Совмещенная автомобильная и железная дорога адлер горноклиматический курорт альпика сервис

Обновлено: 30.06.2024

АО «Гипротяжмаш» благодарит АО «Эн-Системс» за высокий профессионализм и ответственный подход при совместной реализации крупных и технически сложных проектов.
За годы сотрудничества компания АО «Эн-Системс» выступила в роли субподрядчика более чем по 10 проектам, зарекомендовав себя как надежный партнер, выполняющий все взятые на себя договорные обязательства.

Совмещенная автомобильная и железная дорога адлер горноклиматический курорт альпика сервис

Совмещенная автомобильная и железная дорога

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – станция горноклиматического курорта «Альпика-Сервис» (пос. Красная Поляна) стала основной транспортной артерией Олимпиады-2014 и улучшила инфраструктуру региона, соединившись развязками с федеральной трассой М-27. Дорога Адлер – Красная Поляна проложена преимущественно по левому берегу реки Мзымты. Проектировщики учли все особенности природного ландшафта и проложили железную и автомобильную дороги параллельно. Здесь построено 12 тоннелей общей протяженностью более 30 километров и возведено более 50 мостов. Благодаря такому решению, новая трасса соединила Адлер с конечной станцией «Альпика-Сервис», практически, по прямой. Протяженность совмещенной дороги составила 48,2 км.

Ежегодно издательства New Civil Engineer и Ground Engineering в партнерстве с Мировой тоннельной ассоциацией проводят конкурс International Tunneling Awards (Международные Тоннельные Награждения).

Победителем конкурса 2011 года в номинации Главный тоннельный проект года был признан проект строительства тоннелей на совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт Альпика Сервис.


Планируемая пропускная способность железной дороги Адлер – Красная Поляна – 6 пар поездов в час. Составы на этом участке идут со скоростью до 160 км/ч. Позиционирование поездов осуществляется при помощи спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.

На дороге, соединяющей населенные пункты Ахштырь и Эсто-Садок, возводено 6 железнодорожных и 3 автодорожных тоннеля, 3 сервисно-эвакуационные штольни. Работы по их прокладке проводились как горным способом (с использованием проходческих комбайнов), так и щитовым способом (с применением тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК).

ТПМК – это механизм длиной более 80 м. Использование щита исключает необходимость многих подготовительных работ. Комплекс не только разрабатывает породу, но и монтирует обделку, оставляя за собой готовый тоннель. Это позволяет довести скорость проходки до 300-400 м в месяц. То есть при использовании щита проходка тоннеля ускоряется примерно в 10 раз по сравнению с горным комбайном. Технология щита полностью механизирована. В центре управления на мониторах отображается необходимая техническая информация.



июль 2012 г.

июль 2012 г.

Наряду с тоннельными комплексами здесь проложено 10,8 км железной дороги и возведено 22 железнодорожных моста общей протяженностью почти 11,4 км. Кроме того, на своем участке «СК МОСТ» проложил более 11,5 км автомобильной дороги и построил 24 автомобильных моста общей протяженностью около 9 км.

Согласно графику строительства, утвержденному комиссией Международного Олимпийского Комитета (МОК), новая трасса построена за пять лет.


Тоннельный комплекс № 1

Первый тоннельный комплекс был проложен вблизи посёлка Ахштырь Адлерского района города Сочи (14,7 – 17,2 км Олимпийской трассы). Начало строительства – I квартал 2009 года, окончание строительства – II квартал 2013 года. Тоннельный комплекс состоит из железнодорожного тоннеля, штольни и автодорожного тоннеля.


Длина проходки железнодорожного тоннеля составляет 2459 м, штольни – 2330 м, автодорожного тоннеля – 2292 м.

Проходка автодорожного и железнодорожного тоннелей осуществлена с применением горнопроходческих комбайнов (горный способ), проходка штольни – с применением ТПМК (Lovat RME 232 SE диаметром 5,6 м).

Проходка железнодорожного тоннеля тоннельного комплекса №1 была завершена в мае 2011 года, проходка штольни – в мае 2010 года, проходка автодорожного тоннеля – в апреле 2011 года.





Железнодорожный тоннель № 2

Однопутный железнодорожный тоннель №2 находится на 23-м км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Это самый короткий мысовой тоннель протяженностью 121 м, который проложен для железнодорожного транспорта. Автомобильная дорога здесь огибает мыс и переходит на правый берег реки Мзымта по эстакаде.

Начало строительства – III квартал 2009 года. Проходка тоннеля велась горным способом, завершена в июле 2010 года (33-й км).




Тоннельный комплекс № 3

Третий тоннельный комплекс расположен на участке с 23 по 28 км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Тоннельный комплекс №3 – самый протяженный на трассе, его длина составляет 4571 м, автодорожного тоннеля – 3200 м. Этот комплекс совмещенной дороги стал уникальным по мощности используемой тоннелепроходческой техники в истории российского тоннелестроения.

Сервисно-эвакуационная штольня протяженностью 5853 м состоит из двух подземных выработок: первая (3208 м) необходима для обслуживания автодорожного тоннеля, вторая (2645 м) – для эксплуатации железнодорожного тоннеля.

Из-за сложных геологических условий при проходке подземных выработок третьего тоннельного комплекса использовались ТПМК и горные комбайны.

Для проходки автодорожного тоннеля использовался ТПМК Herrenknecht 13210 HART (диаметр 13,2 м).


Строительство железнодорожного тоннеля осуществлялось с помощью ТПМК Lovat RM 394 DS (диаметр 10,2 м), который двигался от южного портала тоннельного комплекса, и горного комбайна, который работал с северной стороны тоннеля. Решение о встречной разработке забоя было принято после детального изучения геологической картины участка, которое показало, что в зоне строительства тоннеля существуют обширные зоны разломов неустойчивых пород. Согласно принятой стратегии проходки, горный комбайн должен был первым пройти разломы, расположенные на расстоянии 250 м от северного портала железнодорожного тоннеля.

Проходка сервисно-эвакуационной штольни велась одновременно со стороны южного и северного порталов. С южной стороны работы были начаты в марте 2010 года, проходка велась с помощью ТПМК Lovat RME 243 DS (диаметр 6,2 м). Первая очередь была сдана 1 марта 2011 г. В процессе проходки строители столкнулись с горными разломами и вынуждены были применять спецспособы по продвижению машины в сложных горно-геологических условиях. Вторая очередь штольни разрабатывалась с помощью тоннелепроходческого щита Lovat RME 232 SE (диаметром 5,6 м), который двигался со стороны северного портала. Проходка штольни длиной 2630 м с этой стороны была завершена в августе 2011 года.


Каждый из трех тоннелей строился самым передовым на сегодня щитовым методом. Для этого на площадке использовались щиты диаметрами 6,10 и 13 метров. В работе были задействованы сразу 6 тоннелепроходческих комплексов канадского и немецкого производства.

Строительные материалы для обделки щита производились в Сочи. Завод высокоточной тоннельной обделки не имеет аналогов в Европе по объему производства сборного железобетона.




Железнодорожный тоннель № 4

Железнодорожный тоннель №4 расположен на 36-м км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Начало строительства – III квартал 2009 года, окончание строительства – III квартал 2011 года.

Проходка тоннеля протяженностью 449 м велась горным способом с применением буровзрывных работ. В октябре 2010 года строителями была завершена проходка верхней (калоттной) части тоннеля. В январе 2011 г. проходка тоннеля ( 36-й км) была завершена полностью.




Тоннельный комплекс № 5

Пятый тоннельный комплекс расположен на участке 39,9 – 42,7 км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», рядом со станцией Эсто-Садок. Начало строительства – II квартал 2009 года, окончание строительства – III квартал 2012 года.


Комплекс состоит из трех тоннелей: автодорожного, железнодорожного и сервисно-эвакуационной штольни.

Автодорожный тоннель прокладывался с применением горнопроходческих комбайнов. Проходка началась в октябре 2009 года. Чтобы ускорить темпы работы, проходка верхней (калоттной) части тоннеля велась одновременно из четырех забоев (со стороны северного и южного порталов, а также из двух дополнительных забоев, организованных через эвакуационно-вентиляционную штольню). Сбойка верхней (калоттной) части автодорожного тоннеля состоялась в мае 2011 года. Проходка нижней (штроссовой) части тоннеля закончена в конце 2011 года. Полное завершение работ по проходке длиной 1332 м состоялось в декабре 2011 года.

Условия проходки автодорожного тоннеля были сложными, работы велись в слабых породах, которые затрудняют продвижение горнопроходческой техники (черные угольные сланцы, зеленые порфириты и четвертичные отложения). Чтобы обеспечить безопасность работ, не допустить вывалов и обрушений породы во время проходки, специалистам пришлось применять специальные методы закрепления неустойчивых грунтов (Jet Grouting, Symmetrix и др.). Суть технологии Jet Grouting состоит в том, что специальной буровой установкой по всему сечению забоя бурятся горизонтальные скважины длиной 12-15 м. В эти скважины под высоким давлением нагнетается цементный раствор, который, застывая, делает породу более устойчивой – в ней горный комбайн может работать в привычном режиме.

Для проходки штольни использовался ТПМК Lovat RME 167 SE (диаметр 3,9 м). Работы начались в июле 2009 года с южного портала, проходка на полное сечение была закончена в июле 2010 года.

Железнодорожный тоннель пятого тоннельного комплекса прокладывался с применением ТПМК Herrenknecht-10690 (диаметр 10,6 м). Работы по сооружению тоннеля начались в апреле 2010 года. Проходка тоннеля длиной 2842 м на полное сечение была завершена в феврале 2011 года.



Железнодорожный тоннель № 6

Двухпутный железнодорожный тоннель №6 расположен на 45-м км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Начало строительства – II квартал 2009 года, окончание строительства – III квартал 2011 года.


Проходка тоннеля длиной 407 м осуществлялась в сложных инженерно-геологических условиях с использованием современных горнопроходческих комбайнов и тоннельных экскаваторов. Работы по проходке каллотной (верхней) части завершены в октябре 2010 года, а по проходке штроссовой (нижней) части – в мае 2011 года. Работы по устройству постоянной обделки тоннеля завершены в августе 2011 года.

Из-за неоднородного состава слабых горных пород на участке сооружения самого северного тоннеля совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — «Альпика-Сервис» использовался специальный метод закрепления грунта — джет граутинг (jet grouting).

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер –горноклиматический курорт «Альпика – Сервис» была построена к зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи. Новая трасса стала не только основной магистралью Олимпиады-2014, соединяющей прибрежный и горный олимпийские кластеры, но и важным связующим звеном в транспортной инфраструктуре всего региона: развязки соединили совмещенную дорогу с существующей дорогой и федеральной трассой М-27.

adler

Протяженность новой автотрассы составляет 45,6 км, на ней расположено 6 транспортных развязок и 8 тоннелей общей протяженностью более 27 километров, 42 моста.

ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» являлось генеральным проектировщиком автомобильной дороги по титулу: «Совмещенная (автомобильная и железная) дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика – Сервис» (проектные и изыскательные работы, строительство)», разработчиком проектной и рабочей документации. В 2007 г. году ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» выполняло разработку обоснования инвестиций по объекту «Строительство автомобильной дороги Адлер-Весёлое-Аибга – Красная Поляна».

adler1

Выбор трассы – это самый сложный этап, от которого зависел весь дальнейший ход строительства. Влажный климат субтропиков, наличие тектонических разломов, высокая сейсмичность района строительства, дефицит свободных территорий, оползневая опасность склонов, большой диапазон крепости грунтов и др. потребовали от проектировщиков особого подхода и внимания к проектным решениям в условиях предельно сжатых сроков. Особые требования предъявлялись к экологическим параметрам строительства, так как трасса пролегает по территории Сочинского национального парка.


ЗАО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» выполнило комплекс изыскательских и проектных работ, необходимых для строительства автомобильной дороги. Компания участвовала в проведении общественных слушаниях по проекту, защите проектной документации в органах государственных экспертиз. Выполнялись работы по сбору исходных данных и получению согласований с хозяйствующими субъектами и собственниками.

pk140

Уникальность принятых проектных решений состоит в том, что трасса совмещённой дороги проходит в пойме реки Мзымта вдоль существующей дороги А-148 Адлер – Красная Поляна. Автомобильная и железная дороги проходят в очень сложной горной местности в едином транспортном коридоре. Ввиду особенностей местности и экологических требований, дороги, на значительном протяжении, проходят по мостам и эстакадам, в тоннелях.

pk410

Строительство автомобильной дороги от Адлера до горноклиматического курорта «Альпика–Сервис» включало в себя комплекс сооружений: непосредственно сама дорога, составной частью которой являются мосты, тоннели, коммуникации для жизнедеятельности и эксплуатации всего комплекса сооружений; посты ДПС; пешеходные переходы в разных уровнях. Построены дорожно-эксплуатационная и тоннельно-инженерная базы, мостовой эксплуатационный участок, дорожный пункт управления АСУДД. Это позволяет эксплуатировать и содержать в надлежащем состоянии автомобильную дорогу в целом.

pk410-2

Строительство совмещенной дороги началось в 2008 г. Это самый сложный объект олимпийской транспортной инфраструктуры – настоящее чудо инженерного искусства. 25 ноября 2013 г. открылось движение по автодорожному участку совмещенной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Введение в эксплуатацию новой трассы позволило разгрузить действующую автомобильную дорогу А-149 Адлер – Красная Поляна. Пропускная способность новой дороги – 11 тыс. автомобилей в сутки в каждом направлении.

pk410-3

Президент России Владимир Путин обратил особое внимание на новые объекты транспортной инфраструктуры олимпийского Сочи. По мнению главы государства, они делают Олимпийские Игры уютными и комфортными для многочисленных болельщиков, а в дальнейшем послужат развитию региона. «На мой взгляд, безусловно, это предмет нашей общей гордости. Уверен, что этим люди будут пользоваться не один десяток лет. И той дорогой, что идет наверх – одна автомобильная шоссейная дорога, вторая, железная дорога, все эти многочисленные развязки… Даже меня это впечатляет. Я очень рад, что в этой части нам удалось много сделать», – подчеркнул Владимир Путин.

Основные параметры автомобильной дороги:

Категория автомобильной дороги II-III.

Расчетная скорость движения 100 км/ч, 60 км/ч

Совмещенная (железная и автомобильная) дорога Адлер-Альпика-Сервис.

Сибгипротранс является генеральным проектировщиком на стадии “ПД”. Кроме того, Сибгипротранс разрабатывает документацию стадии “РД” по ряду участков железной дороги, разрабатывал документацию на вокзальный комплекс “Альпика-Сервис”

Совмещенная (железная и автомобильная) дорога Адлер-Альпика-Сервис.

ОАО «Сибгипротранс» с июня 2009г выполняло функции Генпроектировщика по стадии «Проектная документация» объекта: Строительство совмещенной (автомобильная и железная) дорога Адлер-горнолыжный курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство).

Перед началом строительства необходимо было выполнить инженерные изыскания и детальную разработку проектно-сметной документации трассы дороги и всех искусственных сооружений, суммарная длина которых составляет до 50% протяженности каждой из дорог.

В соответствии с заданием на проектирование и дополнениями к нему, разработка проектной документации и строительства совмещенной дороги была разделена на 28 этапов. Тоннели и тоннельные комплексы входят в этапы №8, 11, 13, 26,27 и 28.

Проектные работы были начаты одновременно с изысканиями, выполнялись параллельно по обоим стадиям и всем 28 этапам строительства дороги.

Сложности при проектировании добавили прохождение трассы по территории национального парка с ценными видами деревьев и других растений, острый дефицит свободных территорий, высокая сейсмичность района строительства, оползневая опасность склонов, наличие тектонических разломов, большой диапазон крепости грунтов и др.

Проектно-сметная документация по всем 28 этапам проектирования и строительства совмещенной дороги, в том числе 6 этапам, в состав которых входят тоннельные сооружения, получила положительные заключения Главгосэкпертизы.

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – курорт Альпика-Сервис со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Веселое. Подэтап: перегон Сочи (искл.) – Мацеста (искл.)

Работы выполняются в две стадии: проектная документация, рабочая документация.

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – курорт Альпика-Сервис со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Веселое. Подэтап: перегон Сочи (искл.) – Мацеста (искл.)

Работы выполнялись в две стадии: проектная документация, рабочая документация.

Состав проектно-изыскательских работ: инженерно-геодезические изыскания; инженерно-геологические изыскания; железнодорожные подходы; объекты ВОХР; служебные здания постоянного назначения.

Совмещенная дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика — Сервис»

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика — Сервис» была построена к зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи. Новая трасса стала не только основной магистралью , соединяющей прибрежный и горный олимпийские кластеры, но и важным связующим звеном в транспортной инфраструктуре всего региона.

Уникальность принятых проектных решений состоит в том, что трасса совмещённой дороги проходит в пойме реки Мзымта вдоль существующей дороги Адлер — Красная Поляна. Автомобильная и железная дороги проходят в очень сложной горной местности в едином транспортном коридоре. Ввиду особенностей местности и экологических требований, дороги на значительном протяжении проходят по мостам, эстакадам и в тоннелях. Это самый сложный объект олимпийской транспортной инфраструктуры — настоящее чудо инженерного искусства.

являлось одним из главных поставщиков металлоконструкций для данного объекта строительства. За период с 2011 г. по 2012 г. было изготовлено и поставлено свыше 5500 тонн стальных конструкций пролетных строений мостов.

Совмещенная дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика — Сервис»

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика — Сервис» была построена к зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи. Новая трасса стала не только основной магистралью , соединяющей прибрежный и горный олимпийские кластеры, но и важным связующим звеном в транспортной инфраструктуре всего региона.

Уникальность принятых проектных решений состоит в том, что трасса совмещённой дороги проходит в пойме реки Мзымта вдоль существующей дороги Адлер — Красная Поляна. Автомобильная и железная дороги проходят в очень сложной горной местности в едином транспортном коридоре. Ввиду особенностей местности и экологических требований, дороги на значительном протяжении проходят по мостам, эстакадам и в тоннелях. Это самый сложный объект олимпийской транспортной инфраструктуры — настоящее чудо инженерного искусства.

являлось одним из главных поставщиков металлоконструкций для данного объекта строительства. За период с 2011 г. по 2012 г. было изготовлено и поставлено свыше 5500 тонн стальных конструкций пролетных строений мостов.

Совмещенная автомобильная и железная дорога адлер горноклиматический курорт альпика сервис

Река Мзымта спускается с гор и впадает в Черное море, оставляя колею, легко заметную даже из космоса. На правом берегу реки опытный наблюдатель различит узкую ленту автомобильной дороги, соединяющей горнолыжные курорты с субтропической частью Сочи. Совершенно очевидно, что двухполосной трассы недостаточно для обеспечения необходимой пропускной способности в период проведения Олимпийских игр.

Российские Железные Дороги обеспечат Олимпиаду новой магистралью протяженностью 48,2 километра (если считать от Адлера), состоящей из новой автомобильной дороги и железнодорожных путей. Новая, так называемая «совмещенная» дорога будет проходить преимущественно по левому берегу Мзымты, а в некоторых местах и непосредственно над рекой. Зто стало возможным благодаря тому, что трасса спроектирована практически полностью на мостах, насыпях и эстакадах. В отличие от петляющих горных дорог этот путь проходит прямой линией сквозь все горные массивы: для этого нам придется пробурить двенадцать тоннелей общей протяженностью более 26 километров.

Факты о железной и автомобильной дороге Адлер – «Альпика-Сервис»


16:54, 13 сентября 2021 г. «Синара-ГТР» завершили первую фазу проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога


11:05, 03 сентября 2021 г. Новая социальная инфраструктура появится в поселке Новая Чара Забайкальского края


14:50, 14 сентября 2021 г. «Синара – ГТР» реализуют проект по созданию и использованию троллейбусной инфраструктуры в Челябинске

Читайте также: