Воспоминания о курорте 1976

Обновлено: 01.05.2024

От классиков до современников: встречаем фестиваль нового венгерского кино подборкой работ, проверенных временем

На 5-м фестивале Cifra, который открывается в Москве 27 марта, – 5 новинок. У каждой есть свои предшественники. В четвёртом выпуске рубрики «Кинокарта» – 13 фильмов, которые стоит посмотреть как экспресс-курс по венгерскому кино.
На мой взгляд, в Венгрии вообще нет плохих фильмов.

Или от меня они прятались, но всё произведенное и в Буде, и в Пеште, и в любых других географических мадьярских точках – хоть «фестивальное» кино, хоть коммерческие комедии-пародии-детективы, предназначенные, главным образом, для внутреннего рынка, студенческие ли зарисовки, работы мэтров, что ни припомни – всё хорошо. Но раз уж нельзя объять необъятное, ограничусь этими 13 названиями; из недавних времен, когда Венгрия была самой либеральной страной Варшавского договора, и из новой капиталистической эпохи.

Это не рейтинг, фильмы расположены в произвольном порядке. А начинается список, как и фестиваль Cifra, с мультфильма.

1. «Восточный парк» (Nyócker!) Арона Гаудера, 2004

Для большинства советских синефилов, родившихся в последней трети ХХ века, первым венгерским фильмом была мимимишная сказка про лисёнка Вука.

Новое поколение тоже может начинать с анимации – но совсем другого рода: «Восточный парк» (он же «Восточный район») – пацанская фантастика об обитателях горячего района Йожефварош. Антиполиткорректный хит нулевых, о задиристых качествах которого лучше всего говорит тот факт, что в России «Парк» озвучивал Сергей Шнуров.

Ну а пример крутой венгерской анимации наших дней – авантюрная галлюцинация «Ограбление по Фрейду», фильм открытия фестиваля Cifra.

2. «Время останавливается» (Megáll az idö) Петера Готара, 1982

Венгерские режиссёры вообще очень сильны в сплетении «личного» и «общественного»; свежий пример, посвященный становлению уже постсоциалистической Венгрии – экшн-байопик «Грабитель Виски», который участвует в 5-й «Цифре».

3. «Любовный фильм» (Szerelmesfilm) Иштвана Сабо, 1970

Первый цветной фильм Иштвана Сабо, уже снявшего абсолютный шедевр «Отец». Отправная точка – путешествие молодого человека к некогда очень близкой подруге, эмигрировавшей во Францию 10 лет назад, после «событий 1956-го». Только не ждите линейного сюжета: Сабо понимает, что самый подходящий способ для рассказа о прошлом и настоящем – калейдоскоп вспышек и ассоциаций; свободное плавание по волнам памяти.

4. «Счастливые дни» (Szép napok) Корнеля Мундруцо, 2002

Первый фильм, принёсший международное признание Корнелю Мундруцо, нынешнему каннскому любимцу и одному из самых оригинальных европейских режиссеров наших дней (причём его оригинальность распространяется и на театр). Событий в кадре всего ничего – отсидевший пару лет в колонии восемнадцатилетний Петер кантуется в прачечной у сестры, купившей за 3000 евро ребенка знакомой блудницы Майи, покуривает травку с корешем, плещется в бассейне и стиральной машине, походя ухаживая за той самой Майей. Драматические всплески сведены к минимуму, нервы фильма не оголены, но безостановочно раздражаются изнутри; здесь ноющая боль не подвержена анестезии. И уже в этой ранней работе Мундруцо проявляет свой дар кинохудожника: полунищий быт обитателей социального дна обращается в кадры божественной красоты – почти такие же впечатляющие, как в «Спутнике Юпитера», входившем в наш рейтинг лучших фильмов 2017-го.

5. «Воспоминание о курорте» (Herkulesfürdöi emlék) Пала Шандора, 1976

На 5-й «Цифре» – российская премьера нового фильма 79-летнего классика Пала Шандора «Бродячие артисты», веселящий, карнавальный фильм о главном – творчестве, свободе, любви. Шандор всегда изумительно несерьёзно высказывался по самым серьёзным вопросам; его «Воспоминание о Геркулесовых водах» (так фильм называется в оригинале) – и тонкий трагический фарс, и изощрённая декадентская элегия о крахе Венгерской Советской Республики 1919 года. Главный герой – комиссар Янош (отчасти списанный с реального коммуниста-революционера, апологета красного террора Тибора Самуэли), прячась от белого террора, переодевается женщиной и устраивается медсестрой в буржуйский санаторий для страдающих ревматизмом и туберкулезом – обманчиво тихое место.

6. «Вера Анги» (Angi Vera) Пала Габора, 1978

Ещё одна частная биография на фоне большой (и довольно гнусной) истории ХХ века: драма о недалекой и искренней медсестричке Вере, чей активистский пыл берёт в эксплуатацию государство. Немного мелодрама, почти комедия, только леденящая кровь: механизмы общественной манипуляции человеком фильм фикисрует с беспристрастностью учебника физики.

7. «Таксидермия» (Taxidermia) Дьёрдя Палфи, 2006

Киноверсия рассказов Лайоша Парти Надя, почитаемого на родине за венгерского Маркеса, хотя у нас-то первая ассоциация – Владимир Сорокин. Судите сами: в самом начале герой открывающей фильм новеллы, денщик Морошгованьи, кончает огнём, а минут 20 спустя совокупляется с разделанной свиньёй, за что получает офицерскую пулю в затылок. И это – цветочки; Палфи (его «Свободное падение» мы показывали на «Цифре» 2015 года) – сюрреалист с роскошным и специфическим чувством юмора.

8. «Туринская лошадь» (A torinói ló) Белы Тарра, 2011

Последний фильм мастера долгих и медленных чёрно-белых киномедитаций; эта фиксирует неотвратимое наступление апокалипсиса, предупреждающего о себе зловещими деталями. Тайный хоррор о шести последних днях Земли – через камерное повествование о жизни старого крестьянина, его дочери и лошади, избитой на глазах Фридриха Ницше туринским возничим.

9. «Просто ветер» (Csak a szél) Бенце Флигауфа, 2012

Резкое гиперреалистическое кино, основанное на реальном случае: истреблении цыганских семей. Камера внимательно и, кажется, беспристрастно, не стремясь вызвать сочувствие, наблюдает за героями – школьник-пацан, его старшая сестра, мать, гнущая спину на двух работах, дряхлый дед; то, что этот день станет их последним днем, предопределено с самого начала. Бенце (до этого фильма он подписывался как Бенедикт) Флигауф прославился эсхатологическими притчами-фантазиями «Млечный путь» и «Лоно» – оба фильма кажутся бесконечно далекими от «Ветра». Но изменился только стиль: Флигауф и оставаясь реалистом способен за полтора часа показать, как разрушается целая вселенная.

10. «Звёзды и солдаты» (Csillagosok, katonák) Миклоша Янчо, 1968

Миклош Янчо – изобретатель удивительных «фильмов-танцев» о революции, её хмеле и яде. Революция как поэзия, революция как метафора вечного обновления, революция как символ вечного движения – кровавого, но и спасительного – центральная тема Миклоша Янчо, великого венгерского режиссера. А точнее сказать, революционера от кино. Камера Янчо до бесконечности и головокружения совершает пируэты, физически вовлекая в действие. В своих легендарных работах 70-х – «Агнец божий», «Пока народ еще просит», «Венгерская рапсодия», «Аллегро барбаро» – он говорил о венгерских восстаниях, используя особый киноязык – парящий и вальсирующий. Выбрать один главный фильм – сложно; был велик соблазн выделить грандиозную секс-эскападу 1976 года «Частные пороки, общественные добродетели». Но она формально не относится к венгерской кинематографии, будучи копродукцией Италии и Югославии.

На «Звёздах и солдатах» я остановился из патриотических соображений: это самый странный кинематографический экзерсис о гражданской войне в Советской России; копродукция с СССР; фильм с участием Никиты Михалкова и Сергея Никоненко.

Важно и то, что это чёрно-белый фильм: венгры по-прежнему как мало кто умеют работать с этим форматом, что подтверждает участвующий в фестивале Cifra нестандартный байопик «Кёртис».

11. «Нарцисс и Психея» (Nárcisz és Psyché) Габора Боди, 1980

Мегаломанская – длиной в четыре с половиной часа – кинопоэма от эксцентричного фантазёра и романтика с трагической судьбой: Боди покончил с собой в 1985-м, в возрасте 39 лет. Мифологические герои перенесены в XIX век и сыграны интернациональным дуэтом – испанкой Патрисией Адриани и немцем Удо Киром. Удо смешно рассказывал об истории отношений с Габором: «Я встретил его там же, где и Триера – на фестивале в Мангейме. Посмотрел его фильмы, и они произвели на меня сильное впечатление, неожиданно удивили, потом мы встретились, поговорили, и Боди предложил: «Давай сделаем фильм вместе». Я ответил: «Заметано». Через два месяца я оказался на съемочной площадке, не зная ни слова по-венгерски. Был сочельник, помню, что мы крепко выпивали с каскадерами. Вот так и сделали наш первый телефильм». Эстетствующий кинороман «Нарцисс» стал для Кира и Боди третьим (и последним) совместным проектом.

12. «Скорпион ест Близнецов на завтрак» (A skorpió megeszi az ikreket reggelire) Петера Гардоша, 1991

Драмы и комедии про быт – не самая фестивальная, «лунная» сторона венгерского кино, но без них кинокарта вышла бы смазанной. На фестивале Cifra, например, есть микс ромкома и мюзикла «Гастрономия любви» – не шедевр, но жутко обаятельный. У фильма Петера Гардоша (его последнюю на сегодня работу «Предрассветная лихорадка» мы показывали на фестивале Cifra в 2016-м году) гениальное название; речь, конечно, о знаках Зодиака, и герои здесь – супруги, а не каннибалы.

13. «Адриенн Пал» (Pál Adrienn) Агнеш Кочиш, 2010

Реальная сенсация 2010-го, заставившая запомнить непростое имя Агнеш Кочиш. И не забыть его, несмотря на то, что за все прошедшие с каннской премьеры «Адриенн Пал» годы она так и не закончила свой следующий фильм «Эдем» (вдруг таки увидем в 2019-м?). В течение двух с лишним часов экранного времени толстая медсестра Пирошка из отделения для умирающих стариков ищет подругу детства, Адриенн Пал. Поиски будто сгинувшей к черту Адриенн, ставшие для Пирошки наваждением, бессмысленны – как бессмысленна и ее работа: старики всё равно умирают, сколько бы усилий для их реанимации не предпринимали венгерские доктора. Ломаная кривая на кардиологическом мониторе неизбежно превращается в прямую линию. Однако Кочиш делает фильм не о тщете всего сущего и экзистенциальной безнадеге, наоборот. Мы все умрем – но пока мы живы; если надо причину, то это причина. Слово «катарсис» звучит слишком пафосно для этого нарочито приземленного и мало похожего на античную трагедию фильма. Однако именно о таком очищении через страдание и говорил Аристотель.

А страстная итальянская песня Bambola на титрах напоминает о двух других (уже не венгерских) шедеврах новейшего времени – «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Лурд», авторы которых тоже выбирают для финала эстрадные хиты: именно в этих «низких» песенках можно расслышать тот метафизический гул, что большие режиссеры находят в повседневности.

Фильм Воспоминание о курорте


Создайте уникальную страницу своего события на «Афише», чтобы получить возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость.

Подборки «Афиши»

Титаны хоррора: кинокритики рассказывают про впечатлившие их фильмы ужасов

Титаны хоррора: кинокритики рассказывают про впечатлившие их фильмы ужасов

27 сентября 2021

«Титан» (Канны-2021) vs «Классическая история ужасов» (Netflix): два лютых телесных хардкора, которые взорвут вам мозг

«Титан» (Канны-2021) vs «Классическая история ужасов» (Netflix): два лютых телесных хардкора, которые взорвут вам мозг

27 сентября 2021

«Кинотавр-2021»: «Купе номер шесть» и «Море волнуется раз» — восхитительные мелодрамы, которые растопят ваше сердце

«Кинотавр-2021»: «Купе номер шесть» и «Море волнуется раз» — восхитительные мелодрамы, которые растопят ваше сердце

26 сентября 2021

«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника

«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника

Плывущий по лезвию: провальные «Воспоминания» от создательницы «Мира Дикого Запада»

В недалеком будущем уровень Мирового океана слегка поднялся из‑за глобального потепления, и прибрежные города превратились в венецианские каналы (самой Венеции наверняка повезло меньше всех). Параллельно, как водится, прошла большая война. В полузатопленном Майами ветеран Ник (Хью Джекман) вместе с пьющей соратницей (Тэнди Ньютон) держит скромный бизнес: с помощью спецтехники они извлекают у людей приятные, как правило, воспоминания, что позволяет тем переживать их снова и снова. И вот однажды на пороге появляется загадочная красавица (Ребекка Фергюсон), решительно сбрасывает платье (клиент должен лежать в аквариуме) и просит помочь ей найти ключи.

«Воспоминания» — режиссерский дебют в большом кино по собственному сценарию Лизы Джой, шоураннера —вместе с мужем Джонатаном Ноланом — сериала «Мир Дикого Запада». Фильм сейчас шумно проваливается : он уже побил исторический рекорд боевика «Ритм-секция» по худшему старту в широком прокате. Но справедливость тут особенно ни при чем: во-первых, на карьере Джой это наверняка никак не скажется, а во-вторых, фильм скорее всего тонет не потому, что он плохой (а он очень плохой), а потому, что даже эта околесица оказывается слишком взрослой для сегодняшнего массового рынка.

Русский трейлер «Воспоминаний»

Как намекает нам с первых секунд закадровый голос Хью Джекмана, бормочущий что‑то про призраков прошлого, формально это футуристический нуар: смурной антигерой, femme fatale с секретами, коррумпированные копы, испорченные богачи, вода — льющаяся, правда, не сверху, как обычно, а снизу. Но нуаровые клише выглядят здесь такими же отглаженными и искусственными, как клише вестерна в упомянутом сериале: это тематический парк нуара , мертвая виртуальная реальность, созданная из воспоминаний (название, во всяком случае, удачное) о десятках других, лучших фильмов: от детективов с Хэмфри Богартом до «Бегущего по лезвию» и «Джонни Мнемоника».

У Джой все настолько последовательно, демонстративно не получилось, что проще вспомнить, что получилось: допустим, окруженные водой высотки смотрятся красиво. Идея, что в результате потепления человечество перейдет на ночной образ жизни, а днем, в жару, будет отсыпаться — богатая (увы, как многое здесь, толком не развитая). Интересное использование фортепиано в драке. Артист Дэниел У, играющий наркобарона, поярче остальных, но его мало, и манера этого героя вставлять в каждую фразу пару китайских слов — видимо, для национального колорита — выглядит на редкость глупо.


© NBCUniversal

Вообще, диалоги чудовищные, просто слезы. «Это было не взаправду. Она была идеей, завернутой в облегающее платье. Фантазией, в которую ты хотел вложить все, что от тебя осталось». — «По-твоему, я гоняюсь за фантазией? Что ж, я, по крайней мере, не спасаюсь вечно бегством…» Еще надо учитывать, что все это без тени улыбки произносит Хью Джекман, выглядящий как обычно — то есть не как разбитый ветеран, лавирующий по городскому дну, а как обложка журнала «Men’s Health» или в крайнем случае «Охота и рыбалка» (впрочем, и из Тэнди Ньютон — такая же алкозависимая, как из него Богарт).

Глянцевая многозначительность, которой пропитаны «Воспоминания», — не подходящий тон ни для анемичного триллера с самым невыразительным злодеем десятилетия , ни тем более для фантастической мелодрамы, в которую фильм сворачивает при первой возможности: Фергюсон хорошая актриса и красивая женщина, но поверить в то, что герой мгновенно теряет голову от этой Джессики Рэббит, можно только уколовшись (нанюхавшись? накурившись?) наркотиком бака, о котором тут часто говорят, но никогда не употребляют. Оно и понятно: в жилах фильма не кровь — вода.

Читайте также: