Резня в доме отдыха нива

Обновлено: 04.07.2024

В стане ужастиков прибыло. Польская студия Bloober Team выпустила The Medium — свою самую амбициозную и дорогою игру. УНИАН прошел ее и готов поделиться впечатлениями в сегодняшнем обзоре.

В The Medium было очень сложно поверить. После откровенно неудачной Layers of Fear 2 и спорной Blair Witch казалось, что муза отвернулась от Bloober Team. Создавалось ощущение, словно сценаристы польской студии исписались, а геймдизайнеры больше не могут придумать интересных механик и аккуратно приспособить их к жанру хорроров. И хотя компания постоянно называла The Medium своей самой амбициозной и дорогой игрой, мы в УНИАН смотрели на нее с изрядной долей скептицизма. Однако это не причина пропускать проект, тем более один из первых консольных эксклюзивов Xbox Series X. Наша редакция прошла свежий ужастик и была приятно удивлена. Bloober Team, конечно, не совершила революцию в жанре, но из творческого кризиса точно вышла. Остальные подробности читайте в нижеизложенной рецензии.

Так звучит страх

Вышеупомянутые побеги и прятки от монстра — это отнюдь не самый важный элемент The Medium, как хоррора. Атмосфера в игре нагнетается разнообразными способами. Сюда входят и психологическая драма в сюжете, и редкие, но удачные скримеры, и ощущение одиночества в неприятном заброшенном месте, и постоянная смена обстановка, вызывающая тревогу. На все это легкими мазками ложится умопомрачительная музыка композиторов во главе с Акирой Ямаокой. Саундтрек в разы усиливает тягостную, грустную и одновременно давящую атмосферу The Medium.

Лесные чащи в игре получились жуткими / скриншот

Лесные чащи в игре получились жуткими / скриншот

Даже хорошо детализированное окружение вкупе с неплохой графикой и стилистикой с закосом под реализм не так влияет на нее, как музыкальное сопровождение. За отличную картинку, кстати, приходится платить производительностью. На моем ПК с i7-9750HF и GTX 1660Ti на максимальных настройках наблюдались регулярные подтормаживания, а порой кадровая частота опускалась ниже 30 fps.

Утоли мои печали

По ощущениям The Medium напоминает неторопливую прогулку по лесу и «заброшкам» наедине с собственными мыслями и эмоциями. В ней нет напряжённой борьбы за выживание и беготни от жутких монстров (на чём, увы, промо-кампания делает немалый акцент), да и призраки совсем не страшные.

Уже в прологе авторы сознательно замедляют действие и подсказывают нужный регистр для восприятия истории. Девушка-медиум Марианна возвращается домой, чтобы проводить в последний путь своего отца, владельца похоронного бюро. На календаре — обратный отсчёт до операции на мозге, на кухне — голодная кошка, а в подвальном морге — покойник, ждущий своего часа на железном столе. Как вдруг свет начинает мигать, а тень мертвеца скользит по стене в направлении офиса. Что это, угроза? Буйный дух рвётся отомстить миру за несвоевременную смерть? Отнюдь: призрак отца просто по привычке вернулся на работу, и Марианна со слезами в голосе помогает ему успокоиться и отойти в мир иной. Сердце сжимается не от страха, а от трогательного прощания близких людей.

Вскоре она отправляется на развалины дома отдыха «Нива», где таинственный незнакомец обещает раскрыть девушке подоплёку её тревожных снов. Но подход разработчиков к сверхъестественному остаётся прежним: духи постояльцев поначалу вызывают дискомфорт, но героиня быстро проникается к ним сочувствием и интересом. В любой другой игре мёртвая девочка с каменной маской на лице была бы главным скримером — Марианна же играет с ней в мячик и искренне пытается помочь ей вспомнить прошлую жизнь. Ведь пока призрак не услышит своё имя, он не сможет обрести покой.


У каждого из персонажей The Medium есть свои тайны и свои грехи. Но даже к самым отпетым негодяям игра относится с сочувствием и раскрывает их характер в самых разных обстоятельствах

Лучше всего The Medium работает не как хоррор, но как печальный мистический детектив. Неслучайно среди источников вдохновения создатели называют сериал «Чернобыль»: Марианна постепенно воссоздаёт картину произошедшего в «Ниве» и проживает судьбы жертв катастрофы. При этом, как и положено в хорошем детективе, первое впечатление часто бывает обманчивым, а отношение к персонажам может кардинально измениться в свете новой информации.

К примеру, в своих записках архитектор «Нивы» намекает, что неспроста построил курорт в лесной глуши — неужели речь снова пойдёт об одержимом творце (привет Layers of Fear), чьё искусство буквально пленит чужие души? А вот сиделка Урсула ухаживала за парализованным художником, который незадолго до этого отверг её любовный порыв. Вывод напрашивается сам собой, но правда окажется куда более страшной. К чести сценаристов, следить за множеством параллельных интриг совсем несложно: каждый мини-сюжет развивается в собственной локации, что позволяет избежать путаницы.

Больше на Игромании

Разумеется, есть в The Medium и настоящее зло, и даже парочка гигантских монстров. Но появляются они редко, хотя и уместно: чем сильнее загадки «Нивы» выводят Марианну из равновесия, тем ближе подбираются к ней демоны. И тогда девушке приходится либо убегать со всех ног, либо полагаться на скрытность. При этом стелс-механики максимально простые: знай себе, передвигайся на корточках, да зажми кнопку «задержать дыхание», если тварь подошла слишком близко.


Злодейскую «Глотку», демоническое воплощение гнева и боли, озвучивает Трой Бейкер, звезда The Last of Us и Death Stranding

А вот детективных и квестовых механик, напротив, не счесть. Тут и ручной осмотр улик, и мини-игра с проявкой фотографий, и способность комбинировать предметы в инвентаре. И, вероятно, самая эффектная идея The Medium: особые объекты, манипуляции с которыми изменяют время и пространство на локации. Марианна откручивает назад стрелку настенных часов — и руины комнаты перестраиваются прямо на глазах, открывая секретный проход.


Параллельные реальности в The Medium выглядит эффектно, но, к сожалению, часто сопровождается багами: от пропадающего звука до назойливого «подвисания» локаций

Плюсы и минусы

Задумка с двумя мирами заслуживает внимания / скриншот

Задумка с двумя мирами заслуживает внимания / скриншот

В целом мне понравилась The Medium благодаря отлично выстроенной истории, гнетущей атмосфере и головоломкам с применением раздвоенной реальности. Игра не лишена минусов, и кому-то они могут показаться очень даже весомыми. Наверняка не всем понравится подача лора через записки, а также взаимодействие с интерактивными точками, как в квестах. И все же я призываю закрыть глаза на эти недостатки и попробовать The Medium — хотя бы через некоторое время, когда проект появится на распродаже.

Обзор The Medium. «У нас есть Сайлент-Хилл дома»

Новинка от Bloober Team — не столько ужастик, сколько психологический детектив с потрясающим дизайном, глубокими персонажами и старомодным геймплеем.

Обзор The Medium. «У нас есть Сайлент-Хилл дома»

Обзор The Medium. «У нас есть Сайлент-Хилл дома»
Обзор The Medium. «У нас есть Сайлент-Хилл дома»
Обзор The Medium. «У нас есть Сайлент-Хилл дома»

Близкие по духу

Сериал «Тьма»

«Сияние» Стивена Кинга

Всего за пару лет краковская студия Bloober Team стала восходящей звездой хоррор-жанра. И новый проект команды, психологический детектив The Medium — серьёзная заявка в высшую лигу. Амбициозный сюжет с экскурсами в историю Польши, Трой Бейкер в роли главного злодея, саундтрек от легендарного композитора Акиры Ямаоки и релиз сразу на Xbox Series X/S в обход предыдущего поколения.

В то же время The Medium — самая старомодная игра студии. Разработчики не скрывают, что равняются на дизайн и механики ужастиков начала 2000-х, в особенности цикла Silent Hill. Меланхоличная атмосфера и неторопливый геймплей наверняка отпугнут немало игроков, жаждущих адреналиновой встряски. Но если запастись терпением и настроиться на одну волну с персонажами, дом отдыха «Нива» готов рассказать немало интригующих историй.

Все началось с мертвой девочки

Главная героиня Марианна, будучи медиумом, с самого детства видела один и тот же сон. Неизвестная девочка бежит по лесу от преследователя, достигает реки и не решается пригнуть в воду. Затем подходит мужчина в кожаных перчатках, достает пистолет и спускает курок. Впрочем, загадочное убийство — не единственная проблема главной героини. Она всегда видела духов и жила одновременно в двух мирах — реальном и потустороннем. Только приемный отец Марианны Джек понимал ее дар и старался поддерживать дочь.

В игре нужно изучать два мира одновременно / скриншот

В игре нужно изучать два мира одновременно / скриншот

День, когда он умер, стал для героини худшим в жизни. Сначала довелось смириться с потерей самого близкого человека, а потом позвонил неизвестный мужчина. Он представился Томасом и сказал, что знает о способностях Марианны. Якобы девушка — последняя надежда на спасение света, который еще не полностью покинул этот мир. Мужчина пообещал дать ответы на вопросы, тревожащие героиню с самого детства, но взамен она должна приехать в заброшенный партийный дом отдыха «Нива».

Что такое

Что такое "Нива" мы узнаем только в финале / скриншот

Вот так и начинается сюжет The Medium: игрок провожает Джека в последний путь, а потом бросается на поиски Томаса. Дальше стартует расследование, которое приведет Марианну к нескольким неожиданным и не самым приятным открытиям. По крайней мере, таковыми их пытались представить разработчики, но я после трети прохождения почти полностью разгадал концовку. Зато по пути к ней игра смогла несколько раз удивить и порадовать тем, как петляет история. В ней поднимается немало важных тем: сражения с внутренними демонами, самопожертвование, способность смириться с потерей родных и так далее. Отдельные мотивы, как семейные проблемы, ощущаются избитыми, но даже их удачно разбавили военной тематикой.

Основная сюжетная линия с расследованием событий, которые когда-то произошли в «Ниве», выстроена неплохо. Сценаристы постоянно поддерживают интригу и порционно выдают ответы на важные вопросы. Правда, в первые два часа они слишком плотно завесили стены чеховскими ружьями. В результате выстрелили только самые важные, а остальные создали пускай и несущественные, но все же заметные логические пробелы в истории. Над подачей сюжета Bloober Team тоже отлично поработала: в самом начале прохождения становится ясно, что Марианна рассказывает кому-то о пережитых злоключениях в «Ниве». Своими закадровыми комментариями она регулярно двигает сюжет вперед, а самые главные события демонстрируются через заставки и воспоминания. Последние входят в число коллекционных вещей и представляют собой образы, которые можно оживить при взаимодействии с определенными предметами.

Марианна / скриншот

Марианна / скриншот

Вообще, в The Medium хорошо потрудились над лором. Если его изучить, то будет гораздо проще расшифровать недосказанности, которые намерено оставлены в сюжете. Но чтобы сделать это, нужно искать разные коллекционные предметы: открытки, записки, эхо прошлого, вырезки из дневников и так далее. Да, все они короткие и почти всегда вмещают диалог из нескольких строчек или абзац текста. И все же я прекрасно понимаю, что не всем захочется тщательно обыскивать окружение и постоянно применять интуицию в попытках понять, а не остались ли на локации неизученные интерактивные точки.

Сплит-скрин для одного

Возможность исследовать два мира возникает и пропадает строго по скриптам в определенные моменты прохождения. Потусторонняя реальность отличается не только более мрачным окружением, но и отдельными геймплейными механиками. Она включает места с сосредоточиями энергии, которую способна накапливать Марианна. После этого главная героиня получает возможность использовать духовный барьер, чтобы пройти через преграду в виде опасных бабочек, или совершить взрыв. Это помогает восстановить электричество и защититься от монстра по имени Пасть, который обитает на территории «Нивы» в потусторонней реальности. Да, вы все правильно поняли – бегство и прятки от монстров в The Medium тоже присутствуют.

Экран разделяется не только по вертикали, но и по горизонтали / скриншот

Экран разделяется не только по вертикали, но и по горизонтали / скриншот

В первом случае нужно просто удирать по единственно правильному маршруту, а если совершить ошибку, то монстр схватит и убьет Марианну. А во время пряток необходимо красться, выжидать за преградами и задерживать дыхание, если чудовище подходит слишком близко. Эти моменты добавляют напряжения, но только поначалу — опытный игрок быстро поймет, как они устроены, и перестанет бояться. Кроме того, именно во время пряток и побегов от монстров камера выбирает не самое удачное положение. Здесь же уместно рассказать о «сражениях», которые упоминались разработчиками The Medium. Под ними имелись ввиду моменты с применением боевых механик, выполненных на одноклеточном уровне. Если их вырезать, то проект уж точно ничего не потеряет.

Применение духовного барьера в потустороннем мире / скриншот

Применение духовного барьера в потустороннем мире / скриншот

На этом особенности раздвоения реальности не заканчиваются. Кроме накопления энергии, Марианна обладает еще одним умением – возможностью отделяться от тела и в течение краткого периода путешествовать только по миру духов. Это полезно, когда в потусторонней реальности проход открыт, а в человеческой — заблокирован дверьми или баррикадой. Обычно в такие моменты необходимо побродить по окрестностям и придумать, как сделать так, чтобы и в реальном мире можно было добраться до нужного места. Но лично меня механика с раздвоением экрана удивила тем, как меняется восприятие игры. Пришлось долго приучать себя концентрироваться сразу на двух мирах, и это весьма необычный опыт.

Легкий мозговой штурм

В The Medium игрокам предстоит управлять Марианной с видом от третьего лица. Камера в проекте всегда закреплена в верхнем или нижнем углу локации, что сразу навевает воспоминания о первых Resident Evil. Ракурс в преимущественном большинстве случаев подобран удачно, хотя без исключений не обошлось. Основная часть игровых локаций имеет линейную структуру, однако иногда приходится бродить по обширным помещениям, куда ведут несколько соединенных между собой коридоров. Обычно в такие моменты сталкиваешься с головоломками, которые решаются в три или четыре шага. Почти всегда они сводятся к тому, что пользователь ищет нужные предметы, а потом открывает проход дальше.

Интересная головоломка с проявлением фотографий / скриншот

Интересная головоломка с проявлением фотографий / скриншот

Любителям комплексных пазлов в стиле The Witness и Machinarium новый хоррор Bloober Team, скорее всего, покажется детской забавой. Однако загадки в The Medium обладают своими преимуществами. Во-первых, они отлично разбавляют темп игры и помогают немного снизить градус напряжения. Во-вторых, решение загадок часто завязано на системе интерактивных точек, как в классических квестах. Игрок подходит к маркеру, нажимает клавишу и перед ним появляется, например, часть стены или стол. На открывшемся экране обязательно будет несколько предметов, с которыми можно взаимодействовать или добавить их в инвентарь, чтобы применить в другом месте.

В инвентаре редко скапливается больше пяти предметов / скриншот

В инвентаре редко скапливается больше пяти предметов / скриншот

В-третьих, больше половины загадок в The Medium построены на основной особенности игры – одновременных путешествиях в двух мирах.

Коридоры души

Подчас невольно задумываешься: а что вообще хотели создать Bloober Team? Игру или фильм? Интерфейс сведён к минимуму, улики становятся доступными строго в определённые моменты, камерой управляет закадровый оператор. Последнее, конечно, отсылает к методам классических хоррор-игр, которые сами равнялись на визуальные приёмы голливудских ужастиков. Но сейчас, в 2021 году, сложно избавиться от ощущения, что разработчики постоянно ведут игрока за руку и отнимают привычную свободу выбора. Более того, три ключевых сюжетных поворота даются через огромные неинтерактивные катсцены, одна из которых длится почти десять минут! Лет 15-20 назад такое было бы в порядке вещей, но сейчас подобные излишества прощают разве что Хидео Кодзиме. И уж совсем наглостью кажется финал, где Марианне необходимо совершить невыносимо тяжелый моральный выбор — и игроку никак не дают на него повлиять. Рельсы сюжета проложены жёстко, приговор обжалованию не подлежит.


Визуальный стиль игры вдохновлён работами художника Здислава Бексиньского, который совмещал брутализм социалистической Польши с апокалиптической готикой

Впрочем, в одном авторам стоит отдать должное: даже при своей линейности сюжет получился захватывающим, и он не коверкает повествование в угоду жанровым канонам. Игра часто оставляет себе время «подышать». Персонажи не спешат вываливать экспозицию на голову игроку, а многие нюансы истории подразумевают несколько возможных трактовок или подаются намёками. К примеру, развитие отношений между двумя героями показано через серию флешбэков: сначала мальчик приносит девочке два бутерброда и бутылку молока, но с каждой новой встречей они отдаляются друг от друга и еды становится всё меньше.

Немалую часть мотиваций можно вовсе пропустить, если не знать истории Польши. Патриотизму Bloober Team можно только позавидовать: они вплетают в каждую свою игру культурный контекст родной страны, но в The Medium эти мотивы звучат особенно громко. Травмы целого государства, измученного сначала нацистской оккупацией, а потом «товарищами» из КГБ, рифмуются с персональными травмами самих персонажей. И эта боль передаётся из поколения в поколение; кровь, пролитая в прошлом, питает демонов настоящего. Далеко не случайно почти у каждого героя сложились крайне непростые отношения со своими (реальными или символическими) отцами.

Взаимосвязь внутреннего и внешнего миров становится ещё более важной во второй половине The Medium, содержание которой разработчики до самого релиза держали в секрете. И не зря: на последние 4-5 часов приходятся одни из самых запоминающихся и сюрреалистических локаций в игре, а компанию Марианне неожиданно составляет новый протагонист. Не буду спойлерить и уходить в подробности; отмечу лишь, что дом отдыха — лишь начало пути героини.


Переклички с Silent Hill не ограничиваются одной лишь камерой. История одного из ключевых персонажей во многом напоминает злоключения Джеймса Сандерленда из SH2

Есть, впрочем, и побочный эффект. Чем сильнее закручивается сюжет, чем безумнее становятся локации и чем глубже раскрываются персонажи второго плана… Тем менее интересной кажется сама Марианна. Помогая другим, героиня почти не раскрывает собственный характер — а когда это всё-таки происходит, игрокам поступают чрезвычайно противоречивые сигналы. Марианна то и дело комментирует происходящее, причём сразу из двух времён. В условном «настоящем» девушка хлёстко реагирует на события, с юмором и матерком. А параллельно идёт более усталый, задумчивый комментарий из «будущего», где Марианна рассказывает свою историю некоему загадочному слушателю. Вот только с точки зрения игрока все слова героини воспринимаются как один закадровый голос, который прямо по ходу сцены почему-то меняет эмоциональный заряд. Вот грустный медиум размышляет об ужасах своего призвания, а уже через секунду смелая искательница приключений шутит про болторез.

The Medium вряд ли ждёт слава тех классических хорроров, что её вдохновили — уж слишком здесь много острых углов и устаревших решений. Но как минимум свою репутацию Bloober Team не посрамила. Поляки по-прежнему экспериментируют с нормами жанра, поражают воображение апокалиптическими видениями и ставят перед игроками новые вызовы — пусть не геймплейные, но уж точно эмоциональные.

Читайте также: