Кому предоставлялось право провести триумф в древнем риме

Обновлено: 08.07.2024

Римский триумф (лат. triumphus) - торжественное возвращение полководца и его войска в Рим после победоносной войны. Первоначально триумф был просто прибытием победоносной армии в столицу, но со временем триумф превратился в торжественное чествование полководца-триумфатора в образе бога и стал настоящим праздником для жителей Рима, который могло длиться несколько дней.

Зарождение триумфов появляется у этрусков. Это народ, живший на Аппенинском полуострове и соседствовавший с римлянами, который в последствии был последними покорен. Римляне многое заимствовали у покоренных народов (арочный свод, поединки на похоронах (гладиаторские бои), триумф не исключение. Но римляне не слепо это копировали, а перерабатывали под свои реалии, под свое мировоззрение. Слово ТРИУМФ имеет этрусское происхождение, а этруски заимствовали его у греков «θρίαμ¬βος», что означает похвальный гимн в честь бога Диониса. Римляне же во время проведения своего триумфа кричали «io triumphe» ( пер. я торжествую).

Первоначально римский триумф был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого действия была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. Триумф происходил после каждой крупной компании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония, возникла традиция ограничивать его проведения его только в особые случаи. И на него уже требовалось разрешение Сената.

Триумф имел 2 аспекта: религиозный и военный


Современное изображение полководца-триумфатора


Современное изображение полководца-триумфатора

Не менее важен и второй аспект римского триумфа. Триумф - последнее военное мероприятие из совершаемых полководцем в ходе командования. Важно, чтобы при его совершении полководец обладал все полнотой военного империя и был высшим главнокомандующим в войне. Это мог быть консул, претор или диктатор (особый магистрат в кризисный момент). В период Империи триумфатор уже только император, так как он является главнокомандующим.

После важной победы войско провозглашало своего полководца императором. Он принимал фасции (т.е. почки лавровых прутьев, перевязанные ремнем и с топором посередине) и украшенное лаврами донесение о победе. После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия Сената, но оно могло быть получено только при выполнении определенных условий:

1. Будущий триумфатор должен был быть провозглашен войском императором.

2. Победа должна была быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства, а не в гражданской войне и не в восстании рабов.

3. Победа должна была быть одержана в ходе крупного сражения, в рагу должен был быть нанесен урон не менее 5 тыс. человек в 1 битве. ( в 1 в до н.э. полководца обязали подтверждать свои сведения под присягой, за фальсификацию данных был штраф). Хотя много примеров предоставления триумфов за общие результаты. Победа должна была быть одержана малой кровью со стороны Рима.

4. Война должна была быть завершена, чтобы армию можно было отозвать, присутствие победоносного войска было частью церемонии, но со временем обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии и это правило отменили. Также крупная победа в широкомасштабной или продолжительной войне могла вознаграждаться триумфов.

5. Разрешение Сената. Для обсуждения дарование или не дарование триумфа Сенат собирался вне городских стен в храме Беллоны (богиня войны, входила в свиту Марса), Аполлона. Это было сделано для того, чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания на триумф. Если Сенат не допускал триумф, то тогда мог предложить ОВАЦИИ (малый триумф, вместо жертвоприношения быка-овцу), но полководец мог это обжаловать в Народном Собрании.


Рельеф с изображение триумфа. Арки Тита. Рим. I в. н.э.


Рельеф с изображение триумфа. Арки Тита. Рим. I в. н.э.


Арка Тита. Рим. I в. н.э.

Ход: Триумф начинался на Марсовом поле (вне стен Рима) и заканчивался жертвоприношением в храме Юпитера Капитолийского.

1. Магистраты и сенат

3. Осязаемые плоды победы: захваченное оружие, художественные и материальные ценности (статуи, вазы, золото). Таблички, на которых написаны названия покоренных городов. Золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванных провинций, дикие звери.

4. Белый бык для жертвоприношений с позолоченными рогами, которого сопровождают жрецы.

5. Важнейшие пленники в цепях (Югурта, ВерцингЕторикс, изображение умершей Клеопатры). Их как правило убивали в тюрьме у Капитолия.

6. Ликторы с фасциями, украшенные лаврами.

8. Полководец - триумфатор в колеснице, запряженной 4 конями (оленями, слонами). Колесница и кони украшались лаврами. Триумфатор одет в пурпурную тунику, расшитую золотой пальмовой ветвью и тогу, тоже расшитую золотом. На голове у него был золотой лавровый венок, а позади стоял раб, державший золотую корону в виде дубового венка. Он нашёптывал триумфатору momonto mori- помни, что смертен. Во времена Империи раб не мог стоять позади императора и на рельфах мы уже можем видеть изображение Победы. В руках у триумфатора в правой руке лавровая ветвь, в левой- скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху. Перед колесницей триумфатора зажигали ладан. Несовершеннолетние дети мальчики и девочки могли ехать рядом с полководцем или верхом позади. Взрослые дети триумфатора ехали позади колесницы на конях.

9. Иногда за триумфатором и его детьми шли римские граждане, освобожденные от рабства победой триумфатора.

10. Процессия завершалась проходом пехоты с криками IO triumphe и иногда неприличными песнями и частушками в адрес триумфатора. Это позволялось.

Триумф мог длиться несколько дней. И заканчивался жертвоприношением и пиром с сенаторами в храме Юпитера Капитолийского. Для солдат также устраивалось празднование в храме Геркулеса.

На этом почести триумфатора не заканчивались, он имел законное право на:

1. Возможность впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

2. Получить землю для дома за государственный счет и украсить дом трофеями

3. Поставить статую, как победителю среди статуй других триумфаторов.

4. Имел право быть похороненным внутри городских стен и на могиле написано, что он был удостоен трибуна.

5. В честь своих побед строить триумфальные арки


Рельеф с изображение триумфа. Предположительно панель арки Марка Аврелия II в н.э.


Рельеф с изображение триумфа. Предположительно панель арки Марка Аврелия II в н.э.


Скифос с изображением триумфа Тиберия. Лувр. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.

Римский триумф

Высшей почестью, которой мог удостоиться римский военачальник за одержанную над врагом победу, было право праздновать триумф. Корни этого обычая уходят в давнее прошлое Рима. Прежде чем стать торжественной церемонией, триумф являлся религиозным обрядом. Проходя под триумфальной аркой, возвращавшееся из похода войско очищалось от крови, пролитой им на войне. Въезжавший в город на колеснице военачальник, облачённый в триумфальную одежду, на время церемонии становился земным воплощением Юпитера Капитолийского. Со времён основания Рима и до конца эпохи Республики было отпраздновано более двухсот триумфов, а после учреждения принципата это право монополизировал император.

Происхождение триумфа

Первым триумфатором в римской исторической традиции считается основатель города Ромул, который одержал победу над ценинским царём Акроном, убил его самого на поединке, а снятые с противника доспехи посвятил Юпитеру. По словам Плутарха,

«чтобы сделать свой обет как можно более угодным Юпитеру и доставить приятное и радостное зрелище согражданам, Ромул срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесав его наподобие трофея, потом приладил и повесил в строгом порядке все части оружия Акрона, а сам нарядно оделся и украсил распущенные волосы лавровым венком. Взвалив трофей на правое плечо и поддерживая его в прямом положении, он затянул победный пеан и двинулся впереди войска, в полном вооружении следовавшего за ним, а граждане встречали их, ликуя и восхищаясь. Это шествие было началом и образцом дальнейших триумфов».

В последующие времена трофей такого рода — оружие и доспехи военачальника вражеской армии, побеждённого в поединке римским командующим (spolia opimia) — считался особо почётной добычей и подносился в дар Юпитеру-Феретрию.

Плутарх и некоторые римские авторы напрямую связывают происхождение триумфа с обычаем приношения «тучных доспехов» военачальником, собственноручно сразившим вражеского предводителя. Однако в дальнейшем на первый план вышло значение этого празднества как торжественного возвращения войска из похода. Само происхождение триумфа одна из современных гипотез связывает с очистительными обрядами, через которые проходили возвращавшиеся с чужбины воины и их командир. Чтобы очиститься от скверны, связанной с пролитием вражеской крови, войско проходило под сводами специально сооружённой арки, а военачальник приносил умилостивительные жертвы богам, чтобы отблагодарить их за помощь и отвести их зависть.

Некоторые авторы утверждали, что обычай праздновать триумф ещё более древний, чем сам Рим, и происходит от торжественных процессий, устраивавшихся в ознаменование возвращения бога Диониса/Вакха из индийского похода. Его изображали в запряжённой тиграми золотой колеснице в окружении пьяных сатиров, силенов и менад. Само происхождение слова «триумф» римские грамматики выводили из греческого «триамбос» (θρίαμβος) — восклицания, которое издавали участники дионисийских процессий. Считалось, что обычай праздновать триумф римляне через этрусков заимствовали у греков. В первоначальном виде он представлял собой религиозный акт и лишь позже приобрёл вид торжественного восхваления победителя.

Кто мог праздновать триумф

По уверениям римских авторов, обрядность триумфа сформировалась в царскую эпоху. Ромул в своём импровизированном триумфе шёл пешком, а вот его преемники уже совершали этот путь на запряжённой четвёркой коней колеснице. Одежда триумфатора, включая вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (toga picta) и лавровый венок, который держал над головой триумфатора специально приставленный к нему государственный раб, ассоциировалась у римлян с регалиями времён царской власти, а через них — с ещё более древним обликом Юпитера Капитолийского. Сходство с последним довершалось обычаем покрывать лицо триумфатора красной краской, как изображалось лицо божества на установленных в его честь статуях. Облик триумфатора позволял удостоившемуся этой чести военачальнику на один день почувствовать себя равным древним царям и даже уподобиться верховному божеству. Не случайно раб должен был время от времени повторять ему на ухо: «Помни, что ты человек».

Триумфальные почести считались высшей наградой для представителей римской знати, являлись предметом её страстного желания и зависти. Основанием для получения триумфальных почестей была императорская аккламация — провозглашение военачальника императором, происходившее на поле боя. Этой почести могли удостоиться лишь высшие магистраты, обладавшие верховной властью (imperium), то есть диктаторы, консулы и преторы. Кроме того, они должны были воевать в качестве главнокомандующего или, как говорили римляне, «под собственными ауспициями» (suis auspiciis), а не под властью другого военачальника.

Теоретически эта победа должна была завершать войну с противником, однако правило не всегда соблюдалось. Валерий Максим упоминает о том, что триумф мог присуждаться за сражение, в котором пало не менее 5000 врагов. Хотя достоверность последнего правила вызывает возражения у историков, масштабы одержанной победы, видимо, действительно принимались в расчёт при назначении почестей.

Разрешение праздновать триумф выдавал сенат, который собирался в храме Беллоны за пределами городской черты и выслушивал отчёт претендовавшего на почесть военачальника. До этого момента он не имел права вступать в священные пределы города (pomerium). Поскольку обычаи предков (mos maiorum) в этой части были весьма расплывчаты, в большинстве случав отцы-сенаторы могли трактовать их в свою пользу. На практике их решения определялись главным образом политическими соображениями. Например, в 211 году до н.э. Марку Клавдию Марцеллу сенат отказал в праве справлять триумф на том основании, что его войско осталось на Сицилии, однако через 11 лет Луций Фурий Пурпуреон, находясь, по сути, в аналогичных условиях, такое разрешение получил. В некоторых случаях военачальник мог получить право отпраздновать триумф через постановление народного собрания. Наконец, после 232 года до н.э. военачальник мог сам справлять триумф на Альбанской горе без сенатского позволения. Такой триумф считался неофициальным, но сведения о нём также записывались в триумфальные фасты.

​Триумфальные фасты. 16 мраморных таблиц, созданных около 12 года до н.э., с перечнем всех триумфов от основания Рима до правления Августа. Капитолийский музей, Рим. Фото автора - Римский триумф | Warspot.ru

Триумфальные фасты. 16 мраморных таблиц, созданных около 12 года до н.э., с перечнем всех триумфов от основания Рима до правления Августа. Капитолийский музей, Рим. Фото автора

Существовала и более скромная версия триумфа — овация. Эта почесть также декретировалась сенатом и назначалась в тех случаях, когда условий для предоставления настоящего триумфа не хватало. Например, если военные действия велись против разбойников, пиратов или восставших рабов или же когда конфликт удавалось разрешить малой кровью. В этом случае военачальник вступал в город без войска, верхом на коне, а не на колеснице, не в пурпурной, а в окаймлённой сенаторской тоге (toga praetexta), будучи увенчан миртовым вместо лаврового венка. Поднявшись на Капитолий, он приносил в жертву не быка, а овцу (ovis), от имени которой и происходит название самой процедуры. В Республиканскую эпоху известны 23 случая празднования овации.

Триумфальная процессия

Ранним утром в назначенный для триумфа день его участники собирались на Марсовом поле за пределами римской городской черты. Триумфатор прибывал в находившееся здесь общественное здание (villa publica), где облачался в триумфальную одежду. Войска и другие участники шествия собирались в построенном в 221 году до н.э. цирке Фламиния (Circus Flaminius) — огромном открытом сооружении, первоначально простиравшемся на 500 м в длину и доходившем до Овощного рынка (Forum Holitorium). В 135 году до н.э. консул Децим Юний Брут Каллаик на деньги из военной добычи, взятой в ходе испанской кампании, построил здесь храм в честь Марса. Здесь же находилось ещё несколько древних храмов, связанных с ритуалом празднования триумфа, в том числе храм Юноны Регины, построенный Марком Фурием Камиллом после взятия Вей и освящённый в 392 году до н.э., или находившийся рядом храм Юпитера Статора, воздвигнутый Квинтом Цецилием Метеллом Македонским в 131 году до н.э.

​Триумфальная процессия на Римском форуме, II век до н.э. Современная реконструкция - Римский триумф | Warspot.ru

Триумфальная процессия на Римском форуме, II век до н.э. Современная реконструкция

Шествие вступало в город через Триумфальные ворота, расположенные между западным склоном Капитолия и берегом Тибра. Триумфатор в праздничной одежде, уподоблявшей его облик древним царям, ехал на запряжённой четвёркой белых коней колеснице. В одной руке он держал лавровую ветвь, а в другой — богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла. Стоявший позади него на колеснице раб держал над головой военачальника лавровый венок. Дети, родственники, друзья и клиенты, все одетые в праздничные белые тоги, шли вокруг колесницы с лавровыми ветвями в руках. Иногда за ними шли освобождённые из плена граждане в одеждах вольноотпущенников. Затем стройными рядами двигалось войско: сперва помощники, легаты и военные трибуны, которые ехали верхом, затем облачённые в парадные белые одежды центурионы и знаменосцы со значками, а завершали шествие солдаты в полном убранстве и со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe!» и пели импровизированные песни, в которых иногда высмеивали недостатки самого триумфатора.

«…Первый из них едва вместил назначенное зрелище: с утра до темна на двухстах пятидесяти колесницах везли захваченные у врага статуи, картины и гигантские изваяния. На следующий день по городу проехало множество повозок с самым красивым и дорогим македонским оружием; оно сверкало только что начищенной медью и железом и, хотя было уложено искусно и весьма разумно, казалось нагромождённым без всякого порядка: шлемы брошены поверх щитов, панцири — поверх поножей, критские пельты, фракийские герры, колчаны — вперемешку с конскими уздечками, и груды эти ощетинились обнажёнными мечами и насквозь проткнуты сариссами. Отдельные предметы недостаточно плотно прилегали друг к другу, а потому, сталкиваясь в движении, издавали такой резкий и грозный лязг, что даже на эти побеждённые доспехи нельзя было смотреть без страха. За повозками с оружием шли 3000 человек и несли серебряную монету в 750 сосудах; каждый сосуд вмещал 3 таланта и требовал 4 носильщиков. За ними шли люди, искусно выставляя напоказ серебряные чаши, кубки, рога и ковши, отличавшиеся большим весом и массивностью чеканки. На третий день, едва рассвело, по улицам двинулись трубачи, играя не священный и не торжественный напев, но боевой, которым римляне подбадривают себя на поле битвы. За ними вели 120 откормленных быков с вызолоченными рогами, ленты и венки украшали головы животных. Их вели на заклание юноши в передниках с пурпурной каймой, а рядом мальчики несли серебряные и золотые сосуды для возлияний. Далее несли золотую монету, рассыпанную, подобно серебряной, по сосудам вместимостью в 3 таланта каждый. Число их было 77. Затем шли люди, высоко над головою поднимавшие священный ковш, отлитый по приказу Эмилия из чистого золота, весивший 10 талантов и украшенный драгоценными камнями, а также антигониды, селевкиды, чаши работы Терикла и золотую утварь со стола Персея. Далее следовала колесница Персея с его оружием; поверх оружия лежала диадема».

Особым украшением триумфа служили наиболее выдающиеся внешним видом и положением пленники и знатные заложники, которые толпой шествовали перед колесницей победителя. Эмилий Павел явил римлянам зрелище идущих перед его колесницей детей царя Персея, маленького мальчика и девочки, которые своим нежным возрастом до слёз растрогали публику. Плутарх продолжает повествование:

«Позади детей и их прислужников шёл сам царь в тёмном гиматии и македонских башмаках; под бременем обрушившегося на него горя он словно лишился рассудка и изумлённо озирался, ничего толком не понимая. Его сопровождали друзья и близкие; их лица были искажены печалью, они плакали и не спускали с Персея глаз, всем своим видом свидетельствуя, что скорбят лишь о его судьбе, о своей же не думают и не заботятся».

Судьба знатных пленников порой складывалась трагически: после участия в шествии их отводили в расположенную у склона Капитолия тюрьму и убивали. На дне тюремного колодца (carcer) окончили свои дни нумидийский царь Югурта и галльский вождь Верцингеториг. Избиение пленных было обычным делом для древнейшей эпохи. Впоследствии им обычно оставляли жизнь, но держали под неусыпным надзором.

​Путь триумфальных процессий в республиканском Риме и одно из предполагаемых местонахождений Триумфальных ворот. Источник: Hölkeskamp, K.J. Mythen, Monumente und die Multimedialität der memoria: die ‚corporate identity‘ der gens Fabii. / K.J. Hölkeskamp // Klio. — 2018. — Bd. 100 (3). — S. 709–764 - Римский триумф | Warspot.ru

Путь триумфальных процессий в республиканском Риме и одно из предполагаемых местонахождений Триумфальных ворот. Источник: Hölkeskamp, K.J. Mythen, Monumente und die Multimedialität der memoria: die ‚corporate identity‘ der gens Fabii. / K.J. Hölkeskamp // Klio. — 2018. — Bd. 100 (3). — S. 709–764

Обогнув Капитолий и миновав Бычий рынок (Forum Boarium), триумфальная процессия затем проходила через Большой цирк (Circus Maximus), огибала южную и юго-восточную сторону Палатинского холма и по Священной дороге (via Sacra) вступала на Форум. Здесь триумфатор сходил с колесницы и поднимался на Капитолий, где в окружении собравшихся сенаторов посвящал Юпитеру лавры своих фасц и приносил в жертву быков. После завершения жертвоприношения он возносил обращённую к божеству молитву о благе Римского государства. Празднества заканчивались торжественным обедом для магистратов и сенаторов и угощением для солдат и всей собравшейся публики. Нередко в дополнение к триумфальной процессии по обету военачальника устраивались игры в цирках, в том числе бои гладиаторов.

​Жертвоприношение на Капитолии. Современная реконструкция - Римский триумф | Warspot.ru

Жертвоприношение на Капитолии. Современная реконструкция

Триумф в императорскую эпоху

После окончания Гражданских войн Август принял титул императора, который стал одной из основ его чрезвычайного положения в системе государственных институтов Рима. Это обстоятельство вводило ограничение на появление других императоров и, соответственно, на право военачальников праздновать триумф. Важнейшим прецедентом этого положения вещей стал отказ в праве отпраздновать триумф за победу над бастарнами Марку Лицинию Крассу Младшему в 28 году до н.э., а также в праве посвятить захваченные им «тучные доспехи» Юпитеру Феретрию. С получением Августом большого проконсульского империя (imperium maius) остальные военачальники становились его подчинёнными легатами, что лишало их прав на императорский титул и празднование триумфа. Последний раз триумф праздновался лицом, не относящимся к императорской фамилии, в 19 году до н.э. Этой почестью был вознаграждён Луций Корнелий Бальб-Младший за победу над гарамантами.

​Триумфальная арка императора Константина в Риме, 315 год н.э. Является самым поздним из сохранившихся сооружений такого рода. Для украшения арки были использованы элементы декора, снятые с более древних монументов. Фото автора - Римский триумф | Warspot.ru

Триумфальная арка императора Константина в Риме, 315 год н.э. Является самым поздним из сохранившихся сооружений такого рода. Для украшения арки были использованы элементы декора, снятые с более древних монументов. Фото автора

Идеология эпохи принципата рассматривала триумф как привилегию верховной власти. Императоры регулярно получали аккламации за победы, одержанные подчинёнными им военачальниками. Наиболее выдающиеся полководцы могли всё же получить триумфальные украшения (ornamenta triumphalia) — формальные знаки триумфа — или даже праздновать овацию, как, например, Авл Плавтий за покорение Британии в 47 году н.э. Сенат всё еще обсуждал эти вопросы, но исход голосования, вероятно, был предрешён. Число триумфов в имперскую эпоху резко сократилось, хотя дошедшие до нас описания по-прежнему акцентируют внимание на их размахе и богатстве.

Когда императоры оставили Рим, триумфы совершенно прекратились. Последний триумф в истории Западной Римской империи отпраздновал император Гонорий 1 января 404 года в ознаменование победы, одержанной его военачальником Стилихоном над готами.

Как проводили триумф в древнем Риме

Триумф — одна из древнейших церемоний Древнего Рима. Первый триумф, проведённый самим основателем Рима царём Ромулом, описан древнегреческим историком Плутархом: «Желая обставить возможно большим блеском исполнение обета, данного им Юпитеру, и сделать удовольствие гражданам, Ромул приказал срубить вблизи лагеря огромный дуб, придал ему вид победного трофея и повесил на нем в строгом порядке доспехи Акрона, сам же надел дорогое платье, украсил свои длинные волосы лавровым венком, положил свой трофей на правое плечо, затем, высоко подняв его, запел победную песню и пошел вперед в сопровождении вооруженных солдат. Граждане принимали их с удивлением, смешанным с восторгом. Эта торжественная процессия послужила началом и образцом позднейших триумфов».

Триумф Цезаря. Кадр из сериала «Рим»

Самые ранние триумфальные процессии несли военные трофеи вокруг Палатина, а потом освящали захваченное оружие в храме Юпитера. Потом церемония изменилась: теперь триумфатор въезжал на Капитолий в квадриге и приносил жертву Юпитеру. По всей вероятности, такая форма триумфа сформировалась в годы правления в Риме Тарквиния Гордого, этруска по происхождению. Вот пример триумфа императора Аврелиана, описанный древнеримским историком Флавием Вописком:

Триумф императора. Современная иллюстрация

«Там были три царские колесницы; из них одна – колесница Одената, отделанная и разукрашенная серебром, золотом и драгоценными камнями; вторая – присланная персидским царем в подарок Аврелиану, такой же искусной работы; третья – которую сделала для себя Зенобия, надеясь вступить в ней в город Рим. И в этом она не ошиблась: вместе с ней она вошла в Рим побежденная, в чужом триумфе. Была еще одна колесница, запряженная четырьмя оленями; она, говорят, принадлежала царю готов. На ней, как передают многие, Аврелиан въехал на Капитолий, чтобы там заклать оленей; говорят, что он захватил их вместе с колесницей и посвятил Юпитеру всеблагому и величайшему.

Барельеф с арки Тита в Риме изображением триумфатора на квадриге. 82 г. н.э.

Царица Пальмиры Зенобия в цепях на триумфальном шествии. Современная иллюстрация

Фрагмент картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря». 1506 г.

Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться только тот, кто вёл войну в качестве главнокомандующего. Триумф давался по окончании войны (но здесь бывали исключения), и притом если она закончилась полной победой. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

Император на квадриге с белыми конями. Современные реконструкторы на фестивале «Времена и эпохи», 2015 г.

В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров. Официально это объяснялось тем, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи. Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим военачальникам взамен триумфа право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние и ставили статую этого военачальника среди статуй триумфаторов.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Триумф



Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Триумф (Древний Рим)



Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Схожие темы

Триумф (Рим)

Триумф воли — Triumph des Willens Жанр … Википедия

Триумф — (triumphus) в Риме торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

триумф — Заимств. в конце XVII в. из нем. яз., где Triumph < лат. triumphus, передающего греч. thriambos «гимн» (в честь Вакха) > «торжественный въезд в Рим» > «триумф», сложения tri «три» и ambos «шаг» … Этимологический словарь русского языка

в каких случаих полководцу предоставлялось право на триумф? древний рим.

Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империум (imperium) и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца.
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения) , и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов.
В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (оrnаmenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов.

В древнем Риме триумфатору во время "круга почёта" в колесницу сажали. Кого и с какой обязанностью?

Леночка Лапочка и Николай Чёриков: это часто приводят в художественной литературе , но увы это только красивый миф, который сформировался лчерез несколько сот лет, когда принято было поэтизировать прошлое.
Всем спасибо за ответы.

Лучший ответ

Раба, который придерживал над его (триумфатора) головой золотой венец Юпитера Капитолийского.
Наградой полководцу служил триумф — торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия по Священной дороге. Право на триумф победоносному военачальнику давал сенат. Триумфатор ехал на колеснице, запряженной четверкой белых коней, держа в руках эбеновый жезл с изображением орла. Стоявший за ним раб придерживал над его головой золотой венец Юпитера Капитолийского. Герой торжества носил тунику, расшитую пальмами, и лавровый венок. Открывали процессию пленные и заложники, за ними шествовали ликторы с пучками розог, увенчанными лаврами, далее шли музыканты. Замыкали шествие воины-победители, также в лавровых венках, распевавшие триумфальные песни. На Капитолии триумфатора уже ждал сенат в полном составе. Победитель складывал там часть военной добычи и приносил благодарственные жертвы Юпитеру. Добиться триумфа было нелегко: его давали полководцу лишь за расширение границ государства или за решающую и особенно важную победу над внешним врагом. Если же победа была не столь крупной, вместо триумфа назначалась «овация» , или малый триумф: командующий войском вступал в Рим и поднимался на Капитолий не на колеснице, а пешком или верхом, в миртовом, а не лавровом венке и приносил в жертву богу-покровителю государства не быка, а всего лишь овцу.

Литература

1. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное/Под ред.проф. Э. Д. Фролова. СПб.: Полигон, 2002.—864 с.

2. Машкин Н.А История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 2006. — 753 с.

3. William Smith A DICTIONARY OF GREEK AND ROMAN ANTIQUITIES . Т. II (L—Z). London.: JOHN MURREY, ALBEMARLE STREET, 1891.-1072 p .

Что такое триумф, император, провинция, амфитеатр, гладиатор.

Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы) , так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев) .

Император (лат. imper;tor «начальник» , «властитель» , в частности — «военачальник» , «полководец» , позже — «император» в современном смысле) — титул монарха, главы государства (империи) .

Провинция — территориальная, часто административная, единица в пределах страны (государства). Слово происходит от латинского «provincia». В Римской империи так назывались подвластные Риму территории, находящиеся вне Апеннинского полуострова и управлявшиеся римскими наместниками, то есть иностранные территории.
Таким образом, провинция являлась территорией, которой Римский магистрат управлял от имени Рима. Римская империя была подразделена на провинции.

Амфитеатр (от греч. — досл. «круглый театр» ) — древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.) , представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей.

Гладиатор («меченосец» от лат. gladius — «меч» , «гладиус» ) — наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

Остальные ответы ТРИУМФ-победное торжество славы, торжественная встреча. ИМПЕРАТОР- 1. Высший титул монархов; монарх, носящий этот титул. Император Наполеон. 2. В древнем Риме - верховный начальник войск (истор.). ПРОВИНЦИЯ- . 1. В древнем Риме - завоеванная римлянами Область (истор.) . 2. Область, административная единица в нек-рых государствах. Северо-восточные провинции Испании. Провинция Хунань в Китае. || Административная единица, подразделение губернии в России 18 века (истор.) . 3. Местность, находящаяся вдалеке от столицы или крупных культурных центров, вообще - территория страны в отличие от столиц. АМФИТЕАТР- 1. У древних - здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах - места за партером или над ложами, расположенные полукругом. ГЛАДИАТОР- В древнем Риме - борец, чаще из рабов и военнопленных, сражавшийся на арене цирка с дикими зверями или с другими борцами.
Это фишки Древнего Рима.

Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империум (imperium) и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы) , так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев) .

Разграбление Иерусалима, рельеф на арке Тита, Рим, I в. Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения) , и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи) . Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосу

Читайте также: