Картина дейнеки на отдыхе

Обновлено: 04.07.2024

Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск - 12 июня 1969, Москва) - художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах. Но Дейнека не так прост. Ведь ко всему этом он еще и художник, которого в нынешнем XXI веке называют остросовременным модернистом.
Особенности творчества художника Александра Дейнеки: плакатность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи), иногда в одном произведении; радостное, оптимистическое изображение советской действительности; увлеченность темой спорта, изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии, мощи в любом произведении; асексуальность моделей, отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.
Известные картины Александра Дейнеки : "Сбитый ас", "Будущие лётчики", "Оборона Севастополя".

Чаще всего об Александре Дейнеке говорят как о создателе образа «счастливого советского человека». Между тем, это далеко не весь Дейнека. Нет-нет, мы не запишем его в диссиденты, им Дейнека не был. А кем был, так это лидером. Ему жизненно необходимы были масштаб, пространство, признание. Такое явление как «писать в стол» для него не существовало. Дейнека непременно желал быть успешным, а создавать что-то ради самого процесса – это не о нем. Он искренне верил в советский строй, горячо принял революцию, был уверен в счастье всех этих спортивных мужчин и женщин, бегающих в эстафетах, спускающихся в шахты, тянущих доверху груженные телеги, строящих самолеты и летающих на них.

Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (1, 3), великолепных римских монахов, прекрасные пейзажи.

У художника Александра Дейнеки было всё, чем могла обласкать советская власть, при этом его ценили и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Красота в глазах смотрящего на картины. Художник Александр Дейнека

В молодости не любила картины, где люди пребывали в восторженных чувствах и эмоциях от своей счастливой, ничем не омрачённой жизни в СССР. В глазах задор, энтузиазм, никаких сомнений и переживаний. Вот, мы сильны и молоды, «нам нет преград ни в море, ни на суше» (Анатолий Д’Актиль).

Сейчас такое искусство вызывает лишь нотку ностальгии и грусть об ушедшем времени. Наверное, такие чувства возникают потому, что была молодость, а с ней яркие эмоции, впечатления. Была радость жизни и много хорошего. Личная радость. А картины хоть отчасти, но отражают то время. Тогда мы этого просто не замечали. «Большое видится на расстоянье» (Сергей Есенин).

Ярким представителем «задорного» и «настоящего» советского искусства был художник Александр Дейнека. (1899 - 1969).

Много света на картинах Александра Дейнеки, например, « Эстафета по Садовому кольцу» (1947). Огромное полотно 2х3 метра, самая крупная работа Дейнеки на тему спорта из собрания Третьяковской галереи.

Александр Дейнека, "Эстафета", 1947 Александр Дейнека, "Эстафета", 1947

Художник даже указал место действия. Это Садовое кольцо недалеко от улицы Чайковского . Картина писалась по наброскам, которые художник делал на первомайской демонстрации.

В этой картине спорт и архитектура сливаются в одно целое. Как? Видите два дома на заднем фоне? На них спроецированы бегуны и каждый равно удален друг от друга. Художник подчеркивает связь спортивных успехов и послевоенного восстановления страны.

Что такое Артхив

Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.

Почувствуйте дух курортной жизни, увидев ее глазами известных художников.

Курортная жизнь — это особая атмосфера, жизнь, наполненная только ей присущими впечатлениями, звуками, запахами, цветом и светом. Во все времена художники стремились запечатлеть это короткое, но очень яркое время.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART курортная жизнь XIX-XX веков в картинах известных художников.

Клод Моне «На досках в Трувиле»

Моне множество раз изображал на своих картинах трувильские пляжи, окрестные морские пейзажи и сам прелестный курортный городок, и картина «На досках в Трувиле» является типичной для творчества художника начала 1870-х.

Пляж, солнце, синее небо с легкими облаками, этот прекрасный солнечный день просто создан для неспешных прогулок по дощатому променаду, проложенному вдоль пляжа. Этот пейзаж французского импрессиониста входит в число редких работ Моне, которые никогда не показывались широкой публике. С 1883 по 1997 годы картина принадлежала семье Фрейдов, членами которой был основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и художник Люсьен Фрейд, и не выставлялось по желанию владельцев. Впервые картина была выставлена в 2014 году в парижском музее Мармоттан-Моне, вместе с малоизвестными работами Камиля Писсаро и Альфреда Сислея.

Хомер Уинслоу «Папа идет!»

Американский художник и график Хомер Уинслоу считается основоположником американского реализма, оказав влияние на последующее развитие американской живописи. Уинслоу был замечательным мастером морских пейзажей, все его творчество посвящено взаимоотношениям человека и морской стихии. Герои его картин живут рядом с морем и зависят от него — рыбаки, выходящие в своих лодках на ловлю крабов, женщины, ремонтирующие сети, чистящие рыбу и ждущие своих мужей на берегу. В ранний период творчества Уинслоу задумывался над взаимоотношением человека и моря, более поздние его картины показывают драматизм непосредственно самой стихии.

Хомер Уинслоу «Папа идет!», 1873. National Gallery of Art, Washington © nga.gov Хомер Уинслоу «Папа идет!», 1873. National Gallery of Art, Washington © nga.gov

Лето 1873 года Уинслоу провел в Глостере, штат Массачусетс. В воскресенье, 24 августа, на море случилась особенно сильная буря, которая разбила девять лодок и унесла жизни 128 человек. Этот драматический момент послужил основой для картины «Папа идет!». Жизнь рыбака всегда была опасной, а ураганы и трагедии оставались в памяти женщин и детей навсегда. Можно предположить, что мальчик в соломенной шляпе, пристально вглядывающийся в уже успокоившееся море, вскоре сам окажется в одной из рыбацких лодок, а на берегу его кто-то так же будет ждать.

Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

«Он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешел в область «чистой и почти абстрактной гармонии».

Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884. Институт искусств, Чикаго © artic.edu Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884. Институт искусств, Чикаго © artic.edu

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» — не только самая известная, но и самая большая картина художника — 207×308 см. Американский историк искусства и критик Линда Ноклин считала этот шедевр родоначальника пуантилизма Жоржа Сёра своего рода антиутопией, «мастерским изображением разочарованного ожидания чего-то и бессмысленности «сладкого ничегонеделанья». А немецкий философ Эрнст Блох назвал картину «Мозаика скуки». Что касается современников Сёра, то они использовали эпитеты «бедлам», «скандал» и «веселье», именно такими словами встречая одну из самых замечательных картин XIX века на выставке в Париже.

Сёра работал над картиной в течение двух лет, делая многочисленные эскизы и наброски маслом, с почти научной точностью решая вопросы цвета, света и формы, каллиграфически накладывая крошечные мазки, образуют единый, более яркий светящийся оттенок. В итоге, разместив всех персонажей, ему удалось запечатлеть на холсте остановившееся время.

Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне»

В конце XIX века австралийские художники увлеченно искали средства художественного выражения, которые помогли бы адаптировать язык современного европейского импрессионизма к австралийскому ландшафту. Этот процесс дал поразительные и оригинальные результаты.

Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне», 1888. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида © agsa.sa.gov.au Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне», 1888. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида © agsa.sa.gov.au

Во второй половине 1880-х годов австралийские импрессионисты вдохновлялись лесами штата Виктория, пригородами Мельбурна (в частности, в одном из таких пригородов, Гейдельберге, возникло одноименное художественное объединение, ключевой фигурой которого был Чарльз Кондер), Канберры, Сиднея, природой Нового Южного Уэльса, пляжами Куджи и Ментона.

«Выходные в Ментоне» стали первой картиной Кондера, написанной им по возвращении из Сиднея в Мельбурн. Одна из самых известных картин художника заслуженно считается шедевром австралийского импрессионизма, а ведущий куратор австралийского искусства Национальной галереи Виктории называет ее «высокопарной, почти сюрреалистичной», но композиционно и эмоционально «блестящей, великолепно солнечной, как сама Австралия».

Петр Нилус (Словецкий) «На мостике. Лето»

«Если живопись вообще деликатна, как пыльца на крыльях бабочки, то марина (морской пейзаж — ред.) — это совсем нерукотворная вещь; не удалось в час — ничего не выйдет, хоть бейся месяц…» Так считал Петр Нилус, выдающийся южнорусский живописец и график, ученик Констанди и Репина.

Становление Нилуса как художника прошло в Одессе, где он закончил Художественную школа, а продолжить обучение в 1889 году отправился в Санкт-Петербург, в Академию Художеств. Учеба в столице была недолгой: Илья Репин, будучи его наставником, рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город, где уже набирало обороты Товарищество Южнорусских художников.

На одесский период творчества Нилуса большое влияние оказали импрессионисты, с которыми художник познакомился во время поездки в Париж. Именно в конце 90-х годов XIX века он пишет морские пейзажи и небольшие жанровые картины, многие из которых посвящены Одессе. «На мостике» — одна из них. Близкий друг Нилуса, Иван Бунин называл художника поэтом живописи.

Константин Коровин «Пристань в Гурзуфе»

За спиной сидящей на веранде кафе женщины виден характерный крымский пейзаж: горы, море, парусная яхта выходит из бухты, по живописному склону Дженевез-Кая прямо к морю сбегают разноцветные домики. Свет — стихия художника — и именно через него он передает настроение южного жаркого летнего дня.

В живописи Коровина, одного из крупнейших представителей русского импрессионизма, свет — такой же непосредственный выразитель чувств, как звук в музыке. Коровин говорил: «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться легко меняющейся игре света и тени».

Коровин считал, что только «краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты». И Крым давал художнику возможность в полной мере проявлять свой удивительный дар колориста.

Норман Роквелл «Содовая»

Норман Роквелл — культовый американский художник и иллюстратор, на рисунках которого выросло целое поколение. Роквелл не просто рисовал, он рассказывал истории, показывал миру повседневную жизнь в мельчайших подробностях, всегда изображая своих героев —будь то «Девочка с синяком под глазом» или «Продавщица в канун Рождества» — с большой симпатией, которой неминуемо проникался и зритель.

Идею «Содовой» Роквелл взял из рассказов своего сына, который работал в летнем кафе. Девочки любили приходить в кафе явно не ради содовой и мороженого, а ради бесед с веселым продавцом за стойкой. Парень в углу картины смотрит на беседующих с явной обидой и завистью, он тоже хотел бы так же непринужденно болтать и весело проводить время, но его не приглашают в компанию.

Обаятельные и ироничные рисунки Роквелла — это своеобразная ностальгия по «золотой эпохе» 50-х годов прошлого века, а еще — по детству, когда еще так просто верить в добро.

Александр Дейнека «В Севастополе»

Александр Дейнека — уникальный художник: в его творчестве было как минимум три совершенно разных стилистических периода; действительность 1920-х, 1930-х, 1940-1960-х годов диктовала ему свои жестокие правила, в рамках которых Дейнека находил возможность не менять вектор своего творчества.

Будучи истинным певцом соцреализма, Дейнека идеализировал и романтизировал мир советской реальности, страшная нужда и суровые условия жизни трансформировались на его картинах в подвиг, достаточно вспомнить его женщин, волокущих неподъемные тачки и с радостными улыбками выполняющих самые тяжелые работы на стройке новых цехов.

Люди Дейнеки не только тяжело трудились, они занимались спортом, культивировали здоровый образ жизни, отдыхали. Севастополь в творчестве Дейнеки занимает особое место и неоднократно появляется на его картинах, достаточно вспомнить одну из самых известных его картин — «Оборона Севастополя» (1942). Но Севастополь, залитый солнцем, с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и сверкающим морем, пленил художника еще в середине 30-х годов во время командировки в Крым. Отдых советского человека на морском побережье мы видим и на акварели «Севастополь. Водная станция Динамо» (1934) и на картине 1959 года «В Севастополе».

Зинаида Серебрякова «Пляж с зонтиками»

Зинаида Серебрякова жила и работала во Франции сорок три года, и период с 1924 по 1939 год стал расцветом французского периода ее творчества. Каждое лето Серебрякова старалась уехать из Парижа, использовала любую возможность и малейший повод, чтобы сын Александр и дочь Екатерина побывали на море. Да и для самой художницы поездка на море — это еще один мотив для работы.

В 1931 году в художница оказалась в Ментоне, курортном городе на Лазурном берегу, где создала большой цикл зарисовок, объединенных общей темой — «Пляж». Наброски, запечатлевающие быстро меняющуюся курортную жизнь, кажутся кадрами из фильма, в каждом — свой акцент: море, люди, дочь Катя в купальнике, зонтики, коляска, раздевалка, фигура с полотенцем. Отдыхающие беседуют на берегу, купаются в море, сидят в шезлонгах.

Такое большое количество пляжных зарисовок говорит, возможно, о том, что Серебрякова планировала написать произведение, продолжающее тему «ню», а, может, чувствуя все нарастающий динамизм жизни ХХ века, хотела «поймать» его в этой серии

Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» – эпическое полотно.

Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.

10 картин Александра Дейнеки, которые нужно знать


Портрет художника Константина Вялова был написан Дейнекой в возрасте 24 лет, и его запросто можно принять за работу одного из русских авангардистов. Это одно из тех немногих ранних произведений будущего титана соцреализма и «певца» Страны советов, в которых виден дерзкий экспериментаторский дух. Провинциальный художник из Курска тогда только приехал на учебу в столицу после службы в армии. Здесь есть и отголоски европейских модернистов, и итальянских футуристов, которыми были так увлечены художники авангарда, и новый русский «пролетарский» реализм – всё это, впрочем, скоро испарится из его живописи.

2. «Оборона Петрограда», 1928


Эта картина фактически сделала из художника звезду и определила всё дальнейшее направление его творчества - выписывание образа «настоящего советского человека». Сам Дейнека называл картину «самой любимой», а типажи для сюжета Гражданской войны в России списывал с рабочих, возвращавшихся со смены.

3. «Мать», 1932


С начала 1930-х у художника начинается «лирический» период, также востребованный партийной повесткой. Деятельность авангардистов, призванных советской властью визуализировать символы нового государства и времени, к тому моменту все больше критиковалась, а в 1937-м их и вовсе объявили формалистами и на долгие годы предали забвению. Так что такие простые, понятные любому фигуративные образы, заполонили буквально всё, от уличных баннеров до музейных стен.

4. «Вратарь», 1934


Государственная Третьяковская галерея

Это одно из самых известных и монументальных (119 х 352 см) произведений Дейнеки на тему здорового образа жизни и спорта, и сегодня выставлено в залах Новой Третьяковки в Москве. Примерно в это же время были созданы и другие его известные работы – «Утренняя зарядка», «Игра в мяч» и «Бегуны», - иллюстрирующие экспроприированную советской властью латинскую фразу «в здоровом теле здоровый дух».

5. «Будущие летчики», 1937


«Будущие летчики» с одной стороны продолжают тему пропаганды счастливого советского lifestyle, с другой – романтизируют профессию военного. СССР нуждалась в расширении и укреплении армии и флота.

6. «Стахановцы», 1937


Пермская художественная галерея

«Официальному» советскому художнику, в отличие от абсолютного большинства, было доступно немало благ: от постоянных государственных заказов, обеспечивающих безбедное существование, до поездок по всему миру. Дейнека в составе групп художников неоднократно участвовал в выставках за границей, включая павильон России на Венецианской биеннале. Также оформлял павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. «Стахановцы» - как раз один из эскизов к парижской выставке 1938 года.

7. «После боя», 1937-1942


Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки

Вдохновением для этой работы послужил снимок легендарного советского фотографа Бориса Игнатовича, подаренный автором Дейнеке. Композиция с атлетом на переднем плане, по мнению художника, была идеальна. Впрочем, работа над полотном не задалась и растянулась на пять лет. Дейнека закончил ее в разгар Второй мировой войны, поэтому и спортсмены в названии превратились в бойцов.

8. «Оборона Севастополя», 1942


Художник не участвовал во Второй мировой войне, а лишь раз выезжал с коллегой из Москвы на фронт в район боевых действий для впечатлений. Но Севастополь, одна из главных здравниц СССР, был ему дорог воспоминаниями о беспечной молодости. «Когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать», - говорил в то время Дейнека. Огромное 4-метровое полотно о героических событиях (оборона города продолжалась более полугода) сегодня выставлено в залах Русского музея в Санкт-Петербурге.

9. «Эстафета», 1947


10. «В Севастополе», 1956


Сразу после войны Дейнека стал академиком Академии художеств СССР и практически до самой смерти от принятого им художественного курса не отклонялся. Писал пейзажи, бытовые и рабочие сцены, портреты, был невероятно востребован. Последнее обстоятельство после его смерти в 1969 году подхлестнуло появление массы подделок, которые появляются на рынке до сих пор. В 2017-м его полотно «Герои первой пятилетки», эскиз к панно для Всемирной выставки в Париже, было продано на аукционе MacDougall’s в Лондоне за £2,8 млн.

Крупнейшая за последние годы выставка Александра Дейнеки в сопоставлении с другой легендой соцреализма Александром Самохваловым, открылась в «Манеже» Санкт-Петербурга в рамках VIII Международного культурного форума. Она работает до 19 января 2020 года.

Другой Дейнека

Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека – это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, – бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно – не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья»), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (1, 2, 3, 4)?

Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб ». О чем это? Что именно он видел и понимал.
Его же великий Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и «ушедшим вперед в своем художественном развитии» . И действительно разве могли Матиссу не понравиться эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или футболистами Дейнеки и легендарным «Танцем» Анри Матисса?

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть – явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.

Картина дейнеки на отдыхе

История одного шедевра

История одного шедевра вернуться к странице

История одного шедевра

История одного шедевра запись закреплена

“Полдень”, Александр Александрович Дейнека

Эскиз-вариант картины «Обеденный перерыв в Донбассе» (1935, Государственный художественный музей Латвии, Рига).

Александр Дейнека создал свой художественный стиль и живописные методы в передаче образов, ставших олицетворением той эпохи, в которой жил художник. Хотя, чего скрывать - немного идеализированных.

Созданию этого небольшого полотна предшествовали впечатления от поездок по родному Донбассу в начале 1930-х годов. Известен фотоснимок из архива Дейнеки с группой выбегающих из реки подростков, который подсказал сюжет будущей картины. Художник создает собирательный образ своего молодого современника, азартного и радостного в труде и отдыхе.

Картина дейнеки на отдыхе

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

история в фотографиях

Soviet art ( 25 часть) Дейнека.

Name: история в фотографиях

Page Summary

· abmtm001 - (no subject) [+4]

· sova1509 - (no subject) [+2]

· sirgenry - (no subject) [+4]

· sweiksoldier - (no subject) [+1]

· mookee - (no subject) [+1]

Latest Month

Entry Tags

12th-Jun-2019 10:10 am

Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
Так уж вышло,что Сан Саныч был большой любитель крупных девчонок, моря и спорта. так что любителям "НЮ", самый то ))) представляю уже, какия сейчас комментарии начнутся)))


Смотрите какия коровки! )))
«Купальщица». 1951 год.


Сам то он был тоже крупным парнем.
Автопортрет. 1948 г.


"Спящий ребенок с васильками". 1932 г.


«На женском собрании» (1937 г.


«Натурщица в шапочке» 1954 г.


"Уличный фотограф". 1956 г.


«На Донбассе». (1954 год). Холст, масло. (423 тыс. Sotheby’s, Лондон. 2016 г.).


«Игра в мяч». 1932 год.


«На пляже». 1961 год.


Оборона Севастополя. Холст, масло, 200 × 400 см. 1942.
Государственный Русский музей.


«На стройке новых цехов». 1926 год.


Весенняя песня. Холст, масло, 100х100 см. 1945.
Частное собрание, Париж.


Бой амазонок. Холст, масло, 200x248 см. 1947.
Государственная Третьяковская галерея.


«После работы. Душ». 1956 г.


Женщина в желтом платье , 1955.(Холст, масло, 65 на 83 см.Частная коллекция, Европа)


Раздолье. Холст, масло, 204 x 300 см. 1944.
Государственный Русский музей.


"Будущие лётчики". Холст, масло, 53 х 66 см. 1938.
Государственная Третьяковская галерея.


"Баскетбол". 1962.


"Чёрные гладиолусы". Холст, масло, 60х80 см. 1955.


"Патриаршие пруды". Из серии «Москва военная». Бумага, гуашь, темпера, уголь, 60,8 × 75,3 см. 1946–1947. Собрание графики в Государственной Третьяковской галерее.


"У моря. Рыбачки". Холст, масло, 128 х 198 см. 1956.
Государственный Русский музей.


"Покорители космоса". 1961.


На открытии колхозной электростанции. 1952


"Хорошее утро". 1959-60 гг.


«Женский портрет». 1947

Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (1, 3), великолепных римских монахов, прекрасные пейзажи.

У художника Александра Дейнеки было всё, чем могла обласкать советская власть, при этом его ценили и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» – эпическое полотно.

Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.

Раздолье

Александр Александрович Дейнека. Раздолье

Большая картина Александра Дейнеки «Раздолье» направлена в будущее, она словно написана из того места, в которое завтра надеется попасть измученный кровавой войной народ. 1944 год, советские войска наступают, немцы бегут. Вокруг – голод и нищета, на фронте все еще гибнут воины, но уже произошел перлом, победа близка, и светлое будущее особо манит и кажется таким близким. Это всё отразил Дейнека в картине, само название которой говорит о мире, ладе, благополучии. Типичный русский пейзаж, мягкие изгибы реки, пологий песчаный берег, скошенные стога сена, простор, спокойствие – раздолье, одним словом!

Бегущие девушки напоминают о довоенных картинах Дейнеки: спортивное сильное тело всегда было одной из его любимых тем. Но отличия существенны – в изображении гораздо меньше плакатности, схематичности, художник щедрее накладывает цвет. Кстати, есть забавная история о том, почему Дейнека в юности не любил использовать пастозное письмо. Во время обучения в Харьковском художественном училище он как-то истратил все свои сбережения на покупку дорогого набора красок. На занятии писали натурщика, и Дейнека старался экономно наносить краску тонким слоем. Профессор Александр Любимов сделал ему замечание, что нельзя писать натуру жидко, взял палитру и, выдавив драгоценные краски, стал размашисто прописывать и фигуру, и фон. Дописать этюд Дейнека не смог, некоторые цвета оказались израсходованы полностью. Но у обласканного советской властью художника, наверное, проблем с красками больше не было. Мазок его по сравнению с ранними произведениями становится более густым, цвет – насыщенным.
Высокие ель и береза слева и островки елей с правой стороны «вытягивают» картину, задают вертикальную ось, иначе композиция получилась бы слишком «распластанной» вширь. Сами девушки не столь схематичны, какими были, к примеру, его Текстильщицы, они более индивидуализированы, впрочем, с сохранением особой интонации Дейнеки, удивительно светло умеющего представить образ «счастливого советского человека».

Дейнека – мастер изображения движения, в картине «Раздолье» это проявлено в полной мере. Композиция удивительно ритмична, а группа бегущих девушек показана так, что зритель ощущает этот бег. На переднем плане две фигуры, они написаны наиболее крупно, взгляд останавливается в первую очередь на этих девушках. За ними – три бегуньи, еще четырех мы видим вдали.

Дейнека любил изображать крепких, здоровых, спортивных молодых людей. Эти девушки прошли войну, вернее, на войну пришлась их юность. Возможно, кто-то из них не дождался отца, брата, жениха. Вместо прогулок под луной они самоотверженно работали на заводах и фабриках. В послевоенное время их, вероятнее всего, снова ждет каторжный труд, да и богатство им особо не светит. Но здесь, на полотне Дейнеки, они радуются и наслаждаются мирным простором родной земли, весной, солнцем, своей молодостью и самой жизнью.

На пляже

Александр Александрович Дейнека. На пляже

Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .

Короткая ссылка

Одноклассники

Дата создания: 1961

Местонахождение: Частная коллекция

Работа в подборках: 6 подборок

Другой Дейнека

Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека – это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, – бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно – не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья»), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (1, 2, 3, 4)?

Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб ». О чем это? Что именно он видел и понимал.
Его же великий Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и «ушедшим вперед в своем художественном развитии» . И действительно разве могли Матиссу не понравиться эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или футболистами Дейнеки и легендарным «Танцем» Анри Матисса?

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть – явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.

Александр
Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск - 12 июня 1969, Москва) - художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах. Но Дейнека не так прост. Ведь ко всему этом он еще и художник, которого в нынешнем XXI веке называют остросовременным модернистом.
Особенности творчества художника Александра Дейнеки: плакатность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи), иногда в одном произведении; радостное, оптимистическое изображение советской действительности; увлеченность темой спорта, изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии, мощи в любом произведении; асексуальность моделей, отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.
Известные картины Александра Дейнеки : "Сбитый ас", "Будущие лётчики", "Оборона Севастополя".

Чаще всего об Александре Дейнеке говорят как о создателе образа «счастливого советского человека». Между тем, это далеко не весь Дейнека. Нет-нет, мы не запишем его в диссиденты, им Дейнека не был. А кем был, так это лидером. Ему жизненно необходимы были масштаб, пространство, признание. Такое явление как «писать в стол» для него не существовало. Дейнека непременно желал быть успешным, а создавать что-то ради самого процесса – это не о нем. Он искренне верил в советский строй, горячо принял революцию, был уверен в счастье всех этих спортивных мужчин и женщин, бегающих в эстафетах, спускающихся в шахты, тянущих доверху груженные телеги, строящих самолеты и летающих на них.

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего» .

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался.

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего» .

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался.

Читайте также: