Как в киргизии относятся к русским туристам

Обновлено: 04.07.2024

Россиян окружают киргизы. Они возят их в такси, убирают улицы их городов и приносят им суши. При этом об их родине средний россиянин не знает практически ничего. Корреспондент "Ленты.ру" провел в Кыргызстане неделю и захотел вернуться. Виноваты природа, радушие местных и козлодрание.

- А вы откуда приехали? - спрашивает нас на чистейшем, как вода горной реки, русском языке малолетний всадник где-то в приграничной с Китаем полосе. Неподалеку мирно пощипывает редкую траву отара овец, которую он выпасает, да бегает пара собак, не дающих овцам разбегаться.

Парню 11 лет, пять из которых он в седле. С осени по весну ходит в обычную сельскую школу, где его и научили русскому. Ну, а летом мальчишка воссоединяется с корнями. Как и тысячи лет до этого, в конце мая - начале июня киргизы гонят свои стада яков и коров, табуны лошадей и отары овец на пастбища в горах. Здесь, на высоте две с половиной - три тысячи метров, не так жарко, нет назойливых насекомых и в большинстве долин много-много свежей травы.

Но есть и семьи, предпочитающие засушливые долины с южной стороны хребта Ат-Паша. Десятилетиями они выпасают именно здесь, и такое недоразумение, как приграничная полоса, не способно их смутить. И пока мы оформляли пропуска на заставе, на приграничную полосу спокойно вошел табун лошадей.

Совсем близко начинается безбрежный Китай, где в каком-нибудь уездном городе народу живет больше, чем во всем Кыргызстане. Но так было всегда. Кыргызы кочевали у самых границ различных империй Китая и периодически совершали набеги на восточного соседа. И каждый киргиз, который хоть раз открывал средневековый эпос Манас, это отлично знает. Ведь давать китайцам джазу - одно из любимых занятий прославленного баатыра.

Родина хип-хопа

Пока в России рассказывают о том, что русские и украинцы - один народ, в Центральной Азии подобные разговоры ведут казахи. Мол, киргизы - это те же казахи, просто живущие в горах. Да и в самом Казахстане часть населения живет в долинах Заилийского Алатау и ведет быт, мало отличающийся от жизни киргизских пастухов. Но киргизы непреклонны и говорят, что они из древнейших народов региона и ведут свою историю от саков.

Последние по большей части откочевали в Причерноморье и известны нам под именем скифов. Те же, кто остался, стали киргизами. Утверждают даже, что киргизы упоминаются в китайских хрониках III века до нашей эры под именем ха га сы, а наиболее близкий к ним народ - вовсе не казахи, а хакасы.

Спорить с этим можно сколько угодно, но вот что бесспорно - так это уникальность эпоса Манас. Ничего подобного у других кочевников Великой степи нет. И киргизы невероятно гордятся этим. Практически все памятники древности на территории страны народная молва связывает с Манасом.

До конца XIX века письменного текста эпоса не существовало, его заучивали наизусть и передавали от отца к сыну, а профессия манасчи - знатока Манаса - была одной из самых престижных. Несмотря на то что текст эпоса давно существует, манасчи никуда не делись. В Кыргызстане проводятся конкурсы среди лучших чтецов, марафоны чтецов и другие события, посвященные древнему эпосу.

Учить Манас начинают с детства, причем не только в элитных школах Бишкека, но и в деревнях. Мне довелось послушать выступления манасчи младшего школьного возраста, и больше всего это напомнило рэп, ведь главное в Манасе - не рифма, а ритм. Манасчи сопровождают свой перформанс активной жестикуляцией, чем еще больше напоминают парней из Бронкса и Комптона. Только вместо золотых цепей и бейсболок с плоскими козырьками у них ак-колпаки и расшитые рубашки.

О хип-хопе напоминают и киргизские танцы, которые выглядят удивительно современно и отчасти напоминают брейк-данс. Даже удивительно, что Кыргызстан еще не породил свою плеяду рэперов, в то время как у лишенного Манаса соседнего Казахстана есть Jah Khalib и Скриптонит.

Пропавшее озеро

Внедорожные покрышки шумно трутся о камни, мы активировали весь имеющийся у нас арсенал - блокировки заблокированы, дизель рычит на пониженной передаче. Поднимаемся по серпантину, больше напоминающему козью тропу, к озеру Сон-Кёль. Кажется, будто в ведущей к озеру долине играл исполинских размеров ребенок. Вот он высыпал из ведерка гальку, которая перекрыла ущелье, вот бросил мороженое, упавшее шапкой ледника, а вот… выпил всю воду.

Потому что на месте озера Сон-Кёль нас ждало лишь окутанное туманом ущелье с растрескавшейся глиной на дне. На окрестных скалах видны черные следы уровня воды, на каменистых склонах лежат бесхозные лодки, а подводные гроты превратились в красивые пещеры. Малоснежная и довольно теплая зима привела к тому, что в горах подтаяли ледники, пересохли речки, а из озера ушла вода. Вместо полноводной реки по долине течет маленький ручеек, в котором наши Discovery 5 лишь замочили колеса, а ведь еще пять лет назад проехать тут могли лишь подготовленные машины на огромных колесах да военные "Уралы".

Пока мы гуляем по растрескавшемуся дну озера и с трудом подбираем слова, чтобы описать собственный восторг, начинается дождь. Сухая глина мгновенно вспоминает, что вообще-то она - дно озера. Становится очень скользко, и с каждой минутой наши шансы застрять растут.

Вести машину по такому покрытию нужно аккуратно, избегая резких движений рулем и педалями, и постоянно искать зацеп за осыпавшуюся скалистую породу. При этом неплохо бы еще и колеса не проколоть. К счастью, со дна озера мы выбрались без приключений, а вот спуск по серпантину нервы потрепал.

Мокрые и скользкие камни, мокрая и скользкая трава, мокрая и скользкая глина - зацеп найти невероятно трудно. Слева обрыв, справа скала, а машина движется с солидным поперечным креном. Приходится делать все, как говорят англичане, nice and slowly - красиво и медленно. Одна из машин не попадает в колею - и вот уже задние колеса тащит по склону, а Discovery раскорячивается поперек дороги. Дождь усиливается. Пока дорогу окончательно не размыло, принимаем решение просто аккуратно спустить машину по склону ближе к реке, а дальше уже искать проход назад к дороге между прибрежными камнями.

Ко всеобщему удивлению, план срабатывает без каких бы то ни было проблем. Land Rover аккуратно сползает на задней передаче вниз, затем взбирается вверх по мокрому склону. Это еще одна особенность местных гор - удивительно ровная поверхность. На машине с хорошей подвеской по местным грунтовкам легко можно поддерживать скорость за 100 километров в час, а вне дорог не сильно ее сбрасывать.

Но насколько на высоте легко подвеске, настолько же тяжело двигателю. На уровне моря у нас под капотом 249 лошадиных сил, но на высоте в три километра кажется, что в поля убежала как минимум половина. Машина лениво реагирует на газ, а на обгонах прожимать правую педаль приходится в пол, даже когда обгоняешь грузовик. Еще тяжелее людям.

Все движения на высоте в три с половиной километра даются с трудом - мгновенно возникает одышка. Никогда еще мои легкие не расширялись так сильно, я даже и не подозревал, что они могут быть такими большими. А ведь местные легко вспрыгивают на коня, играют в футбол, борются и даже дерут козлов.

Священный козел

Бразильцы обожают футбол европейский, американцы - американский, в Финляндии сходят с ума по хоккею, а в Дании - по гандболу. Есть свой национальный спорт и у киргизов. Называется он кок-бору, а в России известен как козлодрание. Несмотря на такое название, козлов в ней вовсе не дерут, ими кидаются. Обезглавленная туша с отрезанными копытами выступает в роли мяча, а игра напоминает смесь поло и баскетбола.

Две команды по пять человек выстраиваются у линии ворот, которые представляют собой установленный на земле круг вроде очага. В центре поля лежит туша козла или барана. По команде всадники срываются с места, хватают козла, обыгрывают защитников и бросают его в корзину. Это в идеале. Чтобы все было не так просто, существует множество приемов. Можно стегнуть лошадь соперника плеткой, протаранить ее своей лошадью или заставить ее укусить всадника команды соперников.

Кок-бору - главный пункт программы Всемирных игр кочевников, придуманных в Киргизии четыре года назад. Раз в два года представители кочевых народов из разных стран собираются в городе Чолпан-Ата на берегу озера Иссык-Куль и соревнуются в традиционных видах спорта. Скачки иноходью, различные виды борьбы и стрельбы из лука, традиционная охота с гончими и орлами, перетягивание каната и, конечно же, козлодрание.

Кок-бору популярен не только в Кыргызстане, но и в России, как бы удивительно это ни звучало. Эта фотография, например, сделана во время соревнований на Республиканском турнире по конным видам спорта в урочище Кер-Кечу Республики Алтай.

Россия участвует во всех видах спорта, но особенно хороша в стрельбе и борьбе. Кстати, самбо, которое пока так и не стало олимпийским видом спорта, вполне себе считается кочевым и входит в программу игр. Более того, один из дворцов спорта, используемых для игр, построен на деньги "Газпрома". Присутствие России вообще весьма ощутимо в Кыргызстане.

Регион номер 86

– И что, прямо геев не пускают? - радуется повар расположенного у арыка кафе вести о том, что Герман Стерлигов не пускает в свои булочные "содомитов". Улыбчивый киргиз весело хохочет и хлопает себя по ляжкам. Кажется, православного бизнесмена в губернском городе Нарыне приняли бы как родного. Тут вообще многое напоминает Россию. По улицам киргизских городов ездит множество машин с российскими номерами - из шести с небольшим миллионов граждан страны около полутора миллионов живут и работают в России, многие получили гражданство.

Среди жителей Кыргызстана русский - родной язык менее чем для 400 тысяч человек. Это не только русские, но и немцы, украинцы, татары. Но сами киргизы охотно учат русский, ведь язык - это работа. Причем рожденные в 1990-е подчас говорят хуже, чем дети. Современные родители отлично понимают перспективы знания русского языка. Абсолютно весь Кыргызстан двуязычен, за исключением документооборота: он ведется на русском, ведь многих слов на киргизском просто нет.

Как дома себя чувствуешь и в магазине, ведь за один рубль дают 1,2 сома, так что цены здесь напоминают российские. Здесь работают "Сбербанк" (автор ошибается, в на рынке Кыргызстана "Сбербанка" нет - ред. VB.KG), "Газпромнефть" и "Билайн". Почти весь туристический бизнес контролируют русскоязычные, ведь процент знающих иностранные языки среди них куда больше, чем у киргизов. А еще киргизы пьют.

В стране нет закона, ограничивающее время продажи спиртного, а Аллах, как известно, ночью не все видит, поэтому около полуночи супермаркеты Бишкека переполнены покупающими вино, пиво, коньяк и кальвадос местными жителями вполне азиатской внешности. Алкоголь тут не только пьют, но и производят. Киргизский коньяк был хорошо известен и в советские времена, а теперь киргизы освоили еще и производства кальвадоса. Марок пока немного, а выдержка не превышает пяти лет, но киргизы верят в кальвадосные перспективы.

В итоге довольно быстро начинает казаться, что ты не за границей, пусть и на постсоветском пространстве, а в одной из национальных республик где-то в Сибири. И большой вопрос, что больше похоже на европейскую Россию - заграничный Кыргызстан или вполне российская Тыва и Хакасия.

Скот и туристы

Развал Советского Союза больно ударил по многим бывшим братским республикам. Где-то вспыхнула гражданская война, кто-то начал воевать друг с другом, а в Кыргызстане полностью умерла промышленность. Почти в каждом городе есть завод, который когда-то ставил рекорды, а теперь мертв. Но в экономике республики есть две отрасли, растущие галопирующими темпами: животноводство и туризм.

Как только киргизам разрешили владеть собственным скотом, его поголовье начало стремительно расти, а к кочевому образу жизни хотя бы на летний сезон вернулись тысячи киргизов. Что касается туризма, то зарабатывать на приезжих начали относительно недавно. Впрочем, за последние несколько лет турпоток удвоился, и Кыргызстан в прошлом году посетили около полумиллиона туристов. В основном туры покупают представители дальнего зарубежья.

Вот крутят педали увешанных туристическими багажниками велосипедов немцы, вот греются у костра в юрточном лагере испанцы, а у берега горного озера подставили обнаженные тела злому горному солнцу голландки. Их легко понять: в Кыргызстане безопасно, дешево, вкусно и невероятно красиво. И это одно из немногих мест в мире, где русских все еще любят.

Как относятся к русским в Киргизии?

Мне нравится путешествовать по Средней Азии, хотя многие знакомые смотрят настороженно и даже с опаской. И вполне логично задают вопросы как там с безопасностью для русских туристов.

А вот что вы знаете про Среднюю Азию? Не про ту Среднюю Азию, которая давно уже работает в Москве, а про регион в целом.

у озера Сон Кель

Поехали бы путешествовать туда самостоятельно? А если нет, то что вас останавливает?

Вообще, Средняя Азия в СССР была уголком настоящего восточного колорита. Жаркие пустыни, пыльные степи, древние города, восточные базары и высочайшие вершины Союза - все было там. Памир как и Гималаи не спроста называют "крышей мира", а Тянь - Шань - "небесными горами", ведь именно здесь сосредоточены пять высочайших семитысячников на постсоветском пространстве.

Попробуем разобраться, с чем же связано такое предубеждение относительно небезопасности республик Средней Азии для русских туристов?

Сегодня речь пойдет о Киргизии, ведь именно здесь удачно сочетаются красота природы, удивительные люди и доброжелательное отношение к туристам.

Киргизия в отличии от соседних Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, после распада СССР не была охвачена стремлением вытеснить и изгнать русское население. Людей не выживали из республики, не заставляли бросить нажитое за многие годы и бежать в неизвестность в Россию. Именно поэтому даже спустя почти 30 лет после распада Союза здесь живет очень много русских, хотя и преимущественно в Бишкеке и Оше.

Даже после "бархатной" революции в 2010м году и последующих страшных событий, происходивших в Оше, когда узбеки и киргизы с особой жестокостью убивали друг - друга, к русским туристам отношение было исключительно доброжелательное.

Село в Джалалабадской области

Говорю так потому, что в первый раз мне удалось посетить эту страну сразу после тех трагичных событий и провести там больше недели, посмотрев на происходящее изнутри и сравнив это с тем освещением событий, которое происходило снаружи.

Второй раз я вернулся в эту страну уже через 8 лет и провел здесь уже три недели, очень близко познакомившись с южными регионами.

И все-же с чем связано такое особое отношение к русским?

Первое, что бросается в глаза, это хорошее знание русского языка. Большинство взрослого населения довольно неплохо владеет русским языком. Да, молодежь уже больше изучает английский, но тем не менее это факт.

Второе - это то, что молодежь старается получать образование в России и при этом возвращается после обучения домой. Как следствие они довольно плотно вращаются в русскоязычной среде и культуре и тем самым она оставляет свой след в их дальнейшей жизни. Знали бы вы сколько студентов покидает Ош и Бишкек к 1 сентября.

Восточный базар в Ош

Третье - туризм является сферой национальных интересов. Поэтому активно развивается рынок экологического туризма и как следствие вырабатывается особое отношение к туристам. Туристы здесь можно встретить повсюду. На многочисленных озерах, на глухих горных дорогах, в городах и поселках и особенно много иностранцев.

В горах Тянь-Шаня на арендованном Матизе

Четвертое - в республике работает большое количество российских компаний и экономика страны тесно связана с Евразийским Экономическим Союзом, а также живет большое количество русских. Русские воспринимаются не как "чужаки", а как соседи.

Пятое - уровень жизни в стране выше, чем в соседнем Узбекистане и Таджикистане. При этом в стране нет нефти и газа. При этом, значительная часть работоспособного населения остается в стране и работает внутри страны, а не уезжает на заработки в Россию, где у них формируется искаженное восприятие мира и отношение к русским как "насяльник - таджик".

Честно говоря киргизы очень открытый народ. Такая удачная смесь тюрков и горцев, в результате которых получилась самодостаточная и дружелюбная нация.

Несколько раз у меня возникали непростые проблемы с арендованным автомобилем. И оба раза абсолютно незнакомые люди отложив свои дела помогали эти проблемы решать.

Отличительная особенность Киргизии - где бы я не находился, я везде чувствовал себя в полной безопасности. Такое редко бывает даже при путешествиях по нашей стране, особенно за Уралом.

В качестве заключения.

Я бывал почти во всех средне-азиатских республиках бывшего СССР. Но именно в Киргизии самое дружелюбное отношение к русским. Даже в дружественном Казахстане приходится быть постоянно "на чеку" не только с местными жителями, но и с представителями силовых структур, не говоря уже про не менее любимый Узбекистан.

Как относятся к русским в Средней Азии


У многих моих знакомых существует предубеждение относительно небезопасности республик Средней Азии для русских туристов. В связи с этим мне постоянно задают вопросы, насколько там безопасно путешествовать и как относятся к русским. Решил ответить на этот вопрос отдельным постом и привести примеры, которые нас встречали во время путешествия.


Пожалуй, такой стереотип сложился из-за огромного количество мигрантов из стран Средней Азии, которые приезжают в Россию в поисках лучшей жизни и возможности прокормить свою семью. Здесь они занимаются в основном низкоквалифицированным трудом, живут прямо на стройках или в маленьких квартирах огромными группами, очень часто их можно встретить в грязной рабочей одежде. Возникает ощущение, что в поисках денег и пропитания они готовы на любое преступление. Как же они ведут себя с русскими у себя на родине?


Во-первых, важно понимать, что туризм является сферой национальных интересов. Туристы везут деньги, снимают жилье, покупают сувениры, кушают в кафе и ресторанах, поэтому нет смысла относиться к ним как-то плохо и создавать тем самым плохой имидж стране.

Во-вторых, практическое большинство населения стран Средней Азии довольно неплохо знает русский язык. Старшее поколение со времен СССР, молодое либо перенимает у русскоговорящих родителей, либо во время работы в России (по акценту можно судить, сколько лет проработал тот или иной человек у нас в стране), либо учат русский в школах.

В-третьих, экономика этих стран тесно связана с Россией и портить отношения совсем не выгодно.

Но я хотел бы рассказать еще и о конкретных примерах, как к нам относились в этих странах.


О ситуации в Казахстане, когда мы на три дня застряли в глине и не могли выбраться я рассказывал очень подробно.


Все это время, пока решался вопрос машиной, мы жили в рабочем городке строителей дороги, где нам выделили отдельную бытовку, обогрели и накормили. Жили мы там три дня и за это с нас не взяли ни копейки. По возвращению домой нам даже звонили и выясняли, как мы добрались.


В Узбекистане само собой в процессе общения или просто выяснения каких-то интересующих вопросов мы часто знакомились с местным населением. Очень часто подходили к нам сами и спрашивали, откуда мы и из какого города, а следом шел практически одинаковый монолог о том, что в этом городе жил и работал либо он сам, либо кто-то из друзей или родственников. Далее завязывалось очень тесное общение, в котором мы рассказывали друг другу, как они живут в Узбекистане, и как мы живем в России, но концовка была практически одинакова — нас приглашали домой в гости переночевать, а также на плов или шашлык. Мы с большим трудом отказывались, т.к. лишнего времени не было совсем, хотя было очень интересно пожить у кого-то из местных вот так, по приглашению.


В Таджикистане в Нуреке в одном из кафе, где мы останавливались поужинать, спросили у местного товарища, как утром можно посмотреть Нурекскую ГЭС, нам подробно все объяснили, а потом подозвали официантку и сказали, чтобы заплатят за наш ужин, и чтобы с нас деньги не брали. Естественно, мы начали отказываться, но тогда этот товарищ объяснил, что в свое время Россия ему очень сильно помогла и это лишь малая благодарность, что он может сделать.


В этом же Нуреке утром мы никак не могли найти кафе, чтобы позавтракать. Спросив у местной женщины на улице, где можно найти кафе, она позвала нас домой и накрыла стол. С трудом мы во время ухода отдали ей деньги, т.к. она категорически отказывалась, хотя жила эта семья очень бедно.


Заезжали мы недалеко от Душанбе в поселок Разведчик, куда alexio_marziano приезжал в детстве каждое лето. Знакомых там у него никого не осталось, но местные свели нас с председателем поселка (его Волга рядом с моим Прадиком на фото), который предложил нам остаться у него в гостях и зарезать барана по этому случаю. Мы также с трудом отказались от предложения, объяснив тем, что опаздываем на самолет.


В Хороге, услышав русскую речь, к нам подходил местный, как оказалось, учитель истории. И долго рассказывал, что он любит Россию и прививает эту любовь у своих учеников в школе. Приятный был дядька.


В Киргизии вот не было каких-то конкретных примеров подобного отношения и гостеприимства (негативных тоже), но в этой стране самое большое количество русских, оставшихся после распада Советского Союза. Людей не выживали из республики, не заставляли бросить нажитое за многие годы и бежать в неизвестность в Россию.

А теперь поговорим об обратной стороне медали, которую сейчас не очень любят вспоминать. Именно в Средней Азии русское население сразу после распада СССР оказалось в самом неблагоприятном положении. Под угрозой оказались не только их социальный статус, но и имущество и даже жизнь. Смешанные браки разводили, многие все бросали и переезжали. Среди моих знакомых есть много людей, которые в свое время переехали и обосновались в Самаре. Причем, с притеснениями столкнулись не только русские, а вообще русскоговорящее население, к которым относились все славяне, немцы, евреи, корейцы, дагестанцы, армяне и татары, то есть те, кто не разговаривал на местном языке.

Многие коренные жители считали, что Россия и русские только негативно влияли на экономику этих стран, а, прогнав их, все заживут лучше прежнего. Националистический поворот в Средней Азии привел к резкому сокращению изучения русского языка в школах, отказу от кириллического алфавита, снижению общего качества образования и миграции основного костяка квалифицированных специалистов — ученых, инженеров, техников, врачей. Как вы знаете, жить там никто лучше не стал, а совсем наоборот. Теперь же идет курс на восстановление отношений с Россией, хотя местных русских до сих пор притесняют — русским сложнее устроиться на работу или открыть свой бизнес, а также с помощью языковой политики, поэтому миграция все еще продолжается.

Вот так вот с Средней Азии двояко: с одной стороны русские желанные гости в стране, если вы приезжаете в качестве туриста, а с другой стороны продолжается тенденция на вытеснение русских как местного населения.

Отношение к русским в Киргизии (личный опыт)

Привет! Не так давно я написал статью об отношении к русским в Казахстане. Она вызвала большой интерес среди читателей, мнения в комментариях разделились. Высказалось много русских, переехавших из Казахстана в Россию после развала Союза, были и те кто остались и всем довольны. Казахов тоже много было среди комментаторов.

Решил продолжить серию публикаций на тему межнациональных отношений.

У меня есть знакомые русские, переехавшие в Россию из Киргизии. А есть и знакомые киргизы, живущие и работающие в России. Итак, будет три раздела: мои личные впечатления как автостопщика во время поездки в эту страну, мнение русских и мнение киргизов. Погнали!

Многие россияне при слове Киргизия представляют примерно следующее. Хотя там и города есть. И даже русские люди живут. Фото с Яндекс.Картинок Многие россияне при слове Киргизия представляют примерно следующее. Хотя там и города есть. И даже русские люди живут. Фото с Яндекс.Картинок

Мои впечатления

Мы с другом провели в этой стране всего три дня. Было это весной 2015 года, по пути из Новосибирска в Китай. Киргизия была для нас транзитной страной, поэтому мы почти не познакомились с достопримечательностями и местными жителями, просто немного покатались на попутках и погнали дальше, в Китай.

Соответственно, моё мнение поверхностное и не может претендовать на истину. Скажу только, что к нам местные жители относились дружелюбно. Правда, предупреждали о нескольких районах, куда ехать не следует, "там дикие люди и мы сами их боимся" это слова киргизов.

Слово русским

Сразу после перехода границы мы зашли в маленький магазинчик купить еды. Продавцом была русская бабушка. Она тепло приветствовала нас, угостила выпечкой и чаем. И рассказала в числе прочего, что после развала СССР их семья уехала в Россию, но через несколько лет они вернулись . Здесь им нравится больше. Да, бывают и такие истории!

Есть у меня знакомый, живет и работает в Новосибирске, сам переехал лет десять назад из Бишкека. Вот он отзывается о киргизах не очень. Говорит, что были проблемы на работе: был начальником отдела, некоторые сотрудники старались саботировать его распоряжения, "забывали русский язык".

Особенно запомнился ему один киргиз, который утверждал, что не владеет русским и плохо понимает, принципиально общался на родном. Но потом мой знакомый узнал в отделе кадров, что по образованию тот мужик, вообще-то, учитель русского языка!

Другой мой знакомый тоже переехал из Киргизии и тоже недолюбливает своих бывших соотечественников. Считает их жуткими националистами.

Как относятся к русским в Средней Азии


У многих моих знакомых существует предубеждение относительно небезопасности республик Средней Азии для русских туристов. В связи с этим мне постоянно задают вопросы, насколько там безопасно путешествовать и как относятся к русским. Решил ответить на этот вопрос отдельным постом и привести примеры, которые нас встречали во время путешествия.


Пожалуй, такой стереотип сложился из-за огромного количество мигрантов из стран Средней Азии, которые приезжают в Россию в поисках лучшей жизни и возможности прокормить свою семью. Здесь они занимаются в основном низкоквалифицированным трудом, живут прямо на стройках или в маленьких квартирах огромными группами, очень часто их можно встретить в грязной рабочей одежде. Возникает ощущение, что в поисках денег и пропитания они готовы на любое преступление. Как же они ведут себя с русскими у себя на родине?


Во-первых, важно понимать, что туризм является сферой национальных интересов. Туристы везут деньги, снимают жилье, покупают сувениры, кушают в кафе и ресторанах, поэтому нет смысла относиться к ним как-то плохо и создавать тем самым плохой имидж стране.

Во-вторых, практическое большинство населения стран Средней Азии довольно неплохо знает русский язык. Старшее поколение со времен СССР, молодое либо перенимает у русскоговорящих родителей, либо во время работы в России (по акценту можно судить, сколько лет проработал тот или иной человек у нас в стране), либо учат русский в школах.

В-третьих, экономика этих стран тесно связана с Россией и портить отношения совсем не выгодно.

Но я хотел бы рассказать еще и о конкретных примерах, как к нам относились в этих странах.


О ситуации в Казахстане, когда мы на три дня застряли в глине и не могли выбраться я рассказывал очень подробно.


Все это время, пока решался вопрос машиной, мы жили в рабочем городке строителей дороги, где нам выделили отдельную бытовку, обогрели и накормили. Жили мы там три дня и за это с нас не взяли ни копейки. По возвращению домой нам даже звонили и выясняли, как мы добрались.


В Узбекистане само собой в процессе общения или просто выяснения каких-то интересующих вопросов мы часто знакомились с местным населением. Очень часто подходили к нам сами и спрашивали, откуда мы и из какого города, а следом шел практически одинаковый монолог о том, что в этом городе жил и работал либо он сам, либо кто-то из друзей или родственников. Далее завязывалось очень тесное общение, в котором мы рассказывали друг другу, как они живут в Узбекистане, и как мы живем в России, но концовка была практически одинакова — нас приглашали домой в гости переночевать, а также на плов или шашлык. Мы с большим трудом отказывались, т.к. лишнего времени не было совсем, хотя было очень интересно пожить у кого-то из местных вот так, по приглашению.


В Таджикистане в Нуреке в одном из кафе, где мы останавливались поужинать, спросили у местного товарища, как утром можно посмотреть Нурекскую ГЭС, нам подробно все объяснили, а потом подозвали официантку и сказали, чтобы заплатят за наш ужин, и чтобы с нас деньги не брали. Естественно, мы начали отказываться, но тогда этот товарищ объяснил, что в свое время Россия ему очень сильно помогла и это лишь малая благодарность, что он может сделать.


В этом же Нуреке утром мы никак не могли найти кафе, чтобы позавтракать. Спросив у местной женщины на улице, где можно найти кафе, она позвала нас домой и накрыла стол. С трудом мы во время ухода отдали ей деньги, т.к. она категорически отказывалась, хотя жила эта семья очень бедно.


Заезжали мы недалеко от Душанбе в поселок Разведчик, куда alexio_marziano приезжал в детстве каждое лето. Знакомых там у него никого не осталось, но местные свели нас с председателем поселка (его Волга рядом с моим Прадиком на фото), который предложил нам остаться у него в гостях и зарезать барана по этому случаю. Мы также с трудом отказались от предложения, объяснив тем, что опаздываем на самолет.


В Хороге, услышав русскую речь, к нам подходил местный, как оказалось, учитель истории. И долго рассказывал, что он любит Россию и прививает эту любовь у своих учеников в школе. Приятный был дядька.


В Киргизии вот не было каких-то конкретных примеров подобного отношения и гостеприимства (негативных тоже), но в этой стране самое большое количество русских, оставшихся после распада Советского Союза. Людей не выживали из республики, не заставляли бросить нажитое за многие годы и бежать в неизвестность в Россию.

А теперь поговорим об обратной стороне медали, которую сейчас не очень любят вспоминать. Именно в Средней Азии русское население сразу после распада СССР оказалось в самом неблагоприятном положении. Под угрозой оказались не только их социальный статус, но и имущество и даже жизнь. Смешанные браки разводили, многие все бросали и переезжали. Среди моих знакомых есть много людей, которые в свое время переехали и обосновались в Самаре. Причем, с притеснениями столкнулись не только русские, а вообще русскоговорящее население, к которым относились все славяне, немцы, евреи, корейцы, дагестанцы, армяне и татары, то есть те, кто не разговаривал на местном языке.

Многие коренные жители считали, что Россия и русские только негативно влияли на экономику этих стран, а, прогнав их, все заживут лучше прежнего. Националистический поворот в Средней Азии привел к резкому сокращению изучения русского языка в школах, отказу от кириллического алфавита, снижению общего качества образования и миграции основного костяка квалифицированных специалистов — ученых, инженеров, техников, врачей. Как вы знаете, жить там никто лучше не стал, а совсем наоборот. Теперь же идет курс на восстановление отношений с Россией, хотя местных русских до сих пор притесняют — русским сложнее устроиться на работу или открыть свой бизнес, а также с помощью языковой политики, поэтому миграция все еще продолжается.

Вот так вот с Средней Азии двояко: с одной стороны русские желанные гости в стране, если вы приезжаете в качестве туриста, а с другой стороны продолжается тенденция на вытеснение русских как местного населения.

Грозин объяснил, как на самом деле в Киргизии относятся к России и русским

Грозин объяснил, как на самом деле в Киргизии относятся к России и русским

Русофобия в Киргизии носит индивидуальный характер, но это было и пять, и десять лет назад, а то, что на это стали обращать внимание, — это хорошо, считает эксперт.

«По крайней мере, за нынешнего лидера проголосовали 80% граждан, хотя на выборах проголосовало наименьшее за всю историю число избирателей. За ним народ. Он приезжал в Сочи, встречался с президентом России, никаких негативных комментариев с двух сторон не было, Россия обещала выполнить взятые на себя до переворота обязательства по экономическим проектам. Здесь обе стороны понимают друг друга и не имеют претензий. Понятно, что отдельные проявления русофобии портят эту благостную картину и требуют определенного вмешательства. Русофобия должна быть наказуема. Не важно, где это происходит. В столице постсоветской русофобии Киеве или в относительно спокойной Киргизии», — уточнил Грозин.

Страна, которая абсолютно зависима от Москвы, должна каким-то образом культивировать в своих гражданах если не уважительное, то нормальное и спокойное отношение к России. Чтобы там не было дискриминации по национальному, языковому и религиозному принципу, это сделать реально, заключил собеседник издания.

Читайте также: