Возвращаясь на базу туристов измучил зной

Обновлено: 11.05.2024

1. Найдите соответствия:
1) приложение, стоящее после определяемого слова;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;
4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;
5) приложение, относящееся к личному местоимению.

- а) Настало утро, серенькое, тёплое.
- б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
- в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):
1) стоит после определяемого слова;
2) имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) относится к личному местоимению.

- а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
- б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
- в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:
1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.
2) Это был наш сосед студент.
3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.
4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.
5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.
6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.
7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.

4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.
3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.
4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по алее сада.
5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.
6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.

Презентация по русскому языку на тему "Синтаксические нормы. Употребление причастных и деепричастных оборотов" (7 класс)

Описание слайда:

Синтаксические нормы Употребление причастных и деепричастных оборотов

Описание слайда:

При образовании причастий встречаются трудности, так как причастия и деепричастия – это принадлежность книжного стиля. В устной разговорной речи они употребляются крайне редко. Поэтому навык употребления причастных и деепричастных оборотов остается неустойчивым.

Описание слайда:

Прича́стие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Описание слайда: Описание слайда:

Употребление причастных оборотов Определяемое слово не может входить в состав причастного оборота: Созданный роман уже известным автором вызвал оживленные споры. Правильно: Роман, созданный уже известным автором, вызвал оживленные споры или Созданный уже известным автором роман вызвал оживленные споры.

Описание слайда:

2. Причастный оборот не рекомендуется отрывать от определяемого слова: Хорошо пахнут вишневые сады в конце января, овеянные первой оттепелью. Правильно: Хорошо пахнут в конце января вишневые сады, овеянные первой оттепелью.

Описание слайда:

3. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют: выступление, вызывавшее бы возражения.

Описание слайда:

Дееприча́стие — самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии.

Описание слайда: Описание слайда:

1. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении: Прочитав письма, мне стало ясно, почему поэт был одинок. Правильно: Прочитав письма, я понял, почему поэт был одинок. Однако деепричастный оборот в безличном предложении возможен, если сказуемое выражено инфинитивом: Зная массу и ускорение, можно определить скорость.

Описание слайда:

2. Деепричастный оборот, обозначающий дополнительное действие, и глагольное сказуемое, обозначающее основное действие, должны относиться к одному лицу (подлежащему - существительному или местоимению в именительном падеже): Возвращаясь на базу, туристов измучил зной. Правильно: Возвращаясь на базу, туристы измучились от зноя.

Описание слайда:

3. Деепричастный оборот в предложении обычно ставится перед сказуемым, к которому относится, или после него: Я вытащил из чемодана восковой огарок и стал раскладывать вещи, засветив его. Правильно: Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи.

Описание слайда:

4. С помощью знаков препинания (точка с запятой) иногда следует уточнить, к чему относится деепричастный оборот: По дороге ехала машина, поднимая пыль, пронесся табун лошадей. Правильно: По дороге проехала машина; поднимая пыль, пронесся табун лошадей.

Описание слайда:

5. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки в рабочую тетрадь. Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки в рабочую тетрадь.

Описание слайда: Описание слайда:

Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм». Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта. Крестьяне знали, что в хозяйстве имеется свыше 40 тонн зерна, могущего быть отправленным на элеватор. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

Описание слайда:

В предложениях, где не соблюдены грамматические нормы использования в речи деепричастных оборотов, исправьте допущенные ошибки. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места. Приехав в Париж, его пригласили в посольство. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Не любя жизнь, не сможешь понять ее. Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям. Прильнув к окну, старики с грустью смотрели на удаляющуюся фигуру сына. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. Я стал чувствовать себя намного лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом. Ю. Тынянов, работая над образом своего героя, постоянно обращался к различным историческим документам. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

ЦТ_Русский_язык_2006

1) Река пробившая путь между огромными валунами ревет на дне ущелья.

2) Вскоре над речкой мигнула раз-другой крупная звезда.

3) Утром продрав глаза я обычно отдергиваю штору и смотрю на небо и горы.

4) За оградой кроме церкви виднелся и огромный дом отца Владимира.

5) Он упал на землю, пополз меж камней, а потом поднялся на ноги и сломя голову побежал вперед.

А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) Задержанный слушал настороженно, ожидая, что сейчас она скажет и про_ якобы_ украденный телефон.

2) Старик остался в своей комнаге, я же_ напротив_ уже направился к выходу.

3) Я пошарил в инструменте и_ по счастью_ нашел несколько катушек струн.

4) Напротив_ нашего дома организована платная стоянка для автомобилей.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Он сам не вполне уверен точно ли его за эту правду не посекут.

2) Наконец мы смогли поесть, как следует, и отдохнуть.

3) От заходящего солнца склон перевала горел красным светом, как исполинский гранат в чугунной оправе.

4) По этому случаю он достал гармонь, а будущая тёща принялась угощать его как жениха.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Известно ли вам, что, пока вы ожидали вторжения этого безумца с главного входа, он прокрался к заднему крыльцу и теперь ломится оттуда?

2) Как-то вечером, когда я возвращался от герцога, у которого просил денег для продолжения работы, ко мне подошёл какого-то странного вида старик и спросил не я ли тот прославленный живописец, что прибыл из Рима в эту богом забытую Флоренцию.

3) Он рассматривает историю не как сумму всего когда-то случавшегося, протекшего, а как своеобразный источник, из которого он черпает новые мечты, новые надежды.

4) Она уже знала, что Володе не удастся вызвать Центральный пост, и они не услышат знакомый приглушенный голос диспетчера.

А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении

1) Читай известные слова о том, что «на обломках самовластья напишут наши имена».

2) Но, смягчившись на сей раз, дал гонцу такой приказ: «Ждать царева возвращенья для законного решения».

3) Берг так ясно объяснил: «Почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему ему это будет приятно».

4) «Так! Значит, раньше времени прибежал. - спросил Гуляев, - Что, не терпелось, Борис?^>

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

Поэтому она решила окружить себя самым лучшим, что было в столице (1) и стала собирать в своем отеле цвет общества, (2) отделав для приемов ряд комнат, (3) из которых наибольшей славой пользовалась, (4) обитая голубым бархатом, (5) гостиная.

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

2) де'фисное (написание)

А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении

1) Семейные бразды, вопреки ожиданию, его не тяготили: он все сильнее прквязывался к жене и стремился как можно больше времени проводить дома.

2) Случайная встреча на юге изменила отношения мальчиков: старые разногласия были забыты, и они стали заклятыми друзьями.

3) К. грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферу с покупкой дачи.

4) Об этом скоропостижно принятом решении он тысячу раз пожалел, но было поздно.

5) Наступление противника удалось остановить, и наши части пошли в контратаку.

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении

1) Всё это время он вёл праздничное существование, ничем не занимался и ни к чему не стремился.

2) Слуги стали поспешно стаскивать чехлы с мебели, которые неизменно одевались после отъезда хозяина.

3) Скрытый от всех, покоится, согласно слухам, Ноев ковчег на горе Арарат под толстой ледяной шапкой.

4) Взятая в дом, одинокая, некрасивая и немолодая, она испытывала безграничную признательность по отношению к хозяевам и хло­ потала на кухне с утра до ночи, чтобы доказать: она здесь не лишняя.

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

монополизация добычи алмазов

2) много медоварен

4) непреклонная миледи

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Съездив в Псков, мне особенно понравился второй день нашей экскурсии.

2) Автор сказал, что хотя сейчас он очень занят, рукопись будет представлена в редакцию в назначенный срок.

3) Возражая против отдельных положений, присутствуюидае в целом согласились с докладчиком.

А28. Определите стиль приведенного ниже текста:

А днями - зной, духота, мглистое курево: на вьщветшей голубени небанещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудз^жья распростертых крыльев коршуна. По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывет в голубом небе - внизу, по траве, неслышно скользит его огромная тень.

Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и окружающее

прозрачно-недвижимо. Дам^е курган синеет на грани видимого, как во сне.

Родимая степь под низким донским небом!

3) разговорный, с элементами художественного

Задания В1-ВЗ относятся к тексту задания А28.

81. Каким с точки зрения сферы употребления является подчеркнутое слово?

82. Укажите, какое средство выразительности употреблено в выделенном предложении.

83. Каким членом предложения является выделенное жирным шрифтом слово?

В4. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Везде всё стояло на своих прежних местах, как и много лет тому назад, и также знакомо и приятно пахло; везде к его приезду всё было прибрано.

В5. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Он ходил по разным правительственным учреждениям и нужным людям и читал стихи. Читал он их не без толку. Стихами своими он, как ключом, отворял нужные ему ходы и хлопотал в помощь ближнему. Иногда войдет в какую-нибудь канцелярию, и пока там думают доложить о нем начальству, начнет декломировать.

В6. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении).

Один из главных вопросов эксперимента - есть ли в кометном ядре органические вещества, а если есть, то какие. Ведь органические вещества - участники жизненных процессов и, согласно принятой гипотезы, предшественники жизни как таковой.

В7. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении.

Тень короля стала всем мерещиться за плечами у директора труппы, и многие из тех, которые любят становиться на сторону победителя, с увлечением рассказывали о том, что будто бы Монфлери с его доносом и слушать не стали во дворце, а вьп-нали взашей.

В8. Укажите тип каждого предложения по структуре 1 1) Турбин поглядел на погоны, повертел в А. Простое

руках, хотел спрятать в карман на па­ мять, но подумал, не опасно ли это, и решил сжечь.

1 2) Князь Василий привез своего сына, оче­ Б. Сложносочиненное видно, с намерением сделать предло­ жение и, вероятно, нынче или завтра потребует прямого ответа.

3) Иногда хрустнет, сломается и ахнет с В. Сложноподчиненное подмытого берега сосна или закричит, запричитает ночная птица.

Неоправданный риск

Эльбрус хоть и является самой высокой точкой Европы и России (5621 метр над уровнем моря), обычно не представляет большого интереса для крутых профи альпинизма. На эту вершину, которая находится на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, проложены достаточно надежные маршруты, по которым водят даже «чайников». Стоимость десятидневного тура с акклиматизацией и восхождением — в районе 40 тысяч рублей. Конечно, это не увеселительная прогулка, а испытание, которое под силу только людям в хорошей физической форме. И горы никогда не прощают беспечности — ежегодно в результате несчастных случаев на Эльбрусе гибнет до 10 человек. Но, как правило, это единичные инциденты. Массовая гибель туристов, случившаяся в четверг, зафиксирована здесь впервые за много лет.

Один из помощников — Игорь Даньков — накануне похода записал видео для соцсетей, в котором говорит о неблагоприятном прогнозе. «Сегодня в ночь мы собираемся идти на вершину. Прогноз не очень, посмотрим, как оно будет», — отмечает сопровождающий. И это стало еще одним тревожным звонком. Ну, а дальше действительно имела место цепь трагических случайностей. Буквально в 100 метрах от вершины (возможно, из-за резкого падения атмосферного давления) стало плохо 36-летней женщине из Якутска Анне Макаровой. Группа приняла решение продолжить восхождение, отправив Анну вниз в сопровождении Игоря Данькова. Но по пути погода резко ухудшилась, началась пурга, а самочувствие Макаровой ухудшилось настолько, что она скончалась на руках у помощника гида.

Пятеро умерли, 11 — в больнице

Но это было только начало трагедии. Даньков попытался связаться со спасателями, но из-за отсутствия связи решил самостоятельно спуститься в точку, откуда он смог бы вызвать помощь. Тем временем основная группа тоже начала спуск, но, на беду, один из туристов сломал ногу. В результате туристы оказались в эпицентре бури на высоте 5400 метров при морозе до минус 20 градусов, ветре до 70 м/с, мокром снеге и видимости не более метра. Все это произошло около полудня, а спасательная операция началась только ближе к пяти вечера, когда Даньков добрался до нормальной связи. В результате людей, которые спускались небольшими группами, пришлось снимать с горы на ратраках в тяжелых погодных условиях и в темноте. Четверо туристов скончались от переохлаждения, не дождавшись эвакуации.

Среди погибших — мать двоих детей 40-летняя Анастасия Жегулина из Тольятти, 32-летняя петербурженка Елена Нестерова, 32-летняя Ирина Гальчук из Екатеринбурга и 39-летний Вячеслав Борисов из Тюмени (у него тоже остались жена и двое детей). Последний уже штурмовал Эльбрус в прошлом году, и тогда тоже попал в плохую погоду и не смог взойти на вершину. Из 14 выживших в больницу Нальчика госпитализированы 11 человек: двое (в том числе сломавший ногу турист) находятся в реанимации, трое — в терапии, трое — в ожоговом отделении, двое — в травматологии, один — в хирургии органов грудной клетки. Под наблюдением врачей — два гида и два их помощника, которых сейчас обвиняют в халатности на фоне усиления ветра и неблагоприятного прогноза погоды.

К спасательной операции были привлечены 69 человек и 16 единиц техники. Двое участников похода умерли на тропе, еще двоих транспортировали на ратраках до станции, где они скончались, не приходя в сознание. Руководитель компании — организатора тура Денис Алимов уверяет, что восхождение совершалось в погодное окно и все меры безопасности были соблюдены. При этом известно, что в то же время на горе находилась другая группа восходителей, которой удалось успешно спуститься и избежать человеческих жертв. Как бы то ни было, очевидно, что даже такие сравнительно небольшие (по меркам альпинистов-профи) вершины, как Эльбрус, не прощают беспечности и ошибок. И сейчас реклама организаторов тура, гарантирующая успешное и безопасное восхождение «на 90 процентов», выглядит как настоящее издевательство.

Урок по русскому языку и культуре речи "Лексические ошибки" (8 класс)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Организует и управляет вниманием учащихся .

Создаёт позитивный настрой, читает стихотворение.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку .

Слушают учителя, быстро включаются в деловой ритм.

Учащиеся класса эмоционально настроены на урок.

2.Актуализация знаний

( Проверка домашнего задания )

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала

Устанавливает уровень знаний учащихся .

Дома вы понаблюдали за речью своих родных, близких, друзей и записали те слова и выражения, в которых чаще всего они допускают орфоэпические ошибки.

- Как вы думаете, можем мы изменить речь наших односельчан к лучшему? Каким образом?

Предлагает тест по теме «Орфоэпические нормы»

Отвечают на вопрос,

Предлагают варианты решения проблемы.

Выполняют тест (по вариантам)

Повторили пройденный ранее материал, знают о нарушениях орфоэпиче-

Актуализированы и оценены знания учащихся по теме «Орфоэпичес-кие нормы».

3.Создание проблемной ситуации.

3.1 Анализ проблемной ситуации

Предлагает предложения, в которых учащиеся должны найти ошибки.

Препровождаем вам дОгОвОр на ремонт вспомогательной станции.

Прочитайте предложение, соблюдая орфоэпические нормы .

А какие литературные нормы нарушены в этом предложении?

Отвечают на вопрос.

известный материал от неизвестного

Выявлены вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, вызван познавательный интерес

3.2 Видение учебной проблемы

Стимулирование познавательной активности учащихся.

Оценка значимости для учащихся нового учебного материала и учебной проблемы.

Нацеливает учащихся на формулирование темы и целей урока.

Как вы думаете, о каких ошибках мы будем говорить? Какова будет тема урока? Какую цель вы поставите на уроке?

Демонстрирует слайд №2, задаёт вопрос. Прочитайте эпиграф к уроку. Какую задачу можно ещё для себя определить?

Мотивированы на изучение нового материала.

3.3. Словесная формулировка проблемы

Формулируют тему и цель урока.

Сформулированы тема и цели урока.

4.Процесс решения учебной проблемы

4.1 Выдвижение предположения

Организовать учебную деятельность по выдвижению предположения

Предлагает работать в парах: выдвинуть предположения, как правильно выражать свои мысли в речи, обсудить план решения данной проблемы.

Высказывают предположение о том, каким образом избежать речевых ошибок, составляют план решения проблемы,

т.е. определяют последовательность шагов.

Умеют работать в паре, владеют навыками сотрудничества.

4.2 Доказательство или опровержение предположения

Даёт каждой паре по одному предложению, в котором нужно найти ошибки в употреблении слов, указать вид ошибки, пользуясь карточкой с терминами.

У Ирины карие волосы и серые глаза.

Костёр всё сильней и сильней распалялся.

Он негодовал от возмущения.

В рассказе А.П.Чехова «О любви» рассказывается об упущенном счастье.

Вошла Нина, поддерживая шляпу, которая всё время падала у неё с головы.

Человек ведёт праздную жизнь.

Ваня разлил кофе.

Находят ошибки в предложении, определяют их вид.

Знают, что такое лексическая ошибка. Знают виды лексических ошибок, знают смысл терминов: плеоназм, тавтология, паронимы.

4.3 Проверка правильности решения проблемы

Предлагает посмотреть презентацию, проверить правильность выполнения задания, записать термины в тетрадь (слайды 5-12).

Работают с презентацией, записывают термины в тетрадь, отвечают на вопрос.

Подтвердили правильность решения проблемы

5. Физминутка

Создать условия для профилактики остроты зрения, снятия напряжения утомленных глаз.

Комплекс простых упражне-ний

Предлагает комплекс простых упражнений для глаз:

- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти (повторить 5 раз)

- крепко зажмурить глаза, считать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, считать до 5 (повторить 5 раз)

Выполняют упражнения для глаз

Снято напряжение утомленных глаз

Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала.

Организовать проверку правильности решения проблемы.

Подвести к формулировке выводов

Организовать проведение самооценки учащихся.

Объединяет детей в три группы по уровню

подготовки, организует дифференцированную работу по карточкам.

Задание для 1 группы: Найти нарушения лексических норм,

назвать вид ошибки.

В своей автобиографии, свободная вакансия, военная оккупация, смелый риск, проливной ливень, уникальный феномен, родные пенаты.

(для проверки слайд14 )

Задание для 2 группы:

Составьте словосочетания с данными словами, соблюдая лексические нормы языка.

Концертный (абонемент, абонент)

(безответная, безответственная) покорность

(вдох, вздох) сожаления

(длинные, длительные) наблюдения

(зрительные, зрительские) аплодисменты

(сытно, сыто) пообедать

(экономика, экономия) времени.

Как называются слова, разные по смыслу, но близкие по звучанию? (паронимы) (слайд 15 для проверки)

Задание для 3 группы: (работа с таблицей )

( слайд 16 для проверки)

Проводит обсуждение полученных результатов.

Делятся на группы, выполняют задания по карточкам, каждая группа осуществляет самоконтроль

Работа с толковыми словарями

Анализируют работу группы и

Закрепили понятие «лексические ошибки и их виды.

Умеют находить в предложениях нарушение лексических норм, применять полученные знания при составлении словосочетаний, находить в тексте паронимы, работать с толковым словарем,

классифицировать виды лексических ошибок

ны навыки самооценки.

Применение знаний в незнакомой ситуации.

Осуществить контроль усвоения знаний

Предлагает выполнить самостоятельную работу

Задание 1. Укажите номера предложений , в которых допущены лексические ошибки, определите вид ошибки.

1.Возвращаясь на базу, туристов замучил зной.

2.Андрей – человек удачный.

3.Он с удовольствием прочёл биографию жизни известного писателя.

4.Три лошади шло сзади.

5.Образ Пьера играет ключевое значение в романе.

6.Иван Николаевич – весьма уважающий человек.

Творческая работа (слайд 18)

Проверяет решение учащихся, корректирует знания

Выполняют самостоятельную работу.

Учащиеся умеют применять полученные знания в незнакомой ситуации посредством

выполнения упражнений по теме «Лексические ошибки »

Итог занятия

8.1Рефлексия деятельности на занятии

Создать условия для осознания учащимися результатов своей деятельности

Проводит рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Предлагает оценить свою работу и работу учащихся класса.

Упражнение “Плюс – минус – интересно”. Нужно заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Либо информацию, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слушают учителя, оценивают свою работу на уроке.

Оценили свою деятельность на уроке.

8.2 Подведение итогов.

П ривлечь внимание учащихся к проблеме «чистоты» русского языка

Подвести итоги урока

Проводит итог урока.

Выставляет оценки, комментирует .

Заключительное слово учителя (слайд 21)

Слушают учителя и делают вывод о важности соблюдения лексических норм, подводят итог урока.

Участвуют в обсуждении

Подведены итоги урока.

Знают, что такое лексические ошибки, виды ошибок. Умеют

классифицировать лексические ошибки и находить их в тексте.

Знают о важности соблюдения лексических норм для правильного выражения своих мыслей.

Выдать домашнее задание , обеспечить понимание, разъяснить способы выполнения

Формулирует домашнее задание. Предлагает карточки.

Дает комментарий к домашнему заданию

1.Найти ошибку в предложениях, записать их в исправленном виде. Кто сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина».

Его личность мне знакома, я вспомнил родинку на щеке.

Одень пальто, на улице холодно.

2.Составить словосочетания с паронимами:

целый- цельный искусный -искусственный

смириться-примириться грозный- грозовой

проблемный –проблематичный типичный- типовой

представить- предоставить абонент-абонемент

эффектный- эффективный земляной- земельный

Выбирают домашнее задание и фиксируют в дневнике

Выбрали домашнее задание,

поняли, как выполнять.

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Э ксперт;
2) кух О нный;
3) ходат А йство;
4) зак У порить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ир И с;
2) обл Е гчить
3) бал О ванный;
4) зв О нит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Кв А ртал;
2) кат А лог;
3) укр А инский;
4) премиров А ть.

4. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Конечно [чн];
2) скучно [чн];
3) девичник [чн];
4) ничто [шт].

1 . В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Кв А ртал;

2) кат А лог;
3) укр А инский;
4) премиров А ть.

2 . В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Обл Е гчить;
2) кух О нный;
3) маг А зин
4) кладов А я.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) догов О р
2) ходатайств О
3) пр О токол
4) танцовщ И к.
4. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) скворечник[чн]

2) скучно [чн];
3) девичник [чн];
4) ничто [шт]

Он был моим коллегой по работе

Были приняты эфф ектные меры.

Вместе с духовным ростом у героев рассказа растёт их речь.

Он пристально слушал мой рассказ.

Саша разлил воду.

Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.

Задание: вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль, мотивируйте свой выбор.

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал)слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.

(С.Я. Маршак. «Воспитание словом»)

Заключительное слово учителя.

Русский язык. Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить, он достоин самой большой заботы.

В сентябре 2013 года в Москве состоялась Международная конференция «Язык, культура, общество», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии русского языка выступали многие общественные деятели, поэты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасения: 67 % населения РФ употребляют бранную лексику, 28 % говорят на компьютерном языке, и лишь 5 % - на чистом литературном языке.

Как умирали туристы на Эльбрусе: Гид разложил роковой маршрут по часам

Организатор восхождения на Эльбрус рассказал жуткие детали гибели альпинистов, оказавшихся в ловушке на вершине горы.

Пятеро альпинистов-любителей погибли, оказавшись запертыми непогодой на вершине горы Эльбрус, ещё 14 участников группы попали в больницу. От том, как умерли застигнутые врасплох непогодой люди, рассказал организатор подъёма Денис Алимов.

По его словам, изначально ничто не предвещало трагической развязки. Группа выдвинулась на маршрут вовремя. В 2:00 альпинисты были уже на высоте 5 тысяч метров. Это может подтвердить водитель, который их туда довёз. И где-то в 2:00-2:15 они были недалеко от старта.

К краю плато вершины группа добралась к 9:00, а на самой вершине альпинисты оказались в районе 9:30-9:40. Проблемы начались во время спуска. Поднялся страшный шторм. Ветер дул снизу вверх, высасывая весь воздух. Одновременно с этим катастрофически упало давление.

Спрогнозировать, когда это произойдёт, возможно только, если мониторить показания ручного барометра,

- объяснил Денис Алимов.

Он предположил, что гид группы этого не сделал, так как очень спешил попасть в погодное окно. Тем более что температура на горе была минус 20 и ничто не предвещало такого падения давления. Только ручной барометр мог предупредить об опасности. Потому что примерно за 20-30 минут до бурана давление начинает быстро меняться.

Из-за встречного ветра сильно снизилась видимость. В результате один из участников группы потерял равновесие и упал. В обычной ситуации с ним бы ничего не произошло, но из-за пониженной температуры снежный склон быстро превратился в твёрдый ледяной. Таким образом, мужчина сломал ногу.

Также от группы отделилась девушка с гидом. Алимов объяснил, что ей стало плохо, поэтому гид решил спустить её вниз. Это стандартная практика. После сброса высоты человеку обычно становится лучше.

Гид спустил её на себе со склона, видимость упала до полуметра, и у девушки исчезли признаки жизни, она перестала дышать, и она умерла фактически на руках,

- рассказал организатор восхождения.

Тем временем погода продолжала ухудшаться. Гид подождал 2,5 часа, пока группа его нагонит, но никто так и не появился. Тогда он зафиксировал труп девушки и начал спускаться вниз, одновременно пытаясь связаться с МЧС.

Но по рации отозвался только водитель ратрака - специального транспортного средства на гусеничном ходу, используемого для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс. Он подобрал гида и спустил его вниз. Гид тут же связался с МЧС.

Начались препирательства, что не было сигнала SOS,

- отметил Денис Алимов.

В результате спасатели выдвинулись на гору только к 17:00, а до вершины они добрались лишь к 19:00. Тем временем на вершине группа была совсем в бедственном положении: около 11 человек были уже "неходибельны", а у одного из оставшихся гидов сорвало ветром маску, и он ничего не видел впереди себя.

Сначала одних, потом других спустили вниз, потом бригада большая выдвинулась туда. Там, соответственно, во время этой паузы умерли ещё двое участников. Они просто умерли. Сели, закрыли глаза и умерли,

- рассказал организатор подъёма.

Также во время эвакуации двое участников группы потеряли сознание. Их переложили на носилки, но они скончались во время спуска не приходя в сознание.

Подчеркну, это было умирание, не гибель, какая-то лавина или ещё что-то, а именно умирание от внешнего воздействия,

- указал Денис Алимов.

Он отметил, что смерть могла наступить от отёка мозга или от остановки сердца. Однако сам Денис Алимов считает, что людей погубило сильное переутомление и переохлаждение. Потому что стоит человеку потерять сознание, как он начинает умирать от переохлаждения. В свою очередь потеря сознания могла произойти из-за резкого понижения давления, так как группа буквально оказалась в сердце шторма.

Это 100% несчастный случай, стечение обстоятельств. Сделано было всё возможное, чтобы жертв было меньше. У меня чувство вины, потому что те люди, которые погибли, конкретно эти люди, я их знаю,

Эльбрус забрал пять жизней альпинистов-любителей. Кто виноват в трагедии?

Олег Шамонаев

Правоохранительные органы и специалисты начали выяснение причин крупнейшей за последние годы трагедии в любительском экстремальном туризме. Во время восхождения на Эльбрус в тяжелых условиях погибли сразу пять человек, а еще двое находятся в реанимации. Организаторы «безопасного тура по приятным ценам» говорят, что причиной ЧП стало фатальное стечение обстоятельств и, возможно, запоздалое начало спасательной операции. Спасатели же считают, что причиной смертей на склоне стали беспечность и стратегические просчеты гидов. В любом случае — потеряны жизни людей, которым был гарантирован относительно безопасный штурм вершины в щадящем режиме. И все списать на «несчастный случай» не получится — кто-то должен понести ответственность.

На Эльбрусе остаются тела троих альпинистов из группы, попавшей в погодную ловушку

Спасатели сегодня не смогли забрать тела трех из пяти альпинистов, погибших на Эльбрусе на высоте свыше пяти километров. Новая попытка — завтра. 19 человек накануне попросили о помощи из-за внезапного ухудшения погоды. 14 удалось спасти.

Чем опасен Эльбрус? Как и любая другая вершина — высотой. Человек поднимается в гору, атмосферное давление падает, а с ним и содержание кислорода в крови. Сравним: в Останкино 162 метра над уровнем моря, давление 750 миллиметров ртутного столба. Содержание кислорода или, как привыкли за ковидное время, сатурация — около 100%.

А вот Эльбрус: 5 тысяч 642 метра над уровнем моря. 389 миллиметров давление — почти половина от привычного. И 51% кислород. Люди уже истощены. И тут налетает, как ее называют, «черная метель». Снег, ветер, мороз 20 градусов, давление падает еще.

Эти фото сделаны минувшей ночью спасателями. На обмороженных лицах последствия выживания в снежном шторме в горах. В поисково-спасательной операции участвовали 69 сотрудников МЧС с техникой и добровольцы из числа горных гидов.

«Сначала нам навстречу вышли три гида, а потом еще минут через 10 мы нашли основную группу клиентов; там было 12 человек. Восемь из них могли самостоятельно передвигаться. Четверо не могли. У одного была сломана нога. Через несколько минут одна из тех четверых, которые не могли двигаться, умерла у меня на руках», — рассказал гид Сергей Баранов.

Кого под руки, а кого и волоком на веревках, спасатели и гиды вытащили из снежного плена всех живых примерно к двум часам ночи.

На момент завершения операции из пропавшей группы в 19 человек пятеро были мертвы. Ровно за сутки до этого полностью экипированные и здоровые 15 туристов в сопровождении четырех гидов выдвинулись к вершине Эльбруса. Между двумя и тремя часами ночи со среды на четверг так называемый ратрак доставил всех на высоту около пяти тысяч метров. С этой отметки началось пешее восхождение. Первый этап — до так называемой седловины Эльбруса — высоты 5 тысяч 350 метров.

«До седловины погода была, в принципе, хорошая. Потом начался ветер. Но ветер достаточно ходимый, в пределах 40-50 километров в час. После седловины резкое ухудшение погоды. Мелкодисперсный снег, от которого слепнешь, то есть маска покрывается льдом, слепнешь», — рассказал гид Антон Никифоров.

То есть погода стала портиться уже в самом начале пути. По словам одного выживших, гиды предложили туристам самим решить, продолжать восхождение или возвращаться.

«Где-то на седловине Антон нас спросил: «Вы идете дальше?» Мы сказали: «Да, идем, нормальное настроение, идем дальше», — рассказал Дмитрий Долгов.

От так называемой седловины до плато на вершине Эльбруса предстояло пройти еще около 300 метров в высоту. И вот тут начинаются странности. Группа достигла плато только около 10 утра. В это время группы туристов уже, как правило, спускаются с Эльбруса. В том числе и вчера.

«В этот день минимум две группы с горы с вершины спустились; одни были в 7 утра уже на приюте, спустились после вершины; другие спустились в 9:30 к приюту после вершины, и у них было все в порядке, и был замечательный солнечный день восхождения», — рассказал гид Сергей Баранов.

Даже в самой компании, которая продала путевки потерпевшим бедствие туристам, пока не понимает, в чем причина отставания от графика.

«Наша группа была не единственная на склоне, но был нюанс, который мне самому до сих пор не ясен: наша группа пришла на седловину последней, то есть все уже оттуда уходили, а наши только пришли по какой-то причине, хотя на высоту 5100, на косую полку, ратрак их доставил примерно в 2 часа ночи, то есть они в графике были совершенно нормально. Почему они в 9:30 — 10 оказались у вершины, когда в это время надо как бы уходить, вот это вопрос», — рассказал организатор тура Денис Алимов.

Задержка при подъеме оказалась фатальной. В районе вершины Эльбруса погода резко ухудшилась.

«Ветер был такой силы, что поднимаешь ногу и оказываешься в другой стороне, в другом месте; очень сильный был ветер и поднялся снег. К тому же одной из девчонок стало очень плохо, мы сделали пять кадров нелепых и побежали вниз. Схватив эту девчонку, вниз побежали», — рассказал Дмитрий Долгов.

Один из гидов начал спускать девушку, но не успел вывести ее из метели — резкое падение атмосферного давления, минус 20 и порывы ветра до 70 метров в секунду — туристка погибла во время спуска.

В это время основная группа, невзирая на непогоду, решила форсировать 500-метровое плато, чтобы достигнуть наивысшей точки в 5 тысяч 642 метра. Буря становилась только сильнее, и потому обратный путь занял больше времени, чем планировалось. Так называемые перила — вспомогательные тросы — занесло снегом. Один из туристов при падении сломал ногу. Остальные просто замерзали.

«Люди начали терять силы на перилах; у одной из участниц, по моим догадкам, начался отек; я не медик, я не могу сказать точно. Она уже так начала терять адекватность, потом мы ее тащили на веревках, потому что она уже не могла идти; практически у меня на глазах ушла из жизни», — рассказал гид Антон Никифоров.

Компания «Эльбрус Гайд», которая организовала это восхождение, утверждает, что первый из гидов отправился вниз, где телефон ловит связь, только в 15 часов, то есть спустя пять часов после резкого ухудшения погоды и спустя четыре часа после гибели первой туристки. Но тут еще одна странность — спасатели получили сигнал бедствия много позже, только в 17 часов 10 минут. Все это удивительно для опытных гидов с Эльбруса.

«Вопрос, который нас интересует, сообщество гидов, очень много времени спускаться с вершины до зоны сотовой связи, хотя бедствие произошло гораздо ниже, чем на вершине; может быть, 30-40 минут максимум; и куда были потрачены эти долгие часы, достаточно ценные, как потом оказалось, мне непонятно», — отметил гид Сергей Баранов.

Все это теперь вопросы и для Следственного комитета. Выжившие доставлены в больницу города Нальчик, двое в реанимации. А на горе все еще остаются тела троих погибших. Погода все еще не позволяет их эвакуировать.

Читайте также: