В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий врачи

Обновлено: 06.07.2024

Задание 1. Раскройте скобки, выберите правильный ва- риант.
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 3. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 4. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 5. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы,
6. На встрече были подписаны важные (договоры, договора).

Викторина по профориентации "В мире профессий"

Цель: закрепление знаний у воспитанников о профессиях.

Показать значение знаний в жизни человека и соблюдение правил техники безопасности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Мультфильм «Все профессии нужны»

Воспитатель: Сегодня мы собрались, чтобы провести викторину «В мире профессий». Пройдёт некоторое время, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнётся с перекрёстка, выбора профессии. К сожалению он у вас невелик. Сегодня мы поговорим с вами о тех профессиях, которым вам придётся обучаться. У вас уже есть сведения, вы многое знаете и сегодня продемонстрируете свои знания.

-А что значит слово «профессия»? Ребята, как вы думаете, почему появились разные профессии?

Презентация «Мир профессий»

1 тур «Загадки»

Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла? Стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

Кто на съемках кинофильма вместо актера прыгает из окна третьего этажа дома ? Каскадер

Где работает крупье? В Казино, выдает участникам их выигрыш и забирает проигранные ставки

Где работает брокер? На бирже, посредник между продавцом и покупателем, страхователем и страховщиком

У кого из этих сказочных персонажей Астрид Линдгрен отец был капитаном дальнего плавания? У Пеппи -Длинный чулок

Представители какой профессии в средние века успешно заменяли врачей? Цирюльники – парикмахер и банщик, владеющий приёмами хирургии

С представителями какой уважительной профессии сравнивают грязнулю? трубочист

Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией? Анестезиолог

За чем мужчина обращается к флористу? За букетом

Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм? Космонавт

Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»? Учитель- Сокращение от словосочетания «школьный работник»

Как называется специалист по монтажу в кинематографии? Монтажер

Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа? Культорг Культурология – гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры

Как называется артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток? Кукловод

Как называют семью тружеников, передающую из поколения в поколение профессию, мастерство и трудовые традиции? Династия

Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее? Экскурсовод

Что делает визажист? Макияж

Что держит в руках ведущий аукциона? Молото к

Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу? Нотариус

Кто осуществляет в суде защиту подсудимого? Адвокат

Кто такой статист? Специалист по статистике

Кто из перечисленных лиц не является юристом? Полузащитник

Кто из перечисленных лиц работает в аптеке? Провизор – хранение и продажа лекарственных препаратов

Какое из предложенных слов означает профессию человека? Проректор

Кто из перечисленных лиц является художником? Акварелист – художник, пишущий акварелью – прозрачными, обычно клеевыми красками, разводимыми на воде; от латинского слова «аква» – «вода»

Кому для работы нужен этюдник? Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом для размещения этюда

Какая профессия дала название верхней одежде? Водолазка – тонкий обтягивающий свитер с высоким воротом

Кем начинала свой трудовой путь Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт? Ткачихой

Как называют руководителя хора или дирижера хора? Хормейстер

Как звучит одно из традиционных международных названий спортивного судьи? Рефери

Представителям какой профессии посвящен телефильм «Убойная сила»? Милиционерам

Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья? Кузнецом

Презентация В мире профессий

- В мире существует множество профессий. Вам предлагается используя синонимы (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение), представителей указанных профессий. Например: шофер – водитель.

портной, портниха - ..Швея

адвокат - . Защитник, Юрист

Воспитатель: Что знаете о профессии «Детектив»?
Детективы - люди, занимающиеся расследованием преступлений (в полиции или частным образом), сыщики.
Детектив – это человек, который может по одной маленькой зацепке восстановить облик преступника, картину событий.
В обязанности детектива входит сбор улик и предоставление их судебным органам.
Задание: Каждая команда должна провести расследование и установить, какой профессии разыскивается человек. Внимание, разыскивается..

(2) Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий.

(1) Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность ПОВАР-КАНДИТЕР

Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей.

(1) Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния. ЭКСКУРСОВОД

(2) Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах.

(1) Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов ОФИЦИАНТ

(2) Человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед)

(1) Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня.
Следит за безопасностью жизни ребёнка. ВОСПИТАТЕЛЬ

3 ТУР «Он-она»

Она - балерина, он - балерун.

(Нет, танцовщик. А слово «балерун» носит ироничный, шутливый характер.)

Она - стюардесса, он - стюардесс.

Она - проводница, он - проводник.

Он - доктор, она - доктрина.

(Нет, она тоже доктор. А доктрина - это совокупность официально принятых взглядов на какую-либо проблему и характер средств ее решения.)

Он - пилот, она - пилотка.

(Нет, она тоже пилот.)

Он - водолаз, она - водолазка.

(Нет, она тоже водолаз. А водолазка - это тонкий обтягивающий свитер с высоким воротом.)

Он - матрос, она - матроска.

(Нет, она тоже матрос. А матроска - это матросская блуза с большим прямым отложным воротником.)

Он - поэт, она - поэтика.

(Нет, она - поэтесса. А поэтика - это раздел науки о литературе, изучающий поэтическое творчество.)

Она - конькобежка, он - конькобегун.

Она - швея, он - швец.

(Да, но «швец» - устаревшее слово, сейчас его называют портным.)

Он - машинист, она - машинистка.

(Да, если имеется ввиду специалист, печатающий на машинке. Нет, если имеется ввиду специалист по вождению поездов или механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством; в этом случае она тоже машинист.)

Он - строитель, она - стройка.

(Нет, она тоже строитель.)

Он - маляр, она - малярия.

(Нет, она - малярша, но это разговорный вариант.)

Он - электрик, она - электричка.

(Нет, она тоже электрик. А электричка - это вид транспорта)

Он - штукатур, она - штукатурка.

(Нет, она тоже штукатур, А штукатурка - это строительная смесь)

4 «Угадай профессию»

Воспитатель: Нужно угадать название профессии по словам, которые имеют к ней отношение:

Контрольная работа: Русский язык

1. Из слов, данных для справок, выбрать те, которые имеют приведенные ниже значения.

2. Найти русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов.

3. Выбрать нужное слово из данных в скобках.

4. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Исправьте предложения

6. Выбрать один из заключенных в скобки вариантов, мотивировать свой выбор.

7. Раскрыть скобки, выбрать подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивировать свой выбор.

8. Употребить слова, данные в скобках, в нужной форме.

13. Раскрыть скобки. Числа написать словами.

14. Найти ошибки, связанные с употреблением форм степеней сравнения имен прилагательных.

1. Из слов, данных для справок, выбрать те, которые имеют приведенные ниже значения

1. Старинное студенческое название университета. Альма-матер

2. Право пользования чем-либо на определенный срок, а также документ, удостоверяющий это право. Абонемент

3. Фактически, на деле. Де-факто

4. Тождественный, одинаковый. Идентичный

5. Самое главное, важное, наиболее существенное. Квинтэссенция

6. Въезд граждан одного государства в другое государство на постоянное или временное (на длительный срок) жительство. Иммиграция

7. Обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию. Апелляция

8. Сходный, соответственный. Аналогичный

9. Непримиримое противоречие. Антагонизм

10. Расчленять, различать, выделять составляющие элементы при рассмотрении изучении чего-либо. Дифференцировать

2. Найти русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов

Афера – предприятие, сделка,

Верификация – проверка истинности,

Дебитор – заемщик, плательщик,

Имидж – честь, парадный портрет,

Остракизм – изгнание, ссылка, отвержение,

Паблисити – гласность, публичность, известность,

Ресурсы – средства, источники чего-либо,

Рейтинг – степень популярности,

Стагнация – отсутствие развития, застой,

3. Выбрать нужное слово из данных в скобках

1. В нашем клубе часто бывают драматические постановки.

2. Он привык работать без надрыва, методично, четко выполняя все методические рекомендации.

3. Мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не были оговорены в соглашении.

4. Андрей – человек удачливый, а сегодняшний день был для него особенно удачный.

5. Слово представляться господину Иванову.

6. Участники этого процесса, движимые лучшими побуждениями, внесли огромное количество предложений, что затруднило выработку рабочей программы.

7. Он дал нам настолько дипломатичный ответ, что мы даже не рассердились на него.

8. Прошу предоставить мне очередной отпуск с 3-го по 27-ое число сего месяца.

9. Критический анализ этого исследования был не очень критичным.

10. Я собираюсь представить свою работу на конкурс.

4. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Исправьте предложения

1. Особое внимание должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.

2. Имя профессора Склифосовского сыграло огромную роль в истории старейшей московской больницы.

3. Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периодизации развития страны, имеющим лишь на первый взгляд не столь важное значение.

4. Подсознание играет большую роль в жизни человека.

5. Кустарная промышленность в экономике страны имела особое значение.

6. Трагические события, происшедшие в маленькой деревушке, имели резонанс по всей стране.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.).

смешение публицистического и разговорного стилей

Автору пришлось проанализировать 33 нормативных документа по приватизации, включая Законы и указы.

2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

смешение публицистического и разговорного стилей

Экономическая политика в настоящее время должна все больше ориентироваться на такие цели.

3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования.

смешение публицистического и разговорного стилей

Решение этих систем возможно только с помощью создания новых систем хозяйствования.

4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев.

смешение публицистического и разговорного стилей

Банковские платежи начали задерживаться до трех месяцев.

5. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России».

смешение публицистического и разговорного стилей

На днях в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России».

6. По наблюдению автора данной работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна.

смешение научно-публицистического и разговорного стилей

Как было замечено автором данной работы, необходимость такого анализа актуальна и в настоящее время.

7. Многого сейчас в бюджет не выжмешь.

смешение публицистического и разговорного стилей

В настоящее время в бюджет пополняется недостаточно.

8. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.

смешение публицистического и разговорного стилей

Таким образом, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.

9. Подвижки могут появиться уже к следующему году.

смешение публицистического и разговорного стилей

Прогресс будет заметен уже к следующему году.

6. Выбрать один из заключенных в скобки вариантов, мотивировать свой выбор

1. В книге «Здравствуй, Валентина!» помещено около 100 фотографий, рассказывающих о визите первой женщины космонавта Валентины Николаевой-Терешковой в Чехословакию.

2. Чемпионом мира по шахматам среди женщин стала совсем еще юная студентка.

3. Кассир секции обуви несвоевременно подсчитывала дневную выручку.

4. В ближайшие дни состоится защита диссертации аспирантки Л.И. Никитиной.

5. Секретарь директора завода сообщила о приезде комиссии.

6. Это кабинет врача А.П. Петровой.

7. Зачислить Т.И. Иванову на должность лаборанта.

8. В ближайшие дни состоится защита диссертации аспирантки Л.И. Никитиной.

9. С ответным словом выступила руководитель делегации.

Во многих случаях предложения относятся к официально-деловому или публицистическому стилям, поэтому просторечия в них не допускаются.

7. Раскрыть скобки, выбрать подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивировать свой выбор

1. Необходимо устранить все тормоза, мешающие экономическому развитию предприятия.

2. Хозяйка достала из печи душистые хлеба.

3. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы.

4. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузовы их были до краев наполнены мешками и ящиками.

5. На постоянную работу требуются квалифицированные токари и слесари - инструментальщики.

6. На встрече были подписаны важные договоры.

7. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондукторы, железнодорожных поездов.

8. Важнейшие отделы и секторы института были реорганизованы.

9. У милицейского поста поверяли пропуски.

Просторечия не допускаются.

8. Употребить слова, данные в скобках, в нужной форме

1. На комбинате построено отделение объемной закалки рельсов.

2. К первому мая было вспахано 10000 гектар земли.

3. С овощной базы в магазин привезли четыре тонны помидоров.

4. Из зрелых баклажанов можно приготовить вкусную и питательную икру.

5. Посылка весила более 10 килограммов.

6. «Взвесьте мне, пожалуйста, 5 килограммов апельсинов и 6 килограммов мандаринов», - обратилась Аня к продавцу.

1. Обеим нашим спортсменкам достались трудные соперницы.

2. Четверо аспиранток направляются в распоряжение института.

3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать двух яслей.

4. На обоих берегах реки раскинулись поля.

5. Двое котят играли на полу.

6. Расстояние до цели измеряется примерно восьмьюстами метрами.

7. Прибыль поднялась до шести миллионов пятисот тысяч рублей в год.

8. Более полутысячи часов налетал уже штурман Рыбаев.

9. На личном счету заслуженного летчика более миллиона шестисот восьмидесяти тысяч километров и более трех тысяч двухсот семидесяти часов, проведенных в воздухе.

1 0 Раскрыть скобки. Числа написать словами

1. К пятнадцатому мая в хозяйстве вспахано более тысячи семисот пятидесяти гектар.

2. За год надой составил две тысячи четыреста пятьдесят пять литров молока на каждую корову.

3. Лейтенант ушел в разведку с восьмью автоматчиками.

4. Деревня находится в ста шестидесяти трех километрах от города.

5. Предложение принято трехстами семидесятью пятью голосами против сорока четырех голосов.

6. От девятисот шестидесяти четырех отнять восемьдесят девять.

7. Десять сложить с семьюстами девяносто восемью.

8. К трехстам четыреста пяти прибавить сто пятьдесят семь.

9. База находится в полутора километрах от магазина.

11. Найти ошибки, связанные с употреблением форм степеней сравнения имен прилагательных

1. Подготовленная к выпуску модель показала себя намного более экономичнее, чем все предыдущие.

Подготовленная к выпуску модель показала себя намного экономичнее, чем все предыдущие.

2. Новый аппарат работает более лучше, чем прежний.

Новый аппарат работает лучше, чем прежний.

3. Самыми крупнейшими речными дорогами Сибири становятся Обь и Енисей.

Крупнейшими речными дорогами Сибири становятся Обь и Енисей.

4. Все более шире проникают в быт синтетические материалы.

Все шире проникают в быт синтетические материалы.

5. Наш проект был признан самым наилучшим.

Наш проект был признан наилучшим.

Везде ошибка в двойном употреблении степеней сравнения (сравнительной и превосходной одновременно или двух сравнительных одновременно)

1. Благодаря своевременному вмешательству специалистов проблема была решена.

2. Предоставить Н.А. Сергеевой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личному заявлению.

3. После прохождения срока службы он вернулся из Западной Белоруссии в родной город.

4. Выделены участки для сооружения новых цехов.

5. Вопреки указанию работы по ремонту станков не были завершены к первому октября.

Список литературы

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: ВШ: ИНФРА, 2006.

3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2008.

Контрольная работа: Стилистика русского языка

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно. Зато тысячи парней и девушек вечера, и даже ночи напролет, проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых фишек молодежи - хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы. Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! И еще.… В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа: «А какая идея тебе близка?»

1. Стиль текста – публицистический.

2. Сфера применения – средства массовой информации.

4. Цель – информационное воздействие.

а) общеупотребительные слова: не модно, тысячи парней и девушек, вечера, ночи, с компьютером, на экране, видят, хотят, и т.д;

б) разговорные слова: водки, нынче, напролет, в обнимку;

в) жаргонизмы: фишка «что-либо особенное, характерное для чего-кого-нибудь», кайф «удовольствие, наслаждение, приятные эмоции», хакерство «получение доступа к секретной информации», скачивать «копировать что-либо», курсовик «курсовая работа»;

г) изобразительно-выразительные средства: эпитеты родного института, любимых фишек; метафора забраться в Интернет; перифраза компьютерные грёзы; олицетворение проводят в обнимку с компьютером.

а) совмещение морфологических черт данного стиля с чертами других стилей диктуется тематикой текста;

б) употребление глаголов 3 л. ед. ч. настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: проводят в обнимку, видят, хотят, навязывает, не задает.

а) предложения необъемные, несложной структуры; синтез книжных и разговорных конструкций (разговорные конструкции: Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! И еще…);

б) по цели высказывания – повествовательные (Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно) и восклицательные (Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа!);

в) используетсяинверсия (обратный порядок слов): Зато тысячи парней и девушек вечера, и даже ночи напролет, проводят в обнимку с компьютером.

г) в функции сказуемого используются перифрастические (описательные) обороты: вечера… и ночи…проводят; не задает вопросов;

д) используются однородные члены предложения (дополнения): в образе телевизора, молочного магазина или родного института;

е) предложения с прямой речью: В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа: «А какая идея тебе близка?»

Б. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех, состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

1. Стиль текста – научный.

2. Сфера применения – экономика.

3. Жанр – дискуссионная статья.

4. Цель – информационная, активизация логического мышления.

а) общеупотребительные слова: дополнительное предположение, предпосылки, предмет анализа, устойчивое, оптимальное и т.д.;

б) термины: полезность, прибыль, экономический субъект, максимизируется, неоклассическая экономическая теория, предмет, анализ, состояние, обмен, производство, снижение благосостояния, потребитель, управляющий максимизации, функция полезности (данные лексические единицы являются абстрактными);

в) научная фразеология: экономического субъекта, в неоклассическую экономическую теорию, предметом анализа, к снижению благосостояния, функция полезности.

6. Морфология данного отрывка:

а) преобладание имен существительных над глаголами (при выборе форм сказуемых: вместо глагола используется именные конструкции): необходимо, предметом анализа было, невозможно, неизвестна;

б) употребление существительных среднего рода, обозначающих абстрактные понятия: предположение, состояние, производство, снижение, благосостояние;

в) употребление существительных с суффиксами -ени, -ани, -ость: предположение, полезность, состояние, производство, снижению, благосостояние, поведение;

г) использование цепи родительных падежей: снижение благосостояния кого-либо из участников, поведение потребителя или управляющего максимизации полезности;

д) не употребляются формы глаголов 2-го лица ед. и мн. числа как не свойственные научной речи; глагол используется в форме наст. времени несов. вида со значением постоянного (вневременного) действия: максимизируется, соответствует.

а) тенденция к сложным синтаксическим построениям, используется сложноподчиненное предложение с придаточным причины: Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна;

б) причастные обороты: предположение…, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию;

в) порядок слов в предложении прямой;

г) по цели высказывания предложения повествовательные.

В. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы: 1) транспортный документ (а в соответствующих случаях и коммерческий акт), составленный органами транспорта; 2) рекламационный акт, составленный с участием представителя Стороны, получающей товар (либо официальной контрольной организации или другой компетентной, незаинтересованной, организации - Стороны, получающей товар).

1. Стиль текста - официально-деловой.

2. Сфера применения – административно-правовая деятельность.

3. Жанр – договор.

4. Цель – информационная, констатирующая, предписывающая.

а) общеупотребительные слова: предъявление претензий, количество и качество товара, заявлению; Стороны, получающей товар и т. д.;

б) термины: Сторона, органы, организация; заявление, транспортный документ, коммерческий акт, рекламационный акт;

в) канцеляризмы: поставляющая Сторона, прилагает к заявлению, представителя Стороны;

г) речевые клише: по количеству и качеству поставленного товара; прилагает… следующие… документы в обязательном порядке;

д) фразеологические словосочетания: транспортный документ, коммерческий акт, рекламационный акт.

6. Морфология данного отрывка:

а) отглагольные существительные: предъявление, заявление, участие;

б) существительные с общим значением лица: Сторона, органы транспорта, представителя Стороны;

в) нанизывание существительных в родительном падеже: при предъявлении претензий, с участием представителя Стороны, участие организации, а также: количество и качество товара, органами транспорта;

г) глаголы настоящего времени, имеющие предписывающий характер со значением обязательности исполнения: прилагает.

а) использование сложных синтаксических построений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим. В данном случае текст представляет собой одно предложение, отличающееся повествовательным характером изложения.

б) прямой порядок слов, то есть:

- подлежащее находится перед сказуемым: поставляющая Сторона … прилагает;

- согласованные определения – перед определяемыми словами: поставленного товара, следующие обосновывающие ее документы, транспортный документ, коммерческий акт, рекламационный акт, официальной контрольной организации; другой компетентной, незаинтересованной, организации;

- обстоятельство – перед глаголом-сказуемым: в обязательном порядке прилагает;

- прямое дополнение – после слова, к которому оно относится: прилагает документы.

в) предложение осложнено:

- причастными оборотами: поставленного (товара), поставляющая (Сторона), обосновывающие ее (документы), составленный органами транспорта, составленный с участием представителя Стороны, получающей товар;

- однородными членами предложения: по количеству и качеству; транспортный документ … рекламационный акт; (официальной контрольной) организации или (другой компетентной, незаинтересованной), организации;

- вставными конструкциями: … а в соответствующих случаях и коммерческий акт …, … либо официальной контрольной организации или другой компетентной, незаинтересованной, организации - Стороны, получающей товар….

Расставьте ударение в следующих словах.

Добыча, мизерный, путепровод, тирания, эксперт.

Исправьте ошибки в употреблении существительных, прила­гательных, числительных.

1. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях (в обеих песнях) припев почти одинаковый.

2. В личном зачете на первом месте идет спорт­смен с результатом 345,5 баллов (345,5 балла).

3. Нет ничего более худшего (хуже), чем непрофессионализм.

4. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учители, бухгалтера, инжене­ра (учителя, бухгалтеры, инженеры), кондуктора.

5. С ответным словом выступила руководительница (выступил руководитель) делегации.

6. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших (из самых важных) отраслей народного хозяйства.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным управлением слов.

1. Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. (Для решения задачи подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций.)

2. Успокойтесь, выпейте воду. (Успокойтесь, выпейте воды.)

3. Потом обнаружилось, что она не читает романов, не любит стихов. (Потом обнаружилось, что она не читает романы, не любит стихов.)

4. Посевы производились согласно указаний агронома. (Посевы производились согласно указаниям агронома.)

5. Их не тяготит старое, все в жизни они хотят добиться своими руками. (Их не тяготит старое, все в жизни они хотят добиваться своими руками.)

Согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Пять величественных крепостей (охранять) охраняют Гаванскую бухту.

2. Конструктор Иванова (внести) внесла рационализаторское предложение.

3. На столе (стоять) стоят и салат из помидоров, и стакан воды, и даже тарелка винограда.

5. В 2002 году на наших курсах (пройти) прошли переподготовку 241 человек.

Замените иноязычные слова эквивалентными русскими.

1. Модем (передатчик связи) обеспечивает физическую связь клиента с провайдером (поставщиком связи).

2. Реклама (информация о товарах, работах, услугах): «Алтеко» нужен дистрибьютор (продавец товаров, работ, услуг) (заинтересованных просим обращаться на английском языке.)

3. Исходя из анализа (разбора) общественного мнения и вероятных моделей (образов) поведения различных групп электората (изобретателя), можно делать некоторые выводы, позволяющие руководствоваться определенными принципами (основами) в предвыборном поведении возможным кандидатам (человек, выбираемый для избирания).

4. Можно было бы привести армады (большое количество) цифр, характеризующих экономику (ведение хозяйство) страны.

5. Вместе с руководителем пресс-службы (службы печати) И. Игнатовым мы придумали имидж (стиль, продуманный образ) комнаты для брифингов (встречи официальных лиц со СМИ), появились стойка, эмблема (символ), создан свой телерадиокомплекс (система передатчиков связи).

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера (В заводском клубе проводят вечера отдыха.)

2. Главная сила Сибири – в ее обильной минерально-сырьевой базе. (Главная сила Сибири – в ее большой минерально-сырьевой базе.)

3. Надо смело ставить свои требования (Надо смело выдвигать свои требования.)

4. Эти функции поручаются отделам рекламы. (Эти функции выполняются отделами рекламы.)

5. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. (В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании своих детей.)

Список литературы

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

3. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. , 2001.

Контрольная по русск.яз

3) АвгустОвский, агЕнт, баловАть, библиотЕка, блАга, бомбардировАть, вАловой, высокО, договорЕнность, закУпорить, зАговор, заискрИть, заклИнить, икОнопись, инструмЕнт, Искра, квартАл, киломЕтр, кремЕнь, кУхонный, мышлЕние, обеспЕчение, партЕр, портфЕль, приобретЕние, тамОжня, твОрог, усугубИть, цемЕнт, ходАтайство, щавЕль, якшАться.

4) Ле´дник(погреб) – ледни´к(скопление масс льда),

па´рить(подвергаться действию пара) – пари´ть(лететь),

на ‘голо (не оставить ничего) – наголо´(вынув из ножен),

а´тлас(сборник географических карт) – атла´с(ткань),

бро´ня(закрепление) – броня´(защитная обшивка)

ви´дение(способность видеть) – виде´ние (привидение, что-либо, возникшее в воображении),

у´гольный(добыча, хранение угля) – уго´льный(содержащий углы),

про ‘клятый(тот,кого прокляли) – проклятой(ненавистный),

о´рган(часть организма) – орга´н(музыкальный инструмент),

хо´ры(балкон) – хоры´(певческий коллектив);

занято´й(не имеющий свободного времени) – за´нятый(не имеющий свободного места);

развито´й(достигший значительного развития) – ра´звитый(получивший развитие) – разви´тый(раскрученный);

обходно´й(огибающий) – обхо´дный(побывавший во многих местах);

переходно´й(служащий для перехода) – перехо´дный(характерный при переходе от одного состояния к другому);

переносно´й(приспособленный для переноса) – перено´сный(не буквальный);

призывно´й(относящийся к призыву на военную службу) – призы´вный(зовущий);

Тема 2. Грамматические нормы.

1) Длинная авеню

2) Корпус (здания, войскового соединения),корпусА – корпус (туловища), кОрпусы;

Образ (иконы), образА – образ (художественно-литературные), Образы;

Орден (знаки отличия), орденА – орден

(рыцарские и монашеские общества) Ордены,

Повод (поводья), поводы – повод (побуждения),поводы.

3) 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы.

2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской.

4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру.

5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны.

6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона.

7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры.

8. Многочисленные прожекторы ярко освещали площади и улицы города.

9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов.

11. Важнейшие сектора института были реорганизованы.

12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.

4) Апельсин - апельсины, апельсина

Бухгалтер - бухгалтеры, бухгалтеров

Гектар - гектары, гектаров

Год - годы, годов

Гусар - гусары, гусаров

Доктор - доктора, докторов

Катер - катера, катеров

Килограмм – килограмм, килограммов

Отпуск - отпуска, отпусков

Полотенце - полотенца, полотенец

Рельс - рельсы, рельсов

Томат - томаты, томатов

Торт - торты, тортов

Англичанин- англичане, англичан

Баклажан- баклажаны, баклажанов(баклажан)

Бурят - буряты, бурят,(бурятов)

Вафля - вафли, вафель

Кочерга - кочерги, кочерег

Носок - носки, носков

Чулок - чулки, чулок

Сапог - сапоги, сапогов

Свеча - свечи, свечей

Туфель - туфли, тУфель

Цапля - цапли, цАпель

Ясли- ясли, Яслей.

5) Хирург сделал операцию - в строгой деловой речи; в научной речи

Хирург сделала операцию - в устной беседе с друзьями.

6) Большой - больше, более большой

Бойкий - бойчее, более бойкий

Звонкий - звонче, более звонкий

Злющий - злее, более злой

Ловкий - ловчее, более ловкий

Полосатый- более полосатый

Смелый - смелее, более смелый

7) Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать, поддержки, искать дорогу, искать, спасения, искать славу.

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победе. 2. Им руководила жажда деятельности. 3. Следует уделять большое внимание орфографии. 4. Первоклассники уже различают звук и букву. 5. Мать тревожилась за ребенка. 6. В отзыве о книге кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна играть важную роль в политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовало много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией на него. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда он знает и любит их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим закон до конца.

Здесь нарушены морфологические нормы, требующие правильного образования грамматических форм слов разных частей речи и синтаксические нормы, предписывающие правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений

1. Крыша была покрыта толью.

2. Портниха пришила к рукаву манжету.

3. Из вазы торчал свежий георгин.

4. На пальце выросла толстая мозоль.

5. Плотник починил вольер .

6. От сильного мороза рельс лопнул.

7. Ветер хлопал (ставнем – ставней).

1. Оба абитуриента Петрова успешно сдали вступительные экзамены в университет.

2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волк.

3. Супруги Сазерленд побывали в гостях у российского писателя Николаева.

5. В трудах японского учёного Никамура.

6. У кубинского шахматиста Капабланка был неповторимый стиль игры.

7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в Австралию.

8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой Трэверс.

9. У сибирского краеведа Белых есть интересные документы об истории родного края.

10. С директором металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.

1. Это наиболее простой способ решения проблемы.

2. Этот пример является лучшим.

3. Это открытие является величайшим.

4. Худшего варианта развития событий нельзя и представить.

1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей.

2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот.

3. В семье было трое сыновей, все трое – прекрасные охотники.

4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать.

Читайте также: