Санпин для базы отдыха

Обновлено: 03.07.2024

Новые санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 (скачать)

  • Гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений
  • Нормативы химических и биологических факторов производственной среды
  • Нормативы качества и безопасности воды, в том числе воды водоемов, технической воды, воды бассейнов, аквапарков и т.п.
  • Требования, предъявляемые к почве населенных мест и сельскохозяйственных угодий
  • Нормативы физических факторов (за исключением ионизирующего излучения) на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях, селитебных территориях
  • Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
  • Гигиенические требования к печатным учебным изданиям для общего образования и среднего профессионального образования, изданиям электронным учебным для общего и среднего профессионального образования, изданиям книжным, журнальным и газетным для взрослых
  • Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды, а также отнесённые к канцерогенным факторам – биологические и факторы образа жизни.

Подробнее о новом СанПин 1.2.3685-21 вы можете прочесть в нашей статье по этой ссылке.

Новый СанПиН 2021 года СанПиН 1.2.3685-21 можно скачать по этой ссылке.

Также ознакомиться с официальной документацией в области дезинфекции, дезинсекции, дератизации и биоэкологии и скачать СанПин и другие нормы и правила вы можете в нашем разделе "Документация".
СанПиН 1.2.3685-21 в ворде, в Word скачать на данный момент невозможно.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 сентября 2020 года N 28

4. Признать утратившими силу с 01.01.2021:

в Министерстве юстиции

18 декабря 2020 года,

регистрационный N 61573

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 27 мая 2016 года N 69

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

В настоящих Санитарно-эпидемиологические правилах учтены:

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

1.2. Санитарные правила не распространяются на организации здравоохранения, в которых осуществляется медицинское обслуживание лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также на организации, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Санитарные правила не распространяются на деятельность организаций социального обслуживания в жилых помещениях многоквартирных домов и в жилых домах, используемых для предоставления социальных услуг.

(Абзац дополнительно включен с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года)

(Сноска дополнительно включена с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года)

Абзацы второй и третий предыдущей редакции с 10 апреля 2020 года считаются соответственно абзацами третьим и четвертым настоящей редакции - Изменения от 26 марта 2020 года.

Санитарные правила не распространяются на объекты организаций социального обслуживания, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания организаций социального обслуживания в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций социального обслуживания.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению организаций социального обслуживания и ее территории

2.1. Организации социального обслуживания размещаются на территории жилой застройки за пределами санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни физических факторов и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений при размещении зданий организаций социального обслуживания должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами.

Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений на территории и в здании организации социального обслуживания не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

2.2. На территории организации социального обслуживания выделяются и благоустраиваются зоны для отдыха и хозяйственно-бытовой деятельности, физкультурно-оздоровительных занятий.

Места отдыха оборудуются садовой мебелью, навесами, беседками, стационарными или временными туалетами, урнами.

2.3. На территории организации социального обслуживания оборудуется площадка с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборников.

2.4. Расстояние от мусоросборников до зданий, предназначенных для проживания, мест отдыха и занятия физкультурой должно составлять не менее 20 метров.

2.5. Территория отдельно стоящего здания организации социального обслуживания должна иметь наружное электрическое освещение.

III. Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям организаций социального обслуживания

3.1. При размещении организаций социального обслуживания в нескольких зданиях между ними предусматриваются отапливаемые переходы, за исключением случаев размещения организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, в нескольких зданиях, в каждом из которых предусматриваются основные группы помещений, указанные в пункте 3.2 настоящих санитарных правил

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

Здания организаций, оказывающих социальные услуги в полустационарной форме могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

(Сноска дополнительно включена с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года)

Размещение организаций, оказывающих социальные услуги в полустационарной и стационарной формах, во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии изолированного от жильцов входа и соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях, а также для организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, при условии отсутствия оказания медицинской помощи в стационарных условиях с круглосуточным медицинским наблюдением и лечением.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

3.2. В организациях стационарного и полустационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:

- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского назначения и социальной адаптации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2020 года Изменениями от 26 марта 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

- санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.

Санпин для базы отдыха

от 27 мая 2016 года N 69

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1) ст.5498; 2007 N 1 (ч.1) ст.21; ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366, ст.3377; 2015, N 1 (часть I), ст.11; N 27, ст.3951; N 29 (часть I), ст.4339 и ст.4359); N 48 (часть I), ст.6724) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

2. Считать утратившими силу:

в Министерстве юстиции

23 августа 2016 года,

регистрационный N 43348

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей"
    • Приложение N 1. Рекомендуемый перечень оборудования столовой
    • Приложение N 2. Журнал бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих в столовую
    • Приложение N 3. Журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании
    • Приложение N 4. Журнал проведения витаминизации блюд
    • Приложение N 5. Журнал бракеража готовой кулинарной продукции
    • Приложение N 6. Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей
    • Приложение N 7. Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе используемые для приготовления блюд и напитков для детей
    • Приложение N 8. Рекомендуемые объемы блюд для детей различных возрастных групп
    • Приложение N 9. Примерное меню
    • Приложение N 10. Технологическая карта
    • Приложение N 11. Таблица замены продуктов по белкам и углеводам
    • Приложение N 12. Рекомендации по организации воздушных и солнечных ванн
    • Приложение N 13. Журнал здоровья

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73
    "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей"

    С изменениями и дополнениями от:

    22 марта 2017 г., 27 октября 2020 г.

    ГАРАНТ:

    Постановлением Правительства России от 8 октября 2020 г. N 1631 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 27 октября 2020 г. N 32 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2021 г. В связи с отменой текст документа приводится без учета названных изменений

    В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; 12.12.2011, N 50, ст. 7359; 11.06.2012, N 24, ст. 3069; 25.06.2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

    1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (приложение).

    Врио Главного государственного
    санитарного врача Российской Федерации

    Регистрационный N 32024

    Разработаны новые санитарно-эпидемиологические требования к обустройству и содержанию детских оздоровительных лагерей.

    Юрлица и ИП должны не позднее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в известность контролирующие органы о предполагаемых сроках открытия учреждений, о планируемом количестве детей в каждой смене, о режиме работы, о периоде дератизационных, дезинсекционных мероприятий и противоклещевых обработок.

    Работники лагерей обязаны пройти медосмотры и должны быть привиты по национальному календарю профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

    Дети принимаются при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья и сведений об имеющихся прививках.

    Установлена продолжительность смен. Санаторная - не менее 24 дней - для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур. Оздоровительная - не менее 21 дня - для отдыха, оздоровления и закаливания. Предусматриваются короткие смены (20 дней и менее). Цель - отдых и досуг детей.

    Закреплены требования к земельному участку при размещении лагеря, к территории последнего.

    Как и ранее, здания для проживания детей должны иметь не более 2 этажей. Ограничение по количеству отрядов не предусмотрено (ранее - не более 4). Нельзя использовать цокольные этажи и подвалы для размещения детей, проведения кружков, для оборудования медкабинетов, спортивных, танцевальных и актовых залов. Исключение - тир для стрельбы.

    Усовершенствованы требования к оборудованию помещений для детей. Пересмотрен перечень необходимого инвентаря.

    Более подробно прописаны режимы дня и питания.

    СанПиН 2.4.4.1204-03 признаны утратившими силу.

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей"

    Регистрационный N 32024

    Настоящее постановление вступает в силу с 17 мая 2014 г.

    Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 6 мая 2014 г. N 100

    Постановлением Правительства России от 8 октября 2020 г. N 1631 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. N 32

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

    Текст приводится без учета названных изменений

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 марта 2017 г. N 38

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Главного
    государственного санитарного врача
    Российской Федерации
    от 28 сентября 2020 года N 28

    "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

    1. Область применения

    1.1. Настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

    1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - Хозяйствующие субъекты).

    Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

    1.3. При разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные пунктами 2.1.1, 2.1.2 (абзацы первый, второй, четвертый, пятый), 2.1.3, 2.2.1 (абзацы первый - четвертый), 2.2.2 (абзацы первый и четвертый), 2.2.3 (абзацы первый и третий), 2.2.5, 2.2.6, 2.3.1, 2.3.2 (абзацы первый и третий), 2.3.3, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 (абзацы первый, третий, четвертый, седьмой), 2.4.6 (абзацы первый, одиннадцатый - четырнадцатый), 2.4.7, 2.4.8 (абзацы первый и второй), 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 (абзацы первый, второй, пятый), 2.4.12 (абзац первый), 2.4.13, 2.4.14, 2.5.1, 2.5.3 (абзацы второй и третий), 2.5.4, 2.6.1, 2.6.5, 2.7.1 (абзацы первый и второй), 2.7.2, 2.7.4 (абзацы первый и второй), 2.8.1, 2.8.2 (абзацы первый и второй), 2.8.5 (абзац первый), 2.8.7, 2.8.8, 2.12.2 - ко всем хозяйствующим субъектам с учетом особенностей, определенных для отдельных видов организаций в соответствии с:

    пунктами 3.1.1 (абзац первый), 3.1.2 (абзацы первый - четвертый), 3.1.3 (абзацы первый - седьмой, девятый, десятый), 3.1.7 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.1.11 (абзацы первый - четвертый, шестой - восьмой) - в отношении организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий,

    пунктами 3.2.1 (абзац первый и второй), 3.2.4, 3.2.7 - в отношении детских центров, центров развития детей и иных хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях;

    пунктами 3.3.1 (абзац первый и второй), 3.3.3 - в отношении детских игровых комнат, размещаемым в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения;

    пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый - третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9-3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый - четвертый, шестой) - в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,

    пунктами 3.6.1, 3.6.3 (абзацы первый - четвертый) - в отношении организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций;

    пунктами 3.7.2, 3.7.4, 3.7.5 - в отношении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    пунктами 3.8.1-3.8.4 - в отношении организаций социального обслуживания семьи и детей,

    пунктами 3.9.1, 3.9.2 (абзацы первый и второй), 3.9.3 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.9.4 - в отношении профессиональных образовательных организаций,

    "Школьные" СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

    В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

    Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

    В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

    Требования к территории

    Требования к помещениям

    Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

    Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

    Требования к уборке

    В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

    Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

    Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

    • столов и стульев;
    • столовой мебели;
    • спортивного оборудования;
    • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

    Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

    Требования к организации образовательного процесса

    Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

    Требования к учебникам

    Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

    • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
    • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
    • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
    • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
    • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
    • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

    Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

    Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

    Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

    Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

    Основные требования и механизмы защиты прав потребителей услуг, предоставляемых базами отдыха

    Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, и других целях, не связанных с занятием деятельностью, направленной на получение дохода от источников в месте временного пребывания, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относится к понятию туризм.

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, принимая во внимание актуальность своевременного и действенного обеспечения защиты прав граждан, вступающих в разного рода правоотношения с соответствующими хозяйствующими субъектами в сфере организованного и неорганизованного отдыха (туризма), а также, учитывая необходимость минимизации связанного с этим риска причинения имущественного вреда и (или) вреда жизни (здоровью) обращает внимание потребителей таких услуг на нижеследующее.

    Средства размещения, предназначенные для проживания туристов весьма разнообразны. К ним относятся: курортные отели, гостиницы, кемпинги, базы отдыха (туристические базы), детские оздоровительные лагеря, прогулочные корабли, гостевые комнаты и т.д.

    На территории Приморского края наиболее распространены - базы отдыха (туристские базы).

    Определение понятия «Базы отдыха», дано в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

    Базы отдыха - это предприятия, предлагающие в основном:

    - размещение в шале, бунгало (отдельно стоящие домики) или в стационарных фургонах,

    - возможности и соответствующее оборудование для занятий спортом и развлечений, - услуги предприятий общественного питания, розничной торговли.

    Условия размещения на конкретной базе отдыха потребитель определяет с исполнителем услуги письменным соглашением сторон (договором).

    К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, установленные статьями 307-419 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

    В договоре возмездного оказания услуг сторонам необходимо согласовать его предмет - существенное условие договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

    Предметом договора на оказание услуги такого рода признается исходя из п. 1 ст. 779 ГК РФ совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности. Для этого стороны должны определить: перечень (вид) услуг, объем услуг, цену услуги и т.д.

    Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства, взятые на себя сторонами по договору, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

    Отношения, возникающие между исполнителем услуг и потребителем, также регламентируются Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами.

    Основные положения Закона о защите прав потребителей предусматривают охрану и реализацию фундаментальных прав и законных интересов потребителей. К ним относится: право приобретения услуг надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на информацию, право потребителей на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.

    Кроме этого, Закон о защите прав потребителей определяет механизмы, позволяющие обеспечивать эффективную охрану прав граждан на потребительском рынке.

    Согласно ст. 4 Закона о защите прав потребителей исполнительобязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

    Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с этими целями.

    Также, если законамиили в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

    ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» предусматривает общие требования к средствам размещения:

    - в средствах размещения должны соблюдаться санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила и нормы;

    - питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу;

    - при отсутствии гарантии качества питьевой воды следует обеспечить наличие бутиллированной воды гарантированного качества;

    -прилегающая территория должна быть благоустроена, освещена,

    - должно быть организовано предоставление медицинских услуг (или вызов скорой помощи);

    -средства размещения должны быть оснащены и оборудованы освещением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, системой вентиляции, телефоном, и т.д.

    При этом, предлагаемые решения (объемы исполнения услуги) по каждому требованию могут различаться, так например санузел может быть в каждом номере, или из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах; душ может быть предусмотрен в каждом номере, или это будет душевая комната общего пользования, из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах, и т.д.

    Согласно статей 8 - 10 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию об исполнителе услуги, а также о перечне предлагаемых услуг, объеме таких услуг и цене услугидо заключения договора.

    Право потребителя, имея всю необходимую информацию на стадии заключения договора, принять решение о заключении (не заключении) договора.

    Граждане свободны в заключении договора и понуждение к заключению договоров не допускается.

    При обнаружении недостатков оказанной услуги, потребитель в соответствии статьи 29 Закона о защите прав потребителей вправе по своему выбору потребовать:

    - безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги,

    -соответствующего уменьшения цены оказанной услуги,

    - возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами

    - либо отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

    Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

    Законом о защите прав потребителей предусмотрены следующие механизмы защиты потребительских прав граждан защиты:

    - внесудебный порядок защиты прав потребителей;

    - судебная защита потребителей.

    Внесудебные механизмы защиты прав потребителей включают административно-правовой (административный) и частноправовой порядки действий.

    Положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей и постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» реализация административного механизма защиты прав потребителей возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (Роспотребнадзор).

    Административный механизм защиты прав потребителей включает в себя: организацию и проведение проверок соблюдения исполнителями услуг обязательных требований к их оказанию; применение мер пресечения нарушений обязательных требований в случаях, когда при проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований в форме выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения лиц, допустивших нарушения, к ответственности (административной или уголовной).

    Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуги отдыха предусмотрена:

    - частью 1 статьи 14.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение права потребителя на получение обязательной информации). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5.000 до 10.000 рублей на юридическое лицо или от 500 рублей до 1000 рублей на индивидуального предпринимателя;

    - частью 2 статьи 14.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях (включение в договор, условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, обязывание приобретения одних услуг, за счет приобретения иных услуг). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10.000 до 20.000 рублей на юридическое лицо или от 1000 рублей до 2000 рублей на индивидуального предпринимателя;

    - частью 1 статьей 14. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлениемПравительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 20.000 до 30.000 рублей на юридическое лицо или от 10000 до 20 000 рублей на индивидуального предпринимателя,

    - статьей 6.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10.000 до 20.000 рублей на юридическое лицо или от 1000 до 2000 рублей на индивидуального предпринимателя,

    - статьей 6.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 20.000 до 30.000 рублей на юридическое лицо или от 2000 до 3000 рублей на индивидуального предпринимателя,

    - статьей 6.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 20.000 до 30.000 рублей на юридическое лицо или от 2000 до 3000 рублей на индивидуального предпринимателя,

    - статьей 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами). Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 100.000 до 250.000 рублей на юридическое лицо или от 30000 до 50000 рублей на индивидуального предпринимателя, и другими статьями.

    Частноправовой механизм защиты прав потребителей в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей представляет собой самозащиту права, при котором субъект гражданского права защищает себя собственными действиями без обращения в орган, осуществляющий защиту гражданских прав, реализуется в следующих формах:

    -претензионная процедура, путем направления обращения (устного или письменного) в организацию, предоставившую услуги ненадлежащего качества;

    - процедура медиации, за счет урегулирования спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон;

    - общественная защита, осуществляемая общественными объединениями (организациями) потребителей, деятельность которых определена статьей 45 Закона о защите прав потребителей.

    Судебные механизмы защиты прав потребителей предусмотрены статьей 17 Закона о защите прав потребителей. Существуют следующие формы судебной защиты прав потребителей:

    - подача искового заявления в суд в целях защиты прав потребителя, которое может быть реализовано как самим потребителем, так и по его обращению Роспотребнадзором, общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления;

    - предъявление Роспотребнадзором, общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления исков в судебные органы о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей услуг, при этот могут быть заявлены лишь требования неимущественного характер;

    - подача Роспотребнадзором заявления о ликвидации исполнителя услуг, либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное (2 и более раза в течение 1-го календарного года) нарушение прав потребителей;

    - дача заключения по делу в целях защиты прав потребителей, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 40 Закона о защите прав потребителей

    Контроль за полнотой информации, предоставляемой потребителям, соблюдением санитарно - эпидемиологических требований при оказании услуги, Роспотребнадзор осуществляет в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора не чаще 1 раза в 3 года в плановом порядке или внепланово по обращениям потребителей.

    Читайте также: