Детская проституция в древнем риме

Обновлено: 18.05.2024

Понятие стыда пришло к человечеству благодаря развитию цивилизации и морали. В дохристианские времена люди не были ограничены грузом греховности, поэтому могли быть свободны в воплощении любых желаний, в том числе сексуальных. Известно, что древние и первобытные народы не связывали желание с долгом и предавались удовольствиям направо и налево. Не существовало и моногамного брака в нашем привычном понимании, дети рождались от самых усердных и сильных, а женщины заботились о них сообща. Не удивительно, что с разного рода сексуальными актами были сопряжены первые ритуалы.

Иногда проституцию называют древнейшей профессией, и отчасти так и есть, однако вряд ли участие женщин в случайных и хаотичных связях с малознакомыми мужчинами несло тогда исключительно материальный характер. Самые древние проститутки были скорее жрицами в современном понимании, поскольку отдавались не за деньги, а следуя определённой традиции или обряду. Так происходило до тех пор, пока моногамный брак не вступил в свои права, оттеснив полигамию на задний план.

Религиозная проституция — это своего рода смешение физических и духовных потребностей человека, в этом случае женщина отдаётся мужчине не ради материальной выгоды, а во имя веры в одного или нескольких богов. Существует множество исторических доказательств тому, что религиозная проституция существовала многие тысячелетия как у первобытных племен, так и у высокоразвитых исторических народов.

Ритуальная проституция как явление зародилась на Востоке и уже оттуда была привезена в Грецию и Рим. Изначально подобные культы производились в храмах богинь плодородия — Инанны, или Иштар, в Месопотамии, Мелитты в Вавилоне, Астарты в Финикии, Анаис в Армении, Исиды в Египте.

Древняя Греция

В Греции, как известно, существовал культ Афродиты, богини любви и плодородия. Афродита являлась одним из ликов единой для всех народов богини, следы которой тянутся из дремучей древности. Из культа Афродиты родился культ любви, а из него, в свою очередь, родилась ритуальная проституция. В Афинах процветали публичные дома — диктериады, их учредители стремительно богатели и в знак благодарности богине на вырученные деньги строили храмы в её честь.

В четвёртый день каждого месяца во время праздника Афродиты у подножия храмов и у статуй богини собирались многочисленные гетеры и работали, отдавая все деньги, полученные от мужчин, в пользу храмов. Это было возможно среди бела дня, потому что храмы Афродиты окружали глухие заросли, посаженные специально, чтобы на гетер и их клиентов опускалась тень и скрывала их ласки от посторонних глаз. При каждом храме в Афинах, Фивах, Аркадии и других греческих городах жило множество гетер, согласно воспоминаниям Страбона, при храме Афродиты в Коринфе их проживало около тысячи.

Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите
50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах
и обслуживали чужестранцев.

Окружённая греховным садом и выточенная из мрамора Афродита собирала вокруг себя общество извращённых и праздных мужчин и женщин. Из-за густых зарослей, окружающих её храмы, она носила имя Milanis или Scotia, то есть богини чёрной любовной ночи и мрака. У нее существовало множество других интересных имен, наделённых двусмысленными метафорами: Porne (чувственная гетера), Mucheia (богиня тайных мест), Castnia (богиня бесстыдных совокуплений), Kallypigos (богиня с красивыми ягодицами). Были даже деревянные скульптуры Афродиты с мраморными руками и ногами, которые двигались с помощью механических пружин, и богиня совершала двусмысленные движения. Из-за таких статуй ей дали имя Mechanitis, или механическая богиня.

Древние греки также не обходились без жертв богине. Ей посвящали юных девушек перед важными событиями, чтобы задобрить её и надеяться на хороший исход дела. Перед Олимпийскими играми участники соревнований торжественно клялись в случае победы посвятить Афродите 50 или 100 юных девушек, чтобы они жили при храмах и обслуживали чужестранцев. Известны строки оды на победу Ксенофонта в Олимпийских играх. Они принадлежат поэту Пиндору:

«Вы, которые даёте у себя приют и гостеприимство всем чужеземцам, вы, жрицы богини Пито в богатом Коринфе, возжгите благоухания перед изображением Афродиты и, призывая мать любви, умолите её не отказать нам в её небесной милости и дать нам то блаженство, которым мы наслаждаемся, срывая нежный цвет вашей красоты».

Общество

Римский император Октавиан Август

ABC.es, Испания © Wikimedia / Till Niermann

Необычные сексуальные привычки проституток Древнего Рима

Проститутки, как правило, носили большие парики из светлых волос, выбривали и раскрашивали красной краской интимные места. Работали же они обычно в зловонных борделях, управляемых жестокими сутенерами

Голливудские фильмы показывают нам нечто среднее между раем и адом при изображении исторических фактов. С одной стороны они позволяют широкой публике познакомится с забытыми периодами нашего прошлого. С другой, иногда они настолько свободно трактуют исторические факты, что порождают у зрителей совершенно ошибочные представления. Именно так и произошло с фильмами о проституции в Древнем Риме. На больших и малых экранах эти эпизоды изображаются в окружении роскоши и гламура, а в реальности обычно дело происходило в вонючих трущобах и под пристальным наблюдением сутенера, который с нетерпением ждал окончания оказываемой «услуги», чтобы запустить следующего клиента. Примерно так же — без намека на роскошь — работали независимые «меретрики» (распутные женщины), которые были заклеймены бесчестием в обществе.

В Древнем Риме отношение к проституции было двойственным. В обществе, в целом, она рассматривалась как необходимое зло. Даже такие авторы, как Катон Старший (Cato Major) (234-149 до н.э.) признавали за проституцией несомненную пользу, позволявшую молодежи предаваться своим самым низменным устремлениям, «не приставая к женам других мужчин». Вместе с тем, наряду с такой точкой зрения, как объясняет историк Люсия Авиаль (Lucía Avial) в своей книге «Краткая история повседневной жизни в Римской империи» (Nowtilus, 2018), «римляне считали людей, предлагающих свое тело за деньги, самыми презираемыми в обществе».

Какой же была все-таки проституция в Древнем Риме? На самом деле эта деятельность постоянно эволюционировала как в эпоху Республики, так и во времена Империи. Кроме того, совершенно ясно, что «древнейшая в мире профессия» появилась уже в сам момент зарождения города. Так утверждает историк Кармен Эррерос Гонсалес (Carmen Herreros González) в своем докладе «Римские проститутки: свободные женщины без прав». И по ее словам, сами основатели Рима были вскормлены одной из тружениц сферы сексуальных услуг. «Действительно, традиция повествует о некоей волчице, лупе (lupa), что на латинском языке означает шлюха, которая отдалась богу Марсу, получив в вознаграждение за предоставленное наслаждение одного из богатейших людей в мужья», — объясняет автор.

Необходимое зло

Изначально фигура проститутки постоянно присутствует в жизни Рима. Тем не менее, только во времена Второй Пунической войны (в ходе которой Ганнибал выступил против римских легионов между 218 и 201 годами до н.э.),удовлетворение похоти стало восприниматься как часть досуга гражданина. Как утверждает Рубен Монтальбан (Rubén Montalbán), исследователь Департамента антропологии, географии и истории Хаэнского университета в своем докладе «Проституция и сексуальная эксплуатация в Древнем Риме»: «Начиная с этого времени проституция появляется как неотъемлемый элемент жизни римлян. Она рассматривалась как деятельность, необходимая для защиты матрон (замужних женщин безупречного поведения) от опасности.

Знаменитый комедиант Плавт (Plautus) (254-184 до н.э.) четко изложил такой подход к проституции в одном из своих многочисленных текстов: «Никто не возражает, никто не запрещает тебе покупать то, что продается, если у тебя есть деньги. Никто никому не запрещает идти на улицу, где находятся проститутки. Занимайся любовью, с кем хочешь, главное, чтобы ты не вмешивался в чужие частные дела. Я имею в виду, что ты должен держаться подальше от замужних женщин, вдов, девственниц, а также мужчин и юношей из семей римских граждан».

Такого же мнения придерживался и писатель I века н.э. Валерий Максим (Valerius Máximus), рассказывающий забавную историю о том, как отец посылает своего сына в публичный дом, чтобы он охладил свои желания и перестал приставать к женщине, которая уже жила с другим мужчиной.

Даже сам Катон Старший (прозванный также «Цензором» за защиту римской чести и морали) смотрел положительно на существование домов терпимости. Однажды он поздравил молодого человека, выходящего из лупанария, поскольку эти действия юноши помогали ему избегать приставания к какой-либо матроне. Та же Эррерос в своей работе «Следуй за мной: по следам проституток в Древнем Риме» рассказывает, что «даже женатых мужчин оправдывают» когда они поддерживают сексуальные отношения с проститутками, потому что так они даже «оздоровляют свой брак». «Это доказывает, что деятельность проституток направлена на укрепление здоровья общества», — утверждает историк Жан-Ноэль Робер (Jean-Noël Robert) в своей книге «Римский эрос: секс и мораль в Древнем Риме».

Однако, хотя проституция и считалась необходимым злом, женщины легкого поведения, которые «таким образом зарабатывали себе на жизнь», были презираемы обычными гражданами. «В римском обществе главным чувством по отношению к представительницам древнейшей профессии было презрение. Считалось, что проститутки лишены морального достоинства как раз из-за того, что продают себя», — указывает Авиаль. По ее мнению, они находятся на самой нижней ступени общества, так как «выставляют на продажу свое тело, а не посвящают его исключительно продолжению рода, как это делают нормальные женщины».

Эррерос добавляет, что проституток называют «тупоумными», «термин, который в римском праве указывает не только на низкую мораль, но и вообще на правомочность».

Типы проституток

Так как же римская женщина превращалась в проститутку? Обычно, и в эпоху Республики и во времена Империи, распутницы происходили из наиболее бедных семей, оставлявших их без должного внимания сразу же после рождения. Это могли быть также нищие попрошайки, рабыни, которых просто заставляли продавать свое тело, или преступницы. Тем не менее, по мнению Эррерос, были и свободные горожанки, которым просто нравился подобный образ жизни, а также изнасилованные девушки, выбирающие эту работу после совершенного над ними надругательства. «Последние особенно страдали из-за лежащего на них клейма позора, так как, вдобавок, их же самих и обвиняли в произошедшем», — добавляет Авиаль.

Контекст


Финикия

В Финикии тоже существовали подобные храмы богини плодородия Астарты, при которых постоянно жили блудницы, обслуживающие жрецов и чужеземцев. Раз в год, в праздник Астарты, священных блудниц становилось в несколько раз больше. Финикийские женщины усаживались вдоль дорог прямо на землю, в тростниковых венках на головах. Они могли быть выбранными любым прохожим и согласно шли исполнять свой долг во имя богини, чтобы потом вернуться домой уже без венка.

У финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им
на растление своих юных незамужних дочерей

Кроме этого, у финикийцев тоже существовал своеобразный культ чужестранцев, и отцы должны были отдавать им на растление своих юных незамужних дочерей. Кроме того, проституцией в Финикии занимались многие незамужние девушки, чтобы таким образом накопить на приданое и удачно выйти замуж. На въезде в торговый город Карфаген девушки разбивали палаточные городки, чтобы принимать купцов из разных стран. Накопив достаточно денег, они часто жертвовали большие суммы на строительство храмов и памятников, о чём свидетельствуют надписи на стенах. Судя по всему, куртизанки часто жертвовали большие суммы, чем богатые ремесленники и купцы, как будто благодаря богов и богинь за возможность с помощью своего ремесла удачно выйти замуж.

Древний Рим

В Риме точно такую же функцию выполняли храмы Венеры. Вокруг них каждый вечер собирались куртизанки, чтобы привлекать мужчин. Часть вырученных денег они посвящали богине-покровительнице. Куртизанки принимали участие во всех религиозных празднествах. Интересно, что в Риме в праздничных оргиях участвовали и почтенные замужние дамы. Они отличались от проституток только тем, что закрывали голову мантией. Оргии с участием гетер происходили у подножий статуй, которым украшали золотыми венками не только головы, но и половые органы.

В Древнем Риме существовал бог Мутунус, которого изображали, в отличие от остальных богов, например Приапа, восседающим на троне. Перед тем как выйти замуж, девушка должна была сесть на колени к каменному изваянию Мутунуса, метафорически принося ему в жертву свою девственность. Однако в некоторых случаях статуя бога изображалась с эрегированным половым членом, и девушки, садясь к нему на колени, совершали с ним половой акт, лишаясь девственности по-настоящему. К этому же действию прибегали замужние женщины, чтобы Мутунус помог им забеременеть.

Стыд и ожидание расплаты за грехи нахлынули волной на древний мир, свободный от предрассудков. Вместе с цивилизацией, религией и культурой пришло другое, отличное от первобытного осознание человеческих желаний. Однако сами желания никуда не исчезли, поэтому проституция существует и поныне, принимая совершенно другое обличье. Из этой профессии исчез элемент святости, который несомненно присутствовал в сердцах древних блудниц, отдававших тело и душу во имя богов и богинь, в которых они горячо верили и ждали от них спасения и награды за святые и сладостные труды свои.

Секса за деньги в древнем Риме было в избытке

Вавилон

Геродот писал о религиозной традиции древних вавилонян: каждая женщина была обязана один раз в жизни явиться в храм богини плодородия Мелитты и отдаться первому же чужестранцу, который её выберет, бросив ей в подол горсть монет. Это касалось вавилонянок всех сословий — от рабынь до цариц. Красавицы не проводили в храме и нескольких дней, их выбирали сразу и отпускали домой. Некрасивым женщинам иногда приходилось жить при храме годами, ожидая своей участи. Не исполнив своего долга, женщина не имела права уйти домой.

Деньги, заработанные таким образом, считались священными, а женщина после свершения ритуала находилось под покровительством богини всю жизнь. Знатные дамы приезжали в храм на богато украшенных повозках, бедные горожанки проходили к храму пешком и сидели там, обвязав голову лентами. Но и тех и других ждала одна и та же участь — пойти с первым же чужестранцем, который бросит в подол монету и скажет: «Я взываю к богине Мелитте». Женщина не имела права отказаться и должны была соглашаться на любую сумму, даже самую ничтожную.

С точки зрения генетики этот ритуал выполнял опредёленную функцию: он позволял разбавлять тесный круг горожан, ведь женщины часто рожали детей от чужестранцев, которым вавилоняне приписывали магическую силу.

Я плачу за секс, но я не животное

Египет

В Египте поклонялись богу солнца Осирису как мужскому началу и богине земли и плодородия Исиде — как женскому. Во время религиозных праздников жрицы и жрецы совершали действия, напоминающие половой акт с веялками, символами земли, и магическими ключами от всех дверей, тау, имевшими форму мужского полового органа. Жрицы, участвовавшие в шествиях, носили на груди золотые урны с фаллосами, которые являлись священными изображениями верховного божества и, по совместительству орудиями наслаждений. Во имя Исиды мужчины и женщины сплавлялись на лодках по Тигру, играя на музыкальных инструментах и распевая песни, после чего женщины поднимали платья и оголяли грудь, приглашая мужчин к совокуплению. В храмах Исиды собирались одновременно сотни тысяч паломников, которые предавались там самому грубому разврату.

И во время праздников и в обычное время при храмах Исиды жили блудницы, которые удовлетворяли жрецов и чужестранцев. Все заработанные живущими при храмах проститутками деньги шли в руки жрецов, которые распоряжались ими на своё усмотрение.

У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей,
чтобы отдать их в жертву Осирису.

Особо процветала ритуальная проституция во время обрядов посвящения, которым предшествовало длительное воздержание. Геродот и Эпифан пишут, что эти обряды, происходившие в подземельях, уносили участвовавших в них во времена неостановимых оргий глубокой древности, со всеми сопутствующими грубыми извращениями и смешением полов.

У египтян существовал обряд ритуального лишения девственности. Отцы приводили своих юных дочерей, чтобы отдать их в жертву Осирису. Функцию бога выполняли жрецы, его прямые посредники. Интересно, что в жертву могли быть принесены только красивые девушки. После совершения обряда они благополучно выходили замуж.

Существует гипотеза, что подобные ритуалы, которые часто имели массовый характер (по некоторым данным, на праздники Исиды собиралось около 700 тысяч паломников), сильно развратили нравы египтян. В сочетании с горячей восточной кровью такая раскрепощённость приносила свои поды. Это, в частности, привело к расцвету светской проституции и чрезвычайной свободе нравов. Известно, например, что сам Хеопс, разорившись на строительстве пирамид, заставил заниматься проституцией собственную дочь. Преданная отцу, она просила каждого приходящего к ней мужчину кроме денег дарить ей камень для гробницы отца. Из этих камней, по преданию, была построена одна из четырёх пирамид.

Израиль

У древних евреев при храмах в специально построенных для этого помещениях жили святые блудницы. Позже целомудренные христиане объясняли функцию массивных сооружений в несколько этажей вокруг храмов как «помещения для хранения священных сосудов».

В эти постройки попадали израильские юницы, чтобы посвятить себя религиозной проституции. Они шли на это сознательно, по доброй воле, а не из-за нищеты или порока. Очень часто девушки, живущие при храмах, были из очень знатных семей. В храм они приходили, потому что чувствовали неспособность служить одному мужчине, поэтому обрекали себя на супружество с целым народом.

С храмовой блудницей зачинал детей один из пророков, беря в свидетели двух священников храма. Интересно, что совокупление с блудницами ритуально обставлялось, освящалось двумя священниками (подобно как современные браки совершаются в присутствии двух свидетелей), а потому не считалось пороком, не оскверняло ни блудницу, ни приходившего к ней, как ни марает никого современный брак. Как видно из этого краткого ритуала со священниками, древние евреи не видели в подобных вещах ничего дурного, а наоборот, понимали его как кратковременный брак, венчание пары на одну ночь. Однако странники, купцы и воины входили в покои храмовых блудниц исключительно для того, чтобы снять половое напряжение, что никак не сказывалось на репутации храмовых блудниц. К ним относились с почётом, воспринимали их природный пыл как предназначение и почётно называли «супругами Израиля».

Совокупление с блудницами ритуально обставлялось,
освящалось двумя священниками (подобно как
современные браки совершаются в присутствии двух
свидетелей), а потому не считалось пороком.

Однако до окончательного издания Таблиц законов в Израиле существовали менее гуманные традиции, касающиеся проституции, например, право отца продать свою дочь в наложницы на любой срок, забрав все вырученные деньги себе. Сама девушка ничего не получала и была фактически рабыней своего отца или хозяина. Конец этому положил лишь Моисей: «Не продавай своих дочерей для того, чтобы земля не покрылась пятном и нечистью» (Кн. Левит. XIX).

Таким образом, борьба законодателей и религиозных проповедников с распущенностью нравов могла нести как отрицательный, так и положительный характер, с одинаковым успехом ломая и спасая жизни женщин, которые попадали в это ремесло из принуждения или же по собственному желанию, conjunx totius populi sacra populi sacra.

Соцсети существовали уже в Древнем Риме

Армения

Продолжительность служения при храме определяли родные будущих блудниц. Когда же женщины покидали пределы храма, они должны были оставить все вырученные сбережения в пользу храма. После этого они с успехом выходили замуж, причём более завидными невестами считались те, у которых было больше всего клиентов. Женихи справлялись у жрецов о поведении будущих жен, успех невесты считался залогом счастливой супружеской жизни.

Наркотики и проституция против рецессии

Кроме того, представительницы древнейшей профессии делились еще и на различные категории. Выше всех остальных считались куртизанки. Это были проститутки класса люкс, красивые, утонченные, с хорошими манерами, которые могли проводить месяцы со своими постоянными клиентами. Они были уважаемы нанявшими их мужчинами, и им даже позволялось участвовать в мужских разговорах, высказывая свое мнение (нечто совершенно невозможное для всех остальных проституток).

Вместе с тем, они должны были демонстрировать своему клиенту такое же уважение, какое они оказывали бы своим мужьям, поведение, не характерное для остальных проституток. «Но это уважение ни в коем случае не должно было походить на так называемый "affectio maritalis" (любовь супружеской пары), поскольку тогда могла быть поставлена под сомнение профессиональная репутация проститутки», — объясняет та же Эррерос, а также и другая историк Мари Кармен Сантапу Пастор (Mari Carmen Santapu Pastor) в своем совместном исследовании «Проституция и супружество в Риме. Союз де-факто или де-юре?».

Далее следовали хозяйки кабаков или постоялых дворов, женщины, которые не были проститутками, как таковыми, но которые, управляя корчмой или трактиром, были не прочь подзаработать, поддерживая сексуальные отношения со своими клиентами. И не случайно обычно римляне ассоциировали профессию трактирщицы с занятиями проститутки. «Эти женщины чаще всего были замужем, но их мужьям было совершенно безразлично, чем они занимались», — заключают авторы. К последней категории относились молодые девушки, не имеющие денег на житье, или рабыни, оказывающие сексуальные услуги в борделях.

В зависимости от категории проститутки клиенты и платили им обычно от двух до шестнадцати ассов (что соответствовало одному серебряному денарию) за оказанные сексуальные услуги. Главнейшим условием всегда было вручение денег авансом. Чтобы понять, сколько примерно стоила эта «услуга», скажем, что римские легионеры получали в начале второго века зарплату в размере 300 денариев в год. По крайней мере именно это говорят Жоэль Ле Галль (Joël Le Gall) и Марсель Ле Глэй (Marcel Le Glay) в своей книге «Римская империя», вышедшей в издательстве Акаль (Akal).

Жестокость борделя

Из всех мест для занятий сексом с проститутками наибольшей популярностью пользовались лупанарии, или бордели. Они располагались в самых посещаемых районах Рима. По словам Эррерос в квартале Субура (между Квириналом и Виминалом) находились наиболее известные публичные дома, в то время как в районе Трастевере (в центре города) можно было обнаружить самые зловонные и грязные дома терпимости.

«Самой дурной славой во всем Риме пользовался перенаселенный квартал Субура, являвшийся убежищем для бандитов, наемных убийц, сутенеров, сводников, управляющих гладиаторами ланистов и проституток из самых низших социальных слоев», — добавляет Монтальбан. Согласно Плавту, в этом районе можно было легко «снять самых дешевых проституток» или увидеть отцов семейств, предлагающих секс со своими женами или детьми, чтобы выжить. «В этих кварталах с узкими улочками было множество проституток самого низкого пошиба, которые из-за высокой цены за наем помещений проживали совместно в небольших грязных комнатках», — добавляет Монтальбан.

В любом случае в этих кварталах было очень легко найти бордель, так как хозяева заведений обычно устанавливали на входе каменный фаллос, окрашенный красной киноварью. «Стоящий мужской член считался символом удачи, и поэтому его часто можно было увидеть на рисунках, приглашающих туда, где эти услуги могли быть оказаны», — добавляет автор книги «Краткая история повседневной жизни в Римской империи».

Внутри этих лупанариев обстановка просто отвратительная. Неприятные запахи, стены разукрашены непристойными рисунками, сделанными руками клиентов. Проститутки работали в маленьких «клетушках», где они принимали посетителей. На дверях комнаты хозяин мог написать имя проститутки (зачастую фальшивое) и ее сексуальную специализацию. Стены внутри, как и снаружи, были покрыты неприличными картинками.

В самых бедных борделях для простонародья комнатки проституток больше напоминали пещеры или подвалы с крутыми сводами, называемые «дырой». Римский писатель Гораций уверял, что в этих «дырах» стояла такая тошнотворная вонь, что побывавшие там еще долгое время после посещения носили ее за собой.

Центральным персонажем публичного дома был сутенер (сводник). Практически он был хозяином заведения и, среди всего прочего, ответственным за наем или куплю рабынь для занятий проституцией. «Как правило, у него была очень плохая репутация, поскольку речь обычно шла о человеке морально нечистоплотном и недобросовестном, который не имел права занимать государственные должности», — поясняет Эррерос.

Сутенер должен был контролировать и клиентов, следя за тем, чтобы они не превышали лимит времени, установленный для совокупления. «К этому следует добавить, что половой акт в эпоху римлян не подразумевал никаких предварительных любовных ласк, которые сейчас считаются просто необходимыми», — заключает эксперт. Так, в одной из надписей на стене борделя в Помпеях еще и сегодня можно прочесть: «Пришел сюда, отымел и вернулся домой».

И наконец, у сводника были также несколько жетонов с указанием цены, на которых изображались различные сексуальные позиции. И хотя не все согласны с этим, наиболее вероятно, что они употреблялись сутенером при общении с иностранными клиентами, помогая им выбрать определенную «специализацию проститутки».

Сексуальные привычки

Следует ясно понимать, что основными действующими лицами публичных домов были все же сами проститутки, а не тираны-сутенеры. Все авторы соглашаются с тем, что распутницы имели обыкновение становиться в дверях лупанария, чтобы попытаться завлечь клиентов. Они были в коротких туниках вызывающих цветов или даже прозрачных. Но самое интересное, что проститутки одевались так не столько для привлечения мужчин, а потому, что, согласно закону, должны были носить одежду, отличную от используемой матронами, чтобы избежать связанных с этим недоразумений. Тем не менее, с течением времени и «добродетельные женщины» (считаемые таковыми) также стали носить подобные наряды.

Позднее, когда завоевания легионов привели в город множество белокурых женщин, для проституток стало привычным красить волосы в светлые тона, или же, если у них не было на это достаточно денег, покупать соответствующий парик. «Этот парик, сделанный из окрашенных женских или конских волос, по видимому, был одной из основных частей полного убранства, надеваемого куртизанкой перед тем, как она отправлялась в лупанарий под каким-либо воинственным или профессиональным именем», — говорит Хуан Понс (Juan Pons) в написанной им еще в XIX веке книге «История проституции всех народов мира: с самой далекой античности до наших дней». Парик красотки не снимали и в борделе.

Чтобы еще более заметно отличаться от матрон и лучше привлекать клиентов, женщины легкого поведения, по словам Эррерос, широко применяли «различную косметику», покрывая румянами свои щеки и «увеличивая глаза углем», нанося толстый слой грима и смазывая свои соски красной краской. Таким образом, проститутка даже солидного возраста могла обмануть мужчин и продлить свою рабочую жизнь еще на несколько лет.

Также было принято выбривать волосы всегда, хотя это и было достаточно дорого. Брилась вся поверхность тела, включая интимные места, которые, как утверждают некоторые эксперты, «окрашивались ярко красной киноварью» и не прикрывались нижним бельем.

Тем не менее, некоторые проститутки не считали обязательными эти манипуляции, так как обычно секс практиковался уже после наступления ночи. Заниматься сексом в освещенной комнате было не принято. То же самое происходило и с одеждой. «Считалось неприличным, чтобы женщины занимались любовью в абсолютно голом виде, даже если это были проститутки», — добавляет автор.

Проститутки не могли пользоваться обувью, но часто не соблюдали это правило и обувались в сандалии, на подошве которых было выгравировано, например, «Sequere me» («Следуй за мной»). Эти слова оставались на песке, по которому они проходили, и клиенты могли, следуя по ним, встретится с женщиной.

Но наибольшее внимание проститутки привлекали тем, что нарушали установленные правила. В римском обществе было принято, что доминирующая роль всегда и везде отводилась мужчине, в том числе и в сексуальной жизни. Во время полового акта именно мужчина должен был всегда быть активной фигурой. Однако проститутки сумели сравняться с ними и в этом. Так что нередки были случаи, когда они просили своих клиентов сделать им «фелляцию» или «куннилингус», хотя считалось, что подобные действия опускали тех, кто их исполнял, на более низкий моральный уровень. «Самым страшным обвинением, которому мог быть подвергнут горожанин, было признание его не настоящим мужчиной, то есть, выполняющим пассивную роль в любви», — трактует подобные истории Авиаль. Однако, представительницы древнейшей профессии добивались этого.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Сексуальное рабство, оргии, узаконенная педофилия: чем древние римляне шокировали бы современного человека

Древний Рим – фундамент современной цивилизации. Вечный Город подарил нам юриспруденцию, принципы государственного устройства, великую философию. Практически все современные города Западной, Центральной и Южной Европы стоят на месте римских поселков и военных лагерей, а сеть скоростных шоссе, проложена по старым императорским дорогам. Однако было в Риме и то, от чего у современного человека волосы станут дыбом. В те времена брат мог наказать сестру за неповиновение, изнасиловав ее, а педофилия была законной и никого не шокировала.

Отец всему голова

Согласно римским законам отец семьи имел неограниченную власть над всеми домочадцами. Он мог изгнать непослушного сына и дочь или продать их в рабство на определенный срок. Если договор купли-продажи заключался больше трех раз, то отец лишался родительских прав. Ребенок становился свободным и «не имеющим родителей».

Родитель мог также легально убить своих детей. Этот закон был отменен только в I веке нашей эры. Но отцам оставляли право казнить сына за преступление, а дочь за связь с любовником. На случай измены супруги у патриархов был законный алгоритм действия. Муж должен был приказать рабам под угрозой смерти не выпускать застигнутых на горячем любовников из комнаты.

За сутки ему полагалось собрать всех соседей и призвать их стать свидетелями позорного преступления жены. В такой ситуации обманутый муж подавал на развод или его могли обвинить в незаконном сутенерстве. Если любовником супруги оказывался раб, то его убивали, а если патриций, то обманутый муж обращался к тестю. По римским законам отец девушки имеет право убивать ее любовника. Мужская измена в Древнем Риме никак не наказывалась.

Сексуальной ориентации нет – есть потеря мужества

Отношение римлян к однополой связи менялась в зависимости от исторического периода и провинции империи. Во времена Республики самого понятия гетеро- и гомосексуальности не существовало. Сексуальные отношения характеризовались активной-мужской и пассивной-женской ролью. Для свободного гражданина допускались гомосексуальные связи, но только в активной роли.

Кубок Уоррена, представленный в музее Британской империи

Выступая как пассив, мужчина терял свою мужественность и порицался обществом. В качестве принимающей стороны могли выступать рабы, которые в Древнем Риме воспринимались как бездушная мебель и мужчины-проститутки. Особенно ценились мальчики возрастом от 12 до 20 лет. При этом закон защищал от сексуальных домогательств детей свободных граждан. Позорным для патриция считалась связь с женой и дочерью человека, одного с ним социального класса.

Амулеты в виде мужского фаллоса. Такие обереги носили мальчики-подростки и полководцы триумфаторы

Сексуальная распущенность заполонила Рим во времена правления императоров. Например, про Гая Юлия Цезаря среди современников ходила поговорка, что он: «Муж всех женщин и жена всех мужчин». Гомосексуальность стала распространенной как среди плебеев, так и у патрициев. Историки считают, что из 15 первых императоров только Клавдий не имел любовников-мужчин.

В современном мире проституцией никого не удивить, но в Риме она цвела особенно пышным цветом. Проститутки в Вечном Городе были повсюду. Продажные женщины предлагали любовь даже при кладбищах и назывались бустуариями (от слова «busta» — могила).

Табличка над входом в один из борделей Помпей

В Древнем Риме чеканились специальные бронзовые монеты – спинтрии, которые использовались для оплаты услуг проституток. На них вместо профиля императора красовались различные эротические сцены. Чтобы потенциальный клиент смог определить проститутку в толпе им полагалось носить обувь на высоком каблуке и красить волосы в белый цвет.

Показательная история жены императора Клавдия Мессалины, которая по свидетельствам историков Тацита и Светония содержала в городе собственный притон и частенько лично обслуживала посетителей. Конечно не из-за заработка, а ради удовольствия. Рекорд императрицы — 50 любовников за смену.

Картина Оргия. Вильгельм Котарбинский

Популярностью пользовались массовые оргии, которые устраивались в честь богини Венеры. Во время этих мероприятий римская молодежь теряла девственность. Даже для тех раскрепощенных времен оргии оказались слишком откровенными и вне стен храма они запрещались законом.

Пот и кровь гладиаторов

Гладиаторы Колизея для римских граждан были аналогом современных «звезд» эстрады и кино. Плебеи боготворили лучших бойцов, а жены и дочери благородных патрициев платили огромные деньги за возможность провести со своим кумиром ночь. Однако римским барышням от героев арены был нужен не только секс.

Победивший гладиатор, после боя, покрывал свое тело ароматным маслом и специальным инструментом под названием стригиль соскабливал с себя пот, отмершую кожу и грязь арены. Полученную массу помещали в небольшие бутылочки и продавали патрицианкам как афродизиак, который женщины наносили на свое тело, в надежде привлечь внимание мужчин.

Кровь гладиаторов, убитых во время сражений, также собирали и использовали как лекарство. С ее помощью римские лекари лечили эпилепсию. Для этого от больного требовалось несколько дней подряд пить эту кровь. Римлянки добавляли в напитки скипидар, который придавал их моче легкий аромат роз.

Козий помет – лекарство и напиток

Согласно текстам древнеримского писателя Плиния Старшего ценным ресурсом для жителей Италии был козий навоз, который прикладывали к ранам для остановки крови и скорейшего заживления ссадины или пореза. Лучше всего подходил материал собранный весной и высушенный на летнем солнце.

Дальше всех в непривычном современному человеку применении помета козла пошли возницы колесниц. Они добавляли высушенные экскременты в различные напитки. Плиний Старший писал, что большим любителем такого питья был император Нерон.

Смотрите также — «Вино, неразбериха, оргии и так далее»: 7 признаков того, что вы попали в Древний Рим

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Как в Риме поступали с нежеланными детьми?

Как известно, с контрацепцией в Античности было печально, равно как и с абортами. Сливки общества могли себе позволить воспитывать кучу детишек, а вот бедолагам попроще приходилось ограничивать себя в желании возлюбить ближнего своего, да почаще. И от лишних ртов приходилось избавляться - поговорим о том, как складывалась судьба у "ненужных" детей.

Почему могли выбросить ребенка? Ну вот давай представим, живет себе древний римлянин в каком нибудь 553 AUC. Окончилась Вторая пуническая, римлянин повоевал и набрал трофеев, да так, что еще внукам хватит. Вот только наш римлянин понимает, что рота наследников устроит резню прямо над его могилой, а значит нажитое непосильным трудом будет бездарно растрачено. Выход хоть и не совсем приятный, но все же - оставить новорожденного. Про квиритов победнее и так понятно, не все могли позволить прокормить еще одного отпрыска. Рожденные от рабыни дети также могли быть преспокойно выброшены.

Где же могли оставить ребенка? Возле колонны на овощном рынке в Риме, у грязных прудов, возле акведуков, бань, в кучах мусора и на перекрестках. То есть, места, где так или иначе толкается куча народу, вдруг подберет кто. Хотя если отец семейства (решение принимал, как правило, он) решил именно избавиться от внезапного члена семьи, то мог и просто увезти ребенка подальше (миф о Ромуле и Реме как бы намекает). Если отец семейства не хотел убивать ребенка, то оставлял его одетым и с каким-либо талисманом. Если на смерть, то тут все предельно понятно, никакой одежды не оставлялось. Знаменитый тезис Плутарха о том, что спартанцы сбрасывали слабых детей со скалы является скорее выражением желаемого, нежели отражением действительности, ибо писал Плутарх намного позже и продолжал греческую традицию описания утопических государств (Платон, кстати, тоже был не против выбрасывания больных и ненужных детей).

Кого выбрасывали чаще? А вот тут все сложно, с одной стороны, римская семья была строго патриархальной, и у мальчика было больше шансов остаться в семье. С другой стороны, найденную девочку могли взять в качестве рабыни, учитывая необходимость в служанках в домах знати и развитость сети борделей (хотя в борделях были и "сотрудники" мужского пола). Кстати, конкретно в Риме даже существовал неплохой бизнес по поиску выброшенных детей и последующей их продаже. По имеющейся у нас статистике в виде договоров с кормилицами, половое деление выброшенных детей было примерно одинаковое. В детских кладбищах возле борделей количество мальчиков выше, ибо девочка могла продолжить дело матери, и спрос на женщин-проституток был выше. Сенека-старший упоминает, что некоторые, не вполне хорошие люди, специально калечили найденных детей, дабы те собирали милостыню (этот способ заработка, к сожалению, все еще актуален).

Найденного ребенка могли воспитывать и в качестве свободнорожденного, но римское право здесь переиграло само себя: статус свободного надо было еще доказать, что влекло за собой судебные разбирательства - отец должен был доказать, что это именно его ребенок, а для этого его надо было сначала найти, заплатить адвокату, в случае победы в суде возместить затраты на содержание ребенка (alimenta). Мог ли средний гражданин себе это позволить? Увы, вряд ли, хотя имелись и обратные свидетельства. Бывало и так, что найденный ребенок, выросший рабом в богатой семье, мог отказаться возвращаться к своим родным (раб Мецената Мелисс именно так и отказался вернуться к родной матери, ибо посчитал, что лучше быть богатым рабом, чем бедным свободным. Справедливости ради, Мелисса бросили родители из-за ссоры, а будучи рабом, он добился от Мецената и Августа статуса вольноотпущенника, так что да, его можно понять).

С приходом христианства ситуация улучшилась - найденных детей зачастую оставляли на пороге церкви, принимались законы, запрещавшие выбрасывать детей. Античные авторы отмечали, что никому особо не нравилось бросать детей на произвол судьбы, но иного выхода не видели, да и общество не слишком то было против, ибо какой-никакой, а все же источник дешевой рабочей силы. Но все же, отношение к выбрасыванию детей примерно за три столетия изменилось от нейтрального к резко негативному.

Сообщество «Мужчина и женщина: наша жизнь, отношения и ВООБЩЕ. Истинное сообщество равных.»

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.



0 15 5

пользователи оставили 93 комментария , вы можете свернуть их

0 1 1

0 4 4

0 3 3

0 2 2

0 2 2

0 1 1

0 3 3

0 1 1

0 2 2

0 0 0

0 1 1

0 1 1

0 2 2

0 6 6

0 2 2

0 3 3

0 2 2

0 1 1

0 1 1

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 2 2

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 1 1

0 1 1

0 6 6

0 4 4

0 6 6

0 1 1

0 2 2

0 1 1

0 2 2

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 1 1

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 1 1

0 1 1

0 6 6

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 2 2

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 2 2

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 1 1

0 1 1

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 2 2

Комментарий удален модератором Гайдпарка

0 2 2

0 1 1

0 1 1

0 2 2

0 2 2

0 2 2

0 2 2

0 2 2

Комментарий удален модератором Гайдпарка

Читайте также: