россияне станут клиентом номер 1.

«Звездопад»

Основным системообразующим перевозчиком туроператорского рынка в начале 2000-х была авиакомпания «Трансаэро». Глава авиакомпании Александр Плешаков создал клуб партнеров «Трансаэро» и лично распределял квоты на рейсах между туроператорами. За каждым участником были закреплены «якорные» туристические направления. До кризиса 2009 года на все еще растущем рынке подобная консолидация дефицитной перевозки обеспечивала конкурентные преимущества партнерам авиакомпании.

Все резко изменилось с наступлением кризиса 2009 года. Покупательная способность населения и спрос резко упали, туроператорам в середине зимнего сезона необходимо было сокращать полетную программу на ряде направлений, чтобы выжить. Договориться с «Трансаэро» удавалось не всегда. Туроператоры были вынуждены покупать авиабилеты по $1000, а продавать в пакете по $500.

На этом этапе часть участников клуба, в том числе наш «Капитал тур», решили уйти в «Аэрофлот», который в 2010 году активизировал интерес к туристическим направлениям. Самые крупные туроператоры усилили курс на развитие собственных авиакомпаний, что стало впоследствии их спасительным конкурентным преимуществом. А в «Трансаэро» пришел «Библио-Глобус», который до последнего дня существования перевозчика оставался его основным партнером.

После 2010 года новых заметных лидеров на рынке уже не появилось. Наоборот — были громкие банкротства старых известных брендов. В 2014 году случился настоящий «звездопад». Возможно, поэтому банкротство авиакомпании «Трансаэро» в 2015 году не было таким шумным, как крушение его многочисленных партнеров.

Реклама на Forbes

С развитием информационных технологий бизнес классических туроператоров устойчиво уходит в зону убыточности. Низкая доходность туроператорской деятельности не позволяет балансировать риски, связанные с перепроизводством турпродукта. Во всем мире идет значительное сокращение объема чартерных и блокчартерных перевозок. Многие туроператоры полностью отказались от оптового турпродукта, уступив позиции немногочисленным лидерам рынка. Сохранили заметные позиции только те, кто имеет собственные авиакомпании или эксклюзивные условия на перевозку.

В 2014 году «Инна Тур» вывела на рынок первую российскую платформу динамического пакетирования туруслуг BOOKINNA. Динамическое пакетирование — это технология формирования и дистрибуции турпродукта в онлайн-режиме путем одновременного прямого обращения к ресурсным системам отелей, авиакомпаний, агрегаторам туруслуг. При наличии пустых кресел авиакомпании имеют возможность в составе динамических пакетов вести продажу по таким тарифам, которые значительно ниже не только опубликованных в системе, но и чартерных. Это обеспечивает большую коммерческую гибкость, стимулирует глубину продаж и повышает доходность перевозок. В настоящее время большинство заметных игроков туристического рынка активно внедряют технологию динамического пакетирования, обеспечивающую безрисковую модель бизнеса.

Прощание с горящими путевками: как цифровые технологии изменят российский туризм

Пионеры российского турбизнеса отмечают 30-летние юбилеи. «Роза Ветров», «Академсервис» и те немногие, кто смог пройти все этапы развития отрасли сквозь жернова жесткой конкуренции, устояли в периоды падения спроса и массовых банкротств, пережили все экономические коллапсы и законодательные инициативы. Грядущий 2020 год может стать для туристической индустрии годом, завершающим консолидацию российского рынка. Обязательный ввод электронных путевок должен сделать отрасль абсолютно прозрачной.

Сейчас, когда туристический бизнес находится в ожидании реформ, стоит вспомнить, как развивалась отрасль, преодолевая за считаные годы те отрезки пути, на которые западный рынок тратил десятилетия. У каждого этапа истории туристического бизнеса в России были свои критерии успеха.

Рынок завтра

Заглядывая вперед, можно прогнозировать, что завтрашний b2c-рынок будет в руках глобальных метапоисковиков и потребительских цифровых платформ, располагающих мощными финансовыми и маркетинговыми ресурсами, в том числе арсеналом инструментов Big Data. Обрабатывая миллионы обращений в секунду, они обеспечат персонификацию сервисов и максимально возможный ассортимент предложений для клиента. Думаю, что основными маркетплейсами туристических услуг будут Google, «Яндекс», экосистема Сбербанка, ВТБ, «Тинькофф». Технологические туристические стартапы сосредоточат усилия на реализации специализированных сервисных задач. Самые успешные проекты будут поглощаться гигантами.

Реклама на Forbes

Туроператоры будут все больше уходить в b2c-рынок. Чтобы противостоять конкуренции с маркетплейсами, они будут объединять свой продукт с предложениями сегодняшних конкурентов.

  • Закат туроператоров: почему основатель «Библио-Глобуса» хотел продать бизнес и что он будет делать дальше
  • Сумерки гипермаркетов: почему Metro Сash & Carry сдает позиции в России и меняет форматы

Среди классических турагентств выживут те, кто за многие годы сумел создать лояльную базу клиентов, для которых живое общение с экспертом-профессионалом остается значимой составляющей в организации путешествия. За традиционными участниками розничного рынка сохранятся нишевые сегменты и организация сложных индивидуальных программ путешествия. Чтобы контакт не ограничивался бесплатной консультацией, менеджеры турагентств должны быть вооружены конкурентоспособными предложениями, что подразумевает использование глобальных ресурсных цифровых платформ. Самыми востребованными в перспективе останутся технологические компании, обеспечивающие бронирование туристических услуг и соответствующие взаиморасчеты. Глобальные дистрибутивные системы, такие как Amadeus, Sabre, «Сирена», будут диверсифицироваться, выходя за периметр авиабизнеса, выстраивая b2b-маркеты туристических услуг для агентов, корпоративных клиентов и новых непрофильных дистрибутивных партнеров, располагающих собственной клиентской базой.

Наконец, еще одна тенденция завтрашнего дня — вся мировая туристическая индустрия «заговорит на китайском». В течение 10 лет китайский турпоток займет первую позицию на всех направлениях массового спроса, китайцы станут самой путешествующей нацией в мире, что сильно повлияет на структуру въездного потока в Россию.

Новые глобальные тенденции диктуют необходимость изменения отраслевого законодательства. Туристический рынок нуждается в реализации единых цифровых стандартов и введении документооборота, соответствующего новым реалиям. Хочется надеяться, что отраслевая трансформация будет реализована с учетом опыта участников рынка. Пример такого диалога — соглашение, подписанное между компанией «Национальные туристические технологии» (назначено правительством оператором системы электронных путевок) и Ассоциацией внутреннего и въездного туризма. Оно позволит учесть мнение и рекомендации экспертного сообщества при доработке и внедрении единой информационной системы электронных путевок для ее полноценной эксплуатации всеми участниками рынка.

Какой туристическая отрасль будет завтра? Надеюсь, цивилизованной, прозрачной, надежной, высокотехнологичной и успешной.

Отдых и туризм отрасль

В соответствии с пунктом 7 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 5 декабря 2017 г. № ВМ-П12-67пр Федеральным агентством по туризму совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма на постоянной основе ведется работа по мониторингу соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2016 №8 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге и муниципальных образованиях, в которых будут проводиться спортивные соревнования Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка Конфедерации FIFA 2017 года и (или) размещаться участники чемпионата, иные лица, участвующие в мероприятиях, и зрители»

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 20 февраля 2018 г. № ВМ-П12-13пр в целях информационной и организационной поддержки деятельности по размещению и обслуживанию болельщиков и гостей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в период подготовки и проведения игр Чемпионата в городах-организаторах созданы Центры размещения и обслуживания болельщиков и гостей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (далее – Центры), в соответствии с требованиями, разработанными Ростуризмом (письмо Федерального агентства по туризму от 27.03.2018 № 1931/АК).

В целях обеспечения оперативного взаимодействия Федерального агентства по туризму с Главным (ГОЦ) и региональными операционными центрами (РОЦ), работающими в период проведения в Российской Федерации игр Кубка Конфедераций FIFA 2017 (с 17 июня по 2 июля 2017 г.), под руководством заместителя Руководителя Ростуризма - председателя рабочей группы по вопросам инфраструктуры средств размещения, необходимых для проведения Чемпионата мира по футболу, А.А. Конюшкова создана Оперативная группа из числа сотрудников Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма.

Красочные путеводители и буклеты помогут иностранным гостям ориентироваться в городах-организаторах Кубка Конфедераций FIFA 2017 и посетить самые интересные достопримечательности. Полиграфические материалы о туристических возможностях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Сочи накануне старта мирового футбольного первенства подготовило Федеральное агентство по туризму.

Союз – некоммерческая организация, учрежденная в 2017 г. муниципальными образованиями, входящими в национальный туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Самый известный туристический маршрут России — Золотое кольцо — появился 50 лет назад. Советский журналист и искусствовед Юрий Бычков тогда побывал в исторических местах и поделился впечатлениями на страницах газеты «Советская культура». Сегодня туристы могут с легкостью последовать его примеру или сконструировать свой собственный автомобильный тур.

В Ярославле 21 ноября отметят день «Золотого кольца». Праздник проводится по инициативе губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова: он пройдет в тот самый день, когда в 1967 году в прессе впервые прозвучала идея журналиста Юрия Бычкова организовать туристический маршрут под названием «Золотое кольцо» по старинным русским городам.

Стратегия для туризма

Рядом с Россией в рейтинге UNWTO Малайзия (15-е место, 25,8 млн иностранных туристов) и Канада (17-е место, 21,2 млн иностранных туристов). На 10-м месте, куда стремится Россия, – Великобритания с 35,1 млн туристов.

Достичь амбициозных целей, по задумке министерства, должна помочь стратегия развития туризма до 2035 г. Министерство также готовит дорожную карту ее выполнения. Стратегию развития в России до 2035 г. анонсируют 10 июня, обещала вице-премьер Ольга Голодец (цитата по «Интерфаксу»). Туризм – двигатель развития экономики, подчеркнула она.

По дорожной карте на поддержку отрасли в ближайшие шесть лет может быть выделено около 100 млрд руб., рассказывал ранее «Ведомостям» федеральный чиновник.

Минэкономразвития рассматривает разные виды поддержки отрасли, говорил Галкин: это кредиты по сниженной процентной ставке, возможно, специальный налоговый режим по аналогии с ТОРами. Малый и средний бизнес в туризме смогут получать кредиты по ставке 8,5%. Но, воплощая новую стратегию, «важно не размазать деньги тонким слоем», а сконцентрироваться на приоритетных туристических направлениях, отметил замминистра. Поэтому Минэкономразвития предлагает развивать конкретные точки притяжения. Пилотные проекты, согласно дорожной карте, должны быть отобраны уже к июлю, а через год будет выбран основной пул проектов.

Предварительный список проектов еще формируется, говорит федеральный чиновник. Пока формируются группы туристических регионов – например, в проект «Две столицы» помимо Москвы и Санкт-Петербурга войдут Московская, Ленинградская и Новгородская области, Кронштадт, перечисляет он, в проект «Большая Волга и Каспий» – сразу три региона: Волгоградская, Нижегородская и Астраханская области, а в «Балтику» – Калининградская область. Разумеется, включены уникальные территории – Байкал, Алтай, Камчатка. Где-то достаточно снять барьеры и помочь с продвижением, где-то нужны серьезные вложения в инфраструктуру, объясняет чиновник.

Компетенции и финансирование

Опрошенные «Ведомостями» регионы признают, что поддержка федерального Центра развития туризма пришлась бы кстати. В Калининградской области есть несколько крупных проектов, передал через представителя министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Это проект водных маршрутов Е-70, «Музейный квартал», «Русская Балтика», который связан с освоением всего побережья. Их оценка командой проектного офиса позволила бы более точно просчитать эффективность. Проектный офис был бы хорошей институциональной поддержкой, потому что экспертиза региональных проектов очень важна, объясняет он.

Владивостоку очень нужна поддержка в создании туристических объектов, ответил «Ведомостям» представитель администрации города, нередко нужен взгляд со стороны, из столичного или даже зарубежного проектного офиса, «лишь бы такой взгляд был грамотным, гармоничным, учитывающим местные условия и согласованным с местным сообществом».

У Приморского края есть запрос на такой центр, передал через представителя директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков: «У нас есть целый ряд успешных кейсов по привлечению иностранных инвесторов, и в этом наш уровень компетенций достаточно высок, но когда мы говорим о привлечении федерального финансирования, безусловно, методологическая поддержка была бы важна».

Но важно и само финансирование из федерального бюджета, признают регионы. Оно даже важнее, потому что это тот завершающий этап, без которого задуманные проекты в принципе не получатся, говорит Ермаков. Эти пункты должны идти друг за другом: сначала компетенция, которая влечет за собой помощь в поиске финансирования, заключает он. Финансирование нужнее, согласен представитель администрации Владивостока, «если есть средства, мы на местах сможем найти компетентных специалистов» для разработки концепции того или иного объекта, проектировщиков (даже в других регионах) и исполнителей. Нужна помощь в финансировании строительства обеспечивающей инфраструктуры, признает представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Это даст возможность для инвестиционного развития курортных территорий и создания уже за счет частных капиталовложений новых предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края. У Приморского края тоже в первую очередь запрос на софинансирование создания транспортной и инженерной инфраструктуры крупных инвестиционных проектов, «поскольку это ложится тяжелым бременем на привлекаемых нами инвесторов», такие расходы непонятны иностранным партнерам, «поэтому мы хотели бы переложить это на бюджет, в том числе федеральный».

Самый главный туристический объект, которому нужны средства и проекты для развития во Владивостоке, – Владивостокская крепость, второй – парк Минного городка. «Есть и другие предложения», – отмечает представитель городской администрации. Краснодарский край уже предлагает пакет проработанных инвестиционных проектов, заявил представитель министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. В Единую систему инвестиционных предложений включено 29 инвестпроектов санаторно-курортной и туристической отрасли на общую сумму более 30,4 млрд руб. А также 20 земельных участков для строительства, уточнил он.

Невыездной туризм

Скоро будет два года, как патронаж над туризмом в правительстве перешел от Министерства культуры к Минэкономразвития России. Однако пока ничего не меняется: внутренний туризм так и не стал важным сегментом экономики, оставаясь только удобной темой, о которой можно рассуждать с трибуны.

Судите сами: в сентябре 2019 года была утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года, но плана ее реализации нет до сих пор. Понятно, что с тех пор в стране случились и смена правительства, и пандемия коронавируса, и нарастающий экономический кризис. Но восстанавливать из руин придется и туристическую отрасль.

Реклама на Forbes

Здесь надо отдать должное Минэкономразвития, которое понимает мультипликативный эффект туризма и внесло отрасль в общенациональный план по восстановлению экономики. Но это меры вынужденного характера, влияния на долгосрочное развитие туризма они практически не окажут. Пока мы имеем только абстрактные цели по развитию туризма на 15 лет. Стратегия предусматривает увеличение инвестиций в туриндустрию в 3 раза, рост экспорта туристических услуг с $8,9 млрд в 2017 году до $28,6 млрд в 2035 году. При этом в документе стыдливо отсутствуют цифры по импорту туристических услуг. И понятно почему. Только в 2018 году отрицательное сальдо в российском туризме составило $26,5 млрд. По сути, до пандемии отрасль была заточена только на вывоз «туристических денег» из страны.

При написании стратегии сознательно или по неведению не был учтен опыт стран, популярных у наших туристов: Турции, Испании, Италии и т. д. А поучиться там есть чему. Прежде всего необходимо сделать российский налоговый и инвестиционный режим конкурентным в сравнении со странами с наиболее развитой туристической отраслью. На международной арене за каждым туристом идет агрессивная и целенаправленная «охота». Неслучайно туристические страны стремятся как можно быстрее открыть свои границы для туристов даже после жесткого карантина.

Вторым важным моментом является увеличение туристического потока в российских регионах. Между тем у нас до сих пор даже не решен вопрос, как его считать. Поэтому официальные заявления чиновников о количестве туристов, путешествующих по нашей стране, ошибочны и сильно завышены. Турбизнес на местах оценивает такие данные более объективно, и они не сходятся с официальной статистикой.

Третье, о чем надо сказать, — система управления туризмом на региональном уровне. Здесь не поменялось ничего. В регионах развитием туризма обычно занимаются один-три человека в департаментах культуры и туризма. При этом у них обычно нет ни компетенций, ни бюджетов на помощь предпринимателям и продвижение местного туристического продукта.

Главные тенденции туристического рынка сегодня

Развитие цифровых технологий радикально меняет туристический рынок, состав участников и их взаимоотношения.

Усиливается конфликт интересов между поставщиками и дистрибьюторами туруслуг в борьбе за клиента. Авиакомпании отменяют агентские комиссии, развивают программы лояльности для пассажиров, повышающие привлекательность прямого бронирования. У некоторых перевозчиков объем прямых продаж сегодня уже превышает 50%.

Меняются отношения с туроператорами и в гостиничном бизнесе. Если раньше оптовики, которые брали квоты мест, обеспечивали основную дистрибуцию большинства курортных отелей, то сегодня бронирование мест в отелях на 70–80% идет через онлайн-агрегаторы. Отели — так же как и авиакомпании — усиленно стимулируют рост прямых продаж.

Реклама на Forbes

Глобальными дистрибьюторами туристических услуг становятся метапоисковики, некоторые из них начинают участвовать в расчетах между клиентами и поставщиками, превращаясь в маркетплейсы.

Появляются новые непрофильные дистрибутивные каналы, такие как банки, информационные порталы, корпорации. Крупные банки, обладающие значительной клиентской базой, создают цифровые платформы с сервисами по бронированию туристических услуг. Самые разнообразные интернет-ресурсы, имеющие собственную лояльную аудиторию, стремятся диверсифицироваться и расширяют продуктовую линейку для своих клиентов, размещают на своих порталах тревел-сервисы.

Крупные компании в рамках социальных программ создают аффилированные структуры, организующие не только деловые поездки, но и отдых сотрудников.

Два основных потребительских тренда последнего времени — персонификация отдыха и уход туриста в интернет. За последние 5–7 лет 70% пассажиров ушли из авиакасс приобретать билеты онлайн. Аналогичный процесс начался среди туристов. Клиенты моложе 30 лет совсем не пользуются услугами турагентств. По данным туроператоров, от 10 до 30% туров продается на их сайтах в режиме B2C. Эта цифра, которая ежегодно растет, — прямая угроза для классических турагентств, которые живут на продажах чужого турпродукта. ОТА (онлайн-тревел-агенты) увеличили продажи за последние два года в 10–20 раз. На сегодняшний день это наиболее технологичные участники туристического рынка.

Читайте также: