Развитие санаторно курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город курорт сочи

Обновлено: 05.07.2024

Поквартальное распределение прогноза кассовых выплат из краевого бюджета, тыс. руб.

Финансовое обеспечение деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края,

Е.В. Логунова — начальник отдела сопровождения финансов

Предоставление субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, созданному в целях создания благоприятных условий для развития туризма, повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
начальник отдела экономики и прогнозирования

Катушенко А.Р.,
ГБУ КК «Курорты Краснодарского края», и.о. директора Ю.М. Панькова

Подпрограмма № 1 «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

Предоставление субсидий из краевого бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края,
Груша Г.Р. - начальник управления развития внутреннего туризма;

Агафонов Е.В. - начальник отдела развития туризма горно-предгорных территорий в управлении развития внутреннего туризма

образования, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности

Заключение соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования Апшеронский район для реализации мероприятия по расчистке левого скального склона объекта туристского показа «Гуамское ущелье»

Мониторинг исполнения соглашения

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Агафонов Е.В. - начальник отдела развития туризма горно-предгорных территорий в управлении развития внутреннего туризма;

администрация муниципального образования Апшеронский район

Выполнение работ (услуг) в рамках реализации полномочия муниципального образования по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности

администрация муниципального образования Апшеронский район

Голунчеева Л.В. - главный специалист отдела развития туризма

Предоставление грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае» (в рамках реализации регионального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
Груша Г.Р. - начальник управления развития внутреннего туризма;

Сидоренко А.А. - начальник отдела развития активных видов туризма в управлении развития внутреннего туризма

заключение соглашений о предоставлении грантов в форме субсидии победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае»

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края,

Сидоренко А.А. - начальник отдела развития активных видов туризма в управлении развития внутреннего туризма

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муници-пальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха в границах туристского кластера «Абрау-Утриш», за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 1.6.1 и 1.6.2 перечня мероприятий подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Фидяева Е.Ю. - начальник управления реализации программ и межрегионального взаимодействия;

Харченко А.Ю. - начальник отдела реализации программ, инвестиций и развития курортной инфраструктуры

в управлении реализации программ и межрегионального взаимодействия

Заключение соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования город Новороссийск в целях реализации в 2020 году мероприятия по строительству объекта «Берегоукрепление набережной им. Адмирала Серебрякова от ул. Снайпера Рубахо до яхт-клуба водноспортивного центра ПАО (публичное акционерное общество) «Новошип» и на участке выхода к морю
ул. Черняховского в
г. Новороссийске»

Мониторинг исполнения соглашения

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Харченко А.Ю. - начальник отдела реализации программ, инвестиций и развития курортной инфраструктуры

в управлении реализации программ и межрегионального взаимодействия;

администрация муниципального образования город Новороссийск

Выполнение работ по строительству объекта «Берегоукрепление набережной им. Адмирала Серебрякова от ул. Снайпера Рубахо до яхт-клуба водноспортивного центра ПАО (публичное акционерное общество) «Новошип» и на участке выхода к морю
ул. Черняховского в
г. Новороссийске»

администрация муниципального образования

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муници-пальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обяза-тельств муниципаль-ных образований Краснодарского края по организации водоотведения: на раз-работку проектной и рабочей документации, включая выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, и по-лучение положи-тельных заключений государственных экспертиз проектной документации и ре-зультатов инженерных изысканий, а также достоверности определения сметной стоимости строи-тельства, в целях строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей ин-фраструктуры турис-тских кластеров, за исключением мероприятий, предус-мотренных подпунктом 1.4.2.2 подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

министр А.В. Ляшко

823 0502 2010761150

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха на территориях муниципальных образований, в которых введен курортный сбор (в части финансового

обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
начальник отдела сопровождения неналоговых платежей
Фридрих Ю.Н.

заключение соглашений между министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и муниципальными образованиями Краснодарского края о предоставлении субсидии из краевого бюджета

Мониторинг исполнения соглашений

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
начальник отдела сопровождения неналоговых платежей
Фридрих Ю.Н.;

администрации муниципальных образований Краснодарского края:

город Горячий Ключ; Новомихайловское городское поселение Туапсинского района; Джубгское городское поселение Туапсинского района;

Небугское сельское поселение Туапсинского района;

Шепсинское сельское поселение Туапсинского района

выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры

администрации муниципальных образований Краснодарского края:

город Горячий Ключ; Новомихайловское городское поселение Туапсинского района; Джубгское городское поселение Туапсинского района;

Небугское сельское поселение Туапсинского района;

Шепсинское сельское поселение Туапсинского района

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по организации обустройства мест массового отдыха на курортах, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктом 1.6.1 перечня мероприятий подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Авдеева Л.Л. - заместитель министра;

Птахова Н.С. - заместитель начальника отдела сопровождения финансов

Контрольное событие: Заключение соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования город-курорт Сочи в целях реализации в 2020 году мероприятия по строительству объекта «Создание объекта благоустройства (фонтана) на муниципальной территории Бульвара Надежд на Олимпийской набережной в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство)»

Мониторинг исполнения соглашения

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Авдеева Л.Л. - заместитель министра;

Птахова Н.С. - заместитель начальника отдела сопровождения финансов;
администрация муниципального образования город-курорт Сочи

Контрольное событие: Выполнение работ по строительству объекта «Создание объекта благоустройства (фонтана) на муниципальной территории Бульвара Надежд на Олимпийской набережной в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство)»

администрация муниципального образования

Мероприятие: Предоставление субсидий организациям отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортным организациям на возмещение части затрат по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости, используемых при оказании услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в целях создания благоприятных условий для развития туристской индустрии на территории Краснодарского края (далее также – субсидия)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Старовойтова Е.С. – начальник управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов;

Миланко Ю.Ю. – заместитель начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов, начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса в управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов

847 0412 2010914030

Контрольное событие: Проведение отбора организаций отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортных организаций для предоставления субсидий

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Старовойтова Е.С. – начальник управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов;

Миланко Ю.Ю. – заместитель начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов, начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса в управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов

Контрольное событие: Заключение соглашений с получателями субсидий

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Старовойтова Е.С. – начальник управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов;

Миланко Ю.Ю. – заместитель начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов, начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса в управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов

Контрольное событие: перечисление субсидий

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Приложение. Муниципальная программа города Сочи "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи"

повышение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Задачи муниципальной программы

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих;

продвижение санаторно-курортного и туристского продукта города Сочи на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) подведомственными муниципальными учреждениями

Перечень целевых показателей муниципальной программы

количество жителей города Сочи, занятых в сфере туризма;

число туристов, посетивших город Сочи, млн. чел.

заполняемость номерного фонда;

количество классифицированных объектов размещения (организаций) в комплексе;

объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса;

поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи в консолидированный бюджет Краснодарского края

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2016 - 2021 годы

этапы реализации не предусмотрены

Объемы и источники финансирования муниципальной программы

общий объем финансирования программы составляет - 267 649,4 тыс. рублей, в том числе:

средства бюджета города Сочи - 147 549,4 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 120 100,0 тыс. рублей

1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса

Современный Сочи - это единственный в России многофункциональный круглогодичный курорт. Благодаря олимпийскому проекту за последние годы создана современная туристская инфраструктура, позволяющая туристам отдыхать на современных горнолыжных курортах Красной Поляны, Нижнеимеретинской низменности и в санаторно-курортном комплексе города Сочи.

48 новых комфортабельных отелей, построенных к XXII Олимпийских зимних игр Зимним Олимпийским Играм, позволили увеличить номерной фонд Сочи на 24 тысячи номеров и привлечь к управлению 12 ведущих мировых гостиничных сетей: Свис-отель, Редиссон Блю, Хайят, Мариотт, Пулман, Солис, Риксос, Голден Тюлип и др.

Общий номерной фонд отельной сети и здравниц города Сочи превышает 67 тысяч номеров и дает возможность одномоментного размещения более 120-ти тысяч гостей. С учетом гостевых домов и мини-отелей в Сочи могут разместиться единовременно до 200 тысяч гостей.

На Красной Поляне функционируют четыре новых современных горнолыжных курортов, сочетающих горнолыжные трассы разного уровня сложности и современные подъемники, гостиничную инфраструктуру, а также развлечения и возможности проведения конгрессных мероприятий.

В Имеретинской низменности развивается новый Прибрежный курортный кластер, который включает объекты размещения гостиничного и апартаментного типа общей емкостью более чем на 13,5 тыс. номеров, соответствующие европейским стандартам качества. Созданы уникальные возможности для отдыха, а также самая протяжённая на курорте набережная - длиной в 5 342 м.

За годы реализации программ "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи на 2009 - 2013 годы" и "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи на 2014 - 2018 годы" администрация города Сочи совместно с предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи участвовала в профильных туристских выставках международного и регионального уровней, активно проводила информационную кампанию курорта в федеральных, региональных печатных и электронных средствах массовой информации. В первую очередь это имиджевая кампания на ведущих федеральных каналах, целевая региональная реклама в городах-миллионниках, а также в сети Интернет.

В результате количество туристов с 2012 года возросло на 25 % и составило в 2014 году 5 миллионов 180 тысяч человек. В 2014 году среднегодовая заполняемость средств размещения составила 79 %, прирост 11 % к показателю 2013 года. Заполняемость здравниц - 97 %.

Сочи - лидер экономики Краснодарского края в курортной сфере. Объем услуг санаторно-курортного комплекса составил 20 миллиардов рублей; в консолидированный бюджет Краснодарского края перечислено более 3 миллиардов 300 миллионов рублей с темпом роста к 2013 году 158 %, при краевом темпе роста поступлений без учета Сочи от курортной отрасли 107 %. Доля поступлений от Сочи общеотраслевых краевых доходах составляет 57 %.

В 2014 году в санаторно-курортной отрасли на круглогодичной основе трудоустроено 32 812 человек, рост на 8 101 работников относительно 2013 года или на 33 %.

Уровень средней заработной платы по итогам 2014 года в отрасли составил 32 тысячи рублей (гостиницы 44 тысячи рублей) против 26,8 тысяч рублей в 2013 году, темп роста 119 %.

В целях развития бальнеологического профиля курорта реализованы мероприятия по строительству питьевых бюветов в Адлерском районе города Сочи на территории Курортного городка и в Центральном районе в парке "Ривьера" и возле Зимнего театра. Функционирование питьевых бюветов, в свою очередь, способствует не только продвижению бальнеологических лечебных ресурсов, но и созданию условий для развития круглогодичного отдыха в городе Сочи.

Большое внимание уделено благоустройству и оборудованию муниципальных пляжей города Сочи. К пляжам применяются требования по полному техническому оснащению необходимой инфраструктурой, установке пляжного оборудования, капитального ремонта и приведения к единому архитектурному облику.

В 2015 года введены в эксплуатацию 168 пляжных территорий, включая 15 пляжей в Имеретинской низменности.

На территории города Сочи расположено более 80 природных и рекреационных объектов, а также пешеходных маршрутов, большинство которых располагаются на особо охраняемых природных территориях Сочинского национального парка и Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Основная задача администрации города Сочи и собственников объектов показа - обеспечение комфортного пребывания гостей города Сочи на объектах показа, за счет выполнения норм безопасности, единого архитектурного облика, санитарного благоустройства.

В то же время остается нерешенными ряд вопросов, сдерживающих темпы развития лечебно-оздоровительных местностей, санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи:

- недостаточно активное продвижение туристского потенциала курорта Сочи на мировых и региональных туристских рынках;

- недостаточное разнообразие видов туристского продукта, отвечающего спросу целевых сегментов туристов;

- недостаточная конкурентоспособность туристского продукта Сочи (соотношение "цена - качество" не соответствует принятым стандартам);

- слабая информированность населения о туристском потенциале курорта Сочи, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;

- слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе;

- высокая динамика роста стоимости услуг размещения, которая определяется интенсивным ростом издержек, связанных с эксплуатационными расходами и налоговыми платежами, вследствие чего падает посещаемость, доходность и окупаемость предприятий санаторно-курортного комплекса;

- сезонное функционирование ряда организаций санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи;

- дефицит благоустроенных муниципальных пляжных территорий;

- недостаточное благоустройство объектов показа, расположенных на территории Сочинского Национального парка.

Решение вышеперечисленных проблем, обеспечивающих развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, является одним из направлений, отвечающих приоритетным задачам социально-экономического развития города Сочи.

Применение программно-целевого метода обеспечивает единство содержательной части муниципальной программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения муниципальной программы, комплексный подход в решении поставленных задач.

Перечисленные проблемы делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках муниципальной программы. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.

Однако применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации муниципальной программы включает в себя:

предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов муниципальной программы;

текущий мониторинг наступления рисков;

планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.

На ход реализации муниципальной программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.

Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования муниципальной программы, причины возникновения которого, в большей степени, определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджета города Сочи, увеличение непредвиденных расходов бюджета города Сочи, что приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.

Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение значений целевых показателей муниципальной программы.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования муниципальной программы, осуществляется при помощи следующих мер:

соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств;

составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий муниципальной программы;

привлечение дополнительных средств, в том числе из краевого бюджета и внебюджетных источников финансирования;

корректировка муниципальной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями муниципальной программы.

Правовые риски реализации муниципальной программы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В первую очередь данный риск может оказать влияние изменение условий реализации мероприятий муниципальной программы.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществляется при помощи следующих мер:

регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства Российской Федерации;

проведение при необходимости корректировки муниципальной программы и реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга и изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.

К организационным рискам реализации муниципальной программы можно отнести несогласованность и отсутствие должной координации действий участников муниципальной программы. Данный риск может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий муниципальной программы.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:

составление детальных планов-графиков реализации мероприятий муниципальной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения;

обеспечение контроля за координацией действий участников муниципальной программы;

заблаговременное составление плана муниципальных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).

2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации муниципальной программы

Основной целью муниципальной программы является повышение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих;

продвижение санаторно-курортного и туристского продукта города Сочи на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) подведомственными муниципальными учреждениями.

Целевые показатели муниципальной программы изложены в Таблице N 1 (Приложение N 1)

Сроки реализации муниципальной программы: 2016 - 2021 годы. Этапы реализации программных мероприятий не предусмотрены.

3. Перечень и краткое описание основных мероприятий муниципальной программы

Программные мероприятия направлены на реализацию системы мер на:

- комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих;

- продвижение санаторно-курортного и туристского продукта города Сочи на мировом и внутреннем туристских рынках.

- повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) подведомственными муниципальными учреждениями.

Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.

4. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы

Реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета города Сочи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в решении Городского Собрания Сочи на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Реализация муниципальной программы предполагается за счет средств бюджета города Сочи, а также с привлечением в установленном законодательством порядке внебюджетных источников финансирования.

По результатам ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной программы администрацией города Сочи может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы".

В ходе реализации муниципальной программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов их реализации и с учетом объема средств бюджета города Сочи, предусмотренных на эти цели.

Расчет сделан на основании коммерческих предложений исполнителей, открытых источников, муниципальных контрактов за 2012 - 2015 годы.

Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 267 899,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

Приложение. Муниципальная программа города Сочи "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи"

повышение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Задачи муниципальной программы

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих;

продвижение санаторно-курортного и туристского продукта города Сочи на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) подведомственными муниципальными учреждениями

Перечень целевых показателей муниципальной программы

количество жителей города Сочи, занятых в сфере туризма;

число туристов, посетивших город Сочи, млн. чел.

заполняемость номерного фонда;

количество классифицированных объектов размещения (организаций) в комплексе;

объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса;

поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи в консолидированный бюджет Краснодарского края

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2016 - 2021 годы

этапы реализации не предусмотрены

Объемы и источники финансирования муниципальной программы

общий объем финансирования программы составляет - 287 383,90 тысячи рублей, в том числе из средств бюджета города Сочи - 168 283,90 тысячи рублей, внебюджетные средства - 119 100,00 тысячи рублей.

1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса

Современный Сочи - это единственный в России многофункциональный круглогодичный курорт. Благодаря олимпийскому проекту за последние годы создана современная туристская инфраструктура, позволяющая туристам отдыхать на современных горнолыжных курортах Красной Поляны, Нижнеимеретинской низменности и в санаторно-курортном комплексе города Сочи.

48 новых комфортабельных отелей, построенных к XXII Олимпийских зимних игр Зимним Олимпийским Играм, позволили увеличить номерной фонд Сочи на 24 тысячи номеров и привлечь к управлению 12 ведущих мировых гостиничных сетей: Свис-отель, Редиссон Блю, Хайят, Мариотт, Пулман, Солис, Риксос, Голден Тюлип и др.

Общий номерной фонд отельной сети и здравниц города Сочи превышает 67 тысяч номеров и дает возможность одномоментного размещения более 120-ти тысяч гостей. С учетом гостевых домов и мини-отелей в Сочи могут разместиться единовременно до 200 тысяч гостей.

На Красной Поляне функционируют четыре новых современных горнолыжных курортов, сочетающих горнолыжные трассы разного уровня сложности и современные подъемники, гостиничную инфраструктуру, а также развлечения и возможности проведения конгрессных мероприятий.

В Имеретинской низменности развивается новый Прибрежный курортный кластер, который включает объекты размещения гостиничного и апартаментного типа общей емкостью более чем на 13,5 тыс. номеров, соответствующие европейским стандартам качества. Созданы уникальные возможности для отдыха, а также самая протяжённая на курорте набережная - длиной в 5 342 м.

За годы реализации программ "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи на 2009 - 2013 годы" и "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи на 2014 - 2018 годы" администрация города Сочи совместно с предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи участвовала в профильных туристских выставках международного и регионального уровней, активно проводила информационную кампанию курорта в федеральных, региональных печатных и электронных средствах массовой информации. В первую очередь это имиджевая кампания на ведущих федеральных каналах, целевая региональная реклама в городах-миллионниках, а также в сети Интернет.

В результате количество туристов с 2012 года возросло на 25 % и составило в 2014 году 5 миллионов 180 тысяч человек. В 2014 году среднегодовая заполняемость средств размещения составила 79 %, прирост 11 % к показателю 2013 года. Заполняемость здравниц - 97 %.

Сочи - лидер экономики Краснодарского края в курортной сфере. Объем услуг санаторно-курортного комплекса составил 20 миллиардов рублей; в консолидированный бюджет Краснодарского края перечислено более 3 миллиардов 300 миллионов рублей с темпом роста к 2013 году 158 %, при краевом темпе роста поступлений без учета Сочи от курортной отрасли 107 %. Доля поступлений от Сочи общеотраслевых краевых доходах составляет 57 %.

В 2014 году в санаторно-курортной отрасли на круглогодичной основе трудоустроено 32 812 человек, рост на 8 101 работников относительно 2013 года или на 33 %.

Уровень средней заработной платы по итогам 2014 года в отрасли составил 32 тысячи рублей (гостиницы 44 тысячи рублей) против 26,8 тысяч рублей в 2013 году, темп роста 119 %.

В целях развития бальнеологического профиля курорта реализованы мероприятия по строительству питьевых бюветов в Адлерском районе города Сочи на территории Курортного городка и в Центральном районе в парке "Ривьера" и возле Зимнего театра. Функционирование питьевых бюветов, в свою очередь, способствует не только продвижению бальнеологических лечебных ресурсов, но и созданию условий для развития круглогодичного отдыха в городе Сочи.

Большое внимание уделено благоустройству и оборудованию муниципальных пляжей города Сочи. К пляжам применяются требования по полному техническому оснащению необходимой инфраструктурой, установке пляжного оборудования, капитального ремонта и приведения к единому архитектурному облику.

В 2015 года введены в эксплуатацию 168 пляжных территорий, включая 15 пляжей в Имеретинской низменности.

На территории города Сочи расположено более 80 природных и рекреационных объектов, а также пешеходных маршрутов, большинство которых располагаются на особо охраняемых природных территориях Сочинского национального парка и Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Основная задача администрации города Сочи и собственников объектов показа - обеспечение комфортного пребывания гостей города Сочи на объектах показа, за счет выполнения норм безопасности, единого архитектурного облика, санитарного благоустройства.

В то же время остается нерешенными ряд вопросов, сдерживающих темпы развития лечебно-оздоровительных местностей, санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи:

- недостаточно активное продвижение туристского потенциала курорта Сочи на мировых и региональных туристских рынках;

- недостаточное разнообразие видов туристского продукта, отвечающего спросу целевых сегментов туристов;

- недостаточная конкурентоспособность туристского продукта Сочи (соотношение "цена - качество" не соответствует принятым стандартам);

- слабая информированность населения о туристском потенциале курорта Сочи, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;

- слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе;

- высокая динамика роста стоимости услуг размещения, которая определяется интенсивным ростом издержек, связанных с эксплуатационными расходами и налоговыми платежами, вследствие чего падает посещаемость, доходность и окупаемость предприятий санаторно-курортного комплекса;

- сезонное функционирование ряда организаций санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи;

- дефицит благоустроенных муниципальных пляжных территорий;

- недостаточное благоустройство объектов показа, расположенных на территории Сочинского Национального парка.

Решение вышеперечисленных проблем, обеспечивающих развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, является одним из направлений, отвечающих приоритетным задачам социально-экономического развития города Сочи.

Применение программно-целевого метода обеспечивает единство содержательной части муниципальной программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения муниципальной программы, комплексный подход в решении поставленных задач.

Перечисленные проблемы делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках муниципальной программы. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.

Однако применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации муниципальной программы включает в себя:

предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов муниципальной программы;

текущий мониторинг наступления рисков;

планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.

На ход реализации муниципальной программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.

Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования муниципальной программы, причины возникновения которого, в большей степени, определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджета города Сочи, увеличение непредвиденных расходов бюджета города Сочи, что приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.

Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение значений целевых показателей муниципальной программы.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования муниципальной программы, осуществляется при помощи следующих мер:

соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств;

составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий муниципальной программы;

привлечение дополнительных средств, в том числе из краевого бюджета и внебюджетных источников финансирования;

корректировка муниципальной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями муниципальной программы.

Правовые риски реализации муниципальной программы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В первую очередь данный риск может оказать влияние изменение условий реализации мероприятий муниципальной программы.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществляется при помощи следующих мер:

регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства Российской Федерации;

проведение при необходимости корректировки муниципальной программы и реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга и изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.

К организационным рискам реализации муниципальной программы можно отнести несогласованность и отсутствие должной координации действий участников муниципальной программы. Данный риск может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий муниципальной программы.

Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:

составление детальных планов-графиков реализации мероприятий муниципальной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения;

обеспечение контроля за координацией действий участников муниципальной программы;

заблаговременное составление плана муниципальных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).

2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации муниципальной программы

Основной целью муниципальной программы является повышение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих;

продвижение санаторно-курортного и туристского продукта города Сочи на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) подведомственными муниципальными учреждениями.

Целевые показатели муниципальной программы изложены в Таблице N 1 (Приложение N 1)

Сроки реализации муниципальной программы: 2016 - 2021 годы. Этапы реализации программных мероприятий не предусмотрены.

3. Перечень и краткое описание основных мероприятий муниципальной программы

Программные мероприятия направлены на реализацию системы мер на:

- комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих;

- продвижение санаторно-курортного и туристского продукта города Сочи на мировом и внутреннем туристских рынках.

- повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполненных работ) подведомственными муниципальными учреждениями.

Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.

Информация об изменениях:

Раздел 4 изменен с 2 августа 2017 г. - Постановление Администрации муниципального образования город Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2016 г. N 2983

4. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы

Реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета города Сочи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в решении Городского Собрания Сочи на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Реализация муниципальной программы предполагается за счет средств бюджета города Сочи, а также с привлечением в установленном законодательством порядке внебюджетных источников финансирования.

По результатам ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной программы администрацией города Сочи может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы".

В ходе реализации муниципальной программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов их реализации и с учетом объема средств бюджета города Сочи, предусмотренных на эти цели.

Расчет сделан на основании коммерческих предложений исполнителей, открытых источников, муниципальных контрактов за 2012 - 2015 годы.

Общий объем финансирования муниципальной программы составляет - 287 383,90 тысячи рублей, в том числе из средств бюджета города Сочи - 168 283,90 тысячи рублей, внебюджетные средства - 119100,00 тысячи рублей, в том числе по годам реализации:

Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи

О результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта муниципальной программы города Сочи «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи».

В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи на 2015 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта муниципальной программы города Сочи «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в муниципальном образовании город-курорт Сочи».

По результатам экспертизы подготовлено экспертное заключение и направлено:

Читайте также: