Требования к базам отдыха по санитарным нормам

Обновлено: 07.07.2024

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18

- Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2022 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке , установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

ГОСТ Р 52887-2007 Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления

ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513-2003) Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения

ГОСТ Р 54599-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха

ГОСТ Р 54603-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.4.3155-13

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

В настоящих Санитарно-эпидемиологических правилх и нормативах учтены:

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования (далее - детские оздоровительные лагеря).

Санитарные правила направлены на обеспечение отдыха*, оздоровления и укрепление здоровья детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в период пребывания их в детских оздоровительных лагерях.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "Санитарные правила направлены на обеспечение отдыха". - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды детских оздоровительных лагерей, в том числе на организации, деятельность которых связана с организацией детского отдыха и оздоровления детей на базе санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха и других.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, организацией и эксплуатацией детских оздоровительных лагерей.

Ранее построенные здания детских оздоровительных лагерей, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты детских оздоровительных лагерей, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

1.4. При организации детских оздоровительных лагерей санаторного типа (или санаторных смен) необходимо руководствоваться настоящими санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, предъявляющими санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев.

1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.6. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона, поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок.

1.7. Деятельность детских оздоровительных лагерей осуществляется при условии соответствия их требованиям настоящих санитарных правил, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2017 года Изменениями от 22 марта 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

1.8. Работники детских оздоровительных лагерей проходят медицинские осмотры в установленном порядке и должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник детского оздоровительного лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

Работники детского оздоровительного лагеря проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в год.

1.9. Детский оздоровительный лагерь в день заезда детей комплектуется поотрядно.

1.10. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках.

Прием в детский оздоровительный лагерь детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.

1.11. Продолжительность смен в детском оздоровительном лагере составляет:

- санаторной смены - не менее 24 дней, для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур;

- оздоровительной смены - не менее 21 дня, для организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур.

Возможна организация коротких смен (20 и менее дней) для организации отдыха и досуга детей.

Продолжительность смен в осенние, зимние и весенние каникулы рекомендуется на срок не менее 7 дней.

При организации отдыха и оздоровления детей на базе других стационарных загородных организаций не допускается совместное проживание, питание, пребывание в общих местах пользования детей и взрослых.

1.12. Обо всех случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем энерго- и водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель детского оздоровительного лагеря обязан в течение первых двух часов информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования к земельному участку при размещении детского оздоровительного лагеря

2.1. Земельный участок для детского оздоровительного лагеря размещается за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

При проектировании детского оздоровительного лагеря отвод участков под строительство осуществляется с учетом розы ветров и наветренной стороны от источников шума и загрязнений атмосферного воздуха.

2.2. Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука, ионизирующего излучения на участке строительства детского оздоровительного лагеря не должны превышать гигиенические нормативы, установленные для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки; почва должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека веществ в почве.

2.3. Вновь строящиеся детские оздоровительные лагеря рекомендуется размещать в лесных, лесопарковых массивах на обособленных земельных участках.

2.4. Через участок детского оздоровительного лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

На сложных рельефах местности предусматривается отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.

III. Требования к территории детского оздоровительного лагеря

3.1. Территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.

Не допускается на территории высаживать колючие кустарники, а также зеленые насаждения, дающие мелкие семена и ядовитые плоды.

3.2. Территория детского оздоровительного лагеря должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток в местах возможного нахождения детей.

3.3. Территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон, в зависимости от их функционального назначения. На территории выделяются следующие зоны: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения. Для зонирования территории могут использоваться зеленые насаждения.

3.4. В зоне проживания располагаются спальные корпуса, столовую, помещения медицинского назначения, помещения культурно-массового и административно-бытового назначения, а также площадки для отдыха и игровые площадки.

3.5. Зона физкультурно-оздоровительных сооружений включает площадки для занятий физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей.

Покрытие спортивных площадок должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий допускается использовать парки отдыха, зеленые массивы, бассейны, спортивные сооружения.

3.6. На территории зоны хозяйственного и технического назначения размещаются: сооружения водоснабжения, котельная и насосная с водонапорным баком (при наличии), гараж, автостоянка для хозяйственных машин, а также другие хозяйственные и технические постройки.

Для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны устанавливаются раздельные контейнеры, с плотно закрывающимися крышками. Их располагают на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок, сооружений водоснабжения должно быть не менее 25 м. Площадка оборудуется с трех сторон ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.

4 Классификация специализированных средств размещения

4.1 Специализированные средства размещения классифицируют на основные группы:

- санаторно-курортные средства размещения;

- специализированные средства размещения для отдыха, труда и развлечений (досуга);

- туристские специализированные средства размещения;

- транспортные специализированные средства размещения.

4.2 К санаторно-курортным средствам размещения относят санаторные, лечебно-оздоровительные учреждения/организации всех форм собственности, предоставляющие услуги размещения (проживания), питания, услуги по лечению, реабилитации и рекреации, в том числе санатории, пансионаты, грязелечебницы, бальнеологические лечебницы, в составе которых имеются средства размещения или комнаты для проживания и т.п.

4.3 К специализированным средствам размещения для отдыха, труда и развлечений (досуга) относят средства размещения, предоставляющие туристам услуги проживания и, как правило, услуги питания, а также дополнительные услуги по организации развлечений, досуга, труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом, экскурсионные услуги, в том числе усадьбы, дома и базы отдыха, спортивные базы, лагеря труда и отдыха, дома охотника (рыбака) и т.п.

Усадьбы могут быть расположены на территории культурно-исторических объектов.

4.4 К туристским специализированным средствам размещения относят средства размещения, оказывающие услуги проживания, туристские и экскурсионные услуги: туристские базы, туристские приюты, горные приюты, стоянки, кемпинги.

4.5 К транспортным специализированным средствам размещения относят:

- средства размещения с помещениями для ночевки в общественном пассажирском транспорте (в железнодорожных поездах и вагонах, теплоходах, круизных речных и морских судах, яхтах, катерах и т.п.): ротели, флотели, круизные суда и т.д.;

- наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега туристов (морские и речные суда, катера и яхты, теплоходы, железнодорожный транспорт и т.п.): акватели, ботели, плавучие гостиницы и др.

4.5.1 Особенностью этой группы средств размещения является их мобильность. Транспортные специализированные средства размещения включают в себя плавучие гостиницы/отели, прогулочные корабли, флотели, акватели/ботели, ротели, железнодорожные поезда и вагоны.

Требования к базам отдыха по санитарным нормам

ГОСТ Р 55319-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги средств размещения

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СРЕДСТВАМ РАЗМЕЩЕНИЯ

Services of accommodation. General requirements for specialized means of accommodation

Дата введения 2014-01-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Требования к базам отдыха по санитарным нормам

от 27 декабря 2013 года N 73

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21; 2007, N 1 (ч.1), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; 25.07.2011, N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; 12.12.2011, N 50, ст.7359; 11.06.2012, N 24, ст.3069; 25.06.2012, N 26, ст.3446; 2013, N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (приложение).

Врио Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
А.Попова

в Министерстве юстиции

18 апреля 2014 года,

регистрационный N 32024

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53423, ГОСТ Р 53522, ГОСТ Р 54599, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 специализированные средства размещения: Объекты туристской индустрии, оказывающие услуги размещения (проживания) и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и/или направлением деятельности, в том числе: туристские, оздоровительные, спортивные, физкультурно-оздоровительные и другие.

3.2 дом охотника: Специализированное средство размещения круглогодичного или сезонного использования, расположенное в лесной зоне или вблизи водоемов и предоставляющее услуги туристам - любителям охоты.

3.3 дом рыбака: Специализированное средство размещения круглогодичного или сезонного использования, расположенное вблизи водоемов и предоставляющее услуги туристам - любителям рыбной ловли.

3.4 дом отдыха: Специализированное средство размещения, расположенное в рекреационной зоне, предоставляющее услуги размещения, питания, по организации досуга и развлечений.

3.5 спортивная база: Специализированное средство размещения, предоставляющее услуги размещения и питания, соответствующие условия и оборудование для занятий спортом, развлечений и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3.6 лагерь труда и отдыха: Специализированное сезонное средство размещения с регламентированным режимом труда и отдыха, предназначенное для детей школьного возраста или студентов, предоставляющее услуги размещения, питания, культурного досуга, активного отдыха на основе использования природных объектов и условий.

3.7 туристский приют, стоянка: Специализированное средство размещения круглогодичного или сезонного действия, предназначенное для размещения следующих по маршрутам организованных групп туристов в палатках или стационарных зданиях с оборудованием мест для ночлега.

3.8 плавучий отель/гостиница: Специализированное плавсредство, оборудованное как средство размещения, для проживания и отдыха туристов у берега моря, реки или озера.

Примечание - Плавучий отель/гостиница как правило располагается на причале в живописном месте, недалеко от туристских достопримечательностей, при необходимости может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке или другому причалу.

3.9 акватель/ботель: Стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство, переоборудованный и используемый в качестве средства размещения туристов.

Примечание - Небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное судно.

3.10 флотель/круизное судно: Крупная плавающая гостиница (отель) на воде, специально оборудованное судно, предоставляющее услуги по размещению (проживанию) и питанию туристов и услуги для активного отдыха, включая: бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, киноконцертные залы, конференц-услуги, разнообразное информационное обеспечение и др.

3.11 ротель: Передвижное специализированное средство размещения, представляющее собой вагон с одно- или двухместными номерами, в которых расположены спальные места или кресла, а также предусмотрены отсеки для приема пищи, переодевания, кухня/кухонный уголок, холодильник, общий санузел.

3.12 питчи: Обозначенные места для стоянки автофургонов, автоприцепов, автодомов на территории кемпинга.

3.13 усадьба: Комплекс строений для проживания, а также хозяйственных, парковых и других построек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое.

Нормативные документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации баз отдыха, туристических баз

2. «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания бань» № 982-72 от 19 июня 1972 года, в настоящее время разработан проект новых санитарных правил, которые будут введены во 2 полугодии 2010г

При наличии объектов общественного питания и торговли пищевыми продуктами:

1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

3. СанПиН 4.2-123-4117-86 "Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов".

Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые при открытии и эксплуатации туристических баз и баз отдыха

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в туристических базах и базах отдыха предусматривается система санитарно-эпидемиологических мероприятий, установленных в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Открытие туристических баз и баз отдыха допускается при условиях:

1. обеспечения питьевого водоснабжения надлежащего качества, что подтверждается наличием следующей документации:

  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам проекта гидрологического обоснования зон санитарной охраны водоисточника
  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам источника водоснабжения
  • протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды
  • санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам водоема, используемого в целях рекреации

2. наличие договоров на услуги:

  • договора с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля, программы производственного лабораторного контроля
  • договора на стирку белья
  • договора на вывоз отходов
  • документов, подтверждающих факт проведения на территории баз противоклещевой обработки территории, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий перед началом летнего сезона (договор на проведение этих видов работ, акты выполненных работ, платежные документы)

3. иные документы:

  • санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам проекта ПДВ (при наличии котельных для отопления помещений баз отдыха)
  • медицинские книжки персонала туристических баз и бах отдыха с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров и профилактических прививок

4. наличие локальных очистных сооружений, или подключение к системам централизованной канализации, при их отсутствии акты гидрологических испытаний выгребных емкостей на водонепроницаемость и договора на вывоз стоков

5. укомплектованность предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами исправным технологическим, холодильным оборудованием, разделочным инвентарем, посудой, тарой, наличие условий для соблюдения личной гигиены персонала

6. предусмотреть установку урн, раздевалок, санузлов, на пляжах

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ , 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
Адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 45 Б

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к специализированным средствам размещения, предназначенным для временного проживания туристов, и предоставляемым в них услугам.

Положения настоящего стандарта распространяются на услуги специализированных средств размещения, предоставляемые организациями различных форм собственности, организационно-управленческой структуры и индивидуальными предпринимателями.

Предметом настоящего стандарта являются специализированные средства размещения следующих видов: лагеря труда и отдыха, дома (базы) отдыха, усадьбы, дома охотника (рыбака), туристские приюты и стоянки, кемпинги, общественные средства транспорта, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега.

Основные санитарно-эпидемиологические требования к санаториям и курортам

Основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" является осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей и другие полномочия.

При осуществлении своей деятельности по надзору за санаторно-курортными учреждениями Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется:

1. Законом Российской Федерации №52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

2. Законом Российской Федерации № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

3. Законом Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды";

4. Законом Российской Федерации №33-ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях";

5. Законом Российской Федерации №26-ФЗ от 23.02.1995г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

6.Закон № 2300-1 – ФЗ от 07.02.92 г. Федеральный Закон «О защите прав потребителей».

7. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров";

8. Санитарными правилами и нормативами 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации";

9. Санитарными правилами и нормативами 1234-75 "Санитарные правила устройства и отделений (кабинетов) для отпуска внутренних не питьевых бальнеотерапевтических процедур";

10. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1331-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. Контроль качества";

12. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения";

13. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";

14. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы";

15. Санитарными правилами и нормативами 4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест";

16. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.4./2.1.8.582-96 "Гигиенические требования при работе с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения";

17. Санитарными правилами и нормативами 1204-87 "Санитарные нормы допустимого шума, создаваемого изделиями медицинской техники в помещениях лечебно-профилактических учреждений";

18. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.4./2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";

19. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.4./2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий";

За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности полностью не сформировано.

Принятый в 1995 году Федеральный Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» имел преимущественно охранную направленность и не решал ряда проблем курортного дела. В нем не были раскрыты взаимоотношения государства (как владельца курортных земель, ресурсов и т.д.) и пользователя (санатории и прочие курортные объекты), в нем не отражались вопросы курортного строительства, курортной инфраструктуры, вопросы управления и координации курортной деятельности.

Необходимо определиться со статусом санаторно-курортных учреждений, установить округа санитарной (горно-санитарной) охраны, переработать в соответствии с современными требованиями положения о каждом курорте, учитывая его специфику и перспективы развития, организовать службу наблюдения за природными лечебными ресурсами. Необходимо подготовить проект о мерах пресечения и предотвращения разбазаривания особо охраняемых Законом природных территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Основными санитарно-эпидемиологическими аспектами функционирования санаторно-курортных учреждений являются:

1. Соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании земельного участка, требования к набору, составу и площадям помещений.

2. Обеспечение санитарно – противоэпидемического режима при эксплуатации зданий, оборудования, оказании медицинской помощи.

3. Соблюдение технологических процессов при приготовлении блюд.

4.Ресурсосберегающие проблемы, связанные с охраной подземных минеральных источников вод и грязей.

5. Охрана труда персонала, занятого оказанием санаторно-курортных услуг и проблемы профилактики заболеваний, связанных с производственными факторами.

На контроле Управления Роспотребнадзора по Самарской области состоит 44 санаторно-курортных учреждения, в том числе 44 учреждения круглогодичного действия. Из них санаторно-курортных учреждений для взрослых -39, для детей-5, для совместного пребывания -4, ведомственных -19.

В 2009году нами было проведено всего 17 проверок санаторно-курортных учреждений.

Проверки показали, что земельные участки санаторно-курортных учреждений не имеют границ. На территориях, предназначенных для бальнеологических целей, не проводятся мероприятия по охране зеленых насаждений, очистке территории от мусора.

Здания и помещения в большинстве требуют капитального ремонта. При эксплуатации зданий наблюдаются проблемы, связанные с эксплуатацией систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, соответствием площадей помещений и устанавливаемому оборудованию, особенно в физиотерапевтических кабинетах и отделениях.

В ходе проверок были выявлены следующие основные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: не соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при проведении медицинских процедур так, например, в МУ "Кинель-Черкасский санаторий Колос", санатории "Красная Глинка"; требований к работе пищеблоков (нарушение правил обработки посуды, оборудования, инвентаря, не соблюдение условий хранения продуктов питания, правил личной гигиены работниками, отсутствуют в полном объеме документы, удостоверяющие качество и безопасность пищевых продуктов) в санаториях-профилакториях «Русский бор» ОАНО ВПО «Волжский университет им. Татищева» в г.Тольятти, «Янтарный» ОАО «Социально-культурное предприятие» в г.Самаре, в детском санатории «Лесной голосок» в г.Тольятти, в санатории-профилактории "Дубки" ОАО НК НПЗ; не соблюдение режимов дезинфекции и уборки в жилых корпусах в санатории-профилактории «Янтарный» ОАО «Социально-культурное предприятие» в г.Самаре, несвоевременный вывоз жидких и твердых бытовых отходов с территорий.

Кроме того, выявлялись нарушения санитарного законодательства по организации ведомственного лабораторного контроля за вредными производственными факторами на рабочих местах, качества воды бассейна.

По результатам проверок специалистами Управления Роспотребнадзора по Самарской области составлено 22 протокола об административном правонарушении,

Протоколов о приостановлении эксплуатации не было, дела в суд не передавались.

Наложено штрафов на сумму 19 200руб.

Жалоб, в том числе на неудовлетворительное оказание услуг, в Управление Роспотребнадзора по Самарской области не поступало.

5 Общие требования к специализированным средствам размещения

5.1 Специализированные средства размещения должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти [1], [2], [3], [4], положениям ГОСТ Р 51185 и требованиям настоящего стандарта.

5.2 Санатории, пансионаты, центры отдыха и услуги, предоставляемые в них, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54599.

5.3 Лагеря труда и отдыха, туристские лагеря палаточного типа должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52887 и соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормы [5], [6].

5.4 Транспортные специализированные средства размещения должны соответствовать требованиям, установленным отраслевыми и ведомственными нормами и правилами для общественного пассажирского транспорта.

5.5 Специализированные средства размещения, подтвердившие категорию и имеющие свидетельство о категории, должны соответствовать требованиям, установленным Системой классификации гостиниц и иных средств размещения [4].

5.6 В специализированных средствах размещения, расположенных на территории культурно-исторических объектов и усадеб, необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации для памятников истории и культуры [7].

5.7 В специализированных средствах размещения, расположенных на охраняемых природных территориях (лечебно-оздоровительной местности и курортах, природных парках, заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и пр.), необходимо соблюдать соответствующее законодательство Российской Федерации [8].

5.8 Требования к прилегающей территории

5.8.1 Специализированные средства размещения должны быть расположены на территории, соответствующей назначению, и обеспечивать возможность организации и проведения туристских и досуговых мероприятий и условия для размещения туристов, отдыха, оздоровления, труда, занятий физкультурой и спортом в соответствии с их специализацией (охота, рыбалка, альпинизм, экотуризм и т.д.).

5.8.2 Специализированные средства размещения должны иметь удобные подъездные пути для автомобиля и/или автобуса с необходимыми дорожными знаками и указателями.

На территории специализированных средств размещения должны быть проложены и оборудованы пешеходные дорожки.

5.8.3 Территория, прилегающая к средствам размещения, должна быть благоустроена, освещена в темное время суток, иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно-информационные указатели.

5.8.4 Территорию специализированных средств размещения рекомендуется зонировать с выделением жилой, культурно-бытовой, хозяйственной, спортивной и иных зон.

Помещения для оказания бытовых услуг и санитарно-гигиенические помещения (душевые, туалеты общего пользования, умывальные комнаты) рекомендуется располагать в зоне проживания туристов или вблизи нее.

Примечание - Требования к прилегающей территории по 5.8.2, 5.8.3, 5.8.4 не распространяются на туристские приюты, стоянки, дома охотника (рыбака) и в отдельных случаях на транспортные специализированные средства размещения.

5.8.5 Территория кемпингов должна иметь определенные размеры и планировку в соответствии с числом мест стоянок автофургонов, автоприцепов, автодомов (питчей).

5.8.6 Дома охотника (рыбака) рекомендуется располагать на территории или вблизи охотничьих угодий и/или водоемов.

5.9 Требования к зданиям, техническому оборудованию и оснащению помещений

5.9.1 Требования к зданиям, техническому оборудованию и оснащению помещений специализированных средств размещения приведены в таблице А.1 приложения А.

5.9.2 Архитектурно-планировочные, строительные элементы и конструктивные решения специализированных средств размещения должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации [3], [9].

5.9.3 Вагоны железнодорожных поездов и каюты морского, речного транспорта должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отраслевым и ведомственным нормам и правилам для общественного пассажирского транспорта.

5.9.4 При проектировании, строительстве и реконструкции специализированных средств размещения необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания туристов с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 53998.

Читайте также: