Педагогические технологии в лагере труда и отдыха

Обновлено: 07.07.2024

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ.

3. Система организации лагерной смены: организационный период. основной период; итоговый период лагерной смены.

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ.

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения

Современный детский оздоровительный лагерь − это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 года), оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.

Основные задачи идеологической и воспитательной работы в оздоровительном лагере:

  • создание условий для усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, формирования национального самосознания и умения жить в поликультурном мире;
  • формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний;
  • формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению;
  • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников;
  • создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  • обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия;
  • формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ

В процессе воспитательной работы в оздоровительных лагерях необходимо обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности. При планировании и организации воспитательной работы в оздоровительных учреждениях (лагерях, центрах, оздоровительных и санаторно-курортных организациях, предоставляющих базу для оздоровления детей в летний период) следует учитывать следующие особенности:

− развитие личности ребенка будет происходить в условиях временного детского коллектива;

− специально созданное воспитательное пространство замещает ближайшее социальное окружение детей;

− воспитательные воздействия характеризуются высокой интенсивностью, а также монопольностью;

− широкое использование возможностей социально-территориального окружения способствует приобщению детей к социальному опыту и создает условия для включения воспитанников в разнообразную творческую деятельность.

Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • вариативность программ и методов их реализации.

Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является лагерная обстановка, которая существен­но отличается от домашней, прежде всего, отсутствием ро­дителей, и необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности и большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий.

Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений.

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря подразделяют на три периода: организационный, основной, заключительный.

3. Система организации лагерной смены

Смена в лагере (Ю.А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач

Лагерная смена (Л.В. Воронкова) – это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.

Специфика лагерной смены:

  • неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;
  • функционирование временных детских объединений – отрядов;
  • общение;
  • событийность.

В организационный период смены необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климата во временном детском коллективе, познакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам, выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Организационный период самый значимый в налаживании контактов вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря.

Основными характеристиками организационного периода являются:

  • это период адаптации воспитанников к лагерным условиям: режиму дня, рациону питания, новым требованиям;
  • это первая стадия формирования детского коллектива – отряда (стадия его образования), образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;
  • это период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;
  • как правило, длится 2-3 дня от заезда детей и завершается открытием лагерной смены;
  • чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены!

Этот период очень насыщен в плане вожатской деятельности, поэтому ему мы посвятим отдельную лекцию (тема 4).

В основной период лагерной смены работа строится таким образом, чтобы управление воспитательным процессом происходило через организацию самоуправляющих структур отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива. Необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. В этот период очень важно демонстрировать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия.

Основной период характеризуется:

  • реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого;
  • организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере;
  • включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда, лагеря;
  • развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;
  • активным общением и конфликтами воспитанников;
  • формированием и воздействием общественного мнения на отношения детей в отряде;
  • этот период длится около 14 дней, в зависимости от продолжительности смены;
  • на данном этапе важно не замыкаться на деятельности внутри отряда, необходимо выстраивать коллективные взаимоотношения с другими отрядами, выходить на активную деятельность в лагере.

Задачи основного периода:

  • Развивать творческий потенциал воспитанников.
  • Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
  • Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
  • Создать условия для самореализации воспитанников.

Содержание деятельности вожатого:

  • реализация программы воспитательной деятельности вожатого;
  • организация и включение детей в различные виды деятельности;
  • проведение коллективных творческих дел;
  • деятельность профильных детских объединений по интересам;
  • корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности;
  • функционирование органов самоуправления в отряде.

Примерными формами работы в основной период являются: конкурсы и конкурсные программы, викторины, соревнования, праздники, туристические походы и т. п.

В заключительный (итоговый) период необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены, помочь ребенку определить перспективу своего дальнейшего развития.

Заключительный (итоговый) период является:

  • периодом эмоциональной напряженности от предстоящей разлуки;
  • временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности, как воспитанниками, так и вожатыми.

Вожатый должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем!

Задачи заключительного периода:

  • Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
  • Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
  • Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
  • Подготовить детей к отъезду из лагеря.

Содержание деятельности вожатого включает: анализ работы на совете отряда и сборе, церемония награждения победителей, соревнований, конкурсов, подготовку и проведение закрытия лагерной смены.

К примерным организационным формам работы можно отнести КВН «Было, братцы, было!», отрядный (общелагерный) костер, выпуск газеты «По секрету всему свету», игру-эстафету «Вместе весело и интересно», закрытие лагерной смены (итоговый концерт).

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ

Кодекс Республики Баларусь об образовании от 13 января 2011
№ 243-З.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 марта2011 г. № 8 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта2007 г. № 27».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 № 125 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 декабря2002 г. № 55 «Об утверждении положения об оздоровительном лагере».

Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 1 апреля2011 г. № 13.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам организации летнего оздоровления детей.

Министерство образования ежегодно направляет для использования в работе методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха, разработанные в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь.

Педагогические технологии в системе летней лагерной практики

Летняя лагерная практика является составной частью учебного процесса по подготовке студентов-педагогов. Она направлена на повышение педагогического мастерства студентов, закрепление и углубление знаний, полученных ими в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений и опыта работы по изучаемой специальности, в частности истории. А педагогические технологии помогают студентам легче пройти лагерную практику.

В современной педагогике существует множество определений технологии и педагогической технологии в частности. Термин „технология” получил множество (более трехсот) формулировок. Порой бывает, что определения противоречат сами себе. Для понимания сущности приведём основную из них:

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [2, с. 10];

Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

Пед. Технологии = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения [5, с. 56].

Летний лагерь – контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространенный способ организации детского отдыха в период летних каникул [1].

Основными задачами лагеря являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, экологическое воспитание и развитие детей и подростков [4].

Летняя практика проводится в целях расширения профессионально-педагогических знаний студентов и вооружения их методикой воспитательной работы с детьми в условиях летних каникул.

- овладение умениями организовывать жизнедеятельность детей и подростков в лагерях в соответствии с принципами их деятельности;

- развитие ответственного и творческого отношения к работе с детьми в условиях лагеря;

- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях каникул;

- овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;

- освоение специфики работы с трудновоспитуемыми детьми в лагере [4].

Успех вожатого в умении стать своим для ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. И это действительно будет дружба, потому что вы искренне хотите им добра, хотите сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть, теша амбиции [3].

- научиться самостоятельно работать с детским коллективом;

- овладеть содержанием и различными формами и методами работы в летний период;

- развивать ответственное и творческое отношение к проведению оздоровительной и воспитательной работе с детьми [4].

Пройдя летнюю лагерную практику, и на собственном опыте убедившись в её важности, могу утверждать, что педагогические технологии – важное звено в системе летнего лагеря. Без применения этих технологий человеку, не сталкивавшемуся до этого с такого рода работой, будет крайне сложно управлять детским коллективом. Поэтому считаю этот вид практики студента-педагога очень важным звеном в системе образования Украины.

Проанализированы способы применения педагогических технологий при прохождении практики в летнем оздоровительном лагере.

Ключевые слова: педагогические технологии, воспитатель летнего оздоровительного лагеря, задачи практики.

Литература :

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / Кларин М. В. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

Пархачёв П. И. Вожатому : методический сборник / Пархачёв П. И. – Железногорск: 2006. – 46 с.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Селевко Г. К. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования

администрации муниципального района Янаульский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция юных техников г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Выполнила: педагог- организатор

Саляхова Алия Рафаэловна

1.Описание методической разработки. ----------------------------- 3-5

Разработка на тему: «Здравствуй лагерь!».

5.Список использованных источников ---------------------------- 19

б) Музыкальное сопровождение.

  • Песня “Круто ты попал”
  • Песня “Изгиб гитары желтой”
  • Песня “Настоящий друг”
  • Песня “Прекрасное далеко”
  • Песня “Дорогою добра”
  • Песня “Воспитание”
  • Песня “В каждом маленьком ребенке”
  • Песня “Усатый нянь”
  • Песня “Антошка”
  • Песня “В гостях у сказки”
  • Песня “Маленькая страна”
  • Песня “От улыбки”
  • Песня «Да, здравствует сюрприз!»
  • Тан цевальные мелодии

Описание методической разработки

Тема методической разработки: «Игровые технологии в педагогическом сопровождении лагеря с дневным пребыванием детей»

Данная методическая разработка посвящена игровым технологиям в лагере с дневным пребыванием детей.

В процессе изучения данной темы и гровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Ежегодно для детей нашей станции юных техников проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере с дневным пребыванием детей «Страна Сютландия ». В нем отдыхают дети младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей –сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. . Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к ЗОЖ. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. А главное оздоровление и получение навыков здорового образа жизни. Данная разработка заинтересует педагогов дополнительного образования, организаторов и вожатых.

Цель методическая: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в воспитательный процесс, показать эффективности метода, создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время оздоровительного сезона.

  • организация досуга, отдыха и оздоровления детей.
  • развитие творческих способностей детей.
  • расширение кругозора, любознательности.
  • раскрытие понятия игровых технологий;
  • показ основных разновидностей игр в лагере с дневным пребыванием детей;
  • изучение опыта работы по исследуемой теме.

Основные принципы организации игры:

  • отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
  • принцип развития игровой динамики;
  • принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

  • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам;
  • логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

Особенности роли педагога:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  • подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к воспитательной деятельности.

Мероприятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил.

Предварительная подготовка . Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

Обязательная констатация результата игры.

Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ребенка, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Технологические особенности (технические условия, используемое оборудование и т. д.):

Мультимедийный комплекс (ПК, проектор), музыкальное оформление, фонограмма песни, сборник игр, сундучок желаний, карточки

Формы организации деятельности- групповая, фронтальная, парная и индивидуальная.

Тема мероприятия : «Здравствуй, лагерь!».

Цель мероприятия: получить как можно больше информации о ребятах, знакомить с традициями и законами лагеря.

Материально-техническое обеспечение занятия: Мультимедийный комплекс (ПК, проектор), музыкальное оформление, фонограмма песен, сборник игр.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

Учебный год для детей связан с довольно серьезными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул – это мечта о любимых занятиях. Дети хотят вдоволь накупаться, почитать, поиграть, просто погулять.

Педагог должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самостоятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время выступает игра. Она обеспечивает условия для всестороннего, гармоничного развития личности.

Посредством игровой деятельности педагог решает определенные воспитательные задачи, направленные на развитие коммуникативной культуры, на создание благоприятного микроклимата в коллективе, на раскрытие личностных качеств детей и подростков и способности к адаптации в сложившейся ситуации.

Нахождение ребенка в лагере позволяет создать единое воспитательное пространство, построить единую систему требований в соответствии с общественными нормами и ценностями. Нетрадиционный характер взаимодействия детей по содержанию и по форме позволяет включить ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности.

Игровая деятельность – особая сфера детской активности. Без игры и романтики детям жить скучно, неинтересно. По словам С.Т. Шацкого, «серость жизни детей и подростков вызывает у них нечто вроде настоящего заболевания».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом ее использовании она может стать незаменимым помощником педагога. О воспитательном значении игры говорили такие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и другие. Ребенок в игре познает радость познания, радость творчества, радость общения. В совместной игровой деятельности наблюдается повышение жизненной энергии в результате взаимодействия, сопереживания, сотрудничества. Эффективность игры в условиях лагеря обусловлена тем, что в процессе отдыха на природе, вступая в игровое общение со сверстниками и взрослыми, каждый ребенок проявляется наиболее естественным образом, реализуя потенциал своих позитивных качеств. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определенные правила. Добровольное подчинение последним – важнейший момент игры. В игровой деятельности у детей и подростков формируется произвольное поведение и новые личностные ценности. Игровые отношения опосредованно (а иногда и прямо) оказывают влияние на коррекцию навыков неигрового общения детей и вне игровой деятельности.

В процессе игрового взаимодействия взрослому может отводиться роль руководителя-организатора, партнера, комментатора, наблюдателя. Последняя роль чрезвычайно важна для составления так называемого портрета отряда. Особый интерес могут представлять поведенческие проявления детей в момент переживаний удач и неудач, вербальной и невербальной связи, проявление интереса к игровому общению, отношение со сверстниками и взрослыми в процессе игры.

Сами дети не осознают игру как специальный педагогический прием: они с удовольствием участвуют в игровых действиях, разыгрывают ситуации, которые помогают им критически взглянуть на свою жизнь и осмыслить ее перспективы; с радостью разбирают коллизии отношений в отряде.

Дети не замечают, а мы, педагоги, говорим, что игра – важнейшее средство развития коллектива, его нравственного воспитания. Она дает возможность сплачивать коллектив, гибко и мягко воздействовать на внутренний мир детей и подростков, укреплять добрый и бодрый дух отряда.

Игровые технологии являются и сегодня актуальными. Ориентируясь на интересы детей оздоровительного центра (а они выявляются каждое лето в ходе проведения входящей и итоговой диагностики), а так же на потребности социума, авторы разрабатывают новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняют их новой тематикой и нестандартным содержанием. Разработка осуществляется даже не целиком на летнюю смену (все сезоны), а на каждую оздоровительную смену.

Часто многие дети в первые дни в лагере чувствуют себя неуютно, им все здесь не знакомо и очень хочется домой, к родным и друзьям. От этого ребята слишком скованы, чуть ли не боятся друг друга, а просьба рассказать о себе воспринимается как что-то невозможное. Чтобы ждать, пока все перезнакомятся сами и подружатся, просто нет времени, ведь в насыщенных событиями днях делать что-то вместе (оформлять уголок, готовиться к открытию и т.д.) нужно уже с первого дня. И не очень приятно, если дети обращаются друг к другу: «эй!», «девочка в желтой кофте» или «э, иди сюда». Лучше ведь, когда называют своим родным именем, которое так ласкает слух. Да и для вожатого очень важно с первых минут запомнить всех детей по именам, а так же получить первое представление о ребенке.

Бесспорно, быстрее познакомиться помогут «визитки» (бэджы) для каждого ребенка и совместная деятельность (та же подготовка уголка). Но лучше всего знакомиться в процессе игры. В данной разработке собраны игры, которые помогут в первые дни снять «зажатость», преодолеть стеснение и узнать друг друга. Поэтому здесь представлен блок игр и на запоминание имен, и на выявление интересов детей, и на выявление лидеров, как деловых, так и эмоциональных. Это необходимо для того, чтобы вожатый мог в своей дальнейшей деятельности опираться на них. С одной стороны, это облегчит работу вожатого, а с другой, даст возможность ребенку реализовать свои лидерские способности.

Современные педагогические технологии в деятельности старшего вожатого

В основе деятельности старшего вожатого входит не только стремление к новому, внедрение инновационных методов работы и организации внеучебной деятельности учащихся, но и воспитание и формирование его личностных качеств, позитивного мышления и развитие творческого «Я». Воспитание и развитие ребенка всегда было сложной задачей. В быстроразвивающемся обществе существуют такие проблемы как безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, отсутствие личных и профессиональных целей. Данные факторы делают процесс воспитания еще более трудным. В связи с этим необходимо четко определить цели в обучении и воспитании учащихся, требуется особый подход в воспитании и формировании личности ребенка.

В своей работе наряду с традиционной, технологией коллективного творческого дела, проектной деятельности, я использую инновационный опыт работы подчерпнутый у Маленкова Л.И., Лизинского В.М., Л. Евдокимова, и, конечно же самой большой базой моего педагогического опыта работы со школьниками стали труды А.С.Макаренко.

Я считаю, что одной из основных задач старшего вожатого в образовательном учреждении является не только формирование и работа с ученическим активом, в который входят совет ученического самоуправления и детская общественная организация, но и развитие личностных и творческих качеств учащегося. Ведь групповая деятельность учащихся является эффективным методом развития лидерских и коммуникативных навыков, позволяющая наладить общение и влиться в коллектив.

Особое место в работе старшего вожатого является начальная школа, ведь с этого возраста можно нужно развивать коммуникативные и лидерские качества ребенка. В этот период необходимо тесное сотрудничество с классным руководителем класса, социально-психологической службой школы. Основой работы с младшим звеном школы является шефская работа старшего звена, ведь она позволяет влиться в школьную жизнь и подготовить новое поколение активистов.

Дарить тепло, освещать дорогу тем, кто только начинает жить, отдавать всю себя без остатка детям, своим воспитанникам – вот главное призвание старшего вожатого. Ведь воспитать человека – дело непростое. Тем более что старший вожатый - не волшебник. А просто обыкновенный взрослый человек, взваливший на свои плечи нелегкую ответственность за души и судьбы учеников. [1].

Воспитательный процесс должен содержать организацию и проведение различного рода мероприятий, виды деятельности, которые пробуждают творческую сторону личности ребенка, развивают его фантазию. Для успешной реализации воспитательного процесса необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; педагогика сотрудничества [1]. Ведь задачей старшего вожатого является раскрыть детские сердца, привить им любовь к творчеству, научить их взаимопониманию и принятию себя как личности.

Для себя я вывела алгоритм успеха в работе с учащимися:

Необходимо создать и сплотить коллектив

Необходимо увлечь учащегося работой в коллективе

Необходимо поставить перед учащимися цель, которую они должны и могут достичь

Необходимо сформировать стиль общения между учащимися

Старший вожатый должен стать связующим звеном между школой и учащимися

Необходимо выработать традиции, которые помогут в формировании коллектива

В работе старшего вожатого данные правила необходимы для формирования ученического коллектива. Ведь старший вожатый является не только руководителем детской организации, но и полноправным её членом, который должен, руководствуясь своим опытом, направлять детей в нужное русло, помочь им развить себя и научить достигать поставленных целей.

Список литературы:

Галдина С.А. Информационная карта инновационного опыта. Использования современных педагогических технологии в воспитательной деятельности.

Программа летнего трудового лагеря при школе
рабочая программа на тему

Лето - самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. Во время лентних каникул происходит разрядка накопившейся напряженности за год. восстановление израсходованных сил , здоровья, развития творческого потенциала ,эти функции выполняет ЛТО.

ВложениеРазмер
moya_programma_lagerya_truda_2018.docx 70.44 КБ

«Игровые технологии в педагогическом сопровождении лагеря с дневным пребыванием детей» (методическая разработка)
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка посвящена игровым технологиям в лагере с дневным пребыванием детей.

В процессе изучения данной темы игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробу­дить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как по­лигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодо­ление различных трудностей, возни­кающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведе­ния, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в сис­тему общественных отношений, усво­ение норм человеческого общежития.

Ежегодно для детей нашей станции юных техников проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере с дневным пребыванием детей «Страна Сютландия ». В нем отдыхают дети младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей –сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. . Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к ЗОЖ. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. А главное оздоровление и получение навыков здорового образа жизни. Данная разработка заинтересует педагогов дополнительного образования, организаторов и вожатых.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka.doc 557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Торопецкого района Плоскошская средняя общеобразовательная школа

на заседании педагогического совета протокол № ____

от «__ » _____ 2018 г.

от « ___» _______2018 г.

лагеря труда и отдыха

( команда ребят умеющих трудиться и отдыхать)

Возраст детей: 14 - 17 лет;

Срок реализации: 1 год.

Плоскошь 2018 г.

  1. Информационная карта программы
  2. Нормативно-правовое обеспечение
  3. Пояснительная записка
  4. Механизм реализации программы
  5. Сроки и условия пребывания
  6. Участники программы
  7. Материально-техническое обеспечение программы
  8. Кадровое обеспечение программы
  9. Педагогическое обеспечение
  10. Методическое обеспечение
  11. Содержание деятельности
  12. Ожидаемые результаты
  13. Показатели эффективности
  14. Режим дня лагеря труда и отдыха
  15. Трудовые дела
  16. План работы лагеря труда и отдыха «Круто»
  17. Приложение

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Спортивно – оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально - адаптационное.

Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха «Круто» (команда ребят умеющих трудиться и отдыхать) при МБОУ ТР Плоскошская СОШ

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Торопецкого района Плоскошская средняя общеобразовательная школа

ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона

Веселова Галина Ивановна учитель музыки и ИЗО

- Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство.

- Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.

- Закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;

- Социально – трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству;

- Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству.

- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни;

- Формирование культуры межличностного общения;

- Профилактика безнадзорности, правонарушений подростков.

-Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

-Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

-Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

-Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка

Место реализации программы

МБОУ ТР Плоскошская СОШ

РФ.172870 Тверская область, Торопецкий район, посёлок Плоскошь,

улица Первомайская д.1

Количество участников программы

1 смена – 10 учащихся

Возраст участников программы

1 смена - 01.06.18г.-22.06.18г.

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

- Приказ Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПин 2.4.4.2599-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25)

- Постановение администрации Торопецкого района Тверской области №136 от 24.04.2017 г. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Торопецкого района в 2017 году».

- Устав МБОУ ТР Плоскошская СОШ;

-Приказ МБОУ ТР Плоскошская СОШ «Об организации летнего лагеря с дневным пребыванием» №___ от _____2018г.

- Положение о летнем оздоровительном лагере;

- Должностные инструкции работников лагеря;

- Договор с родителями;

-Акт приёмки лагеря.

Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в посёлке как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется одним отрядом с наполняемостью 10 человек.

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство. Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.

Читайте также: