Река держа отдых с палатками

Обновлено: 06.07.2024

То, о чём я сейчас расскажу, по всей видимости не стоит того, чтобы ехать туда специально. Но если вы вдруг едете из Москвы на автомобиле в сторону Великих Лук, то заехать стоит. Не доезжая до Ржева километров 20 находится райцентр Тверской области город Зубцов. Город особо ничем не примечателен, но в его окрестностях я нашёл очень даже любопытные места.

_DSC9303.JPG

Но сначала о Зубцове. Годом основания города считается 1216. До Октябрьской революции Зубцов был богатым купеческим городом на двух реках. Через город волоком проходили баржи в Тверь и Москву из Ржева. Гимн города так и начинается: "Где слились навеки Волга с Вазузою, ни нахлебником Москве, ни обузою, а пристанищем российских купцов приютился тихий город Зубцов".

Поездка № 1

В какие-то выходные этим летом мы сели в машину и, переехав мост у станции подмосковной электричке Морозки, повернули на дорогу, ведущую вдоль всего водохранилища. Всего в этот день мы остановились три раза:

  • у СНТ КиМ (место поворота Канала имени Москвы и конец водохранилища);
  • на базе отдыха Солонцово;
  • и доехали до конца дороги, пересекли все возможные поселения и еще 30 минут шли пешком, чтобы найти еще одно отличное место для стоянки с палаткой в лесу.

Поворот к воде у СНТ КиМ сложно пропустить, просто смело поворачивайте, там можно доехать почти до самой воды и найти место для парковки у ворот заброшенного пионерского лагеря (не знаю наверняка, но выглядел он именно заброшенным).

И, пройдя вдоль берега пару минут, вы без проблем найдете себе место для стоянки. Здесь приятно купаться, вода достаточно чистая, да еще и корабли здесь проходят очень близко к берегу и можно разглядеть каждую деталь.

Виды и пейзажи этого места



Затем мы отправились дальше. Мне было очень интересно посмотреть на реку, вытекающую из водохранилища (все детство смотрела на ее с другой стороны и было дико интересно как же все выглядело с другой стороны), поэтому мы свернули с дороги по вывеске «база отдыха Солонцово», где оставили машину на местной парковке и пошли по единственной здесь дорожке, вышли на поле и свернули к воде.

Изначально мы собирались повернуть у поселка «Летчик-Испытатель», но там все дороги с трассы закрыты шлагбаумом.

Пейзажи этого места








Но и после этого мы не смогли повернуть домой, а отправились до конца трассы и, проехав поселок Долгиниха, оставили машину у поля, прошли пешком минут тридцать и нашли идеальное место для отдыха с палаткой в лесу. Единственный минус для меня – это песчаное, но мелкое дно. Я шла минут 10, но уровень воды так и изменился, так и остался где-то возле колена. С другой стороны это прекрасно для семей с маленькими детьми и рыбаков.

Пейзажи этого места


После этого мы отправились домой. Поэтому я перехожу ко второй части моего рассказа – остановке на Канале имени Москвы, расположенной между Икшинским и Пестовским водохранилищами.

Я отношу это место к Икшинскому водохранилищу, поскольку именно на его берегу мы фактически и остановились.

Москва и скалы. Не так далеки друг от друга, как это могло бы показаться

Москвичи и жители столицы очень любят куда-нибудь выбираться из города на машине. Многокилометровые пробки в пятницу на выезд, а в воскресенье на въезд как бы намекают, что многие проводят время где-то за городом. Однако, обычно полтора дня выходных пролетают банально: шашлыки, купание, распитие спиртных напитков. Вашему вниманию, альтернативное времяпрепровождение для тех, кто любит горы, горные пейзажи, скалистые образования и природу, совсем не характерную для столицы и области, но ехать куда-то далеко возможности нет. Все примеры в пределах 7 часов езды от МКАДа на машине.

Не все знают, но пейзажи горной местности начинаются уже в Тульской области. Так же их немало в Липецкой и Воронежской областях, они есть в Тверской и Новгородской. А уж Ленинградская область так вообще богата на скалистые образования. Но радиус я обозначил, так что поехали.

15 примеров, где вы сможете посмотреть на скалы, созданные природой.

Для характеристики расстояния и времени я использовал платные дороги, такие как М4 «Дон» и М11, ибо время – деньги. Каждое место я старался показать минимум тремя кадрами с разных ракурсов для полноты картины и обзора всей живописности места.

1) Урочище «Каменная Гора», Венёвский район, Тульская область

150 километров от Москвы и около двух часов езды через трассу «Дон», и вы на севере Тульской области, недалеко от границы с Московской. Место очень красиво и необычно для наших пейзажей. Здесь расположен памятник природы «Урочище «Излучина». Объект представляет научный интерес, как самое северное место произрастания редких степных растений - ковылей перистого и красивейшего, горицвета весеннего, касатика безлиственного, кизильника алаунского, а так же, как геологическое обнажение известняков михайловского и алексинского горизонтов нижнего карбона.

По реке Держа

По этой речке можно спуститься только весной,летом она становится очень мелкой и сплав по ней не возможен за исключением дождевого паводка. Два года я собирался на эту реку и наконец в мае 2011 года получилось на ней побывать и спуститься на байдарке по последней высокой воде.

Река Держа правый приток Волги протекает в Московской и Тверской областях.Длинна около 60 км,Держа очень живописная речка течёт между холмами,перед впадением в Волгу река пробивает проход сквозь известняковый кряж Московско-Смоленской возвышенности и образует очень красивый каньон с перекатами и скалами белого известняка по правому берегу.

Собрались поехать вместе с Андреем и взяли две лодки Викинг и Щуку однушки.Поход планировался на два дня с одной ночёвкой,решили идти по Держе последний самый красивый 30 км отрезок где по берегам скальники и выйти в Волгу.
Выехали из дома на первой электричке в 5 утра в Москву,дальше с Рижского вокзала электричкой до Волоколамска и от туда местным дизель-поездом из двух вагонов до ст.Погорелое Городище
__________________________________________________________________________________________

Поездка на Дёржу с ночёвкой на реке Ресса в Национальном парке «Угра».

Задумали мы с Дилярой съездить на Дёржу, что близ Зубцова, с ночёвкой. Но поскольку Диляра живёт в Щербинке, я решил удлинить маршрут. Вместо того, чтобы тошнить по прямой по Новой Риге, решил поехать по старой Варшавке через Обнинск до Юхнова, а там повернуть на Зубцов через Вязьму. Я собрал весь багаж с вечера, чтобы утром на это время не терять, т.к. до Щербинки ещё доехать нужно было по пробкам. Заложив примерно час на дорогу, я выехал в районе полудня. Однако дорожная обстановка оказалась чуть сложнее, чем хотелось, поэтому к дому Диляры я подъехал только в половине второго. Увидев, что Диляра ещё выезжать не готова, я понял, что покатушка явно будет не совсем по плану. Впрочем, как показывает практика, самые интересные и насыщенные путешествия бывают как раз не по плану, поэтому я всегда морально готов к любому развитию событий.

Где-то в начале третьего мы наконец стартовали в сторону Обнинска, потолкались там немного в пробках, после чего вышли на трассу в сторону Медыни. Чем хороша старая Варшавка, она хоть и узкая, но машин на ней не так уж много, и средняя скорость потока не сильно отличается от моей. Кто-то едет чуть быстрее, а кто-то наоборот чуть медленнее. Стояла неимоверная жара. Меня почему-то разобрало побезобразничать, поэтому я периодически обгонял поток по грунтовой обочине, пользуясь преимуществами мотоцикла эндуро, при свободной в общем-то встречке. Впрочем, в баловстве тоже надо знать меру, поэтому на подъездах к Медыни я уже успокоился, и дальше мы ехали по правилам. Проехав через город, мы сделали остановку. Время уже клонилось к вечеру, поэтому я посмотрел альтернативный маршрут. Но более короткий маршрут требовал довольно прилично вернуться назад, поэтому мы решили продолжать путь, а там решать по обстоятельствам.

Проехав Юхнов, мы свернули на дорогу 29К-001 и попали в Национальный парк «Угра». Мы доехали до села Климов Завод и там сделали остановку в круглосуточной закусочной. Рядом с кафе стоял мотоцикл ИЖ. Ассортимент кафе не блистал разнообразием, зато цены были невысокими. Мы заказали по салатику, я ещё взял сырников, и стали перекусывать. Телевизор на стене тем временем запугивал нас зубными врачами-шарлатанами и прочим негативом, не забывая упомянуть что «Запад загнивает». А на улице двое в хлам пьяных местных мужиков наворачивали круги на колясыче (Днепр-12 или что-то в этом роде). Я периодически поглядывал через окно на наши мотоциклы, припаркованные напротив кафе, что эти бухие черти в них не влетели. Но не смотря на то, что на ногах они держались с трудом, за рулём они чувствовали себя весьма уверенно.

Время было уже полседьмого, никаких шансов доехать до Дёржи засветло с моими-то скоростями уже не оставалось. Я предложил закупиться едой и немного вернуться назад, где мы видели стенд с указателем на кемпинги возле моста через реку Ресса. Диляра сказала, что можно сначала сгонять на разведку, потом вернуться за едой. Я не стал спорить, и мы немного вернулись назад. Доехав до стенда, я оставил Диляру на дороге и проехал вдоль берега реки в поисках хорошего места. Интересный момент, что на стенде было что-то написано про оплату места в кемпинге, но нигде не было видно никакого пункта или человека, которому следовало платить. Мы доехали до первой «официальной» полянки и расположились там. Официальной поляну по всей видимости делало наличие столика с лавочкой и кострища (на более дальних полянах были ещё беседки).


И тут встал вопрос о том, что место-то нравится, мы остаёмся, но еду-то мы так и не купили. В итоге я взял деньги, Дилярин Triumph Tiger 800 и погнал обратно в Климов Завод, дабы закупиться вкусняшками к чаю на вечер и на завтрак. После моей чекушки мне было сперва непривычно управлять кубатурным дорожным мотоциклом. Он намного легче контр-рулится на скорости, и у него совсем другие передаточные числа (я большую часть времени ехал на 6 передаче). А вот на околонулевой скорости мне очень не понравилось им управлять, он так и норовил завалиться на бок. Мне нравятся более короткие, узкие и юркие мотоциклы. Впрочем я быстро адаптировался. Также я ощутил огромную разницу в аэродинамике и ветрозащите. На моей Ямахе уже на 90 км/ч в грудь и шею дует неслабый ураган, а в ушах стоит гул ветра, за которым порой не слышно даже MP3-плеер. На Тайгере же я совершенно спокойно шёл 120-140, а местами и 160 км/ч, и ощущал скорость только по мелко вибрирующему из-за козырька шлему. Заодно я успел прочувствовать и то, как паршиво держит асфальт распиаренный у нас Mitas E07. В одном из поворотов я почувствовал, как заднее колесо пошло юзом, когда я открыл газ.

Я закупился продуктами и водой, и вернулся на полянку. Диляра уже расставила палатку и позвала меня купаться. Однако я во-первых не люблю купаться в принципе, а во-вторых солнце уже село за горизонт, и вокруг стремительно темнело, а у меня весь багаж всё ещё висел на мотоцикле. Пока Диляра купалась, я развернул лагерь и уселся за столик, наблюдая как берег реки затягивает туманом. Когда она вернулась, мы разожгли горелку и заварили чай. Так за чаем и философским разговором пролетел вечер, и наступила ночь. Берега реки покрылись густым туманом, периодически разрываемым лучом фонаря с соседней поляны. Стало довольно холодно. Что интересно, буквально в 5 метрах на склоне, где не было тумана, было намного теплее. Диляру в этот день рано утром своими криками подняли дети, поэтому она ушла спать первой. А я ещё немного посидел за столом, поглазел в небо, периодически перечёркиваемое метеорами, согревая руки котелком с горячей водой. На соседней поляне тоже стихли разговоры и погасли фонари, но где-то вдалеке, видимо на другом берегу реки, продолжалась гулянка с музыкой и криками. Впрочем это не помешало быстро уснуть.


На утро мы проснулись довольно поздно и практически одновременно. Я стал потихоньку сворачивать лагерь, понимая что скоро станет жарко. Я не ошибся, буквально через полчаса мне пришлось раздеться до трусов, потому что даже в тонкой Крафтовской термухе с меня пот лился градом при любом движении. Мы позавтракали, Диляра снова ушла на речку, а я, передвигаясь как в замедленной съёмке, стал паковать вещи. Что интересно, за те два часа, что мы собирались, не смотря на жару, мокрый с обеих сторон тент моей палатки так и не высох полностью.


Дальнейшие планы пришлось скорректировать – дочь Диляры заболела, и ей пришлось срочно возвращаться домой. Мы выбрались на дорогу, и тут я вспомнил, что накануне, когда я гонял за продуктами, на Триумфе загорелась лампочка топлива. Впрочем у меня как обычно была с собой канистра с бензином, так что это не стало большой проблемой. Мы попрощались и разъехались в разные стороны – Диляра обратно на Варшавку, а я в сторону Вязьмы и Зубцова. Проехав пару километров, я увидел в зеркалах фару мотоцикла. Я оглянулся и притормозил, думая что Диляра что-то забыла и догоняет меня, но это оказался Suzuki Djebel, навьюченный багажом. Райдер поприветствовал меня и укатил вперёд. Я попытался его догнать, но с горечью осознал, что 80 с лишним тысяч пробега для одноствольной чекушки это немало. Я не cмог догнать даже гружёный Джебель. (( Впрочем когда мы снова доехали до Климова Завода, Джеблик замедлился чуть ли не до 30 км/ч, в итоге я обогнал его и ушёл вперёд.

Сразу после Климова Завода дорога стала очень разбитой, так что даже хорошо, что Диляра дальше не поехала. На её дорожнике тут было бы тяжко. Через пару километров я увидел слева на обочине разбитый самосвал и грязного человека, по всей видимости водителя. Я остановился узнать, не нужна ли помощь. Через минуту меня догнал и тоже остановился Джебель. Как рассказал водитель, разъезжаясь с фурой, он заехал одним колесом на обочину, но обочина оказалась очень мягкой, в результате он вылетел в лес. Кабина была разбита, а передний мост вырван. Машину уже частично вытащили на обочину дороги другие дальнобойщики, ему же оставалось лишь ждать эвакуатор и горевать о невыплаченном кредите за машину. Я удостоверился, что у водителя есть связь, отдал ему одну из двух имевшихся бутылок воды, и спросил у пилота Джебеля, куда он путь держит. Он ехал из Калуги по моему любимому маршруту «просто прокатиться» и в данный момент искал живописное местечко, где можно спокойно перекусить. Я предложил дальше ехать вместе, ведь нам по пути, однако ему эта идея видимо не очень понравилась, потому что когда мы стартовали, он постепенно от меня оторвался и через какое-то время видимо свернул, потому что на прямой за очередным поворотом я его не обнаружил. Я пожал плечами и продолжил путь.

На одной из развязок из окна машины, шедшей передо мной, со стороны пассажира прямо мне под колёса вылетел литровый пакет из-под сока. Я вспылил и захотел его оттормозить, но когда догнал, то увидел на пассажирском сидении, откуда вылетел пакет, немолодую женщину лет 50, а за рулём, по всей видимости, её сына. Я подумал, что раз к таким годам у этой бабы (наиболее подходящий в данном случае термин) ума не прибавилось, то бессмысленно что-то объяснять, поэтому просто показал ей средний палец и уехал вперёд. Полагаю, они даже не поняли, что всё это значило.

На въезде в Вязьму я дважды чуть не попал в ДТП. Первый раз я зазевался, вертя башкой по сторонам, и не заметил, как две машины впереди остановились, пропуская пешехода. Мне не хватало тормозного пути, я бы въехал в зад машине. Пришлось оттормаживаться уже на пыльной обочине. Остановился я, подняв облако пыли, буквально в 3 метрах от женщины-пешехода, которая перебегала дорогу. Второй раз мне надоело тошнить 20 км/ч за авто, объезжавшей многочисленные ямы, и я решил обогнать его справа. Вот только уже в процессе обгона водитель авто внезапно начал прижиматься правее. Толи он меня не видел и не слышал, толи сделал это специально – я не очень понял. Пришлось поддать газку и проскочить между его передним крылом и бордюром. Я с грустной улыбкой в очередной раз отметил для себя, что мотоцикл стал вялым на разгон. «Компрессия кончилась, надо бы прикупить ведёрко. » - подумал я и перешёл на более спокойный режим езды.

Следующую остановку я сделал где-то между Вязьмой и Зубцовым в придорожном кафе. Я заказал гуляш с макаронами и кофе с молоком. Пока ждал еду, я смотрел телевизор, висевший на стене. Там снова запугивали, что якобы от бутербродов с колбасой и сыром растут бока, и прочим бредом. Я смотрел на это всё и думал: «Неужели есть люди, которые настолько безоговорочно верят тому, что говорят по телевизору, что не видят явных передёргиваний и логических нестыковок в репортаже?» Бока-то от бутербродов может и растут, но в каких количествах их есть надо для этого? )))

Поев, я продолжил путь в сторону Зубцова. Дорога вывела прямо в город, и в самом городе качество дорог оказалось ещё хуже, чем за его границами. Кое-как проехав через эти ямы, именуемые дорогами, я вышел на второстепенную довольно качественную дорогу и помчался вдоль реки Волга. После Мозгово я свернул на грунтовку через поле и приехал на то место, где бывал уже несколько лет назад – обрыв над рекой Дёржа. Наверху стояли две машины, а вниз вёл довольно крутой испещрённый корнями спуск, по которому я в прошлый раз съехать не рискнул. Однако в этот раз спуск не показался мне чем-то сложным. В горах Кавказа я ездил дорожки и покруче. Я спустился вниз и доехал до реки. Там в воде плескались две компании, судя по разговорам одна с Украины, другая из Москвы. Жара стояла неимоверная, стоять на месте в экипировке было откровенно тяжело. Я намочил в водах реки свой баф, повязал его на шею и полез обратно наверх. Подъём тоже не показался сложным, благо износившийся в дальняке задний баллон я уже переобул. Я прокатился вдоль реки по накатанным грунтовым колеям, но как и в прошлый раз дорога внезапно кончилась посреди поля. Фрирайдить не хотелось, да и резина у меня не самая удачная для езды по пашне, так что я вернулся в Мозгово и не доезжая до Зубцова вышел на трассу М9 в сторону дома.






Возле аэродрома Орловка я сделал привал в тени автобусной остановки. Это было отличное место для отдыха – там была тень и лёгкий ветерок. Когда же завёлся, я обнаружил, что у меня на исходе топливо, поэтому немного вернулся до АЗС Сургутнефтегаз. Бензин на этой АЗС оказался странным на запах – он пах спиртом и ароматизаторами. Однако мотор его принял хорошо, как в других случаях заправок на АЗС этой марки.

Московская область встретила меня пробками аж за сотню километров. Пришлось немного попылить по обочине, где быстро стало ясно, что передний баллон тоже уже пора менять. Впрочем после ремонтируемого моста дорога была свободна, так что дальше можно было ехать на крейсерской практически до самого МКАДа, благо чем ближе к Москве, тем шире становится Новая Рига. По пути встречалось много мотоциклистов, как попутных, так и встречных. Некоторые автомобили меня откровенно забавляли. Например, увидев в одной из машин на пассажирском сидении девушку, закинувшую ноги на торпеду, я засмеялся и тоже закинул ноги на передний пластик мотоцикла. Сзади сразу образовалась приличная дистанция. ))) Другой водитель тошнил в среднем ряду на аварийках. Я подумал, может сломался? Но нет, он просто ковырялся в смартфоне, полностью выпустив из рук руль и даже не глядя на дорогу. Вторая пробка меня ожидала в туннеле под МКАДом, где видимо из-за поломки в правом ряду стояла машина на аварийках. На контрасте после природы и свободных дорог всё это заметно напрягало, поэтому я с облегчением выдохнул, когда наконец добрался домой. Я вообще последнее время очень неохотно езжу по Москве, меня раздражает такое обилие авто и в общем людей. Мне в этом городе слишком тесно, и каждую рабочую неделю я с нетерпением жду выходных, чтобы снова выбраться за пределы этого бетонного муравейника. Наверное старею.

Река держа отдых с палатками


Небольшой фотоотчёт об одной из недавних поездок. Поставил ещё одну галочку в списке мест, куда хотел прокатиться в этом сезоне. В этот раз поехал вместе с женой в сторону Ржева — там, примерно год назад, был открыт Ржевский мемориал Советскому Солдату…

Правда вот, нашли мы его не сразу — ошибочно построил маршрут в «Парк мира», а когда приехали туда, долго не могли понять, куда подевалась огромная статуя :) Зато прокатились по Ржеву и закупились продуктами на ужин в местном магазине. Интересующий нас мемориал нашёлся на выезде из города, непосредственно около трассы (56.218482, 34.262720). Напротив большая парковка, где мы оставили Ская и пошли гулять…


Мемориал Советскому солдату, возведен на месте ожесточённых сражений 1942-1943 годов. Кровопролитные бои по периметру Ржевско-Вяземского выступа продолжались 14 месяцев. Проведенные войсками Западного и Калининского фронтов наступательные и оборонительные операции ценой огромных потерь имели огромное стратегическое значение для достижения перелома в пользу Красной Армии на всем советско-германском фронте.








Далее у нас была запланирована ночёвка на берегу реки Держа, в очень живописном месте. Река тут протекает в низине, с двух сторон — высокий берег. Получается эдакий каньон, вдоль которого, сверху, проходит грунтовая дорога. Место относительно популярное, но так как были будни, мы там оказались совершенно одни.












Вкусно поужинав гречкой с тушёной говядиной и запив это добро ароматным чаем, мы ещё немного погуляли, проводили закат и завалились спать в палатку. Утром — лёгкий перекус и 250 км дороги до дома…

Как мы по весне искали место на Волге для отдыха с палатками


Т.к. между майскими праздниками был в отпуске на даче в Тверской губернии, то именно там решили поискать.

Сразу хочу сказать, что открытых мест с доступом к воде в близости к Подмосковью очень сложно найти.
Поднапрягли память, чтоб вспомнить, что где было в доступе, а выбор-то и невелик.

Итак, поехали, ссылка на карты.
Для начала отправились в район Конаковской ГЭС (смотрим точку 1)


Место оказалось не интересным, только низкий берег и кусты, да куча травы (привет комарам). При этом подъезд по очень бугристой дороге, в слякоть можно соскочить с бугорков в ямки и там и остаться.
Фото с точки не будет, кому интересно на картах найдет.

Второе место ожидалось интереснее. Это длиный участок побережья вдоль фиолетового трэка к точке 2
(ссылка не вставляется смотрите на предыдущей карте)


На верху сосны, внизу песок. Но когда подъехали, там обнаружили забор и невозможность оставить машину.
Ради интереса проехали на точку 2 в Конаково Ривер Клаб.
Там анонсировалась зона для кемпинга, но заехав и обследовав территорию выяснилось, что под кемпинг там выделен пустырь, даже без газона, а с голой глиной.

В результате поехали на точку 3.
И вот там-то оказались перспективные места


Заезжали по зеленому треку, выезжали по красному (это к видео в конце записи). На самом деле ездили туда на разведку еще несколько раз, для уточнения деталей.

Итак, что там интересного?

Небольшой участок с соснами на возвышении с интересным рельефом, возможностью проехать на машине и установить палатки

Поездка № 2

Доехать до него очень просто: нужно всего лишь свернуть с Дмитровского шоссе на поселение Драчёво. И двигаться все время прямо, пока не уткнетесь в берег Канала.

Оставить машину можно прямо там или попробовать найти местечко прямо на берегу. Но имейте в виду, что доехать на машине до места нашей стояки – на самом мысу этой косы, не получится, поскольку на дороге проводятся какие-то строительные работы и проезд закрыт.



Мы оставили машину, взяли вещички и пошли пешком. Пройти придется еще минут 20: сначала вдоль воды, а затем по полю. Но заблудиться не получится, ведь тропа четко просматривается.

Пейзажи этого места









Лучше всего дойти до самого конца косы и попробовать занять место прямо там. Отсюда открывается очень красивый вид на водохранилище, а вода омывает это место почти со всех сторон и кажется, будто ты находишься на маленьком островке.

Единственное неудобство этого места заключается в скользких камнях. По-хорошему, чтобы купаться здесь, нужны специальные тапочки, действуйте очень аккуратно. Мы отдыхали с детьми и под конец вечера у некоторых были порезы на ногах и небольшие ушибы от падений.


А мы отправляемся дальше! Если вы знаете хорошие места для пляжного отдыха, расположенные вблизи Москвы, где можно не только загореть, но и нормально искупаться, то напишите мне в комментариях. Обязательно скатаемся и подготовим тщательный отчет!

Выходные на Красивой Мече (с прогулкой на Дону и Быстрой Сосне)


Всем привет! Настало время снова делиться информацией ;-) Надеюсь, мои фото-отчеты не иссякнут, а то я кажется зачастила с рассказами в последнее время. С другой стороны, у меня накопилось столько фотоматериала и маршрутов, что мы проехали за последние годы, что комп просто разорвет от переполнения. Поэтому продолжу писать про наши покатушки.
И в этот раз мы прокатились в сторону невероятно живописной реки Красивая Меча, с заездами по пути на реки Быстрая Сосна и Дон. Но обо всем по-порядку. Дорога составит около 200-230 км.
Наш путь пролегает от родного Воронежа в сторону Липецкой области. В прошлом отчете я уже знакомила вас с интереснейшим местом — Воргольские скалы, находящееся также в Липецкой области. Едем по трассе М4 до Ельца (52.657859, 38.595257), потом сворачиваем направо в сторону села Красное. Дальше наша дорога идет вдоль красивейшей реки с обрывистыми берегами Быстрая Сосна (или просто Сосна). В бассейне распространены известковые породы. Развит карст.


Мост через реку Быстрая Сосна в селе Талица

Для Сосны характерна узкая каньонообразная долина. В долине реки много скальных выступов высотой до 25 м и длиной до 1,5 км. Отвесные известковые скалы выходят поочередно по правому и левому коренным склонам долины, создавая горный пейзаж. Понимаете почему опять внешний вид природы вдоль этой реки поражает? Снова посредине равнин и степей вдруг скалы и обрывистые берега. Дно реки преимущественно каменистое. Очень необычно! В селе Талица решаем подъехать к реке поближе, вот координаты 52.700726, 38.714596. Течение бурлит, каменистые берега, повсюду наблюдаем рыбаков.


Места здесь очень живописные, течение достаточно быстрое в этом месте из-за моста. Погуляв здесь, подышав свежим степным воздухом, двигаемся дальше. У нас на очереди интереснейшее местечко — подвесной мостик через реку Дон — единственный в своем роду в этих краях! От Талицы направляемся в сторону Красного, проезжаем его через железную дорогу. Затем только прямо, никуда не сворачиваем до самого села Троекурово (52.980519, 38.984945). Вот здесь начинается интересное — мост через реку Красивая Меча. Можно его пересекать, можно нет — отдыхать хорошо на любом берегу — чудесные виды открываются и там, и там. Но мы пока не спешим на эту реку, у нас же впереди мостик — поэтому едем немного дальше этого села. Нам еще осталось около 12 км, 15 минут езды до села Волотово (52.965922, 39.095065). Немного терпения и мы на месте. Оставляем машину недалеко от памятника ВОВ, идем по проселочной дороге по невероятно зеленой траве. И нам открывается удивительный вид на реку Дон среди бархатных холмов, через которую проходит небольшой подвесной мостик. Берег Дона со стороны Волотово крут и высок. Зрелище шикарное! Ради того, чтобы сфотографировать мост сюда едут туристы из многих регионов центральной части России. В блогах путешественников можно видеть, какой он вызывает восторг.


Что же это за мостик такой, почему он здесь появился? А он здесь совсем неспроста, кроме того что мост очень живописный, у него вполне серьезное назначение. Уникальный для Липецкой области, да и для всего Черноземья, стометровый подвесной пешеходный мост через Дон соединяет два села Лебедянского района — Волотово и Черепянь. Маленькая и аккуратная Черепянь во время сильного весеннего половодья оказывалась буквально отрезанной от остальной земли. Небольшой подвесной мост — это единственная возможность перебраться на «большую» землю.


Деревня Волотово, на крутом берегу Дона, была заложена еще в 16 веке. Считается, что название пошло от слова «Волот», то есть богатырь. Небольшой курган, названный «Волотовым», действительно имеется в месте слияния рек Дон и Красивая Меча. Свой поход к подвесному мосту следует планировать именно отсюда, высокий берег откроет прекрасный вид на излучину реки, мост. Как на ладони окажется Черепянь, а в хорошую погоду можно поразглядывать и Лебедянь. Еще одна достопримечательность, памятник ВОВ погибшим односельчанам, окажется на пути к реке. Около памятника хорошая и ровная площадка, где можно оставить машину (мы так и сделали). Вид на реку Дон, открывающийся с мостика.


Дело близится к вечеру, теперь мы возвращаемся обратно к реке Красивая Меча — именно там мы хотим остановиться с ночевкой и заодно накупаться в ее стремительных водах. Однако обратно не возвращаемся к мосту через Дон в Троекурово, а едем в направлении Тютчевского леса — вот такое поэтичное название. Здесь 52.941383, 39.076061 можно съехать с дороги от Волотова к лесу. Порой приходилось ехать полями по грунтовой дороге — если сухая погода, то вам повезет проехать и на обычной машине, в сырую погоду — не стоит, т.к. там везде чернозем и дорога превратится в маслянистую кашу, ну вы поняли. Птички щебечут в лесу, дорога лесная достаточно ровная без буераков, кое-где конечно стоит ехать поаккуратнее. Все-таки выбранный нами путь лучше подходит для внедорожников. Порой дорога идет вдоль берега реки — он левее от нас, а справа лес.



Поэтому мы выбираем красивую полянку на границе Тютчевского леса с видом на живописные овраги и саму реку Красивая Меча. Здесь (52.957482, 39.034563) нам всё и всех видно очень хорошо, а вот до нас никто дотянуться не сможет =) Сережа принимается кашеварить — время ужина.


Очень часто эту местность называют Русской Швейцарией. Неповторимый вид открывается с высоты этих холмов. Но самая грандиозная достопримечательность лебедянщины — Кураповские скалы. Место, в котором стоит побывать просто обязательно! Тут и воды Красивой Мечи бегут по порогам и перекатам. Вот и мы приехали на это чудо посмотреть — здесь ощущаешь себя на отдыхе в горной местности. А меж тем солнышко садится все ниже. Вдали на холмах влюбленные туристы, погуляли по краю обрыва и тоже стали раскладывать столик и ставить палатку. Очень красиво заиграли вечерние краски.


За ужином сидя на мягких походных стульчиках наблюдаем, как в небе меняются закатные краски. Невероятное зрелище и удовольствие кушать и отдыхать в таком месте. Опора ЛЭП с этого ракурса и вправду дает жару, вот уж правда энергия света!



После ужина идем прогуляться к реке. Солнце почти совсем скрылось за горизонтом. Стало немного прохладнее. Немного описание реки. Протекая по восточным склонам Среднерусской возвышенности имеет извилистое русло. Петляя среди холмов высоким становится поочередно то левый, то правый берег. Склоны берегов пологие, на отдельных участках с обнажением пластов известняка и доломита и, как правило, здесь на реке перекаты, в ряде таких мест русло дробиться на две протоки. Вот мы как-раз в таком месте и находимся. Здесь находится знаменитый скалистый берег с карнизами, по которым можно прогуливаться, переходящий плавно чуть вниз по течению в самый настоящий каньон!


Кураповские скалы образовались давно, после того, как бурный поток от тающего ледника промыл русло для Красивой Мечи в известняковом холме. Ледниковый период закончился в этих местах примерно 16 тысячелетий назад. Сам холм образовался в геологический меловой период Земли сто миллионов лет тому назад.


В те времена Европейскую равнину покрывал древний океан Тетис. Он отступил в результате подъёма земной коры, а остались солёные моря типа Каспийского и Аральского, известняковые горы и меловые холмы наподобие этих скал. Вот здесь отлично видны каменные выступы, скажу честно — когда впервые их увидели были очень поражены красотами, напоминающими Крым.


Это кварцевые песчаники. Порода крайне не устойчивая к эрозии, быстро разрушающаяся

Нагулявшись, вернулись в лагерь. Много общались, сидя на стульчиках на краю леса, слушая ночных птиц и хлопанье крыльев малюток летучих мышей. А потом баиньки. На следующий день был запланирован подъем в районе 4-00 утра. Очень хотелось запечатлеть рассвет в этом красивом месте.


В 4-15 прозвенел будильник. Стекла машины были покрыты росой и конденсатом. Спалось очень комфортно. Но в отличии от вчерашнего дня, небо было подзатянуло тучками. В лучах утреннего солнца наша авто-кровать смотрелась замечательно.


Спускаемся к реке, идем к дальним высоким холмам, чтоб сфотографировать всю панораму реки. Однако солнечного света все также не хватало. Облака хоть и очень красивые, но заволакивали небо все сильнее. В утренней тишине видим маму-уточку с детками.


Такая рань, но мы уже не одни — рыбачок на каменном уступе занимается любимым делом. Но вокруг ни души, все отдыхающие попрятались по машинам и палаткам и мирно спят. На другом берегу реки на лесной поляне огромное скопление таких туристов, от кострищ тянет дымком. Вот ведь, есть любители отдыхать всем скопом.


В этом месте раньше была плотина, теперь она разрушена, а ее останки образуют пороги. Здесь Красивая Меча превращается из спокойной равниной в бурлящую и шумную стихию, будто перед нами горная река. Очень хорошо видна граница.


На лесной поляне порядка 7-10 машин с палатками, любители группового отдыха =)

Взобрались на высокий холм, рядом с палаткой отдыхающих. Вдруг там кто-то зашевелился в предбаннике и … вылез сонный пес. Поежился на утренней прохладе, посмотрел на нас, что мы не представляем опасности — мирно залез обратно. А мы дождавшись, когда солнечные лучи немного осветят реку в низине, запечатлели живописную панораму.


Вдали на холмах стоит опара ЛЭП, а за ней лес — там наша машинка, оттуда мы и пришли

Отсюда хорошо видно, что течение в узких местах и на мелководье довольно сильное. Присутствуют шиверы — это беспорядочно расположенные по руслу реки подводные камни, поэтому река и бурлит. Потом мы вернулись, позавтракали, а днем накупались в реке Красивая Меча. Очень приятно лежать на каменных плитах посредине реки, получая порцию гидромассажа, это нереальный кайф.
Освежившись, отправились в обратный путь. Вот такое чудесное путешествие выходного дня получилось. Надеюсь, что мой отчет поможет вам разнообразить свой отдых. Так что еще одно интересное место в копилку!
Жми НРАВИТСЯ и ПОДЕЛИТЬСЯ, будем рады!

Природа Кавказа недалеко от Москвы: скалы и каньон реки Держа

Кто бы мог подумать, что всего в 200 км от Москвы среди равнинного ландшафта можно найти настоящие скалы, глубокий каньон и совершенно нехарактерную для Тверской области природу.

Это удивительное место называют каньоном реки Держа или скалами реки Держа.

Когда мы начали искать информацию о каньоне, увидели огромное количество безумно красивых фотографий. И решили для себя, что мы обязательно должны здесь побывать.

Кому-то каньон реки Держа напоминает природу Сибири, кому-то - Карелию. Нам это место навеяло воспоминания о предгорьях Кавказа, в особенности, казалось будто мы находимся в Адыгее.

Удивительное по красоте место находится в 200 км от Москвы недалеко от городка Зубцов. Река Держа - это правый приток Волги. Скалистые берега можно увидеть рядом у самого входа Держи в Волгу.

Чтобы добраться до скал, нужно ориентироваться на поселок Мозгово. Рядом с поселком находится мост через реку Держа и проходит дорога "Москва-Рига" - Столипино. Мы ехали со стороны Зубцова. Дорога до д. Борки идеальная, отличный асфальт и живописные пейзажи вдоль Волги. А далее качество дороги оставляет желать лучшего.

Со стороны Мозгово высокий берег реки Держа выглядит так:

Обрывистый берег. Внизу река

От дороги Мозгово - Курьяново до берега нужно пройти/ проехать 300 м по лесной дороге. На низкой машине добраться сюда будет сложно, очень глубокая колея.

Здесь отличное место для пикника. Вдоль отвесного берега можно погулять по лесной тропке, пособирать грибы и ягоды (брусника, черника).

Вид на этот берег с противоположной стороны Лисички и волнушки. Лисичек набрали целую корзину

Гораздо живописней правый берег Держи. К нему ведет грунтовая дорога через поле и затем через лес. Проехать можно на любой машине.

Фотографии не передают перепад высот, но каньон действительно глубокий. Отвесные белые скалы теряются среди деревьев, растущих возле воды. На высоте растут сосны, ниже - красивые ели.

Местами дорога проходит прямо вдоль обрыва. Особо впечатлительные пассажиры у нас в машине откровенно запаниковали. Дух, действительно, захватывает.

В месте, где река делает поворот, правый берег резко уходит вниз и образует ровное плато, на которое мы любовались с противоположного высокого берега во время пикника.

Отвесные скалы сменяет равнинный участок, где разбивают лагерь любители отдыха в палатках

Настоящие скалы - совершенно не характерны для окружающего ландшафта!

Место оставило очень сильные впечатления. Мы будто оказались в совершенно других широтах. И даже начавшийся дождь не помешал нам любоваться окружающими красотами. Даже, наоборот, создал особенный колорит, свойственный туманным горам.

Еще несколько фотографий. Очень уж красивое место.

Это место очень понравится настоящим ценителям природы: здесь можно просто погулять, остановиться на пикник или провести пару дней с палатками.

Поездка по берегам Икшинского водохранилища | Места для купания и летнего отдыха рядом с Москвой


Привет! Сегодня я расскажу вам о 4 местах для отдыха и купания на берегу Икшинского водохранилища: как добраться, стоит ли ехать, удобно ли отдыхать.

Внимательный читатель уже догадался, что моя дача находится на Дмитровском шоссе, а если точнее – в 10 минутах от берега Икшинского водохранилища. И этим летом мы несколько раз катались на машине вдоль этого водного массива в поисках интересных мест для отдыха, и сегодня я расскажу вам об итогах этого исследования.

Мой рассказ будет состоять из двух частей:

  • в первой я расскажу о поездке по северному берегу водохранилища (56 км до последней остановки от МКАД). Это дальний берег, куда нет прямого подъезда из Москвы – придется объезжать по Дмитровскому шоссе и возвращаться ближе к столице;
  • во второй части я расскажу о чудесном месте, идеальном для стоянки с палаткой в 20 км от МКАД по Дмитровскому шоссе.

Для начала показываю вам карту, где я отметила все наши остановки и места подъезда к ним. Описание самих стоянок смотрите ниже.

Читайте также: