Перспективы развития горнолыжных курортов

Обновлено: 12.06.2024

В планах Ростуризма также довести внутренний турпоток на зимние курорты до 2,5 млн человек. Об этом говорится в проекте концепции развития горнолыжного туризма агентства, сообщил «Коммерсантъ».

Проект создается на базе утвержденной два года назад «Стратегии развития туризма до 2035 года». В этом документе выделяются отдельные виды туризма, которым требуются специальные меры господдержки. Туда отнесли детский, ловой, культурно-познавательный, экологический и круизные сегменты рынка.

В России действуют 229 горнолыжных комлексов и баз. Проект документа предполагает, что они должны быть поделены на национальные, макрорегиональные, региональные и локальные.

В 2018 году посещаемость горнолыжных комплексов оценили в 2,2 млн дней катания, новый проект предусматривает увеличение этого показателя до 4 млн дней.

Объем услуг при этом вырастет с 48 млрд до 200 млрд рублей, номерной фонд гостиниц — с 12 тыс. до 30 тыс.

Сейчас в России в горнолыжный туризм вовлечены 1,5 млн человек, или около 1% населения, а 240 тыс. человек выезжают для этого за рубеж. В целом на лыжах или сноуборде катается 3% населения, проект предусматривает увеличение этих цифр до 2,5 млн, или 1,7% населения и 8% соответственно.

Краудсорсим Open Source стратегию России в реальном времени — предложи свою идею на ROS Summit 1 октября

Для этого планируется использовать информационные кампании и повышать вовлеченность детей и молодежи в зимние виды спорта. Так, документ предполагает создание малых горнолыжных комплексов для обучения катанию на лыжах, проведению специальных мероприятий и занятий для школьников.

Зампред совета Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян пока не видит потенциала для существенного увеличения аудитории российских горнолыжных курортов.

Затраты на это, по его словам, сопоставимы с европейскими, в то время как покупательская способность населения ниже: если в США размещение в пятизвездном отеле на курорте составляет 11% от медианной зарплаты, в России — более 20%.

Поток туристов из-за рубежа ограничивает действующий визовый режим. Привлечение большого числа интуристов также идет вразрез с концепцией повышения доступности услуг горнолыжных курортов для населения, добавил он.

В числе других планируемых мер — господдержка инвестиционных проектов по модернизации инфраструктуры горнолыжных комплексов, компенсация части затрат при строительстве новых объектов и возможность субсидирования процентной ставки при кредитовании.

В документе также заложены критерии оценки потенциала развития горнолыжных комплексов за счет госсредств. Они должны располагаться в радиусе 200 км от городов-миллионников, обладать транспортной доступностью, горноклиматическим потенциалом для обеспечения всесезонной работы и не иметь поблизости конкурентов.

Рекомендуется, чтобы 20% трасс комплекса были «зелеными» и подходили для новичков, 30% — «синими», 25% — «красными», 20% — «черными», 5% — экспертными.

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов отметил, что инвесторы в целом интересуются строительством в стране горнолыжных курортов в целом, а также их интересует поддержка со стороны правительства на фоне их высокой стоимости.

Он сказал, что речь может идти о разных формах сотрудничества: от частно-государственного партнерства до таких схем, когда власти берут на себя расходы на создание инфраструктуры, например трасс, а бизнес создает сопутствующие объекты.

Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!

Как пандемия скажется на развитии горнолыжных курортов в России


Пандемия и закрытие границ спровоцировали рекордный спрос на российских горнолыжных курортах: те, кто раньше ездил кататься на лыжах в Альпы и Андорру, поедут в Сочи, на Кавказ и Урал, однако уже сейчас сталкиваются с нехваткой номеров в отелях и отсутствием привычного уровня инфраструктуры.

Туроператоры и представители курортов прогнозируют, что в долгосрочной перспективе повышенный спрос на внутренний туризм в этом сезоне приведет к развитию горнолыжного отдыха в России, но этой зимой отдых омрачится ограничениями, связанными с коронавирусом.

Самым популярным и дорогим курортом на данный момент остается Сочи и Красная поляна, где горнолыжная инфраструктура, а также международное признание, развивались благодаря Олимпийским играм.

По словам Алексеевой, курорт развивается сразу в нескольких направлениях: как летнего, так и зимнего отдыха. «Мы нацелены на то, чтобы сделать отдых в горах популярным не только зимой, но и летом. Пандемия дала возможность обдумать новые точки роста для этого», — добавила эксперт.

К подорожанию цен на жилье приводит отсутствие достаточного количества номеров, что позволяет частным арендодателям завышать цены. «Спрос на российские горнолыжные курорты сейчас огромный, так как Европа, Альпы для нас пока закрыты, а это было основное направление для российских туристов, — поясняет Майя Котляр, основатель и руководитель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel. — Из конкурентов остались только Сербия и Турция, где горнолыжный отдых по ценам выше, чем в России, на уровне Сочи и Розы Хутор. Сербия — это более бюджетный отдых, но он уступает российским курортам в плане сервиса и инфраструктуры, а также условий катания — снега там немного».

По словам Котляр, в России есть все условия для создания горнолыжных курортов мирового класса, способных привлечь иностранцев, не только в Сочи, но и на Урале, на Кавказе, на Алтае, в Челябинской области. «Ростуризм сейчас сделал многое, чтобы сместить фокус внимания россиян на разные местные горнолыжные курорты, поскольку Сочи и Красная Поляна не резиновые, и мест там на всех не хватит. На Новый год там будет просто аврал», — добавляет эксперт.

Главная проблема большинства российских горнолыжных курортов — отсутствие отелей. «Сейчас модными стали Кавказ и Приэльбрусье, Кемеровская область — Шерегеш. Но там мало нормальных отелей — даже уровня 4 звезд.

Хотя зона катания там адекватная, последнее время этот курорт совершенствуется в плане инфраструктуры для спорта, но отели по-прежнему присутствуют только в массовом, бюджетном сегменте, причем даже эти отели сейчас из-за высокого спроса и ограниченного предложения по стоимости приближаются к более качественным отелям Красной Поляны»,

Третьим по популярности считается Кавказ: «Приэльбрусье — место, широко известное среди альпинистов и любителей горного туризма во всём мире. Вершина Эльбруса — один из пунктов в престижном всемирном списке «Семи Вершин», побывать на которых считается достижением в альпинизме, — пояснила популярность курорта руководитель пресс-службы Дарья Пуденко. — Поэтому особенно летом, в сезон восхождений, число зарубежных гостей в Приэльбрусье всегда высокое.

С точки зрения горнолыжного отдыха у Эльбруса и окрестностей также огромные возможности, в том числе в таких популярных в Европе видах спорта и отдыха, как фрирайд и ски-тур». Упрощение визового режима для иностранцев, по мнению Пуденко, сыграет позитивную роль в развитии туризма в регионе.

На курорте в Приэльбрусье ожидают «один из самых загруженных сезонов в истории, поскольку границы закрыты и любители зимних видов спорта делают выбор в пользу российских курортов, пусть даже и в первый раз».

По словам Пуденко, развитие Эльбруса как горнолыжного курорта сейчас поставлено в число приоритетных задач на федеральном уровне. «Есть масштабная программа развития, уже начато строительство новых канатных дорог, в декабре откроется новая трасса, в ближайшие годы инфраструктура должна существенно развиться. В условиях грамотного планирования и реализации Эльбрус сможет стать курортом мирового уровня», — отмечает она.

Омрачить впечатление от отдыха на курортах в этом году могут коронавирусные ограничения, считает Майя Котляр. Несмотря на высокий спрос, многих туристов все-таки отпугивает перспектива провести новогоднюю ночь взаперти в своем номере с доставкой ланч-бокса, а также запрет на проведение всех массовых мероприятий, который на горнолыжных курортах намерены соблюдать.

Те, кого отпугнули ограничения, вместо горных лыж в этом году займутся беговыми. Продажи товаров для горнолыжного спорта заметно снизились в сравнении с прошлым сезоном, сообщили в «Спортмастере». Горные лыжи покупали реже на 22%, а сноуборды — на 30%. Зато в России традиционно пользуются спросом беговые лыжи и ледовые коньки. Эти категории лидируют по продажам, и стоимость их ниже.

Топ-5 по популярности видов спорта в этом сезоне составляют ледовые коньки, беговые лыжи, санки, а только потом горные лыжи и сноуборды.

Причем маски и шлемы занимают в продажах долю, сопоставимую с продажами горных лыж и сноубордов. Аналитики «Спортмастера» связывают это с тем, что покупатели постепенно отказываются от экономии на безопасности. Также растет популярность семейного спорта: родители стремятся привлечь детей к активным видам отдыха. За три года доля продаж детских товаров увеличилась с 10,5% до 13%.

При выборе одежды для любого из зимних развлечений, который до сих пор оставляет много вопросов, важно помнить правило трех слоев, отмечает российский производитель одежды для сноубордистов Termit. Первый слой — это термобелье, которое отвечает за отведение влаги, а также поддержку определенных мышц. За ним следует слой-утеплитель — флисовая кофта, которая сохраняет тепло, но при этом выводит влагу. А третий слой — куртка, которая призвана защитить от агрессивной окружающей среды: снега и ветра.

Правительство может выделить 65 млрд рублей на горнолыжные курорты

Российские власти рассчитывают вложить в развитие горнолыжного отдыха 64,8 млрд рублей до 2035 года. Внутренний турпоток на зимние курорты, по планам Ростуризма, должен вырасти до 2,5 млн человек. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект концепции развития горнолыжного туризма. Его Ростуризм уже разослал на рассмотрение отдельным регионам.

Концепция развития горнолыжного туризма создается по утвержденной в 2019 году «Стратегии развития туризма до 2035 года». Этот документ выделил отдельные виды туризма, которым требуются специальные меры господдержки. Помимо горнолыжного к ним относятся также детский, деловой, культурно-познавательный, экологический и круизный сегменты рынка. В разосланном регионам проекте обозначены меры популяризации горнолыжного туризма и необходимость разработки специальных программ, нормативно-правового обеспечения, создания методики оценки качества услуг.

Материал по теме

В России действуют 220 горнолыжных комплексов и баз, пишет «Коммерсантъ». Проект концепции предполагает, что они должны быть поделены на национальные (от 70 км сертифицированных трасс, емкость — более 10 000 человек в день, 8000 койко-мест), макрорегиональные (от 35 км, 5000 человек и 4000 мест), региональные (от 15 км, без средств размещения) и локальные (до 15 км). Посещаемость горнолыжных комплексов по итогам 2018 года оценена в проекте в 2,2 млн дней катания, проект концепции предусматривает увеличение этого показателя до 4 млн дней.

Будущее и настоящее нового горнолыжного курорта Архыз

© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!

30-40см, все ратрачат. На Севере запущена зеленая кайфовая трасса наверху. На Млечном нравились синяя-красная трассы, и синяя 2ка. Скипас дороговат, конечно. Очереди на подъемники в праздники-выходные минут 10-15, много народа с автобусов без лыж, в будни практически нет очередей.

Лыжи-ботинки оставляли к камере хранения - успели, ящиков не хватает.

С жильем в общем, проблемы. На эту новогоднюю неделю все дорого, из экономии заселились на софийскую поляну, оттуда только такси. А от Романтика до Архыза ходит бесплатный автобус - чуть больше газели, очереди. Побольше автобус нельзя пустить?

Перспективы развития горнолыжного туризма Курортов Северного Кавказа

Проект масштабный, зародился уже достаточно давно, пережил скандальную смену руководства управляющей компании ОАО «Курорты Северного Кавказа» и всем, конечно же интересно, как же все-таки обстоит ситуация именно сейчас?

Как мы уже писали в многочисленных новостях, в рамках проекта развития северокавказского региона, к 2025 году на юге России планируется построить и запустить сеть горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия).

Проект развития региона поистине грандиозный и, думаю, его воплощение в том виде, который планируется, перевернет все российские горнолыжные стереотипы. Ведь и сейчас, среди райдеров катание на горах Кавказа вызывает особое уважение. Только представьте себе - протяженность горнолыжных трасс по всем курортам северного Кавказа превысит 1 тыс. км, на них установят 250 подъемников. Будут построены гостиницы, апартаменты и коттеджи на 167 тыс. мест. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства: государство через ОАО "Курорты Северного Кавказа" финансирует строительство транспортной и коммунальной инфраструктуры, частный бизнес - объекты курортной инфраструктуры.

Все курорты создаются в режиме особых экономических зон (ОЭЗ). В первую очередь по каждой ОЭЗ определяются ее границы и площадь, проводятся землеустроительные работы, на местности устанавливаются границы земельных участков, затем они ставятся на государственный кадастровый учет, после чего проводится их инвентаризация. Эта работа требует больших временных затрат, но без нее приступить к строительству невозможно. Поэтому на ряде площадок туркластера продолжается предпроектная подготовка.

По курорту Мамисон в Северной Осетии недавно завершены работы по определению технических параметров, проведено лазерное сканирование территории; уже есть схема генплана и концепция летнего и зимнего использования комплекса. Составлена транспортная концепция, проведено имитационное моделирование снежных лавин. В будущем году на Мамисоне начнется строительство объектов первой очереди.

Характеристики курорта «Мамисон»:

  • площадь курорта — 570 км2;
  • два курортных поселения общей площадью 105 га;
  • 220 км горнолыжных трасс площадью 1760 га, 54 подъемника;
  • 24 330 мест в апартаментах, коттеджах и отелях от 3* до 5*;
  • 30 000 туристов ежедневно;
  • 1940 м над уровнем моря у подножия, 4230 м — у вершины;
  • продолжительность горнолыжного сезона — 6 месяцев, 250–300 солнечных дней в году.

На XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», который состоялся 26–29 сентября, был презентован макет горно-климатического комплекса «Лаго-Наки».

Характеристики курорта «Лаго-Наки»:

  • площадь курорта — 800 км2;
  • пять новых курортных поселений общей площадью 2015 га;
  • 165 км горнолыжных трасс площадью 1320 га, 30 подъемников;
  • 17 960 мест в апартаментах, коттеджах и отелях от 3* до 5*;
  • 28 000 туристов ежедневно;
  • 420 м над уровнем моря у подножия, 2450 м — у вершины;
  • продолжительность горнолыжного сезона — 6 месяцев, 250–300 солнечных дней в году.

Новые горнолыжки мирового класса на Северном Кавказе - утопия или реальность?

Планы по развитию горнолыжной инфраструктуры на Северном Кавказе грандиозны. Но насколько они осуществимы? Куда уже в ближайшее время мы отправимся за новыми впечатлениями, а где покататься можно будет еще очень не скоро? - представляем актуальную информацию по строящимся курортам региона.

Мы уже писали о масштабном проекте строительства горнолыжных комплексов на Северном Кавказе. Речь шла о восьми горнолыжных курортах, которые в общей сложности должны предоставить катающимся 1 тыс. км трасс, 250 подъемников, жилье на 167 тыс. мест.


Проект всесезонных рекреационно-туристких комплексов Северного Кавказа

Проект, реализуемый АО «Курорты Северного Кавказа», не лишен здравого смысла - в настоящее время почва для развития горнолыжных курортов в регионе как никогда благоприятна. Европейские горнолыжки отталкивают своей дороговизной, в то время как популярность поездок по неизведанным уголкам нашей родины набирает обороты. Северный Кавказ становится все более спокойным в криминогенном плане, воспитывается новое поколение кавказской молодежи.

Казалось бы, все эти факторы должны мгновенно притянуть инвесторов, они должны “рвать и метать”, чтобы заработать миллионы на новых отечественных “куршавелях”. На деле же оказалось совсем не так: большая часть проектов по региону была приостановлена, сроки сместились и уверенность в осуществимости плана пошатнулась.

Утопичен ли был первоначальный план или трудности возникли в ходе его реализации?

Вероятно, и то и другое сыграло свою роль.

Еще в 2011 году Ахмед Билалов, бывший председатель совета директоров АО «Курорты Северного Кавказа», запросил 60 млрд из федерального бюджета, рассчитывая на то, что первичные шаги по реализации проекта привлекут еще 600 млрд частных инвестиций. По словам Александра Хлопонина, полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, «после этого проектом можно было не заниматься» (по мат. РБК). Никто не собирался вкладывать такие бешеные деньги в Кавказ.

Чтобы объективно проанализировать проект были привлечены французские эксперты из Compagnie des Alpes с опытом управления такими европейскими курортами, как Мерибель, Шамони и Лез-Арк, а также отечественным Роза Хутор. Объекты Мамисон и Лагонаки они оценили как самые перспективные, но их удаленность от инфраструктуры потребовала бы больших инвестиций. Ряд проблем, в том числе земельных, возник и по другим курортам.

В результате, проект был разбит на два этапа: на первом было запланировано развитие более перспективных курортов - Архыз, Эльбрус и Ведучи, на втором - эксплуатация уже созданных, а также последовательное строительство других горнолыжных комплексов (Мамисон, Армхи и Цори, Матлас). Строительство Лагонаки было отложено на более позднее время.

Курорты Архыз и Эльбрус сейчас представлены как ключевые, что отчасти решило вопрос их финансирования. Если раньше из федерального бюджета регионам направлялись субсидии, то сейчас средства выделяются на отдельные, так называемые “якорные”, проекты целевым образом, даже в условиях общего сокращения расходов бюджета. С 2017 по 2025 год на эти два “якорных” проекта заложено 42 млрд рублей, ну а остальным курортам пока что остается надеяться только на частные инвестиции.

Что конкретно запланировано и уже сделано по каждому из курортов?

Архыз (Карачаево-Черкессия)



>Канатная дорога на ВТРК «Архыз»

Новый проект всесезонного комплекса Архыз (160 трасс, 58 подъемников, 18 тыс мест размещения) планируется завершить к 2025 году, тем самым приблизив курорт к эталону международного уровня. Это единственный горнолыжный комплекс, где строительство ведется полным ходом. На его территории уже появлись две горнолыжные деревни, работают 8 современных трасс и 3 подъемника, постепенно строятся новые объекты инфраструктуры. Актуальную информацию по развитию курорта, а также отзывы гостей читайте в нашем отчете «Будущее и настоящее нового горнолыжного курорта Архыз».

Эльбрус (Кабардино-Балкария)



Новая канатка гондольного типа между Станцией Мир и Станцией Гара-Баши в Приэльбрусье

В настоящее время в Приэльбрусье существует две зоны катания: Эльбрус-Азау и Чегет. В прошедшем сезоне было завершено строительство третьей очереди канатной дороги Станция Мир - Станция Гара-Баши до отметки 3847 метров. Кроме того, были усовершенствованы уже существующие зоны катания, произведен демонтаж старых сооружений и конструкций, созданы дренажные каналы на склонах, расширены действующие трассы. Новый горнолыжный комплекс Эльбрус-Безенги будет располагаться между селами Верхний Чегет и Безенги и должен охватить 200 км трасс и 30 канатных дорог, строительство планируется завершить к 2025 году, но оно еще только намечается.

Ведучи (Чечня)


Проект горнолыжных трасс нового курорта Ведучи

Ведучи - следующий на очереди курорт, уже до конца 2017 года он должен быть готов к приему туристов. В текущем, немного отличном от первоначального, проекте заложено строительство 15 горнолыжных трасс протяженностью 15,5 км, 8 подъемников, гостиничной и прочей инфраструктуры. В 2014 году ООО «Ведучи» получило статус резидента особой экономической зоны, был утвержден план обустройства и материально-технического оснащения. Уже ведется долгосрочное строительство магистрали Грозный - Шатой - Ведучи.

Мамисон (Северная Осетия-Алания)


Схема запланированных горнолыжных трасс курорта Мамисон

В Мамисон изначально было запланировано строительство 220 км трасс, 54 подъемников с пропускной способностью 30 тыс туристов в день. Проект планировки территории курорта был разработан и утвержден в 2014 году, и на этом пока что все остановилось. Одной из причин тому явилось нашумевшее дело о хищении бюджетных средств , выделенных под проект. Отметим, что появление горнолыжки именно в этом районе крайне благоприятно - она сможет обеспечить беспрецедентно долгий, почти круглогодичный сезон катания. К тому же Мамисон находится всего в двух часах езды от аэропорта Владикавказа.

Армхи и Цори (Ингушетия)



Трасса в работающем горнолыжном комплексе Армхи

Совсем небольшой горнолыжный комплекс Армхи появился в 2013 году. На данный момент здесь работают два подъемника - кресельный и бугельный, имеются трассы общей протяженностью 1400 м и перепадом высот 250 м. В будущем планируется увеличение протяженности трасс до 20 км, строительство 12 канатных дорог, а также инфраструктуры, способной разместить 3500 человек одновременно. О реальных сроках реализации проекта пока что сообщено не было.

Матлас (Дагестан)


Дизайн-проект нового курорта Матлас

Лагонаки (Адыгея)


Бугельный подъемник на курорте Лагонаки

Курорт уже очень популярен у жителей ближайших окрестностей, несмотря на то, что здесь имеются лишь небольшие спуски, работают только бугельные подъемники. В 2014 году на инфраструктуру региона было потрачено 2 млрд рублей, но частных денег вложено не было. В 2016 году должен быть получен ответ по проблеме земельного характера - сейчас большая часть Лагонакского нагорья входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Со стороны Краснодарского края строится новая трасса, которая позволит подъезжать непосредственно до горнолыжного склона, расстояние от Краснодара составит 175-180 км. Однако, как уже было указано, реализация проекта Лагонаки отложена на более поздние сроки.

Если вы уже планируете свой отдых в следующем сезоне, то, безусловно, из всех горнолыжек Северного Кавказа Архыз и Эльбрус достойны внимания, и их непременно стоит посетить. Будем надеяться, что остальные курорты Северного Кавказа не останутся героями некоего научно-фантастического романа, и оценить их по достоинству мы сможем уже в ближайшие 10-15 лет.

Автор Надежда Шипова специально для Недома.ру

© Републикация текстов в печатных и электронных СМИ возможна только с разрешения авторов и администрации портала. Ссылка на данный сайт обязательна!

Внимание! Пожалуйста, размещайте ТОЛЬКО ОТЗЫВЫ.
-->

Мы узнаем какие горнолыжки побили рекорды по посещаемости, где открылись новые трассы и подъемники, ну, и, конечно, поговорим о самом ярком событии этой зимы - Олимпиаде, благодаря которой Красная Поляна преобразилась до неузнаваемости!

Россия - родина самых высоких европейских гор и обильного снега. Но лучше всего в нашей стране, вопреки любым законам логики, горнолыжный бизнес развивается именно там, где гор как таковых нет

Курорт Шерегеш считается меккой горнолыжного катания. Привлекателен он большим количеством заснеженных трасс, фрирайдом, благоприятным климатом и длинным сезоном катания.

Самые отчаянные еще не торопятся зачехлять лыжи: впереди пик сезона в Хибинах и майский карвинг в Абзаково. Однако в целом сезон 10-11 можно считать завершенным – пора подводить итоги.

Россиянам не хватит горнолыжных курортов

При отсутствии заграничной альтернативы российские горнолыжные курорты в этот сезон ждет небывалый наплыв туристов. Ожидая километровые очереди на подъемниках в «Красной поляне», предприимчивые сочинцы уже стали продавать места в них за 40 тыс. рублей. Впрочем, бум прогнозируется и на курортах, которые традиционно считаются летними. Однако туристов подстерегает одна опасность.

В любом случае в этом году ожидается наплыв туристов на российские курорты – как на новогодние праздники, так и в течение всего сезона, который длится вплоть до мая. Как несложно догадаться, желающих покататься на сноуборде или лыжах на самом крупном российском горнолыжном курорте «Красная поляна» будет много.

Предприимчивые сочинцы смекнули, что среди них будут и крайне состоятельные клиенты, которых не пустят в Куршевель. На Avito стали продавать места в очередях на курортах Сочи в новогодние праздники, когда будет самый пик наплыва туристов. Автор объявления готов со 2 по 5 января занять очередь на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в районах от Олимпийской деревни до пика, а также на трассе «Южный склон». Свои услуги он оценил в 40 тыс. рублей, а стоимость целого дня обговаривается индивидуально, говорится в объявлении, на которое обратил внимание закрытый Instagram-аккаунт @krasnodar_kray, освещающий жизнь на Кубани. Такое объявление уже не первое. Аналогичное предложение в Сети появилось еще 1 декабря, но тогда место в очереди на горнолыжном курорте «Красная поляна» стоило дешевле – 30 тыс. рублей.

Подписчики Telegram-канала переживают, что сейчас полстраны поедет очередь продавать, или что за 40 тыс. рублей можно купить путевку на Занзибар (к сожалению, это неправда).

«Загрузка на российских горнолыжных курортах с 30 декабря по 10 января всегда стопроцентная. Так было и в прошлом году, будет и в этом. Поэтому очереди на подъемники неизбежны в пик потока.

В прошлом году в первых числах января социальные сети облетели фотографии, как люди стоят в километровой очереди. Такое бывает, и не только на российских курортах, но и на европейских, когда воодушевленный народ с лыжами и сноубордами бежит в первые дни праздников к подъемнику с самого утра»,

– говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», специализирующегося на внутреннем туризме.

Внизу, в «Розе долине», туриста могут забрать наверх только два подъемника, которые являются бутылочным горлышком, выше уже больше подъемников – и катающиеся разбредаются по склону. Такая же ситуация и на европейских горнолыжных курортах, например, в «Трех долинах», Куршевеле, Шамони или Зельдене. Поэтому опытные туристы селятся не внизу, а живут выше – на 1000-2000 метрах над уровнем моря, чтобы не сталкиваться с очередями внизу у подъемников.

Однако на новогодние праздники на «Красной поляне» загрузка была близка к 100% и до пандемии. Больше, чем есть мест, курорт не вместит. Но вот после новогодних праздников «Красная поляна» примет больше туристов, чем годом ранее.

«Если в прошлом году загрузка отелей была 50-60%, то в этом году будет 70-80%. Это хороший рост для горнолыжных курортов. Стопроцентной загрузки после праздников все-таки не будет, потому что надо учитывать экономику. Поездка семьи из двух человек на неделю на «Красную поляну» в трехзвездочном отеле обойдется в 100 тыс. рублей. Для туристов в текущих экономических реалиях это большие траты», – говорит Сергей Ромашкин.

Впрочем, в России есть и более бюджетные горнолыжные курорты – это Шерегеш, Кировск и курорты Северного Кавказа (Приэльбрусье, Домбай и Архыз). «Здесь ценник в два раза дешевле буквально на все, в том числе на питание и скипассы», – говорит собеседник.

Но эти курорты проигрывают «Красной поляне» по ряду параметров. Во-первых, по протяженности трасс со 130 км в «Красной поляне» ни один другой российский курорт не сравнится. Поэтому здесь катание подойдет для горнолыжника любого уровня подготовки. Приэльбрусье, например, скорее для опытных катальщиков, а Кировск больше для молодежи и сноубордистов. Во-вторых, из аэропорта до «Красной поляны» ехать полчаса-час, тогда как из аэропорта Минвод ехать до любого северокавказского курорта три часа. В-третьих, в «Красной поляне» более развитая развлекательная инфраструктура, здесь есть чем заняться после катания. Это и шопинг, и спа, и рестораны, и аквапарк для детей, и даже казино. Ничего подобного на курортах Северного Кавказа нет, но эти варианты обойдутся в два раза дешевле – 45-50 тыс. рублей, замечает директор туроператора.

Конечно, мест для катания в России значительно больше – более 100. На Урале, например, есть Абзаково и озеро Банное, даже в Чечне построили трассу с одним подъемником. «Все идет к тому, что скоро у всех российских регионов появятся собственные места для катания зимой», – считает Ромашкин. Однако это небольшие локальные курорты, которые рассчитаны на один-два дня катания тех, кто может добраться туда в радиусе одного-двух часов. И цены на скипассы здесь не такие кусачие, как на «Красной поляне» – 2900 рублей за день катания.

«За сезон, который длится три-четыре месяца, в Приэльбрусье можно кататься до мая, а в Кировске и на майские, загрузка на российских горнолыжных курортах вырастет на 30-40%», – считает Ромашкин.

Однако куда больше туристов приедут отдыхать не на «Красную поляну», а в прибрежные районы Краснодарского края и Крым. Кроме того, что тут теплее и светит солнце, здесь есть также детский парк развлечений, где дети могут пропасть на несколько дней, ресторанная и клубная жизнь. Отсюда можно тоже съездить покататься на «Красную поляну».

«Поток туристов в прибрежной зоне в четыре-пять раз превышает горнолыжный поток. Многие специально живут внизу, потому что это будет стоить ровно в три раза дешевле. Номер в пятизвездочном отеле на «Красной поляне» стоит 15 тыс. рублей в сутки, а внизу – 4500 рублей. А добраться снизу до поляны можно за 45 минут на такси», – рассказывает Ромашкин.

А Крым в этом году обещает стать вообще уникальным регионом с точки зрения турпотока. Несмотря на карантин и весенний провал в туриндустрии, Крым может показать рекорд и по туристическому потоку выйти в этом году в ноль, говорит собеседник.

«В Сочи ждут падения турпотока в этом году на 15%, а Крым может выйти в минус 5% или даже в ноль. Если в прошлом году Крым принял 6,5 млн туристов, то в этом году он может принять столько же или немного меньше. Это будет лучший показатель среди российских регионов.

По сравнению, например, с такими печальными регионами, как Москва и Санкт-Петербург, где турпоток упадет более чем на 50%. В Крым вслед за летним турпотоком по инерции идет поток и зимой. Загрузка Крыма туристами на новогодние праздники в этом году в два раза лучше, чем год назад. В Краснодарском крае загрузка лучше на 80%», – говорит директор «Дельфина».

Чем же Крым привлекает туристов зимой? Во-первых, зимой всем хватает хороших отелей, в которых могут быть бассейн, спа-процедуры или лечение. Во-вторых, зимой цены намного ниже, чем летом, и можно спокойно объездить все побережье с его многочисленными достопримечательностями.

Кстати, если туристы в прошлом году в Крым прилетали и приезжали на личном автомобиле в пропорции примерно 50 на 50, то в этом году ситуация резко изменилась. Теперь 70% туристов приезжают в Крым на автомобиле. «Мы думали, что это свидетельство финансового кризиса. Но потом многие туристы нам рассказали, что у них два мотива ехать на машине. Во-первых, они считают, что это безопасней в условиях пандемии, во-вторых, они больше не хотят сидеть на одном месте, а хотят путешествовать по побережью, что удобней делать на собственном транспорте», – говорит Сергей Ромашкин. В сутки проживание в Крыму и Краснодарском крае стоит 2900 рублей, плюс стоимость авиабилетов в районе 7-10 тыс. рублей.

Единственная опасность, которая поджидает россиян, решивших провести свой отпуск в России, это неожиданное введение запретов из-за распространения коронавируса. В среду туррынок шокировали власти Санкт-Петербурга, которые решили закрыть работу всех кафе и ресторанов с 30 декабря по 3 января. Также в этот период запрещается доступ посетителей в музеи, театры, на выставки и концерты. Кроме того, в новогоднюю ночь в городе не будет работать метро. Туристы уже начали отменять свои туры.

На эту тему

«Надеемся, что другие губернаторы выстоят, и история апреля-марта не повторится. Сегодня мы отправили 200 писем нашим туристам, которые собирались отдохнуть в Санкт-Петербурге, что мы не сможем реализовать их программу на Новый год из-за закрытия объектов», – отмечает глава туроператора.

И конечно, многие, кто купил новогодний тур в Санкт-Петербург, получили в рамках госпрограммы поддержки кешбэк. В связи с отменой туров, предстоит сложная процедура возврата средств и кешбэка.

Однако в целом второй этап программы, который был запущен 15 октября и действует по 5 декабря, помог внутреннему туризму. «Мы продаем туры с кешбэком уже полтора месяца. Это дало прирост продаж в районе 30-35% к такому же периоду прошлого года. Большинство воспользовались этой возможностью, чтобы поехать отдохнуть, иначе они бы не поехали», – заключает собеседник.

Компания бизнесмена Пумпянского займется развитием курорта «Архыз»

Фото: АО «Курорты Северного Кавказа»

Группа «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского займется развитием и продвижением ВТРК «Архыз» в Карачаево-Черкесии.

Первый заместитель министра экономического развития РФ Михаил Бабич, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, генеральный директор Курортов Северного Кавказа Хасан Тимижев и президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский подписали соглашение о создании единой концепции развития горного курорта с учетом международных практик, сообщает пресс-служба Курортов Северного Кавказа.

В частности, до конца января 2021 года будет представлена дорожная карта реализации проекта, а к маю — обновленный мастер-план развития курорта. Мастер-план будет разработан по типу ведущих мировых горнолыжных курортов.

«Архыз один из самых динамично развивающихся курортов и именно у него самый большой потенциал развития. Сегодня из пяти туристических деревень, находящихся на Архызе согласно мастер-плану, развивается только две — Романтик и Лунная поляна. Три остальных деревни пока находятся на стадии проекта планировки. Сегодня мы видим здесь 25 км горнолыжных трасс, а при полной реализации этого проекта планируется оборудовать более 100 км трасс», — заявил Михаил Бабич.

По словам Темрезова, развитие туризма является мультипликатором для развития малого и среднего предпринимательства в регионе. Благодаря этому на курортах республики немалое количество мест размещения, точек общественного питания, развивается сфера услуг.

По информации пресс-службы КСК, инвестор уже имеет опыт в области строительства, развития и продвижения всесезонных горнолыжных курортов. Начиная с 2007 года на территории Архыза группой «Синара» были построены первые объекты инфраструктуры курорта — гостиницы «Романтик-1» и «Романтик-2», административное здание с сервис-центром, кресельная и гондольная канатные дороги, четыре горнолыжные трассы протяженностью 8 км.

В 2010 году правительством РФ на территории КЧР было создано ОЭЗ, управляющей компанией которой определено АО «КСК», после чего компания выкупила активы инвестора.

Читайте на РБК Pro

Уточняется, что в рамках сотрудничества группа компаний предлагает строительство дополнительных отелей разного уровня, что позволит обеспечить необходимые средства размещения для растущего туристического потока.

По данным РБК, группа «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского была создана в Екатеринбурге в 2003-2004 годах. Приоритетные бизнес-направления группы — машиностроение, финансовые услуги, девелопмент. Занимает 73 место в рейтинге крупнейших частных компаний России на 2018 год по версии журнала Forbes.

Инфраструктура курорта «Архыз» в настоящее время насчитывает более 140 объектов, среди них 25,5 км горнолыжных трасс, шесть подъемников, системы искусственного снегообразования, а также иные объекты, обеспечивающие функционирование курорта. Объем туристского потока ежегодно растет в среднем на 30% и в 2019 году составил 373 324 туристских прибытия.

Объем средств, вложенных резидентами ОЭЗ в строительство объектов коммерческой инфраструктуры в рамках реализации проектов, составляет 1,75 млрд рублей. Развитие курорта позволило создать 675 постоянных рабочих мест.

Читайте также: