Проблемы развития горнолыжных курортов россии

Обновлено: 04.05.2024

Российские власти рассчитывают вложить в развитие горнолыжного отдыха 64,8 млрд рублей до 2035 года. Внутренний турпоток на зимние курорты, по планам Ростуризма, должен вырасти до 2,5 млн человек. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект концепции развития горнолыжного туризма. Его Ростуризм уже разослал на рассмотрение отдельным регионам.

Концепция развития горнолыжного туризма создается по утвержденной в 2019 году «Стратегии развития туризма до 2035 года». Этот документ выделил отдельные виды туризма, которым требуются специальные меры господдержки. Помимо горнолыжного к ним относятся также детский, деловой, культурно-познавательный, экологический и круизный сегменты рынка. В разосланном регионам проекте обозначены меры популяризации горнолыжного туризма и необходимость разработки специальных программ, нормативно-правового обеспечения, создания методики оценки качества услуг.

Материал по теме

В России действуют 220 горнолыжных комплексов и баз, пишет «Коммерсантъ». Проект концепции предполагает, что они должны быть поделены на национальные (от 70 км сертифицированных трасс, емкость — более 10 000 человек в день, 8000 койко-мест), макрорегиональные (от 35 км, 5000 человек и 4000 мест), региональные (от 15 км, без средств размещения) и локальные (до 15 км). Посещаемость горнолыжных комплексов по итогам 2018 года оценена в проекте в 2,2 млн дней катания, проект концепции предусматривает увеличение этого показателя до 4 млн дней.

На горнолыжные курорты государство готово потратить почти 65 млрд рублей

Делая ставку на поддержку отдельных видов туризма, власти обещают до 2035 года вложить почти 65 млрд руб. в развитие горнолыжного отдыха. Это, по их мнению, позволит увеличить долю россиян, катающихся на горных лыжах и сноуборде, а также довести внутренний турпоток на зимние курорты до 2,5 млн человек. Впрочем, эксперты настроены не столь оптимистично: зимний отдых обходится россиянам дороже, чем жителям западных стран.

Объем госрасходов на реализацию мер в рамках Концепции развития горнолыжного туризма в России до 2035 года может составить 64,8 млрд руб. Об этом говорится в разработанном Ростуризмом проекте документа, направленном на рассмотрение отдельным регионам (копия есть у “Ъ”). Речь идет о мерах популяризации горнолыжного туризма, разработке специальных программ, нормативно-правовом обеспечении, создании методики оценки качества услуг.

Концепция развития горнолыжного туризма создается в рамках утвержденной в 2019 году «Стратегии развития туризма до 2035 года». Этот документ выделяет отдельные виды туризма, которым требуются специальные меры господдержки. Помимо горнолыжного к ним относятся также детский, деловой, культурно-познавательный, экологический и круизный сегменты рынка. В Ростуризме 30 августа на вопросы “Ъ” оперативно не ответили.

В России существуют 220 горнолыжных комплексов и баз. Проект концепции предусматривает их возможное деление на национальные (от 70 км сертифицированных трасс, емкость — более 10 тыс. человек в день, 8 тыс. койко-мест), макрорегиональные (от 35 км, 5 тыс. человек и 4 тыс. мест), региональные (от 15 км, без средств размещения) и локальные (до 15 км). Посещаемость горнолыжных комплексов по итогам 2018 года оценена в 2,2 млн дней катания, проект концепции предусматривает увеличение показателя до 4 млн дней. Объем услуг, которые оказывают национальные и региональные объекты, при этом вырастет с 48 млрд до 200 млрд руб. Номерной фонд гостиниц — с 12 тыс. до 30 тыс.

Рост качественных показателей заложен при расчете на увеличение внутреннего спроса. Сейчас в России в горнолыжный туризм вовлечены 1,5 млн человек (около 1% населения), 240 тыс. соотечественников выезжают для такого отдыха за рубеж, говорится в тексте проекта. В целом на горных лыжах или сноуборде катаются 3% населения.

Разработанный Ростуризмом проект предусматривает увеличение этих показателей до 2,5 млн (1,7% населения) и 8% соответственно.

Для этого, в частности, планируется использовать информационные кампании и повышать вовлеченность в зимние виды спорта детей и молодежи: проект концепции предполагает создание малых горнолыжных комплексов («баз первого шага») для обучения катанию на лыжах, проведению на объектах специальных мероприятий и занятий для школьников.

Перспективными зарубежными рынками для российских горнолыжных курортов авторы концепции называют европейские (Австрия, Франция и Швейцария) и азиатские (Япония, Китай и Южная Корея) страны. Они потенциально могут принести 7 млн гостей. Зампред совета Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян пока не видит потенциала для существенного увеличения аудитории российских горнолыжных курортов.

Как региональные ограничения влияют на туристический поток

Затраты на создание таких объектов внутри страны, по его словам, сопоставимы с европейскими, в то время как покупательская способность населения ниже: если в США размещение в пятизвездном отеле на курорте составляет 11% от медианной зарплаты, в России — более 20%. Поток туристов из-за рубежа, по словам господина Еремяна, ограничивает действующий визовый режим. Привлечение большого числа интуристов также идет вразрез с концепцией повышения доступности услуг горнолыжных курортов для населения, добавляет он.

В числе других потенциальных мер — господдержка инвестиционных проектов по модернизации инфраструктуры горнолыжных комплексов, компенсация части затрат при строительстве новых объектов и возможность субсидирования процентной ставки при кредитовании.

Собеседник “Ъ” на туррынке считает, что эти предложения пока лишены конкретики. «У нас запускается программа льготных кредитов на строительство отелей, но она не включает в себя другие инфраструктурные объекты, трассы, развлекательные центры»,— говорит он.

Как туризму добавят регулирования

В проекте концепции также заложены критерии оценки потенциала развития горнолыжных комплексов за счет госсредств. Они должны располагаться в радиусе 200 км от городов-миллионников, обладать транспортной доступностью, горноклиматическим потенциалом для обеспечения всесезонной работы и не иметь поблизости конкурентов. Рекомендуется, чтобы 20% трасс комплекса были «зелеными» (подходили для новичков), 30% — «синими», 25% — «красными» (средними), 20% — «черными» (сложными), 5% — экспертными (например, для фрирайда).

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов отмечает, что интерес инвесторов к строительству в России горнолыжных курортов в целом есть, как и интерес к поддержке со стороны государства на фоне их высокой стоимости. Эксперт считает, что речь может идти о разных формах сотрудничества: от частно-государственного партнерства до таких схем, когда власти берут на себя расходы на создание инфраструктуры, например трасс, а бизнес создает сопутствующие объекты.

Как пандемия скажется на развитии горнолыжных курортов в России


Пандемия и закрытие границ спровоцировали рекордный спрос на российских горнолыжных курортах: те, кто раньше ездил кататься на лыжах в Альпы и Андорру, поедут в Сочи, на Кавказ и Урал, однако уже сейчас сталкиваются с нехваткой номеров в отелях и отсутствием привычного уровня инфраструктуры.

Туроператоры и представители курортов прогнозируют, что в долгосрочной перспективе повышенный спрос на внутренний туризм в этом сезоне приведет к развитию горнолыжного отдыха в России, но этой зимой отдых омрачится ограничениями, связанными с коронавирусом.

Самым популярным и дорогим курортом на данный момент остается Сочи и Красная поляна, где горнолыжная инфраструктура, а также международное признание, развивались благодаря Олимпийским играм.

По словам Алексеевой, курорт развивается сразу в нескольких направлениях: как летнего, так и зимнего отдыха. «Мы нацелены на то, чтобы сделать отдых в горах популярным не только зимой, но и летом. Пандемия дала возможность обдумать новые точки роста для этого», — добавила эксперт.

К подорожанию цен на жилье приводит отсутствие достаточного количества номеров, что позволяет частным арендодателям завышать цены. «Спрос на российские горнолыжные курорты сейчас огромный, так как Европа, Альпы для нас пока закрыты, а это было основное направление для российских туристов, — поясняет Майя Котляр, основатель и руководитель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel. — Из конкурентов остались только Сербия и Турция, где горнолыжный отдых по ценам выше, чем в России, на уровне Сочи и Розы Хутор. Сербия — это более бюджетный отдых, но он уступает российским курортам в плане сервиса и инфраструктуры, а также условий катания — снега там немного».

По словам Котляр, в России есть все условия для создания горнолыжных курортов мирового класса, способных привлечь иностранцев, не только в Сочи, но и на Урале, на Кавказе, на Алтае, в Челябинской области. «Ростуризм сейчас сделал многое, чтобы сместить фокус внимания россиян на разные местные горнолыжные курорты, поскольку Сочи и Красная Поляна не резиновые, и мест там на всех не хватит. На Новый год там будет просто аврал», — добавляет эксперт.

Главная проблема большинства российских горнолыжных курортов — отсутствие отелей. «Сейчас модными стали Кавказ и Приэльбрусье, Кемеровская область — Шерегеш. Но там мало нормальных отелей — даже уровня 4 звезд.

Хотя зона катания там адекватная, последнее время этот курорт совершенствуется в плане инфраструктуры для спорта, но отели по-прежнему присутствуют только в массовом, бюджетном сегменте, причем даже эти отели сейчас из-за высокого спроса и ограниченного предложения по стоимости приближаются к более качественным отелям Красной Поляны»,

Третьим по популярности считается Кавказ: «Приэльбрусье — место, широко известное среди альпинистов и любителей горного туризма во всём мире. Вершина Эльбруса — один из пунктов в престижном всемирном списке «Семи Вершин», побывать на которых считается достижением в альпинизме, — пояснила популярность курорта руководитель пресс-службы Дарья Пуденко. — Поэтому особенно летом, в сезон восхождений, число зарубежных гостей в Приэльбрусье всегда высокое.

С точки зрения горнолыжного отдыха у Эльбруса и окрестностей также огромные возможности, в том числе в таких популярных в Европе видах спорта и отдыха, как фрирайд и ски-тур». Упрощение визового режима для иностранцев, по мнению Пуденко, сыграет позитивную роль в развитии туризма в регионе.

На курорте в Приэльбрусье ожидают «один из самых загруженных сезонов в истории, поскольку границы закрыты и любители зимних видов спорта делают выбор в пользу российских курортов, пусть даже и в первый раз».

По словам Пуденко, развитие Эльбруса как горнолыжного курорта сейчас поставлено в число приоритетных задач на федеральном уровне. «Есть масштабная программа развития, уже начато строительство новых канатных дорог, в декабре откроется новая трасса, в ближайшие годы инфраструктура должна существенно развиться. В условиях грамотного планирования и реализации Эльбрус сможет стать курортом мирового уровня», — отмечает она.

Омрачить впечатление от отдыха на курортах в этом году могут коронавирусные ограничения, считает Майя Котляр. Несмотря на высокий спрос, многих туристов все-таки отпугивает перспектива провести новогоднюю ночь взаперти в своем номере с доставкой ланч-бокса, а также запрет на проведение всех массовых мероприятий, который на горнолыжных курортах намерены соблюдать.

Те, кого отпугнули ограничения, вместо горных лыж в этом году займутся беговыми. Продажи товаров для горнолыжного спорта заметно снизились в сравнении с прошлым сезоном, сообщили в «Спортмастере». Горные лыжи покупали реже на 22%, а сноуборды — на 30%. Зато в России традиционно пользуются спросом беговые лыжи и ледовые коньки. Эти категории лидируют по продажам, и стоимость их ниже.

Топ-5 по популярности видов спорта в этом сезоне составляют ледовые коньки, беговые лыжи, санки, а только потом горные лыжи и сноуборды.

Причем маски и шлемы занимают в продажах долю, сопоставимую с продажами горных лыж и сноубордов. Аналитики «Спортмастера» связывают это с тем, что покупатели постепенно отказываются от экономии на безопасности. Также растет популярность семейного спорта: родители стремятся привлечь детей к активным видам отдыха. За три года доля продаж детских товаров увеличилась с 10,5% до 13%.

При выборе одежды для любого из зимних развлечений, который до сих пор оставляет много вопросов, важно помнить правило трех слоев, отмечает российский производитель одежды для сноубордистов Termit. Первый слой — это термобелье, которое отвечает за отведение влаги, а также поддержку определенных мышц. За ним следует слой-утеплитель — флисовая кофта, которая сохраняет тепло, но при этом выводит влагу. А третий слой — куртка, которая призвана защитить от агрессивной окружающей среды: снега и ветра.

Развитие горнолыжной индустрии России: проблемы и решения

Развитие горнолыжной индустрии России: проблемы и решения

В России, согласно справочным данным, всего лишь около 200 горнолыжных курортов. Если сравнивать их с европейскими горнолыжными курортами не только по количеству, но и по оснащению, то выходит, у нас нет ни одного ГЛК, который соответствовал бы европейскому уровню.

Средний европейский курорт - это около 100 км горнолыжных трасс, 15-20 подъемников различного уровня со всей необходимой инфраструктурой. География России позволяет построить десятки таких курортов. Об этом говорится уже достаточно долго, и по заявлениям в различных СМИ, выделяются астрономические суммы, которые будут вложены в строительство горнолыжных комплексов, аналогов которым не существует. Все эти разговоры заканчиваются тем, что земля, где будет проектироваться комплекс, уже распродана под коттеджи, кафе, гостиницы.

Локальное и стратегическое планирование ГЛК требует времени и осмысления не только в рамках официального толкования данных, но также исходя из задачи выполнения концепции в очень сложных и специфических условиях гор и прилегающей территории. Процесс планирования состоит из ряда конкретных этапов, каждый из которых построен на результатах предыдущего.

Для строительства современного горнолыжного курорта необходимо привлекать большое количество высококвалифицированных специалистов из различных отраслей, изучить климатогеографические особенности того региона, где будет возведен данный ГЛК, обеспечить должный уровень безопасность горнолыжников. Концепция планирования должна учитывать физические характеристики горы; планирование в долине должно быть сбалансировано с планированием на вершине. К сожалению, до сих пор в России при проектировании нет правильно расставленных приоритетов. «Градообразующей» частью комплекса являются не гостиницы, парковки, и даже не подъемник, а горизонтальная инфраструктура на склонах, то есть горнолыжные трассы. Здесь уместен отзыв в Интернете от одного горнолыжника: «Посидеть в кресле я могу и дома перед телевизором».

Яркий пример тому - комплекс «Горная карусель» в Красной Поляне. Построили дорогостоящие канатные дороги, а уже потом начали думать о горнолыжных трассах, про-тиволавинных мероприятиях, оползневых явлениях. Такая же ситуация в Приэльбрусье. Построили хорошие гондольные дороги, а о трассах никто не задумывался.

На сегодняшний день отсутствует четкое общее видение горнолыжного курорта, того, что в итоге мы хотим получить. Этот вопрос довольно сложный, ведь в дальнейшем новый ГЛК должен стать хотя бы не дотируемым. Вообще, горнолыжные курорты редко приносят быструю прибыль. Поэтому строить их надо на длительную перспективу.

Из-за объемистости и многообразия путей развития и становления часто проходят годы и даже десятилетия, пока горнолыжный курорт достигнет своего проектного потенциала. Существующие ГЛК нуждаются в постоянных инвестициях. Сейчас очень большие деньги осваиваются в Красной Поляне города Сочи при строительстве горнолыжных курортов, но про окупаемость думают немногие. Здесь надо отдать должное руководству ГК «Роза-Хутор», который будет одним из лучших в России по всем параметрам. Здесь решают не только олимпийские проблемы, но и заботятся о том, как максимально сделать комфортным катание для клиентов, а также о том, чтобы проект был рентабельным.

Горнолыжный курорт - это многофункциональное предприятие, обслуживающее большое количество туристов, с непостоянной степенью загрузки (праздники, выходные, будние дни, межсезонье). На работу курорта влияют объективные причины - это погодные условия, экономическая ситуация в стране.

В качестве примера можно привести пример США, где после развития горнолыжной индустрии было построено 1200 курортов, а потом их осталось 507. Таковы результаты при отсутствии системного подхода к проектированию и низком уровне компетентности.

Первый горнолыжный курорт «Альпика-сервис» в Красной Поляне, который начал строиться еще в 1992 году, был самым перспективным в России, его зона катания -с перепадом высоты 1700 метров, с разнообразными трассами, с хорошей финишной зоной. Но, к сожалению, курорт перестал таковым являться из-за чрезмерного развития инфраструктуры, о котором говорилось ранее в статье. В довершение ко всему, на середине финишной зоны была размещена санно-бобслейная трасса, которая даже с точки зрения архитектуры абсолютно не вписывается в общий облик ГЛК. Это еще раз говорит о том, что регион никто не изучал, а чиновники принимали скорополительные решения, ни с кем их не обсуждая.

Четыре горнолыжных курорта, которые строятся в Красной Поляне, расположены рядом друг с другом, но проектом не предусмотрено введение единого абонемента.

Все проблемы мы создаем себе сами. В нашей стране появилось уже достаточно много высококвалифицированных специалистов, хотя они были и раньше, но как всегда их никто не слушает. Наверное, еще не пришло время.


На Рис.1: Схема трасс горнолыжного комплекса «Горная карусель»

Текст: по материалам доклада генерального директора ООО «Союзпроммеханизация» Федина П.Н. «Проблемы развития горнолыжной индустрии в России» в рамках круглого стола выставки «Лыжный Салон»

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Горнолыжный туризм

Россиянам не хватит горнолыжных курортов

При отсутствии заграничной альтернативы российские горнолыжные курорты в этот сезон ждет небывалый наплыв туристов. Ожидая километровые очереди на подъемниках в «Красной поляне», предприимчивые сочинцы уже стали продавать места в них за 40 тыс. рублей. Впрочем, бум прогнозируется и на курортах, которые традиционно считаются летними. Однако туристов подстерегает одна опасность.

В любом случае в этом году ожидается наплыв туристов на российские курорты – как на новогодние праздники, так и в течение всего сезона, который длится вплоть до мая. Как несложно догадаться, желающих покататься на сноуборде или лыжах на самом крупном российском горнолыжном курорте «Красная поляна» будет много.

Предприимчивые сочинцы смекнули, что среди них будут и крайне состоятельные клиенты, которых не пустят в Куршевель. На Avito стали продавать места в очередях на курортах Сочи в новогодние праздники, когда будет самый пик наплыва туристов. Автор объявления готов со 2 по 5 января занять очередь на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в районах от Олимпийской деревни до пика, а также на трассе «Южный склон». Свои услуги он оценил в 40 тыс. рублей, а стоимость целого дня обговаривается индивидуально, говорится в объявлении, на которое обратил внимание закрытый Instagram-аккаунт @krasnodar_kray, освещающий жизнь на Кубани. Такое объявление уже не первое. Аналогичное предложение в Сети появилось еще 1 декабря, но тогда место в очереди на горнолыжном курорте «Красная поляна» стоило дешевле – 30 тыс. рублей.

Подписчики Telegram-канала переживают, что сейчас полстраны поедет очередь продавать, или что за 40 тыс. рублей можно купить путевку на Занзибар (к сожалению, это неправда).

«Загрузка на российских горнолыжных курортах с 30 декабря по 10 января всегда стопроцентная. Так было и в прошлом году, будет и в этом. Поэтому очереди на подъемники неизбежны в пик потока.

В прошлом году в первых числах января социальные сети облетели фотографии, как люди стоят в километровой очереди. Такое бывает, и не только на российских курортах, но и на европейских, когда воодушевленный народ с лыжами и сноубордами бежит в первые дни праздников к подъемнику с самого утра»,

– говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», специализирующегося на внутреннем туризме.

Внизу, в «Розе долине», туриста могут забрать наверх только два подъемника, которые являются бутылочным горлышком, выше уже больше подъемников – и катающиеся разбредаются по склону. Такая же ситуация и на европейских горнолыжных курортах, например, в «Трех долинах», Куршевеле, Шамони или Зельдене. Поэтому опытные туристы селятся не внизу, а живут выше – на 1000-2000 метрах над уровнем моря, чтобы не сталкиваться с очередями внизу у подъемников.

Однако на новогодние праздники на «Красной поляне» загрузка была близка к 100% и до пандемии. Больше, чем есть мест, курорт не вместит. Но вот после новогодних праздников «Красная поляна» примет больше туристов, чем годом ранее.

«Если в прошлом году загрузка отелей была 50-60%, то в этом году будет 70-80%. Это хороший рост для горнолыжных курортов. Стопроцентной загрузки после праздников все-таки не будет, потому что надо учитывать экономику. Поездка семьи из двух человек на неделю на «Красную поляну» в трехзвездочном отеле обойдется в 100 тыс. рублей. Для туристов в текущих экономических реалиях это большие траты», – говорит Сергей Ромашкин.

Впрочем, в России есть и более бюджетные горнолыжные курорты – это Шерегеш, Кировск и курорты Северного Кавказа (Приэльбрусье, Домбай и Архыз). «Здесь ценник в два раза дешевле буквально на все, в том числе на питание и скипассы», – говорит собеседник.

Но эти курорты проигрывают «Красной поляне» по ряду параметров. Во-первых, по протяженности трасс со 130 км в «Красной поляне» ни один другой российский курорт не сравнится. Поэтому здесь катание подойдет для горнолыжника любого уровня подготовки. Приэльбрусье, например, скорее для опытных катальщиков, а Кировск больше для молодежи и сноубордистов. Во-вторых, из аэропорта до «Красной поляны» ехать полчаса-час, тогда как из аэропорта Минвод ехать до любого северокавказского курорта три часа. В-третьих, в «Красной поляне» более развитая развлекательная инфраструктура, здесь есть чем заняться после катания. Это и шопинг, и спа, и рестораны, и аквапарк для детей, и даже казино. Ничего подобного на курортах Северного Кавказа нет, но эти варианты обойдутся в два раза дешевле – 45-50 тыс. рублей, замечает директор туроператора.

Конечно, мест для катания в России значительно больше – более 100. На Урале, например, есть Абзаково и озеро Банное, даже в Чечне построили трассу с одним подъемником. «Все идет к тому, что скоро у всех российских регионов появятся собственные места для катания зимой», – считает Ромашкин. Однако это небольшие локальные курорты, которые рассчитаны на один-два дня катания тех, кто может добраться туда в радиусе одного-двух часов. И цены на скипассы здесь не такие кусачие, как на «Красной поляне» – 2900 рублей за день катания.

«За сезон, который длится три-четыре месяца, в Приэльбрусье можно кататься до мая, а в Кировске и на майские, загрузка на российских горнолыжных курортах вырастет на 30-40%», – считает Ромашкин.

Однако куда больше туристов приедут отдыхать не на «Красную поляну», а в прибрежные районы Краснодарского края и Крым. Кроме того, что тут теплее и светит солнце, здесь есть также детский парк развлечений, где дети могут пропасть на несколько дней, ресторанная и клубная жизнь. Отсюда можно тоже съездить покататься на «Красную поляну».

«Поток туристов в прибрежной зоне в четыре-пять раз превышает горнолыжный поток. Многие специально живут внизу, потому что это будет стоить ровно в три раза дешевле. Номер в пятизвездочном отеле на «Красной поляне» стоит 15 тыс. рублей в сутки, а внизу – 4500 рублей. А добраться снизу до поляны можно за 45 минут на такси», – рассказывает Ромашкин.

А Крым в этом году обещает стать вообще уникальным регионом с точки зрения турпотока. Несмотря на карантин и весенний провал в туриндустрии, Крым может показать рекорд и по туристическому потоку выйти в этом году в ноль, говорит собеседник.

«В Сочи ждут падения турпотока в этом году на 15%, а Крым может выйти в минус 5% или даже в ноль. Если в прошлом году Крым принял 6,5 млн туристов, то в этом году он может принять столько же или немного меньше. Это будет лучший показатель среди российских регионов.

По сравнению, например, с такими печальными регионами, как Москва и Санкт-Петербург, где турпоток упадет более чем на 50%. В Крым вслед за летним турпотоком по инерции идет поток и зимой. Загрузка Крыма туристами на новогодние праздники в этом году в два раза лучше, чем год назад. В Краснодарском крае загрузка лучше на 80%», – говорит директор «Дельфина».

Чем же Крым привлекает туристов зимой? Во-первых, зимой всем хватает хороших отелей, в которых могут быть бассейн, спа-процедуры или лечение. Во-вторых, зимой цены намного ниже, чем летом, и можно спокойно объездить все побережье с его многочисленными достопримечательностями.

Кстати, если туристы в прошлом году в Крым прилетали и приезжали на личном автомобиле в пропорции примерно 50 на 50, то в этом году ситуация резко изменилась. Теперь 70% туристов приезжают в Крым на автомобиле. «Мы думали, что это свидетельство финансового кризиса. Но потом многие туристы нам рассказали, что у них два мотива ехать на машине. Во-первых, они считают, что это безопасней в условиях пандемии, во-вторых, они больше не хотят сидеть на одном месте, а хотят путешествовать по побережью, что удобней делать на собственном транспорте», – говорит Сергей Ромашкин. В сутки проживание в Крыму и Краснодарском крае стоит 2900 рублей, плюс стоимость авиабилетов в районе 7-10 тыс. рублей.

Единственная опасность, которая поджидает россиян, решивших провести свой отпуск в России, это неожиданное введение запретов из-за распространения коронавируса. В среду туррынок шокировали власти Санкт-Петербурга, которые решили закрыть работу всех кафе и ресторанов с 30 декабря по 3 января. Также в этот период запрещается доступ посетителей в музеи, театры, на выставки и концерты. Кроме того, в новогоднюю ночь в городе не будет работать метро. Туристы уже начали отменять свои туры.

На эту тему

«Надеемся, что другие губернаторы выстоят, и история апреля-марта не повторится. Сегодня мы отправили 200 писем нашим туристам, которые собирались отдохнуть в Санкт-Петербурге, что мы не сможем реализовать их программу на Новый год из-за закрытия объектов», – отмечает глава туроператора.

И конечно, многие, кто купил новогодний тур в Санкт-Петербург, получили в рамках госпрограммы поддержки кешбэк. В связи с отменой туров, предстоит сложная процедура возврата средств и кешбэка.

Однако в целом второй этап программы, который был запущен 15 октября и действует по 5 декабря, помог внутреннему туризму. «Мы продаем туры с кешбэком уже полтора месяца. Это дало прирост продаж в районе 30-35% к такому же периоду прошлого года. Большинство воспользовались этой возможностью, чтобы поехать отдохнуть, иначе они бы не поехали», – заключает собеседник.

Туризму начислили подъемниковые

Понятие и история развития горнолыжного туризма, его отличительные особенности и предъявляемые требования. Описание самых известных отечественных и зарубежных горнолыжных курортов, а также основные проблемы и перспективы их дальнейшего развития.

Рубрика Спорт и туризм
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 19.11.2017
Размер файла 648,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По данным интернет-энциклопедии Википедия, экстремальный туризм -- в широком смысле один из видов туристического отдыха, связанный с риском.

Российский союз туриндустрии пишет, что «экстремальный приключенческий туризм - это «охота за открытиями», которые служат наградой в конце приключения - активном путешествии в естественных условиях, когда ценность открытий только усиливается по мере увеличения на пути «пилигримов» естественных препятствий.

В своей статье Е.А. Лукина характеризует экстремальный туризм как путешествия в труднодоступные, отдаленные места (горы, пещеры, джунгли, пустыни и др.) и занятие видами спорта, которые сопряжены с трудностями и опасностью для человека.

Несмотря на свой высокий туристический потенциал, наша страна занимает скромные позиции на мировом рынке туризма. На Россию приходится всего 1% от всего мирового туристического потока. Внутри страны на экстремальный туризм приходится около 10% от турпотоков.

В 2013 году в международном рейтинге стран по индексу конкурентоспособности Россия заняла 63 позицию из 140. Сильными сторонами РФ выделяют: богатство природных ресурсов, инфраструктура воздушного транспорта и телекоммуникаций. Неразвитыми признаны наземный транспорт, низкое развитие бизнес среды и низкая конкурентоспособность на уровне ценообразования. В целом состояние индустрии путешествий в России охарактеризовали как неблагоприятную.

Состояние современного российского экстремального туризма характеризуется двумя противоречиями:

· между многообразием и богатством туристических ресурсов и низким уровнем организации экстремального туризма;

· между высоким спросом на популярные направления и недостатком профессионально подготовленных кадров.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие России не могут рассматриваться в качестве достаточных условий для развития туризма. Очевидно, России необходим приток инвестиций, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах. Но, помимо этого, остается много нерешенных проблем:

· слабая материальная база для экстремального и приключенческого туризма: базы отдыха пришли в упадок, большинство фирм не имеют современного туристического снаряжения

· недостаток профессионально подготовленных кадров

· не насыщенное данными информационное поле: практически полное отсутствие специализированной литературы, низкая информированность туристов об экстремальном туризме

· обеспечение необходимой помощи туристам, терпящим бедствие на территории России, возложено на МЧС, однако информация о дислокации подразделений поисково-спасательных служб, их возможностях и средствах связи с ними практически не доступа туристской общественности.

Современное состояние туристского рынка в России неоднозначно. С одной стороны, создаются новые туры, открываются новые объекты, проводят компании по привлечению туристов из-за границы и российских туристов. С другой, поток иностранных туристов в 2016 году снизился на 10% и составил 24,5 млн человек.

В РФ на сегодняшний день функционирует не один десяток горнолыжных комплексов. Но проблема нашей страны в том, что отечественные курорты мало - известны среди местного населения. В нашей стране действуют курорты в Приэльбрусье (Домбай, Чегет, Эльбрус), существуют горнолыжные центры в Подмосковье (Волен, Сорочаны, Яхрома) и Ленинградской области (Золотая Долина, Снежный, Игора, Красное озеро), на Урале (Губаха, Ежевая).

Но, в отличие от зарубежных курортов, где горнолыжная составляющая часто туристской деятельности рассматривается в качестве приоритетной, в России остается множество нерешенных проблем:

1. Недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли. Создание и дальнейшее функционирование горнолыжных курортов - это дорогой бизнес. Следовательно, не многие хотят вкладываться в такие проекты с низким доходом.

2. Отсутствие поддержки предпринимателей в вопросах о земле.

3. Незащищенность инвестиций частного капитала. Нет гарантии, что с бизнесом не придется расстаться при изменениях в законодательной сфере.

4. Недостаток информации у туристов о российских горнолыжных курортах. Отсутствие масштабной рекламы.

5. Отсутствие развитой инфраструктуры,

6. Низкий уровень сервиса, вызванный, прежде всего, неразвитостью конкурентной среды.

7. Техническое обустройство уступает зарубежным курортам.

Стоит отметить, что статистика посещения горнолыжных курортов в России, к сожалению, практически отсутствует. Мы можем видеть только приблизительные цифры, которые публикуют сервисы бронирования отелей на этих курортах. Однако эти данные нельзя считать абсолютно правильными и достоверными. Например, курорт «Эльбрус» в 2016 году посетили около 150 тыс. человек. А в первую неделю января 2017 года курорты Красной Поляны реализовали более 100 тыс. скипассов.

Однако в последние несколько лет наблюдается динамика увеличения внутреннего туризма, что дает толчок к развитию национальных курортов. Некоторые курорты, такие как Роза Хутор и Шерегеш, не уступают зарубежным конкурентам. Однако, есть то, что сильно отличает отечественные склоны - это безопасность. Это первый пункт в списке недостатков горнолыжного туризма России, который надо устранять в первую очередь. Экстремальный туризм без должного уровня безопасности курорта не может развиваться и популяризироваться среди туристов.

На сегодняшний день можно выделить следующие пункты, которые тормозят развитие горнолыжного туризма в нашей стране:

· низкий уровень обслуживания на горнолыжных курортах;

· низкий уровень безопасности туристов на склонах курортов;

· слабо развитая инфраструктура;

· трудно доступность курортов (далеко от основных аэропортов и ж/д станций);

· сложная процедура получения визы для иностранных туристов;

· сложившийся имидж России за рубежом о криминальных событиях.

О низком развитии инфраструктуры в стране можно судить по качеству предоставляемых услуг в местах размещения. Средний коэффициент изношенности российской гостиничной базы составляет около 70%. По сей день продолжают функционировать гостиницы, базы отдыха и пансионаты, построенные еще во времена СССР и не проходящие реконструкцию или капитальный ремонт. Чуть более 20% в России гостиниц соответствуют мировым стандартам и могут претендовать на размещение иностранцев.

Вопрос транспорта всегда стоял ребром в отношении нашей страны. Существенные недостатки имеются на всех уровнях транспортного обеспечения туризма:

· плохое качество автомобильных дорог

· высокая степень изношенности воздушного транспорта

· отсутствие необходимого количества комфортабельного транспорта для дальних пасажироперевозок.

Во многих зарубежных туристических компаниях в договоре с туристом прописан пункт о том, что качество предоставляемых услуг не гарантируется. Таким образом они указывают на несостоятельность туристической отрасли в России.

В условиях современного мира система безналичного расчета достигла своего апогея. Теперь мы можем расплачиваться не только банковскими картами, но и телефоном, часами и другими электронными устройствами, где подключена функция банковской оплаты по системе PayPal. В России вопрос об оплате картами также не решен окончательно. Безусловно, в таких городах как Москва и Петербург этот вопрос давно решен, но в регионах туристы могут встретиться с ситуацией, когда оплата банковскими картами невозможна. В основном это касается сувенирных лавок, в которых принимается только оплата наличными.

Сувениры - довольно значимая статья расходов туристов в путешествии. Эта часть расходов туристов могла бы приносить регионам дополнительную прибыль. Однако во многих городах, где есть свои обычаи и на их основе могли быть изготовлены сувениры, эта область либо слабо развита, либо совсем отсутствует. В условиях современного мира, когда людей сложно чем-то удивить, продажи обыкновенных магнитов уже недостаточно. Необходимо уметь создавать бренд из местных продуктов, народного творчества, а также прикладного искусства.

Действительно значимо отношение государства к проблемам развития горнолыжного туризма. Поскольку горнолыжный туризм развивается и распространяется среди туристов быстрее остальных видов отдыха, существует около 20 программ, которые направленны на инвестирование средств в строительство, модернизацию и рекламу отечественных горнолыжных центров. Таким образом проблема развития инфраструктуры постепенно решается.

Отдельного внимания заслуживает законодательство в отношении горнолыжного предпринимательства. Здесь нам стоит равняться на Европу и в частности мировые горнолыжные центры - Францию и Австрию. Последние два года вопросами льгот и особых условиях для горнолыжного бизнеса занимается Подкомитет по развитию рынка туристских услуг. В перспективе предлагают освободить подобные предприятия от отчисления налога на прибыль в региональный бюджет; освобождение от таможенных пошлин на ввозимое оборудование, необходимое для горнолыжного курорта - ресторанная, горнолыжная техника.

Для привлечения иностранных туристов с 2015 года работает программа «Visit Russia». Программа предполагает наличие туристических представителей России в других странах и развития информационного партнерства со СМИ. Проводится активная работа в секторе B2B. Показателем работы программы можно считать посещение немецких предпринимателей горнолыжного курорта Роза Хутор в ферале 2017 года.

Горнолыжный туризм крупная статья доходов в региональной экономике страны. По разным оценкам экспертов, объем горнолыжного туризма составляет от 12 до 18 млрд рублей в год. По данным Ростуризма около 3,5 млн россиян ежегодно посещают горнолыжные склоны нашей страны.

Безусловно российские горнолыжные курорты имеют известность и за рубежом. В 2017 году особой популярностью пользовались курорты Северного Кавказа. Как сообщают репортеры Первого канала: «В этом году на курортах были гости из Индонезии, Бразилии, Европы, Америки и Китая».

В России очень маленький выбор пакетных туров на горнолыжные курорты, а точнее практически их отсутствие. Туристические агентства предлагают индивидуальные туры, которые включают как правило только перелет и размещение в отеле. Туристические услуги, которые предоставляют такие компании для путешествия на склоны, стоят немалых денег. Например, компания «Sunrise Tour» предлагает горнолыжный тур в Швецию, который длиться неделю, стоимостью 1400 евро (около 81 тыс. руб. по текущему курсу евро). Самостоятельный тур обходится туристу значительно дешевле. Поэтому все горнолыжники путешествуют на курорты самостоятельно. Предлагая групповые туры, можно регулировать поток туристов. Например, делать специальные предложения на направления, которые пользуются меньшим спросом в конкретном горнолыжном сезоне. Это поможет равномерно распределять туристов по курортам страны, что позволит работникам повысить качество предоставляемых услуг. К сожалению, бывают ситуации на склонах, когда сотрудники не могут оказать должного внимания туристам из-за большого спроса на услуги. Получается, что спрос превышает предложение. Также это увеличит количество желающих посетить горнолыжные склоны.

Мы уверены, что горнолыжные курорты России имеют большие перспективы в будущем и предлагаем следующие пути для преодоления существующих проблем:

· ежегодное проведение сертификации инструкторов горнолыжных курортов;

· обеспечение курортов средствами безопасности: пушки от схода лавин, ограждения трасс, указатели на развилках трасс, курсирование 1 раз в 3-4 часа снегоходов со спасателями;

· создание фирменного трансфера курортов (автобусы, минибасы) от аэропорта или ж/д вокзала до горнолыжного центра;

· создание системы скидок для детей и студентов;

· реклама пакетных туров «Все включено» в России и на ближнем зарубежье. Тур должен включать: перелет, трансфер, размещение в отеле, скипасс, страховку;

· создание чартерных рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга с декабря по март в Адлер (Красная Поляна), Новосибирск (Шерегеш) и Минеральные воды (курорты Северного Кавказа).

Для наглядности и демонстрации отличий российских курортов от зарубежных ниже приводим таблицу, анализирующую самостоятельные туры спортсменов на курорт Оре в Швеции и Роза Хутор в России (см. Приложение № 4).

Читайте также: