Плато бермамыт отдых в палатках

Обновлено: 18.05.2024

Такой вид отдыха мы выбрали для себя последние годы. И сказать по правде, удовольствие получаем сполна. Кто-то может и не поймёт наш отдых, покажется утомительным, или скажут что на эту сумму (потраченную на подготовку и саму поездку), хватит с полна на неделю или две на песочном пляже Турции, Туниса или Греции. Да, может и так, но: «Каждый отдыхает как хочет»))).

Вы таких поездках (на машине), такое напоминание не будет лишним)).

Как и всегда, не буду утомлять читателей детально описывая каждый день. По возможности буду краток.
И так, начну.

Поездка планировались за ранее и в другой стране, в Грузию. Но по известным причинам, связанные с событиями в столице Грузии, супруга отказалось категорически ехать туда и за неделю до отъезда, полностью изменили поездку. В спешном порядке переделали маршрут, было решено посмотреть те места которые не увидели в прошлую поездку по Кавказу и что-то ещё, но не насыщать сильно поездку, дабы не уставать. В каждом новом месте останавливаться по две ночи примерно.
Первая остановка, по плану, был Природный парк Щербаковский, что на берегу Волги в Волгоградской области. Из Москвы до парка доехали за два дня, с ночёвкой в Пензе.
По дороге, в Пензенской области, мы заехали в село Черкасское, там находится Усадьба В. Н. Охотникова или В. Ф. Андронова, построена в 1868 году, более 150 лет назад. Сейчас в здании, базируется школа)). Красивое историческое место. Реконструкция была, вроде, не очень это видно просто)). Актовый зал сделали в первозданном виде, опять же, наверно). Рядом барский пруд(без воды), парк и сквер.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

Строительство двухэтажной усадьбы предположительно началось в 60-х годах XIX века по решению помещика Владимира Николаевича Охотникова, затем усадьба была продана барону Сергею Рудольфовичу Штейнгелю, который владел Черкасским с 1895 по 1900 годы, а после разорения продал его купцу Андронову, чей сын в 1902 году завершил строительство.

Природный парк Щербаковский

В парк мы заехали вечером, примерно в 17.30, администрации уже не было на месте(работают до 17.00), но для ночёвки на территории парка должен быть пропуск, пришлось искать работника парка чтоб дать о себе знать))). Не без труда, но нашли. Благо живёт она в посёлок что рядом находится, Нижняя Добринка. Она объяснила где можно остановиться, где есть специальные отведённые места для кемпинга и взяла наказ на следующей день явиться в администрации чтоб зарегистрироваться. Место нашли, но не там где нам советовали, поставили палатку, ужин %F0%9 °F%A5%98 приготовили и легли спать))).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

20 дней или 5771.8 км в дороге))

1

Наступило утро. Как говорится: первый блин комом. Ночь показала на сколько мы урбанизированы, не приспособлены и не подготовлены к естественным условиям))). Следующую ночевку в палатке решили устроить когда исправим недочёты.
На второй день посмотрели все оставшиеся интересные места. Ну…, парк как парк, ничего особенного.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

2

Переночевали мы в гостевом доме в городе Камышин и поехали дальше. Следующая остановка, рыболовецкая база «Дедушкин Хуторок», в Астраханской области.
На базу приехали к десяти часам ночи. Нам выделили домик, практически со всеми удобствами и отдых))).
База уютная, прям на берегу Волги, со своим пляжем и своими катерами(которые можно арендовать).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

1

Зная за ранее что на базе будет день отдыха(никуда ехать не надо, Баскунчак далеко), в Актюбинске, что был по дороге, запасся припасами в виде копченого судака и практически безалкогольного пива))). День пролетел быстро, успели искупаться и загорать, да больше и нечего было делать (если ты не рыбак).

От базы до Астрахани доехали быстро, благо не далеко, всего 180 км(3–3,5 часа езды). На месте были примерно в 15.00, заехали пообедать и попробовать местную уху. Я лично не очень её жалую, но тут решил попробовать))). Ну, уха как уха, есть можно). В городе мы арендовали квартиру, это гораздо дешевле чем отель, разместились, отдохнули чуток, а вечером вышли исправлять недочёты связанны с проживанием в палатке, то есть за покупками).
Весь второй день мы посветили знакомством с городом. Сходили в кремль, прошлись по набережной, но так как погода была жаркой (примерно 32 градуса), к середине дня мы выдохлись.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

20 дней или 5771.8 км в дороге))

1

На утро, собрали вещи, позавтракали и поехали в сторону Дагестана, а точнее нас ждала ночевка в Махачкале. Астрахань и Махачкалу связывает кусок дороги с аббревиатурой АН8.
Пару слов о дороге АН8, по которой мы ехали: «Международная Азиатская Сеть»- такая расшифровка АН.
На момент AH представляет собой сеть дорог, соединяющую 32 азиатские страны. Сеть имеет выходы в Европейскую часть материка. Общая протяженность дорог составляет 141 тыс. км. Данная дорога (АН8), тянется от границы с Азербайджаном до границы с Финляндией. Так вот, добротный кусок этой трассы, примерно 40 км, просто пока не достроен))). Спокойно ехали по хорошему асфальту, до того момента пока перед нами не показалась табличка с пожеланием «Счастливого пути, Астраханская область». Сразу после таблички дорога перекопана и завалина бетонными блоками, перекрыта. В этот момент, навигатор, тот что построил нам маршрут, вежливо попросил свернуть на лево, в поле, на грутово-шебеночной дороге. Я свернул, думал объезд, но, мне бодро сообщили «прямо 19 км», до поворота на право, а там ещё столько же, но только по грунтовой дороге))). Дорога делается, но когда закончат, это вопрос).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

По дороге остановились чтоб пройтись по барханам)). Это не тот знаменитый Дагестанский бархан Сарыкум, но думаю не хуже)).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

3

Вечером были в Махачкале, переночевали, а на утро поехали осматривать то что не увидели в прошлую поездку по Дагестану.
В Махачкале заправились под завязку, на более узнаваемой АЗС, с более привычными ценами (46 рублей за ДТ), чем те что встречались по дороге, в разных населённых пунктах (32 рубля за ДТ).
Сразу скажу что, мы решили не поехать на юг региона, в сторону Дербента, а будем осматривать те места что в центре. Это: Гунибская крепость, Карадахская теснина, водопад Табот, аул Гамсутль, Салтинский водопад, Черкейская ГЭС и соотвественно ещё раз Сулакский каньон.
Изначально план был такой: так как ГЭС и каньон одно целое и они находятся ближе к выезду из региона, решили осматривать в последнюю очередь. Крепость, водопады и теснина в первую. Но, погода внесла свою лепту и получилось всё, ну практически всё, да на оборот.
Погода в этот день до обеда была дождливой в горах, поэтому мы поехали в сторону ГЭС и каньона, ну, а потом в сторону Гуниб.
С прошлого года каньон не изменился, но вот инфраструктура добавилось. Появилось смотровая площадка (в прошлом году строилась только), сувенирная лавка, кафешка, кофе на колёсах и конечно же разные развлечения (конные прогулки, фото в папахе и т. д.).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

ГЭС в прошлом году мы не видели, в этот раз мы съехали с асфальта и увидели.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

2

Чиркейская ГЭС — Введена в эксплуатацию в середине 70-х годов прошлого века. Построена на реке Сулак и является самой мощной гидроэлектростанцией на Северном Кавказе, а по высоте среди арочных — первая в стране. Образует водохранилище в Чиркейском ущелье.

До Гуниб мы добрались к вечеру. Село делится на Нижний Гуниб, где кипит жизнь, и Верхний. К селу ведет крутой серпантин, поэтому приезжать лучше засветло, мы этого не знали. К Верхнему Гунибу тоже нужно ехать по серпантину. Проехать можно на любой машине, дорога асфальтирована.
Мы попытались найти где переночевать, но без особых успехов. В Верхний Гуниб есть турбаза и не одна, есть отель в центре села, но везде уж очень кусачие цены за одну ночь. Так что решили ставить палатку, как раз и место подходящее нашли))). Это был Верхний Гуниб. Скажу честно, было страшновато, ночь, Дагестан, горы…. Но мы справились))).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

20 дней или 5771.8 км в дороге))

Осмотрев крепость (на самом деле просто стена), спустились в село, поймали сеть и начали строить маршрут в сторону Карадахской теснины, водопада Табот и аула Гамсутль. И вот тут нас постигла разочарование. До аула, он был ближе к нам, ехать 17 км, а по времени час(в одну сторону) и до теснины с водопадом, они находились в противоположную сторону, 50 км примерно-ехать два часа(в одну сторону). И в одну, и в другую сторону ехать через горы, не по асфальту, а у нас топливо меньше половины бака оставалось, а АЗС по близости не было(((. Взвесив все плюсы и минусы, решили не искушать судьбу дабы не застрять в горах, поехали в сторону Владикавказа. А по дороге заехали на Салтинский водопад.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

Ночевка в городе, а на утро поехали в сторону Южной Осетии.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

2

Переночевали в Цхинвали, в гостевом доме, и дальше осматривать Осетию. В городе только ночевали.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

1

Там как достопримечательностей (если можно так их называть) не так много, за один день мы практически все посмотрели.
Ближе к Цхинвал, километров 3 от города, находится Тирский монастырь. Это православный, мужской монастырь, в народе называют «Тири». Он мало кому известен в мире, в силе статуса региона, кроме местных, храм практически никто не посещает, туристы тут редко появляются однако, это достаточно крупный памятник архитектуры.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

После монастыря взяли курс на озеро Кведи или Коз(кто как называет). По дороге остановились ещё у одного озеро, Эрцо. Озеро Эрцо, образованно карстовыми процессами на реке Кварила. Площадь озеро достигает 0.41 квадратных метров и расположен на 1711 метров над уровнем моря.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

Если до озера Эрцо, мы добрались по более или менее асфальтированной дороги, то до Кведи(Коз), 9 км по лесной и горной дороге.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

1

Озеро Кведи — это горное озеро в ущелье Козки. Оно является третье по величине озеро республики. Образовалась она из-за оползня перегородивший реку в ущелье. Озеро окружено хвойным и смешанным лесом. В озеро впадает река Кведик, самая крупная река. А вытекает всего лишь одна река — Кведрула.
До озера, не то что трудно добраться, но без внедорожника не обойтись. Ну на УАЗ-иках и на НИВА-х можно добраться, местное молодежь тут отдыхает, популярное место для них.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

На озеро побыли не долго. Отдохнули чуток от дороги, кофе сварили, насладились тишиной, пока не появилась местная молодёжь с громкой музыкой и долой тишина)))).
Так как день стремительно приближался к вечеру, решили где-то найти место для ночлега. Мы заехали в посёлок Квайса в надежде там найти отель. Мы его нашли, но, после увиденного, лучшим вариантом нам показалось что, это палатка. Лагерь разбили на берегу речки Джоджора. Развели костёр, приготовили ужин, запекли картошку как в детстве и отдых.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

На утро нас ждал путь в сторону плато Бермамыт, с ночевкой в Ессентуках.

На выезде из республики, в придорожном кафе, отведали наивкуснейший, местный пирог)). Да еще с собой заказали)).

1

Так как погода была солнечной, по дороге заехали в Цей, что в Северной Осетии. В прошлую поездку мы тут были, но тогда погода была дождливой и мы не смогли увидеть ледник, да и ничего не работало тогда)).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

Плато Бермамыт

Про это место, очень много написано в интернете, сказано тоже не мало от бывалых и заядлых путешественниках. Мне тоже хочется что-то написать об этом месте, нет, об этом удивительном и прекрасном (на мой взгляд) месте.

На Бермамыте мы были сутки полторы, ночь-день-ночь.
Добраться до плато не так тяжело, но и не легко как кажется)). Есть несколько дорог ведущие туда, мы поехали через посёлок Учкенен, хотели проехать через Гришкину балку, посмотреть пещеры и водопады.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

Дорога не самая короткая, зато простая.
Пока была связь, построили маршрут в навигатор, сделали скрин экрана с указателями как добраться до места, посмотрели прогноз погоды, чтоб зря не мотаться туда и поехали.
Пока ехали погода стало портиться, выехали солнце грело, ясно было, а чем ближе приближались, туман густой, тучи и сумерки.

2

После Учкенена, выехав на грунтовку, доехали до первого ориентира — два менгиров возле дороги и свернули на право, практически в поле. Там не одна дорога, их много))).

2

На горизонт был виден второй ориентир, это были линии ЛЭП)). Вдоль ЛЭПа и с помощью навигатора, мы добрались. Был момент, когда линии ЛЭП ушли на лево, навигатор показывает прямо, ну, а там…. сумерки, густой туман, моросящий дождь и четыре или пять дорог((((. Вот и гадай по какой из них нужно проехать. Не без труда, но мы нашли правильную дорогу и доехали.
Само плато, находясь примерно на 2500 м над уровнем моря, а если точнее 2580 м над уровнем моря (это там где мы были).

20 дней или 5771.8 км в дороге))

4

Бермамыт встретил нас сурово). Низкие облака, темень хоть глаза выкалывай, вокруг ни души, лил крупный дождь вперемешку с градом, молнии сверкающие со всех сторон, порывистый ветер такой силы что раскачивал наш почти трёх тонный вездеход ((.
Первые впечатления были такие: куда мы приехали, зачем, что мы тут потеряли… В этих условиях, мы были вынуждены спать в машине.
Пока пытался заснуть, всё чаще мысли посещала мол, «зря я притащил всех сюда». Ведь это была моя идея посетить это место. Но зря я так…
Утром я забыл о всех негодных мыслях. С рассветом открывались такие красоты, словами не передать.

1

20 дней или 5771.8 км в дороге))

2

День выдался отменный. Могучий Эльбрус открылся во всём своём красе. Окружающие ландшафты- красотка неописуемая, и тишина… в ушах просто звенело от этой тишины.

20 дней или 5771.8 км в дороге))

1

Нам повезло в двойне, желающих глазеть на Эльбрус с Бермамыта было не много. Так что мы наслаждались красотами практически в гордом одиночестве))).

2

Вторую ночь нам тоже было суждено спать в машине))). Но ещё днём мы установили палатку, там где меньше продувал ветер, а вечером наслаждались практически безоблачного небо с восхождением полной луны.
Легли спать. Примерно к 00.30 ночи, я начал думать о том: «А скоро ли рассвет?». Причиной посещаемых мыслей стал жидкий холод, пронизывающийся через спальный мешок, заставляя трястись как осиновый лист. Вышел из палатки и пошёл заводить машину. Смотрю на вверх, там глубокое тёмное, без облаков, с миллион звёзд небо и ЛУНОЕ ЗАТМЕНИЕ.)). Это было волшебно, луна была закрыта на половину. Насладился этим явлением не долго, минут 5 от силы, замёрз я сильнее чем вся это красота, даже фотографировать не смог, руки дрожали)).
На следующей день, погода чуток изменилось. Ветер усилился, набежали тучи, что не позволяли увидеть Эльбрус, туристы всё прибывали и прибывали…. Мы собрали вещи, по завтракали, и с чувством выполненного долга поехали в сторону Азовского моря. Два дня отдыха на побережье и домой…)))

P. S. Из каждого нашего путешествия, мы черпаем что-то новое, прекрасное и удивительное для себя. Некоторые места разочаровывают, некоторые на оборот очаровывают, а некоторые оставляют чувства спокойствие и желание возвращаться туда, снова и снова. Пока есть желание, возможности и силы, мы будем колесить. Есть в этих поездках что-то прекрасное, что-то удивительное, есть чувство свободы, чувство необременённости. Не закрывайтесь люди, откройтесь для новых впечатлений, познайте мир, познайте себя, будьте свободны…)).

Кавказ Trip. Часть 1. Адыгея. Карачаево-Черкессия. Плато Бермамыт.


Герман уже был на Кавказе ранее, пассажиром и теперь ему хотелось прокатиться самому, и увидеть что нибудь новое, поэтому по большей части мы полагались на его опыт, опорные точки и т.д.
Так же предварительно посмотрели интересные места, по мимо тех куда планировали заехать, во многом помог Драйв2.
Сперва планировали 3 автомобиля, но пришли к выводу что легковушка будет нас сильно ограничивать по заездам на места ночевки, поэтому ребята 4м в Паджерике, мы в 2ем в Сузуке, с частью вещей ребят, которые едут пассажирами.


Полный размер

На путешествие у нас было отведено, к сожалению, ограниченное количество дней, условно говоря неделя.

Начнём, выдвигаемся в пятницу, отпросился на пару часов раньше с работы, загрузил машину, приготовили всё всё всё и даже чуть больше. Выезд наметили на часов 9-10, я даже умудрился поспать минут 30, пока кто-то не позвонил, потом лежал крутился, больше не уснул.

Собственно к 21-30 приезжаю на место сбора, нас уже ждут, обнаруживаю что менее чем за сутки как я переобул Сузуку в Гудричи с колес уже скрутили металлические колпачки, заезжаю на заправку покупаю пластиковые плюс подкачиваю колеса до 1.9 в круг (колеса пролежали больше полугода в гараже, давление упало до 1.7).

В 22-00 выезжаем из города, впереди 640км до точки назначения — ст. Даховская, Респ Адыгея.
В полночь проходим Крымский мост.


Полный размер

В 5 мы уже встречали рассвет где-то за Краснодаром.


Полный размер Полный размер наш лагерь

Место для лагеря — место слияния двух рек — Дах и Белая, днём тут много местных, которые приезжают сюда как на пляж, отдохнуть, искупаться и пожарить шашлык, а вечером тут остается пара машин — таких как мы.


Полный размер


Полный размер

День конечно был отсыпной, потому что повылазили мы с палаток к часам 12, покушали, еще немного посидели, кто-то пошел на 2й заход, ну а после, мы отправились на рафтинг. Это тоже отдельная история, так как на рафтинг мы собирались съездить, наверное, года 3, но всё никак не выбрались.

Полный размер

Сервис нас приятно порадовал, за нами приехали, забрали, покатали и вернули на место. В лагере мы предварительно убрали всё что можно легко унести, оставив стоять пустые палатки, никто ничего не тронул, собственно мы к такому у нас привыкли, что туристы уважают друг друга.


Полный размер

В общем впечатлений много, хоть и ожидали мы что всё это на много страшнее, чем оказалось на самом деле, да, конечно уже не сезон, но нам "попробовать" хватило, плюс насладились далиной реки Белая.


Полный размер

После рафтинга нас угостили чаем и приятно побеседовали, пока нам "перекачивали" памятные фотки. Местные были приятно удивлены что мы из Крыма приехали к ним, потому что у них всё наоборот, все едут на моря к нам)
После рафтинга мы переоделись и сходили в местную кафешку покушать шашлыка с овощами на мангале, и были не особо приятно удивлены ценам, потому что поели мы дорого, ахринеть как дорого, вкусно, но не на такую сумму.

Закончили своё знакомство с Адыгеей на следующий день, сделав общее фото на фоне Даховского моста, и выдвинулись дальше в сторону Кисловодска.


Полный размер

На часах 10-00 мы скупились в дорогу, по плану у нас 380км до Кисловодска. Заправляемся в Майкопе и в путь.


Полный размер

Дорога до жути скучная — поля да поля, до самого Пятигорска, температура за бортом +35, в салоне с кондиционером еще терпимо, но на улице ад, машина в принципе не понимает что я от неё хочу, выходя на опережение, даже с выключенным кондёром. Но чтоб размяться даже выходили сфоткаться в поле, дикие Крымчане)))


Полный размер


Полный размер

Герман травит колёса, чтоб по грунтовке ехалось чуть по мягче.


Полный размер

Я на случай "вдруг жопа" включаю хабы, чтоб в любой момент можно оказаться на полном приводе. Через час когда раскатанная дорога закончилась и пошли камни я воспользовался полным приводом, поднимаясь по "сыпухе", сразу же дал отмашку, по рации, чтоб Паджеро за мной не совался и мы пошли искать объездные пути для него. По итогу просто объехали по траве в стороне, минуя крупные камни. Тут с нами это препятствие сыграло злую штуку, потому что мы пропустили поворот, который был непосредственно за подъемом, в общем потребовалось минут 10-15 чтоб я начал понимать что мы ну совсем не по курсу идём. Вернулись, и поехали по правильно дороге, к слову на улице к тому времени был сильный ветер и +11, а мы "горячие" все в шортах.

Полный размер

Местами отправлял паджерика вперёд себя, потому что у него был пассажир который выполнял функцию настоящего штурмана — выбегал из машины и смотрел дорогу вперёд, потому что мне чуток было сложно и штурманить дорогу и смотреть более ровную и еще и выбегать иногда.
Дорога в общем не сложная, просто ямы в свете фар выглядят куда страшнее, чем есть, глубина колеи непонятна, да и в целом не понимаешь куда тебе и сколько еще ехать.
На место мы приехали к 11 часам. На плато сильнейший ветер и +9, первым делом оделись по теплее, поставили лагерь, и тупо легли спать, договорившись что встаем в 5 утра на рассвет.

Да на Бермамыт стоит ехать именно ради рассвета, это я читал в статьях на Д2 и могу подтвердить это сам!
5 утра, будильник, открываю глаза, выглядываю из палатки — туман, ничего не видно, скидываю будильник на 5-10, не ну а вдруг. Через 10 минут думая что затея бесполезная и ничего не увижу заставляю себя всё ровно выглянуть из палатки, и тут я проснулся моментально — туман сел! Вокруг красотища, громко бужу всех и мы отправляемся наслаждаться видом на Эльбрус на рассвете!

Где остановиться с палаткой в Домбае и Архызе?

Несколько дней назад мы с мужем вернулись с небольшого трипа по горам. Во время поездки я делилась видео и статьями о нашем путешествии и в комментариях получила запрос:

Сделайте, пожалуйста, обзор мест, где можно встать с палаткой и где нельзя.

Отвечать в комментариях долго, поэтому решила написать статью, вдруг ещё кому-нибудь будет полезна.

Домбай

В посёлке Домбай проблематично где-то остановиться с палатками, но нам всё же удалось найти эти места.

Кемпинг. На территории заповедника есть кемпинг и находится он в лесу. Чтобы туда попасть, нужно пройти мимо мечети вдоль реки Аманауз. Дорога закончится КПП, у кассира можно узнать подробности размещения и ему произвести оплату. Из удобств есть только туалет.

Стоимость: 200 рублей с человека, 200 рублей за машину.

Кемпингом мы не стали пользоваться, а поставили свою палатку рядом с рекой перед знаками. В начале у меня был небольшой дискомфорт, т.к. место людное, но потом я отпустила ситуацию и наслаждалась видами на посёлок. Утром мы свернули наш лагерь и пошли на маршрут в ущелье Аманауз.

Фото автора Фото автора

На следующий день мы планировали погулять по ущелью Алибек и поехали сразу в альплагерь. Там тоже беда с местами, но я одно нашла.

Ориентир: перед речкой слева будет уходить дорога слегка вниз. Рядом будет стоять заброшенное здание из красного кирпича, перед этим зданием есть импровизированная парковка, а за зданием как раз находится то самое место. С него открывается потрясающий вид на горы.

Альплагерь, заброшенное здание Альплагерь, заброшенное здание

Стоимость: 200 рублей с человека, 200 рублей за машину. Поставить палатку бесплатно, но проезжать придётся мимо КПП и если вы планируете выходить на маршрут до озера и водопада, то придётся заплатить.

Мы пытались остановиться с палаткой на Русской поляне, но нам сказали, что сделать это невозможно.

Вид на ущелье Вид на ущелье

Архыз

В Архызе нет таких проблем, где остановиться с палаткой. Пока мы ехали до села нам встретилось очень много мест рядом с рекой, где можно подъехать на машине. Но есть вы планируете трекинг до озер или водопада, то вам на Софийскую поляну. Найти её легко на карте maps.me . Там есть платный кемпинг с большим перечнем услуг, которые они предоставляют и есть бесплатный. Мест много и места красивые. Можно встать у реки, а можно остановиться чуть дальше вдали от шума и суеты.

Софийская поляна Софийская поляна

Плато Бермамыт

Если есть желание полюбоваться закатом и рассветом на плато, увидеть хозяина этих гор - Эльбрус, то там тоже можно встать с палаткой на ночевку, места много.

Во время нашего приезда на плато Эльбрус был скрыт облаками весь день и только к вечеру он начал показываться на считанные секунды и снова облака его закрывали. Приезжые туристы охотились за просветами, чтобы успеть сделать фото, а некоторые и вовсе его не видели из-за облаков. Поэтому рекомендую там задержаться и понаблюдать за природой.

Плато Бермамыт Плато Бермамыт

Стоимость: бесплатно.

Проехать на плато можно на любой полноприводной машине с высоким клиренсом. Я доехала на переднем приводе на Hyuhdai Creta по сухой дороге. После дождя ехать, думаю, было бы очень проблематично.

Поехали на плато Бермамыт на паркетнике. Как это было

Про это чудесное место я узнала ещё до того, как в Инстаграме появилась куча фото с Бермамыта у различных тревел-блогеров и фотографов. Но почему-то он нас долго не пускал, все как-то не получалось - то транспорта не найдём,то времени не хватит. Хотя на Кавказ мы ездим регулярно.

И вот, прошлым ковидным летом, мне приходит в голову гениальная идея поехать туда самим.

Такие машины обычно проезжают на Бермамыт Такие машины обычно проезжают на Бермамыт

Мужу ничего не оставалось, как подчиниться мне, он знает если я что-то задумала - могу и мозг чайной ложечкой съесть. Да и тяга к приключениям у него ничуть не меньше чем у меня.

Тем более незадолго до этого мы купили новый Mitsubishi Outlander с полным приводом и нам хотелось его испытать.

Наша малышка на кемпинге Наша малышка на кемпинге

Итак, дано: паркетник, спальники, палатки, горелка, провиант, бутылка «горючего», трое безумцев и тупая уверенность что мы непременно доедем до места и встретим там рассвет. Мы взяли с собой Яну - она гид по Кавказу, альпинистка и по совместительству наша подруга. Она раньше уже бывала на Бермамыте.

Уверенность в том что мы доедем взялась после того, как мы насчитались отзывов всяких умников в интернете, где пишут, что чуть ли не на седанах туда заезжают. Но одно уточнение - в сухую погоду.

По пути мы забрали Яну в Пятигорске и стартанули, время было послеобеденное, около 15ч. Задача была доехать до темноты, дело было в июле, световой день ещё длинный.

Сначала шла довольно приличная грунтовка Сначала шла довольно приличная грунтовка

На первых порах ехали бодро, весело, правда немного расстраивали тучки, из которых периодически немного моросило.

Дорога проходила по полю с постепенным набором высоты,и можно было любоваться бескрайними просторами и пасущимися табунами лошадей.

А потом стало повеселее - появились канавы, камни и колеи.

Развернуло Развернуло

В какой-то момент нас повело, развернуло и заднее колесо угодило в глубокую канаву.

Выгрузили рюкзаки, почистили протектор, вытолкали и поехали дальше. И тут начался дождь..

Дождик разошёлся Дождик разошёлся

Усложнялось все тем, что дорога идёт в гору. Дорога скользкая, резина шоссейка, на которую все налипало и машину водило как по льду. Но нас это не останавливало. Мы упёртые. Периодически мы с Яной выходили и руками страховали тот или иной бок машины, чтобы она не съехала в очередную канаву. Все это происходило на глазах изумленных коров и овец, которые мирно щипали травку на альпийских лугах.

Доехали до интересного места Доехали до интересного места

Дождь и не думал униматься, и дорогу размыло окончательно, плюс нас обогнали квадроциклы и несколько внедорожников, которые помогли дороге превратиться в кашу. Дождь пошёл ещё сильнее, вперёди непролазная грязь и мы остановились.

Пытаюсь что-то разглядеть Пытаюсь что-то разглядеть

Мы увидели очередной «Патриот», которого швыряло по дороге, он еле преодолел подъём по огромным грязевым колеям. Тут нам окончательно стало ясно, что мы приехали, дальше ехать смысла нет, потому что вечереет. Прыгать всю ночь с бубном вокруг машины, которая села на пузо, никому не хотелось, поэтому приняли решение ночевать здесь. Здесь-это уже совсем сырое поле все с теми же конями и коровами.

Палатки ставили прямо под дождем Палатки ставили прямо под дождем

Поставили палатки со скоростью звука, чтобы они не успели промокнуть. А потом дождь закончился и стало адски холодно, плюс открытое место, дуло со всех сторон, пришлось утеплиться.

посмотрели на закатное солнце посмотрели на закатное солнце

Тут нам и пригодилась согревающая жидкость. Трава сырая, накрыли стол в багажнике. Мы даже сварили супчик из пакета, он был очень вкусный, особенно в тот момент.

В горах стемнело быстро, делать нечего, полезли по палаткам, кутаться в тёплые спальники. Мы не доехали всего 6 км и решили, что встанем до рассвета и пойдём на Бермамыт пешком.

Конечно же рассвет мы проспали. Пока ранним утром собирали палатки, поздравляю Яну с днём рождения. Вот это праздник мы ей устроили!

Не успели мы собраться, как около нас остановилась «буханка». Оттуда вышел дядечка, на вид суровый, но глаза добрые. Строго спросил что мы тут делаем и раз мы тут ночевали, то должны ему заплатить, потому что он хозяин Бермамыта. Шутил конечно. Узнал что мы собираемся идти пешком, взял нас с собой, не смотря на полную машину родственников и продуктов для кафе, которые он туда вёз.

Едем дальше Едем дальше

Теперь мы убедились, что правильно сделали что не поехали дальше. Периодически нас всех высаживали чтобы машина проехала. Даже уазику, королю российского бездорожья, местами приходилось попотеть. И вот, мы добрались!

На Бермамыте мы были рано, между 7 и 8 утра. Погода была прекрасная и Эльбрус открылся во всей красе. Основной поток туристов приехал, когда мы уже собрались обратно.

Магомед(так звали нашего нового знакомого) провёл нам небольшую экскурсию, а когда узнал что у Яны день рождения, подарил всем шоколадки и напоил нас чаем. Нам почему-то очень везёт на хороших людей в путешествиях.

Виды на каньон конечно поражают. Парящие орлы, бескрайние зелёные холмы и пушистые облака. Сделали 100500 фоток.

Пейзажи-космос Пейзажи-космос

Жаль конечно что не получилось увидеть Бермамыт на рассвете, но тогда бы не случилось у нас такого приключения.

Плато Бермамыт. Как добраться и когда лучше ехать?

Плато Бермамыт – уникальное место в Карачаево-Черкесии. Побывать здесь – всё равно, что очутиться на краю света.

Плато находится в Малокарачаевском районе на высоте – 2 592 метра над уровнем моря. С него открывается потрясающий вид на Эльбрус и Большой Кавказский Хребет.

Как попасть на Бермамыт?

Везут на Бермамыт из курортных городов КавМинВод и курортов Карачаево-Черкесии: Домбая, Теберды.

Любое экскурсионное бюро предлагает поездки на рассвет, закат и обычные дневные экскурсии. Возят по набору групп. На практике это – каждый день.

Если хотите сэкономить, то можно поискать услуги трансфера в интернете. Дело в том, что экскурсионные бюро просто сотрудничают с водителями внедорожников для поездок по таким эксклюзивным направлениям. Договориться напрямую всегда дешевле , особенно если у вас большая компания.

Время в пути от Кисловодска – около 2,5 часов.

Можно ли поехать на своей машине?

Дороги на Бермамыт нет. Раньше сюда ездили только на УАЗиках. И большую часть маршрута машина была то под углом 70-80 градусов, то «на боку».

По дороге на Бермамыт в 2012 году По дороге на Бермамыт в 2012 году

Сейчас дорогу немного обкатали, и на экскурсии возят комфортабельные внедорожники.

Говорят, кто-то умудряется добраться до плато на легковушке. Но это только вам решать: рисковать или нет?

Когда лучше ехать на Бермамыт?

Ехать на Бермамыт лучше в сухую погоду. После дождя велик риск, что машина увязнет в грязи. Поэтому экскурсии часто отменяются.

На Кавказе осень – пора с минимальным количеством осадков. В сентябре и октябре , когда дождей почти нет, а для снега ещё рано, попасть на Бермамыт проще всего.

Из грязи за облака: как забраться на Бермамыт

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Ближайший к плато крупный город — Кисловодск. Именно оттуда совершается большинство однодневных экскурсий на Бермамыт. Из Ульяновска до Кисловодска добрались за пару дней и остановились на съёмной квартире. Курорты Минеральных Вод встретили обильной водой с неба — лило так, что день был чернее ночи. И это жутко напрягало, потому что ехать на Бермамыт по раскисшей дороге не советовали даже бывалые местные джипперы. Операция «Взятие плато Бермамыт» оказалась под угрозой срыва.

Но на следующий день утром выглянуло солнце и в душе затеплилась надежда на благоприятный исход нашего предприятия. Не спеша закупились на пару дней продуктами, заодно выжидая, когда ветер и солнце сделают своё дело с пролившейся на землю водищей. И ближе к обеду выехали по направлению к Учкекену.

На плато Бермамыт ведёт бесчисленное количество дорог. Каждый выбирает себе свою: по размеру колёс, клиренсу и степени отмороженности. Самая лайтовая дорога ведёт как раз из черкесского села Учкекен. Она очень хорошо описана и зафотодокументирована. Даже есть полные видео маршрута! Конечно же, я выбрал именно её — ни больших 33-х колёс, ни клиренса в 25 см у меня не было. Разве только лёгкая степень отмороженности, чтобы сунуться в чернозём после 3-х дней проливных дождей..

На въезде в Карачаево-Черкесию нас остановили на блокпосту. Стандартная процедура беглого осмотра и знакомства с нашими планами. Узнав цель нашей поездки, добродушный с виду полицейский выкатил глаза и спросил:

Наивно улыбаясь, я ответил:

Полицейский не стал нас отговаривать и просто посоветовал взять у кого-нибудь в Учкекене номер телефона, чтобы за нами могли приехать и выдернуть. Он не особо переживал за нас, полагая, что сильно далеко мы не заедем. Для меня его слова прозвучали как вызов. ШТОШ

Из Учкекена до площадки на плато всего каких-то 35 километров по грунтовым дорогам. Мы выехали на неё из села примерно в 12 часов, рассчитывая добраться до места часа за 3 и успеть к закату. Немного стравил давление в шинах, чтобы не так сильно трясло на ухабах. Пока ничего страшного — отличный накатанный грейдер.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Смущало только одно — полное отсутствие встречных и попутных машин. Это немного нервирует, когда ты в одиночку заезжаешь на неподготовленной машине в какие-то незнакомые дебри, где нет связи.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Но контрольные точки дороги я уже хорошо знал по отчётам, и это успокаивало. Через полчаса доехали до одной из них — указатель поворота на колею из чернозёма и две больших лужи, возле которых пасутся кони.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Там же находятся и менгиры — вертикальные глыбы, установленные тут людьми в незапамятные времена. В этом месте с грейдера нужно свернуть направо, на чёрную разбитую колею. Что мы и сделали. Но, как оказалось, слишком рано.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Было видно, что колея слишком глубокая и малоезженная. Аут постоянно сносило, разворачивало, в паре мест пришлось даже немного побуксовать. А потом мы оказались у довольно крутого подъёма, куда точно бы не поднялись по этой чёрной жиже. Я расстроился, попав в такой переплёт в самом начале пути. Стоял и уже мысленно мирился с фактом, что на Бермамыт мы не попадём. Как вдруг с горы начал спускаться трактор и темно-синяя Шнива. Я решил дождаться их и спросить про альтернативные пути на Бермамыт.

В Шниве сидел молодой местный парень, который сразу сказал нам, что мы тут не проедем и дальше будет еще только хуже. Нам нужно было ехать по грейдеру чуть дальше и поворачивать на вторую колею, а не на первую, сразу после луж. И предложил ехать за ним, чтобы показать это место. Жизнь начала налаживаться!

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Расулу нужно было уладить пару дел, поэтому он отправил нас вперёд одних, обещая нагнать через 15 минут. Встретились мы у горы, на которую я и потратил все эти 15 минут :) Аут ни в какую не хотел забираться по скользкому грунту и по мокрой траве. Пару раз я скатился задом вниз уже почти с самой вершины, заблаговременно высадив своих пассажирок :) В салоне воняло палёным сцеплением, колеса визжали на траве, движок ревел на 6-7 тыс оборотах. Ситуация осложнялась забитым катализатором, который я выбил уже после этой поездки, чтобы он не душил мотор. С третьей или четвёртой попытки, хорошо разогнавшись, мне удалось влететь наверх!

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Через несколько метров вдали показалась и старая ЛЭП, которая является здесь главным ориентиром — нужно всегда ехать рядом с ней.

Но главные сложности были еще впереди. Самым сложным местом этой дороги на плато считается Алебастровый перевал. Уже одно только название обещает приключения владельцам низких автомобилей с псевдополным приводом, как мой Аут. Навстречу с перевала спускались полноценные внедорожники, водители которых с ухмылкой и сочувствием поглядывали на меня свысока из-за опущенных стёкол. Но я воспринимал эти взгляды как вызов.

К тому же, у нас был личный проводник на Шниве!

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Перед подъёмом на Алебастровую чернозём закончился и дорога превратилась в какое-то месиво из кусков мела и крупных булыжников. Здесь можно было запросто диагонально вывеситься или сесть на камни.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Расул на Шниве искал объезды сложных мест, показывая нам маршрут. Так мы и продвигались метр за метром к финальному участку подъёма.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

И тут мы увидели еще более отмороженных туристов, пытающихся прорваться на Бермамыт на . новеньком Мерсе! Его клиренс был еще меньше нашего, а водителю на вид было от силы лет 20 :) И было видно, что он плохо представлял, куда едет. Расул решил взять с собой и его. Так нас стало трое :)

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Около 14 часов мы добрались практически до самого перевала. Оставалось только заехать по прямой на гору и съехать с неё. Парень на Мерсе решил взять этот участок с разгона — благо, что его новая машина очень хорошо тянула. Мне такой трюк показался рискованным — скатываться обратно в облака мне ой, как не хотелось. Поэтому я выбрал более пологий, но очень каменистый маршрут, и без пассажиров с лёгкостью его преодолел. Вот фото с точки после перевала, где я остановился, чтобы дождаться моих попутчиц. Фото обычно не передаёт угла наклона, но здесь как раз другой случай — его отлично видно. Прямой путь, который выбрал парень на Мерсе, видно — он проходит через самую макушку Алебастровой горы. Я же съехал левее, где столб и каменистая дорога.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Здесь можно было немного выдохнуть — самое сложно место маршрута успешно преодолено! Дальше было не без сложностей, но гораздо проще. Расул показал разведал нам наиболее лайтовый путь, и через полчаса мы заехали на гору. Еще 3 километра по накатанной колее и мы на месте!

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Я не могу передать текстом своего восторга, когда я вылез из-за руля и впервые ступил на землю плато Бермамыт! МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ! Конечно же, благодаря нашему проводнику Расулу, который отказался брать какие-либо деньги за свою услугу. В очередной раз я узнал, что такое кавказское гостеприимство. Расул, спасибо тебе большое, Друг! Вдруг ты когда-нибудь прочитаешь эти строки.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

А Outlander в очередной раз доказал, что имеет право называться внедорожником :)

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Думаю, большую роль тут сыграли новые AT-шки с боковыми грунтозацепами, которые я поставил перед выездом. Они отлично гребли всю дорогу, а нестандартный размер поднял машину на целый сантиметр! В горах это имеет большое значение.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Настало время наслаждаться отличной погодой и сумасшедшими видами, открывающимися с плато.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

Мы разбили лагерь, приготовили обед и отправились осматривать плато Бермамыт.

бермамыт, дорога, плато, кчр, кавказ

А вот что было дальше, вы узнаете в следующей части.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.

Читайте также: