Статья лагерь труда и отдыха

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье раскрывается какна основе социально значимой полезной деятельностиможносформироватьсамооценку, самосознание, потребность подростка в общении и самоутвержденииврамках лагеря труда и отдыха.Ключевые слова: проектная деятельность, система кружков,социальнозначимая трудовая,познавательная и творческая деятельность.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом.По Пиаже, «социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей» [1, С.82].И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность»[2, С.22].Г.М. Андреева дает более полное определение: «Социализация двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»[3, С.338].Среди всех изменений, происходящих в современном обществе, самое опасное по последствиям это превращение нашегообществав общество потребления, что выражается в деградации смыслов труда, социальнойпассивностью индивидов, дефицитом неденежных мотиваций в поведении и поступках людей. Распространение потребительской идеологии как базовой философии жизни, вызываетдеформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Очевидное подтверждение этому переход многих школьных сообществна язык так называемых« образовательных услуг», чтосамо по себе нечто невозможное, противоречащее самому духу воспитания. Опираясь на системно деятельностный подход, мы поделили весь период взросления ребёнка на «ведущие виды деятельности», но не включили в их число продуктивную трудовую жизнь. В содержании школьной жизни ребёнка есть всё, кроме тренировки привычки к труду,а в школьной инфрастуктуре нет ни намёка на воспитывающее призводство.и это ещё одна грань всеобщей инфантилизации населения.[4, С.40].Таким образом,уровень социализированностиподростков определяется типом образовательной среды, а именно: теми условиями и возможностями конкретной среды, которые способствуют развитию активности (или пассивности) подростка и его личностной свободы (зависимости).Образовательная среда школы является условием и фактором социализации и развития личности подростков, и от того, насколько школьная среда способна удовлетворить весь комплекс потребностей подростка и сформировать у него систему социальных ценностей, зависит успешная социализация личности иее активное включение в социальнозначимую деятельность» [5, С.59].Важноевлияние в воспитании детей играет досуговая занятость детей и в этом огромная роль отводитсяконкретным педагогическим системам, в том числелетним лагерям, которыеспособнырешать проблемы социальной адаптации подростков, организации здорового образа жизни, развития их позитивной активности. Уже не первый год в школе действует немного забытая в наши дни форма организации отдыха детей в летнее время ‬лагерь труда и отдыха для подростков 1416 лет. Чтобы заинтересовать детей этого возраста пришлось немало потрудиться. Задача педагогов состояла в том, чтобы найти такие формы работы, которые бы позволили почувствовать подросткам свою социальную значимость.Ведь период ранней юности это период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовнопрактического).Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации личности ,т.кс одной стороны, трудв силупсихофизиологических особенностей подростков, даёт выход энергии а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом, способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду.Вовторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры. (этому способствует система деятельности кружков по интересам: лингвострановедческого, театра моды, ландшафтного дизайна). Отсюда проистекает и цель программы: «Организация занятости и отдыха подростков, приобщение ихк традициям отечественной и интернациональной культурычерез создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностейна основе социальнозначимой трудовой,познавательной и творческой деятельности».Задачи:1.Организовать трудовые бригады по основным направлениям деятельности лагеря трудаи отдыха2.Формировать гражданскую позицию к традициям и историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению.3.Воспитыватьтолерантноеотношение к другим культурам и друг к другу.4.Способствовать социальной адаптации личности подростков черезвоспитание в детях здорового духа соперничества, реализацию потребностей детей всамопознании и здоровом образе жизни.5.Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализациина пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха,которое составляетосновную задачу юношеского возраста..Новизна программы состоит в том, что полученные знания окультурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях,социальных условностях и ритуалах;знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, способствовалиприобщению к культурным ценностям разных стран ивоплощеныв практической деятельностипо созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужилоразвитию созидательных потребностей детейи способствовалореализации творческих потребностей детей в самовыражении.Ещё на этапе формирования был проведён мозговой штурм « Ау нас во дворе», результатом которого стал проект « Все страны в гости к нам», при разработке которого ребята провели исследование о видах цветников, ландшафтных стилях, сделали зарисовки.Таким образом, создалась положительная мотивация деятельности. А если у ребят появилась цельукрасить, благоустроить свой школьный двор, сделать его непохожим ни на один другой,значит это можно рассматривать как активное включениеподростковв социальнозначимую деятельностьОдним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность побуждение, инициирующее целевую активность ребят: •Ради чего организуется действие? •Во имя чего достигается цель? Из общеизвестного веера мотивов (страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности…) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка ‬это мотивы:•нравственный (благо для другого); •познавательный (хочу знать истину); •эстетический(чтобы было красиво).

Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации: → самосознание(кто я? Какой я?) → самоопределение (чего хочу?) → самовыражение(как это сделать?) → самоутверждение (могу это!) → самореализация(делай так!) → саморегуляция(могу изменяться и изменяюсь!)[6. С.36].Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность ‬один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно:•влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов,•соревнование как стимулирующий фактор,•влияние общественного мнения,•наличие конкретной цели,

•наличие перспективы.[7. С.48].При организации воспитательного процесса мы исходим из того, чтопозитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социальнообщественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Особенностью нашейшколы является то, что отношения между преподавателями и учениками основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Деятельность лагеря является продолжением воспитательной системы школы, в центре которой стоит личность,которая по словам Сухомлинского«Маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания». Вотпочему наш лагерь получил название « РОСТКИ» Но так как мы говорим о развивающейся личности подростка, то смысл названия можно расшифровать следующим образом: Развиваем

Работа лагеря труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация наумение выстраивать диалогические отношения.Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным» [8, С.69].Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себячетыре тематических блока, ключевыми компетентностями или ценностными ориентирами которых является проявление «япозиции» подростка в принятии социальных ролей: «яСозидатель», «яРоссиянин», «яЗемлянин»,«яЛичность» Каждый тематический блок содержит основные направления деятельности и ориентирует участников программы на приобщение кобщечеловеческим ценностям через систему трудового,патриотического, культурологического и социальнопедагогического воспитания.Для того, чтобы ребята получили широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, трудовая деятельность была организована в трёх бригадах: « Юные экодизайнеры» реализовывали социальныйпроект, направленный на благоустройство школьной территории«Все страны в гости к нам»«Историки» воплощали в жизнь социальнопедагогический проект, направленный на обновление материалов школьного музея«Мы память в сердце сохраним»«Гайдарики» реализовалисоциальнопедагогический проект,«Творим добро своими руками»направленный на оказание помощи детскому саду, библиотеке, дому престарелых). Таким образом, организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизациюличностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами. Аблагодаря организации разнообразной деятельности учащихся, индивидуальному воздействию на каждого ученика, достигается и общий благоприятный психологический климат.Как видим.. условия лагеря с продуманной системой социальнопсихологической адаптации личности подростков через самореализацию, самопознание, саморегуляцию способствуют формированию личностной культуры, мотивации к ЗОЖ.Результаты работы лагеря:•

расширение социального опыта участников программы;•

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;•вырабатывание навыков ручного и общественнополезного труда;•формирование осознанного отношения к себе,как к части окружающего мира.Таблица 1МониторинговаякартапрограммыТИП МЕТОДИКИНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИНАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ,СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)Анкетирование

Сбор и анализ информации

Анкетирование, тренинг, беседы

изучение интересов и потребностей ребенка

получение первичной информации обучающихся, условиях семейного воспитания

Отчет по деятельности лагеря труда и отдыха "Спектр" за 2015- 2016 уч.год

Программа лагеря направлена на формирование трудовых способностей и лидерских качеств участников смены.

Каникулы – долгожданная пора для детей и молодёжи, с которой связываются самые разные их ожидания, чаяния и надежды.

Радость каникул заложена в таком образе жизни, при котором оздоровление и развитие подрастающего поколения идут бок о бок. Именно детский трудовой лагерь становится тем местом, где ребёнок находит реальное применение своим возможностям и инициативе. Большая роль в организации качественного каникулярного отдыха детей отводится школе. Именно здесь осуществляется тесная связь между организацией качественного оздоровления участников смены и реализацией воспитательного и трудового процессов. Летний отдых сегодня – это оздоровление, занятость детей, социальная защита, а также расширенные возможности для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Уже не первый год на базе нашей школы функционирует трудовая бригада «Спектр», который охватывает ежегодно 15 детей из среднего и старшего звеньев.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы : формирование трудовых навыков участников смены, развитие инициативы, коммуникативных способностей детей, их творческих потребностей и интересов.

- формирование трудовых знаний, умений и навыков участников смены;

- формирование умений и навыков организации и проведения коллективно-творческих дел

- развитие навыков бесконфликтного межличностного общения

Воспитательные:

- повышение положительного эмоционального климата в детском коллективе, укрепление дружбы и сотрудничества;

- воспитание потребности в формировании здорового образа жизни

В основе реализации программы «Спектр» заложены принципы педагога А. С. Макаренко:

1. Принцип гуманистической ориентации воспитанников - требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

2. Принцип социальной адекватности воспитания - заключается в соответствии содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

3. Принцип индивидуализации воспитания - предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ребенка, выделение задач соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия. Данный принцип реализуется в деятельности творческих мастерских, проведении различных творческих конкурсов и коллективно-творческих дел.

4. Принцип создания воспитывающей среды - предполагает создание в лагере таких отношений, которые бы формировали социальную активность ребенка, благодаря включению его в разнообразные виды деятельности, стимулирование к саморазвитию. Здесь важна роль идеи о единстве коллектива лагеря, включающего педагогический коллектив и воспитанников.

Нормативно – правовое обеспечение программы

Международный уровень:

- Конвенция ООН «О правах ребенка»

Федеральный уровень:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей. Методические рекомендации МР 2.4.4.0011-10;

- Санитарно-эпидемиологические требования для лагерей труда и отдыха;

- Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении методических рекомендаций»)

Областной уровень:

- Закон Нижегородской области от 31.12.2010 № 141-З «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»;

- Закон Нижегородской области от 28.03.2002 № 16-З «О профилактике наркомании и токсикомании»;

Документация ЛТО «СПЕКТР»:

- Положение ЛТО «Спектр»

Программа рассчитана на детей в возрасте от 13 до 17 лет, являющихся учащимися МОУ Петряксинской СШ.

Формы организации деятельности:

- занятия по трудовому воспитанию;

- участие в трудовых десантах;

- творческие конкурсы, акции;

- деловые, ролевые, интеллектуальные игры;

- коллективные творческие дела

В конце смены в каждом отряде определяются лидеры, которым вручаются благодарственные письма и грамоты.

Также в рамках проведения смены организовано соревнование между ребятами. За победу в лагерных мероприятиях вручаются грамоты. Ребята, набравшие наибольшее количество грамот по итогам смены, получают звание «Лучший из лучших» (в своей возрастной категории).

Для эффективной реализации программы, с целью формирования организаторских знаний, умений и навыков участников смены в начале учебного года проводится учеба актива «Школа лидера». Форма проведения – мастер-классы, для учащихся 8 – 11 классов.

План - сетка работы трудовой бригады «Спектр» при МОУ Петряксинской СШ

День защиты детей.

«Здравствуй , это Я». Игры на знакомство.

Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров»

Инструктаж по технике безопасности.

Трудовой десант по кабинетам школы

Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»

Спортивные игры на свежем воздухе.

Покраска детского комплекса на территории сельской Мечети.

Полив цветов в классных кабинетах

День природы.

Экологический десант. «Поможем природе». Уборка скошенной травы на территории стадиона школы.

Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»

Спортивные игры на свежем воздухе.

День талантов.

Игры «Быстрее, выше, сильнее». Игры на стадионе школы

Трудовой и экологический десант по очистке Святого озера с. Петряксы

Минутка здоровья «Правила питания»

«Пушкинский день»

КВН по сказкам и произведениям А.С.Пушкина.

Трудовой десант по очистке территории сельского мемориала от мусора

Подвижные игры на воздухе.

Минутка здоровья «Солнечный ожог» первая помощь при ожоге.

День здоровья и спорта.

Помощь школьному библиотекарю «Дадим книгам вторую жизнь»

Занятия по интересам.

Просмотр и обсуждение антинаркотических роликов «Курить или жить?»

День творчества.

Трудовой десант – очистка территории детской игровой площадки от мусора.

Минутка здоровья –пропаганда ЗОЖ (просмотр антинаркотических роликов)

Занятия по интересам.

Конкурс песни. Выступление финалисток районного этапа конкурса «Светлячок - 2016» для воспитанников ЛОЛ «Солнышко»

День России .

Трудовой десант по прополке клумб от сорняков на пришкольной территории.

Беседа :Символы России.

Знакомство с историей праздника День России.

Трудовой десант по пересадке комнатных растений в классных кабинетах.

Экскурсия на оз. Святое

Подвижные игры на свежем воздухе.

Трудовой десант по уборке пришкольной территории от сорняков, полив растений на клумбах.

Викторина «Страны мира».

Минутка здоровья «Болезни грязных рук»

Модное лето.

Конкурс летней одежды.

Трудовой десант –полив комнатных растений в классных кабинетах

Минутка здоровья «Зеленая аптечка».

Занятия и игры по интересам.

Трудовой десант по благоустройству территории школы.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Трудовой десант по уборке от пыли на первом этаже коридора школы.

Минутка здоровья «Уход за зубами».

В гостях у сказки.

Трудовой десант по уборке от пыли на втором этаже коридора школы.

Инсценировка Русских народных сказок.

Прогулка на озеро, уборка мусора на берегу

«День памяти и скорби »

Трудовой десант по уборке скошенной травы на пришкольной территории.

Конкурс патриотической песни.

Минутка здоровья «Первая помощь при порезах».

Закрытие лагеря .

Праздник закрытия лагеря.

Концертно – конкурсная программа.

Листок динамики здоровья.

Подведение итогов конкурса отрядных уголков «Наша визитная карточка»

План реализации программы

Вся работа по реализации программы делится на ряд этапов:

1. Подготовительный период (май-июнь)

В ходе подготовительного периода решаются организационные вопросы, ведется оформление документации «Спектр», проводится набор и методическая учеба специалистов, воспитателей для работы с детьми.

2. Организационный период (1-3 день смены)

В это время происходит адаптация детей к условиям лагеря. В рамках организационного периода идет формирование отрядов, знакомство детей с режимом работы лагеря, его законами и традициями. Основными мероприятиями на этом этапе являются организационные сборы, игры на знакомство, измерение роста и веса воспитанников.

3. Основной период (4-10 день смены)

В ходе основного периода проводится работа по реализации программы смены: организована коллективная творческая деятельность.

4. Итоговый период (до конца смены)

В ходе итогового периода проводится подведение итогов смены, проводится выходное тестирование , анализируются достигнутые результаты, проводится диагностика.

Система информирования общественности

о деятельности ЛТО

6 – 10 июня проводился Социальный проект

«Сохраним чистоту оз. Святого для будущих поколений». Итогом проекта стал выпуск стенгазеты о деятельности ЛТО

Разместили информацию в сельской администрации

Статья в Пильнинской районной газете «Сельская трибуна»

от 18 июня 2016 г.

Петряксинский «Спектр»

Уже более пяти лет в пору летних каникул в Петряксинской средней школе действует не только летний оздоровительный лагерь, но и лагерь труда и отдыха «Спектр», чья «копилка» добрых и полезных дел пополняется год от года.

Начиная со 2 июня, 15 старшеклассников в рабочей одежде ежедневно спешат к 8:00 в школу, чтобы приступить к намеченным делам. Но сначала всех ждет обязательная зарядка, а уже потом начальник лагеря М.А. Вавилов и воспитатели С.Ф. Севбянова и Р.А. Фейзрахманова определяют конкретный фронт работы, а затем, согласно поговорке : «сделал дело- гуляй смело» - ребят ждет стадион и игры. Это упрощенный взгляд на жизнь «Спектра», на самом деле каждый день здесь полон энтузиазма, бурных обсуждений того, что получилось, а что нет, и день ото дня коллектив становится все сплоченнее, а дела все нужнее и важнее не только для школы, но и для села.

Делом номер один для юных петряксинцев стал социальный проект «Сохраним чистоту святого озера», и здесь на помощь ребятам пришел глава сельской администрации А. Х. Хайретдинов, который не только помог материалами, но и приготовил для всех сладкое угощение. Озеро – это визитная карточка с. Петряксы, где любят отдыхать жители и гости села, но подчас после их «посиделок» остаются на берегу пустые бутылки, пакеты и много другого мусора. Ребята решили сохранить чистоту красивого уголка своей малой Родины и отправились на уборку берега озера и прилегающей лесополосы, и всего за день работы им удалось собрать более десяти 200 литровых мусорных мешков мусора, большую часть которого составляли пустые бутылки. Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где ее поддерживают, поэтому ребята подготовили стенгазету с призывом сохранить местную достопримечательность чистой и красивой, написали свои пожелания и повесили в сельской администрации, с надеждой, что пусть не все, но многие не останутся равнодушными.

Еще в Петряксах при мечете есть детская площадка, которая никогда не пустует, а чтобы она продолжала радовать глаз, ребята из «Спектра» покрасили вокруг нее забор и игровой коплекс, а со средствами на краску помог председатель СПК «Петряксинский» Р.Г. Хасянов.

Традиционным для трудовой бригады стала уборка мусора у памятника солдатам Великой Отечественной войны, ребята считают, что так они вносят свою лепту в дань памяти тем страшным годам.

Находятся для них дела и на территории школы: починить книги в библиотеке и подарить им вторую жизнь? – Не проблема! Подготовить классы к косметическому ремонту? – Пара пустяков! Сделать новую клумбу? – Пожалуйста!

За делами есть место и творчеству, и спорту: на счету «Спектра» концерт для младшеклассникников из летнего оздоровительного лагеря, проведение для ребят спортивных соревнований совместно с Домом культуры, жаль на День России 12 июня все планы спутал дождь, но у школьников есть еще время до 21 июля, чтобы сделать немало важных и полезных дел.

Статья на тему "Летний труд и отдых детей как одна из форм трудового воспитания ( из опыта работы).

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко основой является именно труд. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие.

Глава 1. Основные виды трудовой деятельности школьников

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении окружающего мира и природоведения учащиеся работают на пришкольном участке, в теплицах и огородах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, озеленению улиц в наслеге. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный труд, который организуется в средних и старших классах в сельском хозяйстве и который связан с сознанием материальных ценностей.

Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического коллектива, от его старания сделать труд действительным средством обучения и воспитания учащихся.

Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам.

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

Глава 2 Летний труд и отдых как одна из форм трудового воспитания

Лагерь труда и отдыха - одна из форм организации трудового воспитания школьников. Формирование всесторонне развитой личности школьника -процесс непрерывный. Полученные учащимися во время учебного года знания, приобретенные ими умения и навыки, сложившиеся привычки должны быть закреплены и развиты во время летних школьных каникул.
В настоящее время, когда наша школа претерпевает значительные изменения в системе трудового обучения и воспитания стало естественным положением использование летних каникул школьниками не только для отдыха, но и для организованного участия в общественно полезном, производительном труде. Формы организации этого труда разнообразны. Это и работа по ремонту школы, и трудовые пришкольные участки, волонтерство и многое другое.
Одной из наиболее распространенных форм участия школьников в труде стали лагеря труда и отдыха (ЛТО). Они уже давно получили высокую оценку как эффективная форма "участия детей и подростков в общественно полезном, производительном труде летом, как важная часть системы трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся".
Очень важно при этом научить школьников видеть конечный результат своего труда.
Необходимым элементом содержания трудовой деятельности школьников в ЛТО стала в настоящее время природоохранительная деятельность. В процессе общественно полезного труда следует привлекать школьников:
- к активному участию по восстановлению лесов, зон отдыха;
- к выращиванию рассады цветов и декоративных деревьев и кустарников для озеленения памятников героям войны, благоустройства территорий детских садов, больниц и т. д.;
- к разработке и созданию экологических троп;
- к охране хозяйственных и редких видов растений и животных;
- к оказанию помощи лесничествам в охране лесных посадок от потравы скотом, от пожаров;
- к сбору дикорастущих плодов, ягод, лекарственно - технического сырья;
- к изготовлению кормушек для птиц.
Перед лагерями труда и отдыха стоит задача не только трудового воспитания учащихся, но и взаимосвязанные с ней задачи физического развития, укрепления здоровья, привлечения каждого школьника к общественной жизни, формирования организаторских навыков, воспитания чувства ответственности, товарищества, коллективизма.
В практике организации лагерей труда и отдыха уже выработались основные направления содержания воспитательной работы школьников. Однако каждый лагерь имеет свои возможности и свою специфику.
Большие возможности лагеря труда и отдыха предоставляют для туристско-краеведческой работы. Походы по местам революционной, боевой и трудовой славы, участие в экспедиции "Моя Родина - Россия" расширяют и обогащают представления школьников о Родине, ее героическом прошлом, о культуре, о современных достижениях.
В походах школьники крепнут физически, усваивают навыки самообслуживания, развивают волю, у них формируются высокие нравственные качества. В опыте лагерей труда и отдыха накоплены многообразные формы нравственного, эстетического, правового воспитания: лекции, беседы, диспуты, молодежные клубы, дискотеки, просмотр и обсуждение кинофильмов, читательские конференции и т. д. Все это обогащает жизнь школьников в ЛТО, помогает сплотить коллектив, стимулирует развитие личности каждого учащегося и в конечном счете повышает качество производительного труда школьников.

Глава 3. Из опыта работы ЛТО «Ассорти» по организации трудовой деятельности

Ежегодно для учащихся проводятся 2 сезона в летнем лагере «Ассорти» дневного пребывания, который функционирует на базе МБОУ «Майская СОШ имени Е.Л.Чистякова»

В нем отдыхают учащиеся Майской школы.

Над реализацией программы летнего лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа учителей школы совместно с работниками сельской библиотеки и ДК.

При комплектовании состава детей лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из категории малообеспеченных, многодетных семей, семей «группы риска», детей под опекой, сироты.

В этом году в лагере «Ассорти» отдохнули 70 детей с 1 по 10 класс. Все дети принимали участие в отрядных, общеотрядных, спортивных, экологических, трудовых мероприятиях.

Режимом дня было предусмотрено, что дети будут находиться в лагере с 09.00 до 14.30. Дети получали двухразовое питание

В лагере отдохнули дети следующих категорий:

· Охват детей «группы риска» - 5 человек (учёт ВШК);

· Охват детей из неблагополучных семей – 7 человек;

· Охват детей из неполных семей – 12 человек;

· Охват детей из малообеспеченных семей – 59 человек;

· Охват детей из многодетных семей – 12 человек; · Охват детей младшего школьного возраста – 40 человек;

· Охват детей среднего школьного возраста – 30 человек;

· Охват детей, находящихся под опекой –7 человек.

Педагогический коллектив лагеря ставил следующую цель:

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей, вовлечение в активную трудовую деятельность.

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

1. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
2. Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и совместной творческой деятельности.
3. Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей.
4. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни.

6. Формирование трудовых навыков и умений.

Для достижения поставленных цели и задач были разработаны и утверждены следующие документы:

1. Положение о лагере «Ассорти» с дневным пребыванием

2. Программа оздоровления и развития детей в лагере «Ассорти» с дневным пребыванием.

3. План мероприятий лагеря с дневным пребыванием «Ассорти»

4. Режим дня лагеря с дневным пребыванием «Ассорти»

Воспитателями разработаны собственные планы работы отряда с учетом общелагерных мероприятий, опираясь на основные направления деятельности лагеря.

Основными направлениями деятельности являлись:

Профилактическое формы и методы работы:

Во время организации смены воспитателями использовались индивидуальные, групповые и массовые формы работы с детьми.

Формирование нравственно-эстетических качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря.

Работа по патриотическому, экологическому и физкультурно-оздоровительному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа.

Реализация программы проходила с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.

В течение смены педагогический коллектив организовывал следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, выпуск стенгазет, мониторинговую деятельность.

Формы оздоровления детей

Воздушные, солнечные ванны;

Витаминотерапия (соки, компоты, салаты из свежих овощей, фрукты, поливитамины)

Минутки здоровья (беседы мед работника)

За время пребывания детей в летнем лагере дети активно участвовали в спортивных соревнованиях, эстафетах и играх. Все проявили свои спортивные способности, лидерские качества и физическую выносливость. В лагере проводились подвижные игры, которые способствовали развитию интереса к игре, спортивной смекалки и сотрудничеству в коллективе (игра-соревнование «Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию», конкурс « Папа, мама, я – спортивная семья», командные соревнования « Один за всех и все за одного»), а также имели место быть и народные подвижные игры («Русская лапта», «Капуста» и др.). Дети с интересом и энтузиазмом принимали активное участие во всех мероприятиях, большую помощь оказывали вожатые и их помощники в организации. Проводимые эстафеты, такие как «Спортивные чудилки», «Веселые прыгалки» помогли выявить в ребятах общую активность и провести день с пользой для своего организма. Также была проведена беседа в каждом отряде «Значение спорта для здоровья человека», где дети четко определили для себя как поддерживать свой организм в норме, что физические нагрузки необходимы для общего тонуса, а также что спорт оказывает положительное значение на здоровье и самочувствии человека.

Укреплению здоровья детей, их просвещению способствовала работа медицинской сестры лагеря. Ею на первой неделе работы лагеря и в конце смены были проведены осмотры детей, измерены рост и вес.
Межведомственное взаимодействие в области воспитания

В воспитательной работе лагеря активно участвовала работник сельской библиотеки. Она организовала весь «День читателя», что многие дети не заметили как прошёл день.

Для самых маленьких ребят она провела игру-викторину «Путешествие по страницам любимых книг».

Для детей старшего возраста была показана презентация «История возникновения первых книг»

Работа библиотекаря была также направлена на познание детьми родного края. Много внимания уделялось вопросам краеведения нашей Малой Родины. Так, например, была проведена интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать о своём крае!» В День традиций библиотекарь помогала в подготовке программы «Старину мы помним, старину мы чтим». В ней всё было посвящено нашей замечательным традициям малой родины. Здесь ребята проявляли активность и смекалку.

Лагерь тесно сотрудничает с Музеем хлебопашества Майского наслега. На базе Музея проводятся экскурсии и занятия по изучению истории родного края.

В День рыбака очень интересно прошла игровая программа «Лучший рыболов», в ней ребята рассказывали разные истории, связанные с рыбалкой, где главными героями были рыбы Амги, где затрагивались вопросы экологии родного края.

Большой вклад внесли в воспитательной деятельности работники Дома Культуры. Работники провели познавательно-игровую программу посвящённую Дню независимости России и викторину на экологическую тему «Кто в домике живёт?». Они совместно с воспитателями подготовили музыкально-игровую программу, которую посвятили закрытию лагеря.

Таким образом, в лагере было проведено взаимодействие с культурно-досуговым учреждением села.

Трудовая деятельность лагеря

На протяжении всей лагерной смены ребята занимались общественно-полезным трудом: уборка территории, работа на пришкольном участке по уходу за овощами и цветочными культурами, дежурство по столовой, проведение Дня Мойдодыра, трудовые десанты по очистке берега реки Амга и березовой рощи у села Покровка.

Особенно хочется остановиться на мероприятиях нравственно-патриотического воспитания (конкурс рисунков «Моя Родина»; устный журнал «Чтобы помнили» посвящённый 22 июня), а также были посвящены целые дни( День России, День родного края, День традиций). Данные мероприятия формируют у детей чувство гражданского самосознания, патриотизма и толерантности.

На протяжении всей лагерной смены проводились мероприятия, в которых прослеживался региональный компонент, что привлекало еще больше внимание детей и воспитывало у них любовь и ответственное отношение к родной природе и людям, живущим на амгинской земле.

Все работники лагеря старались приобщить ребят к творческим видам деятельности. Конкурсы рисунков и плакатов на разные темы помогали раскрыться детям самовыразиться. День юмора , День юного мастера, День кино и музыки, День кладоискателей формировали интерес к изучению культуры, традиций и природного многообразия нашей Родины, развивали музыкальное, сценическое мастерство, мыслительную деятельность.

Наряду с развлекательными и познавательными мероприятиями в лагере проводились беседы, посвященные профилактике вредных привычек и ПАВ, инструктажи по технике безопасности и правилам дорожного движения.

Читайте также: