Программа развития курортов краснодарского края

Обновлено: 06.07.2024

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2015 г. N 1334 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г., но не ранее дня официального опубликования названного постановления и вступления в силу Закона Краснодарского края о краевом бюджете на 2016 г.

Государственная программа
Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 г. N 1007)

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2015 г., 31 августа, 29 декабря 2016 г., 24 апреля, 7 июля, 11 августа, 28 декабря 2017 г.

Информация об изменениях:

Паспорт изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 1054

Паспорт
государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса"

Координатор государственной программы

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Участники государственной программы

департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края

департамент информационной политики Краснодарского края министерство природных ресурсов Краснодарского края

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса"

подпрограмма "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование"

Ведомственные целевые программы

Цель государственной программы

создание условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края

Задачи государственной программы

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках

признание территории, планируемой к размещению горноклиматического курорта Лагонаки, курортом регионального значения

содействие формированию нового конкурентоспособного горноклиматического курорта, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих

обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма

Перечень целевых показателей государственной программы

число отдыхающих в Краснодарском крае

объем инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса

налоговые поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края

Этапы и сроки реализации государственной программы

2016 - 2021 годы

этапы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования государственной программы

общий объем финансирования государственной программы составляет 3 076 113,1 тыс. рублей, 13342,0* тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета 22 130,0 тыс. рублей

за счет краевого бюджета 2 430 968,7 тыс. рублей, 13 342,0 тыс. рублей

планируется привлечение средств из местных бюджетов в сумме 552 314,4 тыс. рублей

планируется привлечение средств из внебюджетных источников в сумме 70 700,0 тыс. рублей

* Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2015 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.

Информация об изменениях:

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 апреля 2017 г. N 316 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения

1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы в сфере развития санаторно-курортного и туристского комплекса в рамках реализации государственной программы

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее также - Краснодарстат), в 2014 году на территории Краснодарского края осуществляли прием отдыхающих 1622 коллективных средства размещения, темп роста составил 0,8% к 2013 году; коечная емкость коллективных средств размещения составила 222,8 тыс. койко-мест, темп роста к 2013 году - 3,5%.

Туристский поток в крае в 2014 году превысил 12 млн. человек, рост составил 4%. Прирост туристов произошел в организованном секторе: в коллективных средствах размещения отдохнули 3,4 млн. человек, что на 5% больше, чем в 2013 году. Неорганизованный сегмент турпотока, по оценке министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, составил 8,7 млн. человек, темп роста к уровню 2013 года - 104,2%.

Доходы санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2014 году составили 72,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6% больше, чем в 2013 году (при индексе-дефляторе цен 103,3%).

Численность работающих в крупных и средних организациях курортно-туристского комплекса в 2014 году составила 49,9 тыс, человек, что на 8,7% больше уровня 2013 года"

Несмотря на туристскую привлекательность, в туристской отрасли Краснодарского края остается немало проблем. В частности, необходима модернизация туристской инфраструктуры, так как она не соответствует современным требованиям.

Так, в 2014 году количество классифицированных средств размещения составило 1289 единиц, Из числа классифицированных средств размещения 108 относятся к высококатегорийным - им присвоены категории 4 звезды и 5 звезд, 272 соответствуют категории 3 звезды,

Для обеспечения быстрого роста потока туристов в регион необходимо предоставить туристам комфортные условия размещения и сервис европейского уровня при сохранении самобытной среды малых причерноморских поселений, традиционно привлекательной для туристов.

Реализация мероприятий в рамках подпрограммы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" позволит решить ряд вопросов, сдерживающих темпы развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в настоящее время, а именно; недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе, сезонное функционирование ряда организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, недостаточная поддержка муниципальных образований Краснодарского края по развитию курортов местного значения на территориях муниципальных образований, повлиять на развитие сельского (аграрного) туризма,

Развитие пляжных территорий является одной из наиболее острых проблем в отрасли. Структуры, занимающиеся берегозащитой, а также строительством и содержанием гидротехнических сооружений, пляжной инфраструктуры (находящейся сейчас в федеральной собственности) с конца 70-х годов XX века каких-либо серьезных вложений не производили. Пляжи и буны во многих местах разрушены, а в Туапсинском районе на значительном протяжении береговой полосы наблюдается очень сильная эрозия, угрожающая нескольким населенным пунктам. В Темрюкском, Славянском и Щербиновском районах нагонной волной разрушается до 5 метров суши ежегодно.

Система водоснабжения также не может в полной мере и круглосуточно обеспечивать питьевой водой объекты санаторно-курортного и туристского комплекса. Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в муниципальных образованиях город-курорт Анапа, Туапсинский район (Бухта Инал) и в иных муниципальных образованиях Краснодарского края.

Усложнена дорожная ситуация на территории региона, что также влияет на качество отдыха гостей и жителей региона. Если перегрузки дорожной сети отдельных территорий ранее наблюдались только в летний период, то в настоящий момент этот процесс принял круглогодичный и системный характер.

Необходимы реконструкция существующих и строительство нескольких новых дорог, которые серьезным образом смогут разгрузить дорожную сеть Азово-Черноморского побережья. Кроме того, необходимо строительство дорог, ведущих в отдаленные и в настоящее время труднодоступные рекреационные зоны Краснодарского края.

В целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпийские игры) на территорий муниципального образования город-курорт Сочи (далее также - город Сочи) создана сеть спортивных, туристских объектов, а также повысилось качество обслуживания в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

"Олимпийский Сочи" по сути является "пилотным проектом", который задает стандарт для дальнейшего развития российских городов и импульс для повышения качества жизни и развития туристского сектора России в целом. Старт Олимпиады задал дополнительный вектор развития туристской индустрии и экономики Краснодарского края.

В настоящее время город Сочи представляет сочетание различных возможностей организации отдыха. Город является горнолыжным, пляжным, бальнеологическим курортом, а также спортивным центром с мощной базой для зимних видов спорта мирового уровня и площадками для проведения спортивно-развлекательных мероприятий любого масштаба.

При этом существуют риски того, что потенциал, создаваемый в период подготовки к Олимпийским играм, может оказаться избыточным для города Сочи и что внутренних ресурсов городской среды не хватит для гармоничного включения Олимпийского наследия в траекторию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Краснодарского края.

В этом случае созданная сверхсовременная инфраструктура, подготовленный персонал, объекты олимпийского наследия, отвечающие мировым стандартам качества, окажутся невостребованными, неокупаемыми и будут продуцировать значительную ежегодную нагрузку на бюджеты всех уровней.

Для решения проблемы востребованности объектов олимпийского наследия в городе Сочи необходимо проведение спортивных и развлекательных мероприятий, форумов, выставок, ярмарок, что положительно повлияет на реализацию задачи по рациональному и круглогодичному использованию объектов олимпийского наследия и создаст благоприятную среду для формирования и поддержания имиджа популярного всесезонного курорта мирового уровня.

Одним из приоритетных направлений развития санаторно-курортного и туристского комплекса в регионе является создание горноклиматического курорта Лагонаки. Так, в период 2012 - 2015 годов по данному направлению проведен ряд мероприятий:

разработаны генеральные планы сельских поселений, в том числе: генеральный план Нижегородского сельского поселения Апшеронского района и генеральный план Мезмайского сельского поселения Апшеронского района;

разработана концепция создания горноклиматического курорта Лагонаки в Краснодарском крае (одобрена 30 октября: 2012 года (протокол N 55 краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края));

разработана схема санитарной очистки территории создаваемого горноклиматического курорта Лагонаки;

выполнен комплекс научно-исследовательских работ "Проведение экологического мониторинга окружающей среды создаваемого горноклиматического курорта Лагонаки";

проведены изыскательские работы, разработка проектной и рабочей документации объекта "Автомобильная дорога регионального значения "пос. Мезмай - река Молочная";

осуществляется строительство автомобильной дороги "ст. Нижегородская - пос. Мезмай" протяженностью 15,8 км.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд проблем, которые необходимо решить для того, чтобы проект по созданию горноклиматического курорта Лагонаки на территории Краснодарского края был реализован. К ним относятся: недостаточность актуализированной градостроительной документации; отсутствие транспортной инфраструктуры; отсутствие свободных электрических мощностей; отсутствие сети газоснабжения;

отсутствие на рассматриваемой территории систем водоснабжения; отсутствие современных, соответствующих международным санитарным нормам мест утилизации и переработки отходов;

недостаточный уровень подготовки менеджеров и других специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе.

Возможность реализации комплекса вышеуказанных мероприятий усложняется отсутствием достаточного финансирования.

Реализация мероприятий, включенных в перечень подпрограммы "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование" будет способствовать увеличению доходов в консолидированный бюджет от сферы туризма, повышению уровня занятости жителей в туристской отрасли, приведет к развитию сопутствующих видов деятельности, что будет способствовать развитию экономики региона в целом и повышению благосостояния и уровня жизни населения.

Информация об изменениях:

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 апреля 2017 г. N 316 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения

2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации государственной программы

Целью государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" (далее - государственная программа) является создание условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края.

Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;

обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма;

продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках;

признание территории, планируемой к размещению горноклиматического курорта Лагонаки, курортом регионального значения;

содействие формированию нового конкурентоспособного горноклиматического курорта, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих.

Сроки реализации мероприятий государственной программы: 2016 - 2021 годы.

Этапы реализации программы не предусмотрены.

Данные о целевых показателях государственной программы представлены в таблице N 1.

Методика расчета целевых показателей государственной программы приведена в таблице N 2.

Фактические значения 2014 года по пунктам N 1.1 и 1.2 таблицы N 1 выше плановых значений 2016 - 2020 годов, что обусловлено тем, что в 2014 году наблюдалось значительное увеличение турпотока, связанное с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также отмечался рост объема инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса в связи со строительством олимпийских объектов.

Целевые показатели государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса"

Информация об изменениях:

Таблица 1 изменена с 28 декабря 2017 г. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2017 г. N 1054

План реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на 2020 год

Поквартальное распределение прогноза кассовых выплат из краевого бюджета, тыс. руб.

Финансовое обеспечение деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края,

Е.В. Логунова — начальник отдела сопровождения финансов

Предоставление субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, созданному в целях создания благоприятных условий для развития туризма, повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
начальник отдела экономики и прогнозирования

Катушенко А.Р.,
ГБУ КК «Курорты Краснодарского края», и.о. директора Ю.М. Панькова

Подпрограмма № 1 «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

Предоставление субсидий из краевого бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края,
Груша Г.Р. - начальник управления развития внутреннего туризма;

Агафонов Е.В. - начальник отдела развития туризма горно-предгорных территорий в управлении развития внутреннего туризма

образования, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности

Заключение соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования Апшеронский район для реализации мероприятия по расчистке левого скального склона объекта туристского показа «Гуамское ущелье»

Мониторинг исполнения соглашения

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Агафонов Е.В. - начальник отдела развития туризма горно-предгорных территорий в управлении развития внутреннего туризма;

администрация муниципального образования Апшеронский район

Выполнение работ (услуг) в рамках реализации полномочия муниципального образования по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности

администрация муниципального образования Апшеронский район

Голунчеева Л.В. - главный специалист отдела развития туризма

Предоставление грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае» (в рамках реализации регионального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
Груша Г.Р. - начальник управления развития внутреннего туризма;

Сидоренко А.А. - начальник отдела развития активных видов туризма в управлении развития внутреннего туризма

заключение соглашений о предоставлении грантов в форме субсидии победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае»

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края,

Сидоренко А.А. - начальник отдела развития активных видов туризма в управлении развития внутреннего туризма

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муници-пальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха в границах туристского кластера «Абрау-Утриш», за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 1.6.1 и 1.6.2 перечня мероприятий подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Фидяева Е.Ю. - начальник управления реализации программ и межрегионального взаимодействия;

Харченко А.Ю. - начальник отдела реализации программ, инвестиций и развития курортной инфраструктуры

в управлении реализации программ и межрегионального взаимодействия

Заключение соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования город Новороссийск в целях реализации в 2020 году мероприятия по строительству объекта «Берегоукрепление набережной им. Адмирала Серебрякова от ул. Снайпера Рубахо до яхт-клуба водноспортивного центра ПАО (публичное акционерное общество) «Новошип» и на участке выхода к морю
ул. Черняховского в
г. Новороссийске»

Мониторинг исполнения соглашения

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Харченко А.Ю. - начальник отдела реализации программ, инвестиций и развития курортной инфраструктуры

в управлении реализации программ и межрегионального взаимодействия;

администрация муниципального образования город Новороссийск

Выполнение работ по строительству объекта «Берегоукрепление набережной им. Адмирала Серебрякова от ул. Снайпера Рубахо до яхт-клуба водноспортивного центра ПАО (публичное акционерное общество) «Новошип» и на участке выхода к морю
ул. Черняховского в
г. Новороссийске»

администрация муниципального образования

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муници-пальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обяза-тельств муниципаль-ных образований Краснодарского края по организации водоотведения: на раз-работку проектной и рабочей документации, включая выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, и по-лучение положи-тельных заключений государственных экспертиз проектной документации и ре-зультатов инженерных изысканий, а также достоверности определения сметной стоимости строи-тельства, в целях строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей ин-фраструктуры турис-тских кластеров, за исключением мероприятий, предус-мотренных подпунктом 1.4.2.2 подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

министр А.В. Ляшко

823 0502 2010761150

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха на территориях муниципальных образований, в которых введен курортный сбор (в части финансового

обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
начальник отдела сопровождения неналоговых платежей
Фридрих Ю.Н.

заключение соглашений между министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и муниципальными образованиями Краснодарского края о предоставлении субсидии из краевого бюджета

Мониторинг исполнения соглашений

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
начальник отдела сопровождения неналоговых платежей
Фридрих Ю.Н.;

администрации муниципальных образований Краснодарского края:

город Горячий Ключ; Новомихайловское городское поселение Туапсинского района; Джубгское городское поселение Туапсинского района;

Небугское сельское поселение Туапсинского района;

Шепсинское сельское поселение Туапсинского района

выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры

администрации муниципальных образований Краснодарского края:

город Горячий Ключ; Новомихайловское городское поселение Туапсинского района; Джубгское городское поселение Туапсинского района;

Небугское сельское поселение Туапсинского района;

Шепсинское сельское поселение Туапсинского района

Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по организации обустройства мест массового отдыха на курортах, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктом 1.6.1 перечня мероприятий подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Авдеева Л.Л. - заместитель министра;

Птахова Н.С. - заместитель начальника отдела сопровождения финансов

Контрольное событие: Заключение соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования город-курорт Сочи в целях реализации в 2020 году мероприятия по строительству объекта «Создание объекта благоустройства (фонтана) на муниципальной территории Бульвара Надежд на Олимпийской набережной в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство)»

Мониторинг исполнения соглашения

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Авдеева Л.Л. - заместитель министра;

Птахова Н.С. - заместитель начальника отдела сопровождения финансов;
администрация муниципального образования город-курорт Сочи

Контрольное событие: Выполнение работ по строительству объекта «Создание объекта благоустройства (фонтана) на муниципальной территории Бульвара Надежд на Олимпийской набережной в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство)»

администрация муниципального образования

Мероприятие: Предоставление субсидий организациям отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортным организациям на возмещение части затрат по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости, используемых при оказании услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в целях создания благоприятных условий для развития туристской индустрии на территории Краснодарского края (далее также – субсидия)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Старовойтова Е.С. – начальник управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов;

Миланко Ю.Ю. – заместитель начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов, начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса в управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов

847 0412 2010914030

Контрольное событие: Проведение отбора организаций отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортных организаций для предоставления субсидий

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Старовойтова Е.С. – начальник управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов;

Миланко Ю.Ю. – заместитель начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов, начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса в управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов

Контрольное событие: Заключение соглашений с получателями субсидий

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Старовойтова Е.С. – начальник управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов;

Миланко Ю.Ю. – заместитель начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов, начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса в управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов

Контрольное событие: перечисление субсидий

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

Проекты по развитию кластера «Абрау-Утриш» представил министр курортов, туризма и олимпийского наследия региона Христофор Константиниди.

Защита проектов, которые планируется включить в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», прошла на заседании Координационного совета Ростуризма в Москве.

- В рамках действующей федеральной программы с привлечением свыше 750 млн рублей из федерального и краевого бюджетов уже построен волногасящий пляж в селе Мысхако, - сообщили в пресс-службе администрации Краснодарского края.

Он может единовременно принять более 2600 отдыхающих.

Кроме того, деньги выделены на обеспечивающие объекты водоснабжения и водоотведения в Анапе для предприятий санаторно-курортного комплекса курорта.

Для развития инфраструктуры курортов также используют средства инвесторов. Сейчас на их деньги реализуовано пять проектов: построены три отеля, водно-развлекательный комплекс и СПА-комплекс. Строительство еще четырех объектов планируется завершить до конца года.

Но министерство курортов Краснодарского края не планирует останавливаться на достигнутом. Специалисты ведомства предлагают привлечь свыше 1 млрд федеральных и краевых средств и реализовать еще два проекта по строительству набережной и пляжа.

- А также проект реконструкции систем водоотведения и канализационных очистных сооружений в границах кластера, - добавили в пресс-службе администрации Краснодарского края.

В программу также хотят включить объекты, строительство которых будет вестись за счет внебюджетных источников. Речь идет о создании пяти гостиниц и одного ресторана в Анапе и Новороссийске. Предварительный общий объем частных инвестиций составляет свыше 2 млрд рублей.

- Реализация проектов позволит увеличить номерной фонд на территории кластера на 650 номеров и вместимость объектов общественного питания более чем на 150 посадочных мест, - уточнили в региональном минкурортов.

Напомним, по мнению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, создание туристских кластеров – одно из стратегических направлений развития санаторно-курортного и туристского комплекса региона.

Туристско-рекреационный кластер «Абрау-Утриш» включен как приоритетный проект в новую стратегию социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года.

– В рамках создания кластера планируется построить более 80 современных средств размещения, предприятий общественного питания, торговли и развлечений, спортивно-оздоровительных объектов, а также качественно улучшить ряд пляжей Черноморского побережья, - заключили в администрации региона.

Особое внимание патрули будут уделять законности размещения на пляжах торговых павильонов и точек общепита, аттракционов и маломерных судов, наличию медиков и спасателей-матросов, а также деятельности гостиниц и других средств размещения для выявления «черных отельеров».

Напомним, в Краснодарском крае эксперимент по внедрению курортного сбора будет проходить в Сочи, Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Новомихайловском, Джубгском, Небугском и Шепсинском поселениях. С жителей Кубани плата взиматься не будет.

Кстати, на период проведения и подготовки чемпионата мира по футболу на Кубани не будет взиматься курортный сбор. Депутаты Законодательного собрания региона приняли решение ввести сбор с 16 июля 2018 года.

Программа развития курортов краснодарского края

от 5 ноября 2015 года N 1007

(с изменениями на 12 ноября 2020 года)

1. Утвердить государственную программу Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" (прилагается).

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Руппеля А.А.

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2017 N 1054, от 12.11.2020 N 728)

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ

Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 5 ноября 2015 г. N 1007

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА"

ПАСПОРТ государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса"

Координатор государственной программы

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

Участники государственной программы

департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края

департамент информационной политики Краснодарского края

министерство природных ресурсов Краснодарского края

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.08.2016 N 661, от 30.08.2019 N 572)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса"

подпрограмма "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование"

Ведомственные целевые программы

Цель государственной программы

создание условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края

Задачи государственной программы

комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края

продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках

признание территории, планируемой к размещению горноклиматического курорта Лагонаки, курортом регионального значения

содействие формированию нового конкурентоспособного горноклиматического курорта, соответствующего международным стандартам качества и обслуживания отдыхающих

обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

Перечень целевых показателей государственной программы

число отдыхающих в Краснодарском крае

объем инвестиций в основной капитал организаций санаторно-курортного и туристского комплекса

объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса

налоговые поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края

Проекты и (или) программы

региональный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности"

региональный проект "Экспорт услуг"

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2020 N 249)

Этапы и сроки реализации государственной программы

I этап: 2016 - 2021 годы, II этап: 2022 - 2024 годы

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.08.2019 N 572)

Объемы и источники финансирования государственной программы, в том числе финансовое обеспечение проектов и (или) программ

общий объем финансирования государственной программы составляет 6148750,7 тыс. рублей,

13342,0 <*> тыс. рублей, 382,0 <**> тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета -

727410,0 тыс. рублей

за счет средств краевого бюджета -

4858240,2 тыс. рублей, 13342,0 <*> тыс. рублей,

382,0 <**> тыс. рублей

планируется привлечение средств из местных бюджетов в сумме 492400,5 тыс. рублей

планируется привлечение средств из внебюджетных источников в сумме 70700,0 тыс. рублей,

из них: общий объем финансирования проектов и (или) программ составляет 9848,7 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета

<*> Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2015 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.

<**> Финансовое обеспечение исполненного не в полном объеме в 2018 году мероприятия.

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2020 N 249, от 12.11.2020 N 728)

1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы в сфере развития санаторно-курортного и туристского комплекса в рамках реализации государственной программы

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее также - Краснодарстат) в 2014 году на территории Краснодарского края осуществляли прием отдыхающих 1622 коллективных средства размещения, темп роста составил 0,8% к 2013 году; коечная емкость коллективных средств размещения составила 222,8 тыс. койко-мест, темп роста к 2013 году - 3,5%.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.04.2017 N 316)

Туристский поток в крае в 2014 году превысил 12 млн. человек, рост составил 4%. Прирост туристов произошел в организованном секторе: в коллективных средствах размещения отдохнули 3,4 млн. человек, что на 5% больше, чем в 2013 году. Неорганизованный сегмент турпотока, по оценке министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, составил 8,7 млн. человек, темп роста к уровню 2013 года - 104,2%.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

Доходы санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2014 году составили: 72,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6% больше, чем в 2013 году (при индексе-дефляторе цен 103,3%).

Численность работающих в крупных и средних организациях курортно-туристского комплекса в 2014 году составила 49,9 тыс. человек, что на 8,7% больше уровня 2013 года.

Несмотря на туристскую привлекательность, в туристской отрасли Краснодарского края остается немало проблем. В частности, необходима модернизация туристской инфраструктуры, так как она не соответствует современным требованиям.

Так, в 2014 году количество классифицированных средств размещения составило 1289 единиц. Из числа классифицированных средств размещения 108 относятся к высококатегорийным - им присвоены категории 4 звезды и 5 звезд, 272 соответствуют категории 3 звезды.

Для обеспечения быстрого роста потока туристов в регион необходимо предоставить туристам комфортные условия размещения и сервис европейского уровня при сохранении самобытной среды малых причерноморских поселений традиционно привлекательной для туристов.

Реализация мероприятий в рамках подпрограммы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" позволит решить ряд вопросов, сдерживающих темпы развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в настоящее время, а именно: недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе, сезонное функционирование ряда организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, недостаточная поддержка муниципальных образований Краснодарского края по развитию курортов местного значения на территориях муниципальных образований, повлиять на развитие сельского (аграрного) туризма.

Развитие пляжных территорий является одной из наиболее острых проблем в отрасли. Структуры, занимающиеся берегозащитой, а также строительством и содержанием гидротехнических сооружений, пляжной инфраструктуры (находящейся сейчас в федеральной собственности), с конца 70-х годов XX века каких-либо серьезных вложений не производили. Пляжи и буны во многих местах разрушены, а в Туапсинском районе на значительном протяжении береговой полосы наблюдается очень сильная эрозия, угрожающая нескольким населенным пунктам. В Темрюкском, Славянском и Щербиновском районах нагонной волной разрушается до 5 метров суши ежегодно.

Система водоснабжения также не может в полной мере и круглосуточно обеспечивать питьевой водой объекты санаторно-курортного и туристского комплекса. Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в муниципальных образованиях город-курорт Анапа, Туапсинский район (Бухта Инал) и в иных муниципальных образованиях Краснодарского края.

Усложнена дорожная ситуация на территории региона, что также влияет на качество отдыха гостей и жителей региона. Если перегрузки дорожной сети отдельных территорий ранее наблюдались только в летний период, то в настоящий момент этот процесс принял круглогодичный и системный характер.

Необходимы реконструкция существующих и строительство нескольких новых дорог, которые серьезным образом смогут разгрузить дорожную сеть Азово-Черноморского побережья. Кроме того, необходимо строительство дорог, ведущих в отдаленные и в настоящее время труднодоступные рекреационные зоны Краснодарского края.

В целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпийские игры) на территории муниципального образования город-курорт Сочи (далее также - город Сочи) создана сеть спортивных, туристских объектов, а также повысилось качество обслуживания в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

"Олимпийский Сочи" по сути является "пилотным проектом", который задает стандарт для дальнейшего развития российских городов и импульс для повышения качества жизни и развития туристского сектора России в целом. Старт Олимпиады задал дополнительный вектор развития туристской индустрии и экономики Краснодарского края.

(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

В настоящее время город Сочи представляет сочетание различных возможностей организации отдыха. Город является горнолыжным, пляжным, бальнеологическим курортом, а также спортивным центром с мощной базой для зимних видов спорта мирового уровня и площадками для проведения спортивно-развлекательных мероприятий любого масштаба.

(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

При этом существуют риски того, что потенциал, создаваемый в период подготовки к Олимпийским играм, может оказаться избыточным для города Сочи и что внутренних ресурсов городской среды не хватит для гармоничного включения Олимпийского наследия в траекторию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Краснодарского края.

(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 N 1334)

В этом случае созданная сверхсовременная инфраструктура, подготовленный персонал, объекты олимпийского наследия, отвечающие мировым стандартам качества, окажутся невостребованными, неокупаемыми и будут продуцировать значительную ежегодную нагрузку на бюджеты всех уровней.

Краснодарский край включен в Федеральную программу по развитию туризма в России

Краснодарский край включен в Федеральную программу по развитию туризма в России

Читайте также: